Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
652
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЯ / РУИНИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ / МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL HERITAGE / RUINED OBJECTS / CONSERVATION METHODS / RESTORATION / RECONSTRUCTION / URBAN SPACE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шашель Г.С., Вальтеран Т.Л., Гребенкина А.А., Гребенкин Е.В.

В статье рассматриваются методы сохранения руинированния и интегрирования объектов культурного наследия в рамках европейской научной традиции (Италия, Германия, Словения). Авторами проанализированы способы руинирования памятников в современную архитектурную среду. Определена целесообразность использования зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE WITH RUBINED OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

The article discusses methods of maintaining the ruinization and integration of cultural heritage objects within the framework of the European scientific tradition (Italy, Germany, Slovenia). The authors analyzed the ways of monuments in the modern architectural environment. The expediency of using foreign experience is determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК719:72

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РУИНИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Шашель Г.С., бакалавр

Вальтеран Т.Л., кандидат архитектуры, доцент Гребенкина А.А., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Гребенкин Е.В., кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются методы сохранения руинированния и интегрирования объектов культурного наследия в рамках европейской научной традиции (Италия, Германия, Словения). Авторами проанализированы способы руинирования памятников в современную архитектурную среду. Определена целесообразность использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: культурное наследия, руинированные объекты, методы сохранения, реставрация, реконструкция, городское пространство.

Города - центр концентрации людей. Стихийное и быстрое развитие городов обусловили ряд проблемных факторов, в числе которых и негативная городская среда, неупорядоченная точечная застройка и др. Сегодня, как никогда, важно предоставить людям возможность чувствовать себя комфортно, безопасно и уверенно. История показывает, что общественное пространство и архитектурный облик влияют на поведение, самочувствие и настроение человека [8]. Это влияние может быть совершенно разным и проявляться как во внешних чертах, так и в поведении, психологии и манерах. "Сначала мы создаем свои дома, а потом они создают нас"- Уинстон Черчилль[6].

Изменилась и сама роль городского пространства - теперь это не просто внешнее окружение, а компонент системы, который определяет жизнь современного человека и выполняет общественно полезные функции, способствующие коммуникации и социализации. Каждое общественное место индивидуально из-за уникальных связей, взаимоотношений архитектурных строений. Рем Колхас говорит о таких сооружениях «как о потенциальных городах в городе» [5] и это понятие относится ко всем объектам, не возвышая новые, инновационные, чей внешний облик еще не проиграл времени. Сегодня в каждой европейской столице или крупном центре есть внушительный список достопримечательностей архитектуры, среди которых и руинированные (по разным факторам) объекты, которые некогда были центром притяжения и жизни, но утратили свою славу.

Руинированные объекты - хрупкая составляющая культурного наследия, остатки уникальных произведений, которые лежат на границе между вечностью и временем [7]. Они несут в себе преимущественно историческую память, а ценность варьируется от возраста объекта, размера, расположения и наличия мемориальной, научной, археологической, религиозной или эстетической составляющей. Руины провоцируют мысли наблюдателя- воссоздание цельной формы, призывают к открытию и разгадке того, как они приобрели те черты, которые имеют сейчас. Помимо этого, показывают современные реалии социокультурного пространства, оказывая значительное влияние на формирование ценностной системы общества, а с учетом расположения преимущественно в центральных частях города - на саму городскую жизнь и поведение человека. Сегодня «депрессивные» пространства складываются именно вокруг такого рода сооружений, при этом часть из них являются объектами всемирного наследия. Они становятся доминантой города. Таким образом, их сохранение является важным компонентом программы при подготовке бакалавров архитектуры.

Более 50 лет назад Джейн Джекобс утверждала, что «крупные города так остро нуждаются в старых зданиях, что без них, вероятно невозможно развитие полнокровных улиц и районов», подчеркивая, что это относится не только к зданиям с дорогой реставрацией, но и находящимся «в неважном состоянии» [4]. Зачастую объекты имеют разную степень сложности и им невозможно предоставить единый метод улучшения и реконструкции, применяя его повсеместно. Для каждого следует индивидуально подбирать способ сохранения, оценивать, дорабатывать и совершенствовать, но опираясь на твердую теоретическую базу.

Сохранение и защита культурного наследия - не новая проблема, она остро стоит уже ни один век. Процесс разрушения медлителен, но не остановим без внешнего вмешательства.

Зарубежный опыт предоставляет множество практических примеров решения проблемы, разные стороны пути сохранения полуразрушенных сооружений, их влияние на городское пространство.

Исходя из проблемы, авторы определили цель статьи - проанализировать и обобщить методы сохранения руинированых объектов культурного наследия, применимые с учетом современного облика архитектурной среды.

