Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ВИРТУАЛЬНУЮ СРЕДУ / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б., Молостова Н.Ю.

В исследовании, предпринятом авторами, определена специфика влияния интернета как средства общения на проявления коммуникативных компетенций в поведении человека при реальном взаимодействии. Статья посвящена изучению обозначенной взаимосвязи у студентов как основных пользователей данного вида коммуникации. Авторами предложены перспективные направления формирования коммуникативных компетенций в процессе организации образовательной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RELATIONSHIPS OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCES AND NETWORK COMMUNICATION

The article is devoted to researching of the relationships of Internet communication and communicative competencies of students as the main users of this area of communication. According to the authors’ researching the specifity of the Internet as a mode of communication influence to the manifestation of the communication competences in human behavior in real interaction is defined in the article. The authors propose perspective directions of communicative competences formation in the process of organization of educational work with students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ»

9. Канянина, Т. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т. И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11—20.

10. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2000. — 18 с.

11. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова [и др.]. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

12. Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С. А. Шапкин. — М. : Смысл ; ИП РАН, 1997. — 140 с.

13. Шляпников, В. Н. Игрок: Почему возникает зависимость от онлайн-игр и у кого больше шансов в нее попасть / В. Н. Шляпников, А. В. Волков // Дети в информационном обществе. — 2011. — № 9. — С. 38—43.

14. Шляпников, В. Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии / В. Н. Шляпников // Вопросы психологии. — 2009. — № 2. — С. 54—63.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

Е. А. СОРОКОУМОВА, доктор

психологических наук, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ ea.sorokoumova@mpgu.edu

Е. Б. ПУЧКОВА, кандидат

психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ eb.puchkova@mpgu.edu

Н. Ю. МОЛОСТОВА, кандидат

психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра социально-педагогических измерений в образовании НИРО nat.molostova@yandex.ru

В исследовании, предпринятом авторами, определена специфика влияния интернета как средства общения на проявления коммуникативных компетенций в поведении человека при реальном взаимодействии. Статья посвящена изучению обозначенной взаимосвязи у студентов как основных пользователей данного вида коммуникации. Авторами предложены перспективные направления формирования коммуникативных компетенций в процессе организации образовательной работы со студентами.

The article is devoted to researching of the relationships of Internet communication and communicative competencies of students as the main users of this area of communication. According to the authors' researching the specifity of the Internet as a mode of communication influence to the manifestation of the communication competences in human behavior in real interaction is defined in the article. The authors propose perspective directions of communicative competences formation in the process of organization of educational work with students.

Ключевые слова: вовлеченность в виртуальную среду, интернет-общение, коммуникативные компетенции, коммуникация

Key words: involvement in the virtual environment, Internet communication, communicative competence, communication

В интернет-коммуникации существуют свои правила, влияющие на психологические стороны личности, которые подменяют реально существующие стили общения.

В современных условиях подготовки специалистов наиболее актуальными и значимыми в профессиональном образовании являются проблемы его качества. Рассматривая вопросы повышения качества образования, многие специалисты обращают внимание на необходимость наличия и развития коммуникативных компетенций студентов, особенно будущих профессионалов педагогической сферы [3]. Практически во всех федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) специалистов гуманитарного и особенно педагогического направления подготовки указывается необходимость формирования такой компетенции, как «способность к коммуникации в устной и письменной формах русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [10]. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных компетенций студентов.

Коммуникативные компетенции отражают способность будущего специалиста правильно ориентироваться в межличностном общении и относительно свободно в нем участвовать [6]. Это достигается за счет богатого словарного запаса, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества, характеризующих уровень мас-

терства человека в межличностном общении, за счет на психологических знаний о себе и о других, а также выбранной стратегии в общении и комплекса соответствующих умений [4].

Общение посредством интернета имеет свои специфические особенности. Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды взаимодействия программистов к свободной коммуникации, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы [1], от возможности взаимодействия «человек — компьютер» к возможности коммуникации «человек — компьютер— человек». Компьютерная сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества» — миры, сформированные интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами [2]. В интернет-коммуникации существуют свои правила, влияющие на психологические стороны личности, которые подменяют реально существующие стили общения, основываясь на стандартах, навязанных интернет-сообществом.

Исходя из анализа современного состояния данной проблемы, можно сказать, что возникла необходимость изучения взаимосвязи интернет-общения и специфики коммуникативных компетенций у студентов как основных пользователей данного направления коммуникации.

В 2015 году в двух вузах Нижнего Новгорода проводилось обследование студентов, осваивающих педагогические специальности, в котором проверялось предположение о наличии связи между использованием студентами интернет-общения и уровнем сформированности их коммуникативных компетенций. Результаты сопоставлялись с данными по Москве [8]. Выборка студентов Нижнего Новгорода составила 125 человек в возрасте от 18 до 20 лет (80 % — девушки, 20 % — юноши).

