5. Терентьева Ю.Г., Белинская И.В. Перспективы развития предпринимательской
деятельности в туристской сфере // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - №32. - С. 228-232.
Literatura
1. Kolokolcev V.N., Malafeev O.A. Matematicheskoe modelirovanie mnodoagentnih system konkurencii I kooperacii. Teoría dla vseh. - M.: Lan, 2012. - 624 s.
2. Zakorin N.D., Gavrilchak I.N., Chaykovskaya A.V. Formalnie kriterii effektivnosti realizacii turrodukta // Vestnik Nacionalnoy akademii turizma. - 2014. - №3 (31). - S. 25-29.
3. Gavrilchak I.N. Makroeconomicheskiy uroven programmirovania I ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie turizma turizma kak sveri economiki socialialnih uslug // Obrazovanie, economika, obchestvo. - SPb: NOIR, 2011. - №4. - 16 s.
4. Kozirev A. Matrica riska. Harakteristika, analiz I ocenka riskov // Baza avtorskih statey. Oficialniy resurs. URL:// http://fb.ru/article/264337/matritsa-riska-harakteristika-analiz-i-otsenka-riskov
5. Terenteva U.G., Belinskaya I.V. Perspektivi razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v turistskoy sfere // Izvestya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2013.-№32. -S. 228-232.
УДК 65.011.8
Соискатель С.А. ТИМОШЕНКО
(СПбГАУ, [email protected])
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ВУЗОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одной из важнейших составляющих аграрной политики Российской Федерации является совершенствование кадрового потенциала, который изначально формируется в высших учебных заведениях. Надо отметить, что ситуация с кадрами в сельском хозяйстве достаточно сложная: происходит старение кадров, молодежь, которая получает дипломы в сфере сельского хозяйства, не ставит перед собой цели остаться и развиваться в отрасли.
Анализ всего агропромышленного комплекса в целом показывает, что ситуация имеет и положительные тенденции, так как интерес к перерабатывающему производству, промышленной отрасли, особенно той части, которая занимается производством сельскохозяйственных машин, достаточно высок и эти составляющие АПК не испытывают острого дефицита в кадрах, имея мощную государственную поддержку. На основании этого можно сделать вывод о возможности предоставления наиболее привлекательных условий для своих сотрудников. Существенным образом отличается сельское хозяйство, прерогатива которого заключается в обеспечении продовольственной безопасности, формировании продовольственных рынков и решении других актуальных задач. Учитывая важность данной отрасли, государство ей оказывает поддержку в отношении стимулирования притока специалистов на село: разрабатываются и воплощаются в жизнь социальные программы поддержки сельского хозяйства, начиная от льгот, предоставляемых молодым специалистам, и заканчивая государственным субсидированием ряда приоритетных направлений в сельском хозяйстве.
Профессиональная подготовка в системе образования происходит на второй год обучения студента в магистратуре, когда сам процесс обучения переходит от теоретических аспектов к практическим, то есть приобретаются навыки будущей профессии непосредственно на самом предприятии. Поэтому очень важно, чтобы была создана система обратной связи, которая бы включала в себя все заинтересованные стороны.
Создание такой системы поможет наладить взаимосвязи между государственными структурами, образовательными учреждениями и сельхозпроизводителями, а также позволит определить реперные точки, на которые необходимо обратить внимание и, при необходимости, скорректировать количество требуемых специалистов, а также разработать новые программы для обучения или ввести специальности, востребованные в данном конкретном регионе.
Материал, методы и объекты исследования. Методом анализа и синтеза проведено исследование в части взаимосвязи программ обучения и особенностей сельского хозяйства регионов СЗФО. Объекты исследования - государственные вузы аграрного профиля и реперные точки сельского хозяйства региона.
Результаты исследования. Исходя из аналитических данных, в России осуществляют образовательную деятельность 162 образовательные организации, имеющих сельскохозяйственную специфику. Из них в ведении Министерства сельского хозяйства 21 университет, 35 академий и 2 института, то есть эти государственные вузы имеют основное направление подготовки специалистов в отраслях АПК.
Более четкую картину по направлениям профессиональной подготовки, которые должны быть в ГАУ, поможет показать анализ приоритетных направлений развития субъектов, которые входят в СЗФО РФ. Эти направления в различной степени могут иметь отношение к сферам АПК (табл. 1).
