ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
*
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК »«. 01 + 7М. о?1 О. Ю. СТЕПАНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССА ЭНЕРГЕТИКИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОК 9-16 ЛЕТ К СКОРОСТНОСИЛОВЫМ НАГРУЗКАМ_________________________________
Изложены результаты исследований, в которых отражены возрастные особенности адаптации ССС и процесса энергообеспечения организма спортсменок 9-16 лет к скоростносиловым нагрузкам различной интенсивности. Выявленные закономерности послужили основой для разработки методики этапного контроля и оценки тренировочного эффекта и проведения врачебно-педагогической коррекции. Методика внедрена в практику юных легкоатлеток, лыжниц и биатлонисток г.Омска и Омской области (биатлонисток, входящих в состав сборной команды России).
Актуальность исследования. По мнению ученых, исследование функции ССС в условиях относительного покоя не позволяет достаточно полно раскрыть ее функциональный резерв по отношению к мышечной деятельности человека [1, 2, 3, 6 и др.]. Для уточнения функциональных способностей аппарата кровообращения необходимо проведение нагрузочных функциональных проб или тестов. Нагрузочные тесты позволяют получить важную информацию о функциональном состоянии аппарата кровообращения при физических нагрузках. Для определения функциональных резервов ССС и уровня физической работоспособности
юных спортсменов рекомендуется проводить тест PWC150 или PWC170 [2, 3, 6, 7 и др.].
Проблема состоит в том, что тест PWC170 не отражает скоростно-силовые возможности организма юных спортсменок. Данный методический подход оценивает уровень общей аэробной выносливости, аэробной производительности (МПК), но не отражает уровень развития скоростно-силовой, т. е. анаэробной выносливости организма спортсменок. Вместе с тем в тренировочном процессе различных видов спорта используются физические упражнения скоростносилового характера, которые развивают скоростно-
силовую или анаэробную выносливость у юных спортсменок. К сожалению, научных исследований по данной проблеме недостаточно и раскрыта она фрагментарно.
Цель исследований. Изучить и выявить возрастные закономерности развития скоростно-силовой анаэробной выносливости и особенности адаптации к ним сердечно-сосудистой системы, процесса энергообеспечения организма спортсменок 9-16 лет.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе НИИ ДЭУ СибГУФК, в которых приняли участие 190 юных спортсменок, специализирующихся в циклических видах спорта (легкая атлетика, биатлон, лыжные гонки, плавание).
В процессе исследований был использован методический подход, рекомендованный Л. Г. Харитоновой [9], о параллельной оценке уровня общей аэробной и скоростно-силовой анаэробной выносливости спортсменов (авторское свидетельство № 2007611219 от 22.03.07).
Использована трехступенчатая скоростно-силовая нагрузка на велоэргометре, выполняемая с разной интенсивностью, критерием интенсивности служили величины ЧСС. Физическая нагрузка для всех испытуемых по технологии тестирования была совершенно одинакова: разминка — ЧСС 120—130 уд/мин, рассматривалась как скоростно-силовая нагрузка малой интенсивности, 2-я нагрузка — умеренной интенсивности — ЧСС 160— 170 уд/мин, 3-я нагрузка — высокой интенсивности — ЧСС свыше 180 уд/мин. Длительность нагрузок первой и второй по 4 минуты, третьей — 1 минута. Интервалы отдыха между ступенями — 2 минуты. Оценка срочного восстановления осуществляется до 10-й минуты отдыха. Обработка данных осуществляется авторской компьютерной программой, разработанной Л.Г.Харитоновой (2007).
Мощность испытуемые имели возможность развивать такую, которая соответствует уровню подготовки и функциональным возможностям организма.
Определялась мощность на второй и третьей ступенях нагрузки. Рассчитывали абсолютную и относительную мощность или физическую работоспособность спортсменок, выполняемую на пульсе до 170 уд/мин [4].
Абс. PWC170 = Ы1 + (К, — Ы1) х 170 ~ *1 (кгм/мин),
1 2 *1
где N — мощность первой нагрузки (кгм ),
N — мощность второй нагрузки (кгм ),
1 — частота сокращений сердца в конце первой нагрузки (уд/мин),
1 — частота сокращений сердца в конце второй нагрузки (уд/мин).
