УДК 340.124
DOI 10.52468/2542-1514.2021.5(2).33-44
АНАТОЛИИ ФЕДОРОВИЧ КОНИ - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ (ДЕОНТОЛОГИИ) В РОССИИ
А.Я. Кодинцев, Д.В. Рыбин, Н.Н. Штыкова
Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Санкт-Петербург, Россия
Информация о статье
Дата поступления -15 сентября 2020 г. Дата принятия в печать -15 марта 2021 г. Дата онлайн-размещения -25 июня 2021 г.
Ключевые слова
Этика, медицинская этика, вивисекция, эготизм, национальная этика, деонтология, этика публичных мероприятий, этика общественного порядка, литературная этика, этика совести
Предметом исследования является концепция практической этики Анатолия Федоровича Кони. Цель статьи состоит в выявлении этапов формирования этической теории, ее основных элементов и источников, позволивших реконструировать идеи знаменитого юриста. В качестве основных методов исследования применены проблемно-хронологический подход и системный подход, позволившие рассмотреть этику Кони как формирующуюся теорию, которая в 1920-е гг. превратилась в законченную концепцию. Российские и зарубежные ученые продолжают изучать различные аспекты жизни и деятельности выдающегося юриста А.Ф. Кони. Особое внимание уделяется его этическим исследованиям. Интерес к этой сфере не случаен. В существенной степени принципы профессиональной этики, сформулированные Кони, являются образцом для российских юристов. Выявлено, что для Кони вопросы юридической этики были только частью его колоссального труда по проблемам этики. Этические темы он разрабатывал с 1880-х гг. Основы теории Анатолий Федорович создавал в начале ХХ в., а кристаллизовалась она в 1920-е гг. В том числе он сформулировал виды этики: общественного порядка, финансовая, литературная, публичных мероприятий, врачебная, совести, национальная, личного поведения и т. д. Разработал основы практической этики, которая, как он предполагал, могла бы послужить образцом для создания отношений в новом обществе. Кони как ученый выбрал этику как объект своих исследований. Он приложил огромные усилия по разработке своей деонтологии, аналогов которой мы не найдем. Внес вклад в философию и философию права. Все свои труды по деонтологии он обобщил в работе «Этика общежития», которая была подготовлена в 1927 г., но в свет не вышла.
ANATOLY F. KONI AS ONE OF THE FOUNDERS OF DEONTOLOGY IN RUSSIA
Alexander Ya. Kodintsev, Danil V. Rybin, Natalia N. Shtykova
St. Petersburg Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), St. Petersburg, Russia
Article info
Received -
2020 September 15 Accepted -
2021 March 15 Available online -2021 June 25
Keywords
Ethics, medical ethics, vivisection, egotism, national ethics, deontology, ethics of public events, ethics of public order, literary ethics, ethics of conscience
The subject of research is the concept of practical ethics by Anatoly F. Koni who was an outstanding Russian lawyer in the late 19th - beginning of 20th centuries. Particular attention is paid to his ethical research in the article. The interest in this area is not accidental. The principles of professional ethics formulated by Koni have become largely a model for Russian lawyers.
The purpose of the article is to identify the stages of the formation of Koni's ethical theory, its main elements and sources, which made it possible to reconstruct the ideas of the famous lawyer.
As the main research methods the authors applied the problem-chronological approach and the systemic approach, considering Koni's ethics as an emerging theory, which turned into a complete concept in the 1920s. The structure of the ethical concept was outlined by Koni in 1919 in the Program "Ethics of Cohabitation".
The main results, scope of application. It was revealed that for Koni issues of legal ethics were only part of his colossal work on ethics. He has been developing ethical themes since the 1880s. He formed the foundations of the theory, developed the main types of ethics at the beginning of the twentieth century, and the idea crystallized in the 1920s. In particular, he formulated the types of ethics: public order, financial, literary, public events, medical,
conscience, national, personal behavior, etc. After going through three successive stages in the course of the study Koni developed the foundations of practical ethics, which could serve as a model for creating relations in a new society as he assumed. Koni chose ethics as the object of his scientific research. He made great efforts to develop his deontology, which we will not find any analogues of. He contributed to the philosophy and philosophy of law. He summarized all his works on deontology in the work "Ethics of the Cohabitation", which was prepared in 1927, but have never been published.
Conclusions. Koni not only collected moments of crisis in contemporary ethical manifestations, analyzed the works of the main deontologists, analyzed in detail the types of ethics (some of which he formulated for the first time in science), but also formed a harmonious practical ethics of human personal behavior. At the same time Koni assumed such a development of a sensitive personality that would be able to take into account the smallest mental characteristics of other people and behave tactfully as much as possible. He returned to ethical issues in numerous works over and over again whether he wrote about social ills, about psychology, about expertise. He saw the main causes of deformations in the destruction of ethical principles. "Moral perversions" threatened the very existence of the state. He perceived the fall of Russia in 1917 as a logical completion of the disintegration of ethics. Koni saw a future salvation in the revival of Russia. His ethical ideal was Christian in nature in many ways, although Koni himself almost never connected ethics with religion in his works. Here he acted as a Kantian, as a supporter of the categorical imperative.
1.Введение
Проблемы этики в трудах А.Ф. Кони являются предметом активного научного интереса на протяжении длительного времени. Однако этика знаменитого юриста не рассматривается как единая большая система. Постоянно исследуются только три публикации, вышедшие в начале ХХ века. С учетом огромного влияния, которое юрист оказал на нравственные основы правосудия, это представляется очень странным. Деонтологическая система Кони не исследована. Анатолий Федорович разработал систему практической этики, имеющую, на наш взгляд, универсальный, вневременной характер, охватывающую основные сферы общественной и личной жизни. Это и определяет актуальность и научную новизну проделанной нами работы.
Одним из первых обративших внимание на научные интересы Кони стал Б. Вальбе (Одесса). По его мнению, в своих трудах Кони рисовал образ морального героя, образца. Его герои как бы действуют вне социального контекста. Интеллектуальные особенности людей его мало интересовали, важными представлялись психолого-этические аспекты личности. Он тщательно искал и выделял «добрые чувства». Переживал из-за распада моральных ценностей, верил, что это явление носит временный характер. И (по Кони), возрождение морали грядет. (Отметим, что ожидания Кони не оправдались. Проанализировав письма юриста, можно заметить, что в 1916 году он предчувствовал крах государства, а в
1917 году пережил глубокую депрессию из-за катастрофы, постигшей Россию.)
