Научная статья на тему 'Анализ выставочных площадок региональных центров Северо-Западного федерального округа Российской Федерации'

Анализ выставочных площадок региональных центров Северо-Западного федерального округа Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
580
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК / ВЫСТАВОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / EXHIBITION AREA / EXHIBITION AREA SPECIFICATIONS / FEATURES FAIRGROUND EXHIBITION POTENTIAL OF THE NORTH- WEST FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бычков Игорь Геннадьевич, Борисова Екатерина Петровна

В статье представлены анализ выставочных площадок областных центров Северо-Западного федерального округа, а также характеристики ярмарочных региональных центров. Выявлена неравномерность распределения, излишки и дефицит выставочных площадей в региональном разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The exhibition area analysis of the regional centers of the North-West federal district of the Russian Federation

The article presents the exhibition area analysis of the regional centers of the North-West Federal District of the Russian Federation. The article presents the characteristics of the fairground regional centers. Spotted an uneven distribution of surplus and shortage of exhibition space in the regional context.

Текст научной работы на тему «Анализ выставочных площадок региональных центров Северо-Западного федерального округа Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

ИГ. БЫЧКОВ, Е.П. БОРИСОВА

Игорь Геннадьевич БЫЧКОВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Санкт-Петербургского университета профсоюзов.

В 1979 г. окончил Пушкинское высшее училище радиоэлектроники; в 2000 г. — СПбГУЭФ.

Автор 30 научных работ.

Сфера научных интересов — выставки, конгрессы, деловой туризм, маркетинг территорий.

Екатерина Петровна БОРИСОВА — кандидат педагогических наук, менеджер по продвижению НП «Центр сотрудничества по подготовке и реализации межрегиональных, приграничных и международных программ».

В 2007 г. окончила Челябинский государственный педагогический университет; в 2012 г. — ВЭШ СПбГУЭФ.

Автор более 20 научных работ.

Сфера научных интересов — деловой туризм, маркетинг территорий.

^ ^ ^

АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выставочно-ярмарочная деятельность с 2007 г. была включена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и получила отраслевой код (пп. 74.84, 01.41.1, 28.11, 70.20.2 ОК 029 — 2007 (КДЕС Ред. 1.1)) [7]. Тем самым отечественная сфера выставочных услуг была признана в качестве самостоятельной отрасли экономики страны.

Современная выставочная индустрия России имеет собственную материально-техническую базу и профессиональные кадры [4-6 и др.]. Для организации максимально комфортных условий при проведении выставочных мероприятий и обеспечения привлечения большего числа посетителей требуются организация специальных маршрутов городского транспорта, системы внутреннего сервиса, улучшение технологического оснащения павильонов. Достаточно часто для реализации выставочных программ предлагаются неспециализированные площадки — фойе зрелищных сооружений, дворцов спорта, торговых центров. Однако сегодня наблюдается тенденция к сокращению количества подобных площадок.

Одной из основных проблем, затрудняющих развитие выставочно-ярмарочной деятельности в России, является нехватка современных профессиональных выставочных площадей в регионах РФ. При этом прослеживается и противоположная тенденция: переизбыток выставочных площадей в центре страны. Вот как данную ситуацию комментирует председатель Европейского отделения

ГРНТИ 06.61.23

© И.Г. Бычков, Е.П. Борисова, 2014

52

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), вице-президент ЗАО «Экспофорум» С.П. Алексеев: «У нас по-прежнему переизбыток выставочных площадей в центре страны, что приводит к жесткой конкуренции. То же самое в Петербурге, где планируется строительство нескольких выставочных центров (“Экспофорум»” в Шушарах, “Звездный путь” в Стрельне и т. д.). Как собираются их эксплуатировать? На данный момент тенденция такова: задумывают, инвестируют средства, строят, а потом смотрят, что получится. Отсутствие аналитики, анализа выставочного рынка, перспектив развития регионов — вот наша беда» [1].

Принимая во внимание данную точку зрения, мы можем сделать вывод о том, что данные тенденции объясняются отсутствием перспективных планов развития регионов, анализа выставочного рынка, аналитических исследований по этому вопросу. В связи с этим возрастает актуальность исследования выставочных площадок Северо-Западного федерального округа (СЗФО), которое было проведено нами в мае 2013 г. и презентовано на VII Международном форуме выставочной индустрии “5рЕХРО-2013”.

