Научная статья на тему 'Анатомия социальных изменений через призму синергетического подхода'

Анатомия социальных изменений через призму синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
321
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / ОБОСТРЕНИЯ / SOCIAL CHANGES / SOCIALITY / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS / SOCIAL SYSTEM / SOCIAL RELATIONS / SOCIAL ORDER / STABILITY / INSTABILITY / WORSENING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрова Л. Р.

Статья посвящена рассмотрению социальных изменений, сопровождающих современное общество и определяющих изменение содержания категории «социальность». Под социальностью автор понимает особое качество связей, зависимостей и обменов между людьми, при котором их усилия в процессе взаимодействия обеспечивают устойчивость социальных отношений и ведут к установлению определенного социального порядка. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает неравномерность распределения связей, зависимостей и обменов в общественной системе, что меняет качество элементов в составе целого. Вследствие этого происходит нарушение ранее сформировавшегося состояния социального порядка и его динамический переход на новый качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CHANGE ANATOMY THROUGH THE PRISM OF SINERGISTIC APPROACH

This article covers the consideration of social changes, accompanying the contemporary society and defining the content change of the sociality category. The author understands by sociality a special quality of relations, dependences and exchanges between people where their efforts provide steadiness of social relations in the process of interaction and lead to establishing a certain social order. The interaction of internal and external factors gives rise to the distribution of inequality of relations, dependencies and exchanges in the society system and due to this the element quality as a part of a whole is changed. As a result a breach of the earlier formed state of social order and its dynamic transition to a new qualitative level takes place.

Текст научной работы на тему «Анатомия социальных изменений через призму синергетического подхода»

УДК 1:316

АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© Л. Р. Петрова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 66 81.

E-mail: li_ra@bk. ru

Статья посвящена рассмотрению социальных изменений, сопровождающих современное общество и определяющих изменение содержания категории «социальность» Под социальностью автор понимает особое качество связей, зависимостей и обменов между людьми, при котором их усилия в процессе взаимодействия обеспечивают устойчивость социальных отношений и ведут к установлению определенного социального порядка. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает неравномерность распределения связей, зависимостей и обменов в общественной системе, что меняет качество элементов в составе целого. Вследствие этого происходит нарушение ранее сформировавшегося состояния социального порядка и его динамический переход на новый качественный уровень.

Ключевые слова: социальные изменения, социальность, внутренние и внешние факторы, общественная система, социальные отношения, социальный порядок, устойчивость, неустойчивость, обострения.

Современное общество характеризуется изменениями, происходящими во всех сферах: политической, экономической, технологической, социальной и духовной. Имея начальную точку отсчета в событиях реальной жизни, изменения, относящиеся к любой из обозначенных сфер, неизбежно влекут за собой изменения и в других сферах. Накладыва-ясь друг на друга, они формируют виды изменений, выходящие за рамки теоретической схематизации, поскольку не поддаются однозначной оценке и отличаются многомерностью, многозначностью, а также эмерджентными свойствами. Складывающееся смешение изменений различного вида затрудняет анализ реальных социальных явлений, поскольку становится все сложнее идентифицировать и отграничить те факторы, влияние которых в системе общественных отношений оказалось наиболее значительным и привело к социальным сдвигам, меняющим облик всего общественного устройства.

Обращаясь к содержанию понятия «социальные изменения», следует отметить, что данный термин активно начал использоваться сравнительно недавно и варианты его интерпретации наиболее полно раскрываются в социологических подходах и теориях. В границах социально-философского знания «... изменение понимается как возникновение или уничтожение свойств объекта, увеличение или уменьшение его параметров, его перемещение или преобразование, переход в иную форму» [1, с. 219]. В таком понимании категория «изменение» выражает наиболее общее определение, не имеющее ни положительного, ни отрицательного смыслового контекста и характеризует любые типы изменений: эволюцию и революцию, прогресс и регресс, возникновение и исчезновение, рост и упадок, а также различные ситуации переходных состояний. Исходя из этого выделяемое нами понятие «социальные изменения» охватывает широкий спектр социаль-

ных перемен безотносительно к их направленности, и фиксирует факты изменений, складывающихся в системе общественных отношений.

В рамках различных подходов и теорий сформулирован ряд содержательных объяснений сути изменений, происходящих в общественной системе. Так, рассматривая общество по аналогии с биологическим организмом, Г. Спенсер указывает на усиление процесса дифференциации или преобразования однородного в разнородное, заключающегося в последовательных дифференциациях от более общего к более специальному. В ходе данного процесса сначала появляются крупные и простые отличия между частями. Затем в каждой из этих обозначенных частей наступают изменения, разделяющие их на несходные между собою отделы. Впоследствии, в этих несходных между собою подотделах возникают новые несходства, и процесс продолжается далее [2].