Кони сконцентрирован на себе, на своих переживаниях, своем положении. По мнению Вальбе, он «эго-центричен». Все явления мира он преломляет через внутренний голос. Все, что не подходит под его этический стандарт, игнорируется. Кони «ищет в героях себя и только себя». Его личная драма заключалась в том, что, будучи «этическим человеком», он находился всю жизнь в «совете нечестивых» [1].
Вальбе верно подметил этическую философию Кони. Этика играла в его жизни настолько большую роль, что его можно было уподобить Конфуцию. Кони взывал, хоть и несколько метафизически, к постоянным этическим ценностям (христианским) и прекрасно видел, как изменяется мир под воздействием капитализма. Это видение легко прочитать в его письмах друзьям в начале ХХ века. Только Кони оценивал капиталистическую модернизацию не как неизбежную данность (в прочтении Вальбе), а как вредное и опасное зло, противопоставляя ему вечную этику.
В октябре 1927 года на большом юридическом собрании в Ленинграде (с участием членов облсуда и многочисленных юридических научных учреждений) посвященном личности ученого выступил профессор П.И. Люблинский с темой «Общественно-этические взгляды А.Ф. Кони». Повторив известные тезисы о нравственном долге и глубоком понимании людей, ученый косвенно указывал нам, что на этиче-
скую концепцию Кони оказала влияние русская классическая литература XIX века. Однако даже в таком докладе Люблинский не смог объяснить, какой вклад в деонтологию внёс Кони [2].
В том же году выходят записки профессоров Н.Н. Полянского и Б.И. Сыромятникова о жизни юриста. Работа Полянского воспроизводила его статью 1915 года. По словам Полянского, Кони стойко ассоциировался со словом «долг». Ум и дарования играли подчиненную роль. В еще более превосходных тонах о нем отзывался профессор Сыромятников. Ненавязчиво Сыромятников подчеркивает, что основой этики Кони является христианская. Кони искренне верил (по мнению Сыромятникова) в нравственное возрождение любого человека. Сыромятников подробно рисует этический идеал гуманиста. При этом весь масштаб работы Кони в сфере деонтологии Сыромятников не раскрыл [3].
Во время выхода четвертого тома работ А.Ф. Кони (1967) предисловие подготовил И.Д. Перлов. Он напрямую указывал, что Кони формулировал основные принципы судебной этики, которые носят универсальный, вневременной характер. Перлов критиковал Кони с позиций советского юриста [4].
Существенный вклад в изучение этики А.Ф. Кони внесла С.А. Доманова. В 2008-2016 гг. она выпустила серию статей, приоткрывших для нас деонтологию Кони. Категорический императив Канта был для Кони руководством к действию. Исследовательница выделила принципы врачебной этики по Кони: врачебная тайна, принцип правдивости и допустимость ускорения смерти больного [5]. Она обращает внимание на термины, которые вводил Кони [6; 7]. Доманова, в том числе приводит основную схему работы по этике Анатолия Федоровича, законченной им в 1919 году [8]. Информация об этике Кони содержится в диссертации А.Н. Яшина «Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX века (А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, К.К. Арсеньев, С.А. Андреевский)» [9; 10, с. 137]. Судебная этика Кони упоминается в современных работах [11-19]. Нетрудно заметить, что все работы написаны по опубликованным трудам ученого.
Отдельно можно выделить группы зарубежных исследователей, которые изучают этическое творчество Кони. В том числе диссертации: Янины Арнольд (Мичиган), Элизабет Баллантайн (Нью-Йорк), Регулы Спалингер-Бичел (Цюрих) и Карлы Кордин (Базель) [20-23]. Среди журнальных публикаций можно выделить работу М. Гинзбург [24; 25].
2. Формирование этической концепции А.Ф.Кони
Анатолий Федорович Кони известен как талантливый юрист, публицист, литературовед. Он опубликовал немалое количество научно-популярных работ, однако, как правило, не воспринимался современниками как ученый. В силу особого личного интереса он большую часть своей жизни посвятил деонтологии и внес существенный вклад в российскую науку, который оказался забыт. Что странно, с учетом того интереса, который проявляют сотни исследователей к жизни Кони.
Интерес к теории этики формировался у автора с юности. Многие из сильных детских впечатлений Кони отражены в его работах, как, например, история о восковых фигурах. Материалы судебной практики также послужили яркими иллюстрациями, подтверждающими его концепции. Интересу к этике способствовали личные и рабочие связи Кони с сотнями людей, о чем свидетельствует огромное (едва ли не самое большое в России) эпистолярное наследие этого талантливого человека. Стремление к анализу этических законов закрепилось у него после обучения на юридическом факультете, где нравственным принципам права отводилась большая роль. Особенно значимыми оказались идеи Канта. В последующие годы Кони сам тщательно изучил труды всех деонтологов XIX века и хорошо знал теорию этики. Обнаруженные труды врача Гааза юрист восхвалял в целой серии публикаций. Впоследствии он постоянно искал «добрые дела, добрые нравы» у каждого человека и всякий раз их подчеркивал. Более того, Кони считал и настаивал, что о человеке вообще нельзя писать ничего плохого.
Выдающийся юрист не был единственным теоретиком этики в тот период. Этические концепции бурно развивались среди медиков, философов, богословов, юристов (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, Е.В. Де-Роберти, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, А.А. Бронзов, П.А. Кропоткин, П.А. Новгородцев, П.Л. Лавров, Л.И. Петражицкий, А.М. Коллонтай, Е.В. Спектор-ский, В.М. Хвостов, Л.Н. Толстой, П.А. Новгородцев, Д.С. Мережковский, С.А. Вольский, А.В. Луначарский, Н.Н. Кошкарев, И.И. Мечников и С.Л. Франк). Но, как правило, они были умозрительными и чересчур абстрактными для простых людей. Этика Кони, напротив, имела практический характер. В этом смысле она близка практической этике Толстого и Ганди. Как известно, этический аспект русской литературы оказал на Кони большое влияние. В повседнев-
ной жизни он сталкивался с этическими проявлениями в суде, в медицинских учреждениях, в государственных органах и пр. Деформации в психике личности вызывали у него повышенный интерес, и связывал он их именно с этической деградацией. Он мечтал о возрождении (рождении?) этики в российском обществе. Верил (до 1917 года), что это неизбежно произойдет. От размышлений о нравственности он перешел к анализу этики как общественного явления. Можно выделить три стадии исследовательской деятельности ученого в области деонтологии.
