Научная статья на тему 'Анализ зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях нефтегазовой отрасли'

Анализ зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация персонала / зарубежный и отечественный опыт / нефтегазовая отрасль / наставничество / personnel adaptation / foreign and domestic experience / oil and gas industry / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таныгина М.И., Шендель Т.В.

В статье анализируются современные методы наставничества в компаниях. В статье сравниваются современные практики наставничества как метода адаптации персонала в зарубежных и отечественных компаниях нефтегазовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of foreign and domestic mentoring practices at oil and gas industry enterprises

The article analyzes modern methods of mentoring at enterprises. The comparison of current mentoring practices as a way of personnel adaptation at foreign and domestic enterprises of the oil and gas industry is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях нефтегазовой отрасли»

Анализ зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях

нефтегазовой отрасли

Analysis of foreign and domestic mentoring practices at oil and gas industry enterprises

Таныгина М.И.

магистрант

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

РФ, г. Красноярск e-mail: Neyn1996@mail.ru

Tanygina M.I.

master's student

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev

RF, Krasnoyarsk e-mail: Neyn1996@mail.ru

Научный руководитель: Шендель Т. В.

канд.пед.наук, доцент

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

РФ, г. Красноярск e-mail: shendeltatjana@rambler.ru

Scientific adviser:

Shendel T. V.

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev

Russia, Krasnoyarsk e-mail: shendeltatjana@rambler.ru

Аннотация.

В статье анализируются современные методы наставничества в компаниях. В статье сравниваются современные практики наставничества как метода адаптации персонала в зарубежных и отечественных компаниях нефтегазовой отрасли.

Annotation.

The article analyzes modern methods of mentoring at enterprises. The comparison of current mentoring practices as a way of personnel adaptation at foreign and domestic enterprises of the oil and gas industry is carried out.

Ключевые слова: адаптация персонала, зарубежный и отечественный опыт, нефтегазовая отрасль, наставничество.

Key words: personnel adaptation, foreign and domestic experience, oil and gas industry, mentoring.

Наставничество - это уникальный путь взаимодействия и передачи знаний от опытного и мудрого наставника к молодому и стремящемуся специалисту. В основе этой формы обучения лежат не только передача информации, но и глубокое понимание и поддержка, помогающие специалисту раскрыть свой потенциал и достичь успеха в выбранной сфере.

В наше время наставничество приобретает все большую популярность в рамках корпоративного обучения и личностного развития. Опытные профессионалы, часто имеющие высокий уровень компетенции в определенных областях, берут на себя роль наставника, чтобы помочь молодым специалистам обрести уверенность и научиться мыслить самостоятельно. Это позволяет сократить временной промежуток, который обычно требуется для достижения высоких результатов, а также поддерживает постоянную актуализацию знаний и навыков

Наставничество, как важный элемент развития персонала, имеет значительное значение для успешной работы предприятий нефтегазовой отрасли. В статье предлагается всесторонний анализ зарубежной и

отечественной практики использования наставничества на таких предприятиях. Наша цель заключается в выявлении наиболее эффективных методов и подходов, которые можно использовать для повышения эффективности наставничества.

Рассмотрим основные и отличающиеся особенности систем наставничества, которые применяются на различных нефтегазовых предприятиях России, и проанализируем наиболее эффективные практики в данной области.

В отечественной нефтегазовой отрасли наставничество является распространенной практикой. Однако, в отличие от зарубежной практики, оно часто осуществляется неформально, без участия специализированных программ и структур. Наставники выбираются по своей инициативе или назначаются руководством предприятия, и их работа не всегда формализована или оценивается.

Один из примеров программы наставничества реализуется в ПАО "НК "Роснефть". Она включает в себя обучение рабочих и молодых специалистов, которые впервые присоединяются к предприятию. Главной целью этой программы является обеспечение адаптации работников к производственной деятельности, а также развитие их навыков и компетенций до необходимой квалификации. Система наставничества в ПАО "НК "Роснефть" является важной частью внутреннего обучения предприятия. Она предполагает индивидуальную работу с новыми сотрудниками, которая осуществляется опытными и специально подготовленными наставниками. Длительность этого периода наставничества для рабочих составляет от 3 до 9 месяцев, а для молодых специалистов - от 12 до 36 месяцев. Каждый год на предприятии проводится конкурс "Лучший наставник" для поддержки и популяризации опыта лучших наставников в данной области.

