Научная статья на тему 'Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи'

Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6343
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / MOTIVATION / SENSIBLE NUTRITION / VALEOLOGICAL LITERACY / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Страхова Ирина Борисовна

В статье рассматривается проблема социальных способов воздействия на организацию рационального питания студентов. Представлены результаты социологического исследования отношения к здоровью и использования основных факторов здорового образа жизни студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSIBLE NUTRITION AS A FACTOR OF STUDENTS’ HEALTHY LIFESTYLE

The paper focuses on the issue of social techniques being used to provide students’ nutritional education. Some results of sociological research relating to students’ attitude towards a healthy lifestyle and its basic factors are presented.

Текст научной работы на тему «Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи»

УДК 378:796

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК ФАКТОР

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ирина Борисовна Страхова

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и социологии управления, тел. (383)243-95-01

В статье рассматривается проблема социальных способов воздействия на организацию рационального питания студентов. Представлены результаты социологического исследования отношения к здоровью и использования основных факторов здорового образа жизни студенческой молодежи.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация, рациональное питание, валеологическая грамотность, физическая культура.

SENSIBLE NUTRITION

AS A FACTOR OF STUDENTS'HEALTHY LIFESTYLE

Irina B. Strakhova

Novosibirsk State University of Economy and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 52 Kamenskaya St., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Social Communications & Management Sociology, tel. (383)243-95-01

The paper focuses on the issue of social techniques being used to provide students' nutritional education. Some results of sociological research relating to students' attitude towards a healthy lifestyle and its basic factors are presented.

Key words: health, healthy lifestyle, motivation, sensible nutrition, valeological literacy, physical culture.

Задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями в современных условиях, требуют не только структурных и управленческих перемен для подготовки профессионалов высокого уровня, но и воспитания здоровой личности с активной жизненной позицией. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как условие и предпосылка социальной активности человека предполагает, в первую очередь, целенаправленное формирование его сознания и поведения по критерию сохранения и развития здоровья.

Статистика ежегодных медицинских осмотров свидетельствует о том, что у 80-85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие их адаптации к новым жизненным условиям и полноценным социальным взаимодействиям. Лидирующие позиции среди заболеваний традиционно занимают патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания зрения, нарушения пищеварения и заболевания желудочно-кишечного тракта. Важно отметить, что именно эти заболевания являются «болезнями образа жизни», по-

тому что к их появлению приводит, прежде всего, неправильное поведение в отношении собственного здоровья.

Питание вместе с физической активностью относится к элементам повседневного поведения, формирующим здоровье человека. Это свидетельствует о том, что оптимизация питания является не столько медицинской, сколько социальной проблемой. Мотивация сохранения здоровья и сознательного использования основных факторов ЗОЖ в повседневной жизни является одной из важнейших задач формирования физической культуры личности.

Актуальность изучения социальных способов воздействия на поведение студентов в отношении организации рационального питания в повседневной жизни определила цель проведённого нами социологического исследования. В анкетном опросе и тестировании приняли участие 216 студентов 1, 2 и 3 курсов обучения Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) и Сибирского института управления - филиала РАНХиГС. Мы не претендуем на широкие обобщения, но полагаем, что результаты исследования помогают ответить на вопросы об отношении студентов к здоровью, мотивации здорового образа жизни, валеологической грамотности молодежи.

В целом ценности студентов традиционны, на первом месте находится уровень «я - моя семья - мои цели». Однако господствующий в обществе принцип материального обогащения в ущерб духовным ценностям в полной мере отразился на ценностном сознании молодёжи, которая в ситуации социальной трансформации постоянно и вынужденно находится в состоянии выбора жизненных приоритетов. В ходе опроса мы предлагали респондентам проран-жировать ценности, которые наиболее значимы для них в жизни. Лидирующие позиции в системе ценностей студентов по трём первым рангам занимают: семья (34%), здоровье (26%) и образование (19%). Низкий ранг имеют ценности духовного развития, интересной работы и творчества, которые формируют личность, способную к активному формированию и реализации своей жизненной стратегии.

