Научная статья на тему 'Анализ жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края'

Анализ жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края»

1 ээ

Предполагая линейную форму функций Ф, г и m в условиях (2)-(4), и агрегируя полученное уравнение для Prob по населению региона, мы получаем линейное уравнение для уровня преступности

Crimenir = ß0 х Crimenü_x x ßj x x, + ß2 x Alcoholit x

+ß3 x Drugit x ß4 x Educationit x ß5 x Incomeit x ß6 x Giniit x ß7 x Unemplit x (5)

+5 + +ai +£ü

где нижние индексы 't' и 't' обозначают регион и год соответственно; Crimeit - уровень преступности; Pit - вероятность раскрытия преступления; Alcoholit - мера потребления алкоголя; Drugit - мера потребления наркотиков; Educationit - уровень образования; Incomeit - реальный средний доход; Giniit -коэффициент Джини, (мера неравенства в доходах); Unemplit -уровень безработицы; Xit - матрица других СЭД индикаторов, отражающих нормы поведения и потребности людей в регионе (долю городского населения, национальную структуру, географическое положение и т.д.), обычно включаемых в функцию предложения преступлений для контроля наблюдаемых различий для регионов; ai - индивидуальный (региональный) эффект, который включает другие (ненаблюдаемые) характеристики региона; yt - годовая фиктивная переменная (ненаблюдаемые изменения уровня преступности во времени); eit -ошибка модели.

Заметим, что криминальный опыт приближен лагированным уровнем преступности и отражает как количество преступников в регионе, так и интенсивность совершения преступлений. Строгость наказания за преступление не включена как независимая переменная, так как мы считаем, что эта величина не меняется по регионам и по времени, даже вопреки новому Уголовному кодексу, принятому в 1997 году (хотя это тема для отдельного исследования).

Вообще, можно задаться вопросом, какие не принудительные меры (социальные и экономические) могут быть использованы для снижения привлекательности криминальной деятельности? Например, как признано в других странах, большее возможностей трудиться либо учиться, удерживает молодежь от совершения преступлений.

Эти вопросы, а также результаты проведенного исследования будут освещены более подробно в процессе выступления на секции, планируемой конференции.

ЛИТЮШКИН В.В., ТИТОВ р.в.

АНАЛИЗ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) традиционно рассматривают как единую отрасль с общими проблемами и перспективами развития. Между тем, в целях анализа и прогноза следует выделить две самостоятельных подотрасли, имеющие существенные экономические и технические особенности, различные условия и перспективы роста: жилищное хозяйство (предоставление жилой площади, капитальный ремонт жилых помещений, техническое обслуживание жилых помещений, вывоз мусора, лифтовое хозяйство) и коммунальное хозяйство (обеспечение электроэнергией, водоснабжение, в т.ч. горячее, газоснабжение, центральное отопление, и канализация).

Подотрасли ЖКХ имеют ряд принципиальных особенностей, существенных для объяснения сложившейся ситуации и прогнозирования перспектив развития.

Несмотря на специфику отдельных видов деятельности, можно выделить ряд общих проблем жилищно-коммунального хозяйства: неэффективность организации и низкое качество предоставляемых услуг; высокий уровень износа основных средств и, как следствие, постоянно возникающие аварийные ситуации; низкая эффективность расходования ресурсов, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий. Основная причина этих и других проблем - низкая инвестиционная привлекательность отрасли на фоне дефицита

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

бюджетного финансирования. Следствие - убыточность большинства предприятий отрасли.

Жилищно-коммунальноехозяйство является многоотраслевымкомплексом,которыйпосу-ществующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления.

Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами данной отрасли и вывода ее из кризисного состояния. В сегодняшних условиях укрепления вертикали власти региональные проблемы ушли на второй план, имеют место диспропорции в управлении. Проведенные исследования в Ставропольском крае позволили дать оценку состоянию жилищного фонда и выявить существующие здесь проблемы (табл. 1).

