Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи эффективности обучения боевым приемам борьбы и уровня развития координационных способностей'

Анализ взаимосвязи эффективности обучения боевым приемам борьбы и уровня развития координационных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / физическая подготовка / двигательные действия / физическая культура / спорт / обучение / двигательные действия / cadets / physical training / motor actions / physical culture / sports / training / motor actions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрей Александрович Третьяков, Андрей Николаевич Кулиничев, Евгений Анатольевич Никоноров, Юрий Викторович Муханов

Эффективность выполнения боевых приемов борьбы зависит от способностей учитывать в меняющихся условиях основные параметры движения. К ним относят пространственные, временные и силовые компоненты, которые в единстве представлены в психомоторике человека. При выполнении двигательных действий спортсмены управляют процессом, опираясь при этом на ощущения и восприятие. Отмечено, что во время управления движением необходимо у обучающихся задействовать большее число психомоторных аспектов. В дальнейшем это будет влиять на эффективность выполнения двигательного действия. В связи с этим можно сделать предположение, что обучение боевым приемам борьбы курсантов, которые занимались различными видами спорта, будет более быстрым и эффективным, чем курсантов, не занимавшихся ранее спортивной деятельностью. Цель исследования заключается в изучение способностей курсантов с различным уровнем физической подготовленности осваивать технику боевых приемов борьбы. Для подтверждения выдвинутого предположения было организовано исследование. В нем приняли участие курсанты Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Среди курсантов были выделены 4 группы общей численностью более 50. Можно уверено сказать, что занятия спортом положительно оказывают влияние на способности к обучению новым двигательным действиям. Так, у хорошо подготовленных курсантов высоко развито чувство времени, это ярко видно у курсантов, занимавшихся циклическими видами спорта. Чувство пространства и усилия ярко демонстрируются курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами. Анализ оценок владения боевыми приемами борьбы показывает, что наивысший балл в группе с курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андрей Александрович Третьяков, Андрей Николаевич Кулиничев, Евгений Анатольевич Никоноров, Юрий Викторович Муханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the relationship between the effectiveness of training in combat techniques of wrestling and the level of development of coordination abilities

The effectiveness of performing combat fighting techniques depends on the ability to take into account the basic parameters of movement in changing conditions. These include spatial, temporal and power components, which are represented in unity in the human psychomotor system. When performing motor actions, athletes control the process, while relying on sensations and perception. It is noted that during movement control it is necessary for students to involve a greater number of psychomotor aspects. In the future, this will affect the effectiveness of performing a motor action. In this regard, it can be assumed that training in combat techniques of wrestling cadets who have been engaged in various sports will be faster and more effective than cadets who have not previously engaged in sports activities. The purpose of the study is to study the abilities of cadets with different levels of physical fitness to master the technique of fighting techniques of wrestling. To confirm this assumption, a study was organized. It was attended by cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. Among the cadets, 4 groups with a total number of more than 50 were allocated. It is safe to say that sports have a positive effect on the ability to learn new motor actions. So well-trained cadets have a highly developed sense of time, this is clearly seen in cadets engaged in cyclical sports. The sense of space and effort are vividly demonstrated by the cadets who were engaged in game sports and martial arts. The analysis of the assessments of the possession of combat techniques of wrestling shows that the highest score in the group with cadets who were engaged in game sports and martial arts.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи эффективности обучения боевым приемам борьбы и уровня развития координационных способностей»

Научная статья УДК 796.011.1; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-168-171 EDN: https://elibrary.ru/YMXWAY

NIION: 2018-0077-3/23-371 MOSURED: 77/27-024-2023-03-570

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Анализ взаимосвязи эффективности обучения боевым приемам борьбы и уровня развития координационных способностей

Андрей Александрович Третьяков1, Андрей Николаевич Кулиничев2, Евгений Анатольевич Никоноров3, Юрий Викторович Муханов4

1 Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия, delphin87@inbox.ru

2 4 Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

2 kulinichev.andrei@yandex.ru

3 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Россия, professornea@mail.ru