В системе ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья выявляются внутренние противоречия. Значимость здоровья характеризуется как высокая только на когнитивном уровне, а на поведенческом она характеризуется отсутствием реальных действий заботы о нем. Анализ самооценки здоровья показал, что 39% респондентов считают своё здоровье хорошим, почти половина опрошенных (47%) - удовлетворительным и 11% — плохим. В ответах на вопрос о наличии конкретных заболеваний студенты отмечают заболевания опорно-двигательного аппарата (34%), лор-органов и дыхательной системы (15%), нарушения зрения (14%). Особо подчеркнём, что подавляющая часть респондентов (58%) «сталкивались с проблемами нарушения пищеварения», у 12% опрошенных заболевания желудочно-кишечного тракта появились в период обучения в вузе. Нарушения в состоянии здоровья влияют на социальное самочувствие молодежи. По нашим данным около трети студентов (32%) не испытывают трудностей и ограничений в повседневной жизни в связи с состоянием здоровья. Практически столько же студентов (29%) вынуждены ограни-

чивать себя в активной физической деятельности, 17% ограничены в выборе вида физической нагрузки. Около четверти респондентов (23%) осознают неизбежность осложнений в будущей жизни в связи с состоянием своего здоровья, поэтому испытывают тревогу за профессиональную карьеру, за создание семьи и рождение здоровых детей.

Отношение к здоровью как к главной жизненной ценности мотивирует человека к самосохранительному поведению, к использованию основных факторов ЗОЖ в повседневной жизни. Однако, неоднозначные процессы в мотиваци-онной сфере студентов указывают на то, что ценность здоровья для молодежи зачастую имеет инструментальный характер. Так, большинство респондентов отметили, что «здоровье - это важно, но не всегда удается позаботиться о нем», «здоровьем можно пожертвовать, чтобы обеспечить материальное благополучие в будущем». Поэтому, несмотря на низкий уровень здоровья, подавляющее большинство студентов (76%) заботятся о здоровье «от случая к случаю» и только 21% делают это постоянно. Осознавая недостаточность усилий по сохранению и укреплению здоровья, большинство респондентов (69%) называют свой образ жизни здоровым «в какой-то степени», только 12% оценивают его как здоровый, 14% - как нездоровый. Больше половины студентов, принимавших участие в опросе, основными причинами такого поведения назвали нехватку времени и недостаток волевых качеств, 28% считают, что «забота о здоровье требует больших денежных затрат».

Анализ мотивации ЗОЖ свидетельствует о том, что большинство студентов (81%) готовы заботиться о здоровье «в случае его утраты и неудовлетворительного состояния», около половины опрошенных - «для улучшения внешней привлекательности», «для создания здоровой семьи». Практически отсутствует социально значимая мотивация. Всего 11% респондентов считают, ЗОЖ необходимо вести, чтобы «быть успешным в профессиональной карьере», 6% -«развиваться как личность, быть социально активным».

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о неадекватном отношении студентов к здоровью и несформированной потребности прикладывать собственные усилия к его сохранению и развитию.

Для того, чтобы оценить реальные действия студентов в отношении здоровья, мы задали респондентам вопрос: «Какие факторы ЗОЖ Вы используете в повседневной жизни?». Результаты опроса свидетельствуют, что большинство студентов рассматривают ЗОЖ как условие сохранения физического здоровья и используют следующие факторы его укрепления: 72% - посещают занятия по физической культуре, 46% - занимаются физическими упражнениями самостоятельно, 37% - стараются правильно питаться, 36% - отказываются от вредных привычек. Незначительная доля студентов использует факторы ЗОЖ, которые позволяют сохранять психоэмоциональное здоровье, стремиться к духовному развитию. Так, самосовершенствование, соблюдение рационального режима труда и отдыха, валеологическое самообразование отметили соответственно 26%, 12% и 8% респондентов.

