УДК 338.1+342.9
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
© 2013
И.В. Неженская, аспирант кафедры «Экономика предприятия, финансы, учет и аудит» Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрен, опыт ведущих стран мира, в частности США, по борьбе с теневой экономикой. В результате полученной и проанализированной информации предлагается использовать основные инструменты борьбы с теневыми экономическими отношениями в отечественных условиях.
Ключевые слова: теневая экономика, государственное регулирование, налоги, коррупция, зарубежный опыт.
На сегодняшний день проблемы детенизации экономической системы являются актуальными не только для стран постсоветского пространства, но и для ведущих экономик мира, таких как США и Европа. Очевидно, что теневой сектор Украины значительно отличается от западных стран масштабностью данного явления, социально-экономическими, а также структурными факторами, которые приводят к появлению теневого бизнеса, и, в свою очередь, к тенизации целых сфер деятельности. В то же время, для преодоления негативного влияния необходимо учитывать опыт передовых стран с целью изучения возможностей его применения в отечественных условиях.
В Украине проблемами изучения теневой экономики занимаются не только отдельные исследователи, но и коллективы ученых. Так, например, исследовательский коллектив во главе с Т. Тищуком [4] комплексно рассматривает факторы тенизации экономики Украины, предлагает основные направления по качественному изменению сложившейся ситуации. Подавляющее большинство авторов, занимающихся данной проблематикой [1; 2], разрабатывает методические подходы к оценке масштабов данного явления. Ряд ученых особое внимание уделяет проблемам влияния теневой экономики Украины на ее экономическую и национальную безопасность [3, 6]. Вместе с тем в выше перечисленных работах недостаточно внимания уделяется вопросам зарубежного опыта преодоления проблем тенизации экономики, способам борьбы с ней.
Целью данной статьи является обоснование направлений борьбы с теневой экономикой в Украине на основе изучения опыта ведущих стран мира, в частности США.
Во всем мире изучению феномена теневой экономики уделяют самое пристальное внимание. В 2012 году голландский ученый А. Буен (Buehn), а также австрийский ученый Ф. Шнайдер (Schneider), исследовали 162 страны, в том числе развивающиеся, а также страны с высоким уровнем дохода, входящие в Организацию Европейского сотрудничества и развития, страны Восточной Европы и Центральной Азии. В ходе своего исследования ученые обнаружили, что, в среднем, размер теневой экономики составляет примерно 34% от ВВП. По их оценкам, такие страны, как Зимбабве, Панама, Боливия находятся в верхней границе диапазона теневой экономики, размеры которой составляют 61,8, 63,5 и 66,1% от ВВП соответственно. Для таких экономик незаконная деятельность играет более важную роль, чем соблюдение предписанных законом правил [7].
Если обратиться к истории, то во время Второй мировой войны США ввели режим строгого контроля цен внутри страны для того, чтобы не допустить «распыления» ресурсов. Тем не менее, по всей стране население и производители занимались контрабандой продукции, перевозя ее через границу и безнаказанно завышали цены на товары. До 80% мяса было продано выше цены, утвержденной правительством, от 60 до 90% пиломатериалов страны, а также одна треть всей одежды.
Правительство США увеличило стоимость труда за счет значительного повышения отчислений в фонды социального обеспечения, налогов по безработице, компенсаций расходов рабочих, охраны труда и здоровья, а
также других производственных затрат. Такое увеличение неизбежно привело к сокращению спроса на рабочую силу и появлению миллионов безработных.
В свою очередь, данное увеличение привело к уменьшению чистой заработной платы у оставшихся работников, поскольку преобразование рынка повлекло изменение структуры затрат самих работников. Описанные два эффекта - рост безработицы и падение чистой заработной платы - послужили мощным стимулом к росту незарегистрированной занятости.
Согласно исследованиям американских ученых, средняя оценка размера теневой экономики США с 1999 по 2007 годы составляет 8,6% ВВП. В сравнении с другими станами мира данная цифра свидетельствует о том, что незначительная часть экономики находится «в тени». Однако, как бы ни были малы статистические цифры, они вызывают беспокойство у американских экономистов и политиков.
Теневая экономика предоставляет товары и услуги, которые имеют спрос у потребителей, но которых нет в наличии или они недоступны в формальном секторе. Таким образом, теневая экономика часто противостоит намерениям политиков и, следовательно, имеет важные последствия для политики. Очевидно, что большая доля теневой экономики означают меньшую базу для налогообложения, и, соответственно, меньшие возможности для финансирования правительством своих обязательств. Это, в свою очередь, может привести к увеличению дефицита бюджета или налоговых ставок. Вследствие этого во всем мире государства изыскивают пути для выведения бизнеса из тени.
По последним данным, в 2011 году теневая экономика США насчитывала уже около 10% ВВП, что свидетельствует об ухудшении ситуации в социально-экономической сфере [5]. Если говорить о самой структуре теневой экономики США, то около 72% теневой экономики занимают, так называемые, «черные рынки», а 28% приходится на незарегистрированную деятельность.
