Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи между уровнем работоспособности и базовыми параметрами ведущих систем организма при разных функциональных состояниях'

Анализ взаимосвязи между уровнем работоспособности и базовыми параметрами ведущих систем организма при разных функциональных состояниях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи между уровнем работоспособности и базовыми параметрами ведущих систем организма при разных функциональных состояниях»

Мальчевская Н.Н.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический

университет

Занятия физической культурой в ВУЗе направлены на укрепление здоровья студентов и всестороннее развитие функциональных возможностей органов и основных систем организма. Интенсивная учебная работа студентов связана с сокращением двигательной активности. К концу учебного дня примерно 80,0% студентов ощущают снижение работоспособности, утомление, иногда сопровождающееся головными болями, болями в мышцах спины и шеи, мышцах рук.

Для улучшения самочувствия и повышения физической работоспособности используется рациональный режим. Считается, что режим средних нагрузок (ЧСС 110-130 уд/мин.), объем 4-6 ч. в неделю, наиболее благоприятен для успешной учебной деятельности.

Минимальную "порцию" физической нагрузки студенты получают 2 раза в неделю по 2 часа на занятиях физической культурой. Преподаватели широко используют легкоатлетические и гимнастические упражнения, плавание, спортивные игры.

На учебных занятиях формируется представление о здоровом образе жизни вообще и, в частности, потребность ежедневной утренней зарядки(10-15 мин.). Это лучший способ перехода организма к активному состоянию.

При малоподвижном образе жизни студентов целесообразно применять физические упражнения в учебное время - физкультурные паузы, микропаузы активного отдыха и вводная гимнастика. Комплекс физкультурнооздоровительных мероприятий направлен на борьбу с психо-эмоциальным утомлением.

Широкие возможности в выборе форм и средств физической культуры открываются во внеурочное время. После окончания учебы, в целях ускорения восстановительных процессов, рекомендованы активные двигательные действия, спортивные игры, массовые физкультурные занятия.

Ю.Л. Масленникова

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И БАЗОВЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПРИ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия

имени П.А. Соловьёва, Рыбинск

Целью проведённого исследования было оценить тесноту и характер взаимосвязи между величиной физической работоспособности и базовыми параметра-

ми состава тела, функции внешнего дыхания, работы сердечно-сосудистой системы, состояния периферического кровообращения, состава крови и состояния иммунного статуса молодых людей 18-22 лет внутри группы с низким и высоким уровнем работоспособности.

Материалы и методы исследования. Было проведено тестирование работоспособности 150 молодых людей, по результатам теста были сформированы две группы: в первую вошли молодые люди с величинами PWC170 не превышающие 950 кг м/мин; во второю - с величиной PWC170 более 1450 кг м/мин. У них определяли состав тела (по Мартиросову), основные параметры работы ССС в покое и при нагрузке, состав крови (на счётчике DANAM HC - 5710 ,Dallas). Количество лимфоцитов методом фиколвирографическим, иммунофенотипи-рование лимфоцитов визуальным иммуноцитохимическим методом, количественное определение иммуноглобуллинов методом радиальной иммунодиффузии в геле, пропускную способность артериального русла нижних конечностей осуществляли при помощи доплеровской ультразвуковой диагностической системы «DOPLEX -2500» фирмы ASTEL. Снимали показатели с подколенных (ПА), переднебольшеберцовых (ПББА) и заднебольшеберцовых (ЗББА) артерий обеих ног. Пикфлоуметрия проводилась с помощью универсального пик-флоуметра, спирометрия - на ультразвуковом приборе «FLOWSCREEN» версия 20. производства «Эрих Егер» (Германия). Провели корреляционный анализ величины PWC170 с каждым из параметров внутри группы с вычислением парного линейного коэффициента корреляции Бравэ-Пирсона. Значимой считали взаимосвязь со значением коэффициента более 0,65.

Результаты. Анализ взаимосвязи между параметрами внутри групп показал, что в группе с невысокой работоспособностью величина PWC170 высоко коррелировала с такими показателями работы ССС как ЧСС нагрузка (г=-0,96), ЧСС покой (г=-0,7), ДП нагрузка (г=-0,68). Из параметров состава тела в первой группе взаимосвязь обнаружена лишь c количеством жировой ткани в кг. (г=-0,65). Интересно, что в этой группе не обнаружено взаимосвязи с показателями работы дыхательной системы и параметрами общего анализа крови. Обнаружена взаимосвязь между некоторыми составляющим иммунитета: ^ G, CD8, CD4/CD8. Тесная отрицательная взаимосвязь обнаружена со средней скоростью кровотока величиной индексов М и PWI для ПББА и ЗББА.

В группе 2 с высокими показателями работоспособности (PWC> 1450) не обнаружено взаимозависимости этого параметра между основными составляющим состава тела и параметрами работы ССС. Интересно, что в группе 2 обнаружена тесная отрицательная взаимосвязь с величиной ЖЕЛ, резервным объёмом выдоха и пиковой объёмной скоростью. Не обнаружено зависимости с гематологическими показателями, ближе к высокой оказалась взаимосвязь с концентрацией HGB и МСНС. Не высокая взаимосвязь оказалась и с параметрами иммунного статуса. В группе с высоким аэробным потенциалом обнаружены следующие взаимозависимые с PWC170 параметры состояния сосудистого русла по результатам допплерографии: скорость кровотока для ПА и ЗББА обеих ног; индексы PI , М, PWI и ^, длительность сердечного цикла для всех ар-

терий.

Заключение. Таким образом, в группах с разным функциональным состоянием обнаружена разная взаимосвязь с величиной PWC170. В группе 1 работоспособность не связана с работой дыхательной системы и содержанием основных форменных элементов крови, несколько меньше работоспособность у лиц этой группы взаимосвязана с массой тела и содержанием жира. В наибольшей степени работоспособность определяется работой сердечно-сосудистой системы и иммунитета.

В группе 2 не обнаружено взаимозависимости PWC170 от состава тела, возможностей ССС, гематологических параметров и составляющих иммунитета. Вместе с тем обнаружена взаимосвязь с некоторыми параметрами функции внешнего дыхания и состояния сосудистого русла. Интересно, что в обеих группах обнаружена взаимосвязь с индексом сопротивления Пурсело (RI), характеризующим резистентность сосудов и показателем подъёма пульсовой волны по всем рассматриваемым сосудам, что позволяет говорить о зависимости между резервами организма и способностью сосудистой стенки реагировать на ударный кровоток и подъём пульсовой волны, в большей степени, чем от других параметров сосудистого русла - эластичности, например, расширения спектра, индекса Стюарта. По параметрам S/D, IA, SB тесной взаимосвязи не обнаружено.

Носова Е.А., Гладких Т.Н., Бовинова Н.Н.

МАССОВЫЕ СТАРТЫ В ФОРМИРОВАНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна

Физическое состояние человека можно совершенствовать как в процессе занятий спортом, так и с помощью средств оздоровительной физической культуры. И в том, и в другом случае произойдут определенные изменения в организме занимающихся. Задача преподавателя по физической культуре состоит в том, чтобы эти изменения были позитивными, направленными на положительные сдвиги в организме молодых людей, обучающихся в вузе. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. В связи с тем, что ловкость проявляется во многих действиях, в практических целях их можно известным образом сгруппировать:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.