Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарданова Жанна Робертовна, Манина Валерия Алексеевна

В статье приводится теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов. В контексте теоретического анализа авторы приводят исследования, посвященные влиянию уровня саморегуляции на способность человека преодолевать психологические барьеры. Экспериментальное исследование, выборка которого составила 75 человек, проводилось в два этапа. Данное исследование позволяет сделать вывод о влиянии уровня саморегуляции поведения, а также его отдельных компонентов на способность студентов к преодолению психологических барьеров. Данное влияние заключатся в том, что низкие показатели уровня саморегуляции поведения студентов и отдельных ее компонентов не позволяют студентам преодолевать психологические барьеры. Для анализа корреляционных взаимосвязей между наличием психологических барьеров и особенностями саморегуляции применялся r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистический анализ позволил зафиксировать значимые корреляционные взаимосвязи, которые свидетельствуют о влиянии на способность к преодолению психологических барьеров у студентов таких показателей саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов и общий уровень саморегуляции. Данное исследование открывает перспективу модернизации системы психологической помощи студентам в формировании способности к преодолению психологических барьеров посредством повышения навыков саморегуляции поведения. Результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога в образовании, при составлении программ психологической коррекции, направленной на формировании способности к преодолению психологических барьеров у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF BEHAVIOURAL SELF-REGULATION AND ABILITY TO OVERCOME PSYCHOLOGICAL BARRIERS AMONG STUDENTS

The purpose of the article was a theoretical analysis and experimental research of the problem of the relationship between the level of behavioural selfregulation and the ability to overcome psychological barriers among students. In the theoretical part of study was considered works such scientists as V. Morosanova, N. Podymov, R. Shakurov et al. Authors concluded previous studies have indicated influence of the level of self-regulation on an ability to overcome psychological barriers. The study involved 75 people and was carried out in two stages. The experimental research allows authors to make a conclusion about the influence of the level of behavioural self-regulation and its components, on the ability of students to overcome psychological barriers. This influence consists in the fact that low level of self-regulation of students' behavior and its components inhibits overcoming of psychological barriers among students. The analysis of correlations between the availability of psychological barriers and the features of selfregulation was carried out by means of Spearman's rank correlation coefficient. Statistical analysis showed significant correlations between some components of self-regulation as planning, modeling, programming, appraisal of results, the general level of self-regulation and the ability to overcome psychological barriers among students. The results can be applied when developing the system of psychological assistance to students in the formation of the ability to overcome psychological barriers by increasing the skills of behavioural selfregulation. The research data can be introduced into the work of a practical psychologist in education, for drafting of psychocorrection programs aimed at developing students' ability to overcome psychological barriers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI:10.23888/humJ2021167-75

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ

ANALYSIS OF RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF BEHAVIOURAL SELF-REGULATION AND ABILITY TO OVERCOME PSYCHOLOGICAL BARRIERS AMONG STUDENTS

Гарданова Ж.Р.1, Манина В.А.2

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (1) Оренбургский государственный медицинский университет (2)

Gardanova Zh.R.1, Manina V.A.2

N.I. Pirogov Russian National Research Medical University (1)

Orenburg State Medical University (2)

Аннотация:

В статье приводится теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов. В контексте теоретического анализа авторы приводят исследования, посвященные влиянию уровня саморегуляции на способность человека преодолевать психологические барьеры. Экспериментальное исследование, выборка которого составила 75 человек, проводилось в два этапа. Данное исследование позволяет сделать вывод о влиянии уровня саморегуляции поведения, а также его отдельных компонентов на способность студентов к преодолению психологических барьеров. Данное влияние заключатся в том, что низкие показатели уровня саморегуляции поведения студентов и отдельных ее компонентов не

Abstract:

The purpose of the article was a theoretical analysis and experimental research of the problem of the relationship between the level of behavioural self-regulation and the ability to overcome psychological barriers among students. In the theoretical part of study was considered works such scientists as V. Morosanova, N. Podymov, R. Shakurov et al. Authors concluded previous studies have indicated influence of the level of self-regulation on an ability to overcome psychological barriers. The study involved 75 people and was carried out in two stages. The experimental research allows authors to make a conclusion about the influence of the level of behavioural self-regulation and its components, on the ability of students to overcome psychological barriers. This influence consists in the fact that low level of self-regulation of students' behavior and its components inhibits overcoming of psychological

67

позволяют студентам преодолевать психологические барьеры. Для анализа корреляционных взаимосвязей между наличием психологических барьеров и особенностями саморегуляции применялся ^коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистический анализ позволил зафиксировать значимые корреляционные взаимосвязи, которые свидетельствуют о влиянии на способность к преодолению психологических барьеров у студентов таких показателей саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов и общий уровень саморегуляции. Данное исследование открывает перспективу модернизации системы психологической помощи студентам в формировании способности к преодолению психологических барьеров посредством повышения навыков саморегуляции поведения. Результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога в образовании, при составлении программ психологической коррекции, направленной на формировании способности к преодолению психологических барьеров у студентов.

barriers among students. The analysis of correlations between the availability of psychological barriers and the features of self-regulation was carried out by means of Spearman's rank correlation coefficient. Statistical analysis showed significant correlations between some components of self-regulation as planning, modeling, programming, appraisal of results, the general level of self-regulation and the ability to overcome psychological barriers among students. The results can be applied when developing the system of psychological assistance to students in the formation of the ability to overcome psychological barriers by increasing the skills of behavioural self-regulation. The research data can be introduced into the work of a practical psychologist in education, for drafting of psychocorrection programs aimed at developing students' ability to overcome psychological barriers.

Ключевые слова:

преодоление, психологический барьер, саморегуляция, студент.

Keywords:

overcoming, psychological barrier, self-regulation, student.

На современном этапе происходит бурное развитие теории и практики психологической науки, что существенно расширяет возможности человека справляться с возникающими психологическими проблемами, при этом прогресс постоянно ставит новые вызовы обществу. Сложная эпидемическая ситуация в мире, связанная с пандемией COVID-19, повлияла не только на обычный ритм жизни людей, но и на осуществление их профессиональной и учебной деятельности. Изменения произошли и в студенческом сообществе. С одной стороны, студенты вместе со всеми оказались в ситуации изоляции, что само по себе является ситуацией напряженной и стрессовой, с другой стороны, изменилась организация учебного процесса, увеличились нагрузка и объем самостоятельной работы. Все эти факторы негативно влияют на психологическое здоровье общества в целом и студенчества в частности. При этом, молодые люди в большинстве своем легче переносят психотравмирующие ситуации, но из-за недостатка практического опыта преодоления трудностей, неспособности к саморегуляции и самоорганизации своего поведения и деятельности у молодых людей чаще встречаются непреодоленные психологические барьеры.

В процессе жизнедеятельности человек регулярно встречается с определенного рода препятствиями, как физическими, так и психологическими. Ряд людей преодоле-

вает возникающие препятствия с легкостью, другие люди прикладывают к этому определенные усилия, третьи - зачастую оказываются неспособны самостоятельно справиться с возникшими преградами [1]. За успешность разрешения человеком психологических барьеров отвечает способность к преодолению психологических барьеров, которая в рамках нашего исследования рассматривается как интегративное свойство личности, являющееся непременным условием для совладания с возникшим негативным состоянием, что приводит к удовлетворению наших потребностей и достижению поставленных целей [2]. Таким образом, в качестве «маркеров» развитой способности к преодолению психологических барьеров могут рассматриваться отсутствие или наличие небольшого количества непреодоленных психологических барьеров и использование эффективных стратегий их преодоления.

Способность к преодолению психологических барьеров является сложным, многокомпонентным свойством, которое рассматривается в совокупности с общим адаптационным потенциалом и не может существовать в отрыве от других свойств, качеств и характеристик личности. Большинство исследователей, изучающих преодоление психологических барьеров пришли к выводу, что изучать данный процесс обособленно не представляется возможным [3-10].