Цель исследования состоит в анализе выставочных площадок региональных центров СЗФО. Объект исследования — выставочная инфраструктура. Предмет исследования — выставочные площадки СЗФО. В основу анализа легли итоговые отчеты, предоставленные РСВЯ [8], ООО «ЭкспоНовгород» при Новгородской ТПП, АНО «МурманЭКСПОцентр» Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, ВО «КарелЭкспо» и др. [3]

Северо-Западный федеральный округ является промышленно-ориентированной территорией с развитой инфраструктурой и преобладанием обрабатывающих отраслей [2], что определяет его важное конкурентное преимущество. Еще одним конкурентным преимуществом округа является выгодное географическое положение, что, безусловно, способствует развитию внешнеэкономических связей. Наряду с мощным промышленным потенциалом СЗФО обладает значительной минеральносырьевой базой, что, с одной стороны, обусловливает развитие добывающих производств, а с другой — создает благоприятные условия для развития обрабатывающего сектора, в частности химического производства, металлургии, деревообработки. Округ обладает довольно высоким туристическим потенциалом.

Таблица

Сравнительная таблица имеющейся и необходимой выставочных площадей региональных центров Северо-Западного федерального округа

Регион ВРП, 2012 г. (млн руб.) Специализированный комплекс (кв. м) Неспециализированная площадка (кв. м) Имеющаяся общая площадь (кв. м) Необходимая площадь (кв. м) Разница

Санкт-Петербург 2 137 931,4 37 000 22 200 59 200 32 800 -26 400* -4200**

Республика Карелия 142 943,8 2400 (усл.) 1800 4200 2300 ж -1900 -100**

Республика Коми 433 768,8 - 1600 1600 6900 +5300* +6900**

Архангельская область 440 162,9 - 3000 3000 7000 ж +4000 +7000**

Вологодская область 316 953,6 2500 - 2500 5000 +2500

Калининградская область 230 254,5 5000 - 5000 3700 -1300

Мурманская область 260 264,7 - 3000 3000 4100 ж +1100 +4100**

Новгородская область 148 972,6 700 (усл.) 3200 3900 2400 ж -1500 +1700**

Псковская область 102 276,8 - 5000 5000 1600 -3400* +1600**

ИТОГО 47 600 39 800 87 400 65 800

'------------------'-------------'----*---------'---------------1-------------**-----------------1------------1

Условные обозначения: усл. — условно; — разница в общей выставочной площади; — разница в специализированной

выставочной площади; (-) — избыток выставочной площади; (+) — нехватка выставочной площади.

И.Г. Бычков, Е.П. Борисова

53

Таким образом, приведенные выше характеристики СЗФО дают основание утверждать, что он имеет все необходимые ресурсы для строительства выставочных площадей, отвечающих современным требованиям. Далее проведем анализ имеющейся и необходимой выставочных площадей региональных центров СЗФО, исходя из показателей ВРП. Одним из способов расчета необходимой выставочной площади является сопоставление с величиной ВРП, согласно которому площадь выставочного центра равна 0,5 кв. м на 1 млн долл. США ВРП [1]. В таблице представлены данные по выставочным площадям (имеющейся и необходимой) региональных центров СЗФО и показатели ВРП за 2012 г.

Санкт-Петербург — административный центр СЗФО, обладает высокоразвитой промышленностью, густой транспортной сетью. Одним из важнейших секторов экономики города является промышленное производство, основа которого — тяжелая промышленность. В городе работает целый ряд крупных машиностроительных и судостроительных предприятий. В последнее время активно развивается инновационная сфера: реализуется ряд проектов по созданию высокотехнологичных фармацевтических производств. Всего в настоящее время на долю промышленности приходится почти четверть ВРП.

К основным преимуществам Санкт-Петербурга можно отнести следующие: выгодное геополитическое положение; развитая диверсифицированная экономика; эффективный транспортно-транзитный комплекс; прозрачное инвестиционное законодательство; стабильная экономическая ситуация; большой кадровый и интеллектуальный потенциал; высокий образовательный и научный потенциал.

В Санкт-Петербурге имеются современные, хорошо оснащенные выставочные площадки. Например, вц «Ленэкспо», ЦВЗ «Манеж», КЦ ПетроКонгресс, КВЦ «Евразия» и др. На территории Санкт-Петербурга работают 6 крупных конгрессно-выставочных компаний (ООО «ПРИМЭКСПО», ЗАО «ВО “РЕСТЭК”», ЗАО «Сивел», ЗАО «ФАРЭКСПО», ЗАО «ЭКСПО-ФОРУМ», конгрессно-выставочная компания «Империя»), из которых 5 являются членами РСВЯ. В 2012 г. ВРП составил 2137,9 млрд руб. Необходимая площадь выставочных площадок в Санкт-Петербурге должна составлять, согласно мировым тенденциям, 32 800 кв. м. При этом имеющаяся выставочная площадь составляет 59 200 кв. м. Таким образом, наблюдается переизбыток выставочных площадей на 26 400 кв. м.

