<3
О J
Ш CI
U 2 ^ *
s (0
a S
-O V x У
X E^
s s Oc
УДК 614.2
Л.Н. Войт, О.А. Чередниченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
АНАЛИЗ ЗДОРОВЬЯ И ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Одной из важнейших задач социальной медицины в современных условиях является охрана здоровья населения и формирование здорового образа жизни. Студенческая молодежь - одна из социальных групп, активно испытывающая негативное воздействие окружающей среды и не всегда своевременно адаптирующаяся к новым условиям жизни, обучения и высоким умственным нагрузкам [1, 2, 4, 5, 6, 9].
В настоящее время с потребностью в здоровье конкурируют не только очевидно негативные факторы жизнедеятельности (курение, употребление алкоголя), но и многие достижения научно-технического прогресса, которые приводят к пассивному образу жизни, нерациональному питанию и гиподинамии [8]. Все значимее становится роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность,
ответственность и высокие эстетические идеалы. В связи с этим основная задача гигиенического обучения и воспитания - формирование потребности в здоровье среди молодежи и обеспечение ее высокой конкурентоспособности относительно других потребностей [4, 5, 6, 7]. Здоровье студентов отражено в характере их самосохраняющего поведения, удовлетворенности своим самочувствием, информированности об имеющихся заболеваниях и мерах их профилактики.
Цель данного исследования: изучить пути и способы формирования здоровьесохраняюще-го поведения студентов ФГБОУ ВО Амурской ГМА Минздрава России на основе медико-социального исследования.
Материалы и методы
Отбор участников исследования осуществлялся простой случайной выборкой. Для получения информации был выбран метод социологического исследования - анкетирование. Респондентам было предложено анонимно самостоятельно заполнить анкету, разработанную в ФГБОУ ВО Дальневосточный ГМУ Минздрава России и адаптированную к нашему исследованию. Анкета состояла из 98 вопросов. В анкету были включены закрытые и полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы предполагали наличие готовых вариантов ответов нескольких видов. В полузакрытых вопросах кроме готовых вариантов ответа предусматривалось свободное место для самостоятельного заполнения. Альтернативные и не альтернативные вопросы предусматривали один или несколько вариантов ответов [3]. Статистическая совокупность включала 250 студентов старших курсов ФГБОУ ВО Амурской ГМА Минздрава России.
Использовались следующие методы исследования: социологический, статистический, информационно-аналитический.
РЕЗЮМЕ
На основе социологического опроса 250 студентов старших курсов медицинского вуза - будущих врачей - проведен анализ самооценки состояния здоровья и основных элементов их образа жизни. Отмечено снижение уровня культуры здоровья параллельно с возрастанием влияния таких негативных факторов окружающей среды, как гиподинамия, курение и употребление алкоголя. Значительная часть студентов проявляет интерес к здоровому образу жизни, который является весомым фактором поддержания здоровья. Гендерные различия в самооценке здоровья характеризуются традиционно завышенной самооценкой здоровья у мужчин по сравнению с девушками, которые проявляют больше беспокойства о здоровье, чем юноши.
Ключевые слова: самооценка здоровья, основные элементы образа жизни студенческой молодежи. 001 10.22448/ат;(.2017.17.61-63
ANALYSIS OF HEALTH AND LIFE COMPONENTS OF MEDICAL STUDENTS ACCORDING TO THE SURVEY
L.N. Voyt, O.A. Cherednichenko
Abstract
Based on a sociological survey of 250 senior students of higher medical school - doctors in future, their self-assessment of health status and the main elements of their lifestyle analysis was carried out. A decrease in the level of health culture along with increasing influence of negative environmental factors, such as lack of exercise, smoking and alcohol consumption were noted. A significant part of the students are interested in a healthy lifestyle, which is an important factor in the maintenance of health. Gender differences in health self- assessment are traditionally characterized by inflated self- assessment of health in men compared to girls who show more concern about health than young men.
Key words: health self-assessment, the main elements of students lifestyle.
Результаты исследования
В анкетировании участвовало 250 человек. Возраст респондентов: от 19 до 28 лет. Что касается гендерного состава, большинство участников опроса - лица женского пола (70,812,9%), мужчин в 2,5 раза меньше (29,212,9%), что отражает их распределение в генеральной совокупности .
