Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:
Напольских Д.Л. — Анализ зависимости государственной поддержки совместных проектов в рамках российских промышленных кластеров и результатов кластерного развития // Теоретическая и прикладная экономика. - 2019. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8647.2019.4.31372 URL: https;//nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp? id=31372
Анализ зависимости государственной поддержки совместных проектов в рамках российских промышленных кластеров и результатов кластерного развития
Напольских Дмитрий Леонидович
кандидат экономических наук доцент, ФГБОУ ВО "Поволжский государственный технологический университет"' 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, 3, каб. 414
Статья из рубрики "Экономика регионов"
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы государственной поддержки формирования мультикластерных образований на основе механизмов интеграции производства в рамках совместных проектов промышленных кластеров. Целью исследования является анализ зависимости размера федеральной субсидии на реализацию совместных кластерных проектов от достигнутых и планируемых в рамках реализации проекта показателей кластерного развития, а также выявление корреляции между факторами развития кластеров. Проанализированы 38 промышленных кластеров, расположенных в российских регионах. Приводятся результаты анализа взаимозависимости государственной поддержки совместных проектов в рамках российских промышленных кластеров и показателей кластерного развития. Решение научных задач проекта требует применения совокупности используемых экономической наукой статистических методов, а также корреляционного анализа. Определена инновационно-технологическая направленность государственной поддержки совместных проектов предприятий-участников промышленных кластеров. Выявлено отсутствие сильной корреляционной связи между значениями показателей кластерного развития и суммой федеральной субсидии на реализацию совместных проектов за исключением показателя «количество переделов в технологической цепочке кластера». Сделан вывод об отсутствии сильной связи между размером федеральной субсидии, выделяемой на реализацию совместных кластерных проектов, и значениями реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров.
Ключевые слова: Промышленноые кластеры, Инновационные кластеры, Интеграция производства, Промышленная политика, Кластерные проекты, Государственная поддержка, Корееляционный анализ, Эфективность государственной политики, Показатели кластерного развития, Кооперация предприятий
10.25136/2409-8647.2019.4.31372 иих:
10.25136/2409-8647.2019.4.31372
Дата направления в редакцию:
15-11-2019
Дата рецензирования:
22-11-2019
Работа выполнена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований 18-010-00647А «Разработка многоуровневой модели синхронизации процессов кластеризации и инновационного развития экономического пространства российских регионов»
Введение. Одной из институциональных форм интеграции науки, образования и производства являются промышленные кластеры, получающие с 2015 года государственную поддержку в рамках программы Министерства промышленности и торговли РФ На сегодняшний день промышленные кластеры, поддерживаемые
Минпромторгом РФ, объединяют более 590 промышленных предприятий, на которых трудится более 300 тысяч человек; средний объём выручки за год составляет более 1,3 триллионов рублей, а сумма налоговых отчислений в консолидированный бюджет РФ превышает 155 миллиардов рублей
В 2016 году Правительством РФ утверждён порядок конкурсного отбора совместных кластерных проектов, а также субсидирования затрат на всех этапах жизненного цикла продукции от разработки до серийного производства при реализации совместных проектов предприятий промышленных кластеров (Постановление Правительства РФ № 41 от 28.01.2016).
Необходимо отметить, что мероприятия участников кластеров, на компенсацию затрат по которым может быть направлена субсидия, имеют инновационно-технологическую направленность, в частности: самостоятельная либо контрактная разработка конструкторской документации на продукцию; проведение технических испытаний прототипов новой продукции, организация и запуск опытного производства данной продукции; разработка и внедрение в производство новых технологий и технологических процессов; закупка техоснастки для производственных мощностей; приобретение и специализированных программных продуктов, в том числе ЕЯР-систем и их отдельных модулей. Также федеральная субсидия может быть потрачена на технологическое перевооружение предприятий-участников кластера в рамках оплаты лизинговых платежей за основные средства [7].
Реализация государственной кластерной политики Российской Федерации[4,6] ставит перед экономической наукой ряд теоретико-практических задач, одной из которых является идентификация мультикластерных образований на основании анализа взаимосвязи отраслевых и территориальных сегментов выявленных кластеров [1,2]. Структура и среда взаимодействий отдельных экономических субъектов инновационного
мультикластера имеет для практики государственного регулирования процессов
кластеризации экономики большее значение, чем их индивидуальные характеристики Необходимость теоретического осмысления описанных выше процессов в рамках государственной кластерной политики Российской Федерации определили цель и задачи настоящего исследования.