Абсолютную и относительную мощность, выполняемую на пульсе свыше 180 уд/мин, т. е. в субмак-симальной зоне мощности.
АбсЖсу6 = Ышах * 6 (кгм/мин),
где Ышах — максимально развиваемая мощность.
Для оценки аэробной производительности и окислительной способности организма оценивалась величина максимального потребления кислорода (МПК). Это интегральный показатель, отражающий способность организма поглощать кислород и является наиболее информативным показателем производительности кардиореспираторной системы [8]. Для измерения МПК мы использовали косвенный метод. Расчет производили по формуле, рекомендованной В.
Л. Карпманом с соавт. [4, 8] для детей, занимающихся спортом:
МПК = 1,7 х PWC170 + 1240 (мл/мин).
Рассчитывали абсолютные и относительные (на 1 кг веса) значения МПК.
Для оценки процесса энергообеспечения в анаэробных условиях в отдельных экспериментах определяли в крови концентрацию молочной кислоты: покой — работа — восстановление. Уровень молочной кислоты отражала процесс анаэробного гликолиза. Рассчитывали анаэробную производительность по емкости анаэробного гликолиза.
Емкость анаэробного гликолиза оценивалась по методике E. L. Fox [10]:
Максимальная Wcy6., относит. (кгм/мин/кг)
гликолитическая = лактат (мМоль/л) —
мак.' ’
емкость — лактат (мМоль/л)
покоя ' ’
Интенсивность анаэробного процесса определяли по максимальному уровню молочной кислоты после нагрузки.
Методы математической статистики. Результаты были обработаны на компьютере IBM PC Pentium — 266, с помощью программы Microsoft Excel v/ 7.0 для Windows 98.
Для каждого из исследуемых показателей определялось среднее арифметическое значение (Х). Показателем варьирования служило среднее квадратичное отклонение (а). Оценка достоверности различий осуществлялась по t-критерию Стьюдента при уровне значимости P < 0,05. Проведен анализ корреляционных взаимосвязей между изучаемыми параметрами.
Результаты исследований. Полученные результаты исследований обработаны математически. С учетом среднегрупповых значений по четырем возрастным группам 9—10, 11 — 12, 13—14 и 15—16 лет представлены в таблице 1.
Анализ полученных данных позволил заключить, что в условиях относительного покоя показатели гемодинамических величин у девочек 9—16 лет, занимающихся спортом, соответствуют возрастным физиологическим нормам школьниц, не занимающихся спортом (табл. 1).
При анализе среднегрупповых величин основных гемодинамических параметров при выполнении физических нагрузок выявлено, что с возрастом совершенствуется процесс адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам скоростно-силового характера различной интенсивности (табл. 1).
Для выявления особенностей долговременной адаптации основных гемодинамических параметров или в целом ССС у юных спортсменок от возраста к возрасту был проведен анализ по трем суммарным показателям сердечно-сосудистой системы. Сумма трех величин гемодинамических показателей состояла из значений полученных в покое (ЧСС1), величины ответной реакции на ФР170 (ЧСС2) и ФР-суб. (ЧСС).
