Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПОВЕДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ / ОНЛАЙН-РИСКИ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ / ОФЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова В.О.

Статья посвящена проблеме психологической профилактики интернет-зависимости в сфере развития навыков поведения обучающихся в сети Интернет. Представлен анализ современных психологических исследований в этой области. Обсуждается необходимость профилактической и консультационной работы с педагогами, родителями и обучающимися. На основе анализа исследований предлагаются психологические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BASIC CONCEPTS FOR FORMING THE SKILLS OF SAFE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE INTERNET

The article reveals the problems of psychological prevention in area of student's behavior skills improvement in the Internet. The analysis of modern psychological researches, that reflecting the specifics of the Internet addiction beginning and the student's behavior skills improvement in the Internet are presented in the article. The necessity of preventive and consulting work with teachers, parents and students are discussed. Psychological recommendations about the formation of student's safe behavior skills in the Internet, based on researches analysis are presented below.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

7. Темнова, Л. В. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y / Л. В. Темнова, М. М. Медникова // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 11. — С. 19—23.

8. Темнова, Л. В. О вовлеченности поколения Z в виртуальную реальность / Л. В. Темнова, Е. Б. Пучкова, Ю. В. Суховершина // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. — С. 327—334.

9. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. 3. Гильбуха //URL: http://genderua.narod.ru/test-html/pdf/6-5.pdf.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт (по направлению 440601 Образование и педагогические науки) // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

11. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В. О. МОХОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИРО veronika.mokhova@gmail.com

Статья посвящена проблеме психологической профилактики интернет-зависимости в сфере развития навыков поведения обучающихся в сети Интернет. Представлен анализ современных психологических исследований в этой области. Обсуждается необходимость профилактической и консультационной работы с педагогами, родителями и обучающимися. На основе анализа исследований предлагаются психологические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет.

The article reveals the problems of psychological prevention in area of student's behavior skills improvement in the Internet. The analysis of modern psychological researches, that reflecting the specifics of the Internet addiction beginning and the student's behavior skills improvement in the Internet are presented in the article. The necessity of preventive and consulting work with teachers, parents and students are discussed. Psychological recommendations about the formation of student's safe behavior skills in the Internet, based on researches analysis are presented below.

16

E. А. С0Р0К0УМ0ВА, E. Б. ПУЧКОВА, H. Ю. МОЛОСТОВА. Анализ взаимосвязи.

Ключевые слова: психологическая профилактика, поведение в интернете, онлайн-риски, интернет-зависимость, онлайн-коммуникации, офлайн-коммуникации, безопасность в сети Интернет

Key words: the psychological prevention, Internet behavior, online risks, Internet addiction, online communications, offline-communications, Internet safety

В настоящее время информационно-коммуникационная среда переживает период активного роста числа пользователей, постоянного обновления форм коммуникативных, игровых, контентных услуг в Сети. Одновременно развиваются и сетевые риски, появляются новые виды сетевого мошенничества. Стремительное развитие интернет-пространства приводит к тому, что не менее стремительно теряют свою актуальность исследовательские данные о нем.

Согласно профессиональному стандарту педагога-психолога в психологическую профилактику входит проведение мероприятий по формированию у обучающихся навыков поведения в виртуальной среде [9]. Перед психологами встает задача оперативного анализа и отбора корректной информации о профилактике интернет-зависимости и безопасном поведении обучающихся в интернете. Мы проанализировали актуальные психологические исследования и рекомендации по данным проблемам.

В техническом и педагогическом сообществах термин «виртуальная реальность» не имеет однозначной трактовки. В переводе с латинского virtus означает «мнимый, воображаемый»; realis —«вещественный, действительный, существующий». Таким образом, словосочетание «виртуальная реальность» можно буквально перевести как «воображаемая действительность», то есть это существующая в воображении субъективная реальность, возникающая в результате восприятия компьютерных моделей или других явлений, находящих отклик в психической жизни человека [8].

