Научная статья на тему 'Анализ жизненных ценностей и мотивации к занятиям физической культурой студентов вуза'

Анализ жизненных ценностей и мотивации к занятиям физической культурой студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / здоровый образ жизни / здоровье / ценности. / physical culture / healthy lifestyle / health / values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Алена Анатольевна

Физическая культура – часть культуры, которая создается обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации. Для получения необходимой информации по вопросу изучения мотивации студентов к здоровому образу жизни проведено социологическое исследование. По данным исследования, установлено, что представления студентов относительно содержания физической культуры довольно стереотипны и ограничиваются только физической подготовкой. Отсутствует понимание влияния деятельности мышечной системы на эмоционально-образное мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF VALUES AND MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Physical culture is a part of culture which is created by society for the purpose of physical and intellectual development of abilities of the person, improvement of its motive activity, formation of a healthy lifestyle and social adaptation. To obtain the necessary information on the study of students ' motivation to a healthy lifestyle, a sociological study was conducted. According to the research, it is established that the students ' ideas about the content of physical culture are quite stereotyped and limited only by physical training. There is no understanding of the impact of the muscular system on emotional thinking.

Текст научной работы на тему «Анализ жизненных ценностей и мотивации к занятиям физической культурой студентов вуза»

УДК 37

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Володина Алена Анатольевна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, [email protected].

Аннотация. Физическая культура - часть культуры, которая создается обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.

Для получения необходимой информации по вопросу изучения мотивации студентов к здоровому образу жизни проведено социологическое исследование.

По данным исследования, установлено, что представления студентов относительно содержания физической культуры довольно стереотипны и ограничиваются только физической подготовкой. Отсутствует понимание влияния деятельности мышечной системы на эмоционально-образное мышление.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, ценности.

ANALYSIS OF VALUES AND MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING OF

STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Volodina Alyona Anatolievna.

Novosibirsk, Novosibirsk state University of Economics and management, senior lecturer of the Department of physical education and sports, [email protected].

Abstract. Physical culture is a part of culture which is created by society for the purpose of physical and intellectual development of abilities of the person, improvement of its motive activity, formation of a healthy lifestyle and social adaptation.

To obtain the necessary information on the study of students ' motivation to a healthy lifestyle, a sociological study was conducted.

According to the research, it is established that the students ' ideas about the content of physical culture are quite stereotyped and limited only by physical training. There is no understanding of the impact of the muscular system on emotional thinking.

Key words: physical culture, healthy lifestyle, health, values.

Вопрос о необходимости формирования физической культуры в процессе современного образования стоит довольно остро. Во-первых, она оказывает

20

большое влияние на воспитательный, образовательный, оздоровительный и общекультурный процессы. Во-вторых, физическая культура способствует сохранению и улучшению физической формы и здоровья. А в-третьих, позволяет молодым людям легче социализироваться и адаптироваться в обществе [3, 5, 6, 7].

Физическая культура также способствует совершенствованию таких качеств, как стрессоустойчивость, работоспособность, ответственность и дисциплинированность [1,2].

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [4].

Для изучения системы ценностей и определения мотивации студентов к здоровому образу жизни, было проведено социологическое исследование среди студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления (опрошено 76 человек). По результатам опроса построена система статистических показателей, отражающих роль физической культуры в жизни студентов, а также их отношение к ней.

В результате: 35% студентов оценили свое здоровье как «хорошее», 57% как «удовлетворительное». Среди студентов, относящихся к медицинской группе, 48% заявили, что не имеют проблем в связи с имеющимися заболеваниями. 17% испытывают чувство тревоги за свое будущее. Большая часть опрошенных обеспокоены своим здоровьем и считают, что заботиться о нем нужно уже сейчас, при этом только 26% респондентов заботятся о своем здоровье постоянно.

Почти 2/3 студентов осознают, что их здоровье зависит от собственных усилий. Но 39% из них признаются, что изменят свое отношение только в случае реальной угрозы. Таким образом, осознанность на довольно высоком уровне, но она не обусловливает действительное приложение усилий, направленных на улучшение состояния здоровья.

В процессе исследования студентам был задан вопрос о жизненных ценностях. Бытующее в обществе мнение о факторах, влияющих на успех, характеризуется данными цифрами. Наиболее важной ценностью стала семья (31%). На второй позиции находится материальное благосостояние (29%). Далее здоровье (18%) и образование (15%). Большинство опрошенных считают, что достичь целей можно силой характера (53%), многие считают важным фактором образование (23%), здоровье (14%), материальное состояние (10%). Причем, помимо перечисленных факторов, 70% опрошенных осознают, что занятия спортом также оказывают существенное влияние. К слову, в последнее время в обществе сложилась тенденция на ведение здорового образа жизни и занятия спортом, что подтверждается следующими результатами опроса: 58% опрошенных занимаются спортом в зале или в домашних условиях, а также

пытаются следить за своим питанием. От вредных привычек отказались 20% опрошенных.

Однако, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что студенты недостаточно заботятся о своем здоровье, не считают необходимым посещение занятий физической культуры - 36% респондентов убеждены, что полученных знаний и навыков им достаточно, чтобы улучшать состояние здоровья, и посещать регулярные занятия нет необходимости.

Тем не менее, 34% считают свои знания достаточными, осознают важность посещения занятий для улучшения знаний, совершенствования физических и психологических показателей; а 25% опрошенных отметили, что их знаний и навыков недостаточно и они хотят посещать занятия.

Не знают, как улучшить физические и психические качества с помощью занятий физической культурой и не интересуются данным вопросом 5% опрошенных.

По данным исследования около 35% получили базовые знания о здоровье и технологиях его сохранения от родителей и знакомых, 28% в университете, 15% в школе и 22% изучали этот вопрос самостоятельно.

Полученные результаты подтвердили, что студенты имеют стереотипное понимание термина «физическая культура».

Нами определена необходимость формирования у студентов мотивации к занятиям физическими упражнениями, а также, введения в учебные планы новых содержательных программ и курсов, направленных на улучшение состояния здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и социально-психологических качеств для успешной работы в выбранной профессии.

Библиографический список:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2007. -288 с.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

3. Виленский М.Я. Компетентностный подход в структуре деятельности преподавателя физического воспитания вуза // Организация и методика учебного процесса физкультурно-оздоровительной работы: материалы Х межуниверситетской научно-методической конференции. Москва: 2008. - С. 4648.

4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В. В ... - м.: инфра-м, 1998. - 408 с.

6. Шулаков А.В. Внутренняя мотивация, как условие развития физической культуры у обучающихся вузов/ А.В. Шулаков, К.Г. Казазаев // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей IX Межвузовской

22

научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под общей редакцией С.А. Куценко. 2018. - С. 313-316.

7. Шулаков А.В., Русяйкина А.В. Технология реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в НГУЭУ / Шулаков А.В., Русяйкина А.В. // Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы Сборник научных трудов. Под ред. С.И. Сотниковой. Новосибирск, 2018. - С. 220-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.