Более подробный анализ основных факторов укрепления здоровья студентов показал низкую степень мобилизации усилий в сфере оздоровительной деятельности. Так, при положительном отношении к физической культуре в целом, практически половина студентов (48%) посещают занятия для получения зачета, 52% считают, что их навыки в области физической культуры недостаточны для регулярных занятий, только 18% респондентов занимаются физическими упражнениями регулярно, включая самостоятельные занятия.

Наибольший интерес для целей нашего исследования представлял анализ знаний, умений и навыков студентов по организации рационального питания. Рациональным называют физиологическое питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей климата и других факторов. Абсолютное большинство респондентов согласны с данным утверждением. Самооценка поведения свидетельствует, что половина опрошенных (46%) используют принципы здорового, рационального питания в повседневной жизни. Однако, данные, полученные в ходе тестирования, позволили сделать вывод о том, что самооценка знаний студентов завышена, более того, реальное поведение этим знаниям не соответствует. Так, 54% студентов ответили, что «достаточно знают о вреде плотного ужина и отсутствия завтрака, но сами этим часто пренебрегают», 38% - «не следят за своим рационом питания, употребляют продукты фаст-фуда», 26% - «принимают пищу 1-2 раза в сутки», 18% считают правильным постоянное использование диет.

Основными причинами, которые мешают правильно питаться, студенты называют «отсутствие времени в течение дня» (77%), «плохую организацию питания в вузе» (58%), «недостаток материальных средств» (23%). Необходимо отметить, изучение факторов социализации в отношении здоровья указывает на низкую культуру питания в семьях, недостаток родительской заботы об организации питания детей, недостаточное внимание к проблемам ЗОЖ на занятиях физической культурой. Менее трети студентов (32%) получают информацию о правильном питании от родителей, 18% - от преподавателей в вузе.

Основным объективным фактором, влияющим на питание студентов, является «организация питания в вузе». Более подробный его анализ выявил сложности организационного характера: «наличие больших очередей в столовой» (74%), «недостаточно разнообразный ассортимент блюд» (39%), «отсутствие выбора, продукты фаст-фуда» (36%). Важно подчеркнуть, удовлетворенность организацией питания у студентов СИУ-филиала РАНХиГС значительно выше, чем у студентов НГУЭУ (61% против 28% соответственно). Однако, реальное поведение по организации здорового питания студентов указанных вузов практически не отличается.

Представленный анализ позволяет сделать вывод о том, что на поведенческом уровне у большинства студентов не сформирована потребность и мотивация к организации здорового рационального питания, что свидетельствует об отсутствии действенной заботы о здоровье. Нельзя не согласиться с мнением о том, что для мотивации сохранения здоровья молодежи недостаточно только просветительских мероприятий. Изменения в отдельных элементах по-

ведения могут осуществляться только через изменение установок, потребностей, ценностей. Поэтому процесс мотивации здорового образа жизни студентов предполагает формирование потребности в здоровье через знания, умения, навыки ЗОЖ, полученные, прежде всего, в семье и на занятиях физической культурой в вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Варламова С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад / С.Н. Варламова // Социс: Социологические исследования. — М., 2010. — № 4. — С. 75-88.

2. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ / И.В. Журавлева. — М.: Издательство института социологии РАН, 2002. — 240 с.

3. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни / Э.В. Мануйленко // Теория и практика физической культуры. —2009. — №2. — С. 44-46.

4. Паначев В.Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов / В.Д. Па-начев // Социс: Социологические исследования. — М., 2004. — № 11. — С. 98-100.

5. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социс: Социологические исследования. — М., 2008. — № 2. — С. 83-91.

6. Страхова И. Б. Валеологическое образование как фактор восстановления здоровья студентов // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГТА, 2014. Т. 2. -С.176-178.

7. Страхова И. Б. К вопросу воспитания студенческой молодёжи средствами физической культуры // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета. Междунар. науч.-методич. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 3-7 февраля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Ч. 3. -С.170-172.

8. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде /В.Я. Шклярук // Социс: Социологические исследования. — М., 2008. — № 10. — С. 139-142.

© И. Б. Страхова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.