Научная статья на тему 'Анализ законодательства в области взаимоотношений кредитных учреждений с бюджетными организациями'

Анализ законодательства в области взаимоотношений кредитных учреждений с бюджетными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шешукова Т. Г., Разуваева К. В.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение учитывает на лицевых счетах, открытых ему в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, права открывать расчетные счета в кредитных организациях бюджетникам не предоставлено. В бухгалтерском учете расчеты по доходам и расходам от предпринимательской деятельности отражаются на счете 2 201 01 000 «Средства учреждения на банковских счетах». Указаниями ЦБ РФ от 18.06.1999 № 579-У установлено, что счета организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываются в органах федерального казначейства Министерства финансов РФ, за исключением организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ не установлено ограничений по открытию в органах Федерального казначейства счетов по учету внебюджетных средств в отношении организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета. В соответствии с приказом от 21.06.2001 № 46н клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств. Закрытие счетов обусловлено тем, что при банковской системе исполнения бюджета существует ряд отрицательных моментов, например: -неспособность государства контролировать объемы поступлений бюджетных средств и их использование коммерческими банками в своих интересах, оседание остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков; -отсутствие достоверных данных о суммах доходов и расходов, позволяющих определить размер средств, которые должны быть привлечены; многочисленные нарушения сроков выплаты заработной платы, пенсий и др. платежей. Казначейская система исполнения бюджета данных недостатков не имеет. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательства в области взаимоотношений кредитных учреждений с бюджетными организациями»

Кредитные отношения

анализ законодательства в области взаимоотношений кредитных учреждений с бюджетными организациями

Т.Г. ШЕШУКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, аудита и экономического анализа ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

К.В. РАЗУВАЕВА, экономист филиала банка ОАО «Северная казна»

Вступивший в действие Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» внес поправки, касающиеся правового положения бюджетных учреждений.

До вступления изменений в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов было самостоятельным в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников в соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ, но п. 8 ст. 161 БК РФ не давал права бюджетным учреждениям получать кредиты (займы) у кредитных организаций. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 в ст. 161 БК РФ прописал, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, исключил положение о самостоятельном расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, и оставил запрет на получение кредитов и займов, но в отличие от предыдущей редакции, в которой было указано на кредитные учреждения, в новой редакции БК РФ законодатель запретил получение кредитов в принципе.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение учитывает на лицевых счетах, открытых ему в территориальных органах Федерального казначейства, права открывать текущие счета по учету внебюджетных средств в кредитных организациях бюджетникам не предо-

ставлено. Центральный банк РФ в своем письме от 24.08.1999 № 254-Т «О закрытии текущих счетов по учету внебюджетных средств организаций, финансируемых из федерального бюджета» сообщил, что с 1 сентября 1999 г. прекращается срок действия выданных Минфином России разрешений на открытие текущих счетов по учету внебюджетных средств, получаемых бюджетными организациями.

Указаниями Центрального банка РФ от 18.06.1999 № 579-У «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях», установлено, что счета организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываются в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, за исключением организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета. В этих организациях не установлено ограничений по открытию в органах Федерального казначейства счетов по учету внебюджетных средств ввиду того, что Бюджетным кодексом РФ был введен в действие с 1 января 2000 г. В соответствии с п. 6 приказа Минис-

финансы и кредит

13

терства финансов РФ от 21.06.2001 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности» клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств.

В законодательном порядке казначейская система исполнения бюджетов была введена в действие с 1 января 2000 г, с момента введения в действие БК РФ.

Закрытие счетов обусловлено тем, что при банковской системе исполнения бюджета существует ряд отрицательных моментов, например:

— неспособность государства контролировать объемы поступлений бюджетных средств и возможность их использования коммерческими банками в своих интересах, оседание остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков;

— отсутствие достоверных данных о суммах доходов и расходов, позволяющих определить размер средств, которые должны быть привлечены;

— многочисленные нарушения сроков выплаты заработной платы, пенсий и др. платежей.