В компьютерной виртуальной реальности выделяют «телевизионную» и «по-

гружающую» реальности. Для первой достаточно стандартного компьютерного обеспечения, тогда как для второй необходим шлем с экранами, отображающими моделируемый мир [16]. Коммуникации могут протекать в обеих ее видах: для чатов, форумов, блогов достаточно «телевизионной», тогда как общение в онлайн-играх может протекать как в «телевизионной», так и в «погружающей» виртуальных реальностях. Несмотря на отсутствие собеседника в непосредственной близости от субъекта, сетевое общение является источником информации, переживаний. Психологическая реальность возникает вне компьютера и доминирует в процессе сетевого общения. Происходит обращение к другому человеку, а если его нет (например, при работе с поисковыми системами), психологическими чертами наделяется техническое устройство [15].

Интернет-зависимость не включена в международную классификацию болезней МКБ-10 как заболевание, что не снижает обеспокоенности данной проблемой родителей и педагогов. Наибольшие опасения взрослых вызывает количество времени, проводимого ребенком в Сети, которое значительно увеличилось с появлением технической возможности выхода в интернет со смартфонов. Исследователь поведения подростков в интернете Г. У. Солдатова использует следующие термины для характеристики проблемы: проблемное использование интернета (то есть во вред другим или себе); чрезмерное использование интернета (негативное влияние длительного пребывания в

Наибольшие опасения взрослых вызывает количество времени, проводимого ребенком в Сети, которое значительно увеличилось с появлением технической возможности выхода в интернет со смартфонов.

Приоритетом профилактики становится проблема увеличения времени, проводимого обучающимся в Сети без определенных целей и интереса.

Сети на другие сферы жизни); «интернет-зависимость» (так же как другие виды зависимостей, предполагает соответствие медицинским критериям) [13]. При этом сам термин «интернет-зависимость» признается спорным, поскольку не установлено, «где проходит граница между патологическими процессами и следованием современному образу жизни» [10, с. 86].

В последние годы расширяется зона нормы использования интернета за счет включения в нее явлений, ранее считавшихся признаками патологии. В 1998 году К. Янг выделяла в качестве типа интер-нет-аддикций поиск данных в удаленных базах [17].

В настоящее время можно выделить два не связанных с зависимостью направления активности: интернет-серфинг (как проведение досугового времени в Сети с целью отдыха и развлечения); полезный навык оперативного поиска информации в интернете, фильтрования ложной информации и «информационного мусора», умение определять степень важности информации в условиях информационной перегрузки [6]. О тенденции расширения зоны нормативного использования интернета необходимо помнить при выборе диагностических методик для изучения интернет-зависимости.

Оптимальной представляется опора на основные критерии зависимости, предложенные для самооценки подросткам в исследовании Г. У. Солдато-вой: «замена» реальности (нарушение сна и приема пищи, пренебрежение семьей, друзьями, обязанностями, увлечениями из-за времени, проводимого в Сети); потеря контроля (неудачные попытки сократить время пребывания в интернете, бесцельное блуждание по Сети); симптомы «отмены» (дискомфорт при отсутствии возможности выйти в интернет) [13].

Возраст, с которого ребенок начал знакомиться с интернетом, и пол подростка не влияют на чрезмерность использования Сети. Наиболее показателен в своем развитии фактор «потеря контроля»: если в 11—12 лет различные интернет-сайты без особого интереса к увиденному посещают 19 % подростков, то в 15— 16 лет — уже 31 %. Прослеживается ли данная тенденция после 16 лет, покажут дальнейшие исследования чрезмерного использования Сети. Другие факторы зависимости не имеют серьезных возрастных отличий: «замена» реальности (не ел или не спал из-за интернета) наблюдается у 11 % детей в 11 —12 и у 8 % — в 15—16 лет; симптом «отмены» (ощущал дискомфорт, когда не мог быть в интернете) диагностируется у 16 % подростков в 11—12 лет и у 21 % — в 15— 16 лет [13].

