МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ГА. КАРПОВА, Л.В. ХОРЕВА, Т.Н. ПОПОВА
Галина Алексеевна КАРПОВА — доктор экономических наук, профессор, декан факультета туризма СПбГЭУ, первый вице-президент Национальной академии туризма.
Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.
Автор более 140 работ, опубликованных в российских и зарубежных научных изданиях.
Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, экономика и управление туристской деятельностью, рекреационная сфера.
Любовь Викторовна ХОРЕВА — доктор экономических наук, профессор, и. о. директора института туризма и сервиса СПбГЭУ, действительный член Национальной академии туризма.
Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.
Автор более 120 публикаций.
Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, международная торговля услугами, экономика туризма, культуры и образования.
Татьяна Николаевна ПОПОВА — аспирантка кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ.
В 2012 г. окончила Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова.
Область научной специализации — управление в сфере услуг, конгрессно-выставочная деятельность.
^ ^ ^
Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова
77
РЫНОК КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ:
МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
Глобализационные процессы в мире непосредственным образом влияют на наращивание деловых обменов. Сегодня резко возросло число контактов между участниками международных рынков, увеличивается количество международных корпораций, и взаимодействие между участниками подобных структур становится все более интенсивным. В связи с этим повышается значение разнообразных деловых встреч, которые могут быть организованы как в виде конференций, конгрессов, форумов, так и в виде выставок, салонов (автомобильный, авиасалон и т. п.), показов новой техники, технологий и других форм деловых митингов. Тем самым конгрессно-выставочная деятельность приобретает новое звучание в интегрированном мировом экономическом пространстве.
По статистике Всемирной туристской организации (UNWTO), доля конгрессно-выставочного сегмента в общем объеме деловых поездок составляет более 10 %. Индустрия конгрессных услуг за последние десятилетия во всем мире развилась в развернутую и самодостаточную сферу бизнеса. Мировой рынок конгрессных и выставочных услуг сегодня является одним из самых динамичных. По различным оценкам, среднегодовой оборот этого рынка составляет 40-60 млрд долл. США [10]. Как отмечалось на конгрессе Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) в 2012 г., выставочная деятельность сегодня превращается в лидера глобальной экономики, становится основным драйвером бизнеса, поскольку объединяет все известные средства продвижения товаров и услуг.
Следует указать, что, с одной стороны, выставки призваны обслуживать бизнес, продвигая новые идеи, решения, товары, но, с другой стороны, это самостоятельная сфера хозяйственной деятельности, построенная на тесном взаимодействии со всеми участниками как национального, так и мирового рынков. Выставочный бизнес призван проводить опережающий анализ тенденций развития базовых отраслей хозяйства (и без этого не будет его роста); формировать деловые сообщества и ассоциации производителей товаров и услуг предоставлять заинтересованным во взаимодействии структурам возможности продвигать собственные продукты с использованием маркетинговых возможностей выставочных компаний. Хотя участники выставок (экспоненты) и участники выставочного бизнеса (производители выставочных услуг) всегда ориентируются на получение прибыли, на расширение сегмента потребителей и на другие традиционные рыночные результаты, но все отчетливее формируется понимание, что выставки — это важный инструмент наращивания нематериальных активов: вхождение в определенное бизнес-сообщество, рост узнаваемости компании, укрепление репутации, формирование позитивного социального имиджа.
При этом речь идет не только о «внутреннем имидже», нацеленном на национальные рынки, но и, несмотря на сложности текущего момента, о важности деловой репутации на международных рынках. Конгрессно-выставочные мероприятия призваны привлекать в страну не только и не столько готовые продукты, а, прежде всего, технологические решения и инновации, которые позволяют отечественному производителю занять лидирующие позиции на отраслевых рынках, а также продвинуть российские компании на высокотехнологичные глобальные рынки. Данная задача особенно актуальна в современной политико-экономической ситуации.
Здесь не обойтись без понимания того, каким именно образом организована выставочная деятельность в мировой практике, каковы масштабы и особенности функционирования выставочного бизнеса, тенденции и перспективы его развития. Важно представлять, в чем состоит специфика регулирования выставочной деятельности, какие структуры включены в процесс подобного регулирования, и гармонизировать отечественное законодательство с международными нормативными актами.
Исходя из этих задач, прежде всего, отметим, что наиболее популярными странами, в которых проводятся разнообразные бизнес-форумы, конференции, выставки и другие деловые встречи, согласно данным рейтинга Международной ассоциации конгрессов и конференций (International Congress and Convention Association — ICCA), в 2013 г. были: США (829 бизнес-выставок), Германия (722 выставки ) и Испания (562 выставки). В данном рейтинге Россия находится на 40-м месте (после Гонконга и Китая) с 83 выставками, проведенными в 2013 г. (см. табл. 1).