Сумма трех величин (покой — ФР170 — ФРсубм) гемодинамических параметров представлено в таблицах 2 — 4, в которых отражены темпы прироста этих изучаемых показателей. Среднегрупповые значения всех показателей у спортсменок 9—10 лет мы взяли за 100%, по отношению к этой возрастной группе были подсчитаны суммарные темпы изменений у 11 — 12летних спортсменок, по отношению к 13—14-летним
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Показатели гемодинамики и биоэнергетики у юных спортсменок при выполнении ступенчато- и скоростно-силовой нагрузки (х ± 8
№ Показатели 9—10 лет п = 49 11 — 12 лет п = 43 13—14 лет п = 37 15—16 лет п = 62
В покое
1 ЧСС, уд/мин 82,0 ± 5,0 80,0 ± 7,0 77,0 ± 6,0 72,0 ± 7,0
2 АДс, мм рт.ст. 101 ± 8,3 105 ± 7,0 112,0 ± 6,0 110,0 ± 7,0
3 АДд, мм рт.ст. 64,0 ± 3,7 63,2 ± 4,3 65,0 ± 3,0 66,0 ± 3,2
4 ПД, мм рт.ст. 36,0 ± 3,0 38,1 ± 4,3 38,4 ± 3,7 40,2 ± 2,0
5 АДср., мм рт.ст 33,0 ± 2,1 33,6 ± 1,7 34,3 ± 3,0 35,4 ± 2,0
6 ДП, ус.ед. 80,3 ± 3,04 81,0 ± 4,0 88,0 ± 7,4 79,2 ± 5,0
7 СО, мл 38,3 ± 3,4 39,9 ± 3,0 42,0 ± 4,7 44,3 ± 3,0
8 МОК, л 3,07 ± 0,5 3,15 ± 0,6 3,4 ± 0,4 3,4 ± 0,3
9 КВ, ус.ед. 31,0 ± 4,0 21,0 ± 4,5 20,2 ± 3,7 18,0 ± 2,0
10 Индекс Кердо (ИВР) % 22,0 ± 2,7 22,7 ± 4,3 16,4 ± 3,7 12,5 ± 1,7
11 Лактат, мМоль/л 1,7±0,3 1,5±0,7 2,3±0,7 2,1 ± 1,2
Физическая работоспособность при ЧСС = 170 уд./мин
12 ФР170 абс., кгм/ мин 470,9 ± 94,0 530,7 ± 94,7 960,0 ± 170 1218,0 ± 276,0
13 ФР170 отн., кгм/ мин/кг 13,6 ± 4,0 14,9 ± 3,0 17,4 ± 4,0 19,9 ± 3,5
Ответная реакция организма
14 ЧСС, уд/мин 156,7 ± 3,8 165,0 ± 4,7 166,2 ± 3,7 165,0 ± 3,0
15 АДс, мм рт.ст. 130,3 ± 11,0 132,7 ± 13,0 145,3 ± 15,7 147,3 ± 18,0
16 АДд, мм рт.ст. 55,7 ± 12,0 53,9 ± 11,0 45,0 ± 21,0 47,0 ± 17,4
17 ПД, мм рт.ст. 73,0 ± 12,0 78,7 ± 15,0 101,0 ± 17,0 100,3 ± 12,0
18 АДср., мм рт.ст 42,3 ± 3,9 44,2 ± 4,0 48,3 ± 4,7 49,1 ± 3,9
19 ДП, ус.ед. 211,0 ± 21,7 216,0 ± 18,4 241,0 ± 20,7 242,5 ± 15,0
20 СО, мл 60,7 ± 9,0 62,5 ± 7,3 72,9 ± 10,3 76,9 ± 9,0
21 МОК, л 10,1 ± 2,9 10,2 ± 3,7 12,1 ± 1,7 12,6 ± 11,0
22 КВ, ус.ед. 22,3 ± 2,4 20,9 ± 3,0 16,4 ± 5,0 16,5 ± 3,0
23 Индекс Кердо (ИВР) % 66,0 ± 3,7 68,0 ± 7,3 73,0 ± 5,3 74,2 ± 5,0
Физическая работоспособность при ЧСС более 180 уд./мин
24 ФР , абс., кгм/ субм' ' мин 915,0 ± 170,3 1002,0 ± 230,0 1430,0 ± 256,0 1590,0 ± 270,0
25 ФР ., отн., кгм/ субм мин/кг 22,6 ± 8,3 25,0 ± 8,0 29,4 ± 5,7 33,0 ± 5,0
Ответная реакция организма
26 ЧСС, уд./мин 182,0 ± 10,7 185,0 ± 7,0 195,0 ± 9,3 196,8 ± 7,0
27 АДс, мм рт.ст. 147,3 ± 12,0 149,7 ± 9,0 157,3 ± 15,0 168,9 ± 21,0
28 АДд, мм рт.ст. 40,7 ± 15,0 39,7 ± 9,7 27,3 ± 15,0 15,6 ± 10,0
29 ПД, мм рт.ст. 104,3 ± 17,0 110,0 ± 12,0 130,3 ± 21,0 154,9 ± 20,7
30 АДср., мм рт.ст 44,3 ± 7,0 49,2 ± 3,7 52,5 ± 4,3 56,1 ± 3,9
31 ДП, ус.ед. 276,0 ± 21,0 279,0 ± 18,0 292,0 ± 23,0 331,0 ± 30,0