Казначейская система исполнения бюджета данных недостатков не имеет. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую.

Существуют три системы исполнения бюджета: банковская, казначейская и смешанная. Между ними имеется много общего: общий объект учета и процесс исполнения бюджета, отсюда и общие функции: например, открытие счетов (в банке — расчетные счета, в казначействе — лицевые). Для открытия счетов организации предоставляют одинаковый перечень документов1.

Казначейство — орган исполнительной власти, на него возложены функции управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Оно выступает в роли кассиров, т. е. осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов. Федеральное казначейство может иметь несколько счетов в банке для хранения разных типов бюджетных средств. В ст. 215.1 БК РФ установлено, что для кассового обслуживания исполнения бюд-

1 Власова Т. Ю. Банковская и казначейская системы исполнения бюджетов: их недостатки и преимущества /Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2004. — № 17 сентябрь. Правовая система Гарант.

жетов РФ Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ с учетом положений ст. 38.2 и 156 БК РФ счета на основании договоров, заключенных в соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.12.1997 № 25-Т «О типовом договоре на расчетно-кассовое обслуживание органов федерального казначейства». Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

Если учреждение бюджетное, то согласно положениям БК РФ все средства являются бюджетными. Статья 236 БК РФ как в новой, так и в старой редакции запрещает размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета и передачу полученных доходов в доверительное управление. Одновременно ст. 236 БК РФ определяет, что размещение средств на банковских депозитах допускается в случаях, предусмотренных самим БК РФ, но в нем отсутствуют прямые указания на возможные ситуации.

Несоблюдение требований ст. 236 БК РФ регламентирует ст. 302 БК РФ, которая устанавливает виды административной и уголовной ответственности за данные нарушения.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1996 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16.12.2007) № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вузы самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, т. е. федеральному государственному образовательному учреждению не требуется согласовывать с учредителем вопросы расходования выделенных ему средств. Пункт 4 этой же ст. 28 дублирует содержание п. 5 ст. 42 Закона РФ от 10.07.1992 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.01.2008) № 3266-1 «Об образовании». Ранее данное положение вступало в противоречие с п. 7 ст. 39 этого же закона, в соответствии с которым образовательное учреждение является самостоятельным только в распоряжении средств, полученных от внебюджетных источников, но последние изменения ликвидировали данное противоречие. Пункт 4 ст. 28 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» противоречит бюджетному законодательству.

Согласно п. 1 ст. 43 закона «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и может иметь свой баланс и лицевой счет.

Не отменены два документа: первый — постановление Правительства РФ от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, в котором в п. 93 закреплено положение о том, что высшие учебные заведения могут пользоваться банковским кредитом, но только с согласия учредителя; второй — постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)», в котором п. 58 говорит, что источниками формирования имущества и финансирования образовательного учреждения повышения квалификации являются кредиты банков и иных кредиторов и п. 61 определяет, что образовательные учреждения повышения квалификации пользуются банковскими кредитами и несут ответственность за выполнение кредитных договоров и соблюдение расчетной дисциплины.

В главе 6 инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» регулируется открытие депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов.

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В соответствии с данной инструкций предусмотрены следующие счета:

• счет 020106000 «Аккредитивы» — на счете учитывается движение денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги;

• счет 020400000 «Финансовые вложения» — на счете учитываются краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, иные финансовые активы. Для учета операций по финансовым вложениям применяются следующие счета: 020401000 «Депозиты, иные финансовые вложения» — на счете учитываются средства бюд-

жетов, размещенные на депозитных счетах в банках, а также средства, переданные управляющим компаниям;