Для проведения корректного анализа взаимосвязи программ обучения с особенностями сельского хозяйства необходимо изучить специфику Северо-Западного Федерального округа. Он представляет собой объединение двух экономических районов -Северного и Северо-Западного. В их состав входят город федерального значения - Санкт-Петербург и Ленинградская, Псковская, Новгородская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Калининградская области, а также Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми. Архангельская область в свою очередь включает в себя острова Новой Земли, которые используются в качестве ядерных полигонов, а также хранения ядерных отходов.
Расположен округ на севере и северо-западе европейской равнинной части России и, несмотря на суровые климатические условия, Северо-Запад имеет ряд положительных моментов для успешного развития в целом, а также играет важную роль в решении такой актуальной на сегодняшний момент проблемы для страны как импортозамещение.
Главное преимущество СЗФО - стратегически выгодное геополитическое расположение. Округ сопределен с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью. Имеет выходы в такие моря, как Баренцево, Балтийское, Белое, Карское, что способствует развитию экспорта и импорта. В результате анализа данных в отношении санкций, Россия остается привлекательным и очень выгодным партнером для многих западных стран, и Северо-Запад, в данном случае, играет ключевую роль в обеспечении внешнеэкономических связей России.
ЭКОНОМИКА II ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Таблица 1. Анализ приоритетных направлений развития субъектов СЗФО
Субъект СЗФО Приоритетные направления развития субъекта
Санкт-Петербург - таможенное дело - производство - рыбное хозяйство сельскохозяйственных машин и - перерабатывающее производство техники
Ленинградская область - таможенное дело _ - - перерабатывающее производство сельское, рыбное и лесное „ - сельскии туризм хозяйство
Псковская область - таможенное дело - - выращивание рапса, льна - сельское, рыбное и лесное г „ , „ -рыбное хозяйство (прудовое) хозяйство - перерабатывающее производство - птицеводство „ - сельскии туризм - пчеловодство - садоводство - пектиновое производство
Архангельская область сельское, рыбное и лесное - „ - перерабатывающее производство хозяйство „ , „ - сельскии туризм - развитие фермерских хозяйств
Калининградская область - сельское, рыбное (океаническое) и - выращивание рапса, льна лесное хозяйство г - перерабатывающее производство - таможенное дело
Мурманская область - таможенное дело - сельское, рыбное хозяйство - перерабатывающее производство
Вологодская область сельское, рыбное и лесное хозяйство - сельский туризм - перерабатывающее производство - выращивание льна
Республика Карелия сельское, рыбное и лесное - сельскии туризм хозяйство - охотничье хозяйство - перерабатывающее производство
Республика Коми сельское, рыбное и лесное - „ - перерабатывающее производство хозяйство „ - сельскии туризм - оленеводство
Ненецкий автономный округ сельское, рыбное и лесное - перерабатывающее производство (в том хозяйство числе переработка водных - оленеводство биологических ресурсов) - охотничье хозяйство - сельский туризм
Новгородская область сельское, рыбное и лесное хозяйство - сельский туризм - перерабатывающее производство
Также плюсом Северо-Западного федерального округа является то, что на его территории находится второй по величине мегаполис РФ - Санкт-Петербург, который представляет собой мощный производственный потенциал страны. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развита промышленность: металлообработка и машиностроение, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность, черная и цветная металлургия, топливная промышленность. Сельскохозяйственная составляющая округа в доле России составляет 6%, промышленность же достигает в общей структуре по стране 12%. По результатам этих аналитических данных, можно утверждать, что Северо-Западный округ -преимущественно промышленная зона, которая сосредоточена в основном в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В структуре АПК Ленинградской области 50% составляют сельскохозяйственные предприятия, оставшиеся 50% практически поровну делят
предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и предприятия рыбохозяйственного комплекса (рис. 1).
■ сельскохозяйственные предприятия
■ предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности • предприятия рыбохозяйственного комплекса
Рис. 1. Структура АПК Ленинградской области
Анализируя статистические данные, можно сказать, что сельское население составляет всего 16,3%, что видно на рис.2. Это отчасти связано с оттоком молодежи из сельской местности в города, что обусловлено размещением основного производства.
16000
II II п и
г____
10000
н — — I II II
I I___I 11 I
4000 п___и 1ПГ
пгтпппг
1989 г. 2002 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Рис. 2. Анализ количества динамики численности населения СЗФО, тыс. чел.
Преимущественно перекрытие нехватки экономически активного населения происходит в части замещения рабочих специальностей, не требующих высокой профессиональной квалификации.
