28. Papaspyrou K., Mann W. J., Amedee R. G. Management of head and neck paragangliomas: review of 120 patients // Head Neck. - 2009. - Vol. 31, N 3. - P. 381-387.
29. Surgical management of glomus jugulare tumors: a proposal for approach selection based on tumor relationships with the facial nerve/ L. A. Borba [et al.] // J. Neurosurg. - 2010. - Vol. 112, N 1. - P. 88-98.
30. The jugulotympanic paragangliomas: 41 cases report / D. Q. Nguyen [et al.] // Rev. Laryngol. Otol. Rhinol. (Bord). -2005. - Vol. 126, N 1. - P. 7-13.
31. Treatment of glomus jugulare tumors in patients with advanced age: planned limited surgical resection followed by staged gamma knife radiosurgery: a preliminary report / S.N. Willen [et al.] // Otol. Neurotol. - 2005. - Vol. 26, N 6. - P. 1229-1234.
Колесников Вадим Николаевич - канд. мед. наук, врач-оториноларинголог Областного консультативно-диагностического центра Ростовской области. 344010, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 127; тел.: 8-863-255-7925, e-mail: [email protected]; Бойко Наталья Владимировна - д-р мед. наук, проф. каф. болезней уха, горла и носа Ростовского ГМУ. 344010, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29; тел.: 8-863-250—06-59, e-mail: nvboiko@ gmail.com; Писаренко Елена Алексеевна - врач-рентгенолог Областного консультативно-диагностического центра. 344010, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 127; тел.: 8-863-255-79-25.
УДК: 616.28-008.64-089-053
АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ ОТ НАЛИЧИЯ ПРЕДОПЕРАЦИОННОГО СЛУХОВОГО ОПЫТА
А. В. Коршун, М. Ю. Коркмазов
THE ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE COCHLEAR IMPLANTATION DEPENDING ON THE PREOPERATIONAL ACOUSTICAL EXPERIENCE
A. V. Korshun, M. Y. Korkmazov
ГБОУ ВПО «<Челябинская государственная медицинская академия» (Зав. каф. оториноларингологии - д-р мед. наук М. Ю. Коркмазов)
Эффективность кохлеарной имплантации зависит от многих факторов. Целью данной работы явилось исследование зависимости эффективности кохлеарной имплантации от наличия предоперационного слухового опыта у 73 детей после операции кохлеарной имплантации, потерявших слух до овладения речью. Установлено, что наличие предоперационного слухового опыта повышает эффективность кохлеарной имплантации у детей, оперированных в возрасте до 3 лет.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети, слухоречевая реабилитация. Библиография: 7 источников.
Efficiency of cochlear implantation depends on many factors. The purpose of the work was research of the efficiency of the cochlear implantation depending on the preopetional acoustical experience in 73 children after operation of the cochlear implantation, lost hearing before mastering by speech. It is established, that presence of preoperational acoustical experience raises efficiency of cochlear implantation at children operated age till 3rd years.
Key words: cochlear implantation, children, auditory rehabilitation. Bibliography: 7 sources.
Тугоухость является не только медицинской, но и социальной проблемой общества. Количество людей, страдающих тугоухостью, в мире ежегодно увеличивается. На современном этапе кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов комплексной реабилитации глухих детей и детей с выраженной степенью тугоухости. Оказание специализированной медицинской помощи - раннее проведение кохлеарной имплантации -
Российская оториноларингология № 6 (55) 2011
позволяет сократить расходы государства на образование и социальную поддержку детей с врожденной глухотой и тугоухостью [1, 2, 5, 6].
Несмотря на то что кохлеарный имплант обеспечивает физический слух детям, у них не возникает слуховых представлений и способности различать окружающие неречевые и речевые звуки. Поэтому детям после проведения операции, подключения и настройки речевого процессора необходима специальная педагогическая помощь, направленная на развитие слухового восприятия и речи [5].
Эффективность программы слухоречевой реабилитации зависит не только от технических характеристик импланта и проведенного хирургического вмешательства, а также от послеоперационной сурдопедагогической работы. Дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), перенесшие кохлеарную имплантацию в раннем возрасте, являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации в отдаленном периоде [2].
Известно, что дети с лучше выраженными долингвальными навыками, независимо от применяемых методов, через которые они были получены, после кохлеарной имплантации показывают лучшие результаты [7].