020402000 «Акции и иные формы участия в капитале» — на счете учитываются вложения (инвестиции) средств бюджета в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ (паи, доли и т. п.) и уставные фонды унитарных предприятий; 020403000 «Облигации, векселя» — на счете учитываются вложения средств бюджета в облигации, векселя, иные ценные бумаги, кроме акций. Статья 156 БК РФ регламентирует осуществление отдельных операций кредитных организаций со средствами бюджета. В статье в старой редакции говорилось, что кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Новая редакция устанавливает, что кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных средств.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В настоящее время взаимоотношения банков и бюджетных учреждений в большинстве случаев ограничиваются «зарплатными проектами» т. е. обслуживанием по выплате заработной платы, стипендий, социальных и иных выплат на специальные карточные счета. В соответствии с заключенным договором заработная плата, стипендии и иные выплаты перечисляются на банковские счета держателей, открытые в банке в рублях РФ. Банковские счета предназначены для проведения операций (получение наличных, оплата товаров и услуг) с использованием банковских карт. Бюджетные учреждения оплачивают услуги банка по перечислению средств на банковские счета держателей карт. Для перечисления денежных средств на банковский счет учреждения предоставляют в банк платежное поручение на перечисление на сводный счет, открытый в банке для общей суммы перечисляемых денежных средств и последующего их зачисления на счета держателей, к каждому платежному поручению прикладывается реестр зачислений средств на банковский счет на элек-

финансы и кредит

15

тронном носителе и в виде электронного файла в формате, который определяется банком.

Договор на «зарплатный проект» имеет приложения, являющиеся его неотъемлемой частью:

• Приложение 1—правила использования и тарифы за услуги по обслуживанию банковских карт;

• Приложение 2 — формат файла на выпуск карт, выпущенных в рамках «зарплатного проекта»;

• Приложение 3 — перечень документов для открытия банковского счета и предоставление карты;

• Приложение 4 — реестр зачислений денежных средств на банковские счета и формат электронного файла;

• Приложение 5 — список держателей карт — сотрудников учреждения, для которых возможно кредитование банковского счета (предоставление овердрафта).

Бюджетные организации могут иметь валютные счета в кредитных организациях. При покупке бюджетным учреждением иностранной валюты ему необходимо предоставить в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения на перечисление средств в валюте РФ на счет, открытый данному учреждению в кредитной организации для указанных целей. Полученные документы проверяются в соответствии с п. 55 и п. 56 инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2002 № 142н. «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета». После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств. Кредитная организация проводит зачисление купленной иностранной валюты на валютный счет бюджетного учреждения, открытый на балансовом счете 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям» в соответствии с Положением ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ». Операции по перечислению средств на валютные счета и их использованию подлежат отражению в бюджетном учете и отчетности в соответствии с письмом Федерального казначейства от 23.12.2005 № 42-7.1-01/2.4-385 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций со средствами в иностранной валюте».

Бухгалтерские записи по отражению операций:

Перечисление средств в рублях с лицевых счетов получателей бюджетных средств для покупки иностранной валюты:

Дебет счета 130404000 «Внутренние расчеты

между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»

Кредит счета 130405000 «Расчеты по платежам

из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;

одновременно:

Дебет счета 120103510 «Поступления денежных

средств учреждения в пути»

Кредит счета 130404000 «Внутренние расчеты

между главными — распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

Поступление средств в иностранной валюте на счет в банке:

Дебет счета 120107510 «Поступления денежных

средств учреждения на счета в иностранной валюте» Кредит счета 120103610 «Выбытия денежных

средств учреждения в пути».

Отражение курсовой разницы, возникшей при перечислении денежных средств на валютный счет:

— на сумму возникшей отрицательной курсовой разницы

Дебет счета 140101171 «Доходы от переоценки

активов»

Кредит счета 120103610 «Выбытия денежных

средств учреждения в пути»;

— на сумму возникшей положительной курсовой разницы

Дебет счета 120103510 «Поступления денежных

средств учреждения в пути»

Кредит счета 140101171 «Доходы от переоценки

активов».

Порядок заполнения Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) содержится в письме Федерального казначейства от 24.10.2006 № 42-2.4-06/136 «Об отражении в бюджетном учете и отчетности операций по перечислению средств на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.