Целью исследования является анализ зависимости размера федеральной субсидии на реализацию совместных кластерных проектов от достигнутых и планируемых в рамках реализации проекта показателей кластерного развития, а также выявление корреляции между факторами развития кластеров. Задачами исследования являются:
-анализ экономических показателей развития кластеров, в рамках которых реализуются совместные проекты, а также показателей, характеризующих результативность (в том числе прогнозную) указанных совместных проектов;
-выделение основных показателей экономической эффективности совместных проектов в рамках промышленных кластеров;
- выявление корреляционной зависимости между показателями развития промышленных кластеров, в рамках которых реализуются совместные проекты.
Методология. В рамках исследования также востребованы методы структурного и сравнительного анализа, решение научных задач исследования потребовало применения таких общетеоретических методов исследования, как абстракция и конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и противопоставление. Решение научных задач проекта требует применения совокупности используемых экономической наукой статистических методов, а также корреляционного анализа.
Результаты исследования. В ходе исследования механизмов взаимодействия предприятий в рамках совместных проектов кластеров были проанализированы 38 промышленных кластеров, расположенных в российских регионах. Отметим неоднородный характер локализации кластеров в границах субъектов РФ, так предприятия указанных 38 кластеров расположены на территории 28 субъектов РФ, при этом 4 кластера имеют выраженный межрегиональный характер. В качестве межрегиональных кластеров можно выделить Национальный аэрозольный кластер, объединяющий предприятия Тульской области, Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики; Кластер электронных приборов, материалов и компонентов, объединяющий производства Ставропольского края и Белгородской области; промышленный кластер «Композиты без границ» (Московская и Саратовская области, Республика Татарстан) [8,9].
Ключевой для задач исследования особенность данной группы кластеров является реализация 17 совместных кластерных проектов, включённых в реестр Минпромторга в 2018 году на основании конкурсного отбора. Рассмотрим совокупные показатели эффективности совместных проектов. Объём финансирования прошедших отбор совместных кластерных проектов составит 18,6 миллиардов рублей, при этом объём субсидий составляет 25,3% от общего бюджета поддержанных проектов. Соответственно, значение ключевого показателя «привлечение частных инвестиций на 1 рубль
государственных составляет» 2,95 рубля Суммы государственных субсидии,
выделяемых на поддержку проектов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Суммы государственных субсидии, выделяемых на поддержку совместных проектов в рамках промышленных кластеров
Совместный кластерный проект Промышленный кластер Сумма субсидии (млн. руб.)
Организация локального (импортозамещающего) производства аэрозольных комплектующих Н а цио на льный а э ро з ольный кл а с те р 672,0
Развитие технологии и расширение производства сапфира и сапфировых пла с тин Кластер электронных приборов, материалов и компонентов 604,8
Легкий многоцелевой вертолет ВРТ500 Кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения 520,9
Проект по организации современного производства ПАН-волокна Межрегиональный промышленный кластер "Композиты без границ" 497,2
Р а з в итие с о в ре ме нно й конкурентоспособной линейки цельнометаллических фургонов российского производства Промышленный кластер Нижегородской области 371,0
Создание конструкций и производства автоматических трансмиссий для дорожных и внедорожных транспортных средств Промышленный кластер Нижегородской области 357,1
Создание линейки высокоэффективных компрессоров для производства СПГ Кластер «Сжиженный природный газ. Оборудование и технологии» 291,4
Производство аккумуляторных батарей по технологии EFB М а шинос троите льный кл а с те р Республики Татарстан 247,5
Разработка и освоение производства выключателей газонаполненных колонковых и дугогасительных камер Электротехнический промышленный кластер Псковской области 227,3
Освоение и производство импортозамещающего оборудования для защиты и управления электрическими цепями Научно-производственной электротехнический кластер Курской области 187,7
Разработка и создание автоматизированных систем управления кустами газовых и газоконденсатных скважин Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области 174,4
Создание, запуск и модернизация производства автомобильных компонентов Промышленный кластер Нижегородской области 145,0
Освоение импортозамещающего высокотехнологичного производства подшипника скольжения Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин 102,6
Освоение производства новых видов фрикционных, уплотнительных и прокладочных материалов Барнаульский промышленный химический кластер 101,7
Организация производства автоматизированных грузоподъемных и подъемнотранспортных систем Электротехнический промышленный кластер Псковской области 84,4
Создание генно-инженерной вакцины Промышленный кластер биотехнологий Кировской области 67,3
Расширение и модернизация импортозамещающего производства арматуры для газопроводов Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения 44,4
Итого 4697
Составлено на основании открытых данных Ассоциации кластеров и технопарков России
Говоря о прогнозируемой бюджетной эффективности реализации совместных кластерных проектов, следует выделить следующие основные показатели эффективности: дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет к 2023 году по оценкам Минпромторга составят более 10,3 миллиардов рублей, соответственно «сумма налогов на 1 рубль государственных инвестиций» составит 2,2 рубля. В качестве средств оценки эффективности предлагаемых проектов с точки зрения внешней торговли следует выделить следующие прогнозные показатели: увеличение экспорта промышленной продукции на 13,5 миллиардов рублей (к 2025 г.), соответственно, такой ключевой показатель эффективности государственной кластерной политики как «Увеличение объёма экспорта на 1 рубль государственных инвестиций составит» 2,87 рубля. Одним из факторов достижения указанных показателей должно стать создание более 3500 высокопроизводительных рабочих мест, стоимость создания одного дополнительного высокопроизводительного рабочего места в рамках кластерных проектов оценивается около 1 340 тыс. руб. при средних затратах по экономике около 7 100 тыс. руб. (18,8%
от среднего по РФ за 2017 год) [7,9].