Как правило, способность человека преодолевать психологические барьеры изучается в комплексе с особенностями его копинг-поведения, применения определенных механизмов психологической защиты, направленности личности, образа будущего, особенностями восприятия и оценки значимой ситуации, а также смысложизненных ориентаций и установок [11].

При этом ряд ученых отмечают, что существует взаимосвязь между уровнем и стилевыми особенностями саморегуляции поведения и способностью к преодолению психологических барьеров.

В работах отечественного исследователя В.И. Моросановой отмечается, что «...важнейшей общей субъективно-личностной предпосылкой овладения профессией являются те индивидуальные особенности сложившейся системы психологического саморегулирования произвольной активности, которые определяют типичный для данного человека стиль регуляции им своей деятельности поведения» [12, с. 124]. Также ряд авторов указывают на то, что любая произвольная активность, в частности - учебная деятельность, имеет ряд специфических требований, предъявляемых к регулятивному компоненту деятельности и поведения. Такое понятие, как стиль произвольного регулирования подразумевает под собой обобщенные, существенные характеристики регуляторной активности, которые, как правило, не имеют конкретной, специфической направленности и не связаны с частными видами деятельности человека, общением, поведением.

В качестве одного из основных компонентов способности управлять психическими состояниями можно рассматривать самовоспитание, которое является стратегической целью, при этом тактической задачей является освоение конструктивных методик и техник саморегуляции психических процессов, а также способности их применения [13].

Также в структуре саморегуляции поведения и деятельности необходимо отметить такой компонент, как самооценка, соответствующая уровню притязаний индивида и

формированию внутренних эталонов. При отсутствии данных компонентов невозможно совладание с ситуацией и развитие саморегуляции и, конечно же, стратегии преодоления, выбор вариантов самоподкрепления [13].

Таким образом, в процессе формирования способности к преодолению психологических барьеров необходимо активизировать рациональное использование внутренних ресурсов. Чем более развито самопонимание, самоуважение, саморегуляция, уверенность в собственных силах, принятие самого себя, психологическая устойчивость, чем адекватнее самооценка, тем более эффективно происходит активизация внутренних ресурсов, и соответственно, преодоление психологических барьеров происходит с наименьшими потерями, как времени, так и сил [14].

Цель

Исследование взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов.

Задачи

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня саморегуляции поведения со способностью к преодолению психологических барьеров у студентов.

2. Определение наличия и особенностей проявления непреодоленных психологических барьеров, стратегий преодоления у студентов, стилевых особенностей саморегуляции и общего уровня саморегуляции.

3. Изучение взаимосвязи уровня саморегуляции поведения со способностью к преодолению психологических барьеров у студентов.

Материалы и методы

Для реализации цели исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1. Для определения наличия и особенностей проявления непреодоленных психологических барьеров, а также стратегий преодоления у студентов был использован модифицированный тест-опросник Н.А. Подымова «Выраженность психологических барьеров» [15].

2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» («ССПМ») использовался для анализа стилевых особенностей саморегуляции и определения общего уровня саморегуляции. Одним из основных показателей является «Общий уровень саморегуляции», данная шкала характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека.

Исследование проводилось в 2020 году и было основано на принципе добровольного участия. Для описания направленности и силы взаимосвязи между наличием психологических барьеров и особенностями саморегуляции применялся r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета MS Office for Mac и программного обеспечения IBM SPSS Statistics for Mac.

Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного аграрного университета. В исследовании принимали участие 75 студентов в возрасте от 17 до 22 лет.