32 СО, мл 81,7 ± 19,0 84,3 ± 25,0 107,0 ± 17,0 115,9 ± 21,0
33 МОК, л 16,1 ± 4,0 16,9 ± 3,7 18,9 ± 3,9 23,0 ± 7,9
34 КВ, ус.ед. 17,7 ± 3,0 17,5 ± 3,7 15,0 ± 4,7 12,7 ± 5,3
35 Индекс Кердо (ИВР) % 77,0 ± 5,2 79,3 ± 7,0 86,0 ± 7,8 93,2 ± 8,0
36 Лактат, мМоль/л 6,9 ± 3,5 8,30 ± 3,9 10,7 ± 3,7 12,3 ± 4,7
Динамика темпов прироста гемодинамических и биоэнергетических показателей у спортсменок от 9-10 лет до 15-16 лет (по сумме 3-х величин: покой + ФР170 + ФРсубм.)
н < ф н & со & X О С Группы
9—10 лет 11 — 12 лет 13— 14 лет 15— 16 лет
Сумма 3-х величин т, с о р р П Сумма 3-х величин т, с о р р П Сумма 3-х величин т, с о р р П Сумма 3-х величин т, с о р р П
ЧСС, уд/мин 427,0 - 438,0 5 438,0 0 442 2,0
СО, мл 181,3 - 187,7 2,0 221,9 20,0 236,2 6,4
МОК, л 29,7 - 30,2 0,5 34,4 11,5 39,0 13,3
ПД, мм рт.ст. 213,0 - 227,0 6,5 269 26,2 295,4 38,6
АДср. мм.рт.ст. 119,5 - 127,6 6,7 135,0 12,9 140,8 17
ДП, ус.ед. 567,3 - 567,2 0 625,0 10,2 651,0 14,8
Индекс Кердо, % 165,0 - 169,6 2,7 175,4 6,3 179,0 8,7
КВ 71,0 - 59,4 -16,4 51,6 -13,0 47,2 -8,6
Таблица 3
Уровень скоростно-силовой работоспособности, индекс эффективности работы сердца и темпы прироста (%) у спортсменок 9-16 лет при разной интенсивности физических нагрузок
и л е т а т а к о П Группы
9—10 лет 11 — 12 лет 13—14 лет 15—16 лет
X ± 8 % т, с о р и р П X ± 8 Прирост, % X ± 8 % т, с о р и р П X ± 8 % т, с о р и р П
ФР абс. 170 1 кгм/мин 470,9±94,0 - 530,7±94,7 11,3 960,0±170 81,0 1218,0±276,0 26,8
ФР170 кгм/мин/кг 13,6±4,0 - 14,9±3,0 9,5 17,4±4,0 16,7 19,9±3,5 14,3
ИЭРС б суб. ус.ед. 1,91±0,37 - 1,99±0,34 4,1 2,39±0,4 20,1 2,46±0,3 2,9
ФР , абс., субм' ' кгм/мин 975±170 - 1202±230 23,0 1490±256 42,7 1690±270 13,4
ФР ., отн., субм кгм/мин/кг 22,6±8,3 - 25,0±8,0 10,6 29,4±5,7 17,6 33,0±5,0 20,6
ИЭРСФР бм. ФРсубм усл. ед. 3,0±0,8 - 3,2±0,45 6,0 3,5±0,2 19,6 4,2±0,3 20,0
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Показатели биоэнергетики у спортсменок при выполнении нагрузок скоростно-силовой направленности
Показатели Группы
9-10 лет 11-12 лет 13- 14 лет 15- 16 лет
X ± 8 р^ Н и о а к а С X ± 8 р^ н и о а к а С X ± 8 ■'-р р^ н и о а к а С X ± 8 Н и о а к а С
МПК абс., мл/мин 1894±143 0 2260±301 21,0 2975±900 26,0 3265±534 13,0
МПК отн., мл/мин/кг 58,3±7,9 0 58,9±8,3 1,6 59,9±10,0 1,4 59,7±4,9 0,5
Максимальный лакта, мМоль/л 6,9±3,5 0 73,00±3,9 20,0 10,7±4,0 13,3 12,3±5,0 14,7
Макс-ая гли-колитическая емкость, мМоль/л/кг 21,7±3,0 0 24,9±10,3 14,7 28,0±17,4 16,0 34,7±5,4 23,6
спортсменкам, данные 11-12- летних были взяты за 100 % и т. д., т.е. подсчитывался прирост изучаемых показателей от возраста к возрасту. Самый высокий уровень темпов прироста по любому показателю был принят за сенситивный период, наиболее чувствительный для восприятия тренировочных программ.
