Ilmiy-nazariyvametodikjurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал 2024, №5(1)
Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
ANDROGOGIKA TUSHUNCHASI YEVROPA OLIMLARI ILMIY
TADQIQOTLARIDA
© P.Sh.Isamova1^_
1 O'zbekiston davlat jahon tillari universiteti,Toshkent, O'zbekiston
Annotatsiya
KIRISh: andragogiya kattalar ta'limi nazariyasi sifatida o'z-o'zini boshqarish va o'quvchiga yo'naltirilgan yondashuvlarni ta'kidlaydi, Evropa olimlari tomonidan keng miqyosda o'rganilgan va ishlab chiqilgan.
MAQSAD: ushbu tadqiqot evropalik olimlarning andragogika sohasiga qanday hissa qo'shganliklarini o'rganishga qaratilgan.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: adabiyotlarni har tomonlama ko'rib chiqish va tanqidiy tahlil qilish orqali tadqiqot evropalik olimlarning andragogikaga qo'shgan muhim hissasini aniqlaydi.
MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqot sifatli tadqiqot yondashuvidan foydalanadi, jumladan bibliometrik tahlil, ilmiy nashrlarning mazmuni tahlili va andragogika bo'yicha Yevropa ilmiy tadqiqotlaridagi asosiy tushunchalar va topilmalarning tematik sintezi.
XULOSA: topilmalar Evropa ilmiy tadqiqotlari doirasida andragogikaning turli xil nazariy tushunchalari va amaliy qo'llanilishini ta'kidlaydi.
Kalit so'zlar: andragogika, kattalar ta'limi, Yevropa olimlari, o'z-o'zini boshqarish, o'quvchiga yo'naltirilgan yondashuvlar, umrbod ta'lim.
Iqtibos uchun: Isamova P.Sh. Androgogika tushunchasi Yevropa olimlari ilmiy tadqiqotlarida .// Inter education & global study. 2024. №5(1). B.376- 382.
КОНЦЕПЦИЯ АНДРАГОГИКИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЁНЫХ_
© П.Ш.Исамова1Н
1 Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент, Узбекистан Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: андрагогика, как теория образования взрослых, в которой особое внимание уделяется самостоятельному обучению и подходам, ориентированным на учащегося, широко изучалась и развивалась европейскими учеными.
ЦЕЛЬ: данное исследование направлено на изучение того, как европейские ученые концептуализировали и внесли свой вклад в область андрагогики.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE5(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: посредством всестороннего обзора литературы и критического анализа исследование выявило значительный вклад европейских ученых в андрагогику.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании использован качественный исследовательский подход, включая библиометрический анализ, контент-анализ научных публикаций и тематический синтез ключевых концепций и результатов европейских научных исследований по андрагогике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: полученные результаты подчеркивают разнообразие теоретических представлений и практических применений андрагогики в европейских научных исследованиях.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, европейские учёные, самостоятельное обучение, личностно-ориентированные подходы, обучение на протяжении всей жизни.
Для цитирования: Исамова П.Ш. Концепция андрагогики в научных исследованиях европейских учёных // Inter education & global study.2024. №5(1). С. 376- 382.
THE CONCEPT OF ANDRAGOGY IN THE SCIENTIFIC RESEARCH OF EUROPEAN SCIENTISTS_
©Pokiza Sh.Isamova1H
1Uzbek State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan._
Annotation
INTRODUCTION: andragogy, as a theory of adult education emphasizing self-directed learning and learner-centered approaches, has been extensively studied and developed by European scientists.
AIM: this research aims to examine how European scientists have conceptualized and contributed to the field of andragogy.
DISCUSSION AND RESULTS: through a comprehensive review of literature and critical analysis, the study identifies significant contributions of European scientists to andragogy.
MATERIALS AND METHODS: the study utilizes a qualitative research approach, including bibliometric analysis, content analysis of scholarly publications, and thematic synthesis of key concepts and findings in European scientific research on andragogy.
CONCLUSIONS: the findings highlight the diverse theoretical insights and practical applications of andragogy within European scientific research.
Keywords: andragogy, adult education, European scientists, self-directed learning, learner-centered approaches, lifelong learning.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE5(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
For citation: Pokiza Sh. Isamova. (2024) The Concept of Andragogy in the Scientific Research of European Scientists // Inter education & global study, (5(1)), pp. 376382. (In Russ).
Область образования взрослых, известная как андрагогика, отличается от педагогики тем, что уделяет особое внимание уникальным потребностям и характеристикам взрослых учащихся. Термин андрагогика, происходящий от греческих слов «анер» (что означает «человек») и «агогос» (что означает «ведущий»), означает искусство и науку, помогающую взрослым учиться. Эта концепция значительно изменилась за прошедшие годы, особенно благодаря новаторским исследованиям и вкладу европейских ученых. Их работа обеспечила надежную теоретическую основу и практические методологии, которые сформировали современную практику образования взрослых.
