Научная статья на тему 'Андрагогические основы дополнительного профессионального образования взрослых'

Андрагогические основы дополнительного профессионального образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрагогические основы дополнительного профессионального образования взрослых»

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Е.М. ДОРОЖКИН, КАНД. С.-Х. НАУК, РЕКТОР УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВЛЕСНОГО

КОМПЛЕКСА,

Осуществляя дополнительное профессиональное образование специалиста, необходимо опираться на науку о целостной сущности человека. В этой связи наиболее перспективной отраслью, развивающей и обогащающей педагогику, выступают андрагогические концепции.

Обращение к смысловому ядру понятия андрагогика (андрос -человек), исследование которого позволяет раскрыть сущностные свойства андрагогических концепций. Андрагогика - это наука, изучающая проблемы образования взрослого человека, в периоды его жизнедеятельности, наступающие после школьного детства. История и теория развития андрагогики свидетельствует о тесной связи этой отрасли науки, с одной стороны, с совокупностью антропологических знаний о человеке как био-социальном существе, а с другой стороны теориями образования (профессиональнодополнительного, непрерывного, неформального и др.), как особым образом выстроенного процесса с учетом становления взрослого человека.

С этих позиций мы и проводили наше исследование в Уральском институте подготовки и повышения квалификации специалистов лесного комплекса, имея в виду, что реализация андрагогических идей в жизнедеятельности специалиста не только создает познавательное поле специалиста, но обогащает его практический опыт решения ситуаций взаимодействия со взрослыми (коллегами, подчиненными, выполняя социально-профессиональные роли в качестве руководителя, консультанта, сотрудника, участника общего дела и т.п.) Все это требует особых знаний о взрослом человеке.

В настоящее время в научной литературе прослеживается стремление к синтезу социального и биологического в человеке. Исследователи, в связи с обострением глобальных проблем, современности ставят вопрос о надвигающейся угрозе существования человека как биологического вида, рассматривают его как планетарный феномен, субъект ноосферы. Человек, реально включенный в социально-исторический контекст, не может быть внесоциальным индивидом - таково мнение многих психологических школ и направлений. Против одностороннего социологизма в рассмотрении человека выступают и многие советские психологи, занимающиеся экспериментальным и теоретическим изучением проблем человеческой психики в аспектах биологически обусловленных индивидуальных различий, мотиваций и т.д.

В русле современных конкретных дисциплин, изучаемых человека, -антропологии, физиологии, психологии, этологии, социологии - складываются

Г.С. Голошумова Интеграция Европейской образовательной системы в практикоориентированную работу колледжа

своеобразные частные и региональные образы человека, которые ведут к некоторому одностороннему психологическому, поведенческому, биологическому и иному видению человека.

Изучение проблем взрослого человека, что составляет фундамент нашего исследования позволяет рассматривать взрослость как один из этапов возрастной эволюции человека, причем этап наиболее важный и продолжительный. Он длится в среднем около сорок лет - от юношеского возраста до начала старости - и характеризуется наивысшими потенциалами производительности труда и наивысшими достижениями личности. "Взрослый человек - это прежде всего социально сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества.

Выделяют три периода взрослости (молодость - возмужалость -зрелость) и три основные его характеристики. Во-первых, ведущим видом деятельности взрослого человека становится деятельность трудовая, которая формирует качества социальной зрелой личности.

Во-вторых, включение взрослого человека в производственную жизнь дает статус быть полноправным членом трудового коллектива. В-третьих, под влиянием трудовой деятельности и нового социального статуса формируется новая социальная позиция - полноправного субъекта своей жизнедеятельности.

За обозначениями абсолютного возраста стоят сложные стадии биологического, психологического и социального развития человека, причем, эти стадии далеко не всегда и далеко не полностью совпадают друг с другом.

1. Биологический возраст, который фиксирует определенные стадии развития организма и определяется по соответствующим соматическим признакам, например, половое созревание обнаруживается в появлении вторичных половых признаков и т.п.

2. Психологический возраст фиксирует стадии психологического развития ребенка в зависимости от того, насколько он овладел моторными, речевыми, трудовыми навыками для данного абсолютного возраста.

3. Социальный возраст фиксирует, какое место в данном обществе занимает данная возрастная группа, когда в этом обществе наступает так называемая социальная зрелость, позволяющая человеку выполнять «взрослые» роли и нести вытекающую из них ответственность.

Андрагогика как основа дополнительного профессионального образования имеет немаловажное значение в нашем исследовании.

В наш бурный век значительно многообразнее и богаче стали образовательные потребности взрослого человека. С.И. Змеев к их числу относит следующие:

1. общеобразовательные (получение общего среднего образования);

2. социально-ролевые (приобретение и усовершенствование профессиональных знаний и навыков, участие в общественной жизни, совершенствование семейных отношений);

3. общекультурные, общеразвивающие (поддержание здоровья, содержательное проведение досуга, развитие личности).