Анализ темпов прироста основных показателей центральной гемодинамики показал, что незначительный уровень адаптации ССС к физическим нагрузкам отличается в диапазоне развития от 9-10 до 11-12 лет (табл. 2). Темпы адаптации или прироста варьируют от 2 до 6,5 %, но ССС адаптируется в целом к 11-12 годам по коэффициенту выносливости на 16 % (табл. 2).
Следует отметить, что значительный прирост адаптации ССС и уровня развития гемодинамичес-ких показателей выявлен от 11-12 к 13-14 годам (табл. 1, 2). Темпы прироста ударного объема в ответ на дозированные физические нагрузки возросли до 20 %, МОК - на 11,5 %, преимущественно за счет увеличения ударного объема, а не за счетуровня величин ЧСС на физические нагрузки, т.е. прослеживается положительный эффект воздействия тренировочных нагрузок на процесс долговременной адаптации ССС организма спортсменок при занятиях спортом. Подобная положительная динамика прослеживается по другим показателям гемодинамики (табл. 1, 2).
Сравнительный анализ уровня развития физической работоспособности с разной интенсивностью (табл. 3) показал, что темпы прироста абсолютных величин уровня физической работоспособности с разной интенсивностью и относительных величин ФР, т.е. при расчете на кг массы тела спортсменок неоднозначны.
Так, например, к 13-14 годам совершенствуется способность организма девочек выполнять физическую нагрузку умеренной интенсивности, т. е. при ЧСС до 170 уд./мин, темпы прироста по абсолютным
величинам (ФР170 абс.) возрастают к 13-14 годам на 81 % (табл. 3).
Однако при пересчете на кг веса спортсменок темпы прироста составили всего 16,7 %. Подобная динамика изменений отмечена и по абсолютным величинам ФРсу6 - 42,7 %, при пересчете на вес - 17,6 %.
Анализируя индекс эффективности работы сердца в физических скоростно-силовых нагрузках разной интенсивности (табл. 3, 4) выявлено, что к 13-14 годам ИЭРС170 тесно взаимосвязан с аэробной производительностью организма и в определенной мере с подключением механизмов анаэробного гликолиза, т.к. рост аэробной производительности организма спортсменок в 13-14 и 15-16 лет очень низкий (до 2 % к 15-16 годам), но совершенствование анаэробной скоростно-силовой выносливости и, соответственно, сенситивный период отмечается к 15-16 годам (табл. 4).
Полученные данные согласуются с исследованиями, проведенными на девочках А.З.Колчинской [5], по мнению известного специалиста в области внешнего дыхания и, соответственно, аэробной производительности, т.е. МПК отсутствия прироста генетически обусловлено и возможно отмечается биологический предел его развития.
Обобщая полученные данные можно заключить, что сенситивные периоды в совершенствовании адаптации ССС к физическим нагрузкам при ЧСС до 170 уд/мин является возраст 13-14 лет и при ЧСС свыше 180 уд/мин, т.е. при нагрузках в субмакси-мальной зоне мощности это возраст 15-16 лет. При этом необходимо определить биологический возраст спортсменок. Сенситивные периоды в процессе адаптации будет изменен ровно настолько, насколько опережает или отстает биологический возраст спортсменок (табл. 3).