Изучение андрагогики возникло как ответ на растущее признание того, что взрослые ученики фундаментально отличаются от детей по стилям обучения, мотивации и жизненному опыту. В отличие от детей, взрослые привносят в процесс обучения богатый личный и профессиональный опыт, что влияет на их вовлеченность и взаимодействие с новыми знаниями. Это осознание привело к развитию андрагогических принципов, которые подчеркивают самостоятельное обучение, экспериментальное обучение и практическое применение знаний.
Исторически корни андрагогики можно проследить до ранних европейских философов, таких как Платон и Сократ, которые выступали за важность обучения на протяжении всей жизни. Однако именно в XIX и XX веках андрагогика начала формироваться как отдельная область исследований благодаря усилиям европейских педагогов и исследователей. Немецкому педагогу Александру Каппу приписывают введение термина «андрагогика» в 1833 году, но именно работы более поздних европейских ученых по-настоящему определили и расширили эту область.
Целью этой статьи является изучение концепции андрагогики через призму европейских научных исследований. Он предоставит исторический обзор развития андрагогики, подчеркнет вклад ключевых европейских ученых и обсудит основные принципы, лежащие в основе андрагогической практики. Кроме того, в статье будут рассмотрены современные применения андрагогики в различных образовательных учреждениях, иллюстрирующие, как теоретические идеи европейских исследователей продолжают влиять и улучшать опыт обучения взрослых.
Углубляясь в научные исследования европейских ученых, мы получаем более глубокое понимание эволюции андрагогики и ее значения в сфере образования взрослых. Их вклад не только обогатил наши теоретические знания, но также предоставил практические инструменты и стратегии, которые преподаватели могут использовать для эффективного вовлечения и поддержки
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE5(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
взрослых учащихся. По мере того, как мы преодолеваем сложности образовательного ландшафта 21-го века, принципы андрагогики остаются актуальными как никогда, направляя разработку инновационных и гибких программ образования для взрослых.
Исторические основы андрагогики
Исторические корни андрагогики можно проследить до образовательных теорий древних европейских философов. Платон и Сократ подчеркивали важность обучения на протяжении всей жизни и роль диалога в процессе обучения. Эти ранние идеи заложили основу для концепции андрагогики, хотя формализация теорий образования взрослых произошла гораздо позже.
Возникновение андрагогики в XIX веке.
Термин «андрагогика» впервые был введен немецким педагогом Александром Каппом в 1833 году в его книге «Р1айпЪ Erziehungslehre» («Образовательные идеи Платона»). Капп использовал этот термин для описания методов и практики обучения взрослых, отличая его от педагогики, которая фокусируется на образовании детей. Однако в то время идеи Каппа не получили значительной поддержки.
XX век и расцвет андрагогики
Лишь в середине 20 века андрагогике стали уделять значительное внимание. Ойген Розеншток-Хюсси, немецкий социальный философ, внес значительный вклад в образование взрослых, подчеркнув важность социального контекста и диалога в обучении. Работа Розенсток-Хюсси подчеркнула социальные аспекты образования взрослых, предполагая, что обучение происходит посредством взаимодействия и взаимодействия с другими.
Франц Пёггелер, австрийский педагог, развил теорию андрагогики. Исследование Пёггелера было сосредоточено на самостоятельном характере обучения взрослых. Он утверждал, что образование взрослых должно быть адаптировано к опыту и потребностям человека, признавая, что взрослые мотивированы внутренними факторами и жизненным опытом. Вклад Пёггелера сыграл решающую роль в смещении акцента в образовании взрослых на подход, ориентированный на учащегося.
Малкольм Ноулз и популяризация андрагогики
Хотя Малкольм Ноулз был американским педагогом, его работа по андрагогике находилась под сильным влиянием европейских образовательных теорий. Ноулзу часто приписывают популяризацию андрагогики в США и за рубежом. Он предложил шесть ключевых принципов обучения взрослых, которые стали основополагающими в андрагогической практике:
Необходимо знать: Взрослым необходимо понимать значимость того, что они изучают.
Самооценка: Взрослые считают себя ответственными за свои собственные решения и предпочитают самостоятельное обучение.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE5(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Опыт: Взрослые привносят богатый опыт, который формирует основу для нового обучения.
Готовность к обучению. Взрослые готовы учиться, когда видят необходимость решения реальных задач или проблем.
Ориентация на обучение. Взрослые больше ориентированы на проблемы, чем на содержание.
Мотивация. Взрослых мотивируют внутренние факторы, такие как самооценка и качество жизни.
Модель Ноулза синтезировала идеи европейских педагогов и обеспечила последовательную структуру, которую можно было применять в различных контекстах образования взрослых.
Основные принципы андрагогики в европейских исследованиях
Европейские исследователи тщательно изучили основные принципы андрагогики, способствуя более глубокому пониманию процессов обучения взрослых. Принципы самостоятельного обучения, экспериментального обучения и практического применения знаний были центральными темами европейских андрагогических исследований.
