Научная статья на тему 'Анализ зарубежной государственной политики в системе высшего профессионального образования'

Анализ зарубежной государственной политики в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОН / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Н.В.

В статье рассматривается анализ государственной политики в системе высшего профессионального образования на примере зарубежного опыта. Анализируются образовательные стандарты обучения; концентрируется внимание на главной проблеме эволюции Болонского процесса в Российской Федерации. Делается вывод, что зарубежный опыт необходим для реформирования системы высшего профессионального образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of foreign state policy in the sphere of higher professionaleducation

In the article the analysis of state policy in the sphere of higher professional education was discussed by the example of foreign experience is viewed. Educational standards of education are analyzed. Author concentrates her attention on the main problem of evolution of Bologna Process in the Russian Federation. She concludes that foreign experience is necessary for the reformation of higher professional education system in our country.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежной государственной политики в системе высшего профессионального образования»

Лаптева Н.В.

Анализ зарубежной государственной политики в системе высшего профессионального образования // Вестник Саменско го государственно го университета. Серия «Экономика и управление». 22015. № 9/2 (131). С. 323-327 323

УДК 334

Н.В. Лаптева*

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается анализ государственной политики в системе высшего профессионального образования на примере зарубежного опыта. Анализируются образовательные стандарты обучения; концентрируется внимание на главной проблеме — эволюции Болонского процесса в Российской Федерации. Делается вывод, что зарубежный опыт необходим для реформирования системы высшего профессионального образования в нашей стране.

Ключевые слова: образовательные стандарты образовательная политика, закон, высшее профессиональное образование.

Данная публикация продолжает работу над темой, начало которой было положено в научной статье о системе высшего образования в Российской Федерации [3].

Для обеспечения цивилизованного уровня прогресса и установления экономической и политической независимости в каждой стране необходимо иметь отлаженную образовательную государственную политику в системе высшего профессионального образования. Поэтому все страны стремятся к построению адекватных национальных систем высшего профессионального образования.

В государственной политике в системе высшего образования Испании делается особый акцент на профессиональной направленности в обучении. Предметы, имеющие непосредственное отношение к будущей специальности, изучаются уже с 1 курса. Поэтому учебная программа в испанских вузах считается одной из самых качественных и многогранных в Европе [2].

Каждое высшее учебное заведение в Испании является автономным и имеет возможность менять программы обучения. Вузы разрабатывают свои собственные учебные планы, где помимо профилирующих дисциплин содержатся обязательные и необязательные предметы и предметы по выбору учащегося. Учебные планы легализуются Комиссией вузов.

Академический год в испанских университетах разделен на два семестра:

— с середины сентября до 20-х чисел декабря;

— с января по июнь.

Традиционно испанские университеты признаются сильными в преподавании классических дисциплин: истории, философии, географии, латыни, физики и, конечно же, испанской филологии. Последнее время сильными и популярными среди абитуриентов считаются такие направления, как: информационные технологии, бизнес и администрирование, реклама, биомеханика. Вне конкуренции — изучение искусств, архитектура, дизайн, графика.

Университеты Испании являются одними из старейших и известных высших учебных заведений в мире. Первый университет в Испании, один из лучших уни-

* © Лаптева Н.В., 2015

Лаптева Наталья Владимировна (lapteva.n@list.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

верситетов средневековой Европы, был основан в Саламанке в 1218 году. Именно здесь Христофор Колумб представил теологическому факультету свой первоначальный проект мореплавания. Также по легенде именно здесь обучался Сервантес. Очень известны другие университеты: в Барселоне (основан в 1450 году) и Гранаде (основан в 1526 году).

Система ВПО в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно.

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила: при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие в конкурсе.

Главным принципом государственной политики в системе высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14—20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.

Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении ФРГ составляет пять лет, хотя встречаются вузы с четырех- или шестилетними курсами. Максимальная продолжительность курса высшего образования в Германии составляет десять лет.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3—4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4—6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста).

Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования.

После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Он расположен в небольшом городе Гейдельберге в 60 километрах от Франкфурта-на- Майне.

Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). Этот вуз

известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета — 44 тысячи человек

Высшее образование в Испании является платным. Университеты предлагают огромное количество разнообразных программ обучения.

Первый цикл обучения (аналог российской степени «бакалавр»). Обучение длится 4 года, по окончании присуждается степень Grado. На данной ступени обучение доступно по всем направлениям: гуманитарному, естественнонаучному, социальному.

Второй цикл обучения (аналог российской степени «магистр»). Длительность обучения зависит от направления и варьируется от одного до двух лет. По окончании присваивается степень Master. На второй цикл обучения в Испании можно поступить, только имея степень Grado. Иностранцам необходимо предоставить диплом о высшем образовании своей страны, при этом для поступления на программы Master легализировать его в Министерстве образования Испании не обязательно.

