Научная статья на тему 'Анализ запаса финансовой устойчивости предприятия с применением системы «Direct costing»'

Анализ запаса финансовой устойчивости предприятия с применением системы «Direct costing» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / СИСТЕМА "DIRECT COSTING" / ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Тамара Александровна, Андреев Владимир Валерьевич

Предложен анализ определения запаса финансовой устойчивости предприятия на материалах крупного предприятия обувной промышленности с использованием системы формирования затрат «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direct costing».In this paper we propose a method to determine financial safety margin using direct costing method applied to a large-scale footwear enterprise as an example.

Текст научной работы на тему «Анализ запаса финансовой устойчивости предприятия с применением системы «Direct costing»»

удк 658.1

Т.А. Андреева, В.В. Андреев

АНАЛИЗ ЗАПАСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ «DIRECT COSTING»

Одним из альтернативных традиционному подходу к калькулированию затрат на основе полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается не полная, а ограниченная себестоимость. Эта себестоимость включает в себя только прямые или переменные затраты, т. е. затраты, непосредственно зависящие от объемов производства.

Необходимо учитывать, что постоянные затраты в основной своей массе не связаны с производством данного конкретного вида изделия. Что касается установления и контроля над уровнем рентабельности изделий, то окупаемость изделия при калькулировании по прямым (переменным) затратам видна лучше, так как она не искажается в результате того же распределения косвенных расходов.

Еще одно преимущество частичной калькуляции в том, что она избавляет прибыль от влияния изменения запасов, так как в этом случае прибыль зависит только от объема реализации, а при полном исчислении затрат - от объемов реализации и производства.

Различия в целях и задачах двух подходов к исчислению затрат можно представить следующим образом.

Расчет полных затрат:

1) ориентирован на полное покрытие всех затрат, на последующую оптимизацию чистой прибыли (нетто);

2) эффективен при принятии долгосрочных и краткосрочных управленческих решений;

3) обеспечивает контроль связей между производством и реализацией на длительную перспективу;

4) обеспечивает точный, но трудоемкий и сложный контроль;

5) ориентирует администрацию на получение наилучших результатов;

6) является основой долгосрочной политики в сфере производства, создания запасов и т. п.;

7) используется в оперативном планировании;

8) в основном используется для внешней отчетности.

Расчет частичных затрат:

1) ориентирован на покрытие переменных затрат и последующую оптимизацию прибыли-брутто;

2) эффективен при принятии краткосрочных управленческих решений;

3) обеспечивает контроль связей между производством и реализацией для краткосрочного периода, позволяет установить нижнюю границу цены;

4) обеспечивает оперативный контроль за счет простой сигнальной информации;

5) ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка;

6) является простым инструментом текущего управления хозяйственной деятельности предприятия;

7) используется в текущем внутрипроизводственном планировании;

8) используется для внутренней отчетности на предприятии.

Большой интерес для любой компании представляет безубыточность, или порог рентабельности, т. е. такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Расчет ее возможен только с использованием системы «Direct costing».

При объеме реализации, равном безубыточному объему, маржинальной прибыли в точности хватает на покрытие постоянных затрат.

Также точку безубыточности можно выразить и в количестве единиц продукции, которое

необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить предприятию прибыль [2].

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), или запас финансовой прочности, и чем это значение больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Можно выразить полученную величину зоны безопасности в процентах к выручке от реализации. Практический смысл данного коэффициента заключается в том, что объем реализации может снизиться на рассчитанный процент, прежде чем достигнет точки безубыточности. Высокий коэффициент финансовой безопасности свидетельствует о том, что финансовое положение предприятия не подвергнется немедленному ухудшению при снижении объемов продаж.

Для определения зоны безопасности или запаса финансовой прочности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

ЗБ = (В - О*) / В ,

где В - выручка от реализации продукции; О* -безубыточный объем продаж в стоимостном выражении, точка безубыточности.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (Кр п( - Онат , )/ Урп, ,

где Урп. - натуральный объем продаж продукции .-го вида за период.

Расчет точки безубыточности можно определить несколькими путями.

1. Точка безубыточности в натуральном выражении (Онат) рассчитывается через коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (ГС) и маржинального дохода (МД) от реализации всего ассортимента продукции за период (д), т. е.

Кт = ГС / МД ,

Тогда для каждого вида продукции объем продаж, обеспечивающий безубыточность

(Онат , X будет равен:

Он*ат , = КтУрЩ .

2. Расчет точки безубыточности в стоимостном выражении (Ост) осуществляется по формуле

Ост = ГС / КМД ,

где Кмд = МД / С; Кмд - коэффициент маржинального дохода; С - общая стоимость всего продаваемого ассортимента. Тогда

Онат = ОН / (I (К,. / К)Р ) .

Безубыточный объем реализации каждого вида продукции рассчитывается следующим образом:

ОнНат , = Онат (К, / УрЩ ),

где Урп. - общий объем продаж за рассматриваемый период, в натуральном выражении; Р. -цена единицы продукции ,-го вида.