Теоретическая база закладывается в Италии. Специалисты из различных научных областей изучали проблемы сохранения историко-культурного наследия. Их уникальный опыт представлен отдельными аспектами:

а. основа современной теории реконструкции: Камилло Бойто, Густаво Джованнони, Чезаре Бранди, Лука Бальтрам;

- теоретические и методические вопросы архитектурной реставрации: Б. Фукара, Дж. Джокилето, Г. Кьезова;

- развитие общественных пространств: Дж. Джекобс, Р. Ольденбурга, Р. Грац, Б. Рудофски;

b. развитие методов сохранения: Р. Пане, Г. Де Анжелисом Д'Оссатом, Б. Кроче, П. Санпаолези, Д. Карбонару;

- работы по изменениям функций, адаптации в городской среде, но с большей частью утраты единого облика и потерей образности: Ф. Боллак, Ч. Блозьес, М. Дэйвис, Б. Диллон, К. Линч;

- роль и значение руинированных объектов в городском пространстве: М. Козэч, Ф. Буонинконтри, К. Норберг-Шульц, Р. Колхас.

Руинированные объекты из-за фрагментарного и неполного аспекта требуют точной логики восстановления, чтобы избежать неуместных форм и материалов, которые могут визуально уничтожить сооружение. Действия метода направлено не на разрушение и не на изменение сущности наследия. Джованни Карбонара указывал на то, что любое вмешательство (реставрация), направленно на сохранение и передачу в будущее, облегчив прочтение информации [3]. Будущие специалисты не должны стирать следы жизни во времени. Поэтому задача реставрации, как творческого процесса состоит в том, чтобы согласовать исторические и эстетические требования архитектурного пространства.

Стоит учитывать, что относительно руинированных сооружений применима и реконструкция, которая в отличие от реставрации главным образом направлена на восстановление функциональных качеств здания, а не его внешнего вида: реорганизация, изменения габаритных размеров, технических характеристик, дополнительные пристройки и т.д. Поэтому в современных условиях архитекторы при анализе зарубежного опыта должны работать с понятийным аппаратом. Реконструкция в интерпретации итальянских авторов не отвечает за сохранение ценности объекта и не рассматривается как метод сохранения архитектурных памятников.

На конференции в Сассарии (2003) в разделе №9

«L'esteticadellerovinenelrecuperodiforma, immagine e materia» сформулировано 4 направления работы с руинированными объектами:

повышение и усиление несущих способностей первоначального облика; сохранение сооружений в естественной существующей форме (консервация);

сохранение в качестве музейного экспоната;

фрагментарное сохранение и восстановление формы через современную архитектуру[7].

Последнее направление наиболее интересно тем, что дает большой угол обзора и возможности:

-во-первых, оно рассматривается с применением новой функции сооружения. Предлагается, что это «контролируемая трансформация» объекта. Допускаются действия, которые обеспечат использование руин, в новом оригинальном образе, который создаст связь между старым и новым, идеально сбалансированным и эстетически прекрасным;

-во-вторых, руинированные объекты могут рассматриваться как визуальная контрастная часть нового сооружения, что приводит к изменению статуса объекта;

-в-третьих, направление может позволить руинированным объектам грамотно вписаться в часть городского пространства и стать новым качественным публичным центром.

Рассмотренные выше направления сохранения объектов культурно-исторического наследия широко применяются в зарубежной практике. Специалисты немецкого архитектурного бюро KahlfeldtAгchitektenв в лице Агеева С. приводят 8 методов сохранения разрушенных объектов (табл. 1) [1].

Таблица !.Методы сохранения руинированных объектов

Метод

Описание

Стилистическая реставрация

Восстановление с

интерпретацией, игнорируя исходный вид и идею.

Восстановление и сохранение по

возможности подлинных материалов,

конструкций, росписей и др.

Минимум фотофиксацией реставрационных работ с

Восстановление прежнего вида,

целостное восстановление всех элементов (и рядовых, и единичных). Максимальная

достоверность.

Восстановление объекта из его

отдельных разрушенных частей.

Археологическая реставрация

Полная реставрация объекта

Исторических объектов

Консервация

Дополнительные меры разрешены только для поддержки конструкций или обломков.

Военных объектов

+

превращение в военный мемориал

Фрагментарная реставрация

Исторических объектов

Военных объектов

Восстановление отдельных фрагментов. скромность дополнений.

или ремонт Точность работ,

Дигитальный анастилоз

Новая тенденция в реставрации с помощью компьютерной 3D модели.

Если рассмотреть словенский подход, на примере деятельности архитектора Милоша Козэч, который указывает на продуктивный конфликт между существующей структурой и новыми функциями[2], то можно выделить два основных метода, которые могут раскрыть потенциал ресурса такого рода объектов: с помощью развития и совершенствования или средствами архитектуры.

Анализируя варианты европейских подходов, необходимо подчеркнуть, что «снос объекта» не рассматривается, хотя и разрешен европейским законодательством, когда архитектура является менее ценным объектом, чем пространство, которое она занимает [2].

В результате анализа рассмотренных подходов можно предложить разделение методов работы с руинированными объектами (рис.1).