Вопрос об эффективности, проводимых в дооперационном периоде сурдопедагогических мероприятий и слухопротезирования сохраняет свою актуальность. Предоперационная эффективность при помощи слухового аппарата зависит от возраста оперируемого больного [6].
Цель исследования. Оценка зависимости эффективности операции кохлеарной имплантации от наличия предоперационного слухового опыта.
Пациенты и методы исследования. Исследование проводилось на кафедре оториноларингологии Челябинской государственной медицинской академии, на базе отделения реабилитации слуха МУЗ ДГП №10, сурдологопедического кабинета ОБКБ г. Челябинска.
Исследование включало 73 долингвальных пациента в возрасте от 1 года до 18 лет, перенесших оперативное вмешательство по кохлеарной имплантации, потерявших слух до овладения речью, прооперированных на одно ухо. Девочки составляли 46,5 % от числа обследованных -34 человека, мальчики - 53,5% - 39 человек.
Как указывалось нами ранее, в этиологии приобретенной глухоты имели место менингит, герпетический энцефалит и т. д.
Среди причин врожденной глухоты можно отметить инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, тяжелую анте- и интранаталь-ную гипоксию плода, асфиксию новорожденных, глубокую степень недоношенности, тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, использование для лечения новорожденного ребенка лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, отягощенную наследственность [4].
Пациенты-дети подразделялись на группы по организации слухоречевой реабилитации. Первая - дети, имеющие слуховой опыт. К этой группе, прежде всего, относятся дети, потерявшие слух в период овладения речью (1-5 лет, прелингвальный период), и дети, имевшие остатки слуха, постоянно использовавшие слуховой аппарат. Вторая - дети, не имевшие слуховой опыт [1].
В зависимости от возраста на момент операции дети разделялись следующим образом: в возрасте до 3 лет было 23 человека, что составило 31,5% от числа обследуемых, в возрасте от 3 до 5 лет - 15 (20,5%), от 5 до 7 лет - 14 (19,1%), детей в возрасте старше 7 лет - 21 (28,7 %) человек.
Методы исследования включали стандартные объемы обследования: сбор анамнеза заболевания, анализ историй болезней с учетом наличия слухового опыта (использование слуховых аппаратов и занятия с сурдопедагом) и анкетирование родителей. Аудиологическое обследование включало субъективную аудиометрию и объективные методики исследования (импедан-сометрию, КСВП, ОАЭ), детям старше 4 лет проводили тональную пороговую аудиометрию.
При оценке эффективности использования кохлеарного импланта мы использовали практические разработки Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи (русскоязычная вер-
сия методики EARS). Для оценки результата слуховой реабилитации у детей до 3-летнего возраста использовался профиль развития слухового восприятия (Lip Profile). Для детей старше 3 лет - тест односложных, многосложных слов в закрытом и открытом списках.
Оценка эффективности использования кохлеарного импланта включала исследование порогов слышимости и разборчивости речи через 1 год после начала слухоречевой реабилитации и по истечении 2 лет по разработанной нами системе оценки критериев позитивности динамики. По нашему мнению, их должно быть не менее четырех, но, учитывая небольшой объем выборки в данном исследовании, мы использовали только два самых показательных уровня оценки результатов. Через 1 год удовлетворительным считался результат после операции при четкой реакции на звуковые раздражители при отсутствии разборчивости речи. Хорошим считался результат при понимании обращенной речи на стимульном материале. Через 2 года удовлетворительным считался результат при понимании обращенной речи на бытовом уровне, хорошим считался результат при понимании обращенной речи на знакомом пациенту материале.
Для статистической обработки данных использовали корреляционный анализ с расчетом критерия Пирсона.
Как указано нами ранее, операции проводили в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. В послеоперационном периоде реабилитация детей с кохлеарным имплантом включала ежегодные настроечные сессии специалистами НИИ уха, горла, носа и речи, настройку кохлеарных имплантов в отделении реабилитации слуха МУЗ ДГП № 10, дистанционную настройку кохлеарных имплантов на базе ЧОДБ в 2010 г. с помощью Интернета специалистами НИИ уха, горла, носа и речи с участием сурдологов и учителей-дефектологов г. Челябинска, выездные сессии специалистов НИИ уха, горла, носа и речи. Коррекционно-педагогическая помощь осуществлялась по индивидуальной программе [3, 4].
Результаты и обсуждение. При анализе полученных данных в первой группе детей в изменении показателей эффективности кохлеарной имплантации у детей, прооперированных в возрасте до 3 лет, прослеживается положительная динамика, получено статистическое различие (p < 0,05).
