Научная статья на тему 'АНДРЕЙ ЛЕКСИН: РОК-РЕПУТАЦИЯ В ЭПОХУ КОНЦА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПЕРЕХОДА В АНТИУТОПИЮ, В «ПЛАСТМАССОВЫЙ МИР» ЕГОРА ЛЕТОВА'

АНДРЕЙ ЛЕКСИН: РОК-РЕПУТАЦИЯ В ЭПОХУ КОНЦА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПЕРЕХОДА В АНТИУТОПИЮ, В «ПЛАСТМАССОВЫЙ МИР» ЕГОРА ЛЕТОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-РЕПУТАЦИЯ / ПАНК-РОК / ПОСТ-ПАНК / РУССКИЙ РОК / РОКПОЭЗИЯ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ГРУППЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лексина Анна Владимировна

В статье рассматривается рок-репутация Андрея Лексина, создателя и фронтмена группы «LeX’iN band», в своём творчестве, продолжающем традиции панк-рока. В музыкальной стилистике творчество группы ориентируется на направление, заданное панк-группами середины 70-х гг., в идейно-тематическом - на ценностные установки, заданные Егором Летовым и его группой «Гражданская оборона». Предпринимается попытка представить влияние эпохи конца постмодернизма или пост-пост-панка на формирование рок-репутации Андрея Лексина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDREY LEKSIN: ROCK REPUTATION IN THE ERA OF THE END OF POSTMODERNISM AND THE TRANSITION TO DYSTOPIA, TO THE “PLASTIC WORLD” BY YEGOR LETOV

The article discusses the rock-the reputation of Andrew Leksin, founder and frontman of the group “LeX’iN band”, in his work continues the tradition of punk rock, a musical style developing in the direction of the punk groups of the mid-70s, in the ideological and thematic assumed values specified by Egor Letov and his group “Grazhdanskaya Oborona” An attempt is made to present the influence of the post-punk era on the formation of Andrey Leksin’s rock reputation.

Текст научной работы на тему «АНДРЕЙ ЛЕКСИН: РОК-РЕПУТАЦИЯ В ЭПОХУ КОНЦА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПЕРЕХОДА В АНТИУТОПИЮ, В «ПЛАСТМАССОВЫЙ МИР» ЕГОРА ЛЕТОВА»

УДК 821.161.1-192:785 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

А. В. ЛЕКСИНА

Коломна

АНДРЕЙ ЛЕКСИН: РОК-РЕПУТАЦИЯ В ЭПОХУ

КОНЦА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПЕРЕХОДА В АНТИУТОПИЮ,

В «ПЛАСТМАССОВЫЙ МИР» ЕГОРА ЛЕТОВА

Аннотация. В статье рассматривается рок-репутация Андрея Лексина, создателя и фронтмена группы «LeX'iN band», в своём творчестве, продолжающем традиции панк-рока. В музыкальной стилистике творчество группы ориентируется на направление, заданное панк-группами середины 70-х гг., в идейно-тематическом -на ценностные установки, заданные Егором Летовым и его группой «Гражданская оборона». Предпринимается попытка представить влияние эпохи конца постмодернизма или пост-пост-панка на формирование рок-репутации Андрея Лексина.

Ключевые слова: рок-репутация; панк-рок; пост-панк; русский рок; рок-поэзия; рок-музыка; рок-группы; музыкальное творчество; поэтическое творчество.

Сведения об авторе: Лексина Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, свободный исследователь.

Контакты: 140452, Московская обл., Коломенский р-н, д. Малое Уварово, 30; leksina.a@yandex.ru.

A. V. LEKSINA

Kolomna

ANDREY LEKSIN: ROCK REPUTATION IN THE ERA OF THE END OF POSTMODERNISM AND THE TRANSITION TO DYSTOPIA, TO THE "PLASTIC WORLD" BY YEGOR LETOV

Abstract. The article discusses the rock-the reputation of Andrew Leksin, founder and frontman of the group "LeX'iN band", in his work continues the tradition of punk rock, a musical style developing in the direction of the punk groups of the mid-70s, in the ideological and thematic assumed values specified by Egor Letov and his group "Gra-zhdanskaya Oborona" An attempt is made to present the influence of the post-punk era on the formation of Andrey Leksin's rock reputation.

Keywords: rock reputation; punk rock; post-punk; Russian rock; rock poetry; rock music; rock bands; musical creativity; poetical creativity.