Первый период «этических» исследований Кони относится к концу XIX века. В то время вышли его работы, связанные с поиском «своей этики». В их числе - «Спиноза в русском переводе. - Этика Бенедикта Спинозы» (1887), цикл публикаций о докторе Гаазе (с 1897 года) и пр. Публикация рецензии на перевод работы Спинозы (сделанный В.И. Модесто-вым) свидетельствует об усиливающемся интересе Кони к деонтологическим проблемам. Именно в это время он активно читал труды по этике различных авторов. Рецензия-эссе начинается и заканчивается как литературное произведение. Однако в центральной части работы Анатолий Федорович, постулируя ряд научных идей, дискутирует со Спинозой и одновременно ведет диалог с самим собой.
Из описания личности Спинозы видна склонность Кони к герменевтике. Ему импонировало его нравственное одиночество Спинозы, интеллектуальное противостояние и пуританам, и иудеям, внутренняя убежденность. Наиболее важным элементом работы Спинозы Кони представлялась «разумная любовь». Аффекты порождают рабство (образ Калибана у Шекспира). Свободный человек (образ Просперо), восторжествовав над страстями, любит всё, и, следовательно, прежде всего любит Бога. Такой образ человека наиболее приятен Кони [26].
3. Труды по этике в начале ХХ века
В 1900-1906 гг. постоянно болеющий Кони находил достаточно времени для погружения в деонтологию. В тот период у его интересовало представление об этике как учебном предмете. Также он разработал специальные разделы этики: судебная этика, экономическая (финансовая) этика, врачебная этика, литературная этика, этика искусства, сословная этика, национальная этика и пр. Такой структуры он придерживался до 1917 года. Активно преподавая, Анатолий Федорович опубликовал работы: «Нравственные начала в уголовном процессе» (1902), «О врачебной тайне» (1902), «Общие черты
судебной этики» (1902). Впоследствии эти труды неоднократно переиздавались и стали широко известны юридической общественности. По этим публикациям, и зачастую только по ним, юристы и судят по этике Кони, в то время как они являлись только шагом в формировании теории. Эти труды носили дидактический (педагогический, по словам Кони), научно-популярный характер, были насыщены примерами и освещали многие мелкие нюансы судебной деятельности, связанные с разрешением этических проблем. Нормы судебной этики Кони распространял на всех участников судебного процесса [27; 28]. Исключительно с практических позиций юрист оценивает деятельность врача при сохранении тайны пациента. В том числе он поднимает вопросы о точности и определенности семейной тайны, возможности ее разглашения; об объеме и пределах врачебной тайны [29].
Многие размышления Кони не были опубликованы. В Государственном архиве Российской Федерации, Рукописном отделе Института Российской литературы и искусства (ИРЛИ РАН), Российской национальной библиотеке было обнаружено много заметок и проектов статей Кони по этике, подготовленных в досоветский период [30]. В том числе: «О вивисекции», «Национальная этика», «Сословная этика», «Этика совести», «Этика общественного порядка», «Этика публичных мероприятий» (начало ХХ века). Значительную часть наследия Кони составляют первичные записи, в которых он, зачастую, беседовал сам с собой.
Кони определял сословную этику как вид профессиональной или корпоративной этики, особенно останавливаясь на специализированной - врачебной. Его интересовал анализ деонтологических проблем в деятельности врача, а именно, вопрос о врачебной тайне, о вознаграждении труда докторов, акушеров и иных медиков, о вивисекции, нетрадиционных методах лечения, эвтаназии. По каждому вопросу Анатолий Фёдорович намечал разные точки зрения, обозначал их представителей, давал собственную оценку с точки зрения нравственного закона, предлагал конкретные принципы и определял контуры поведения врачей при возникновении моральных дилемм. Внимание он заострял на задачах и роли врача в общественной жизни. Деятельность врача с позиции этики основывается не только на интеллекте (опыте и знаниях врача-профессионала), но и чувствах (сопереживание пациенту, степень откровенности с ним). Раздел сословной (врачебной)
этики раскрывается через призму ответов на вопросы, остро затрагивающие медицинский быт, а именно: борьба с шарлатанскими методами лечения, обязанности по явке к больному, личная порядочность врача. Многие заметки посвящены проблемам вивисекции. Кони требовал ограничить живосечение жесткими правилами, не допускать излишеств, как, впрочем, и во всех проявлениях врачебной этики1.
В 1927 году Кони переделывал и не успел закончить новую статью по врачебной этике. Он видел в профессии врача большие возможности для человеколюбия и милосердия. Он считал врачей не только узкими специалистами, занимающимся душевными и физическими страданиями пациентов, но огромное значение придавал их роли в решении моральных дилемм, которые основаны на категорическом императиве Канта, а именно, «"должен" значит "можешь"». Анатолий Федорович обращал внимание на активную позицию врача в решении разных общественных вопросов (присутствие врачей при приведении в исполнение наказания в виде смертной казни, сохранение врачебной тайны, защита здоровья и жизни врачей при опасных методах лечения и эпидемиях, об отношении к самоубийствам, шарлатанство во врачебной деятельности).
Одной из основных моральных дилемм врачебной деятельности выступает вопрос о границах соблюдения врачебной тайны. Кони скрупулезно исследует разные позиции по этому вопросу - их можно условно назвать строгая (безусловная) врачебная тайна (Брордель) и этико-правовая (деонто-логическая) врачебная тайна (сам автор). Останавливал свое внимание автор и на круге лиц, обязанных соблюдать врачебную тайну. Кони уверен, что нравственная свобода врача вполне способна преодолеть трудности, возникающие при решении конфликтов, обусловленных ситуативным столкновением моральных принципов.
Несомненный интерес представляют взгляды Кони на вопрос о степени откровенности в отношениях врача с пациентом. И здесь основный ответ мы получаем, анализируя учение Канта - делание добра и исправление зла, честность и совестливость врача и желание больного и его близких знать правду о своем состоянии. Кони, затрагивал проблему эвтаназии. И опять нет простого ответа - именно нравственный выбор врача совместно с пациентом дадут ответ на это
решение при условии исключительности ситуации и невыносимости страданий, отсутствия возможности продолжения жизни. В конечном счете, эвтаназия допустима, но в самом крайнем случае.