Приоритетом профилактики становится проблема увеличения времени, проводимого обучающимся в Сети без определенных целей и интереса. На развитие данного фактора могут оказывать влияние как особенности эмоционального состояния подростка и специфика офлайн-коммуникаций, то есть «живого» общения, так и большое количество неорганизованного времени, не занятого выполнением обязанностей, хобби, деятельностью в основном или дополнительном образовании.

Длительное время, которое подросток тратит на коммуникацию в Сети, не может однозначно трактоваться как критерий существования проблем в реальном общении и формирования зависимости. К примеру, подросток проводит много времени в Сети, потому что изучает графический дизайн, посещает тематические сообщества и обучающие сайты, обменивается опытом, демонстрирует свои работы в личном блоге и планирует профессиональное образование в данной области. Иными словами, в каждом конкретном случае оценки наличия/ отсутствия интернет-зависимости необходим

тщательный анализ содержания деятельности в Сети.

За последнее десятилетие качественно изменился характер публикаций по проблемам поведения обучающихся в интернете: от необходимости спасения детей от интернета и рассмотрения его потенциального негативного воздействия на психику ребенка до широкого применения интернет-технологий в педагогической деятельности начиная с дошкольного возраста до образования взрослых, расширения возможных форм включения ИКТ в систему образования. Значение интернета в жизни ребенка рассматривается с точки зрения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [2]: информационно-коммуникационные технологии трактуются как часть социальной ситуации развития личности ребенка; интернет — как психологическое «орудие», которое должно быть интериоризировано, присвоено им, чтобы служить для развития психики; интенсивное онлайн-общение становится ведущей деятельностью; интернет определяет зону ближайшего развития, поскольку является источником социальной поддержки, в том числе со стороны «незнакомого друга». Под последним понимается человек, с которым ребенок не встречался в реальности, но поддерживает близкие отношения в Сети: спрашивает совета, доверяет секреты, делится переживаниями и проблемами [10; 11; 12].

В исследовании выделяются следующие виды рисков в сети Интернет.

3 Коммуникационные — при общении в социальных сетях, онлайн-мессендже-рах, блогах, на форумах и других ресурсах. К этой категории относят кибербул-линг, сексуальные домогательства (секс-тинг, грумминг, онлайн-знакомства), угрозы репутации в Сети, общение с незнакомыми, потенциально опасные социальные группы. Родители редко знают о проблемах ребенка в данной сфере, а сами дети чаще обращаются за помощью к знакомым в интернете, поскольку

не верят, что близкие взрослые способны понять проблему или помочь.

3 Технические — повреждение устройств, информации, программного обеспечения, взлом аккаунтов, кража персональных данных, вымогательство денег, вредоносные программы, а также освоение новых устройств, приложений, онлайн-серви-сов. Дети недостаточно осознают необходимость конфиденциальности данных, часто сами дают свои пароли, делятся личной информацией.

3 Контентные — незаконная, потенциально опасная информация в Сети; негативный контент; материалы сексуального характера, порнография; материалы, содержащие жестокость, насилие и агрессию; пропаганда наркотиков, алкоголя, сигарет, самоубийств, опасных способов похудения.

3 Потребительские — некачественная, контрафактная продукция, потеря денежных средств, хищение персональных данных во время интернет-шоппинга, фишинг (выуживание персональных данных), мобильное мошенничество [11].

Согласно исследованию Г. У. Солда-товой и Е. И. Рассказовой, наиболее часто подростки сталкиваются в интернете со следующими рисками и угрозами: «видел сексуальные изображения онлайн» — 49 %; «видел веб-сайты, которые обсуждают ненавистнический контент»—29%; «видел / получал сообщения сексуального характера»—28%; «видел веб-сайты, которые обсуждают способы чрезмерного похудения» — 28 %; «становился жертвой обмана /мошенничества или хищения личных данных в интернете» — 26 % [11]. В связи с этим считаем, что в первую очередь нужно проводить профилактическую работу по контентным и коммуникационным рискам Сети с целью просвещения и анализа стратегий преодоления.

Дети недостаточно осознают необходимость конфиденциальности данных, часто сами дают свои пароли, делятся личной информацией.