На основе аналитических данных Мониторинга вузов РФ мы сделали выборку и выяснили, что на территории СЗФО расположены 14 вузов, ведущих подготовку специалистов по направлениям сельскохозяйственной отрасли (рис. 3).
городское население ■ сельское население
Из них в ведении Министерства сельского хозяйства РФ три академии и 1один университет с филиалом:
1. Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина;
2. Великолукская государственная сельскохозяйственная академия;
3. Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины;
4. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;
5. Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" [3].
— Г: &
9
-<а. " ..я.
_ .......... • ' ^
Рис. 3. Размещение государственных вузов в СЗФО
По аналитическим данным мониторинга вузов Российской Федерации [4], в 2016 году ведущее место по общему количеству студентов занимает ФГБОУ ВО СПбГАУ - 5876 человек. Калининградский филиал СПбГАУ обучает 1427 человек, но его контингент студентов корректнее учитывать в общей структуре СПбГАУ. Из самостоятельных структурных единиц меньшее количество студентов в Великолукской сельскохозяйственной академии - 2081 человек.
Калининградски__ й филиал —^ 1427 ^^ Великолукская государственная сельскохозлйстве нная академия; 2 081
С11(31ЛУ; 5 8/6
Ч СПбГЛВМ; 2 750 щ Вологодская 1.,г государственная молочнохоэяйств ЩУ енная академия ^ имени Н.В. Верещагина; 3 167
Рис. 4. Распределение контингента студентов по вузам аграрного нанравления СЗФО в 2016 г., чел.
Удельный вес трудоустроившихся выпускников в течение следующего года после выпуска распределился следующим образом: Великолукская сельскохозяйственная академия - 65%, Вологодская молочнохозяйственная академия - 85%, СПбГАВМ - 70% и СПбГАУ с филиалом - 80%. Данные показатели трудоустройства дают только общее понимание, после окончания какого учебного заведения большее количество выпускников заняты в трудовом процессе, но не дает представления, сколько выпускников приняло решение продолжить свою трудовую деятельность по полученным специальностям.
Для определения взаимосвязи уже проанализированных приоритетных направлений развития регионов СЗФО необходимо изучить состав образовательных программ, которые предоставляются в вузах профильного направления (табл.2).
Таблица 2. Состав образовательных программ государственных вузов СЗФО, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ
Название образовательного программы
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Сельское, лесное и рыбное хозяйство Прикладная геология, горное дело,
Транспортные средства нефтегазовое дело и геодезия
Архитектура и строительство Техника и технологии наземного
Безопасность жизнедеятельности, транспорта
природообустройство и защита окружающей Ветеринария и зоотехния
среды Экономика и управление
Биологические науки Юриспруденция
Техника и технологии строительства Политические науки и регионоведение
Электро- и теплоэнергетика Сервис и туризм
Техносферная безопасность и
природообустройство_
Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный
университет"
Сельское, лесное и рыбное хозяйство Ветеринария и зоотехния Экономика и управление
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия Экономика и управление Электро- и теплоэнергетика
Сельское, лесное и рыбное хозяйство Техника и технологии наземного
Энергетика, энергетическое машиностроение транспорта
и электротехника Ветеринария и зоотехния
Транспортные средства_
_Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины_
Биологические науки
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Ветеринария и зоотехния
_Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина_
Экономика и управление Машиностроение
Сельское и рыбное хозяйство Промышленная экология и
Воспроизводство и переработка лесных биотехнологии
ресурсов Управление в технических системах
Технология продовольственных продуктов и Ветеринария и зоотехния
потребительских товаров
По результатам анализа состава образовательных программ, которые представлены в государственных вузах СЗФО, становится ясно, что во всех случаях предоставляется стандартный комплекс программ за небольшим исключением.
Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. СЗФО имеет стратегически важное геополитическое расположение, обширную площадь земель, где расположено множество месторождений полезных ископаемых и почти 50% всех лесных ресурсов страны; он расположен в достаточно суровых климатических условиях, что обусловливает выбор возможных отраслей сельского хозяйства.
2. В ряде субъектов СЗФО существует демографическая проблема, связанная с оттоком населения и, как следствие, появляются депрессивные районы, что не способствует развитию экономики страны.
3. В СЗФО работают 14 вузов, ведущих подготовку специалистов в области сельского хозяйства. Изучив общую структуру, становится ясно, что только 3 академии и 1 университет с филиалом в Калининградской области являются государственными вузами, которые находятся в ведомстве Министерства сельского хозяйства РФ и имеют аграрную специализацию.