Также рассмотрим показатели развития промышленных кластеров, в рамках которых реализуются совместные проекты с точки зрения предпосылок к формированию в современных российских условиях инновационных мультикластеров (таблица 2).
Таблица 2. Показатели развития кластеров, в рамках которых реализуются совместные прое кты з а 2017 г о д
Промышленный кластер Количество предприятий-участников (ед.) Уровень кооперации (%) Количество переделов в технологической цепочке кластера (ед.) Выручка предприятий- участников (млрд. руб.) Кол раб мес (тыс
Национальный аэрозольный кластер 10 74 5 14 2,2
Кластер электронных приборов, материалов и компонентов 10 24 4 9,8 3,1
Кластер высокотехнологичного ма шинос трое ния и приборос трое ния 10 53 4 33 8,6
Межрегиональный промышленный 15 21 4 15,4 4,2
кластер "Композиты без границ"
Промышленный кластер Нижегородской области 13 56 4 111 20,1
Кластер «Сжиженный природный газ. Оборудование и технологии» 10 68 4 15,9 2,7
Ма шинос троите льный кластер Республики Татарстан 43 28 3 23 4,3
Научно- произ в о дс тв е нно й электротехнический кластер Курской области 10 26 4 4,7 2,3
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования В о ро не ж с кой обла с ти 16 63 4 9,9 4,8
Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин 10 66 4 1 0,2
Барнаульский промышленный химический кластер 10 65 3 15,9 2,9
Электротехнический промышленный кластер Псковской области 19 67 4 12,9 5,4
Промышленный кластер биотехнологий Кировской области 11 23 3 4,3 1,8
Волгодонский промышленный кластер атомного ма шинос трое ния 10 27 3 5,6 2,3
Составлено на основании открытых данных Ассоциации кластеров и технопарков России за 2017 год
В ходе исследования проведён корреляционный анализ представленных в таблице 2 показателей развития промышленных кластеров, в рамках которых реализуются совместные проекты. Также рассмотрена корреляционная зависимость размера федеральной субсидии на реализацию совместных кластерных проектов от показателей кластерного развития. Результаты корреляционного анализа (значения коэффициента корреляции) представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты корреляционного анализа показателей развития промышленных кластеров, в рамках которых реализуются совместные проекты
Количество предприятий-участников (ед.) Уровень кооперации (%) Выручка предприятий-участников (млрд. руб.) Количество рабочих мест (тыс.ед.) Количество переделов в технологическс цепочке кластера (ед.
Количество предприятий-участников (ед.) 1,00
Уровень кооперации (%) -0,17 1,00
Выручка предприятий-участников (млрд. руб.) -0,01 0,19 1,00
Количество рабочих мест (тыс.ед.) 0,00 0,19 0,97 1,00
Количество переделов в технологической цепочке кластера (ед.) -0,31 0,52 0,17 0,18 1,00
Налоговые отчисления (млрд. руб.) -0,10 0,23 0,96 0,92 0,21
Сумма субсидии (млн. руб.) -0,11 -0,02 0,12 0,11 0,62
Рассчитано автором с помощью MS Excel
На основании представленных в таблице значений коэффициента корреляции сделаны следующие выводы. Отмечается отсутствие корреляционной связи между значениями показателей кластерного развития и суммой федеральной субсидии на реализацию совместных проектов за исключением показателя «количество переделов в технологической цепочке кластера» (0,62 - средняя сила связи). Также присутствует средняя по силе связь между значениями показателей «количество переделов в технологической цепочке кластера» и «уровень кооперации предприятий кластера».