Республика Карелия (г. Петрозаводск) обладает значительными природными ресурсами, которые определяют ее специализацию. Экономика республики основывается на переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного приграничного положения. Вместе с тем экономика Карелии сохраняет экспортную ориентацию.

Развитие транспортного комплекса в Карелии связано с реализацией проектов международных транспортных коридоров. Среди стратегических преимуществ Республики Карелия можно отметить следующие: выгодное географическое положение; развитая транспортная инфраструктура; наличие природных ресурсов; наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов; законодательная поддержка инвестиционной деятельности.

ВРП в 2012 г. составил 142 943,8 млн руб. На территории Карелии действуют две выставочные компании: выставочное агентство «ЕвроФорум» и выставочное объединение «КарелЭкспо». Они проводят выставки на следующих неспециализированных площадках: Дворец творчества детей и юношества, Выставочно-развлекательный центр «Калейдоскоп», Карельская государственная филармония, Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводский государственный университет. Таким образом, имеющаяся выставочная площадь составляет 4200 кв. м, при этом, исходя из ВРП, необходимая выставочная площадь должна составлять 2300 кв. м. В данном случае мы наблюдаем переизбыток площади на 1900 кв. м. Однако специализированной выставочной площадки на территории республики нет.

Республика Коми (г. Сыктывкар) — экономический район Северо-Запада России с многоотраслевым хозяйством. Республика располагает уникальным сочетанием минерально-сырьевых ресурсов. На территорию республики приходится около 1/2 запасов нефти и 1/3 газа, половина площади лесов Европейского Севера. Доминирующие отрасли промышленности: топливная, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России.

Стратегические преимущества Республики Коми: наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности; уникальное по запасам, условиям залегания, раз-

54

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

нообразию и качеству сочетание минерально-сырьевых ресурсов; наличие дешевых энергоносителей; наличие высококвалифицированных кадров; высокие кредитные рейтинги.

В 2012 г. ВРП составил 433 768,8 млн руб. На территории республики действует выставочное предприятие ООО «КомиЭкспо» при Торгово-промышленной палате Республики Коми. Данная организация проводит выставки на площадках Центра международной торговли и Городского дворца культуры. В общем, это составляет 1600 кв. м неспециализированной выставочной площади. При этом в соответствии с ВРП необходимая выставочная площадь в республике должна составлять 6900 кв. м. Таким образом, наблюдаются недостаток в выставочной площади на 5300 кв. м, а также отсутствие специализированного выставочного комплекса.

Архангельская область (г. Архангельск) — северный форпост Российской Федерации. Регион является одним из крупнейших индустриальных районов России. Здесь находятся значительные запасы леса, а также ряда полезных ископаемых. Традиционно ведущим в экономическом потенциале региона является лесопромышленный комплекс. Доступ к морю открывает возможности использования биологических ресурсов и освоения шельфа. Область обладает значительным транзитным потенциалом. Архангельск является одним из самых оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией.

Ключевые преимущества Архангельской области: наличие развитого машиностроительного кластера; выгодное географическое положение; близость к большому потребительскому рынку России и Европы; богатые природные ресурсы; уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности как условия для развития туризма.

В 2012 г. ВРП составил 440 162,9 млн руб. На территории области действуют 2 выставочные организации: ООО «Поморская ярмарка» и ООО «Кант». Данные выставочные компании организуют выставки на одной площадке Дворца спорта профсоюзов, располагающего 3000 кв. м выставочной площади. Однако, принимая данные ВРП, мы можем утверждать, что на территории области наблюдается недостаток выставочной площади на 4000 кв. м, так как всего необходимо 7000 кв. м. Вместе с тем можно отметить отсутствие специализированного выставочного комплекса.

Вологодская область (г. Вологда) — один из экономически развитых субъектов Российской Федерации. Особенно динамично развиваются следующие отрасли экономики: черная металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, транспорт и строительство.