Аннотация. Эффективность выполнения боевых приемов борьбы зависит от способностей учитывать в меняющихся условиях основные параметры движения. К ним относят пространственные, временные и силовые компоненты, которые в единстве представлены в психомоторике человека. При выполнении двигательных действий спортсмены управляют процессом, опираясь при этом на ощущения и восприятие. Отмечено, что во время управления движением необходимо у обучающихся задействовать большее число психомоторных аспектов. В дальнейшем это будет влиять на эффективность выполнения двигательного действия. В связи с этим можно сделать предположение, что обучение боевым приемам борьбы курсантов, которые занимались различными видами спорта, будет более быстрым и эффективным, чем курсантов, не занимавшихся ранее спортивной деятельностью. Цель исследования заключается в изучение способностей курсантов с различным уровнем физической подготовленности осваивать технику боевых приемов борьбы. Для подтверждения выдвинутого предположения было организовано исследование. В нем приняли участие курсанты Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Среди курсантов были выделены 4 группы общей численностью более 50. Можно уверено сказать, что занятия спортом положительно оказывают влияние на способности к обучению новым двигательным действиям. Так, у хорошо подготовленных курсантов высоко развито чувство времени, это ярко видно у курсантов, занимавшихся циклическими видами спорта. Чувство пространства и усилия ярко демонстрируются курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами. Анализ оценок владения боевыми приемами борьбы показывает, что наивысший балл в группе с курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, двигательные действия, физическая культура, спорт, обучение, двигательные действия

Для цитирования: Третьяков А. А., Кулиничев А. Н., Никоноров Е. А., Муханов Ю. В. Анализ взаимосвязи эффективности обучения боевым приемам борьбы и уровня развития координационных способностей // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 168-171. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-168-171. EDN: YMXWAY.

Original article

Analysis of the relationship between the effectiveness of training in combat techniques of wrestling and the level of development

of coordination abilities

Andrey A. Tretyakov1, Andrey N. Kulinichev2, Evgeny A. Nikonorov3, Yuri V. Mukhanov4

1 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, delphin87@inbox.ru

2 4 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia,

2 kulinichev.andrei@yandex.ru

3 Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Staroteryaevo, Russia, professornea@mail.ru

© Третьяков А. А., Кулиничев А. Н., Никоноров Е. А., Муханов Ю. В., 2023 168 PEDAGOGICAL SCIENCES

Abstract. The effectiveness of performing combat fighting techniques depends on the ability to take into account the basic parameters of movement in changing conditions. These include spatial, temporal and power components, which are represented in unity in the human psychomotor system. When performing motor actions, athletes control the process, while relying on sensations and perception. It is noted that during movement control it is necessary for students to involve a greater number of psy-chomotor aspects. In the future, this will affect the effectiveness of performing a motor action. In this regard, it can be assumed that training in combat techniques of wrestling cadets who have been engaged in various sports will be faster and more effective than cadets who have not previously engaged in sports activities. The purpose of the study is to study the abilities of cadets with different levels of physical fitness to master the technique of fighting techniques of wrestling. To confirm this assumption, a study was organized. It was attended by cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. Among the cadets, 4 groups with a total number of more than 50 were allocated. It is safe to say that sports have a positive effect on the ability to learn new motor actions. So well-trained cadets have a highly developed sense of time, this is clearly seen in cadets engaged in cyclical sports. The sense of space and effort are vividly demonstrated by the cadets who were engaged in game sports and martial arts. The analysis of the assessments of the possession of combat techniques of wrestling shows that the highest score in the group with cadets who were engaged in game sports and martial arts.

Keywords: cadets, physical training, motor actions, physical culture, sports, training, motor actions

For citation: Tretyakov A. A., Kulinichev A. N., Nikonorov E. A., Sukhanov Yu. V Analysis of the relationship between the effectiveness of training in combat techniques of wrestling and the level of development of coordination abilities // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):168-171. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-168-171. EDN: YMXWAY.

Введение. Проведенные исследования отечественными специалистами [1, 2, 5] демонстрируют, что квалифицированные спортсмены лучше и быстрее овладевают новыми двигательными действиями, чем люди, не занимавшиеся спортивной деятельностью. Это связано с тем, что спортсмены в процессе тренировочной деятельности совершенствуют не только физические качества, но и свои сенсорные системы. При выполнении двигательных действий спортсмены управляют процессом, опираясь при этом на ощущения и восприятие. Отмечено [1, 3, 4], что во время управления движением необходимо у обучающихся задействовать большее число психомоторных аспектов. В дальнейшем это будет влиять на эффективность выполнения двигательного действия. Соответственно, с начала обучения сложно координационным двигательным действиям важно знакомить обучающихся с различными параметрами движения, чтобы процесс обучения приобретал сознательность со стороны занимающихся. От чего будет зависеть скорость и качество освоения двигательного действия, к ним относятся боевые приемы борьбы.