4. Из присутствующих в СЗФО вузов только 1 университет с филиалом и 3 академии имеют аграрный профиль и находятся в ведомстве Министерства сельского хозяйства РФ.
5. Благодаря проведенному анализу приоритетных направлений развития регионов и образовательных программ вузов аграрного профиля СЗФО выявлена прямая их взаимосвязь.
Тем не менее для выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Публичной Декларации приоритетных целей и задач Министерства сельского хозяйства РФ на 2016 год, таких как продовольственная независимость страны, ее безопасность, повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, переход к инновационному типу развития, необходим более тщательный анализ предлагаемых образовательных услуг для того, чтобы рынок труда начал насыщаться востребованными кадрами в необходимом количестве.
Для наиболее эффективного развития кадрового потенциала и обеспечения рынка труда востребованными специалистами необходимо:
1) провести анализ выявления причин, которые создают структурный дисбаланс в выпуске специалистов по укрупненным группам сельскохозяйственных специальностей и направлений высшего образования;
2) создать условия для опережающих темпов подготовки кадрового потенциала высшей квалификации в области сельского хозяйства путём создания центров подготовки по рабочим специальностям, актуализации программ образования, которые уже есть, введение новых компетенций, ориентирующихся на современные тенденции и требования сельскохозяйственной отрасли.
Литература
1. Минсельхоз РФ http://www.mcx.ru/navigation/page/show/375.htm
2. Публичная Декларация приоритетных целей и задач Министерства сельского хозяйства РФ на 2016 год http://mcx.ru/documents/document/show/35599.htm
3. Росстат
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
4. Мониторинг вузов РФ. http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
5. Демография// Федеральная служба государственной CTaTHCTHKH.URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populat ion/demography/
Liter atur a
1. Minselhoz RF http://www.mcx.ru/navigation/page/show/375.htm
2. Publichnaya Deklaraciya prioritetnyh celej i zadach Ministerstva selskogo hozyajstva RF na
2016 god http://mcx.ru/documents/document/show/35599.htm
3. Rosstat
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
4. Monitoring vuzov RF http://indicators.miccedu.ru/monitoring/7nFvpo
5. Demogafiya// Federalnaya slyzba gosydarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
УДК 316.4.06
Канд. экон. наук М.В. КАНАВЦЕВ (СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук А.Л. ПОПОВА (СПбГАУ, [email protected])
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯИ РАЗРЫВА МЕЖПОКОЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Управление, социальная демография, социальные проекты, человеческие ресурсы
Стремительное развитие процесса демографического старения, ранее характерного лишь для высокоразвитых стран, теперь приобрело глобальный характер. Изменение возрастной структуры населения Земли в пользу нетрудоспособных возрастов, прежде всего - старших, грозит породить в ближайшем будущем целый ряд кризисных для традиционных социально-экономических систем явлений. Назревает необходимость радикальной смены всей социальной парадигмы современного общества.
Цель исследования: проанализировать международный опыт решения социально-демографических проблем старения населения и рассмотреть проекты выстраивания межпоколенческих взаимодействий, включающих социальные, психологические, экономические и политические компоненты.
При этом политические и социально-экономические решения, имеющие непосредственное или косвенное воздействие на условия сосуществования поколений и их связи, должны иметь стратегический характер с продолжительной во времени перспективой, превосходящей обыкновенное политическое планирование. Необходимо другое понимание политики поколений, и в этой связи социолог Курт Люшер предлагает следующую дефиницию: «Занимаясь политикой поколений, необходимо создавать общественные условия, которые дают людям возможность оформить их поколенные отношения в настоящем и будущем таким образом, чтобы они способствовали свободному развитию личности, ответственности за других и себя независимо от пола, возраста, экономической, социальной и культурной среды» [ 1 ].
Материалы, методы и объекты исследования. Целенаправленно осуществляемые проекты, имеющие поколенную ориентацию, необходимы в современном обществе, так как традиционные формы организации межпоколенных взаимодействий, такие как многопоколенная семья или соседство, постепенно утрачиваются. Начиная с конца XX века во многих странах мира реализуются многочисленные «проекты поколений». Основными инициаторами данных проектов выступают: политические партии, благотворительные организации, религиозные организации и общины, инициативные группы граждан, что свидетельствует об их многоплановости и социальной значимости [2].
Рассмотрим варианты реализации основных форматов проектов поколений на примерах из опыта различных стран.
1. Встречи. Основной задачей подобных проектов является улучшение внутрипоколенных контактов с точки зрения формирования общей цели деятельности,