Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ»

различных словарей и публикаций по (называется проблема), включающий ...названий. [2].

Зная такие несложные правила структурирования научного текста, студенты намного успешней будут осваивать новую информацию.

Использованные источники:

1. Фарберман Б.Л. Прогрессивные педагогические технологии.- Т., 1999.

2. Ходиев Б.Ю., Голиш Л.В.Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов. - Ташкент: ТГЭУ, 2008. 94 с

3. Акрамова Л.Ю. Эффективные методы чтения лекций. //Актуальные вопросы современной психологии и педагогики.Сборник докладов УШ Международной научной конференции. Липецк, 2012. С.98-101.

Камалова Г. Ф.

Саяхова Э.В. старший преподаватель ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ

Россия, г. Уфа

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Текущая (операционная) деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных расходов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Расходами признают понижение его экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и другого имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением понижения вкладов по решению учредителей предприятия). Затраты - это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров [9].

Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных Законом о бухгалтерском учёте требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции. [3]

Актуальность темы обуславливается тем, что достижение высоких результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без

эффективного управления затратами на производство и реализацию продукцию.[7]

Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку это приводит к снижению конкурентоспособности как данных товаров (работ, услуг) в отдельности, так и предприятия в целом. В связи с этим, у хозяйствующего субъекта остаётся только один способ повлиять на прибыль - проводить программу оптимизации затрат.

Программа по оптимизации затрат предприятия проходит в несколько этапов:

1) анализ затрат с выявлением отклонений фактических показателей от плановых;

2) определение факторов, повлиявших на изменение данных показателей;

3) выявление резервов снижения затрат;

4) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов и способов их внедрения в процессы производства и реализации;

5) оставление плана затрат с учётом выявленных резервов;

6) контроль над выполнением плана и внедрением мероприятий по использованию выявленных резервов.[7]

Рассмотрим применение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции на примере:

Вид продукции (i) Количество С ебестоимость Цена единицы

продукции (-:■), ц. г продукции ( 1), руб. продукции руб.

Молоко 100 3,25 5

Зерно 150 2,75 4

Мясо 200 2,25 4

На основе данных, представленных в таблице 1, можно рассчитать запланированный показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

F =

(100 X 3,25) + (150 X 2,75) + (200 X 2,25} 325 + 412,5 + 450 1187,5

= 0,625

(100 X 5) + (150 X 4)+ (200 X 4} 500 + 600 + В00 1900

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что СПК имени Мичурина запланирован уровень затрат в размере 0,625, т. е. 62,5 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции (прибыль при этом должна составить 37,5 копейки).

Таблица 2 Сведения о продукции СПК имени Мичурина (фактические данные)

Вид продукции (i) Количество продукции (-:.), ц. С ебестоимость г продукции ( '), руб. Цена единицы продукции руб.

Молоко 100 3,35 4,5

Зерно 150 2,75 4

Мясо 200 2,75 4

На основе данных, представленных в таблице 2, можно рассчитать

фактический показатель затрат на 1 рубль товарной продукции: F _ (100 X 3,35) + (150 X 2,75) + (200 X 2,75) _ 335 + 412,5 + 550 _ 1297,5 _ Q 7Qi

Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции отличается от запланированного и составляет 0,701, т. е. 70,1 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции.

Отклонение факта от плана составляет:

ДК = 0,625 - 0,701 = -0,076

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что фактически полученные данные по товарной продукции резко отличаются от запланированных. Это связано со следующими факторами:

1) уровень себестоимости продукции (по молоку и мясу произошло его увеличения на 0,1 рубля и 0,5 рубля соответственно, по зерну данный уровень остался неизменным);

2) цена единицы продукции (из-за высокой конкурентной среды СПК имени Мичурина не имело возможности повысить цену на свою продукцию, а в случае с продукцией молока пришлось даже её снизить на 0,5 рубля чтобы остаться на рынке).

В связи с этим, целесообразно провести анализ влияния каждого фактора на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:

1) влияние изменения уровня себестоимости молока: (100 X 3,35) + (150 X 2,75) + (200 X 2,25) 335 + 412,5 + 450 1197,5

F -

F =

F =

(100 X 5) +(150 X 4) +(200 X 4) 500 + 600 + 800 1900

Отклонение составило:

AV = 0,625 - 0,630 = -0,005

2) влияние изменения уровня себестоимости мяса:

(100 X 3,25) + (150 X 2,75) + (200 X 2,75) _ 325 + 412,5 + 550 _ 1287,5

(100 X 5) + (150 X 4) + (200 X 4) 500 + 600 + 800 ~ 1900

Отклонение составило:

AV = 0,625 - 0,678 = -0,053

3) влияние изменения уровня себестоимости в целом :

(100 X 3,35) + (150 X 2,75) + (200 X 2,75) 335 + 412,5 + 550 1297,5

- 0,630

= 0,678

= 0,683

(100 X 5) + (150 X 4)+ (200 X 4) 500 + 600 + 800 1900

Отклонение составило:

АУ = 0,625 - 0,683 = -0,058 4) влияние изменения цены единицы продукции молока (и в целом, поскольку изменилась цена только данного вида продукции):

F =

(100 X 3,25) + (150 X 2,75) + (200 X 2,25) 325 + 412,5 + 450 1187,5

(100 X 4,5) + (150 X 4) + (200 X 4)

450 + 600 + 800

1850

= 0,643

Отклонение составило:

&V = 0,625 - 0,643 = -0,018 5) влияние изменений показателей при производстве продукции молока:

F _ (100 X 3,35) + (150 X 2,75) + (200 X 2,25) _ 335 + 412,5 + 450 _ 1197,5 _ ^ ^

Отклонение составило:

AV = 0,625 - 0,648 = -0,023 [4]

Проанализировав расчеты, следует рекомендовать СПК имени Мичурина обратить большее внимание на уровень себестоимости мяса, поскольку именно данный фактор оказывает наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (-0,53 из -0,76 общих отклонений), а через него и на чистую прибыль.

Исходя из данного анализа можно сделать вывод о том, что любая коммерческая организация при выявленных показателях затрат на 1 рубль может выявить отклонение фактических затрат от плановых показателей. Таким образом, при данных отклонениях принимаются управленческие решения для оптимизации затрат предприятия.

Использованные источники:

1. Батьковский, М.А. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления [Текст] / М.А. Батьковский, И.В. Булава, К.Н. Мингалиев // Экономический анализ: теория и практика. -2012. - № 39. - С. 18 - 25.

2. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст] : учебник / О.И. Волков. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 520с.

3. Саяхова Э. В. Риск банкротства предприятий и методы его предотвращения [Текст] / Э. В. Саяхова // Молодежная наука и АПК. - 2011. - С. 196 - 197.

4. Р.Р. Яруллин, В.З. Гатауллин, Л.Р. Загитова, Э.В. Саяхова Финансовый менеджмент: учебное пособие.- Уфа: Мир печати,2010.- 43 с.

Камалова Д.А. Саяхова Э.В. старший преподаватель ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ОАО «УРАЛТЕХНОСТРОЙ - ТУЙМАЗЫХИММАШ»

Политика управления оборотными активами заключается в воздействии на объем и структуру оборотных активов, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования. [4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.