Научная статья на тему 'Система дистанционного образования с точки зрения синергетической парадигмы'

Система дистанционного образования с точки зрения синергетической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белухина Наталья Николаевна

Рассматривается синергетический подход к социальным системам на примере системы дистанционного образования. Приводятся основные термины. Подробно анализируются ключевые понятия синергетики: самоорганизация, нелинейность, неравновесность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дистанционного образования с точки зрения синергетической парадигмы»

Н. Н. БЕЛУХИНА (Ульяновск)

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Рассматривается синергетический подход к социальным системам на примере системы

дистанционного образования. Приводятся основные термины. Подробно анализируются ключевые понятия синергетики: самоорганизация, нелинейность, неравновесностъ.

В конце XX в. устоявшиеся отношения в образовательном пространстве пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими и культурными условиями. Возникшее в этот период многообразие решений образовательных задач вызвало зарождение системы дистанционного образования.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности [1].

В свою очередь, дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени (Там же).

Как всякая социальная система, дистанционное образование в своем развитии прошло ряд этапов. Для более полного раскрытия процесса становления системы дистанционного образования попробуем применить синергетический подход, в том смысле, что будем рассматривать синергетику не как очередную генерализующую концепцию, призванную всесторонне объяснить исторический процесс, а как новую познавательную парадигму, т.е. «новый взгляд на окружающий мир, новый идеал научности, новый способ постановки и решения задач, наконец, но-

вый принцип использования познавательных возможностей человека» [6].

В 1980-х годах единая наука о самоорганизации в Германии была названа синергетикой (Г.Хакен), во франкоязычных странах - теорией диссипативных структур (И. Пригожин), в США - теорией динамического хаоса (М. Фейгенбаум). В полном переводе с греческого sinergos - это совместно действующий, совместно достигающий цели на основе внутренней самоорганизации основных связей и доминирующих отношений. В «Большом энциклопедическом словаре» [7] синергетика определяется как «научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах ... благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия (так называемая самоорганизация)».

Исследования современных ученых-пе-дагогов, в том числе В.И. Андреева,

A.A. Ворожбитовой, показали, что синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию сложных, нелинейных, открытых систем, изучению общества, различных его подсистем, в том числе и образования. Концептуально-ме-то до логическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования внутренних возможностей. В настоящее время под педагогической синергетикой понимается область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.

В соответствии с синергетической парадигмой, развитие понимается как последовательность длительных периодов, соответствующих стабильным состояниям системы, которые прерываются короткими периодами хаотического поведения (бифуркациями), после чего происходит переход к следующему устойчивому состоянию (аттрактору), выбор которого опре-

© Белухина H.H., 2007

деляется, как правило, флуктуациями в точке бифуркации.

Понятия, которыми пользуется синергетика, тесно взаимосвязаны друг с другом. Наиболее важными из них являются:

• бифуркация - резкое изменение характера поведения системы при малом изменении характера управляющего параметра; точка бифуркации представляет собой переломный, критический момент в развитии системы, в котором она осуществляет выбор пути; иначе говоря, это точка ветвления вариантов развития [2];

• аттрактор - область притяжения фазовых траекторий на фазовом портрете системы [2]; иными словами, понятие «аттрактор» близко к понятию «цель» [4];

• флуктуация - движения элементов микроуровня, обычно расцениваемые как случайные и не представляющие интереса для исследователя. Флуктуации бывают внутренние (внутрисистемные) и внешние (микровозмущения среды). В зависимости от своей силы флуктуации, воздействующие на систему, могут иметь совершенно разные для нее последствия. Если флуктуации открытой системы недостаточно сильны, система ответит на них возникновением сильных тенденций возврата к старому состоянию, структуре или поведению. Если флуктуации очень сильны, система может разрушиться [2].

Ключевым понятием синергетики является «самоорганизация системы». Термин «самоорганизация» применялся еще в 1920-х годах A.C. Макаренко для описания работы в воспитательном учреждении. Разумеется, он не предполагал о появлении в будущем междисциплинарного направления - синергетики, родоначальник которого Г. Хакен в 1973 г. термин «самоорганизация» сделает основополагающим для теории систем.

Т. Кун выделял два состояния в деятельности научных сообществ: нормальное и аномальное. Аномальный период автор связывал с изменением парадигмы. Новые парадигмы рождаются, когда возникают противоречия, вынуждающие ученых пересмотреть свои гипотезы. Система дистанционного образования зародилась и оформилась именно в момент кардинальной ломки всех общественных отношений в России, в момент хаотического возникновения и распада ряда социальных структур. Но вследствие самоор-

ганизации, величин, необходимых для описания объекта, осталось немного. Появилась возможность строить модели, анализировать процесс становления системы дистанционного образования, прогнозировать ход его дальнейшего развития, т.е. задавать начальные данные и наблюдать, что будет с системой.

Необходимо отметить, что процессы самоорганизации могут происходить только в сложных системах. Основные элементы системы дистанционного образования - обучаемый и обучающийся - представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому и относительно обособленному в структуре социума [5].

Сложность описываемой системы характеризуется разнородностью составляющих объектов, несводимостью целого ни к одному из элементов, изменением поведения системы в целом из-за изменений в одном из компонентов системы.

Однако самоорганизующаяся система не может быть замкнутой. Одним из условий самоорганизации является именно открытость системы, то обстоятельство, что она обменивается со средой энергией или веществом.