Созданием и развитием принципов обучения взрослых занимается андрагогика (от греч. - «взрослый человек», «зрелый муж», + адо - «веду»), т.е. теория обучения взрослых. Андрогогика является новой ветвью знаний о человеке, одной из формирующих наук об образовании. Ее появление было подготовлено и обусловлено всем ходом развития образования взрослых, логикой развития теории обучения, а также достижениями таких наук, как физиология, психология личности, философия образования, принадлежащим к осознанию необходимости обучения человека на протяжении всей жизни. Общечеловеческий прогресс ведет к освобождению, раскрепощению человеческих способностей и сил ко всё более полной реализации человеческих возможностей, а эволюция образования идет по пути раскрепощения человека в процессе обучения в силу и по мере, как личность становится не объектом, а реальным субъектом, по меньшей мере, равным другому субъекту данного процесса - обучающему.

Мысли о необходимости более активной роли обучающегося в процессе своего образования, идеи непрерывности образования, различий в обучении лиц разного возраста изложены в трудах выдающихся педагогов прошлого, наблюдавших за развитием воскресных школ России, заметившего ряд особенностей обучения взрослых; концепции русских ученых - педагогов, обобщивших опыт внешкольного образования в дореволюционной России; исследования по специфике общего образования взрослых; описание характерных черт педагогики взрослых, некоторые особенности психологии обучения взрослых.

В числе зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие андрагогики, следует выделить концепции обучения с опорой на опыт обучающегося, которые на много лет вперед определили развитие школьного дела и в США и в ряде зарубежных стран.

На развитие андрагогических концепций и идей огромное воздействие оказали те течения философии и психологии, которые были связаны с осознанием ведущей роли человека в развитии общества и своей собственной личности, к их числу принадлежит экзистенциализм с его категориями личной свободы и отечественности, самооценки человека, и гуманистическая психология.

Андрогогика исходит из двух основных посылок: первая утверждает, что ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому; вторая -обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающегося с обучающим.

Отмечено, что взрослый обладает пятью специфически отличительными характеристиками:

Г.С. Голошумова Интеграция Европейской образовательной системы в практикоориентированную работу колледжа

• осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

• обладает запасом жизненного (бытового), профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником обучения его самого и его коллег;

• в основе готовности к обучению лежит стремление с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;

• стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

• учебная деятельность взрослого в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

Взрослый становится реальным субъектом процесса обучения, видоизменяются роль и функции обучающего в процессе совместной деятельности, на первое место выходят функции эксперта, касающиеся технологии обучения и организатора совместной деятельности. Значительную роль играют функции создателя (соавторов) индивидуальных программ обучения, наставника, консультанта, творца благоприятных условий (физических и психологических) для обучения и, наконец, источника знаний, умений, навыков и качеств.

Исходя из вышеизложенного, формулируются основные принципы обучения взрослых:

• главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых;

• организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией процесса обучения;

• опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения;

• индивидуализация обучения;

• системность обучения;

• контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого);

• актуализация результатов обучения;

• элективность обучения;

• развитие образовательных потребностей.

Ощутим взрыв потребности в образовании взрослых в связи с переходом нашей экономики на рыночные отношения. С одной стороны появляются новые виды деятельности (предпринимательство, банковское дело, брокерство, маркетинг и т.д.). С другой стороны, все больше становится людей, потерявших работу. Оптимальный путь их трудоустройства - переучивание, переподготовка. Внедрение в производство новых технологий, потребность обучения взрослых ради самосовершенствования, распространение культуры,

расширение ее влияния на общество и личность влечет за собой расширение сферы образования взрослых.

Объединяющими началами такой подсистемы должны быть:

а) теория обучения взрослых;

б) концепция непрерывности образования, а следовательно -

преемственности, систематичности, организованности

обучения и обеспечения досуга обучающихся и необходимым курсам на протяжении всей жизни;

в) концепция рынка образовательных услуг;

г) подготовка специальных кадров для работы в области

образования взрослых.

Теоретические подходы к данной проблеме заложены в концепции

непрерывного образования. Для образования взрослых в большей степени, чем для других этапов непрерывного образования, характерен феномен «сращивания» образования с деятельностью.

Образование взрослых - как составной части подъема культуры и просвещения, опирается на определенные принципы (образование взрослых неразрывно связано с их самообразованием; всю работу по образованию взрослых характеризует ее демократический характер; предоставление для женщин возможности получить равные с мужчинами образование и т.д.).

Работа по образованию взрослых будет успешна, если она строится на научной основе, на психологии и педагогике. Особая роль взрослого человека как субъекта труда, познания и общения определяет специфику образования взрослых.

Научный анализ процесса учения взрослых и самого взрослого человека как субъекта учения, показывает, что он осуществляется на разных, но соподчиненных между собой уровнях.