ГРНТИ 06.71.57
© Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова, 2014
78
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Интересно, что российские организации, включенные в анализ данного рынка, несколько иначе оценивают количество выставок в нашей стране. Так, по данным департамента маркетинга Выставочного объединения «РЕСТЭК», в России ежегодно проводится около 1700 выставок [6]. Расхождение в статистических данных легко объяснимо различными принципами организации статистического учета, однако такое расхождение может свидетельствовать и о недостаточно активном продвижении российских выставок на международный рынок.
Таблица 1
Рейтинг стран мира по количеству форумов, проведенных в 2013 г. [19]
Место в рейтинге Страна Количество форумов
i США 829
2 Германия 722
3 Испания 562
4 Франция 527
5 Великобритания 525
6 Италия 447
7 Япония 342
8 Китай 340
9 Бразилия 315
10 Нидерланды 302
39 Гонконг 89
40 Россия 83
В США, согласно оценкам экспертов, темпы развития выставочной индустрии опережают рост ВВП в стране: в 2013 г. темпы роста ВВП составили 1,6 % [21], в то время как средние темпы роста выставочного бизнеса в мире, по данным Международного агентства стратегического консалтинга компаний (AMR International), составляют около 4 % в год [11]. Выставочный бизнес рассматривается как важный, если не важнейший, инструмент продвижения товаров и услуг. Ежегодно на участие в торговых и иных бизнес-выставках и форумах в США тратится около 60 млрд долл., это больше, чем предприятия в стране тратят на наружную рекламу и рекламу в СМИ, вместе взятых. Выставки в Германии обеспечивают более 40 % контактов в формате B2B. В бюджетах немецких компаний 42 % затрат на бизнес-коммуникации приходится на участие в выставках, а в сфере тяжелой промышленности этот показатель достиг 47 % [1].
По экспертным оценкам, индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация других массовых мероприятий [18]. Тем самым в развитии подобного бизнеса заинтересованы не только собственно участники выставок и бизнес-сообщество, но и региональные власти, поскольку крупные международные бизнес-мероприятия пополняют бюджет и одновременно способствуют активному развитию инфраструктуры территории, создавая дополнительную инвестиционную привлекательность города. Как отмечает С. Трофимов, сегодня «в Германии 80 % доходов казны Ганновера составляют доходы от выставочной деятельности, в Дюссельдорфе — 15 %, а в Петербурге, по нашим подсчетам, — только 0,7 %» [15]. Согласно некоторым оценкам в Германии, например, оборот конгрессной индустрии составляет 50 млрд евро в год, в Канаде — около 32 млрд канадских долл., конгресс-центр в Лейпциге ежегодно приносит в бюджет города более 30 млн евро [9]. В немецких выставках ежегодно участвуют более 160 тыс. экспонентов, 9-10 млн посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн кв. м. Почти 50 % экспонентов приезжают из-за рубежа [5].
Доля России на мировом выставочном рынке не превышает 2 %, в то время как доля рынка Германии — 20 %, половина крупнейших выставок мира проходит именно в Германии. Но, несмотря на небольшую долю России в мировом объеме выставочных услуг, страна находится в русле мировых тенденций. По оценкам специалистов, сегодня в выставках, проходящих на территории нашей страны, принимает участие около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных фирм и организаций [3]. По данным Российского союза выставок и ярмарок, в 2013 г. был отмечен значительный рост числа иностранных участников (на 11,4 %), при одновременном снижении количества российских участников выставок
Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова
79
(-3 %) [17]. Как указывает С.П. Алексеев, мы, безусловно, находимся в тренде, несмотря на то, что по масштабам выставочно-конгрессной деятельности пока, конечно, отстаем от стран-лидеров [7].