Таблица 1

Общие сведения о жилищном фонде в Ставропольском крае на 01.01.06 г. [2]

Наименование показателей Общая площадь жилых помещений всего, тыс. кв. м

Жилищный фонд, всего 53783

В том числе:

городской жилищный фонд 30698

сельский жилищный фонд 23085

По форме собственности:

частная 47487

государственная 850

муниципальная 5445

По степени износа:

ветхий фонд 719,7

аварийный фонд 86,4

На начало 2006 г. жилищный фонд Ставропольского края насчитывал 53783 тыс кв. метров общей площади и увеличился за год на 1,4%. В городской местности расположено 57% жилищного фонда, в сельской - 43%.

В 2005 г. в Ставропольском крае было введено 701,0 тыс. кв. метров общей площади жилья, прирост по отношению к 2004 г. составил 8,2%. В общем объеме на долю индивидуальных застройщиков пришлось 63,4%. В среднем на одного жителя края приходится 19,8 кв. метра общей площади.

В жилищном хозяйстве Ставропольского края из года в год увеличивается подлежащий сносу или серьезной модернизации ветхий и аварийный жилищный фонд. В настоящее время в ветхих и аварийных домах с износом более 70 процентов проживает более 36 тысяч человек.

Постоянный дефицит выделяемых средств из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда в течение предыдущих лет существенно снизил надежность строительных конструкций и систем инженерного обеспечения жилых домов. Из-за недостатка финансирования объекты, требующие капитального ремонта, переходят из года в год, что впоследствии отражается на качестве работ и сроках выполнения капитального ремонта. Общее отставание в выполнении работ капитального характера составляет 15-20 лет.

Кроме износа, остро встает вопрос нехватки жилого фонда населению. Так, по данным Ставропольского краевого отделения Федеральной службы государственной статистики, из почти 48,1 тыс. семей, состоящих на учете для получения жилья в 2005 году (инвалидов и участников ВОВ, ветеранов Афганистана, военнослужащих увольняемых в запас или отставку, многодетных и молодых семей, вынужденных переселенцев и т.д.), законными владельцами квартир стали всего 728 человек - лишь 1,5%.

По количеству введенной общей площади жилья Ставропольский край занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации. В 2005 г. значительно превышен уровень соответствующего периода 2004 года по вводу жилья в городах Ставрополе, Кисловодске, Лермонтове и в Арзгирском, Изобильненском и Левокумском районах.

Характеризуя сферу коммунального хозяйства, можно отметить следующие проблемы: износ объектов данной отрасли составляет 70%; применяются неэффективные и энергозатратные технологии.

Таблица 2

Общий объем жилья, планируемый к вводу в эксплуатацию в 2007-2011 гг. по Ставропольскому краю тыс. кв. м. [4]

Наименование показателей Объем 5 лет 2007 г 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Общий объем жилья за счет всех источников финансирования в том числе: 5280 815 895 1030 1210 1330

- индивидуальный способ 2600 480 495 505 530 590

- подрядным способом 2680 335 400 525 680 740

Основными причинами неудовлетворительного состояния основных фондов является недостаточный объем средств, выделяемых на ремонт. Нехватка средств финансирования позволяет выполнить только самые необходимые работы выборочного капремонта. По данным Минрегионразвития только в г. Ставрополе в области ЖКХ недофинансирование составляет 10 трлн руб.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что их 782 котельных, находящихся на балансе ЖКХ Ставропольского края, оборудование 40 котельных морально устарело и имеет физический износ 52%, более 1194 км тепловых сетей имеют физический износ около 60.

В водопроводно-канализационном хозяйстве из 15029 км водопроводных сетей 3384 км имеют срок службы от 15 до 20 лет и 8164 км - более 20 лет. В аварийном состоянии находится 1918 км трубопроводов. Износ водопроводных сетей составляет 70-80%. Износ водопроводных сооружений превышает 70%. Из 1980 км канализационных сетей 1006 имеют срок службы более 20 лет, 350 км находятся в аварийном состоянии.

В крае на балансе предприятий ЖКХ находится 8332,86 км воздушных электролиний, 4223,04 км кабельных линий; 3349 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Износ оборудования составляет 59,3%. Требует замены 1014,98 км воздушных и кабельных электролиний; 466 трансформаторных подстанций [3].