Диалектическое единство в содержании изменений показывает К. Маркс. В работе «Анти-Дюринг» он пишет: «Точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человека, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть приобретено только путем диалектики, только принимая постоянно в соображение общее взаимодействие между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» [3].

Согласно теории жизненных циклов цивилизаций, сформулированной А. Тойнби, конкретные цивилизации последовательно претерпевают изменения, проходя этапы возникновения, развития и упадка. Диалектическое единство между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными в данной теории не поддерживается, поскольку результирующим фактором изменения полагается «ответ» цивилизации на «вызов» окру-

жающей природной и социальной среды. На основе анализа циклов развития многих цивилизаций А. Тойнби постулирует: ««Вызов, на который дается успешный ответ, порождает новый вызов, на который вновь следует успешный ответ, и так до надлома» - формула прогрессивного роста. Формулой же для прогрессирующего распада будет следующее заключение: «Вызов, на который дается безуспешный ответ, порождает другую попытку, столь же безуспешную, и т.д., вплоть до полного уничтожения»» [4, с. 489].

Ретроспективно рассматривая сложившиеся в XVIII-XIX веках подходы к исследованию социокультурных изменений и их эволюции, П. Сорокин выявляет ограниченность взгляда на природу изменений, осуществлявшегося с позиции линейного развития. Описывая содержание новых представлений о природе социокультурных изменений, он указывает на то, что они основаны «на его постоянных и повторяющихся чертах: силах, процессах, взаимосвязях, проявлениях единообразия» [5]. В изучении причин социокультурных изменений им разграничиваются два подхода: первый опирается на «естественно-научную модель причинности» в области социокультурных явлений; второй - в специфически социокультурном понимании причинности. П. Сорокин поясняет, что «атомистическое изучение любого социокультурного фактора в его взаимосвязи с другими переменными невозможно, так как один и тот же социокультурный фактор (А) может совершенно по-разному относиться к переменной (В) в зависимости от того, являются ли (А) и (В) частями одной социокультурной системы (unity) или изолированными явлениями (congeries), дан ли фактор (А) в данной социокультурной констелляции или же в другой» [5].

С позиции структурно-функционального подхода выявляется детерминация социальных изменений. Любая система представляется с одной стороны, как структура, представленная рядом единиц или компонентов со стабильными свойствами, а с другой - как совокупность событий и процессов, в ходе которых изменяются некоторые свойства и отношения между единицами [б]. Система определяется как стабильная, если отношения между структурой и процессами, протекающими внутри нее и между ней и окружением оказываются неизменными. Причем в «динамических» системах поддержание стабильности или состояния относительного равновесия всегда зависит от постоянно меняющихся процессов, «нейтрализующих» как экзогенные, так и эндогенные изменения. Но также существуют и процессы, противоположные стабильным и равновесным. Они и вызывают структурное изменение. Т. Парсонс указывает, что «... существуют процессы, которые поддерживают стабильность системы как через внутренние структуры и механизмы, так и через взаимообмен с ее окружением. Такие процессы, поддерживающие

состояние равновесия системы, следует отличать от иных процессов, которые изменяют указанный баланс между структурой и более «элементарными» процессами таким образом, что приводят к новому отличительному «состоянию» системы, состоянию, которое должно описываться в терминах, фиксирующих изменения первоначальной структуры» [6].

Основываясь на этих положениях Т. Парсонс анализирует изменения в социальных системах. Социальная система представляет собой совокупность статус-ролей, участвующих индивидуальных акторов, а их отношения представляют собой стандартизированные взаимодействия, которые определяются нормативными ожиданиями относительно поведения акторов по оси: приемлемое - неприемлемое, правильное - неправильное. В социальной системе устанавливаются нормативные стандарты (ценности), определяющие желаемое поведение системы относительно ее окружения. Нормативные стандарты, управляющие отношением, также являются своеобразными регуляторами потока внешних и внутренних взаимодействий, называемых Т. Парсонсом «входы» и «выходы». Равновесие социальной системы зависит от поддержания границ флуктуации уровня этих потоков в соответствии с рядом изначально заданных условий, а стабильность структуры социальной системы является результатом стабильности нормативной стандартной системы институтов [6].