Анализ субъективной оценки студентами своего здоровья показал, что каждый второй респондент считает, что обладает хорошим здоровьем (62,413,06%), каждый третий - удовлетворительным (эо±2,9%), свое здоровье, как «плохое», оценили 7,611,68% человек. Большая часть мужчин (72,615,2%), в отличие от девушек (58,213,7%), считает свое здоровье хорошим. Каждый пятый студент (19,2%) отмечает, что болеет по 3-4 раза в год. Каждого четвертого из опрошенных в настоящее время не беспокоит состояние здоровья (31,212,9%). В случае обострения заболевания или ухудшения здоровья к врачу сразу обращается каждая вторая девушка (53,113,8%). Мужчины же при первых симптомах заболевания стараются лечиться самостоятельно (71,215,6%). Каждый пятый мужчина (21,914,8%) в случае заболевания предпочитает приему таблеток использование народных средств. Большая часть студентов-медиков (65,213%) в основном придерживается рекомендаций врача и принимает лекарства. Каждая третья девушка, в отличие от мужчин, в вопросах лечения предпочитает советоваться с родителями (4813,8%). 58,2% девушек отметили, что состояние здоровья после поступления в вуз ухудшилось. Представители противоположного пола не отметили особой разницы в состоянии своего здоровья до поступления и во время обучения в вузе (50,915,9%). Только каждый третий студент делает все необходимое для укрепления здоровья (3413%). Большая же часть студентов (40,813,1%) не предпринимает никаких усилий по формированию здорового образа жизни.
Нас также интересовали различные элементы образа жизни и факторы, влияющие на состояние здоровья студентов. Регулярно занимается спортом только каждый пятый из числа опрошенных студентов (2012,5%). Из физических нагрузок основное предпочтение студенты отдают занятиям фитнесом и силовыми видами спорта (16,412,3% и 21,612,3% соответственно). Две трети опрошенных респондентов (62,613,6%) занимаются физической культурой и спортом на протяжении нескольких лет.
Следует отметить, что 6413% студентов регулярно проводят время на свежем воздухе. Половина респондентов (55,213,2%) выделяет для прогулок всего лишь один час в день. Большинство студентов отдыхает всего лишь от 1 до 3 часов в день (5213,2%). Предпочтительные виды отдыха: просмотр телевидения, видео и выезд за город (21,612,6%) соответственно. Половина студентов на сон отводит от 6 до 8 часов (42,213,1%).
Каждый второй студент (44,413,1%) жалуется на нарушение сна в виде патологической сонливости (36,914,58%). Мужчины больше подвержены бессоннице (65,518,8%).
Каждый второй студент питается нерегулярно (45,613,2%). Не принимают горячую пищу 5,611,4% человек. Из рациона респонденты больше предпочитают мясные продукты питания (37,613,1%). Каждый десятый студент вообще не принимает жидкую пищу (14,812,3%). Значительная часть студенческой молодежи из числа опрошенных (65,613%) отмечает, что режим и характер питания после поступления в вуз изменился в худшую сторону.
Средний возраст начала курения составил 18,5 лет. Большинство студентов (90,214,1%) курит до 10 сигарет в сутки. Каждый второй студент отметил, что во время обучения в вузе стал курить больше, в основном для снятия нервного напряжения (40,817%). Проведенный анализ данных исследования позволил обнаружить, что число курящих студентов с возрастом достоверно увеличивается с 411,2% до 18,412,6%.
Алкогольные напитки употребляет каждый второй студент (59,613,1%). Средний возраст начала регулярного употребления алкогольных напитков составил 16,6 лет. Каждый восьмой респондент (12,412,1%) считает, что алкоголь не приносит вреда организму.
Заключение
Подводя итоги проведенного опроса, можно сказать, что состояние здоровья студентов -важный индикатор социально-экономического и гигиенического благополучия страны. Очевидна тенденция к ухудшению показателей здоровья: каждый второй респондент (52,413,2%) отметил, что до поступления в вуз состояние его здоровья было лучше. Большинство студентов (65,613%) отмечает, что режим и характер питания после поступления в вуз изменился в худшую сторону.
Наблюдается снижение уровня культуры здоровья параллельно с возрастанием влияния таких негативных факторов окружающей среды, как гиподинамия, курение и употребление алкоголя. Но значительная часть студентов проявляет интерес к здоровому образу жизни, который является весомым фактором поддержания здоровья. Гендерные различия в самооценке здоровья характеризуются традиционно завышенной самооценкой здоровья у мужчин по сравнению с девушками, которые проявляют больше беспокойства о здоровье, чем юноши.