Область является одним из лидеров по России в сфере производства проката черного металла, изготовления льняных тканей, сельскохозяйственных продуктов и минеральных удобрений. Особенность структуры промышленного производства, его экспортная направленность, обширные природные ресурсы, квалифицированная и сравнительно недорогая рабочая сила, относительно быстрые темпы развития экономики обусловили формирование благоприятного инвестиционного климата.

Стратегические преимущества Вологодской области: выгодное географическое положение; наличие развитой транспортной инфраструктуры и ее динамичное совершенствование; наличие законодательства, предусматривающего льготный налоговый режим для инвесторов; организационная и финансовая поддержка инвестиционных проектов, гарантии безопасности бизнеса со стороны органов исполнительной власти; туристическая притягательность территории области, обладающей культурными ценностями, в том числе и мирового значения; обеспеченность интеллектуальным и кадровым потенциалами.

В 2012 г. ВРП составил 316 953,6 млн руб. На территории области имеется выставочный комплекс «Русский Дом» площадью 2500 кв. м, а также выставочная компания с одноименным названием. Однако, принимая во внимание ВРП, мы можем сделать вывод о том, что на территории области наблюдается недостаток выставочной площади на 2500 кв. м, при этом всего необходимо 5000 кв. м.

Калининградская область (г. Калининград) является самым западным регионом Российской Федерации. В силу особого геополитического расположения области ее автодорожная сеть интегрирована в европейскую транспортную инфраструктуру. Промышленность Калининградской области включает следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Исключительное геополитическое положение, близость к морю и странам Евросоюза, развитая инфраструктура туризма, режим особой экономической зоны, в том числе с 2007 г. и туристско-

И.Г. Бычков, Е.П. Борисова

55

рекреационного типа на территории Куршской косы, — все это дает мощный импульс для дальнейшего развития российского эксклава на Балтике.

Стратегические преимущества Калининградской области: выгодное географическое положение; наличие особой экономической зоны, законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность; развитая транспортная инфраструктура; наличие природных ресурсов; наличие рекреационного и туристического потенциала.

ВРП в 2012 г. составил 230 254,5 млн руб. На территории области действует одна выставочная организация — ООО «БалтикЭКСПО» (член РСВЯ), в распоряжении которой находятся выставочные павильоны, площадь которых составляет 5000 кв. м. В 2012 г. ООО «БалтикЭКСПО» организовало 18 выставок, на которых работали 100 080 посетителей. Исходя из ВРП, необходимая для Калининградской области выставочная площадь должна составлять 3700 кв. м. Таким образом, наблюдается переизбыток выставочной площади на 1300 кв. м.

Мурманская область (г. Мурманск). Экономика Мурманской области сформировалась на основе уникальной минерально-сырьевой базы Кольского полуострова и биологических ресурсов Баренцева и Белого морей, выгодного географического положения. Здесь создан крупный индустриальный хозяйственный комплекс, который полностью обеспечивает потребности России в фосфатных рудах, флогопите, редкоземельных металлах, на 45 % — в никеле. Региональная энергосистема полностью обеспечивает ее потребности в электроэнергии. Перспективы освоения значительных запасов топливно-энергетических ресурсов на шельфе Баренцева моря предоставляют Мурманской области возможность в будущем стать частью не только национальной, но и мировой энергосистемы.

Стратегические преимущества Мурманской области: уникальная ресурсно-сырьевая составляющая экономики области; расширенные морские и биологические ресурсы в акватории Баренцева и Белого морей; развитая транспортная инфраструктура с учетом наличия незамерзающего морского порта большой производительности; наличие Северного морского пути; эксплуатация новых месторождений, в том числе нефти и природного газа на шельфе Баренцева моря; международное сотрудничество и экономическая интеграция в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

В 2012 г. ВРП составил 260 264,7 млн руб. На территории области действует одна выставочная организация — АНО «МурманЭКСПОцентр» Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области (член РСВЯ), — которая проводит свои выставки в Ледовом дворце спорта, площадью 3000 кв. м. В 2012 г. АНО «МурманЭКСПОцентр» Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области организовало 18 выставок, на которых работали 76 192 посетителя. Исходя из ВРП, необходимая выставочная площадь, которая должна быть у Мурманской области, составляет 4100 кв. м. Таким образом, наблюдается недостаток выставочной площади на 1100 кв. м, при этом в области отсутствует специализированный выставочный комплекс.

