Научная статья на тему 'Анализ законодательного регулирования коммерческих закупок'

Анализ законодательного регулирования коммерческих закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАКУПКИ / COMMERCIAL PROCUREMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугина А.В.

В данной статье рассматриваются процедурные вопросы реализации государственных и коммерческих закупок, проводится сравнение и анализируются особенности их регламентации. Выявлены актуальные проблемы в сфере нормативного законодательства реализации коммерческих закупок, в частности, в вопросе контроля над злоупотреблением заказчиком своими правами. В статье представлены результаты, в виде мер по устранению установленных проблем, полученные в ходе проведения анализа на основе Доклада, проведенного Минэкономразвития РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калугина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEGISLATIVE REGULATION OF COMMERCIAL PROCUREMEN

The article examines the implementation of the procedural issues of public and commercial procurement, compares and analyzes the features of their regulation. Identified current problems in the field of regulatory legislation implementing commercial procurement, in particular, on the issue of control over the abuse of their rights by the customer. The article presents the results in the form of measures to address the set of problems derived during the analysis based on a report conducted by the Economic Development Ministry.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательного регулирования коммерческих закупок»

6. Сахаровский С.Н. Институциональные факторы формирования человеческого потенциала // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) - Том 4, - № 2. - 2012. - С. 83-92

7. Коваленко В.В. Туризм как один из факторов развития человеческого потенциала // Credo new. - 2013.- № 3. -С. 35.

8. Муратова Л.И. Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2 (38). С. 88. [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1042-2012-02-16-08-41-18 (дата обращения 21.07.2016).

9. За прошлый год выросло количество и внутренних туристов, и туроператоров по России // RATA-news. 2015. №3732. Электронный ресурс] URL: http://www.ratanews.ru/news/news_5022015_1.stm (дата обращения 21.07.2016).

10. Информация о социально-экономическом положении России. Январь-Июнь 2016. Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-06-2016.pdf (дата обращения 21.07.2016).

11. Pearce P. Tourism development. New York: Longman, 1981. 112 p.

References

1. Comments on the state and business // Institute "Development Center" Higher School of Economics. - Number 97. - 7-22 July 2015 - P. 15

2. Handy C. The Sixth Need of Business // Focus - Zurich Insurance, 1997

3. Marx Introduction // Economic Manuscripts 1857-1858 period. Part 1. // K. Marx and F. Engels. / 2nd ed. - T. 46. - P.18

4. Soboleva IV Paradoxes of measuring human capital. Scientific report. - M .: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2009. - 50 p.

5. Genisaretsky OI, Nosov NA Yudin BG The concept of human potential: the main provisions. In the book .: The human potential: the experience of an integrated approach / RAS. Institute of Human; Ed. Frolov IT - M .: Editorial URSS, 1999. - S. 14.

6. Sakharov SN Institutional factors of human // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Institutional Research Magazine) - Volume 4, - № 2. - 2012. - S. 83-92

7. VV Kovalenko Tourism as a factor in human development // Credo new. - 2013.- № 3. - S. 35.

8. Muratova LI Tourism as a strategic economic development multiplier // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2012. № 2 (38). S. 88. [Electronic resource] URL: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1042-2012-02-16-08-41-18 (reference date 21/07/2016).

9. Over the past year increased the number and domestic tourists, and tour operators in Russia // RATA-news. 2015. №3732. Electronic resource] URL: http://www.ratanews.ru/news/news_5022015_1.stm (reference date 21/07/2016).

10. Information on the socio-economic situation in Russia. January-June 2016. Electronic resource] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-06-2016.pdf (reference date 21/07/2016).

11. Pearce P. Tourism development. New York: Longman, 1981. 112 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.153 Калугина А.В.

ORCID: 0000-0001-6074-3613, магистр, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАКУПОК

Аннотация

В данной статье рассматриваются процедурные вопросы реализации государственных и коммерческих закупок, проводится сравнение и анализируются особенности их регламентации. Выявлены актуальные проблемы в сфере нормативного законодательства реализации коммерческих закупок, в частности, в вопросе контроля над злоупотреблением заказчиком своими правами. В статье представлены результаты, в виде мер по устранению установленных проблем, полученные в ходе проведения анализа на основе Доклада, проведенного Минэкономразвития РФ.

Ключевые слова: коммерческие закупки, государственные закупки, заказчик.

Kalugina A.V.