Отмечена сильная корреляционная зависимость между следующими показателями развития промышленных кластеров: выручка предприятий-участников кластера, количество рабочих мест на предприятиях кластера, налоговые отчисления. При этом не наблюдается корреляционной зависимости между значениями показателей,
характеризующими масштабы деятельности кластера и таким ключевым показателем кластерного развития как уровень кооперации предприятий-участников.
В ходе исследования рассмотрены значения (в том числе прогнозные) показателей, характеризующие результаты реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров, получающих государственную поддержку от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (таблица 4).
Таблица 4. Характеристика совместных проектов в рамках промышленных кластеров, получающих государственную поддержку от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Совместный кластерный проект Промышленный кластер Сумма субсидии (млн. руб.) Доля собственных с ре дс тв в про е кте (% ) Сумма заключённых договоров поставки, более (млн. руб.) Д н п 2 п р
Организация локального (импортозамещающего) произ в о дс тв а аэрозольных комплектующих Национальный аэрозольный кластер 672,0 67 1000 1
Развитие технологии и расширение произ в о дс тв а с а пфира и сапфировых пластин Кластер электронных пр иб о р о в , ма те риа ло в и компонентов 604,8 84 4000 8
Легкий многоцелевой вертолет ВРТ500 Кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения 520,9 81 2200 6
Проект по организации современного произ в о дс тв а П А Н - волокна Межрегиональный промышленный кластер "Композиты без границ" 497,2 68 658 1
Р а з в итие с о в ре ме нной конкурентоспособной линейки цельнометаллических фургонов российского произ в о дс тв а Промышленный кластер Нижегородской области 371,0 77 50000 1
Создание конструкций и произ в о дств а автоматических трансмиссий для дорожных и внедорожных транспортных средств Промышленный кластер Нижегородской области 357,1 54 4400
Создание линейки высокоэффективных К л а с те р «С ж иж е нный природный газ. 291,4 51 211 2
компрессоров для производства СПГ Оборудование и технологии»
Производство аккумуляторных батарей по технологии EFB Машиностроительный кластер Республики Та та рс та н 247,5 67 2100 4
Разработка и освоение произ в о дс тв а выключателей газонаполненных колонковых и дугогасительных камер Электротехнический промышленный кластер Псковской области 227,3 52 250 1
Освоение и произ в о дс тв о импортозамещающего оборудования для защиты и управления электрическими цепями Научно- пр о из в о дс тв е нной электротехнический кластер Курской области 187,7 62 639 4
Разработка и создание автоматизированных систем управления кустами газовых и газоконденсатных скважин Кластер производителей не фте г а з о в о го и химического оборудования Воронежской области 174,4 61 977,7 2
Создание, запуск и модернизация производства а в то мобильных компонентов Промышленный кластер Нижегородской области 145,0 51 1700 1
Освоение импортозамещающего высокотехнологичного произ в о дс тв а подшипника скольжения Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин 102,6 50 283 8
Освоение произ в о дс тв а нов ых видов фрикционных, уплотнительных и прокладочных ма те риа лов Барнаульский промышленный химический кластер 101,7 63 85 1
Организация произ в о дс тв а автоматизированных грузоподъемных и подъемнотранспортных систем Электротехнический промышленный кластер Псковской области 84,4 57 16,2 8
С о з да н и е ге н н о - Промышленный 67,3 80 1600 1
инженерной вакцины кластер биотехнологий Кировской области
Расширение и модернизация импортозамещающего производства арматуры для газопроводов Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения 44,4 90 2100
Составлено на основании открытых данных Ассоциации кластеров и технопарков России за 2017 год
Также проведён корреляционный анализ представленных в таблицы 4 значений показателей реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров, получающих государственную поддержку от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Рассмотрена корреляционная зависимость размера федеральной субсидии на реализацию совместных кластерных проектов от значений показателей (в том числе прогнозных) реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров. Результаты корреляционного анализа (значения коэффициента корреляции) пре дс та в ле ны в та б лице 5.