Как известно, функционирование «черных рынков» связано с противозаконной деятельностью, такой как сбыт наркотиков, проституция, порнография и пр. Наибольший интерес представляет изучение не декларируемой предпринимательской деятельности. Она растет быстрыми темпами вследствие ухудшения экономических условий, спада экономики, депрессии, а также при росте нелегальной иммиграции. В США некоторые работники уклоняются от уплаты налогов на прибыль для того, чтобы направить денежные средства на оплату иных расходов. Другие не верят, что налоги расходуются в соответствии с общественными нуждами. За последние годы федеральное правительство потратило миллиарды долларов налогоплательщиков на войны в Ираке и Афганистане, спасение крупных банков, страховых компаний, производителей автомобилей. По мнению таких налогоплательщиков это все происходило за счет общественного образования, здравоохранения и инфраструктуры [5].
Кроме того, в США существуют крупные корпорации, которые используют различные схемы для того, чтобы направлять часть прибыли в офшорные зоны и тратят огромные суммы денег для лоббирования налоговых льгот. Обычной практикой транснациональных кор-
пораций является трансфертное ценообразование. Это, так называемые, взаиморасчеты между компаниями, связанные с трансфером товаров и услуг, когда устанавливаются такие цены, чтобы дочерняя компания с более высоким уровнем налогообложения получает меньшую прибыль, в то время как другие дочерние компании с низким уровнем налогообложения получают максимальную прибыль [5]. Среди американских компаний, которые используют подобные схемы оптимизации налогообложения, можно отметить такие наиболее известные, как Google, News Corp, Boeing, Pfizer, Oracle, IBM, Time Warner, Morgan Stanley, и Microsoft.
Обобщив вышесказанное, можно отметить, что основными причинами роста теневой экономики в США являются следующие:
- увеличение налогового бремени и взносов на социальное страхование;
- усиление государственного регулирования экономики, особенно рынков труда;
- вынужденное сокращение рабочего времени; ранний выход на пенсию;
- безработица; снижение общественного доверия и лояльности к государственным институтам, а также падение налоговой морали.
Выше перечисленные причины, в целом, характерны также и для Украины, однако, на наш взгляд, стоит акцентировать внимание на двух наиболее важных.
В первую очередь, это довольно сложное налоговое законодательство, которое отнюдь не упрощает деятельность бизнеса, а наоборот усложняет его функционирование.
Во-вторых, это коррупционная составляющая властных структур, которая проявляется на каждом уровне социально-экономической системы, и не только препятствует ее развитию, но и подрывает доверие бизнеса к государству как таковому, что и сказывается на качестве налоговой культуры предпринимателей. Более детально указанные аспекты раскрыты в [8].
В Украине размеры теневой экономики по расчетам экспертов составляют 40-45% ВВП. Несомненно, данные цифры свидетельствуют о неэффективном управлении социально-экономической системой. На сегодняшний день, к большому сожалению, органы государственной власти только декларируют стремление к европейским ценностям, к прозрачности принимаемых управленческих решений, а также к созданию благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса на Украине. Вследствие этого любая борьба с теневой экономикой обречена на провал, поскольку данная борьба осуществляется в рамках коррупционной социально-экономической системы.
В связи с этим, предлагаемые направления по снижению уровня теневой экономики Украины должны, прежде всего, быть направлены на борьбу с коррупцией и на повышение доверия бизнеса к властным структурам. На наш взгляд, основные направления по снижению уровня теневой экономики в Украине могут быть представлены в виде следующей концептуальной схемы рис. 1.
Следует отметить, что эффективность выведения бизнеса из тени, в первую очередь, зависит от уровня развития гражданского общества в стране, т.е. общественного контроля над действиями чиновников, которые способствует снижению уровня коррупции, и, соответственно, повышению уровня доверия населения к власти [9-13].
Можно принять и утвердить новые законодательные акты, которые смогут ограничить возможности пребывания бизнеса «в тени», однако при отсутствии доверия бизнеса к власти, такие мероприятия не дадут желаемого результата в долгосрочной перспективе [14, 15]. Так или иначе, но предприниматели со временем найдут свои лазейки в несовершенной законодательной базе для того, чтобы, например, уменьшить базу для налогообложения и пр.
Рис. 1. Концептуальная схема направлений снижения уровня теневой экономики в Украине
В рамках такого подхода можно говорить о других мероприятиях, которые непосредственно касаются бизнеса, в том числе и о преференциях для «белого» бизнеса, упрощенной схеме легализации предпринимательской деятельности и т.д.
Выводы. Учитывая американский опыт по формированию и борьбе с теневой экономикой, следует отметить, что в современных условиях основными направлениями по детенизации социально-экономической системы Украины должны стать преобразования в общественной и политической сферах страны в комплексе с мероприятиями, направленными на выведение бизнеса из тени. Причем эти мероприятия должны быть не столько карающими, сколько мотивирующими бизнес работать легально. В качестве направлений дальнейшего исследования важно выделить количественно-качественное изучение уровня коррупции и размера теневой экономики страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ангелко И.В. Методические основы оценки объемов теневого сектора экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://essuir.sumdu.edu.ua/ bitstream/123456789/17199/1/24.pdf
2. Дудин Н. Влияние теневой экономики Украины на ее экономическую безопасность //Бизнес информ. 2011. №12. - С. 4-14.