ПАО "Газпром", а также в ПАО "Газпром нефть" также существует программа наставничества, которая является частью программы адаптации молодых работников. Главные цели этой программы заключаются в обеспечении передачи знаний и навыков, достижении быстрого профессионального роста и оптимальной производительности, а также ускорении практического обучения молодых специалистов в основных навыках своей профессии.

В ПАО "ЛУКОЙЛ" наставничество является как частью программы адаптации новых работников, так и системы внутреннего обучения предприятия. [7] Обычно одному наставнику закрепляется за собой не более двух молодых специалистов или работников.

Далее в таблице 1 представлено сравнение особенностей систем наставничества на нефтегазовых предприятиях России.

Таблица 1. Характеристики систем наставничества нефтяных предприятий России [7]

Компании Цели наставничества Период наставничества Поощрение наставников

ПАО «НК РОСНЕФТЬ» 1. Улучшение адаптации новых работников 2. Развитие их компетенций до необходимого уровня Для рабочих: 3-9 месяцев. Для молодых специалистов: 12-36 месяцев. 1. Премирование. 2. Ежегодный конкурс «Лучший наставник» 3. Грамота и значок «Почетный наставник ПАО «НК«Роснефть»

ПАО «Газпром» ПАО «Газпром нефть» Адаптация молодых специалистов, приобретение практических знаний и навыков. Испытательный срок для «новичка», до 36 месяцев. Премирование, нематериальная мотивация (грамоты и т.п.)

ПАО «ЛУКОЙЛ» 1. Адаптация новых работников 2. Преемственность профессионального опыта и корпоративной культуры. От 3 месяцев до 1 года. 1. Премирование. 2. Ежегодный конкурс «Лучший наставник года»

3. Повышение производительности труда. 3. Конкурс «Лучшие практики наставничества»

ПАО «Татнефть» 1. Адаптация молодых работников. 2. Повышение их вовлеченности в решение профессиональных задач. До 6 месяцев 1. Премирование (надбавки) 2. Программа «Наставничество» (с 2023 г.) 3. Конкурс «Лучший выпускник программы наставничества» 4. Конкурс «Лучший наставник года»

ПАО «Сургутнефтегаз» 1. Обучение, развитие и адаптации принятых на работу и переведенных внутри подразделений сотрудников. 2. Сохранения и передачи знаний внутри компании. Нет данных. 1. Премирование 2. Конкурс на звание «Лучший наставник

ООО «РН Ванкор» 1. Адаптация новых работников 2. Преемственность профессионального опыта и корпоративной культуры От 3 месяцев до 6 месяцев. 1.Премирование.

Для того чтобы приступить к роли наставника, сотруднику требуется соответствовать некоторым определенным критериям. Эти критерии включают следующие:

1) наличие необходимо (определенного) стажа по специальности;

2) обладание необходимыми профессиональными компетенциями;

3) обладание определенными личностными качествами такими, как талант убеждать, умение мотивировать, коммуникабельность, доброжелательность, ответственность, внимательность к людям, эмоциональная устойчивость;

4) высокий уровень лояльности к компании, соблюдение этических норм;

5) стабильно высокие результаты работы [7].

Однако, важными вопросами для повышения эффективности наставничества на нефтегазовых предприятиях остаются усовершенствование вовлеченности наставников в процесс, разработка системы отбора наставников и их обучение.

Далее, рассмотрим зарубежный опыт использования наставничества в качестве элемента адаптации персонала.

В зарубежной нефтегазовой отрасли наставничество является широко распространенной практикой, используемой для обеспечения передачи опыта от более опытных работников к более молодому поколению. На западных предприятиях наставничество часто реализуется через специальные программы с участием высококвалифицированных наставников. Эти программы обычно включают в себя систему оценки и выбора наставников, а также установление четких целей и задач для их работы с молодыми специалистами.

Exxon Mobil Corp (США), компания, занимающаяся разведкой, добычей и торговлей нефти, газа и нефтепродуктов. Она работает в различных сегментах: добыча сырой нефти и природного газа (Upstream), производство нефтепродуктов и торговля ими (Downstream) и производство химической продукции (Chemical).