Одной из самых больших проблем предприятий коммунальной сферы являются неплатежи со стороны населения, из-за чего организации не могут в полном объёме приобрести необходимые материалы, оборудование, а также расплатиться в полной мере за приобретенный газ, воду, электроэнергию.

По результатам проверки, проведенной в крае Государственной жилищной инспекцией в 2006 г. выявлено 7622 нарушений в содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг [1].

В крае повсеместно не выполняется программа по энергоресурсосбережению. В ряде городов и районов не проводятся намеченные работы по установке приборов учета водопот-ребления, энерго- и теплоснабжения.

Неоднократно, в ходе проверок, управлением предлагалось органам местного самоуправления провести определенную работу по формированию договорных отношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг (собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных жилых домов) и предприятиями поставщиками коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

Очень низок процент заключения договоров найма с нанимателями жилых помещений - 44,1% (среднекраевой показатель, сложившейся за 2006 г.). Среднекраевой показатель заключения договоров на техническое обслуживание с собственниками жилых помещений в 2006 г. составил - 66,1%. Следует отметить, что в краевом центр договора найма с нанимателями жилых помещений не заключаются.

При проведении проверок были выявлены нарушения в содержании и ремонте «бесхозных» многоквартирных жилых домов. Которые после стопроцентной приватизации исключены из реестра государственного имущества. Собственниками жилья указанных жилых домов не принята ни одна из предлагаемых Жилищным Кодексом РФ форм управления. Органами

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

местного самоуправления на местах также не принималось решение о выборе управляющей компании (обслуживающего предприятия) для содержания и ремонта общего имущества этих жилых домов, кроме того, собственники жилья не производят оплату на эти статьи, нарушая тем самым ст. 153 Жилищного Кодекса РФ. В результате проверок инспекторы сталкивались с крайне неудовлетворительным техническим состоянием подобных жилых домов, особенно это касается мест общего пользования и инженерных сетей.

При проведении мероприятий по контролю государственная жилищная инспекция (ГЖИ) края оповещает о задачах, функциях и времени проведения проверки в СМИ и краевое телевидение. Например, в ходе рассмотрения жалоб на неудовлетворительное водоснабжение в г. Железноводске пос. Иноземцеве в СМИ края трижды публиковались соответствующие статьи.

О существующих проблемах в градостроительной и жилищно-коммунальной сферах говорит количество писем и обращений, поступающих на рассмотрение в государственную жилищную инспекцию управления и являющихся, в своем роде, индикатором работы администрации того или иного муниципального образования по недопущению указанных в обращениях нарушений и своевременному реагированию по их устранению.

Всего за период с 1 января 2006 г. в управление поступило на рассмотрение 3137 обращений из них по линии ГЖИ -1439 шт., в том числе непосредственно от граждан - 696 шт. [5].

Наибольшее количество обращений поступило из городов Ставрополя, Минеральные Воды, а также Шпаковского района, где количество жалоб от жителей имеет тенденцию к постоянному росту, что говорит о низком уровне организации работы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны администраций, отсутствие жилищной политики.

Подводя итог, можно отметить, что в Ставропольском крае износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки, износ продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного финансирования предприятий. Управление производством жилищно-коммунальных услуг централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество предоставляемых им услуг.

Сегодня много говорится о том, что при проведении преобразований в стране необходимо учитывать общественное мнение. Но в реальной жизни этого часто не делается. Опыт монетизации льгот, закончившейся бурными митингами, - яркий тому пример. Реформа ЖКХ является не менее важной темой, серьезно волнующей общество, поэтому властям очень важно знать настроения населения относительно проводимых преобразований.

Однако, как показывает проведенный нами опрос, население до сих пор плохо информировано о реформах, в особенности о ближайших планах реформирования ЖКХ. Между тем, именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, как считают многие видные эксперты в области жилищно-коммунальной экономики, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения.

Нами было проведено исследование инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края. Данное исследование позволило дать оценку деятельности жилищно-коммунальных компаний, занимающихся в данной сфере, которая должна учитывать различные аспекты их работы: взаимоотношения с населением, осведомленность о проводимой реформе, проблемы и пути их решения и т.п. Во время проведения социологического опроса нами собиралась информация и проводился анализ по всем перечисленным направлениям.