Особое место уделено вопросу вивисекции, т. е. живосечению, опытам и оперированию животных, прежде всего, в научных целях и при безусловной необходимости. Анатолий Федорович резко осуждал и считал безнравственным, повторение опытов над животными только лишь для подтверждения уже известных результатов. Автор также высказывался непримиримо в отношении иных жесто-костей в отношении животных, например, охоту ради забавы.
Кони поднимал вопрос о вознаграждении труда врача, недоумевая по тому, как обесценивается труд врача только в силу того, что его деятельность связана с человеколюбием и состраданием, которое теряет свою цену, если связано каким-либо образом с материальным обеспечением. Кони в корне не согласен с утверждением, что врач должен быть филантропом, не думающим о своей жизни, своем здоровье и благосостоянии близких лиц. И, наконец, ученый затрагивал тему об отношении врача к случаям самоубийства и к покушениям на него. Роль врача состоит в нравственном убеждении таких лиц необходимости сохранения жизни, несмотря на разные жизненные трудности.
Следующий раздел теории представлен этикой общественного порядка. Он построен на исследовании разных позиций государственных и общественных отношений с точки зрения нравственных норм. Кони обозначает следующие главные слои этики общественного порядка: государственно-церковные отношения - режим государственной церкви и режим светского государства; равенство всех перед законом; вопросы благоустройства и благочиния; свобода печати; свобода публичных зрелищ. Анатолия Федоровича интересовали проблемы: конституционного статуса государя, общественных прав и обязанностей, несправедливости к отдельным народностям, нравственной целесообразности войн во внешней политике, чувства патриотизма и цельности (ценность) языка нации, науки, философии и искуства - как инструменты сближения разных народностей.
Вопросы этики общественного устройства связаны в учении Кони с внутренней свободой, свободой духа и свободой национального самосознания.
1 Государственный архив РФ (далее - ГАРФ). Ф. 564. Оп. 1. Д. 175, 179; 181. Л. 1-5.
- 37
Law Enforcement Review 2021, vol. 5, no. 2, pp. 33-44
Автор определял достоинство человека, вводил узкое и широкое понятие веротерпимости; анализировал «дикое состояние», право силы и власти. Анализируя вопросы этики общественных мероприятий, Анатолий Федорович остро критиковал рекламу различных насильственных или жестоких, мучительных для их исполнителей развлечений2.
К этике общественного устройства Кони отноил этику национальную. Она включает исследование стадий патриотизма, от привязанности к родине к осознанию принадлежности к общей культуре; видов патриотизма, называемых автором здоровыми и нездоровыми (жалким патриотизмом и шовинизмом); отчужденности от страны рождения; свойств национальности, особенно языка; идеи отечества или иными словами духа нации; общечеловеческого в национальном, а именно, христианских начал, нравственных норм, значения литературы; различий между космополитизмом и интернационализмом.
Этика совести Кони широко представлена вопросами свободы совести, называемой у него свободой духа - религиозной, национальной, чувственной. Здесь же ставится вопрос об общих началах этики, обозначаются понятия совести и свободы в истинном смысле, веротерпимости, о правах личности на свободу. Анатолий Федорович сочувственно относился к людям, борющимся за свободу совести: Спинозе, старообрядцам. Кони обосновывает свои выводы не только анализом христианской традиции европейской культуры, но также апеллирует к буддизму и иным религиям. Отношения между церковью и государством, по мнению юриста, очень важны для национального духа общества. Автор оперирует такими понятиями, как свобода культа, внутреннего страха и пропаганды, религиозного чувства и упадка стыда.
4. Завершение системы деонтологии А.Ф. Кони
После спада научной активности в 1907-1917 гг. Кони с утроенной энергией принялся за разработку своей теории. На наш взгляд, эта разработка стала последним главным делом его жизни. Преподавая этику в институте Живого слова в Петрограде, Кони составил в 1919 году окончательную программу своей теории этики и стал ее реализовывать. Итогом стала капитальная монография по Этике.
В ней исследователь рассматривал концепции разных авторов в этической сфере. К сожалению работа Кони дошла до нас только в отдельных фраг-
ментах. Также фрагментарно нам доступна этика воспитания, разбросанная в отдельных записках Анатолия Фёдоровича. Врачебная этика и врачебная тайна может быть реконструирована на основании нескольких трудов. Этика экономическая была опубликована, но позже забыта. Этика общественного порядка также может быть воссоздана. Прекрасная работа Кони по литературной этике чудом записанная одним из его слушателей в 1923 году также сохранилась. К нашему огромному сожалению основная часть работы по этике искусства утрачена (или пока не найдена). Самой большой утратой можно считать потерю большей части Этики личного поведения. В этой итоговой части Кони подробно разбирал основные практические элементы практической этики: вежливость, компромиссы, ложь, эгоизм, такт, чувственность, щедрость и т. д.
По каждому из разделов своей программы Анатолий Федорович опубликовал или подготовил публикацию. Это позволяет нам реконструировать часть капитального труда Кони-деонтолога.
В статье «Этика публичных мероприятий» (1922) ученый пытался дать ответ на вопрос о нравственности культурного и научно-технического прогресса в современном ему обществе. Для этого он концентрирует внимание на анализе влияния на общество публичных мероприятий, а именно - бокса, атлетики, акробатических упражнений, цирковых представлений по укрощению хищных зверей, боя быков, охоты ради забавы, публичного исполнения смертной казни, принудительной работы в колониях под страхом жестоких и истязающих наказаний, войн, сопровождаемых звесрким отношением к врагам.
Автор говорит о прямой жестокости зрелищ, равнодушном отношении к животным, утонченной жестокости преступлений, совершаемых с мстительной обдуманностью, зверских расправах с врагами и работниками в колониях. Анатолий Федорович критикует любые попытки оправдания всяких грубых проявлений человеческой природы любыми извинительными мотивами. Он заявляет об их безнравственности. Кони противопоставляет ужас от крушения «Титаника» или горе от переживаний за героев спектаклей равнодушию по отношению к гибели тысяч беженцев. Автор обращает также внимание на обесценивание значения труда в жизни человека в обществе, акцент на развлечениях и всякого рода наслаждениях.