3. Определять точку безубыточности каждого вида продукции можно также следующим

образом:

Онат , = (ГС • N )/(РР -V),

где N. - удельный вес товара , в общей выручке от реализации; V. - переменные затраты на единицу продукции .-го вида.

Минуя точку безубыточности, предприятие выходит на дополнительную сумму маржинальной прибыли на каждую очередную единицу товара. Наращивается и сумма прибыли.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат по-

вышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

При отклонении цены продукции, постоянных и переменных затрат, а также объема реализации продукции от заданных, соответственно происходит и изменение критической величины продаж.

Способом цепной подстановки мы можем определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж.

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

ЗБ = (КрП - О*)/ Урп =(УрП - ГС/(Р-V))/КрП.

Одним из ключевых элементов анализа, который можно провести на основе деления постоянных и переменных затрат и используя понятие маржинального дохода, является операционный рычаг. Его действие проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли (СОР). Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации:

СОР = МД / П.

При многономенклатурном производстве

сор = (2 (Р - V Жрп ()/ (2 (Р - V Жрп (- гс ).

Желательно, чтобы маржинальной прибыли хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж. Изменяется выручка от реализации, изменяется и сила воздействия операционного рычага. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли [1].

При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка окупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог безубыточности. На небольшом удалении от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем начнет убывать, и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением новой точки безубыточности.

Следует заметить, что запас финансовой прочности тем выше, чем ниже сила операционного рычага. Это вытекает из следующей формулы:

ЗБ = (В- О*)/В = (В- ((ГС • В)/МД)/В = = (В (1 - ГС / МД))/ В = 1 - ГС / МД = 1/ СОР.

Также с помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

ГС = Ур п (Р - V), или ГС = ВКт.

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных затрат, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, предприятие будет убыточным.

Для того чтобы определить срок окупаемости (Т) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

Т = (12 У6) / У г ,

где Vб - безуб^1точный объем продаж; V. - годовой объем продаж.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (V) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (Vр п), цене (Р,) и сумме постоянных затрат (ГС) определяется следующим образом:

vi = Р, - (ГС + П) / Vp п .

Критический уровень цены (Р^ ) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Р,р = (ГС / Vпp ) + V.

Для более глубокого анализа результатов деятельности предприятия и выбора наиболее оптимальной структуры ассортимента продукции необходимо объединить переменные и постоянные затраты на данный товар и вычислить промежуточную маржу-результат от реализации после возмещения удельных переменных и постоянных затрат.

Отнесение постоянных затрат на тот или иной товар можно проводить пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации всей продукции предприятия.

Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, данный товар должен остаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.

Для нахождения наиболее оптимального ассортимента выпускаемой продукции предприятию необходимо произвести расчет такого показателя, как порог безубыточности данного товара (Пб , ед.):

П = щ / (Рг - V).

При данном объеме выручка от реализации покроет переменные и постоянные затраты, а промежуточная маржа будет равна нулю.

Реализация описанного подхода проведена с анализом ассортимента и зоны безопасности для крупного предприятия обувной промышленности. Анализу предшествовал этап разделения и анализа затрат. Также разделение затрат на постоянные и переменные позволяет провести более точный факторный анализ общей

суммы затрат на производство продукции. Исходные данные для суммы затрат (руб.):

По плану, на плановый выпуск продукции ... 186 225 387

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры ............... 184 595 885

По плановому уровню, на фактический

выпуск продукции......................................... 184 845 162

Фактически при плановом уровне постоянных затрат......................................... 194 912 482

Фактический выпуск продукции................ 200 972 601

Как видим, с недовыполнением плана по производству продукции на 1,05 % сумма затрат уменьшилась на 1 629 502 р.

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 249 278 р. Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход затрат на производство продукции составил 10 067 319 р.

Причиной увеличения затрат на 6 060 119 р. стал рост постоянных затрат по сравнению с планом. Таким образом, общая сумма затрат выше плановой суммы затрат на 14 747 214 р., или на 8 %.

Наибольший вклад в данное изменение затрат внесло изменение переменных затрат. Следовательно, можно отметить, что необходим более точный контроль расхода переменных затрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечалось, важным моментом калькулирования себестоимости по переменным затратам является связь калькуляции с анализом безубыточности производства.

Расчет значения точки безубыточности проведен тремя способами. В целом можем отметить тот факт, что объем реализации настоящего периода более чем в два раза превышает безубыточный.

Очень важен анализ изменения безубыточного объема продаж, факторов, его определяющих. Так, если предположить что цена реализации продукции уменьшится - произойдет уменьшение удельных переменных затрат на

20 %, постоянных затрат на 10 % и объема реализации на 8 % - изменение данных показателей повлияет на величину точки безубыточности. Произойдет уменьшение данного показателя на 38 ед. На это изменение влияние перечисленных выше факторов распределилось следующим образом: за счет суммы постоянных затрат (-22 ед.), цены реализации продукции (15 ед.), удельных переменных затрат (-31 ед.).