При анализе результатов исследования пациентов второй группы показатели эффективности кохлеарной имплантации в динамике не изменялись. Проведенное исследование влияния отсутствия слухового опыта на эффективность кохлеарной имплантации (p > 0,05) во второй группе статистического различия не показал.
При изучении влияния наличия слухового опыта на эффективность кохлеарной имплантации в обеих группах детей получено статистическое различие (p < 0,05).
Таким образом, в результате проведенного исследования и обработки полученных данных в обеих группах установлена зависимость между повышением эффективности кохлеарной имплантации при проведении оперативного вмешательства до 3-летнего возраста и наличием предоперационного слухового опыта, снижением эффективности кохлеарной имплантации в подгруппе от 3 до 7 лет при его отсутствии. Полученные нами результаты не расходятся с ранее проводимыми исследованиями и требуют расширения объема выборки для получения более достоверных различий.
Таблица 1
Эффективность кохлеарной имплантации в первой группе (при наличии слухового опыта)
Результат реабилитации Послеоперационный период реабилитации Возраст, в котором была выполнена операция
До 3 лет 3-5 лет 5-7 лет Более 7 лет
Доля удовлетворительных результатов, % 1 год 12,5 33,3 44,6 29,4
2 года 12,0 16,0 57,5 32,4
Доля хороших результатов, % 1 год 87,5 66,7 55,5 70,5
2 года 88,0 84,0 52,5 68.5
Российская оториноларингология № 6 (55) 2011
Таблица 2
Эффективность кохлеарной имплантации во второй группе (при отсутствии слухового опыта)
Результат реабилитации Послеоперационный период реабилитации Возраст, в котором была выполнена операция
До 3 лет 3-5 лет 5-7 лет Более 7 лет*
Доля удовлетворительных результатов, % 1 год 40,0 100,0 100,0 -
2 года 30,0 100,0 100,0 -
Доля хороших результатов, % 1 год 60,0 - - -
2 года 70,0 - - -
* Примечание. В группе детей без слухового опыта все дети младше 7 лет.
Выводы
1. Установлена прямая значимость наличия предоперационного слухового опыта, являющегося ассоциированным фактором эффективности кохлеарной имплантации.
2. Отсутствие слухового опыта в группе детей до 3-летнего возраста не влияет на эффективность кохлеарной имплантации, но наличие слухового опыта в данной группе также повышает ее эффективность.
3. Отсутствие слухового опыта в группе детей от 3 до 7лет снижает эффективность кохлеарной имплантации. Наличие слухового опыта в возрастной подгруппе детей старше 7лет не влияет на эффективность кохлеарной имплантации.
4. Слуховой предоперационный опыт является одним из важных показателей для прогноза эффективности кохлеарной имплантации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королева И. В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 98 с.
2. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантами: материалы конф. «Основные проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху и пути их решения». - СПб., 2009. - С. 17-24.
3. Коршун А. В, Кофанов Р. В., Дубинец И. Д. Перспективы предоставления высокотехнологичной помощи детям с патологией слуха на Южном Урале // Рос. оторинолар. 2009. - № 2 (39). - С. 60-63.
4. Коршун А. В. Электродное слухопротезирование и возможности послеоперационной реабилитации: материалы II междунар. (IX итоговой) науч.-практ. конф. молодых ученых. — Челябинск: ЧГМА, 2011. - С. 304-306.
5. Таваркиладзе Г. А. Кохлеарная имплантация: - М.: Святигор Пресс, 2004. - 74 с.
6. Щербакова Е. В. Значение предоперационной аппаратной реабилитации в обеспечении эффективности кохлеарной имплантации // Рос. оториноларингология. - 2008. - № 5(36). - С. 173-180.
7. Preimplant measures of preverbal communicative behavior as predictors of cochlear implant outcomes in children. / M. Tait [et al.] // Ear and Hear. - 2000. - Vol. 21 - P. 18-24.
Коршун Анна Валентиновна - врач-сурдолог МУЗ ДГП № 10, заочная аспирантка 3-го года обучения. 454000, Челябинск, ул. 3-Арзамаская, д. 5; тел.: 8-906-870-17-34, e-mail: [email protected]; Коркмазов Мусос Юсуфович -д-р мед. наук, зав. каф. оториноларингологии Челябинской ГМА. 454092, Челябинск, Воровского ул., д. 64. тел.: 8-922-715-66-83.