Результаты и их обсуждение

Исследование взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов проводилось в два этапа:

- на первом этапе с помощью модифицированного тест-опросника Н.А. Подымова «Выраженность психологических барьеров» была выделена группа студентов, в которую были включены студенты (21 человек), имеющие более четырех неразрешенных психологических барьеров и использующие неконструктивные стратегии их преодоления;

- на втором этапе были изучены стилевые особенности саморегуляции при помощи опросника «Стиль саморегуляции поведения» и проведен корреляционный анализ, целью которого являлось изучение направленности и силы взаимосвязи между наличием психологических барьеров и особенностями саморегуляции, с помощью r-коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что у большинства студентов присутствуют неразрешенные психологические барьеры. При этом необходимо отметить, что около 20% студентов имеют не более одного неразрешенного психологического барьера. Наиболее распространен среди студентов, принявших участие в исследовании, такой вид психологического барьера, как барьер напряженных психических состояний (70,75%), на втором месте - фрустрационный барьер (61,5%) и барьер стресса (61%). Социальный барьер был выявлен у 36,25% студентов, барьер кризиса и барьер творчества наблюдаются у 26,75 и 23%, соответственно. Также хотелось бы отметить, что 4 из 6 барьеров чаще всего встречаются у студентов 4 курса, несмотря на то, что студенты 4 курса являются самыми взрослыми участниками исследования, у них наблюдается ряд непреодоленных психологических барьеров, что в первую очередь связано с важным жизненным этапом - окончанием университета, на который наложилась ситуация неопределённости, возникшая в результате пандемии.

Таблица 1

Наличие различных видов психологических барьеров у студентов (в %)

Nv Барьер Барьер напр. Барьер Фрустрационный Социальный Барьер Барьер

псих. стресса барьер барьер кризиса творчества

№ курса сост.

1 66 64 56 38 35 19

2 73 58 59 29 23 23

3 68 60 64 36 21 21

4 76 62 67 42 28 29

Ср. знач. 70,75 61 61,5 36,25 26,75 23

Анализ данных, приведенных в таблице 2, показал, что значимые корреляционные связи выявлены у каждого из исследуемых видов психологических барьеров, что позволяет говорить о наличии взаимосвязи между непреодоленными психологическими

барьерами и показателями саморегуляции поведения. Таким образом, при анализе полученных данных было выделено семь значимых отрицательных коэффициента корреляции (уровень значимости 0,05 и 0,01). Данные отрицательные корреляционные взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем выше напряженность психологического барьера у студента, тем слабее развиты определенные компоненты саморегуляции поведения. Это в целом подтверждает изначальное предположение о взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов.

Таблица 2

Матрица корреляционных взаимосвязей видов психологических барьеров и показателей саморегуляции поведения

Показатель саморегуляции поведения Вид психологического барьера

БНПС БС ФБ СБ БК БТ

Планирование 0,161 -0,019 -0,257 0,025 -0,041 0,096

Моделирование 0,142 0,049 -0,29 -0,336 -0,433 -0,007

Программирование 0,081 -0,107 0,044 -0,019 0,081 -0,418

Оценивание результатов -0,437 -0,011 0,094 -0,266 -0,025 -0,117

Гибкость 0,035 0,171 -0,025 -0,064 -0,131 -0,031

Самостоятельность 0,143 -0,043 0,081 -0,131 -0,074 0,126

Общий уровень саморегуляции -0,042 -0,349 -0,383 0,026 -0,032 0,019

Примечание: БНПС - барьер напряженных психических состояний, БС - барьер стресса, ФБ - фрустрационный барьер, СБ - социальный барьер, БК - барьер кризиса, БТ - барьер творчества

Низкий уровень такого показателя саморегуляции, как «Планирование» взаимосвязан с фрустрационным барьером (г=-0,257, p<0,05), что объясняется тем, что при малореалистичном планировании, сниженной потребности в планировании, частой смене целей, несамостоятельном выдвижении целей у испытуемых возникает фрустрацион-ный барьер, который напрямую связан с грамотным планированием и целеполаганием.

Слабая сформированность процессов моделирования, которая приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. Несформированность данного показателя ведет к неспособности преодоления социального барьера (г=-0,336, p<0,05) и барьера кризиса (г=-0,433, p<0,05), что вероятно, объясняется тем, что студент склонен обвинять окружающих своих неудачах, что приводит к неспособности преодолеть возникающие барьеры.