ORCID: 0000-0001-6074-3613, master, Plekhanov Russian University of Economics ANALYSIS OF LEGISLATIVE REGULATION OF COMMERCIAL PROCUREMEN

Abstract

The article examines the implementation of the procedural issues of public and commercial procurement, compares and analyzes the features of their regulation. Identified current problems in the field of regulatory legislation implementing commercial procurement , in particular , on the issue of control over the abuse of their rights by the customer . The article presents the results in the form of measures to address the set of problems derived during the analysis based on a report conducted by the Economic Development Ministry.

Keywords: commercial procurement, government procurement, customer.

Практика показывает, что осуществление процедур коммерческих и государственных закупок служит одним из м еханизмов повышения эффективности, как для бизнеса отдельной компании, так и для экономического положения страны. В развитых странах государственные заказы широко используются как один из основных способов достижения поступательного роста экономики. В свою очередь, при рациональной организации закупок компании получают возможность минимизировать коммерческий риск, наиболее лучшим образом удовлетворить покупательский спрос и повысить свою конкурентоспособность на рынке.

Актуальным законом, регламентирующим госзакупки, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2, который принят в целях содействия равноправному доступу на рынок госзакупок. Закон четко регулирует процесс проведения тендеров, предъявляет жесткие требования к системе планирования, отбора участников, отчетности, в том числе запрещает принятие иных требований непосредственно самим заказчиком, которые законом не предусмотрены. С другой стороны, закон устанавливает антидемпинговые меры, особые требования к банковской гарантии и обеспечению заявки, что служит гарантией контракта.

В свою очередь, Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»3 дает общие представления о процессе. Закон регламентирует закупочную деятельность, но не предлагает детального описания, что, с одной стороны, упрощает его для участников закупок и позволяет заказчикам разрабатывать собственные положения, а, с другой стороны, вызывает некоторые сложности. Недобросовестный заказчик может злоупотреблять своими правами и устанавливать завышенные требования, определять неоднозначные и сложно измеримые критерии оценки заявок участника, сжимать сроки проведения тендера, тем самым ограничивая конкуренцию.

Вместе с тем существуют коммерческие тендеры, где правила устанавливают сами заказчики - любые коммерческие структуры. Их действия не регламентируются, но и не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции», что обуславливается специфичностью и многообразием сфер бизнеса. Оптимизация и совершенствование закупочной процедуры, что позволит повысить эффективность закупки, является ключевым. Заинтересованность компании может быть в продукции неспецифичной для ее деятельности, что создает трудности для самостоятельного изучения и анализа неизвестного сегмента рынка и выбора партнера. Таким образом, прийти к обоснованному решению можно с помощью тендера, что даст возможность завладеть достаточной информацией о специфике выбранной отрасли деятельности, об участниках и возможных компаньонах. Гибкость коммерческих закупок дает свободу заказчику определить подходящие конкретно его компании требования и критерии, что благоприятно в плане развития бизнеса. Общей задачей при реализации закупки остается следование интересам как заказчика, так и подрядчика, а также обеспечение прозрачности взаимодействия и достижение поставленной цели.

Сегодня актуальным является вопрос регламентации закупочной деятельности по Закону № 223 -ФЗ. Результаты мониторинга закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-Ф3 за 2015 год, проводимого Министерством экономического развития, указали на проблемы и выявили недостатки регулирования Закона № 223 -ФЗ и его дисбаланс по отношению к Закону №44-ФЗ. Излишняя лояльность законодательства в отсутствии четких требований к способу закупок, привела к росту общего объема закупок неконкурентным способом, что составило более 95%4. Таким образом, заказчики, руководствуясь «рамочными» положениями Закона № 223 -ФЗ, стремятся с помощью завуалированных названий, таких как «прочие способы закупки», установить закупку у единственного поставщика, что создает проблему низкой конкуренции в закупках отдельных видов юридических лиц.

Для решения проблемы преобладания числа закупок, «скрытых» под неконкурентные закупки, необходимо ограничить права заказчика самостоятельно регулировать и выбирать способы закупки. Например, посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами. Другим методом воздействия может послужить введение публикации регулярных обязательных статистических отчетов заказчиков с обоснованием выбора способа осуществления закупки или применение санкционирующих действий.