2 ГАРФ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 179.
В статье Кони критикует публичность осуществления смертной казни, резко отзывается о квалифицированных видах смертной казни. Доводы автора, основаны на примерах из литературных произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Д.А. Ровинского, И.С. Тургенева, В.П. Боткина, Э. Де Амичиса, Л.Ж.Ж. Блана.
Кони обращает внимание на влияние жестоких публичных зрелищ на душу и духовное развитие детей и подростков, женщин, т. е. фактически воспитание грубых дурных инстинктов, притупление чувств сильными ощущениями. Для обоснования своей позиции автор рисует последовательность формирования привычек через следующие неосознаваемые действия: безразличие, терпимость, услужливое примирение и сочувствие. Не остаются без внимания ученого ситуации безнравственного грубого и жестокого обращения с животными. И здесь автор усиливает свою позицию критикой отношения со стороны общества к картине «Четыре стадии жестокости» (1751 г.) английского художника У. Хогарта, а именно о забавах мучением животных.
Кони беспокоит влияние от восприятия физических мучений человека, которое испытывают люди, посещающие кабинеты восковых фигур, специализирующихся на изображениях пыток, или выставок, представляющих обществу картины с необузданным натурализмом зверств, (речь идет о картине «В колдовском безумии» немецкого художника Ф.К. Шмид-Брайтенбаха). Основный вывод Анатолия Федоровича - требуется полный запрет подобных публичных зрелищ. Любые научно-технические достижения и открытия должны основываться на нормах этики, проверяться с точки зрения нравственного закона. Кони резко выступал против практического бездушия и нравственного попустительства в любых проявлениях общественной жизни.
Отдельно он рассмотрел историю жестокого обращения с детьми. Кони приводил многие примеры действий жуткого и садистского поведения в отношении беспомощных несовершеннолетних лиц. Ученый в своих доводах обращается к судебной практике, отмечая, что безнравственные поступки более свойственны людям, считающим себя культурными, нежели простыми по общественному положению. Глубокому анализу автор подвергает способы жестокого обращения с детьми, заостряя внимание на изобретательности мучителей. В качестве одного из опасных последствий подобного отношения к детям Анатолий Фёдорович отмечал не только душевные и физические страдания детей и подрост-
ков, но также воспитание новых мучителей из сегодняшних жертв.
Кони обращал внимание на грубый цинизм действий детских приютов и иных заведений для несовершеннолетних, действующих из благотворительных целей, но на практике истязающих детей. Они приводил примеры отдачи детей в промысел (трудоустройство в качестве подмастерьев или учеников на тяжелые работы либо для цирковых представлений) либо для работы попрошайками. Утверждения Анатолия Фёдоровича подтверждаются статистическими данными или сведениями из отчетов общественных организаций (например, английского Общества защиты детей) [31].
Записки Кони о финансовой этике вышли в 1922 году под названием «Нравственность и государственные доходы» [32]. Изучение Кони вопросов нравственной оценки государственных доходов в рамках общего курса этики общежития можно назвать экономико-финансовой этикой. Автор рассмотрел этические основы способов пополнения государственного бюджета с помощью казино, азартных игр, тотализаторов, коноводчества и скачек, питейного дела. Эти язвы на теле государства знаменитый юрист призывал лечить немедленно, запрещая одни формы и устанавливая особые правила для других.
Государей, допускающих использование вышеуказанных источников пополнения бюджета, Кони называл попустителями и сообщниками безнравственных предприятий. Анализируя состояние питейного дела на Руси, автор вскрывал такие характерные черты, как фальсификация алкогольной продукции, необразованность простого народа, жалость по отношению к пьяному человека как черта русского характера, чрезмерность и крайность мер государственного регулирования.
Важную роль в качестве инструмента воздействия на человека, по мнению А.Ф. Кони являлась литературная этика. Сохранилась лекция 1923 года. Ее начало раскрывает особенности речи в соотношении человек-животное. Для автора не является аксиомой положение Ч. Дарвина о происхождении людей. Основу любого языка составляли особенности национального духа народа. Для Анатолия Федорович без языка и речи нет национального единства.
Особое место в лекции уделено исследованию четырех видов языка: разговорного, делового, литературного и живого слова. Большая часть лекции посвящена нравственным (деонтологическим) условиям употребления слова. За принцип взято высказывание
Н.В. Гоголя: «Обращаться с словом нужно честно». Анатолий Федорович выделяет еще два условия -скупо и точно. Кони анализировал также особые болезни речи: афазия, алексия, апраксия, амимия, двигательная афазия. Литературу и живое слово автор называл главнейшими проявлениями языка. Кони давал авторское определение литературы, отделял ее от истории, утопии и поэзии, обозначал источники литературы и давал классификации произведений по разным признакам (форме, элементу). Анатолий Федорович исследовал характерные черты художественного произведения: типичность, поучительность, заразительность, самостоятельность.
Кони предпочтение отдавал роману, которому сопутствуют рассказ и повесть, подробно рисовал характерные черты романтизма, неоромантизма, реализма в литературных произведениях. Литературная этика - это часть общей этики общежития, и главная цель литературного произведения нести нравственные законы в жизни людей: «Писатель должен волновать не красотою, а совестью». Кони особенно критиковал безнравственные произведения, обозначая несколько современных ему авторов3.
«Осколок» общей теории этики Кони обнаружен в записках начала 1920-х годов. Прежде всего ученый обращался к учениям древних греков - Платону, Аристотелю, Сократу. Его интересовали подходы к пониманию добродетели, счастья, греха, воли человека, любви и сострадания. Следующий этап развития этики происходит, по мнению Кони, в работах Спинозы и Канта. Акцент ставился автором на следующих идеях - свое совершенство и чужое счастье. Кони анализировал учения Фихте, Гегеля, Милля и Бентама. Анатолий Федорович обосновывал идею о нравственных мотивах волевых действий или поступков людей в любых ситуациях и тем более в условиях выбора или конфликта4.
Для Кони изучение этики являлось важнейшим в образовании молодых людей. Он считал невозможным восполнить пробелы этического знания через семейное воспитание. Эта идея являлась основной при написания Анатолием Федоровичем этики общежития как целого курса. Для знаменитого юриста было важно дать точные, с нравственной точки зрения, способы (приемы, инструменты) действия в исторических, социальных и культурных условиях жизнедеятельности людей.