Поддерживая общие представления о динамических процессах, происходящих «в системе», в русле системного подхода П. Штомпка указывает и на динамику самой «системы». Социальные изменения он определяет как «различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом отрезке времени» [7, с. 455]. Возможные различия социальной системы в этих состояниях связаны с изменениями, происходящими в составе социальной системы; ее структуре; функциях, исполняемых элементами системы; границах, определяющих критерии и принципы включения в систему; отношениях подсистем, разграничивающих ее специализированные области и в изменениях ее окружения [8, с. 21-22]. В любом случае изменения внутри системы, постепенно накапливаясь, перерастают в изменения самой системы. П. Штомпка заключает, что «как правило, социальные системы имеют специфические ограничения, «пороги», переходя которые (т.е. превосходя по экстенсивности, интенсивности и своевременности), фрагментарные, частичные сдвиги трансформируют идентичность целостной системы и ведут не только к «количественным», но и «качественным» преобразованиям» [8, с. 22].

Представляя свое альтернативное видение существования общества как потока событий, он рассматривает его как поле взаимоотношений. Социальная реальность - это сеть связей, привязанно-

стей, зависимостей, обменов, отношений личной преданности. Комплексы, сплетения социальных отношений - «узлы» - проявляют себя не как статистически определенные совокупности людей, а как процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, структурирования и формирования [8, с. 26].

Социальное поле образуют четыре вида связей, возникающих в обществе: 1) взаимосвязанная сеть идей (верований, доказательств, дефиниций), составляющих, идеальное измерение - «социальное сознание» поля; 2) сеть правил (норм, ценностей, предписаний, идеалов), образующих нормативное измерение или «социальные инструкции»; 3) сеть действий, составляющая интеракционное измерение как «социальную организацию» поля; 4) сеть интересов (жизненные шансы, возможности, доступ к ресурсам), которые образуют измерение поля по шкале возможностей, его «социальную иерархию». На каждом из уровней социальное поле постоянно претерпевает изменения, при которых процессы на указанных уровнях происходят, не только находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях, но и «встраиваясь» в социальные события глобального, регионального, локального и личностного характера. В соответствии с моделью социального поля П. Штомпка определяет социальное изменение как: 1) социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий; 2) социальный прогресс или развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение. Любые два состояния социального поля, взятые как «срезы» общества, несмотря на временное расстояние между ними, и практически совпадающие по времени, и отдаленные, будут качественно различны [8, с. 27-30].

Приведенные нами «моментальные слепки» с ключевых теорий, повлиявших на смену представлений о содержании социальных изменений, показывают, что социальная реальность продолжает представать взгляду и уму ученых как некая однородная «ткань», состоящая из событий реальной жизни. Свою целостность она обретает и сохраняет через общее взаимодействие двух видов системных изменений: 1) внутрисистемных, связанных с

адаптацией к изменениям как внутри, так и вне системы, но не затрагивающих ее сущности; 2) изменений самой системы, приводящих ее к полному перерождению и возникновению на ее месте иной новой системы.

В зависимости от того, какой из элементов общественной системы оказывается подверженным изменениям, образуются: 1) структурные изменения, затрагивающие отношения «элемент - структура»; 2) системные изменения, меняющие отношения «часть - целое»; 3) функциональные изменения, изменяющие характер отношений «элемент - структура - функция». В зависимости от своего результирующего влияния, социальные изменения

могут носить совершенствующий или радикальный характер. Различие между ними заключается в том, что совершенствование в целом не меняет существующие организационные структуры. Радикальное социальное изменение подрывает или даже взрывает эти структуры, поэтому сопровождается процессами противодействия.

Изменения одного вида или в одной сфере общества приводят к изменениям других видов или в других сферах общества, в результате формируя обстоятельства, детерминирующие изменения в социальной системе в целом. Но это воздействие не является однозначно предсказуемым. Насыщенность социальной системы внутренней неоднородностью, дифференцированностью, эмерджентно-стью вынуждает продолжение научных поисков в определении новых методологических оснований ее исследования.

Неоднозначность социальных изменений, происходящих в современную эпоху, в их качественной составляющей вызывает необходимость рассмотрения их как саморазвивающиеся системы, обладающие особыми синергетическими эффектами. Как поясняет академик В. С. Степин: «Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации). В эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их» [9].