Таблица 5. Результаты корреляционного анализа зависимости размера федеральной субсидии на реализацию совместных кластерных проектов и показателей (в том числе прогнозных) реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров
Сумма субсидии (млн. руб.) Доля собственных с ре дс тв в про е кте (% ) Сумма заключённых договоров поставки, более (млн. руб.) Дополнительные налоговые поступления к 2024 году, прогноз (млн. руб.) Р кооп( в кла про (млн
Сумма субсидии (млн. руб.) 1,00
Доля собственных средств в проекте (%) 0,25 1,00
Сумма заключённых договоров поставки, более (млн. руб.) 0,16 0,27 1,00
Дополнительные налоговые поступления к 2024 году, прогноз (млн. руб.) 0,45 0,36 0,73 1,00
Рост кооперации в кластере, прогноз (млн. руб.) 0,33 -0,16 -0,18 0,09 1
Увеличение высокопроизводительных рабочих мест, прогноз (ед.) 0,25 0,10 0,19 0,21 0
Рассчитано автором с помощью MS Excel
На основании приведённых в таблице 5 значений коэффициента корреляции сделан вывод об отсутствии сильной связи между размером федеральной субсидии, выделяемой на реализацию совместных кластерных проектов, и значениями реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров. Отмечена умеренная зависимость (значение коэффициента корреляции равно 0,45) между значениями показателей «сумма субсидии» и «дополнительные налоговые поступления к 2024 году», (прогноз). Также отмечена низкая корреляционная зависимость между прогнозными показателями реализации кластерных проектов в целом, за исключением сильной корреляционной зависимости между суммой заключённых договоров поставки и дополнительными налоговыми поступлениями к 2024 году.
Выводы. Таким образом, в ходе проведённого исследования были получены следующие результаты. В ходе исследования механизмов взаимодействия предприятий в рамках совместных проектов кластеров были проанализированы 38 промышленных кластеров, расположенных в российских регионах, также приводятся суммы государственных субсидии, выделяемых на поддержку совместных проектов в рамках промышленных кластеров.
Выявлено отсутствие корреляционной связи между значениями показателей кластерного развития и суммой федеральной субсидии на реализацию совместных проектов за исключением показателя «количество переделов в технологической цепочке кластера». Также присутствует средняя по силе связь между значениями показателей «количество переделов в технологической цепочке кластера» и «уровень кооперации предприятий кластера». Не наблюдается корреляционной зависимости между значениями показателей, характеризующими масштабы деятельности кластера и таким ключевым показателем кластерного развития как уровень кооперации предприятий-участников.
Выявлена сильная корреляционная зависимость между следующими показателями развития промышленных кластеров: выручка предприятий-участников кластера, количество рабочих мест на предприятиях кластера, налоговые отчисления. Сделан вывод об отсутствии сильной связи между размером федеральной субсидии, выделяемой на реализацию совместных кластерных проектов, и значениями реализации совместных проектов в рамках промышленных кластеров. Полученные результаты позволили сформировать научную задачу оценки институциональных механизмов государственной поддержки предприятий-участников промышленного кластера и разработки системы критериев и индикаторов процессов кластерного развития и их государственной поддержки.
Библиография
1. Europe 2020: European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. URL: http://ec.europa.eu/ europe2020/idex_en.htm (дата обращения: 10.09.2019).
2. Morisson, A. & Doussineau, M. (2019). Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications. Regional Studies, Regional Science,6(1), 2019, 101-116. URL:
https://rsa.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21681376.2019.1578257.
3. The US Manufacturing Renaissance: Driving a Resurgence in Industrial Real Estate. NAIOP, Spring 2016, 9p.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Утверждена Распоряжением Правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (дата
обращения: 05.11.2019)
5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru (Дата обращения: 05.11.2019)
6. Особенности функционирования и государственной поддержки промышленных кластеров. Аналитические материалы Ассоциации кластеров и технопарков России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://akitrf.ru/upload/medialibrary/dbe/dbedad4933f423a224145ce6b984e0a1.pdf (дата обращения: 05.11.2019)
7. Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71314830 (дата обращения: 05.11.2019)
8. Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cluster.hse.ru/ (дата обращения: 05.11.2019)
9. Совместные проекты участников промышленных кластеров 2018. Аналитические материалы Ассоциации кластеров и технопарков России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://akitrf.ru/upload/Clusters2018.pdf (дата обращения: 05.11.2019)
10. Федеральный закон №488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138/ (дата обращения: 05.11.2019)