Полученные данные позволили сделать вывод, что сенситивный период развития скоростно-силовой
выносливости у юных спортсменок циклических видов спорта приходится на 15-16 лет, но этот период взаимосвязан с сенситивными периодами развития основных показателей гемодинамики, задействованных при скоростно-силовых нагрузках: индексом эффективности работы сердца; минутным объемом кровообращения; с величинами двойного произведения, косвенно отражающего коронарный кровоток или механическую работу левого желудочка; коэффициентом выносливости, отражающего адаптацию сердечно-сосудистой системы; а также с активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и максимальной гликолитической емкостью, рассчитанной на кг массы тела спортсменок. Коэффициенты корреляции колеблются 0,65 до 0,82.
Результаты исследований послужили основой для разработки методики этапного контроля за тренировочным процессом юных спортсменок, специализирующихся в циклических и ациклических видов спорта. Комплексная оценка аэробных и анаэробных возможностей организма девочек, уровня развития общей и скоростно-силовой выносливости спортсменок позволяет осуществить процесс врачебно-педагогической коррекции тренировочного процесса и сохранить здоровье спортсменок. Методика внедрена в СДЮШОР, ШВСМ по легкой атлетике, лыжного спорта, биатлоне (г.Омск и Омская область).
Библиографический список
1. Дембо, А. Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. — М. : Медицина, 1988. — 288 с.
2. Дембо, А. Г. Заболевания м повреждения при занятиях спортом / А. Г. Дембо. — Л. : Медицина, 1991. — 305 с.
3. Земцовский, Э. В. Спортивная кардиология / Э. В. Земцовский. — СПб : Гиппократ, 1995. — 448 с.
4. Карпман, В. Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В. Л. Карпман, Б. Г. Любина. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.
5. Колчинская, А. З. Кислородный режим организма ребенка и подростка / А. З. Колчинская. — Киев, 1973. — 320 с.
6. Макарова, Г. А. Спортивная медицина / Г. А. Макарова. — М. : Советский спорт, 2003. — 440 с.
7. Перхуров, А. М. Принцип построения фунционально-диагностического исследования спортсменов, имеющего донозологическую направленность / А. М. Перхуров // Методическое пособие для врачей функциональной диагностики и врачей спорта. — М., 2007. — 76 с.
8. Тихвинский, С.Б. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков / С.Б. Тихвинский, И.В. Аулик // Детская спортивная медицина : Руководство для врачей ; под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. — 2-е изд. — М., 1991. — С. 171-189.
9. Харитонова, Л.Г. Адаптация организма юных спортсменов с различным типом метаболизма к физическим нагрузкам / Л.Г. Харитонова // Дети и олимп. Движение : тезисы докл. и сообщ. Межд.науч.симпозиума. — Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1997. - С. 103-106.
10. Fox, E.L. A simple accurate technique for prodicting maximal anaerobic power / E.L. Fox // J.Appl.Physiol. — 1973 — vol. 35, № 6. — 914 p.
СТЕПАНОВА Ольга Юрьевна, аспирантка кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, научный сотрудник НИИ деятельности в экстремальных условиях человека Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 09.09.2008 г.
© Степанова О.Ю.
Книжная полка
Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 142, [1] с. : табл. — (Высшее профессиональное образование). — ISBN 978-5-7695-4311-1.
Практикум содержит комплекс тестов и учебных заданий с профессиональной направленностью репродуктивного и творческого характера и предназначен для проведения самостоятельных работ, текущего, рубежного и итогового контроля знаний, а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов вузов физической культуры. Может быть полезен студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры.
Белова, Т. Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения [Текст] : учеб. пособие / Т. Ю. Белова, О. Г. Ковальчук, Ю. В. Семенова ; ОмГТУ. — Омск , 2008. — 130 с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 129-130.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по легкой атлетике и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов специализации "Легкая атлетика" технического университета. В нем совершен краткий исторический экскурс в развитие легкой атлетики. Подробно рассмотрены вопросы техники и методики обучения тех видов, которые включены в программу легкой атлетики.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей технических вузов,
По вопросам приобретения - (3812) 65-23-69.
E mail: libdirector@ omgtu.ru
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