Низкие показатели по шкале программирования показывают неумение и нежелание человека продумывать последовательность своих действий. Такие студенты предпочитают действовать импульсивно, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий. Данный показатель оказывает влияние на неспособность преодолеть барьер творчества (г=-0,418, p<0,05), что объясняется тем, что у студента не развита способность

самостоятельно сформировать программу действий, действия осуществляются путем проб и ошибок.

При отсутствии способности оценивания результатов студент не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей, что в свою очередь ведет к неспособности преодолеть барьер напряженных психических состояний (г=-0,437, p<0,05).

Низкий общий уровень саморегуляции оказывает влияние на неспособность студентов преодолеть барьер стресса (г—0,349, р<0,05) и фрустрационный барьер (г=-0,383, р<0,05). Это объясняется тем, что у таких студентов снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, это приводит к стрессовому барьеру, который студент не способен самостоятельно разрешить.

Выводы

1. Анализ теоретических источников и исследование взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов позволил сделать вывод о том, что общий уровень саморегуляции поведения и ее стилевые особенности оказывают влияние на способность студентов к преодолению психологических барьеров.

2. Проведенное эмпирическое исследование показало, что наличие фрустрацион-ного барьера связано с показателем «планирование», социального барьера - с показателем «моделирование», барьера творчества - с показателем «программирование», барьера напряженных психических состояний - с показателем «оценивание результатов». Показатель «общий уровень саморегуляции» имеет достоверную взаимосвязь сразу с двумя психологическими барьерами - фрустрационным и социальным.

В результате исследования было статистически установлено достоверное влияние таких показателей саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов и общий уровень саморегуляции на способность к преодолению психологических барьеров у студентов.

3. Между показателями уровня саморегуляции и способностью студентов к преодолению психологических барьеров существует прямая взаимосвязь: чем ниже уровень саморегуляции поведения студентов, тем менее развита у них способность к преодолению психологических барьеров (тем более выражены у них психологические барьеры и тем чаще они используют неконструктивные стратегии их преодоления).

4. Данное исследование открывает перспективу формирования системы психологической помощи студентам в формировании способности к преодолению психологических барьеров посредством повышения навыков саморегуляции поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Манина В.А. Психологическое консультирование в преодолении психологических барьеров // Личность в меняющемся мире: здоровье, адапта-ц и я, развитие. 2014. №4 (15). С.15-20. doi:10.23888/humJ2016415-20

2. Грановская, P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис; 2002.

3. Болдырева Т.А. Социально-психологический климат в студенческом коллективе как предмет учебной рефлексии В кн.: Научно-практическая конференция с международным участием «Стратегические направления развития образования в оренбургской области»; Оренбург; 29 сентября 2017. Оренбург; 2017. С. 653-655.

4. Гудименко О.В. Особенности проявления психологических барьеров адаптации у студентов первого курса в процессе профессиональной подготовки // Инновационная экономика и общество. 2014. №1 (3). С. 91-97.

5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука; 1998.

6. Ольховский В.Н. Применение прикладных элементов психологии в практике индивидуально-воспитательной работы в ВУЗе. Кстово: НВВИКУ; 1997.

7. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия; 2005.

8. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Издательство Казанского университета; 1991.

9. Эрбегеева А.Р. Психологическая коррекция состояния фрустрации у студентов в учебном процессе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2008. № 4. С. 546-548.

10. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 3 -18.

11. Манина В.А., Мугиль Ю.В., Спасенкова С.В. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у сельских студентов в процессе обучения в вузе // Психолог. 2020. №2. С. 57-69. doi:10.25136/2409-8701.2020.2.32401

12. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991. №1. C. 121-127.

13. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер; 2004.

14. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная

REFERENCES:

1. Manina VA. Psychological counselling in overcoming psychological barriers. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2014;4(15):15-20. (In Russ). doi:10.23888/ humJ2016415-20/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Granovskaja PM Konflikt i tvorchestvo v zerkale psikhologii. Moscow: Genezis; 2002. (In Russ).