Новгородская область (г. Великий Новгород) — одна из древнейших историко-культурных территорий России. Основу экономического потенциала области составляют промышленность, сельское хозяйство и строительная индустрия. Ведущее место в экономике области занимает промышленнопроизводственный комплекс. Наибольший удельный вес в выпуске промышленной продукции занимают химическая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение.

Стратегические преимущества Новгородской области: выгодное географическое положение; удобный доступ по автомобильным и железнодорожным магистралям к портам Санкт-Петербурга, Финляндии, к воздушным терминалам столицы и Санкт-Петербурга; современная система телекоммуникаций; сложившаяся инфраструктура обслуживания предпринимательства; наличие рынка квалифицированной рабочей силы; существование вторичного рынка земли.

ВРП в 2012 г. составил 148 972,6 млн руб. На территории области действует одна выставочная организация — ВЦ «ЭкспоНовгород», которая организует и проводит выставки на базе Центра «Диалог», Ледового дворца, Торгового центра «Диез». Общая выставочная площадь — 3900 кв. м. Исходя из ВРП, необходимая выставочная площадь, которая должна быть у Новгородской области, — 2364 кв. м. Таким образом, наблюдается переизбыток выставочной площади на 1500 кв. м.

Псковская область (г. Псков) — один из ключевых приграничных регионов Российской Федерации. Область представляет интерес в качестве базы для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма. ВРП в 2012 г. составил 102 276,8 млн руб.

56

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

На территории области действует одна выставочная организация — Северо-Западный центр социологии и маркетинга, которая организует и проводит выставки на базе Спортивного комплекса «Машиностроитель», Ледового дворца, Дома культуры Ленинского Комсомола (г. Великие Луки). Общая выставочная площадь — 5000 кв. м. Исходя из ВРП, необходимая выставочная площадь Псковской области должна составлять 1600 кв. м. Таким образом, можно констатировать переизбыток выставочной площади на 3 400 кв. м, а также отсутствие специализированной выставочной площади.

Обобщая полученные данные (см. рис.), можно сделать вывод о том, что в СЗФО имеется 47 600 кв. м специализированных выставочных площадей. При этом обращает на себя внимание тот факт, что специализированных выставочных площадей нет на сегодняшний день в Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Псковской областях. Неспециализированных выставочных площадей в СЗФО насчитывается 39 800 кв. м. В качестве таких площадей выступают дворцы творчества, театры, музеи, гостиницы и т. д.

Рис. Соотношение имеющейся общей выставочной площади и необходимой специализированной выставочной площади в региональных центрах СЗФО относительно ВРП

Общая площадь используемых для проведения выставок площадок составляет 87 400 кв. м. Однако если рассчитать необходимую, относительно ВРП, выставочную площадь, то получается 65 800 кв. м. Таким образом, можно констатировать превышение общей площади на 21 600 кв. м.

В итоге, получается, что на 8 регионов (исключая Санкт-Петербург) приходится 28 200 кв. м общей площади, используемой для проведения выставок. При этом согласно мировой тенденции необходимо 33 000 кв. м. Однако если учитывать только специализированные выставочные площади, то на сегодняшний день их 10 600 кв. м (3100 кв. м — условно). Таким образом, наблюдается нехватка в 22 400 кв. м.

Но это предполагаемые расчетные показатели. На самом деле нужны ли регионам эти специализированные площади? Что на них будет проводиться? Как они будут загружены, кто будет ими управлять? Смогут ли регионы выделить деньги на их строительство, есть ли там специализированные конструкторские, проектные, строительные организации? Эти вопросы задают направление дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.П. Доклад на «круглом столе» в Торгово-промышленной палате РФ «Об опыте работы выставочных комплексов в современных условиях и задачах по развитию материально-технической базы в регионах», 27 ноября 2009 г. М., 2009.

И.Г. Бычков, Е.П. Борисова

57

2. Бергер Е.П., Литвиненко А.Н. Методики диагностики состояния организационной культуры на предприятиях легкой промышленности // Вестник Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. 2012. Сер. 3. № 3. С. 3-12.

3. Бычков И.Г. Выставочная деятельность и факторы ее развития в сфере услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004.

4. Карпова Г.А. Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 115-124.

5. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 64-69.

6. Мухина М.Г. Социально-экономические аспекты оценки управленческого персонала в организациях потребительской кооперации: дис. ... канд. экон. наук. Белгород, 2011.

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128326 (дата обращения: 12.11.2013).

8. Отчеты Российского союза выставок и ярмарок. URL: http://www.uefexpo.ru. (дата обращения: 12.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.