<<ШУШетиМ~^©и©Ма1>#27Ш),2©1]9 / TECHNICAL SCIENCE
111
УДК: 796
Цыбульская Елена Алексеевна доцент каф. «ФВиС» БГТУ Сякина Галина Евгеньевна к.п.н., доцент каф «ФВиС» БГТУ Кочергин Сергей Владимирович студент кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» Учебно-научный технологический институт. DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11041 АНАЛИЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Tsybulskaya E.A., Syakina G.E., Kochergin S. V.
Bryansk State Technical University
ANALYSIS OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
Аннотация
Проведён анализ и сравнение образа жизни студентов экономической и технической направленности на основании анкетирования. Сделаны выводы исследования. Abstract
The analysis and comparison of the lifestyle of students of economic and technical orientation on the basis of a survey. The conclusions of the study.
Ключевые слова: состояние здоровья, валеология, студенты БГТУ. Key words: health status, valeology, students of BSTU.
Состояние здоровья студентов, как одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества [1].
Научные исследования последних лет показывают, что уровень физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья студентов высших учебных заведений имеют чёткую тенденцию к постоянному ухудшению. Нервно-эмоциональная и умственная напряжённость учебной деятельности, неправильный режим и нарушение здорового образа жизни, недостаточность питания, ухудшение экологической обстановки сопровождается низкой двигательной активностью студентов, что негативно отражается на состоянии их здоровья. В результате до 50% молодёжи имеют проблемы со здоровьем. [5, с 4]
Соответственно литературным данным, вредные привычки у студентов связаны со стрессами, сложностью учебной программы, отсутствием условий организации быта, налаженного механизма отдыха, который нужен при напряженной работе для освоения современных программ обучения.
Ценностные ориентации по соблюдению здорового образа жизни, еще не получили должного места в системе ценностей студента. Здоровый образ жизни не является нормой для большинства студентов нашего государства. Большая часть студентов неправильно питается, не проявляет необходимую в их возрасте двигательную активность, не соблюдает режим дня, не использует элементы закаливания, чаще всего снимаю стрессы посредством вредных привычек (курение, алкоголь,
наркомания). Наблюдается устойчивая гиподинамия. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие должных ориентаций в поведении приводит к формированию закрепленных, за время обучении в университете, привычек. Образует разрыв между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни с другой. Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье. [3, 4]
В 2019 году в Брянском ГТУ проводилось исследование образа жизни студентов первого курса ФЭУ (Факультет экономики и управления) и УНТИ (Учебно-научный технологический институт). В нём приняло участие 110 человек. Для этого было проведено анкетирование, позволяющее комплексно оценить проблему.
Первый вопрос данной анкеты: «Сколько раз в неделю вы занимаетесь физкультурой, по крайней мере, 20 минут без перерыва?» предлагал следующие варианты ответа:
А. 3 дня и более; Б. 1 или 2 дня; В. Ни разу.
За эти ответы начислялись 10, 4 и 0 баллов соответственно. В группах УНТИ 51 человек выбрал ответ А (68%), 24 человека выбрали ответ Б (32%),
112 TECHNICAL SCIENCE/
и никто не выбрал ответ В. В группах ФЭУ 12 че-
ловек выбрали ответ А (66%), 23 ответили Б (34%), и никто не ответил В.
Второй вопрос: «Как часто вы курите?» предлагал варианты ответа:
А. не курю вообще; Б. очень редко; В. иногда и Г. каждый день.
За них начислялось 10, 5, 3 и 0 баллов соответственно. В группах УНТИ 52 человека выбрали ответ А (69.3%), 5 человек выбрали Б (6.7%), 15 человек выбрали ответ В (20%) и 3 человека выбрали ответ Г (4%). В группах ФЭУ 26 человек выбрали вариант А (74.2%), 6 человек выбрали вариант Б (17.2%), остальные 3 человека ответили В (8.6%).
Третий вопрос «Сколько алкоголя вы употребляете?» предлагал 3 варианта ответа:
А. не употребляю; Б. не более одной порции (50 гр. крепких) в неделю; В. более одной порции (50 гр. крепких) в неделю.
Предлагающие 10, 6 и 0 баллов соответственно. 47 человек ответили А (62.7%), остальные 28 выбрали ответ Б (37.3%). В группах ФЭУ 12 человек выбрали ответ А (34.2%), остальные 23 выбрали ответ Б (65.7%).
Четвёртый вопрос: «Сколько раз в неделю вы завтракаете?». Варианты ответа:
А. ни разу; Б. 1-2 раза; В. 3-4 раза; Г. 5-6 раз; Д. 7 раз.
За них предлагается 0, 2, 5, 8 и 10 баллов. 36 студентов УНТИ выбрали ответ Д (48%), 12 выбрали ответ Г (16%), 18 выбрали ответ В (24%), остальные 9 выбрали ответ Б (12 %), и никто не выбрал ответ А. Из студентов ФЭУ никто не выбрал ответ А, 3 человека выбрали ответ Б (9%), 4 человека выбрали В (11.5%), 5 человек выбрали Г (14.5%) и 23 человека выбрали Д (65%).