3 Рукописный отдел Института Русской литературы и искус-
ства. Ф. 134. Оп. 1. Д. 232. Л. 1-12.
5. Заключение
Итогом многочисленных исследований Анатолия Фёдоровича стала подготовка главной книги его жизни - Этика общежития. Книга была набрана и направлена в неизвестное нам издательство в 1927 году. После смерти автора публикация не состоялась, и дальнейшая судьба книги неизвестна. В архивах Кони проект монографии не обнаружен. Программа курса и монографии дают нам представление о масштабах работы. Исследователь не только собрал кризисные моменты в современных ему этических проявлениях, проанализировал труды основных деонтологов, подробно разобрал виды этики (некоторые из них он вообще впервые сформулировал в науке), но и сформировал в последнем (9-м) разделе стройную практическую этику личного поведения человека. При этом Анатолий Федорович предполагал такое развитие чувствительной личности, которая бы смогла учитывать мельчайшие психические особенности других людей и вести себя тактично в максимальной возможной степени.
К сожалению, современники не оценили масштаб работы Кони в области деонтологии. Они описывали его достижения в этой области или поверхностно (П.И. Любинский, Б.И. Сыромятников) или со скептицизмом (Б.С. Вальбе). Главный труд Кони пропал. Сотни исследователей, писавших о Кони после его смерти, так и не поняли, не оценили его вклад в науку. Кони, фактически открывший практическую деонтологию для России, в итоге ее основателем не стал. В 2000-х годах человеком в полной мере осознавшим и раскрывшим вклад Кони в деонтологию, стала одна из исследовательниц его трудов - С.А. До-манова. К сожалению, её работы, на эту тему вышли в малоизвестных сборниках научных конференций и широкой публике до сих пор не известны [5-8].
Сфера научно-познавательного интереса Анатолия Фёдоровича Кони была широка и многообразна. В многочисленных работах раз за разом он возвращался к этическим проблемам, писал ли он о социальных «болячках», о психологии, об экспертизе. Основные причины деформаций он видел в разрушении этических принципов. «Нравственные извращения» угрожали самому существованию государства. Падение России в 1917 году он так и воспринял как логичное завершение распада этики. В ее возрождении Кони видел будущее спасение. Во
4 ГАРФ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 179.
многом его этический идеал носил христианский ха- как кантианец, как сторонник категорического импе-рактер, хотя сам Кони в своих работах этику с рели- ратива. гией почти никогда не связывал. Здесь он выступал
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Вальбе Б. Анатолий Федорович Кони, литературный портретист / Б. Вальбе // Известия Одесского библиографического общества при императорском новороссийском университете. - 1915. - Вып. 5-6. - С. 253266.
2. Люблинский П.И. Общественно-этические взгляды А.Ф. Кони / П.И. Люблинский. - М. : Право и жизнь, 1928. - Кн. 1. - С. 66-77.
3. Полянский Н.Н. На службе праву / Н.Н. Полянский, Б.И. Сыромятников. - М. : Право и жизнь, 1928. - 55 с.
4. Кони А.Ф. Собрание сочинений : в 8 т. / А.Ф. Кони ; ред. В.Г. Базанов. - Т. 4 / сост., коммент. М.М. Выдря ; авт. предисл. И.Д. Перлов. - М. : Юрид. лит., 1967. - С. 6-13.
5. Доманова С.А. А.Ф. Кони о врачебной этике и «этике общежития» / С.А. Доманова // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 4 : Фундаментальное и прикладное : сб. мат-лов 4-й ежегод. науч.-практ. конф. / гл. ред. В.И. Моисеев. - М. : Принтберри, 2010. - С. 428-431.
6. Доманова С.А. Этика публичных зрелищ: о «теоретической чувствительности и практическом бездушии» / С.А. Доманова // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 5 : Нормативное и дескриптивное : сб. ст. / гл. ред. В.И. Моисеев. - М. : Принтберри, 2011. - С. 178-183.
7. Доманова С.А. Нравственные начала человеческого существования: из истории русской этической мысли / С.А. Доманова // Философские проблемы биологии и медицины: итоги и перспективы : сб. ст. / гл. ред. В.И. Моисеев. - М. : Принтберри, 2011. - С. 267-277.
8. Доманова С.А. «Этика общежития» о роли преемственности и взрыва в переломные моменты культуры / С.А. Доманова // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 10 : Многообразие биомедицинского опыта и знания : сб. мат-лов 10-й ежегод. науч.-практ. конф. / гл. ред. В.И. Моисеев. - Саратов : СГТУ, 2016. - С. 102-106.
9. Яшин А.Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX века (А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, К.К. Арсеньев, С.А. Андреевский) : дис. ... канд. филос. наук / А.Н. Яшин. - Мурманск, 2009.
10. Яшин А.Н. Этические проблемы правосудия в философско-правовом воззрении А.Ф. Кони / А.Н. Яшин // Актуальные вопросы современного права. Пути теоретического и практического решения проблем : сб. ст. межд. науч.-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 137.
11. Васильев О.Л. Мысли А.Ф. Кони о нравственных началах уголовного процесса: исторический анахронизм или ориентир для реформ? / О.Л. Васильев // Вестник Московского университета. - Серия 11 : Право. -2019. - № 2. - С. 104-116.
12. Козлова Е.Е. А.Ф. Кони - основатель судебной этики / Е.Е. Козлова // Прокуратура России: вчера, сегодня, завтра : мат-лы XV Межд. Конивских чтений / под общ. ред. А.В. Верещагиной. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2016. - С. 138-145.
13. Кудрявцев В.Л. Идеи А.Ф. Кони о нравственной составляющей в деятельности прокурора в суде через призму современного законодательства и правоприменения / В.Л. Кудрявцев // Юридическая наука: история и современность. - 2018. - № 8. - С. 89-96.
14. Луценко Е.С. Анатолий Федорович Кони - основоположник юридической этики в России / Е.С. Лу-ценко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. -№ 5 (108). - С. 33-35.
15. Мальков Б.Н. Нравственные уроки судебной реформы (по произведениям А.Ф. Кони) / Б.Н. Мальков // Вестник Российской правовой академии. - 2015. - № 2. - С. 21-25.