Психодиагностическое обследование проводилось в привычных для студентов условиях учебного процесса и представляло собой процедуру психологического практикума; результаты психодиагностики были сообщены им в форме индивидуальных рекомендаций по саморазвитию. Применялись такие методики, как «Оценка коммуникативных умений» Л. Михельсо-на (адаптация Ю. 3. Гильбуха) [9]; «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)» [11]; «Диагностика интернет-зависимости» К. Янг (адаптация В. А. Лоскутовой (Буровой)) [5].

Анализ результатов по методике «Оценка коммуникативных умений» Л. Ми-хельсона позволяет сделать вывод о том, что у студентов коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. У 50 % обучающихся преобладает компетентный тип реагирования в коммуникативных ситуациях. Это свидетельствует о том, что данная часть студентов чувствует себя комфортно в процессе коммуникативного контакта, адекватно реагирует на поведение окружающих в зависимости от ситуации; выражает положительные чувства к окружающим, обращается за помощью и поддержкой и сама ее оказывает; также эти студенты способны контролировать себя в конфликтных ситуациях.

23 % студентов в процессе коммуникации чувствуют себя зависимыми от собеседника; им сложно проявить инициативу в диалоге; их мнения и поведение в

общении зависят от других людей. 27 % обучающихся выбирают в общении тактику агрессивного нападения; проявляют резкость, раздражение, категоричность суждений; склонны к негативным оценкам людей и событий.

Таким образом, у 50 % студентов отмечен неэффективный тип реагирования в коммуникативных ситуациях, то есть не выражен эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю.

Описанные выше данные подтверждаются результатами исследования по методике «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)»: у 42 % студентов преобладает высокий уровень КСК, у 44% —средний; у 24% —низкий. Учитывая специфику будущей профессиональной сферы студентов, следует отметить, что менее 50 % обучающихся обладают достаточным уровнем КСК, а определенное количество студентов (24 %) вообще проявляют закрытость и нежелание общаться.

Для определения степени вовлеченности в интернет-общение использовалась методика «Диагностика интернет-зависимости» К. Янг (адаптация В. А. Лоскуто-вой (Буровой)). Исходя из полученных данных, можно отметить, что 53 % студентов имеют средний уровень интернет-зависимости («обычный пользователь интернета»); 40 % — повышенный уровень интернет-зависимости («есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом»); высокий уровень («интернет-зависимость») отмечен у 7 % студентов.

Такое распределение данных по вовлеченности в интернет-общение согласуется с исследованием, проведенным в Москве в 2015 году Е. Б. Пучковой, Ю. В. Суховершиной, Л. В. Темновой [8]. Было установлено, что индекс интернет-

У 50 % обучающихся преобладает компетентный тип реагирования в коммуникативных ситуациях. Это свидетельствует о том, что данная часть студентов чувствует себя комфортно в процессе коммуникативного контакта.

вовлеченности в молодежной среде приближается к 100%, так как ни один из респондентов выборки (М = 204) не отметил, что не пользуется интернетом. Значительная часть респондентов (более 75 %) отмечают что выходят в интернет: «несколько раз в день» — 34,8 %; «один или два раза в день» — 22,1 %; «практически постоянно онлайн» — 22,5%; «несколько раз в неделю» и «раз в неделю или реже» — 12,7% и 4,4% соответственно. Основной вид занятий в интернете — общение с использованием сетевых ресурсов. Такая же тенденция отмечена и в последующих исследованиях студентов: практически все опрошенные имеют собственную страницу в социальных сетях (91,6 %) и указывают общение в них в качестве основной цели пребывания в интернете [7].

Для определения наличия или отсут-

Удалось установить наличие связи между признаками «Уровень интернет-зависимости» и «Зависимый коммуникативный тип реагирования». (величина коэффициента равна 0,32). Это позволяет утверждать, что зависимый (неэффективный) коммуникативный тип реагирования связан с уровнем интернет-зависимости.

Коэффициент корреляции признаков «Уровень интернет-зависимости» и «Компетентный коммуникативный тип реагирования» равен -0,61, что свидетельствует об отсутствии связи между данными параметрами. Очевидная (непосредственно наблюдаемая в практике) зависимость — чем больше человек общается с помощью компьютера, тем реже он демонст-

ствия линейной связи между характеристиками интернет-общения и параметрами коммуникативных компетенций был проведен корреляционный анализ с помощью Яху-критерия К. Пирсона. Выборка была разбита на три подгруппы по результатам методики «Оценка коммуникативных умений» Л. Михельсона в зависимости от преобладающего коммуникативного типа реагирования («зависимый», «компетентностный», «агрессивный»), в каждой подгруппе вычислена степень приближенности к эталону—процентное соотношение ответов, характерных для ком-петентностного типа. Далее устанавливалась корреляционная связь с признаком «Уровень интернет-зависимости» (данные по методике «Диагностика интернет-зависимости» К. Янг в количественном выражении), результаты представлены в таблице.

рирует компетентный коммуникативный тип реагирования в условиях реального контакта — статистически не подтвердилась.