Негативные тенденции, которые складываются в настоящее время в студенческой среде в отношении здоровья, обусловливают необходимость разработки целевых мер профилактики и формирования медицинской активности в молодежной среде. Анализ здоровья студентов и их образа жизни с применением социологического метода исследования является важной составляющей при разработке профилактических программ, позволяющей целенаправленно воздей-
62
Амурский медицинский журнал №1 (17) 2017
ствовать на формирование здорового образа жизни, диспансеризацию как основного метода профилактики. Ориентация на развитие самосохраняющих стратегий поведения обеспечит позитивную социализацию и профессионализацию студенческой молодежи. Отношение к здоровью предполагает не только создание соответствующих социально-гигиенических условий для нормального труда и отдыха, но и мотивацию. Не стоит забывать, что «здоровье человека - важный показатель его личного успеха».
Литература
1. Войт Л.Н., Ульянов В.П., Батин В.В. и др. Социологическое исследование состояния здоровья студентов-медиков и организации медицинской помощи студентам. Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты (тезисы докладов Международной научной конференции). 1990. С. 140-143.
2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пос. для вузов. М.: ГЭОТАР Медицина, 2002. 327 с.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.
4. Журавлева И.В. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. С. 252
5. Капитоненко Н.А., Дьяченко В.Г., Киселев С.Н. и др. Здоровье населения Дальнего Востока и пути его улучшения. Владивосток: Дальпресс, 1999. 176 с.
6. Лаврова И.Г., Поспелова Л.Н. Формирование здорового образа жизни - важнейшая задача высшей медицинской школы // Гигиена и санитария. 1987. №10. С.48-50.
7. Нефедовская Л.В. Состояние здоровья студенческой молодежи. М.: Литера, 2007. 192 с.
8. Сысоева О.В. Образ жизни и состояние здоровья студентов Дальневосточного государственного медицинского университета // Дальневосточный медицинский журнал. 2009. № 2. С. 108-110.
9. Щепин О.П. Проблемы здоровья населения РФ // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №3. С. 3-10.
Статья поступила в редакцию 16.02.2017
Координаты для связи
Войт Любовь Николаевна, д. м. н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Е-таИ:1уиЬа.Уоу1:@та11.ги
Чередниченко Оксана Александровна, студентка лечебного факультета ФГбОу ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 95.
.с о.
£
о.
О т ш О
УДК 611.08-019
С.В. Зиновьев, С.С. Целуйко, С.С. Селиверстов, М.М. Горбунов
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
г. Благовещенск
МОРФОЛОГИЯ ДЕПО КАЛЬЦИЯ В ТКАНЯХ ОРГАНИЗМА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕВЕСОМОСТИ В ЗЕМНЫХ УСЛОВИЯХ
Реакция фиксации фосфолипидов каль-ций-формолом по Бейкеру является фундаментальным направлением в современной морфологии [2]. С учетом участия катионов кальция в метаболизме протеинкиназы, она объясняет роль кальция в качестве посредника гормональных реакций. Поэтому внимание анатомов, гистологов, цитологов, клеточных биологов привлекает гипотеза о существовании кальциевых депо клетки, как структурных эквивалентах функциональных изменений, появляющихся во время компенсации и адаптации. Эта гипотеза, наряду с изменением текучести клеточных мембран, является частью учения о стратегии адаптации. Переход ионов кальция из связанной в ионизированную форму приводит к изменению функции митохондрий, эндоплазматической сети и других частей клетки [37, 38, 40]. Сложная модификация морфобиохимической организации депо кальция в клетке направлена на регуляцию гена, гормональную рецепцию. Помимо костной ткани кальциевые депо есть в других клетках, например, в лимфоцитах и эпителиальных клетках канальцев почки. Они выявляются при дисфункции митохондрий у детей с тубулопатией [38]. Достоверными стандартными способами нами обнаружены кальциевые депо в эритроцитах, в лейкоцитах [8, 9, 11, 16]. Эти клетки имеют костно-моз-говое происхождение. Установлено наличие структуры кальциевых депо в клетках тканей ацинуса легких [9, 10, 26]. Эндоплазматиче-ская сеть, будучи производным от наружной ядерной мембраны, выполняет функцию депо кальция.
Нами при морфологическом исследовании установлена существенная и достоверная роль развития ядерной цитопатологии в изменении строения и функции депо кальция в клетке [10, 12]. Мы обнаружили, что появление структурированного депо кальция в клетке коррелирует с показателями: 1. микроядер в многослойном плоском неорого-