16. Порубов А.Н. А. Ф. Кони — основоположник юридической этики / А.Н. Порубов // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. - 2005. - Вып. 1. - С. 113-117.
17. Щеглов А.Ф. «Секрет» нравственного долголетия А.Ф. Кони / А.Ф.Щеглов, Б.Н. Мальков // Российское правосудие. - 2015. - № 4 (108). - С. 87-93.
18. Муратов Р.Е. А.Ф. Кони о профессиональной этике судьи / Р.Е. Муратов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. - 2014. - № 9-10. - С. 91-93.
19. Сынков В.В. А.Ф. Кони о нравственных качествах участников уголовного процесса / В.В. Сынков // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 302-305.
20. Cordin C. Anatolij F. Koni (1844-1927) zwischen Herrscher und Volk: Ein liberaler Jurist und seine autobiografische Praxis in Zarenreich und Sowjetunion / C. Cordin. - Köln, Böhlau Verlag, 2019. - 447 S.
21. Arnold Ya.V. Writing Justice: Fiction and Literary Lawyers in Late Imperial Russia, 1864-1900. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (Slavic Languages and Literatures) in the University of Michigan / Ya. V. Arnold. Ann Arbor, 2014. 320 p.
22. Ballantine E. A.F. Koni and the Russian judiciary, 1864-1917: Ph. D. Thesis / E. Ballantine. - New Haven, Yale University, 1986. - 160 p.
23. Spalinger-Bichsel R. A.F. Koni und die russische Gerichtsrhetorik. Lizentiatsarbeit / R. Spalinger-Bich-sel. - Zürich, 1993.
24. Pomar M.G. Anatoly Fedorovich Koni. Liberal Jurist as Moralist / M.G. Pomar. - Pittsburgh, The Carl Beck Papers, 1996. - 45 p. - DOI: 10.5195/cbp.1996.66.
25. Ginsburg M. Koni and His Contemporaries / M. Ginsburg // Indiana Slavic Studies. - 1956. - Vol. I. - P. 54-61.
26. Кони А.Ф. Спиноза в русском переводе / А.Ф. Кони // За последние годы. - СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1896. - С. 591-597.
27. Кони А.Ф. Общие черты судебной этики / А.Ф. Кони. - СПб. : Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1902. -
44 с.
28. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / А.Ф. Кони // Кони А.Ф. Судебные речи. -СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1905. - С. 3-44.
29. Кони А.Ф. О врачебной тайне Кони А.Ф. / А.Ф. Кони // Собрание сочинений : в 8 т. - Т. 4. - М. : Юрид. лит., 1967. - С. 443-453.
30. Кодинцев А.Я. Источники по истории правовой деятельности А. Ф. Кони / А.Я. Кодинцев, Д.В. Рыбин // Современные тенденции развития частного права, исполнительного производства и способов юридической защиты : мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.В. Трофимов. - СПб. : Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. - Т. 2. - С. 80-85.
31. Кони А.Ф. Нравственность и общественная жестокость / А.Ф. Кони // Артельное дело. - 1922. - № 58. - С. 5-11.
32. Кони А.Ф. Нравственность и государственные доходы / А.Ф. Кони // Артельное дело. - 1922. - № 58. - С. 15-18.
REFERENCES
1. Valbe B. Anatoly Fedorovich Koni, literary portraitist. Izvestiya Odesskogo bibliograficheskogo obshchestva pri imperatorskom novorossiyskom universitete, 1915, issue 5-6, pp. 253-266. (In Russ.).
2. Lyublinsky P.I. Social and ethical views of A.F. Koni. Moscow, Pravo i zhizn Publ., 1928, book 1, pp.66-77. (In Russ.).
3. Polyansky N.N., Syromyatnikov B.I. In the service of law, Moscow, Pravo i zhizn Publ., 1928. 55 p. (In Russ.).
4. Koni A. F. Collected works: in 8 volumes. Vol. 4, Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1967. Pp.6-13. (In Russ.).
5. Domanova S.A. A.F. Koni on medical ethics and "Ethics of the cohabitation", in: Moiseev V.I. (ed.). Filosofskie problemy biologiii meditsiny: Vypusk 4: Fundamental'noe iprikladnoe. Moscow, Printberry Publ., 2010. Pp. 428-431. (In Russ.).
6. Domanova S.A. Ethics of public shows: on the "theoretical sensitivity and practical soullessness", in: Moiseev V.I. (ed.). Filosofskie problemy biologii i meditsiny: Vypusk 5: Normativnoe i deskriptivnoe. Moscow, Printberry Publ., 2011. Pp. 178-183. (In Russ.).
7. Domanova S.A. Moral principles of human existence: from the history of Russian ethical thought, in: Moiseev V.I. (ed.). Filosofskie problemy biologii i meditsiny: itogi i perspektivy. Moscow, Printberry Publ., 2011. Pp.267277. (In Russ.).
42 -
Law Enforcement Review 2021, vol. 5, no. 2, pp. 33-44
8. Domanova S.A. "Ethics of the cohabitation" on the role of continuity and explosion in the turning points of culture, in: Moiseev V.I. (ed.). Filosofskie problemy biologii i meditsiny. Vypusk 10: Mnogoobrazie biomeditsinskogo opyta i znaniya. Saratov, SSTU Publ., 2016. Pp.102-106. (In Russ.).
9. Yashin A.N. Philosophical ideas of Russian thinkers of judicial protection of the second half of the 19th century (A.F. Koni, V.D. Spasovich, F.N. Plevako, K.K. Arseniev, S.A. Andreevsky). Cand. Diss. Murmansk, 2009. (In Russ.).
10. Yashin A.N. Ethical problems of justice in the philosophical and legal outlook of A.F. Koni, in: Aktual'nye voprosy sovremennogo prava. Puti teoreticheskogo i prakticheskogo resheniya problem. Ufa, Aeterna Publ. 2017. Pp. 137. (In Russ.).
11. Vasiliev O.L. The thoughts of A.F. Koni on the moral principles of the criminal process: historical anachronism or a guideline for reforms? Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 11. Pravo = Moscow University Law Bulletin, 2019, no. 2, pp. 104-116. (In Russ.).
12. Kozlova E.E. A.F. Koni is the founder of judicial ethics, in: Vershagina A.V. (ed.). Prokuratura Rossii: vchera, segodnya, zavtra. Vladivostok, VGUES Publ., 2016. Pp. 138-145. (In Russ.).