Наставники в ExxonMobil выбираются из числа опытных и успешных специалистов предприятия, которые могут поделиться своими знаниями и навыками с новыми сотрудниками. Наставники помогают новичкам адаптироваться на рабочем месте, знакомят их с корпоративной культурой, обучают основам работы и обеспечивают поддержку на протяжении всего периода работы на предприятии.

Один из ключевых показателей успешности программы наставничества - уровень удовлетворенности участников. В ExxonMobil проводится регулярный опрос наставников и стажеров, который помогает выявить сильные и слабые стороны программы, а также определить области, требующие улучшения.

Royal Dutch Shell - одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире, основанная в 1907 году в Гааге и Лондоне. Она имеет долгую историю успешного применения наставничества как инструмента для развития и обучения своих сотрудников.

Наставничество в Royal Dutch Shell является одним из ключевых элементов корпоративной культуры и направлено на передачу знаний, опыта и навыков от старших сотрудников к младшим. Это помогает молодым специалистам быстрее адаптироваться в компании и успешно выполнять свои обязанности.

Из проведенного анализа зарубежной и отечественной практики наставничества на предприятиях нефтегазовой отрасли выявлено, что эта практика эффективна и способствует развитию персонала. Однако, наставничество требует более системного и формализованного подхода, который включает установление целей и задач, оценку результатов и выбор специалистов-наставников. Зарубежный опыт показывает, что такой подход способствует более эффективному использованию наставничества и повышению производительности предприятий. Наставничество является взаимно выгодным процессом, который обогащает и наставника, и ученика.

Наставник, передавая свой опыт и экспертизу, получает возможность проследить за развитием ученика, видеть его успехи и рост. Сотрудник, в свою очередь, находит поддержку и вдохновение, преодолевает свои сомнения и узнает новую информацию из первых рук.

Особенной чертой наставничества является доверительные отношения между наставником и учеником. Взаимный респект и понимание создают атмосферу, способствующую открытому обмену знаниями и идеями. Наставничество формирует не только профессиональные навыки, но и развивает качества лидерства, самостоятельности, адаптивности, ответственности.

Наставничество является инструментом роста и успеха, способствующим созданию нового поколения уверенных и компетентных специалистов, которые готовы принять вызовы и стать лидерами в своих областях деятельности.

Таким образом, с учетом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в то время как цели наставничества на отечественных нефтегазодобывающих предприятиях могут быть общими, опыт зарубежных компаний свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому новому сотруднику в рамках программы наставничества. Дополнительно следует отметить, что для отечественных предприятий важны адаптация и передача профессионального опыта и корпоративной культуры, что делает наставничество ценным опытом для отрасли. Однако, оба подхода указывают на значительное значение наставничества и его вклада в повышение производительности и развития персонала на предприятиях нефтегазовой отрасли.

Список используемой литературы:

1. Алпеева, Е. А. Перспективы внедрения системы кадрового сопровождения на предприятии нефтегазового комплекса Российской Федерации / Е. А. Алпеева, Е. В. Стоцкий. - Текст : электронный // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2020. - Т. 17, № 5. - С. 85-95. -

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-sistemy-kadrovogo-soprovozhdeniya-na-predpriyatii-neftegazovogo-kompleksa-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.10.2023).

2. Богатырева, М. Р. Проблемы и перспективы цифрового наставничества в нефтегазовой отрасли / М. Р. Богатырева, С. А. Юнусов. - Текст : электронный // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы : материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Уфа, 2022. - С. 110-112. -

иИЬ: https://www.elibrarv.ru/item.asp?id=50337689 (дата обращения: 02.10.2023).

3. Коркина Т. А., Ерлыкова А. С. Зарубежный и отечественный опыт адаптации персонала // Общество, экономика, управление. 2021. Том 6, № 2. С. 53-61.

4. Подергина Е.А. Совершенствование системы адаптации персонала в нефтегазовом секторе/ Е.А.Передергина//КАНТ, 2019-№4 -С.243-246.

5. Ямалетдинов Э.А. Внедрение современной системы наставничества в группе «ТАТНЕФТЬ» // Энергия молодежи для нефтегазовой индустрии : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Альметьевск, 2019. - С. 884-887.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.