Более того, результаты мониторинга выявили еще ряд пунктов Федерального закона № 223 -ФЗ, где регулятивная составляющая слаба в сравнении с Федеральным законом № 44-ФЗ. Недочеты в ведении реестра договоров позволяют недобросовестным заказчикам корректировать условия договора при его заключении, а также затрудняют контроль за соблюдением норм сотрудничества с субъектами малого и среднего предпринимательства. Также существует значимый коррупционный риск, связанный с недостатками функции обжалования действий (бездействия) заказчиков, с отсутствием правил ведения деятельности операторов электронных площадок. Слабая система информационного обеспечения закупок заказчиков и отчетность, публикуемая заказчиками на официальных сайтах, содержат массу неточностей, что также не поддается контролю. Все это умаляет регулятивную сущность Федерального закона № 223 -ФЗ и указывает на то, что интересы участников закупок слабо защищены и требуются меры по разрешению представленных проблем. Неоднозначность решения реформирования Закона № 223 -ФЗ состоит в том, что нельзя просто приравнять стандарты, применимые как к контрактной системе, так и к субъектам, являющимися частично государственными и ведущими коммерческую деятельность. Учитывая эти особенности, Минэкономразвития был подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон № 223-ФЗ, который находится на рассмотрении в Госдуме.

Нельзя не согласиться, что основой решения выявленных проблем служит ограничение свободы заказчика в нормах Закона. Хотя в последнее время осознанность ведения честного бизнеса компаниями возросло, все же кардинальных изменений можно достигнуть лишь на законодательном уровне. По моему мнению, принятие данного законопроекта позволит существенно повысить эффективность расходов бюджетных средств и конкуренцию при

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант Плюс [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.consultant.ru

3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru

4 Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за период с 1 января по 1 декабря 2015 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/

37

осуществлении закупок. Приведенные выше изменения носят кардинальный характер, главной целью которых является обеспечить прозрачность и эффективность закупок. Следуя предложенным мерам, есть возможность достичь экономии средств уровня госзакупок, что по оценкам прошлых периодов может составить около 1 трлн. рублей в год.

Обновление инструментария закупочной деятельности должно, в первую очередь, отвечать уровню современных экономических отношений, что позволит двигаться в верном направлении и развивать систему закупок в целом. По -видимому, в будущем будут использоваться более сложные и эффективные инструменты закупок, позволяющие одновременно достигать целей развития конкуренции, экономии денежных средств и приобретения качественной и долговечной продукции.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru

3. Вершинина Е. С. Эффективность государственных закупок. // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 339-340.

4. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за период с 1 января по 1 декабря 2015 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/

References

1. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 30.12.2015) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Konsul'tant Pljus [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru

2. Federal'nyj zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 13.07.2015) «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic» // Konsul'tant Pljus [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru

3. Vershinina E. S. Jeffektivnost' gosudarstvennyh zakupok. // Molodoj uchenyj. — 2015. — №5. — S. 339-340.

4. Doklad o rezul'tatah monitoringa primenenija Federal'nogo zakona ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 13.07.2015) «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic» za period s 1 janvarja po 1 dekabrja 2015 goda // [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.039 Карташова Н.А.

ORCID: 0000-0001-5416-6741, Северо-Восточный государственный университет

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АО «ЧУКОТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» РУДНИК «КУПОЛ»)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы управления рисками горнодобывающего предприятия. Выявлены недостатки существующей системы управления рисками, сделаны предложения по идентификации факторов риска, оценке их влияния, а также намечены пути снижения их воздействия на деятельность предприятия. Предложены инструменты интеграции системы управления рисками в организационную структуру предприятия.

Ключевые слова: риск, управление рисками, горнодобывающее предприятие, Северо-Восток России.

Kartashova N.A.

ORCID: 0000-0001-5416-6741, North-Eastern State University PROPOSALS FOR RISK MANAGEMENT IMPROVEMENT FOR GOLD MINING COMPANY OF NORTH-EAST OF RUSSIA (BASED ON JSC «CHUKOTSKAYA MINING COMPANY»,

«KUPOL» GOLDMINE)

Abstract

The article covers the improvement of risk management system in a mining field, some problems of existing system of risk management reviled, identification of risk factors proposed as well as evaluation of their impact, ways of decreasing this impact on the mining Company mentioned. Some instruments of integration the system of risk management into the Company structure is provided.

Keywords: risk, risk management, mining Company, North-East of Russia.

Осуществление производственной деятельности предприятий, ведущих свою деятельность в условиях неопределенности внешней среды, характерной для периодов экономической, финансовой, политической нестабильности, связано с риском. Возрастает вероятность неблагоприятных ситуаций, ведущих к росту инвестиционных и текущих затрат, неясности и неуверенности в получении запланированных результатов а, следовательно, возрастает риск непредвиденных потерь, и связанных с ним последствий в виде ущерба, убытков.

Особую актуальность система управления рисками представляет для предприятий горнодобывающей отрасли Северо-востока России, являющейся бюджетообразующей отраслью региона, которая в настоящее время имеет высокие темпы роста, занимает одно из лидирующих мест по объему выпускаемой продукции, а также и по жесткости требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции и организации производственного процесса. К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.