Рис.1.Схема разделения методов

Методы имеют широкую интерпретацию и применяются к разным частям сооружений, используя индивидуальный подход (табл. 2).

Таблица 2.Методы руинирования

Метод

Пример

Стилистическая

Рис. 2. Замок Пьерфон, Франция, конец XIV века.

Полная

Рис. 3.Исторический центр Варшавы, Германия, 1300 год._

Филологическая/ Археологическая

Рис. 4. Замок Сфорца, Италия, 1368 год. взорванной в 1521 г

я а

н р

а т н е м г

а р

Ф

Через городское

пространства

Рис. 5. Руин римского амфитеатра в Картахене, Испания, V-I год до н.э._

Новая функция

Симбиоз новым сооружение/ частью

я

и ц

я л л а т с н

5

Рис. 6. Уцелевшие стены замка в двух домах, Оропеса, Испания, 2018 год._

Рис. 7. Здание с тремя башнями в квартале Ротерманни, Таллин, Эстония.

Рис. 8. Инсталляция «Метаморфоза» в Порто, Португалия, 2015._

с

Фрагмент

методов

Рис. 9. Замок Морицбург в Галле,

Германия, конец XV века.

Сочетание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10. Замок Хофенв Лохау на Боденском озере, Австрия, конец XVI-началоXVII века.

Структурное

и ''^ЯДРИГ"

-I

Рис. 11. Римская вилла дельКазале в ПьяццаАрмерина, Италия_

Фрагментарное

Рис. 12. Афинский метрополитен, станция Монастираки, Греция_

Анастилоз

я

и ц

а

в р

е с

н £

эвЗ'ГТгН

Ш, : * ; 4

¿¡-Г V '-Г V: . ■ ■■■■ ■■■■ .

Рис. 13. Афинский акрополь, Греция, XV век до н. э. - начало XIX в.

Дигитальный анастилоз

Рис. 14. Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия, 1726-1743 годы.

Таким образом, методы сохранения объектов руинированной архитектуры формировались на протяжении длительного периода времени, а отдельные приемы развиваются и совершенствуются до сих пор. В работе с ними необходимо учитывать то, что изменения через форму может привести к созданию «ложной» работы, лишенной ценности и значения.

Библиографический список

1. Агеев С. Как оставлять старое старым [Электронный ресурс]. -URL: http://arzamas.academy/materials/487

2. Буш П. Д. Интеграция руинированных объектов культурного наследия в современный архитектурный контекст: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры: 05.23.20 / Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, 2017.

3. Горячева А. В. Архитектурная реставрация в Италии в 1990-2000-х гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры: 05.23.20 / Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, 2017.

4. Джейн Джекобс Смерть и жизнь больших американских городов/ 3-е издание изд. «Новое издательство», 2019.

5. Лео Холлис Города вам на пользу. Гений мегаполиса. М: Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", 2015.

6. Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах ученых и писателей / «Litres», 2018.

7. Сайт регионального совета административной области Базиликата [Электронный ресурс]. - URL:https://consiglio.basilicata.it/archivio-news/files/docs/43/96/56/DOCUMENT_FILE_439656.pdf

8. Ян Гейл Города для людей. М.: ООО "ПСФ "Крост", 2012.

Источники иллюстраций:

Рис. 2: https://be-traveller.ru/zamok-perfon-yarkaya-zhemchuzhina-francii Рис. 3.: http://blissway.by/tury/varshava-lodz/

Рис. 4: https://yandex.ru/collections/card/5b5ef3112be6070070a97ddd/ Рис. 5: https://www.costacruises.ru/excursions/00/00i5.html Рис. 6: https://www.architectural-review.com/buildings/overarching-ambition-two-houses-oropesa-spain-by-paredes-pedrosa-arquitectos/10028303.article Рис. 7: http://fotokto.ru/photo/view/4563592.html Рис. 8: https://architizer.com/projects/metamorfose-1/ Рис. 9: http://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/moritzburg-museum-extension-halle-germany/ Рис. 10: https://archi.ru/world/83230/beskompromissnost-i-takt Рис. 11: https://tonkosti.ru/Вилла_дель_Казале

Рис. 12: https://thevacationtimes.com/2017/03/best-subway-systems-in-the-world/

Рис. 13: https://www.expat.com/en/destination/europe/greece/athens/ Рис. 14: https://yandex.by/collections/card/5e2bfa465537983aaf11dc48/

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE WITH RUBINED OBJECTS

OF CULTURAL HERITAGE

ShashelG.S., Bachelor

Valteran T.L., Candidate of Architecture, Associate Professor Grebenkina A.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts Grebenkin E.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. The article discusses methods of maintaining the ruinization and integration of cultural heritage objects within the framework of the European scientific tradition (Italy, Germany, Slovenia). The authors analyzed the ways of monuments in the modern architectural environment. The expediency of using foreign experience is determined.

Keywords: cultural heritage, ruined objects, conservation methods, restoration, reconstruction, urban space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.