Коэффициент корреляции признаков «Уровень интернет-зависимости» и «Агрессивный коммуникативный тип реагирования» равен 0,45 и является выраженным, что свидетельствует о зависимости между использованием средств интернет-общения и выбором агрессивного подхода к коммуникации. Следовательно, чем больше человек общается с помощью компьютера, тем чаще он демонстрирует агрессивный (неэффективный) коммуникативный тип реагирования в условиях реального контакта.

Сводная таблица коэффициента корреляции

Признаки Величина коэффициента Теснота (сила) корреляционной связи (Р < 0,01)

Зависимый коммуникативный тип реагирования 0,32 Слабая связь

Компетентный коммуникативный тип реагированя -0,61 Отсутствие связи

Агрессивный коммуникативный тип реагирования 0,45 Умеренная связь

В связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы.

3 Только у 50 % студентов, для которых в будущей педагогической деятельности важным является наличие коммуникативной компетентности, отмечается достаточный уровень обозначенных компетенций.

3 Качественный анализ данных об интернет-зависимости студентов свидетельствует о том, что показатели согласуются с результатами, полученными в других исследованиях, то есть студенты отдают явное предпочтение интернет-общению в социальных сетях.

3 Использование интернета как средства общения влияет на коммуникативное поведение человека в условиях непосредственного контакта. Уровень интернет-зависимости студента связан с проявлением либо агрессивного коммуникативного типа реагирования (чаще), либо зависимого. Оба этих типа не являются эффективными с точки зрения проявления коммуникативных умений.

Сегодняшнее положение можно охарактеризовать как постоянное возрастание роли интернет-общения в молодежной среде при одновременном появлении негативных признаков формирующихся коммуникативных компетенций студентов,

в профессиональные обязанности которых по окончании обучения будет входить высокий уровень коммуникативной компетентности. На наш взгляд, с учетом современных условий процесс формирования коммуникативных компетенций студентов должен включать в себя несколько составляющих:

3 использование интерактивных методов обучения на всем протяжении профессиональной подготовки;

3 включение в образовательный процесс двух дополнительных модулей:

— специальных тренинговых программ, в число задач которых будет входить проигрывание и анализ различных коммуникативных ситуаций, осознание и развитие различных форм невербальной активности, выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса;

— практикума по развитию навыков психологической безопасности в интернет-взаимодействии.

На текущем этапе это поможет решить и еще одну немаловажную задачу — показать студентам преимущества живого (реального) общения в противовес суррогату, а именно интернет-общению.

Уровень интернет-зависимости студента связан с проявлением либо агрессивного коммуникативного типа реагирования (чаще), либо зависимого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова, О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вторая Российская конференция по экологической психологии : тезисы. — М. : Экопсицентр, 2002. — С. 55—60.

2. Бондаренко, Т. А. Общение в виртуальном мире Интернета / Т. А. Бондаренко // Вестник Донского государственного технического университета. — 2009. — Т. 9. — № 4 (43). — С. 728—735.

3. Вербицкий, А. А. Профессиональная подготовка обучающихся в вузе в контексте современного гуманитарного знания : круглый стол / А. А. Вербицкий, Е. А. Сорокоумова, Э. П. Утлик [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета. — 2016. — № 4 ; URL: http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/ view/786.

4. Жажаева, С. А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» / С. А. Жажаева // Новые технологии. — 2010. — № 4. — С. 164—167.

5. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : дис. ... канд. мед. наук / В. А. Лоскутова. — Новосибирск, 2004. — 107 с.

6. Сорокоумова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов методами интерактивного обучения / Е. А. Сорокоумова, Е. Е. Щербакова, Н. Ю Молостова // Мир коммуникаций : сборник научных трудов. — Н. Новгород : НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2015. — С. 91—95.

7. Темнова, Л. В. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y / Л. В. Темнова, М. М. Медникова // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 11. — С. 19—23.

8. Темнова, Л. В. О вовлеченности поколения Z в виртуальную реальность / Л. В. Темнова, Е. Б. Пучкова, Ю. В. Суховершина // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. — С. 327—334.

9. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. 3. Гильбуха //URL: http://genderua.narod.ru/test-html/pdf/6-5.pdf.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт (по направлению 440601 Образование и педагогические науки) // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

11. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В. О. МОХОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИРО veronika.mokhova@gmail.com

Статья посвящена проблеме психологической профилактики интернет-зависимости в сфере развития навыков поведения обучающихся в сети Интернет. Представлен анализ современных психологических исследований в этой области. Обсуждается необходимость профилактической и консультационной работы с педагогами, родителями и обучающимися. На основе анализа исследований предлагаются психологические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет.

The article reveals the problems of psychological prevention in area of student's behavior skills improvement in the Internet. The analysis of modern psychological researches, that reflecting the specifics of the Internet addiction beginning and the student's behavior skills improvement in the Internet are presented in the article. The necessity of preventive and consulting work with teachers, parents and students are discussed. Psychological recommendations about the formation of student's safe behavior skills in the Internet, based on researches analysis are presented below.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.