Пятый вопрос: «Как часто вы перекусываете между основными приёмами пищи?» с вариантами ответа:
А. никогда; Б. 1-2 раза в неделю; В. 3-4 раза в неделю; Г. 5-7 раз в неделю; Д. 8-10 раз в неделю; Е. более 10 раз в неделю.
За них даётся 10, 8, 6, 4,2 и 0 баллов соответственно. Среди студентов УНТИ никто не выбрал ответы Д и Е, 5 человек выбрали Г (7%), 14 выбрали вариант В (19%), 34 выбрали Б (45%), 22 выбрали А (29%). Среди групп ФЭУ 1 человек выбрал ответ Е (3%), 1 человек выбрал ответ Д (3%), 7 человека выбрали ответ Г (20%), 5 человек выбрали В (14%), 19 человек выбрали ответ Б и 2 человека выбрали ответ А (60%).
Шестой вопрос: «Как много времени в сутки вы спите?» с вариантами ответа:
А. более 10 часов; Б. 9-10 часов; В. 7-8 часов; Г.5-6 часов; Д. меньше 5 часов.
Вопросы предлагают 4, 8, 10, 6, 0 баллов. В группах УНТИ никто не выбрал А и Д, 23 человека выбрали вариант ответа Г (30.5%), 6 человек выбрали вариант Б (8%), 42 человек выбрали вариант ответа В (61.5%). Среди студентов ФЭУ никто не выбрал вариант Д, 1 человек выбрал вариант А (3%). 19 человек выбрали Г (55%), остальные 15 выбрали ответ В (42%).
Седьмой вопрос: предлагал посчитать отношение веса студента к идеальному весу его роста и пола. Идеальный вес подсчитываем по формуле:
Масса = обхват грудной клетки * рост / 240.
Были рассмотрены и оценены баллами 7 ситуаций:
А. Вес превышает идеальный больше, чем на 30%; Б. Вес превышает идеальный на 21-30%; В. Вес превышает идеальный на 11 -20%; Г. Вес отличается от идеального менее чем на 10%; Д. Вес ниже идеального на 11 -20%; Е. Вес ниже идеального на 21-30%; Ж. Вес ниже идеального более чем на 30%.
Варианты А и Ж, Б и Е, а также В и Д были приравнены в баллах, что не позволяет их различить при подсчёте данных и они дают 0, 3 и 6 баллов соответственно, вариант Г даёт 10 баллов. В группах УНТИ ни у кого нет ответов А и Ж. Один студент ответил Б или Е (1%), 24 ответили В или Д (31%) и 50 человек ответили Г (68%). В группах ФЭУ никто не выбрал варианты ответа А, Б, Е и Ж. Двадцать студентов выбрали В или Д (43%), остальные 15 студентов выбрали ответ Г (57%).
Далее студентам было предложено подсчитать общее количество получившихся баллов и оценить свой образ жизни:
При 60-70 баллах в сумме отношение к здоровью оценивается как отличное.
50-59 баллов - хорошее.
40-49 баллов - удовлетворительное.
30-39 баллах - весьма посредственное.
При количестве баллов меньше 30 - как серьёзное пренебрежение здоровьем.
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
• студенты УНТИ получили следующие результаты: 23 студента отлично относятся к своему здоровью (31%), 25 - хорошо (33%), 24 - удовлетворительно (32%) и 3 студента относятся к своему здоровью весьма посредственно (4%).
• результаты студентов ФЭУ: 3 студента отлично относятся к состоянию своего здоровья (9%), 20 человек - хорошо (57%), 10 - удовлетворительно (28%), 2 - весьма посредственно (6%).
Как мы можем заметить, количество студентов УНТИ и ФЭУ, отлично относящихся к своему здоровью, отличается колоссально (31% против 9%), ситуацию скрашивают люди, хорошо относящиеся к своему здоровью, которых на факультете экономики управления целых 57% против 33% у УНТИ -этим людям есть куда стремиться, но в целом они заботятся о своём состоянии и могут, лишь слегка поменяв своё отношение к здоровью, сравнять процентное соотношение с УНТИ. Отдельно хотелось бы остановиться на студентах, попавших в группу с удовлетворительным отношением к состоянию организма. В данной группе у УНТИ и ФЭУ примерно одинаковое количество студентов (32 и 28 процентов соответственно). О здоровье этих людей стоит беспокоиться, ведь их образ жизни негативно сказывается на их здоровье.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#27Ш),2©]]9 / TECHNICAL SCIENCE
Вывод: результаты нашего исследования констатируют, что примерно 30% студентов пренебрегают заботой о своем образе жизни, поэтому необходимо совершенствовать здоровьесберегающую составляющую профессиональной подготовки студентов в вузе.
Список литературы:
1. Латышевская Н.И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н. И Латышевская, С.В. Клаучек, Н.П. Москаленко // Гигиена и санитария. - 2009. - № 1. - С. 51-55.
2. Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Москва, 2014. - 20 с.
113
3. Мысина Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегаю-щей образовательно-воспитатель-ной среды вуза: моногр. М.: М-во образования и науки Российской Федерации; Москов. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана, - 2010. - 90 с.
4. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197;
5. Сякина Г.Е Фитнес: самостоятельные занятия: учеб. пособие // Г. Е. Сякина, Г.В. Карева, Е. А. Цыбульская.- Брянск: БГТУ, 2017.- 102 с.