В сфере первичной профилактики интернет-зависимости необходимы фронтальная работа, акцент на осознание существующей проблемы, информированность о рисках в Сети.

В качестве причин чрезмерного увлечения интернетом исследователи называют проблемы в отношениях со сверстниками, отсутствие друзей, дефицит общения, неполную семью, воспитание ребенка бегство от реальности в подростковом возрасте, не родителями, а другими членами семьи, не сложившиеся отношения с родителями, отсутствие желания или возможности родителей быть рядом с ребенком, увлечение родителей онлайн-играми, попустительский стиль воспитания, значительные отличия и непоследовательность в воспитательных стратегиях разных членов семьи [10; 12; 14].

Повышение психологической компетентности обучающихся, педагогов и родителей по проблемам формирования интернет-зависимости, существующих рисков в сети Интернет невозможно без комплексной работы педагога-психолога и классного руководителя по психологическому просвещению. В сфере первичной профилактики интернет-зависимости необходимы фронтальная работа, акцент на осознание существующей проблемы, информированность о рисках в Сети, о критериях диагностики и возможных рекомендациях.

Во время психологических консультаций работа строится на глубоком анализе жизненной ситуации ребенка, оценке его ресурсов и ресурсов семьи по решению проблемы, выработке и поддержке реализации индивидуальной стратегии ее преодоления. При угрозе здоровью и благополучию ребенка, проводящего в Сети чрезмерное количество времени и демонстрирующего высокий уровень признаков зависимости, рекомендуется направление на консультацию по данной проблеме к детскому психиатру.

На основании проведенного анализа исследований были выделены следующие направления и соответствующие им ре-

комендации по профилактике интернет-зависимости и чрезмерного пользования интернетом.

3 Просвещение по вопросам безопасного поведения в сети Интернет:

— информирование обучающихся, педагогов и родителей о возможности формирования интернет-зависимости, ее последствиях;

— организация для обучающихся дискуссий по проблемам информатизации общества, поведению в Сети [3, 4];

— объяснение правил безопасности и этикета при общении с незнакомыми людьми в интернете [7];

— повышение цифровой компетентности родителей;

— информирование по вопросам существующих рисков в Сети, их определения и стратегий преодоления [10; 12; 13].

3 Мониторинг деятельности обучающихся в Сети:

— контролирование количества времени, проводимого подростком в интернете, которое обеспечивает возможность дальнейшего перехода от внешней регуляции к саморегуляции в этой сфере;

— при введении запретов — обязательная развернутая аргументация их необходимости [10; 12; 13];

— проявление интереса к «виртуальной» жизни ребенка, «незнакомым друзьям», возникающим проблемам [3; 4];

— рекомендация компетентного взрослого, к которому обучающийся может обратиться за помощью в случае возникновения проблем в Сети [7].

3 Укрепление коммуникативных оф-лайн-связей:

— сплочение классного коллектива; развитие коммуникативных навыков в офлайн-общении; участие в театральных постановках;

— включение в социально значимые виды деятельности;

— развитие коллективной творческой деятельности [3; 4].

3 Организация технических средств безопасности: установление и настройка

антивирусных программ, средств фильтрации контента, программ контроля за деятельностью ребенка в Сети [7].

Таким образом, активность обучающихся в сети Интернет все чаще трактуется как особенность современной жизни, а также как специфическая социальная ситуация развития, оказывающая влияние на дальнейшее становление психики ребенка. В качестве основных групп рисков рассматриваются коммуникационные, технические, контентные и потребительские.

Профилактическая работа по проблеме интернет-зависимости и чрезмерного использования интернета должна включать в себя следующие направления: просвещение по вопросам безопасного поведения в сети Интернет, мониторинг деятельности обучающихся в Сети, укрепление коммуникативных офлайн-свя-зей, организацию технических средств безопасности. Полученные результаты могут быть использованы в профилактической и консультационной работах педагогов-психологов образования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бармин, Н. Ю. Информатизация нижегородской школы: состояние и перспективы / Н. Ю. Бармин // Нижегородское образование. — 2009. — № 2. — С. 23—30.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 4. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с.