About the author: Lexina Anna Vladimirovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Free Researcher.

Обращаясь к понятию «рок-репутация», производному от понятия «литературная репутация», предложенному ещё в начале двадцатого века Иваном Никаноровичем Розановым в написанной в 1928 году одноимённой книге «Литературные репутации» [4], отметим, что изучение теории и истории рок-репутаций - направление весьма перспективное. В таком масштаб-

© Лексина А. В., 2021

ном пласте культуры, как рок-культура, есть много изученных и достаточно подробно описанных исследователями репутаций знаменитых рокеров, которые и сами добавили в этот пантеон немало сведений о себе и своих собратьях по рок-цеху. Однако не меньший интерес представляет изучение рок-репутации таких музыкантов, которые не имеют пока широкой известности и сложившегося исследовательского рецептивного массива.

Андрей Лексин является представителем второго направления рок-музыкантов, и, если быть точнее, его творчество ближе к панк-року, несмотря на то, что современный панк-рок эволюционировал, изменившись под влиянием времени. «Tempora mutantur et nos mutamur in illis» - «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», вечная формула Овидия определяет и тему данной статьи, и её содержание. И статья, по рекомендациям И. Н. Розанова1, включает в себя как историю рок-репутации Андрея Лексина, так и теоретические аспекты изучения его творчества.

Если говорить об истории рок-репутации Андрея Лексина, то началась она в конце 80-х гг. прошлого века. Во времена повального увлечения рок-музыкой он, будучи школьником, ходил на квартирные концерты коломенских рок-групп «ПечБар», «ВАФРИКЕ», «Трещина», где был не только зрителем, но и участником коллективного рок-действа. Позднее, уже в начале 90-х, вместе с другом Романом Казаковым основал свою группу «Дефектоскопия», песни для которой писали вместе. По словам Андрея, сильное влияние на его музыкальные пристрастия оказал западный панк-рок середины 70-х - «Sex Pistols», «The Clash», «Siouxsie and the Banshees», а на идейно-тематическое содержание песен - «Гражданская Оборона» (портрет Егора Летова за колючей проволокой долго вдохновлял Андрея на создание протестных песен).

По словам Андрея, он в 90-е выступал в шпиле МГУ, после чего, идя по улице Измайловской, услышал свои песни, «вышедшие в народ». Долгое время сотрудничал с коломенской рок-группой «Трещина», взаимодействие с которой продолжил уже после создания своей группы «LeX'iN band»» в 2015 году. Группа, или панк-проект «LeX'iN band»», фронтменом которой стал Андрей, включила в себя музыкантов из коломенской группы «Jute», лидер Артур Орлов. Музыканты исполняли песни на стихи Андрея в клубе «Хаммер» (Коломна), в Раменском на вечере памяти Егора Летова, на рок-фестивалях «Отлив», «Очень непредвиденные обстоятельства», в Москве их партнёром на сцене был Ник Рок-н-ролл. Сегодня у Андрея и его группы есть своя аудитория не только в Коломне, но и в Раменском, Москве и других городах. Вот какой отзыв дал Раменский музыкальный блокнот на первый диск группы:

1 Теория, как утверждал И. Н. Розанов, должна заняться «исследованием факторов литературного успеха, классификацией и терминологией», а история - «изучением фактов в исторической последовательности, выяснением их социологических причин» [4, ^ 16].

5 декабря 2017 КОЛОМЕНСКИЙ СУВЕНИР

На прошлой неделе я был на концерте и получил там подарок, который я обещал послушать. Так вот, я его послушал. Я стал сомнительно относиться к музыке в стиле «Русский Рок», когда мне исполнилось одиннадцать. К тридцати годам я полностью определился, чем Русский Рок отличается от Рока, моё отношение к феномену не поменялось и не поменяется. Однако не ожидал, что в городе Коломна существует коллектив, выдающий музыку в данном жанре. Одна песня меня очень приятно шокировала, впечатления от другой восторгом ударили клавиатурой в голову. Я рад, что иногда в стиле РР играют и взрослые люди. Интересное направление, хоть и сомнительное, в отличие от классического [2].