3. Boldyreva TA. Sotsial'no-psikhologicheskiy klimat v studencheskom kollektive kak predmet uchebnoy refleksii. In: Nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem «Strategicheskie napravleniya razvitiya obrazovaniya v orenburgskoy oblasti»; Orenburg; 29 September 2017. Orenburg; 2017. P. 653-5. (In Russ).

4. Gudimenko OV. Osobennosti proyavleniya psihologicheskikh bar'yerov adaptatsii u studentov pervogo kursa v protsesse professional'noy podgotovki. Innovacionnaja Jekonomika i Obshhestvo. 2014;(1):91-7. (In Russ).

5. Morosanova VI. Individual'nyj stil' samoreguljacii: fenomen, struktura i funkcii v proizvol'noj aktivnosti cheloveka. Moscow: Nauka; 1998. (In Russ).

6. Ol'hovskij VN. Primenenie prikladnyh elementov psihologii v praktike individual'no-vospitatel'noj raboty v VUZe. Kstovo: NVVIKU; 1997. (In Russ).

7. Osuhova NG. Psihologicheskaja pomoshh' v trudnyh i ekstremal'nyh situatciyah. Moscow: Akademia; 2005. (In Russ).

8. Prohorov AO. Psikhicheskie sostoyaniya i ikh proyavleniya v uchebnom protsesse. Kazan': Izdatelstvo Kazanskogo universiteta; 1991. (In Russ).

9. Erbegeeva AR. Psikhologicheskaya korrektsiya sostoyaniya frustratsii u studentov v uchebnom protsesse. Vestnik MGOU. Serija «Psihologicheskie nauki». 2008;(4):546-8. (ffln Russ).

10. Shakurov RH. Barrier as a category and its role in activity. Voprosy Psihologii. 2001;(1):3-18. (In Russ).

11. Manina VA, Mugil' JuV, Spasenkova SV. Psychological and pedagogical conditions for overcoming psychological barriers among rural students in the process of studying at a university. Psiholog. 2020;(2): 57-69. (In Russ). doi:10.25136/2409-8701.2020.2.32401

12. Morosanova VI. Stilevye osobennosti samoregu-lirovanija lichnosti. Voprosy psihologii. 1991;(1):121-7. (In Russ).

13. Kulikov LV. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki. Saint-Petersburg: Piter; 2004. (In Russ).

устойчивость как ключевая компетенция. Челябинск: Атоксо; 2010.

15. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя. Курск: Издательство КГПУ; 1996.

14. Dolgova VI, Gol'eva GJu. Emocional'naja ustojchivost' kak klyuchevaya kompetentsiya. Cheljabinsk: Atokso; 2010. (In Russ).

15. Podymov NA. Psikhologicheskie bar'ery v professional'noy deyatel'nosti uchitelya. Kursk: Izdatel'stvo KGPU; 1996. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гарданова Жанна Робертовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии психолого-социального факультета, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. E-mail: zanna7777@inbox.ru

Манина Валерия Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и клинической психологии, Оренбургский государственный медицинский университет; 460000, Оренбург, ул. Советская, д. 6. E-mail: valeriamanina@gmail.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 24.11.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.03.2021.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Гарданова Ж.Р., Манина В.А. Анализ взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №1 (32). С. 67-75. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=470. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/ humJ2021167-75

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Gardanova Zhanna R. - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Psychotherapy, Psychological and Social Faculty, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanova street, 117997, Moscow. E-mail: zanna7777@inbox.ru

Manina Valeria A. - PhD (Psychology), Associate professor at the Department of Psychotherapy and Clinical Psychology, Orenburg State Medical University; 6, Sovetskaya street, 460000, Orenburg. E-mail: valeriamanina@gmail.com

PAPER RECEIVED: 24.11.2020. PAPER ACCEPTED: 01.03.2021.

REFERENCE FOR CITING:

Gardanova ZhR, Manina VA. Analysis of relationship of the level of behavioral self-regulation and ability to overcome psychological barriers among students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(1):67-75. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=470. Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi:10.23888/humJ2021167-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.