Серьезный вклад российских ученых: С. П. Кур-дюмова, Е. Н. Князевой, Г. Г. Малинецкого и других, сформировавших новые основания для рассмотрения структуры самоорганизации сложных систем, а также исследования процессов, протекающих в режиме «с обострением», позволяют не только сформировать видение существования сложных структур-процессов, но и применять новые научные основания для пояснения противоречий, складывающихся в общественных системах разного уровня: на макроуровне - в границах международных систем, наций и государств; на мезоуровне - социальных движений и групп; на микроуровне - личности и ее окружения. Так, на макроуровне синергетический подход позволяет осуществлять поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем; на мезоуровне - формировать понимание форм совместной жизни разнородных, находящихся на разном уровне развития социальных структур; на микроуровне - выявлять возможности индивидов и их окружения влиять на выбор желаемой будущей структуры из спектра возможных структур-аттракторов [10].

Существенным следствием синергетики является понимание процессов «пред-детерминации», постулирующее некоторую степень предопределенности в возникновении и существовании эволюционных структур, возникающих из хаоса. Оно

заложено в процессе локализации в открытых диссипативных средах спектров структур-аттракторов как относительно устойчивых формообразований. Как указывают С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, «сплошная нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Среда представляет собой некий единый источник, который функционирует в качестве носителя различных форм будущей организации, поля различных путей эволюции» [10]. Но не всякая структура имеет потенциальную возможность самоподдерживаться как ме-тастабильно устойчивая в данной системе. Принцип циклической причинности связывает отношение между параметрами порядка и элементами системы, поведение которых подчинено этим параметрам: отдельные элементы системы порождают параметры порядка, а они, в свою очередь, определяют поведение системы. Данный принцип отражает такое положение в сложных системах, при котором возможны лишь немногие определенные структуры, которые имеют «внутреннюю» согласованность с поведением элементов. Это задает условие, что «только определенные структуры из спектра потенциально возможных могут возникнуть, ибо они «разрешены» собственными свойствами системы, соответствуют им. Все воздействия и попытки построить организацию, которые выходят за пределы области притяжения («конуса») одного из аттракторов, оказываются тщетными. Все, что не соответствует структурам-аттракторам, будет смыто, уничтожено диссипативными процессами» [11].

Основываясь на синергетическом принципе рассмотрения от целого к части, согласно которому параметры порядка (характеристики системы как целого) определяют поведение частей (подсистем) сложной системы, мы рассмотрим предмет нашего исследования, которым является сама социальность как таковая и те изменения, которые она претерпевает.

Наш подход основан на определении социальности как особого качества связей, зависимостей и обменов между людьми, при котором их усилия в процессе взаимодействия обеспечивают устойчивость социальных отношений и ведут к установлению определенного социального порядка. Графически статичная модель социальности может быть показана как матрица социальных связей, представленная в единстве четырех измерений: биологического, социального, психического и культурного. Их вертикальная и горизонтальная интеграция поддерживается на основе действия принципа согласованного порядка. Данный принцип мы квалифицируем как состояние распределения связей между элементами системы, при котором усилия их взаимного отношения в составе целого обеспечивают ее устойчивость. Именно такое состояние выражает единство генезиса многообразных модификаций человеческих связей и в качестве своего дей-

ствия, на уровне индивида, социальной группы и общества формирует отношения, направленные на поддержание социального порядка в общественной системе.

Мы полагаем, что неравномерность распределения связей в пределах четырех измерений социальности, возникающая вследствие силы действия внешних и внутренних факторов, порождает своеобразные «дистанционные разрывы» в связях между элементами и меняет значение усилий их взаимного отношения в составе целого таким образом, что они далее уже не детерминируют устойчивость системы, что ведет к нарушению сформировавшегося состояния социального порядка и его динамическому переходу в некое новое состояние.

Если сформулировать описание данных изменений в категориях синергетического подхода, то мы выходим на новый уровень анализа, предполагающий ряд заключений.

Социальность есть единое поле, «мир бурлящих возможностей», проявлений качеств и свойств собственно человеческой системы отношений, не имеющей аналогов ни в предметном, ни в животном мире. Соответственно она является «пред-детерминацией» многих эволюционирующих

структур как потенциал различных форм будущих организаций социальных систем, но не все из них имеют действительную возможность быть осуществимыми в среде социальности с определенными ее внутренними свойствами, ее характером.