• Личностный уровень. Личность есть социальное качество человека. Личностный подход к обучению взрослых предполагает исследование их учебной деятельности в общем контексте жизнедеятельности -направленности, жизненных планов, ценностных ориентаций.

• Деятельностно-ролевой уровень. Более конкретный уровень изучения

взрослого человека как субъекта учения. Предметом анализа выступает учебная деятельность личности как один из видов ее профессиональной жизнедеятельности: раскрывается структура

учебной деятельности взрослых - ее мотивы и цели, средства и способы, предметное содержание и организационные формы, результаты. С помощью учебной деятельности взрослый человек реализует свои жизненные планы, раскрывает творческий потенциал, необходимый для успешной организации своей жизнедеятельности. В той мере, в какой взрослый человек осознает значимость обучения для развития личности, он становится активным субъектом.

Г.С. Голошумова Интеграция Европейской образовательной системы в практикоориентированную работу колледжа

• Процессуальный уровень. Исследование тех психических процессов и состояний, посредством которых реализуются учебно-познавательные цели. Таковы процессы восприятия учебного материала, его понимания и осмысления, запоминания и восприятия. На этом уровне анализ направлен на выявление психологической основы построения учеником процесса решения различных задач, к числу которых ученый относит -познавательные, мыслительные, мнемические.

Таким образом, образование взрослых как проблема, это:

• источник - собственное мировоззрение, позиция, самосознание (потребности, нормы, способности), степень осознания необходимости самообразования;

• норма - непрерывное самообразование, поиск импульса в виде организованных процессов (курсов, программ и т.п.), высокий уровень квалификации и культуры;

• механизм - овладение способами критериальных действий путем развития собственных способностей: рефлексировать (осознавать), самоопределяться (принимать правильные решения), критериально действовать (достигать цели).

Необходимо развивать следующие направления образования взрослых:

• первая группа направлений - это привычное нам формальное (в государственных структурах) образование: вечерние школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, аспирантура. Эти направления достаточно представлены в Законе об образовании.

• вторая группа направлений образования взрослых - это неформальное (общественные, альтернативные, коммерческие учебные заведения).

Выделяют пять основных направлений современного неформального образования взрослых и три уровня фундаментальной грамотности населения:

• элементарная грамотность, лексическая, математическая (элементарное школьное обучение);

• умение человека понять и строго выполнить любые инструкции, способность и неукоснительное желание соблюдать все нормы общественной жизни и правила безопасности, все требования технологических процессов, в которые человек вовлечен (для нас наиболее сейчас актуален);

• информационная, компьютерная грамотность (этот уровень для нас еще перспектива).

Фундаментальная грамотность взрослого человека, по-мнению автора, складывается из трёх компонентов:

• личностный - социально-нравственная подготовка человека к функционированию в любом виде человеческой деятельности;

• личностно-профессиональный - готовность его грамотно и эффективно действовать в избранной профессии;

• профессионально-технологический - собственно профессиональная подготовка.

Образование на протяжении жизни человека стало ключевым вопросом конкурентоспособности индивида. В период социально-экономических преобразований, происходящих в структуре нашего общества, изменились концептуальные подходы к образованию, к принципу образовательного устройства, модели образования, что делает актуальным организацию многопрофильных институтов -Центров образования взрослых и молодежи, институтов дополнительного профессионального образования, модель которых представляет собой ориентир для развития различных образовательных структур, удовлетворяющих потребность взрослых в учении.

Мы рассматриваем андрагогику как явление, связанное с профессиональным дополнительным образованием в двух аспектах. Во-первых, это наука об организации образования взрослых людей в рамках жизнедеятельности как системообразующей профессионального знания. Во-вторых, это самоорганизация образования на протяжении жизни человека, когда осуществляется естественное обучение - рост потребностей, способностей, норм.

Человек себя образовывает, занимается самообразованием с разной степенью интенсивности в разные периоды жизни.

Резюмируя, отметим, что в научном знании андрагогика как базис дополнительного профессионального образования являлась центром специальных педагогических исследований. В целом, эта проблема изучена в психолого-педагогической литературе недостаточно. В частности, нет четкой информации об основных принципах и элементах андрагогической технологии обучения, формах андрагогической техники обучения и др. Совершенно очевидно, что необходима система образования взрослых, под которой в отечественной педагогической литературе подразумевается система непрерывного образования.

Мы определяем андрагогику как отрасль социально-педагогического знания, способствующую организации дополнительного профессионального образования обучающихся, создающую целостное представление об образовании и самообразовании как особой сфере социокультурной практики и, обеспечивающую передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению как контекст становления личности.

В ходе осуществляемого андрагогического образования каждый обучающийся овладевает системой знаний и представлений о человеке и его жизнедеятельности на различных возрастных стадиях, о процессе развития человека как существа социального, духовного, как личности и

Г.С. Голошумова Интеграция Европейской образовательной системы в практикоориентированную работу колледжа

индивидуальности, получает представление о способах непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.