3. Огреба С. Статистическое отображение объемов теневой экономики в системе национальных расчетов // Вестник Киевского национального университета. Серия: Экономика. 2001. Вып. 129. С. 51-52.
4. Теневая экономика в Украине: масштабы и направления уменьшения. К.: НИСИ, 2011. 31 с.
5. Abbas P. Grammy Premier Thoughts: The CSUB Business Blog. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csub.edu/kej/documents/economic_rsch/2011-11-28.pdf
6. Курмаев П.Ю. Практические подходы к оцениванию эффективности социально-экономического развития на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -Тольятти : ТГУ, 2012. - № 4. - С. 115-117.
7. Travis Wiseman U.S. Shadow Economies: A Statelevel Study [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2208637
8. Курмаев П.Ю. Анализ практических подходов к оценке уровня коррупции в контексте экономической безопасности //Научный вестник Ужгородского университета. Вып. 1(38). Ужгород, 2013. С.179-181.
9. Марданов А.Б. Коррупционное сознание как одна из главных причин коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 64-66.
10. Клеймёнов М.П., Пустовит Р.В. Методологические аспекты прогнозирования коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 42-51.
11. Козлов Т.Л. Основные направления развития правового регулирования противодействия коррупции в органах власти // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 55-57.
12. Васина В.В., Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Возможность изменения представлений о коррупции в обществе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 5-8.
13. Салов А.В. Деятельность транснациональных корпораций как одна из причин глобализации коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 78-81.
14. Музыченко А.С., Подзигун С.Н. Особенности государственного регулирования аграрной экономики в условиях рыночных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 26-30.
15. Щербан М.Д. государственное регулирование кредитной кооперции в Венгрии // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 7478.
ANALYSIS OF FOREIGN PRACTICE FIGHTING THE SHADOW ECONOMY
> 2013
I.V. Nizenskaya, post-graduate student of the chair «Economy of enterprise, finances, accounting and audit»
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University (Ukraine)
Annotation: The article describes the experience of the leading countries of the world, particularly the United States to combat the underground economy. As a result of information received and analyzed information is proposed to use the basic directions for a qualitative change in the situation, to overcome this negative influence in the domestic environment. Keywords: shadow economy, government regulation, taxes, corruption, foreign experience.
УДК 658
© 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК СОВОКУПНОСТЬ РЕСУРСОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯИСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.В. Никифорова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры
«Экономический анализ» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, (Россия) О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт,
анализ и аудит»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье определяется актуальность вопроса анализа экономического потенциала организации, обусловленная необходимостью оценки имеющихся возможностей. Информация о состоянии и тенденциях развития экономического потенциала организации необходима для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления планов, принятия эффективных управленческих решений. Анализ экономического потенциала, по своей сущности, попадает в разряд комплексного, следовательно, возникает необходимость обоснования задач, этапов и выбора методики оценки экономического потенциала организации.
Ключевые слова: экономический потенциал; этапы; критерии; финансовое состояние; показатели.
Экономический потенциал - это совокупность имеющихся ресурсов, средств, возможностей, которые используются в процессе финансово-хозяйственной деятельности для достижения определенных целей во взаимосвязи друг с другом. Актуальность вопроса анализа экономического потенциала организации обуславливается необходимостью оценки имеющихся возможностей. Информация о состоянии и тенденциях развития экономического потенциала организации необходима для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления планов, принятия эффективных управленческих решений. Анализ экономического потенциала, по своей сущности, попадает в разряд комплексного, следовательно, возникает необходимость обоснования задач, этапов и выбора методики оценки экономического потенциала организации.
Задачи и этапы анализа экономического потенциала представлены на рисунке 1.
Рассмотрим их краткое содержание.
1этап - Информационный. Отбор достоверных данных, их проверка. При сопоставлении аналогичных данных, содержащихся в отчетных и плановых формах, производится проверка достоверных источников информации. Следовательно, принятие правильных управленческих решений напрямую зависит от достоверности (надежности) информации. Систематизация отобран-
ных данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. От организации и совершенства анализа экономического потенциала зависит его результативность. Основу информационной базы для этого составляют данные бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и другие формы отчетности, детализирующие отдельные статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности, техническая документация и несистемная информация. Составление аналитических форм по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Группировка и обобщение показателей - это и есть аналитическая форма. Для повышения наглядности процесса оценки финансовой устойчивости, обработанные данные представляются в форме аналитической таблицы. На основании аналитических таблиц строятся диаграммы и графики, в результате анализа которых делаются аналитические выводы и исключаются ошибки. Отбор данных несистемной информации.
2 этап - Первичный аналитический. На основании общепринятой методики проводится расчет показателей экономического потенциала организации. Согласно общепринятой методике проводится расчет показателей финансового состояния. Анализ динамики показателей экономического потенциала организации. Интерпретация полученных показателей экономическо-