13. Kudryavtsev V.L. The ideas of A.F. Koni on the moral component in the activities of the prosecutor in court through the prism of modern legislation and law enforcement. Yuridicheskaya nauka: istoriya isovremennost', 2018, no. 8, pp. 89-96. (In Russ.).
14. Lutsenko E.S. Anatoly Fedorovich Koni - the founder of legal ethics in Russia. Nauka i obrazovanie: kho-zyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 2019, no. 5, pp. 33-35. (In Russ.).
15. Malkov B.N. Moral lessons of judicial reform (based on the works of A.F. Koni/ Vestnik Rossiiskoipravovoi akademii = Bulletin of the Russian Law Academy, 2015, no. 2, pp. 21-25. (In Russ.).
16. Porubov A.N. A.F. Koni - the founder of legal ethics. Voprosy kriminologii, kriminalistikiisudebnoiekspertizy = Issues of Criminology, Forensics and Forensic Examination, 2005, iss. 1, pp. 113-117. (In Russ.).
17. Shcheglov A.F., Malkov B.N. The "secret" of the moral longevity of A.F. Koni. Rossiiskoe pravosudie = Russian Justice, 2015, no. 4, pp. 87-93. (In Russ.).
18. Muratov R.E. A.F. Koni on the professional ethics of a judge. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo = Modern Science: actual problems of theory and practice. Series Economics and Law, 2014, no. 9-10, pp. 91-93. (In Russ.).
19. Synkov V.V. A.F. Koni about the moral qualities of the participants in the criminal process. Molodoi uchenyi, 2019, no. 24, pp. 302-305. (In Russ.).
20. Cordin C. Anatolij F. Koni (1844-1927) zwischen Herrscher und Volk: Ein liberaler Jurist und seine autobiografische Praxis in Zarenreich und Sowjetunion. Köln, Böhlau, 2019. 447 p.
21. Arnold Ya.V. Writing Justice: Fiction and Literary Lawyers in Late Imperial Russia, 1864-1900. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (Slavic Languages and Literatures) in the University of Michigan. Ann Arbor, 2014. 320 p.
22. Ballantine E. A.F. Koni and the Russian judiciary, 1864-1917. Ph. D. Thesis. New Haven, Yale University, 1986. 160 p.
23. Spalinger-Bichsel R. A.F. Koni und die russische Gerichtsrhetorik. Lizentiatsarbeit. Zürich, 1993.
24. Pomar M.G. Anatoly Fedorovich Koni. Liberal Jurist as Moralist. Pittsburgh, The Carl Beck Papers, 1996. 45 p. DOI: 10.5195/cbp.1996.66.
25. Ginsburg M. Koni and His Contemporaries. Indiana Slavic Studies, 1956, vol. I, pp. 54-61.
26. Koni A.F. Spinoza in Russian translation, in: Koni A.F. In recent years. Saint Petersburg, A.S. Suvorin typography, 1896. Pp. 591-597. (In Russ.).
27. Koni A.F. General features of judicial ethics. Saint Petersburg, A.N. Kushnerev and Co. typography, 1902. 44 p. (In Russ.).
28. Koni A.F. Moral principles in the criminal process, in: Koni A.F. Judicial speeches. Saint Petersburg, A.S. Su-vorin typography, 1905. Pp. 3-44. (In Russ.).
29. Koni A.F. About medical secrets, in: Koni A.F. Collected Works. Vol. 4. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ. 1967. Pp. 443-453. (In Russ.).
30. Kodintsev A. Ya., Rybin D. V. Sources on the history of legal activity of A. F. Koni, in: Trofimov E.V. (ed.). Sovremennye tendentsii razvitiya chastnogo prava, ispolnitel'nogo proizvodstva i sposobov yuridicheskoi zashchity. Vol. 2. St. Petersburg, St. Petersburg Institute (branch) of VSUYU (RLA of the Ministry of Justice of Russia), 2019. Pp. 80-85. (In Russ.).
31. Koni A.F. Morality and public cruelty. Artel'noe delo, 1922, no. 5-8, pp. 5-11. (In Russ.).
32. Koni A.F. Morality and state incomes. Artel'noe delo, 1922, no. 5-8, pp. 15-18. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кодинцев Александр Яковлевич - доктор юридических наук, профессор, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) 199178, Россия, г. Санкт-Петербург, 10-я Линия В.О., 19А
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-2269-6788
ResearcherlD: D-8860-2018
SPIN-код РИНЦ: 9315-3825; AuthorlD: 679446
Рыбин Данил Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент, директор Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) 199178, Россия, г. Санкт-Петербург, 10-я Линия В.О., 19А
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-4851-2235
SPIN-код РИНЦ: 9503-1890; AuthorlD: 424517
Штыкова Наталья Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, начальник научного отдела Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) 199178, Россия, г. Санкт-Петербург, 10-я Линия В.О., 19А
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-5932-4876
ResearcherlD: 0-5311-2014
SPIN-код РИНЦ: 9214-9940; AuthorlD: 483979
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кодинцев А.Я. Анатолий Федорович Кони - один из основателей практической этики (деонтологии) в России / А.Я. Кодинцев, Д.В. Рыбин, Н.Н. Штыкова // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 2. - С. 3344. - DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(2).33-44.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Alexander Ya. Kodintsev - Doctor of Law, Professor; Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law
St. Petersburg Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
19A, 10-ya Liniya V.O., St. Petersburg, 199178, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-2269-6788
ResearcherlD: D-8860-2018
RSCI SPIN-code: 9315-3825; AuthorlD: 679446
Danil V. Rybin - PhD in History, Associate Professor; Head
St. Petersburg Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
19A, 10-ya Liniya V.O., St. Petersburg, 199178, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4851-2235 RSCI SPIN-code: 9503-1890; AuthorID: 424517
Natalia N. Shtykova - PhD in Law, Associate Professor; Head, Scientific Department St. Petersburg Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
19A, 10-ya Liniya V.O., St. Petersburg, 199178, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-5932-4876
ResearcherID: O-5311-2014
RSCI SPIN-code: 9214-9940; AuthorID: 483979
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kodintsev A.Ya., Rybin D.V., Shtykova N.N. Anatoly F. Koni as one of the founders of deontology in Russia. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 33-44. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(2).33-44. (In Russ.).