3. Завалишина, О. В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости / О. В. Завалишина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 70 (06). — С. 601—616.

4. Завалишина, О. В. Педагогическая поддержка интернет-зависимых подростков в условиях глобальной информатизации образования / О. В. 3авалишина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 74 (10). — С. 606—616.

5. Канянина, Т. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании / Т. И. Канянина // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 11—20.

6. Корнилов, Ю. В. Формирование информационной культуры студентов в условиях информационного роста / Ю. В. Корнилов // Пути обновления современного образования : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Якутск, 19 ноября 2015 г.) / под общ. ред. А. И. Голикова, И. И. Портнягина, В. В. Находкина, С. В. Паниной, М. А. Местниковой. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 116—118.

7. Меликова, Н. Д. Влияние интернета на психику детей / Н. Д. Меликова // Universum: Психология и образование : электрон. науч. журнал. — 2015. — № 11—12 (20) ; URL: http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/2822.

8. Можова, В. О. Виртуальная реальность — новое пространство для реализации идей психолого-педагогического просвещения / В. О. Мохова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — Сер. «Психологические науки: акмеология образования, гендерная психология». — 2009. — Т. 15. — № 3. — С. 112—115.

9. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» от 24.07.2015

№ 514н // URL: http://профстандартпедагога.рф/стажировочные-площадки-21/вузы-партнеры/омский-госу-дарственный-педагогическ/.

10. Солдатова, Г. У. Актуальные онлайн-угрозы психическому здоровью детей и подростков: опасное общение и интернет-зависимость / Г. У. Солдатова, М. А. Журина // Психическое здоровье человека XXI века : сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». — М. : Городец, 2016. — С. 84—87.

11. Солдатова, Г. У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 3 (15). — С. 36— 48.

12. Солдатова, Г. У. Дружба в реальном и виртуальном мире: взгляд российских школьников / Г. У. Солдатова, О. И. Олькина // Академия. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 3. — С. 39—47.

13. Солдатова, Г. У. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34. — № 4. — С. 105— 114.

14. Солдатова, Г. У. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» / Г. У. Солдатова, В. Н. Шляпников, М. А. Журина // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 3. — С. 50—66.

15. Спиридонов, В. Ф. Психологический анализ виртуальной реальности / В. Ф. Спиридонов // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / сост. Н. В. Чудова. — М. : Рос. ассоц. искусств. интеллекта, 1998. — С. 173—185.

16. Форман, Н. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях / Н. Форман, П. Вильсон // Психологический журнал. — 1996. — № 2. — С. 64—79.

17. Young, K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction — and a winning strategy for recovery / K. S. Young. — N. Y. : John Wiley & Sons, 1998. — 248 p.

/~~N

В 2017 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Федотова М. В., Голынина Е. А. Управление эффективным контрактом в средних профессиональных образовательных организациях: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н. Ю. Бар-мина. 32 с. + 1 электрон. опт. диск.

Учебно-методическое пособие предназначено для повышения квалификации руководителей организаций СПО, рещающих задачи эффективного контракта в рамках профессиональных программ подготовки: «Управление эффективным контрактом образовательной организации», «Управление эффективным контрактом», «Управление финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации».

К пособию прилагаются таблицы объемом 595 с. в электронном виде, содержащие практические рекомендации по составлению эффективного контракта.

Федотова М. В. Управление эффективным контрактом в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие. 81 с.

Учебно-методическое пособие разработано для реализации модульных образовательных программ: «Управление финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации», «Управление эффективным контрактом в образовательной организации», «Менеджмент в сфере образования (дошкольное образование)».

Пособие предназначено для обучения руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации целей и задач эффективного контракта в части разработки и введения критериев и показателей профессиональных достижений педагогических работников.

Может быть использовано в работе специалистов районных управлений образованием, руководителей образовательных организаций.

\_у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.