Если рассмотреть внутренний характер социальности сквозь фокус, сводящий в целое параметры биологической, психологической, социальной и культурной подсистем, то можно утверждать, что их качественное своеобразие и задает внутренний фон функционирования социальной системы, а процесс «перестраивания» самих параметров формирует поле возможных эволюционных путей развития общественной жизни как сложной системы. Но любые возможности развития сложной системы зависят от синхронизации темпов эволюции подсистем, в результате которой они попадают в один темпомир, начинают «жить» в одном ритме. Данное условие когерентного соединения подсистем означает, что процессы изменения в виде диффузионных, диссипативных процессов как микроскопических проявлений хаоса либо будут интенсифицировать развитие сложной системы, используя согласованную энергию моментов обострения, либо, оказываясь ненадлежащими, резонансными в отношении к друг другу, способствовать распаду сложной системы. Подобным образом и связь биологического, психологического, социального и культурного на разных уровнях социальной системы подчиняется принципу когерентности. Пребывая в разные моменты времени в согласованном, либо в рассогласованном состоянии эти подсистемы либо попадают в один темпомир и начинают развиваться с равной скоростью, либо развиваются,

«не чувствуя» друг друга, то есть функционируют в разных темпомирах.

Динамические процессы распада и объединения свойственны нелинейным сложным системам как необходимое условие их существования, более того недостаточная нелинейность может вести к затуханию прежних интенсивных процессов. Для сложных самоорганизующихся систем вблизи момента максимального, кульминационного развития (момента обострения процессов) характерна внутренняя неустойчивость к малым возмущениям. В связи с этим мы полагаем, что при анализе среды социальности следует определять ряд зон в местах наслоения подсистем, актуальных с точки зрения их внутренней неустойчивости. Так, зона отклонения от среднего уровня распределения среды социальности формирует поле дисперсии, в которой изменения могут иметь множественные эффекты и стать источниками новых форм жизнедеятельности людей. Зоны трансформаций среды социальности в любой из подсистем порождают производные эффекты, характеризующие различные состояния изменяющейся социальной системы: от состояния «сна», «покоя» и до состояния режима локализации и интенсивного развития процессов в ее узких областях. Зоны конвергенции или соединения влияния нескольких подсистем, так называемые «перекрытия» простых структур в составе сложной системы, образуют самый сложный тип изменений, его характер описывается категориями «восходящее -нисходящее», дополненное параметром высокой скорости данного типа изменений. Содержание данного типа изменений социальной системы крайне неоднозначно. Топологически правильная организация простых структур в составе сложной системы формирует выход на новый, более высокий уровень иерархической организации, и тем самым ускоряется развитие тех структур, которые интегрируются в сложную систему, при этом вновь проходя циклы распада и интеграции, торможения и ускорения. Если же перекрытие слишком сильное, то структуры, с ускорением «сливаясь» в одну, формируют быстроразвивающуюся структуру,

приходящую в итоге к «вырождению».

Таким образом, последовательно рассматривая анатомию социальных изменений, свойственных сложным системам и обществу как типу сложной системы на основе методологии синергетического

подхода, мы пришли к следующему выводу. Социальные системы возникают, формируются и претерпевают изменения в общем поле социальности, внутренние подсистемы и связи которой образуют устойчивые отношения, задающие спектры возможных эволюций структур сложных социальных систем. Реализация этих возможностей ограничена свойствами самой социальности, складывающейся в определенные моменты времени, но процессы изменения и трансформации, происходящие внутри нее, формируют новые процессы изменения, часть которых пребывает в скрытой форме, но которые могут быть обнаружены в особых зонах - местах наслоения подсистем, обладающих внутренней неустойчивостью. В общем виде мы определяем их как зоны дисперсии, трансформации и конвергенции. Методология синергетического подхода применительно к исследованию сложных социальных систем и их изменений позволяет провести дальнейшее научное исследование динамических процессов, происходящих в социальной, культурной и других сферах человеческой жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.

2. Спенсер Г. Основания социологии // Электронная библиотека социологического факультета МГУ [Электронный ресурс].иЯЬ: http://lib.socio.msu.ru/

3. Маркс К., Энгельс Ф. «Анти-Дюринг» // Электронная библиотека РГИУ [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.i-и.т/ЫЫю/агсЫуе/тшкз_апй/

4. Тойнби А Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2010. 640 с.

5. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм» // Электронная библиотека РГИУ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sorokin_soc/

6. Парсонс Т. Функциональная теория изменения. О структуре социального действия // Электронная библиотека РГИУ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.i-u.ru/ biblio/archive/parsons_o_strukture/11

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2010.664 с.

8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996. 416 с.

9. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего // Философия в России. Философский портал [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.philosophy.ru/library/stepin/epoch.html

10. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии// иЯЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/knyazis.htm

11. Князева Е. Н. И личность имеет свою динамическую структуру // Сайт С. П. Курдюмова [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/KHYAZEVA1.htm

Поступила в редакцию 13.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.