Эффективность выполнения боевых приемов борьбы зависит от способностей учитывать в меняющихся условиях основные параметры движения. К ним относят [4] пространственные, временные и силовые компоненты, которые в единстве представлены в психомоторике человека.

В связи с этим можно сделать предположение, что обучение боевым приемам борьбы курсантов, которые занимались различными видами спорта, будет более быстрым и эффективным, чем курсантов, не занимавшихся ранее спортивной деятельностью. Цель исследования заключается в изучение способностей курсантов с различным уровнем физической подготовленности осваивать технику боевых приемов борьбы.

Организация и методы исследования. Для подтверждения выдвинутого предположения было организовано исследование в Белгородском юридическом

институте МВД России имени И.Д. Путилина. Среди курсантов были выделены 4 группы: группа не занимавшихся спортом (КГ) - 20 курсантов, занимавшиеся циклическими видами спорта (легкая атлетика, плавание) (ЭГ1) - 10 курсантов, занимавшиеся единоборствами (дзюдо, самбо, бокс) (ЭГ2) - 14 курсантов, занимавшиеся игровыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол) (ЭГ3) - 12 курсантов.

Для оценки физической подготовленности были предложены тесты, которые измеряли координационные способности. Проба Ромберга усложненная (сек) позволяет оценить способность к статическому равновесию. Тест Яроцкого (сек) оценивает способность к равновесию, статокинетической устойчивости. Тест Фирилевой (усл. ед.) позволяет оценить способность к согласованию движений. Также оценивалась техника боевых приемов борьбы (БПБ) с помощью экспертов (преподаватели кафедры физической подготовки).

Результаты и их обсуждение. Анализ литературных источников [2, 3, 5] показал, что выполнение, в случае с полицейскими, боевых приемов борьбы в ситуациях с дефицитом времени и возможным противодействием предъявляет высокие требования к их способностям. Необходимо достаточно быстро воспринимать первичные стимулы в сложившейся ситуации, мгновенно обрабатывать полученную информацию, мгновенно принимать решение, стремительно и точно осуществлять двигательное действие. Важнейшим в таких ситуациях будет являться время, которое определит риски и эффективность действий.

Чувство пространства обеспечивает точность и эффективность двигательных действий. Высокий уровень развития чувства пространства будет способствовать быстрому овладению приемов и использования их в ситуациях, связанных с применением физической силы. Применяя к чувству пространства контроль скорости выполнения боевых приемов формируется осознанность исполнения двигательных действий.

СКИЕ НАУКИ 169

Также высокий уровень владения боевыми приемами борьбы оценивается умением грамотно распределить усилия во времени и пространстве по отношению правонарушителя. Ряд авторов [1, 3, 4, 5] указывают, что чувствительность усилий формируется лишь в целенаправленных тренировках. У людей с различным уровнем физической подготовленности она проявляется по-разному. При этом высокий уровень физической подготовленности положительно сказывается на ее формировании. И во многом уровень развития чувствительности усилий зависит от осознанности выполняемых действий и самоконтроля в выполнении движений.

Все это указывает на преимущество молодых людей, которые раньше занимались или занимаются спортом, в обучении их боевым приемам борьбы.

Оценка уровня физической подготовленности курсантов позволила получить данные (табл. 1), которые сравнивались между группами.

Таблица 1

Оценка координационных способностей у курсантов с различным уровнем физической подготовленности

Проба Ромберга, сек Тест Яроцкого, сек Тест Фирилевой, усл.ед. БПБ, балл

КГ 6,8±0,6 10,8±0,9 5,7±0,8 3,8±0,7

ЭГ1 24,2±3,7 26,4±4,7 3,6±0,5 4,1±0,5

ЭГ2 25,8±4,1 35,7±3,2 2,0±0,6 4,3±0,4

ЭГ3 24,7±3,6 34,3±4,3 2,0±0,4 4,5±0,2

Результаты пробы Ромберга демонстрируют низкую статическую устойчивость курсантов, не занимавшихся спортом. Результат соответствует удовлетворительной оценке. В группах с курсантами, занимавшихся спортом, результаты достоверно выше. Полученные результаты соответствуют оценкам хорошо и отлично.