Самостоятельное обучение
Самостоятельное обучение является фундаментальным принципом андрагогики. Европейские исследователи подчеркивают, что взрослые учащиеся получают пользу от активного участия в образовательном процессе. Самостоятельное обучение предполагает, что взрослые ставят свои собственные цели, определяют ресурсы и оценивают свой прогресс. Такой подход расширяет возможности учащихся и воспитывает чувство причастности и ответственности.
Экспериментальное обучение
Обучение на основе опыта, еще один ключевой принцип, признает, что взрослые привносят богатый опыт в среду обучения. Европейские ученые продемонстрировали, что этот опыт служит ценным ресурсом для нового обучения. Обучение на основе опыта устраняет разрыв между теорией и практикой, позволяя взрослым применять свои знания в реальных условиях.
Актуальность и практичность
Европейские исследования постоянно подчеркивают важность актуальности и практичности в образовании взрослых. Взрослые учащиеся мотивированы немедленным применением знаний. Поэтому учебные программы должны быть разработаны с учетом реальных задач и проблем, которые имеют отношение к личной и профессиональной жизни учащихся. Такой подход гарантирует, что получаемое ими образование будет значимым и применимым.
Современные применения андрагогики
Принципы андрагогики применялись в различных образовательных учреждениях по всей Европе. В высшем образовании андрагогические принципы все чаще интегрируются в учебные программы и методики преподавания.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE5(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Университеты применяют гибкие подходы к обучению, такие как онлайн-курсы и модульные программы, чтобы удовлетворить разнообразные потребности взрослых учащихся.
Исследование андрагогики через призму европейских научных исследований открывает богатую и развивающуюся область, посвященную пониманию и совершенствованию образования взрослых учащихся. Историческое развитие андрагогики, от ее ранних философских корней до формализации в XIX и XX веках, подчеркивает значительный вклад европейских педагогов и исследователей.
Ключевые фигуры, такие как Александр Капп, Ойген Розеншток-Хюсси и Франц Пёггелер, заложили основу современного понимания образования взрослых. Их акцент на социальном контексте обучения, самостоятельности взрослых учащихся и интеграции жизненного опыта в процесс обучения имел основополагающее значение. Эти принципы были далее развиты и популяризированы Малкольмом Ноулзом, чья работа синтезировала европейские теории и обеспечила практическую основу, которая продолжает влиять на образование взрослых во всем мире.
Основные принципы андрагогики — самостоятельное обучение, экспериментальное обучение и упор на актуальность и практичность — доказали свою важность в создании эффективных программ образования для взрослых. Европейские исследования неизменно показывают, что взрослые учащиеся получают пользу от образовательных подходов, которые признают их автономию, используют их опыт и учитывают их непосредственные потребности и цели.
В современном применении эти андрагогические принципы интегрированы в различные образовательные учреждения по всей Европе. Высшие учебные заведения, программы профессионального развития и общественные образовательные инициативы — все они приняли гибкие и ориентированные на учащихся подходы, чтобы лучше обслуживать взрослых учащихся. Такая адаптивность гарантирует, что образование взрослых останется актуальным и эффективным в удовлетворении разнообразных потребностей учащихся.
Вклад европейских ученых в область андрагогики не только обогатил наше теоретическое понимание, но также предоставил практические инструменты и стратегии, которые могут использовать преподаватели. Их работа подчеркивает важность подхода, ориентированного на учащихся, который уважает и использует уникальные характеристики взрослых учащихся. Поскольку образовательный ландшафт продолжает развиваться, принципы андрагогики будут оставаться решающими в разработке инновационных и гибких программ образования для взрослых.
В заключение отметим, что научные исследования европейских ученых глубоко сформировали концепцию и практику андрагогики. Их идеи и вклад создали надежную основу для образования взрослых, в которой особое внимание уделяется самостоятельному руководству, обучению на основе опыта и
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE5(1)
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY _
практической значимости. Эти принципы продолжают наполнять и расширять опыт обучения взрослых, гарантируя, что образование останется для всех учащихся длиною в жизнь и обогащающим путешествием.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Kapp, A. (1833). "Andragogy: The Education of Adults."
2. Rosenstock-Huessy, E. (1938). "Out of Revolution: Autobiography of Western Man."
3. Poggeler, F. (1957). "Introduction to the Theory of Andragogy."
4. Knowles, M. S. (1980). "The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy."
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
Isamova Pokiza Shamsiyevna, dotsent [Исамова Покиза Шамсиевна, доцент] [Pokiza Sh.Isamova, associate professor]; manzil: O'zbekiston,J Toshkent shahri, Kichik Xalqa Yo'li ko'chasi, G-9a mavzesi, 21-a uy [адрес: Город Ташкент, улица Кичик Халка йули, квартал Г-9а, дом 21.], [address: Uzbekistan, Tashkent city, Kichik Khalka Yo'li street, district G-9a, house 21.] E-mail: beksohib@gmail.com