В результате анализа данных опроса для изменения и улучшения ситуации в данной отрасли респондентами были предложены следующие меры: усилить и ужесточить контроль за использованием денежных средств, выделенных на ремонт жилищного фонда; совершенствовать законодательную базу, регулирующую деятельность данной отрасли; установить зависимость между оплатой труда работников обслуживающих предприятий и качеством выполняемых работ; создать конкурентоспособную среду в жилищно-коммунальной сфере; увеличить бюджетное финансирование предприятий данной отрасли; повысить заработную плату обслуживающему персоналу, тем самым увеличить их материальную заинтересованность; проводить повышение квалификации кадров и внедрять новейшие методы управления; учитывать опыт других регионов; сменить Правительство (Местные органы власти);

снизить тарифы на коммунальные услуги; развивать программу «Доступное жильё»; увеличить контроль со стороны местных органов власти за работой обслуживающих предприятий; обеспечить прозрачность отрасли; ввести систему штрафов для ремонтных служб ЖКХ за выход из строя ранее отремонтированного оборудования; отменить ежемесячную оплату на содержание и ремонт жилья, вместо этого ввести оплату за конкретно выполненную работу; создавать резервные фонды; организовать контроль за работой местных органов власти независимых проверяющих органов.

Полагаясь на мнения экспертов и учитывая проведенное исследование, мы считаем, что для реформирования отрасли необходимо следующее: развитие конкуренции в сфере ЖКХ, что в свою очередь позволит повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения; обеспечить единую методологическую базу для регулирования тарифов, установить единые принципы тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на ресурсы и их отдельные виды, а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплачивать услуги по новым тарифам; ликвидация дискриминационных барьеров для создания Товариществ собственников жилья и управляющих компаний, экономическое стимулирование их образования (налоговая политика, тарифное регулирование); выбор муниципальными образованиями управляющих компаний для домов, собственники которых не определились с формой управления своим домом, должен осуществляться исключительно на открытых аукционах по стоимости услуг управляющих компаний при заранее обозначенных качественных параметрах такого управления; проведение постепенной приватизации предприятий по обслуживанию жилого фонда; проведение инвентаризации прав органов власти на общее имущество в многоквартирных домах (сегодня оно зачастую сдается органами власти в аренду, плата за которую перечисляется в бюджет вместо того, чтобы распределяться между собственниками дома); законодательное установление порядка финансирования капитального ремонта жилищного фонда с долевым участием государства и граждан в зависимости от степени износа дома; создание равных условий для всех предприятий, обслуживающих жилищный фонд; введение на законодательном уровне правовых основ передачи недвижимого имущества в долгосрочную аренду с инвестиционными условиями в сфере деятельности естественных монополий, предусматривающие равный доступ участников рынка к данной инфраструктуре; законодательное закрепление понятия «счета домовладения» и адресное (в разрезе каждого собственника) перечисление на данный счет дотаций на услуги предприятий ЖКХ; главными участниками экономических отношений должны стать предприятия ЖКХ и непосредственные потребители их услуг - население, а бюджетные средства необходимо полностью переориентировать на предоставление адресной целевой помощи гражданам, чьи доходы ниже установленного уровня; местные органы власти в меньшей степени должны выступать как хозяйствующий субъект и монопольный собственник и все больше должны участвовать в работе с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы, только тогда отрасль станет действенным рычагом экономического роста и источником повышения уровня жизни людей; создание на региональном уровне стройсберкасс, используя некоторые филиалы Сбербанка РФ и другие крупные коммерческие банки. Источниками накопления средств могут выступать: ссуды, секьюритизация (работа на рынке ценных бумаг), поступления из бюджета, инвестиции, доходы от посреднической деятельности и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилищно-коммунальное хозяйство в Ставропольском крае: Стат. сб. Ставрополь: Территориальный орган РОССТАТА по Ставропольскому краю, 2006.

2. Жилищный кодекс РФ № 188-ФЗ от 29.12.2004 (в ред. Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005).

3. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. П.В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

4. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» № 865 от 31.12.2005.

5. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - центра субъекта Российской Федерации / Под ред. П.В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.