А речь в этом отзыве идёт о песне «Государственный строй», которая в ранних списках называлась «Экзистенциальная анархия»:

Я посмотрел телевизор, Послушал немного радио -И понял, что давно У нас в стране демократия. Не голубь я сизокрылый Из общества потребления, Духовно вроде воспитанный, Но нигде не востребован

Ироническая интонация в тексте сменяет ностальгическую, взывающую к героическим временам панк-рок-истории, которая наделяется функциями очищения от нравственной коррозии:

Взял в ипотеку квартиру И прочую атрибутику, Стал законопослушным Да совесть уж сильно мучает... Снятся сны совестливые -Струны гитары ржавые... Где же ты панк разрушительный -Честь с безусловной гордостью.

Лирический герой противопоставляет кажущееся многим современникам благосостояние упадку внутреннего психологического состояния и выдвигает альтернативную версию конца псевдоистории общества потребления:

Я не смотрю телевизор, Не слушаю больше радио, Хожу по улицам пьяный И жду наступленья весны. Я верю, что скоро наступит, Скоро наступит Анархия

И развеются эти Мои пресловутые сны!!1

Перекликается с подобным отношением к современной истории и панк-полемический выпад в песне «Новый герой», иронично переосмысляющий семантические поля, на которых выросла песня Виктора Цоя «Последний герой». В существовании последнего никто не сомневается, согласно неоромантическому пафосу, свойственному художественно-эстетическому миру Цоя, и, несмотря на противопоставление героя миру, в его собственной героической личности автор не разочаровывается, ему и «таким, как он» адресовано неоднократное приветствие, что показывает веру автора в то, что герой преодолеет внутреннее ощущение безысходности и уйдёт туда, где его ждут.

В тексте песни Андрея Лексина ситуация другая: героя больше нет вообще, он покинул тот мир, где он никому не нужен и никто его не ждёт, в этом мире наступил «конец истории», но «безвременью» противопоставляется время, для того, чтобы движение жизни продолжалось:

Землю крестьянам! Рабочим завод! Безвременью - время! Безысходности-ход!

А в поисках правды бежим мы как белки В пьяном угаре вечной весной Бежим мы по кругу в собственной клетке Где же ты, с###, новый герой.

Вторая песня, упомянутая в отзыве, называется «Я потерял свой х#й» и, безусловно, отсылает к бессмертной панк-традиции называния вещей теми именами, которые имеют самый что ни на есть реалистичный смысл, но с лёгким оттенком стёба и иронии, о чём повествует новая запись указанного ранее источника:

Раменский музыкальный блокнот, 6 декабря 2017 г. А вот вашему вниманию весёлый добротный рок-н-ролл (в хорошем смысле этого слова) с впечатлениями от неких английских групп и, вероятно, от неких советских. Поэзия шикарна, остроумна и уникальна. Это не просто бранная вульгарщина, это тонкость [3].

Данный отклик формирует особое отношение к эстетике как панк-культуры вообще, так и принадлежности к ней Андрея Лексина в частности. Но об этом чуть позже.

Завершая обзор истории зарождения и творческого развития группы «LeX'iN band», отметим, что всё только начинается, несмотря на то, что аудитория группы большей частью состоит из тех, кому за 30...

По замечанию Андрея, молодёжь сегодня не свободна, а очень зависима от сетевой среды. И панк-рок сегодня, особенно в России, нужно ещё

1 Все тексты цитируются по неопубликованным спискам, предоставленным Андреем Лексиным.

297

потрудиться понять, чего современные подростки и юноши делать не стремятся, выбирая более лёгкий для восприятия музыкальный формат (хотя и здесь есть исключения из правил). О социологических причинах зарождения и развития панк-рока в наше непростое время было бы трудно рассказать в одном докладе, но если вкратце, воспользуюсь словами Андрея:

Хипстер пи##ит в свой телефон, Он обгаженный трус - а в сети гегемон Он против системы и мясо не ест... Рок-н-ролла больше нет

На новых фото весёлые лица Верят в свободу - не ходят молиться Наркотуман - ненужный концерт Рок-н-ролла больше нет

Теоретический аспект рассмотрения творчества Андрея Лексина можно раскрыть в двух планах: как вписывается творчество Андрея в панк-культуру в целом и какие особые черты содержат его песни, учитывая тот факт, что эпоха пост-панка трансформирует многие мифы панк-культуры, придаёт им новые смыслы и ценности. Если рассматривать в текстах, музыке и исполнительском имидже Андрея те маркеры, которые сближают его с панк-культурой, то можно сразу заметить и абсурд существующего мира, как источник страдания героя, становящийся, по словам Е. Р. Авиловой и Е. О. Васильчук «нормой существования, которое преследует цель не только отрицания реальности, но и её преодоления и разрушения» [1, с. 56]. У Андрея это выглядит так: «Жаждал свободы - Содом победил / Война началась - а ждали любви. / И все мы живём в многомерном кино / В нём не можем понять совсем ничего». Ещё один маркер - наличие социально-политической протестной тематики, часто сопровождающейся ненормативной лексикой:

Безумие

Мы ели скудный завтрак с Родиной моей -Терпели мы крушенье вместе с ней Гуляли беззаветно - гуляли просто в дым Поймите меня правильно - не мог я быть другим

Я потерялся в смыслах и вызвал общий смех Не посвящу я вам дальнейший мой успех Таков закон общественный, таков закон войны, Которую никто так не объявил

Все борются с системой, которой вовсе нет Потом напьются пива - их поглощает тень. Нет в жизни правды, да и справедливости Никто же не пробует пожить по совести

Ненужные протесты и прочие понты Сожрали мою душу и вырвали язык.

298

Я не покаюсь и... не сдамся никогда. Дурная голова - вот в этом вся беда.

Мы потеряли время в борьбе на всех фронтах И стал мне ненавистен фальшивой жизни мрак. Пусть каждый себе слепит спасительный ковчег Возьмется за соломку и избежит всех бед

Едим мы скудный ужин с Родиной моей И терпим изобилье наших дней. Продолжу я как прежде безудержно кутить Поймите меня правильно - не буду я другим. О МОЕ БЕЗУМИЕ - ТЫ МОЯ ЛЮБОВЬ ТЫ МОЯ РЕЛИГИЯ, ТЫ МОЙ ДОМ РОДНОЙ

Отрицание несправедливого общественного устройства проецируется в панк-роке и на отрицание культурных норм, общественной морали и приличий, что выражается как в употреблении нецензурной лексики, так и тех ситуаций, о которых говорить не принято. Протестная позиция по отношению к социальной несправедливости превращается в отрицание всех норм господствующей культуры, причём отметим тот факт, что пост-панк, усугубляя ситуацию безысходности и безнадёжности, всё же оставляет возможность выхода из этой ситуации. Летовское направление продолжает существовать и в пост-панк эру, к которой принадлежит творчество Андрея Лексина. И не случайно в его песнях звучит призыв к поиску правды, вековечный мотив русского правдоискательства и желания сделать, как в Янкиной песне «чтоб всем было хорошо»:

Новый герой

Здесь кончилось время Здесь новый фашист Хлеба и зрелищ! Убит анархист.

Здесь новое рабство -Пей, жри и кайфуй. Изобилует власть, Жиреет холуй!

Убейте банкира, Распните иуд, Скушайте пряник, Выбросьте кнут.

Окно Овертона, Взглянул и исчез. Содом и Гоморра -Наш новый удел?

Здесь новое время -Толерантный фашист! Хлеба и зрелищ -Убит анархист

Землю крестьянам! Рабочим завод! Безвременью - время! Безысходности - ход! А в поисках правды бежим мы как белки В пьяном угаре вечной весной Бежим мы по кругу в собственной клетке Где же ты, с##а, новый герой

Резюмируя вышесказанное, ещё раз процитирую Андрея, который на вопрос, чем всё-таки идейно-тематически отличается от русского панка, ответил: «Я всегда в своих песнях оставляю окошко, в которое можно вылезти и начать всё заново...». И, как иллюстрация данного тезиса - слова из песни Андрея Лексина под названием «Вино»: «Да, мы будем пить вино / Где, с кем, когда, на что / На это наплевать / Жизнь прекрасна лишь в кино / А здесь одно дерьмо / Не стоит унывать!».

Литература

1. Авилова, Е. Р. Категория абсурда в идейном базисе панк-субкультуры / Е. Р. Авилова, Е. О. Васильчук // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2013. - Вып. 14. - С. 53-61.

2. Раменский музыкальный блокнот. - URL: https://vk.com/ ramenskoe_songs?w=wall-84201812_2608 (дата обращения: 01.02.2020). -Текст : электронное.

3. Раменский музыкальный блокнот. - URL: https://vk.com/ramenskoe_ songs?w=wall-84201812_2609 (дата обращения: 01.02.2020). - Текст : электронный.

4. Розанов, И. Литературные репутации. Работы разных лет / И. Розанов ; вст. ст., сост. и подгот. текста Л. А. Озерова. - М., 1990. -485 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.