Анализируя результаты теста Яроцкого, оценивающего статокинетическую устойчивость испытуемых, приходим к выводу, что курсанты, не занимавшиеся спортом, менее устойчивы к нагрузкам вестибулярного аппарата. Средний результат в КГ оценивается, как удовлетворительный. Наивысший результат получен в группах с курсантами, которые занимались спортивными играми и единоборствами.

В тесте Фирилевой оценивалась способность быстро и технически правильно выполнить комплекс двигательных действий. Он соответствует ситуациям с разучиванием боевых приемов борьбы курсантами. В группе с курсантами, которые не занимались спортом, результат соответствует оценке удовлетворительно. В группах с курсантами, занимавшихся спортом, результаты достоверно выше.

Можно уверено сказать, что занятия спортом положительно оказывают влияние на способности к обучению новым двигательным действиям. Так у хорошо подготовленных курсантов высоко развито чувство времени, это ярко видно у курсантов, занимавшихся циклическими видами спорта. Чувство пространства

и усилия ярко демонстрируются курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами. Анализ оценок владения боевыми приемами борьбы показывает, что наивысший балл в группе с курсантами, которые занимались игровыми видами спорта и единоборствами. Хотя и в группе с курсантами, занимавшимися циклическими видами спорта, средний балл ниже на десятую.

Заключение. Полученные результаты указывают на низкий уровень физической подготовленности курсантов, которые не занимались спортом. Низко развиты различительная чувствительность времени, пространства и усилия. Как следствие плохо развиты координационные способности. Что в свою очередь оказывает влияние на освоение техники боевых приемов борьбы за время обучения в образовательных организациях. Конечно, можно предположить, что включение дополнительных занятий по отдельным видам спорта позволит оказать влияние на уровень освоения боевых приемов борьбы и применения их в различных ситуациях. Но данное предположение требует дальнейшего проведения исследования и определения эффективности средств и методов из различных видов спорта.

Список источников

1. Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М. : Медгиз, 1958. 147 с.

2. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб. : Питер, 2003. 384 с.

3. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна : Феникс +, 2005. 320 с.

4. Марков К. К., Кудрявцев М. Д., Николаева О. О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложно-координированных видах спорта // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 121-125.

5. Платонов К. К. Проблемы способностей. М. : Наука, 1972. 367 с.

6. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М. : Физкультура и спорт, 1959. 351 с.

References

1. Gellershtein S. G. Sense of time and speed of motor reaction. M. : Medgiz, 1958. 147 p.

2. Ilyin E. P. Psychomotor organization of a person. St. Petersburg : Peter, 2003. 384 p.

3. Ozerov V. P. Psychomotor abilities of a person. Dubna : Phoenix +, 2005. 320 p.

4. Markov K. K., Kudryavtsev M. D., Nikolaeva O. O. Problems of assessment and formation of psychomotor qualities of athletes in complex-coordinated sports // International Journal of Experimental Education. 2013. No. 10-1. Р. 121-125.

5. Platonov K. K. Problems of abilities. M. : Nauka, 1972. 367 p.

6. Puni A. Ts. Essays on the psychology of sports. M. : Physical culture and sport, 1959. 351 p.

170

PEDAGOGICAL SCIENCES

Информация об авторах

А. А. Третьяков - доцент кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина; доцент кафедры спортивных дисциплин Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук, доцент;

А. Н. Кулиничев - заместитель начальника кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. А. Никоноров - начальник кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент;

Ю. В. Муханов - заместитель начальника кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Tretyakov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Associate Professor of the Department of Sports Disciplines of the Belgorod State National Research University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. N. Kulinichev - Deputy Head of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences sciences, associate professor;

E. A. Nikonorov - Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Yu. V. Mukhanov - Deputy Head of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий / Эриашвили Н. Д. [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Е. Каменевой. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 191 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

ISBN: 978-5-238-03558-1

Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профай-линга для различных участков (этапов) проведения режимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.

Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 171

Профайлинг

Технологии предотвращения противоправных действий

Пятое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.