Наибольшее влияние оказало изменение удельных переменных затрат. Это свидетельствует о том, что контроль за уровнем данного вида издержек существенно сказывается на результатах деятельности предприятия.

Практическое значение расчета точки безубыточности предприятия состоит также в том, что с помощью данного показателя можно провести расчет финансовой прочности предприятия и на основе рассчитанного показателя вклада на покрытие определить перечень товаров, обеспечивающих наиболее полное покрытие постоянных затрат предприятия.

Остановимся на анализе и расчете зоны безопасности предприятия. Зона безопасности при объеме реализации в рассматриваемый период (%)

ЗБ = V п - ГС / (Р, - V)) / V п = 63,6.

Данный факт свидетельствует о низком операционном риске, так как возможно большое снижение объема продаж, прежде чем предприятие понесет убытки.

Находясь все при тех же изменениях ситуации, рассмотренных для анализа порога рентабельности, определим влияние каждого из факторов на изменение запаса финансовой прочности методом цепной подстановки.

В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 8,6 %, в том числе за счет изменения (%): объема продаж (-2,85), постоянных затрат (3,64), цены продукции (-1,81) и удельных переменных затрат (9,63).

Что можно наблюдать на предприятии относительно вклада на покрытие? В проводимой предприятием политике реализации продукции соблюдено то, что наибольшая доля в общем объеме реализации принадлежит товарам, имеющим наибольший вклад на покрытие. Это та-

кие виды товаров, как сапоги мужские, сапоги женские, полуботинки мужские, сапоги школьные для мальчиков и сапоги школьные для девочек. Наименьшую долю реализации, соответственно и вклад на покрытие, имеют такие виды продукции, как туфли школьные для девочек, сапоги и ботинки детские.

Очень часто на предприятии может быть ситуация, когда необходимо увеличение прибыли. Надо выяснить, за счет каких факторов это можно осуществить. Так как предприятие на постоянные затраты оказывать влияние не может, необходимо уменьшить переменные затраты на производство продукции. Маржинальный анализ позволяет определить необходимое уменьшение переменных затрат на единицу продукции при заданной величине изменения прибыли.

Применительно к рассматриваемому предприятию увеличение прибыли на 20 % по каждому виду продукции будет возможно при снижении удельных переменных затрат на 7,7 %.

Также очень важно знать критическую величину постоянных затрат (руб.):

ГС = В / Кмд =

= 264 502 800 / 0,377541351= 99 860 745.

Сравнивая полученный результат с тем, что имеет предприятие на самом деле, видим, что величина постоянных затрат предприятия (36 360 714 р.) значительно меньше критического уровня и это положительным образом влияет на функционирование предприятия.

Интерес представляет и такой вопрос, как срок окупаемости постоянных затрат (Т). При его расчете установлено, что срок окупаемости постоянных затрат равен 4,4 мес.:

Т = 12 V / V = = 12 • 96 309 221,87 / 264 502 800 = 4,4.

Можно заключить, что все остальное время (7,6 мес.) предприятие будет получать прибыль.

Расчет критической цены реализации продукции, при которой прибыль и рентабельность будут равны нулю, показывает, что предприятие имеет хорошее положение на рынке, так как цена продаваемых товаров в среднем выше критической на 24 %.

Серединное положение между валовой маржой и прибылью занимает промежуточная маржа.

При разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

Следуя анализу промежуточной маржи, можем заметить, что все рассматриваемые виды продукции достойны оставаться в ассортименте, так как промежуточная маржа от их реализации покрывает полностью постоянные затраты.

Расчет операционного рычага показывает силу воздействия изменения выручки на прибыль. Для данного предприятия сила воздействия операционного рычага равна отношению маржинальной прибыли к прибыли: 99 860 745 : 63 500 031 = 1,57. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем, на 2 %, прибыль возрастет на (2 • 1,57) 3,14 %.

Проанализировав деятельность предприятия за три года и изучив положение дел на предприятии, можем заключить следующее:

- анализ продукции предприятия с использованием показателя промежуточной маржи показывает, что предприятию не стоит исключать из ассортимента выпускаемые виды продукции;

- для получения большего объема прибыли необходимо осуществление дополнительных вложений в те виды продукции, которые имеют наибольший вклад на покрытие;

- превышение текущих цен на продукцию предприятия по сравнению с их критическим уровнем позволяет для завоевания новых рынков на первоначальном этапе внедрения продавать продукцию по ценам ниже рыночных;

- наличие большого уровня зоны безопасности способствует разработке новых видов продукции;

- при принятии решений краткосрочного характера необходимо опираться на результаты, полученные при подсчете себестоимости по методу «Direct costing».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансовый менеджмент [Текст] / под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2010.

2. Крылов, Э.И. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли [Текст] : учеб. пособие / Э.И. Крылов,

А.В. Мальцева, Л.М. Марцулевич. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

3. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст] / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.