Третий цикл обучения длится 1 год и заключается в написании диссертации. Этот уровень является последипломным образованием, аналогом российской аспирантуры.

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям

Цель государственной политики в области образования - оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям.

Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств.

Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.

Германия является высокоразвитым индустриальным государством и не может обойтись без высококвалифицированных специалистов. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования.

Как противоположность государственной политики в германской системе можно рассмотреть французскую систему управления. Она является высокоцентрализованной, несмотря на то что был подписан ряд административных договоров сроком на четыре года, согласно которым государство передало вузам часть автономии в решении финансовых вопросов.

Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия выдают Европейское приложение к диплому, что является фактом сближения европейских систем ВПО [1; 2].

В Норвегии Болонская система внедряется с сентября 2003 года. А также в стране провозглашена реформа качества.

В европейских вузах активизировалось применение технологий самообследования деятельности, однако оно до недавнего времени не носило столь системного характера, как в вузах Австралии и США. В 2003 году после подписания Берлинского коммюнике (2003) Европейская организация обеспечения качества разработала стандарты и руководящие принципы для проверки качества в европейском высшем образовании, которые в том числе относятся и к внутривузовским системам обеспечения качества [1].

В Японии, Южной Корее, Малайзии функционируют развитые системы ВПО, во многом созданные по североамериканскому образцу. Данные страны — своеоб-

разные центры притяжения для Индии и Китая. Все перечисленные страны входят в систему ВПО Юго-Восточной Азии.

В КНР существует 4 ступени управления системой ВПО: Центр, провинция (автономный район, город центрального подчинения), город (район) и уезд. Главными органами власти в сфере государственной политики в системе высшего образования являются Государственный Совет, Министерство образования КНР. В Китае отказались от жесткой централизации, что выражается в оставлении Госсоветами под своим прямым управлением лишь части ключевых вузов. Функции по управлению остальными вузами переданы на уровень провинций, автономных районов и муниципальных образований.

Австралийская система ВПО в начале XXI столетия наиболее активно по сравнению с другими странами привлекала иностранных студентов. Развив технологии дистанционного обучения и систему филиалов и функционируя во многом и по образцу системы Великобритании, она расширила свое влияние на страны Америки (включая Южную Америку), Европы, Азии и Океании.

Неотъемлемым элементом управления вузами в Австралии, США является регулярно проводимая самооценка деятельности вуза с целью определения так называемых «точек для улучшения деятельности». Например, процедура проведения такой самооценки австралийскими вузами включает:

1) анализ эффективности работы сотрудников;

2) анализ эффективности деятельности факультетов, других подразделений;

3) анализ образовательных программ;

4) привлечение внешних экспертов для принятия решений о присвоении академических степеней;

5) бенчмаркинг образовательных программ, дисциплин;

6) анализ выполнения внешних требований к организации, реализации и результатам образовательного процесса.

Таким образом, образовательная система каждой отдельно взятой страны уникальна, так как строится на основе национальных традиций и особенностей. Но это совсем не исключает возможности интеграционных процессов в сфере ВПО.

Библиографический список

1. Болонский процесс: 2007—2009 годы между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 243 с.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / К. Пурсиайнен, С.А. Медведев, В .А. Белов [и др. ]. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.

3. Лаптева Н.В., Мартышкин А.С. Анализ современного состояния государственного управления системой высшего образования в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 173—178.

References

1. Bologna Process: 2007-2009 between London and Leven/Luven-la-Nev. V.I. Baidenko (Ed.). M., Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2009, 243 p. [in Russian].

2. Pursiainen K., Medvedev S.A., Belov V.A. et al. Bologna Process, and its influence for Russia. Integration of higher education in Europe. M., RETsEP, 2005, 199 p. [in Russian].

3. Lapteva N.V., Martyshkin A.S. Analysis of modern situation in state administration of higher education system in the Russian Federation. [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 5(127), pp. 173-178 [in Russian].

N.V. Lapteva*

ANALYSIS OF FOREIGN STATE POLICY IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

In the article the analysis of state policy in the sphere of higher professional education was discussed by the example of foreign experience is viewed. Educational standards of education are analyzed. Author concentrates her attention on the main problem of evolution of Bologna Process in the Russian Federation. She concludes that foreign experience is necessary for the reformation of higher professional education system in our country.

Key words: educational standards, educational policy, law, higher professional education.

Статья поступила в редакцию 12/IX/2015. The article received 12/IX/2015.

* Lapteva Natalia Vladimirovna (lapteva.n@list.ru), Department of State and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.