Рассматриваемая нами система дистанционного образования обменивается информационными, материальными и человеческими ресурсами, взаимодействуя с социальной средой, воспринимая и интерпретируя в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. В открытом информационном сообществе система дистанционного образования действует, используя идеологию открытости. Сегодня идеология открытого образования воспринята многими европейскими университетами, и сам термин трактуется как максимальная возможность самостоятельного выбора обучающимся в рамках своей специальности места, времени, учебного заведения и формы обучения. Взаимодействие «тьютор - обучающийся» может осуществляться практически непрерывно, без географического присутствия участников в одном месте или в одно время. Открытость приобретает тот же смысл, что и в синергетике, результатом чего становится новое качество процесса и результата.

Система образования и общество являются взаимосвязанными, коэволюцио-нирующими системами. Применив методику 8\¥ОТ-анализа, которую специалисты в области экономических наук используют для выделения сильных и слабых сторон системы, внешних возможностей и угроз, мы увидим, что окружение системы дистанционного образования подразделяется на микро- и макроокружение. В макроокружении можно выделить по-литико-правовой, экономический, социально-культурный, технологический факторы и определить, какие угрозы, препятствия и стратегические возможности для системы дистанционного образования заключает в себе окружающая среда. В микроокружении следует обратить внимание на абитуриентов, их родителей, позицию администраций субъектов Федерации.

Считаем необходимым подчеркнуть неравновесность системы дистанционного образования как одно из условий развития самоорганизации (т.е. в начальный момент система должна быть сильно неравновесной). Неравновесность включает в себя нелинейность и открытость. Открытость системы дистанционного образования окружающей среде приводит к появлению в ней инноваций, увеличению внутреннего многообразия. Неустойчивость, непредсказуемость поведения системы формируется также ее внутренними противоречиями. Например, противоречие между устойчивостью и изменчивостью вызвано тем, что система дистанционного образования, призванная транслировать культурные образцы, должна обладать консерватизмом, но в то же время будучи элементом социальной системы, она должна откликаться на изменения в обществе. Говорят, что система неустойчива, если любые сколь угодно малые отклонения со временем увеличиваются. Педагогические инновации (применение информационных технологий, видеоконференций), особенно широко используемые в дистанционном образовании, зачастую входят в противоречие с необходимостью сохранять формы традиционного образовательного процесса (обязательное наличие аудиторных часов), с содержанием образования, изложенным в государственных образовательных стандартах. Состояния неустойчивости, выбора называют точками бифуркаций. Они неизбежны в ситуации рож-

дения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым.

Но наиболее яркое противоречие между индивидуализацией и унификацией процесса образования проявляется в стремлении обеспечить каждому обучаемому условия для индивидуальной траектории обучения и в то же время - в наличии единых требований к успешности обучения, выраженных в отметочной системе оценивания результатов.

Значимость точек бифуркации еще и в том, что только в них можно не силовым, информационным способом, т.е. сколь угодно слабыми воздействиями, повлиять на выбор поведения системы, на ее судьбу.

В качестве еще одной характеристики системы дистанционного образования с точки зрения синергетического подхода, как мы уже упоминали, выступает нелинейность. Поведение системы описывается нелинейными уравнениями, как математическое понятие; термодинамически — в системе возможно множество устойчивых неравновесных состояний, между которыми возможны переходы, и, как следствие, в этих системах есть выбор, неопределенность. Феноменологически такие системы демонстрируют сложное поведение. Нелинейные системы - это системы с круговой причинностью, т. е. обратной связью, и число связей между ее элементами растет быстрее числа самих элементов.

Иными словами, результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий [3].

Реакция системы дистанционного образования на изменения внешних силовых или параметрических воздействий со стороны общества, или динамические изменения начальных состояний системы, или изменение ее состава не является однозначно детерминированной. Система дистанционного образования имеет много вариантов развития. Многообразие потенциальных состояний (но их количество конечно) выражает неопределенность будущего, благодаря чему система открыта не только настоящему, но и будущему обществу. Любые сложные системы имеют не один, единственный, а несколько альтернативных путей эволюции. Они определяются спектрами структур-аттракторов социальных сред как сред открытых и не-

линейных [4]. Система дистанционного образования не просто отражает изменения в способах коммуникации и передачи информации, а избирательно использует их в своей деятельности. Поскольку система действует на принципах самофинансирования и самоокупаемости, изменения в ней следуют как реакция не только на актуальные, но и потенциальные состояния общества - варьируется номенклатура специальностей и образовательных услуг, вероятностно востребованных в ближайшем будущем. Таким образом, в соответствии с принципами синергетики, будущее состояние социума воздействует на настоящее состояние системы дистанционного образования.

Вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность, и это осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные вопросы этой теории.

Педагогическая синергетика, считает

В.И. Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их с позиции открытости, сотворчества и ориентации на саморазвитие. А зарождающееся направление методологических поисков историков, которое получило название исторической синергетики, с полным основанием может быть использова-

но при анализе генезиса образовательновоспитательных систем, в том числе системы дистанционного образования.

Литература

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России [Электронный ресурс]: http://www.mesi.ru.

2. Браже, P.A. Синергетика и творчество: учеб. пособие дата студ. вузов / P.A. Браже. Ульяновск: УлГТУ, 2002. 204 с.

3. Буданов, В.Г. О методологии синергетики / В. Г. Буданов // Вопр. философии. 2006. №5. С.79 - 94.

4. Князева, Е.Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

5. Меньшиков, И.В. Проектирование развития образовательных систем. Синергетический подход: учеб. пособие / И.В. Меньшиков, В.А. Харитонова. Ижевск: Ин-т развития образования Удмурт, гос. ун-та: Ижевская гимназия №56, 2003. 56 с.

6. Сапронов, М. В. Концепции самоорганизации в обществознании: мода или необходимость? (Размышления о будущем исторической науки) / М.В. Сапронов // Обществ. науки и современность. 2001. № 1.

С.155 -156.

7. Синергетика // Большой энциклопедический словарь. М.: Большая рос. эн-цикл., 1997. С. 1098.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.