Наиболее популярными городами для проведения выставок в мировом рейтинге 2013 г., составленном ICCA, были: Париж — 204 выставки, Мадрид — 186, Вена — 182, Барселона — 179, Берлин — 178, Сингапур — 175, Лондон — 166 выставок соответственно. Москва в этом рейтинге занимает 68-е место с 34 выставками, наряду с Манчестером и Роттердамом; Санкт-Петербург провел в 2013 г. 32 выставки и оказался на 79-м месте вместе с Бухарестом, Краковом и Тулузой (см. табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг городов мира по количеству форумов, проведенных в 2013 г. [19]
Место в рейтинге Город Количество форумов
1 Париж 204
2 Мадрид 186
3 Вена 182
4 Барселона 179
5 Берлин 178
6 Сингапур 175
7 Лондон 166
8 Стамбул 146
9 Лиссабон 125
10 Сеул 125
68 Манчестер, Москва, Роттердам 34
79 Бухарест, Краков, Санкт-Петербург, Тулуза 32
Несмотря на относительно низкие позиции в указанном рейтинге выставочной активности, в России, между тем, наблюдается рост интереса к данной сфере бизнеса. По оценкам экспертов, рынок выставочной деятельности в стране достигает 1,5 млрд долл. США. Основные конгрессно-выставочные мероприятия сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге — это примерно 60 % рынка, оставшаяся часть — региональные операторы. Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) имеют 89 российских выставок, в том числе 62 московские, а членами UFI являются 22 московские выставочные компании, занимающиеся организацией и проведением торгово-промышленных выставок, при этом последние 2-3 года столичные выставочные мероприятия устойчиво посещают около 8,5 млн посетителей, из которых порядка 2 млн — специалисты практически всех отраслей российской экономики [4].
Среди наиболее популярных городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, которые, однако, не попали в рейтинг ICCA, находятся Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток [16]. В перспективе более быстрыми темпами будут расти именно региональные рынки выставочной индустрии. Тенденция развития регионального рынка выставочных услуг обусловлена замедлением роста московского рынка. Согласно оценкам экспертов он будет расти приметно на 2 % в год, в то время как темпы роста регионального выставочного бизнеса по числу проводимых мероприятий будут прирастать на 7 % ежегодно [6].
Развитию этой тенденции способствовало и будет способствовать строительство и ввод в действие новых современных площадей в таких городах, как Санкт-Петербург (Конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ», один из современнейших в России выставочных комплексов), Новосибирск (крупнейший за Уралом выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр»), Екатеринбург (Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо») и др. При этом региональные выставки становятся все более привлекательными ввиду высокого профессионализма в организации событий любой направленности. Строительство подобных комплексов повышает в целом инвестиционную привлекательность региона. Например, строительство в Санкт-Петербурге нового выставочного центра «ЭКСПОФОРУМ» в районе аэропорта Пулково, по мнению инвесторов, позволит придать новый импульс конгрессно-выставочной активности в городе и даст существенный толчок развитию перифе-
80
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
рийной городской территории. Во всем мире уже давно наблюдается тенденция вытеснения из центральных районов городов промышленных предприятий, а «оставленные» индустриальные объекты становятся открытыми общественными пространствами для творчества, на которых, в том числе, возможно проведение форумов и выставок соответствующей направленности (например, Лофт «Этажи», открывшийся в 2007 г. в Санкт-Петербурге в здании бывшего хлебозавода на Лиговском пр., 74. Сегодня это одно из крупнейших выставочных пространств в городе, где на площади в 3000 кв. м расположились 2 галереи современного искусства, 4 выставочных площадки, кофейня «Зеленая комната», открытая крыша и Локейшн Хостел [22]).
В целом развитие выставочного бизнеса оказывает позитивное влиняие на экономику города как участника мирового экономического пространства. Например, в 2014 г. в Санкт-Петербурге прошел ряд международных специализированных промышленных выставок, в том числе: Петербургская техническая ярмарка и Петербургский промышленный конгресс; «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции (Hi-Tech)»; Международный строительный форум; Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования и др. Кроме того, проходит крупнейшая туристическая выставка на Северо-Западе России INWETEX-CIS TRAVEL MARKET, объединяющая большое число туристических мероприятий [12]. Кроме того, в октябре 2014 г. к официальному открытию выставочного центра «ЭКСПОФОРУМ» приурочено проведение такого статусного мероприятия, как IV Петербургский международный газовый форум.
Отметим, что открытие новых выставочных площадей обусловлено как ростом собственно выставочного бизнеса, так и мировой тенденцией комплексного развития выставочных услуг, что возможно только с применением инновационных технологий экспонирования. Именно комплексное предоставление как основных, так и сопутствующих услуг дает высокий мультипликативный эффект, выражающийся в увеличении объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, развитии городской инфраструктуры и смежных с выставочной сферой отраслей, повышении в целом инновационной и инвестиционной привлекательности территорий и регионов, где проводятся подобные мероприятия.
Развитие выставочного бизнеса невозможно без сильных и профессиональных операторов. Так, сегодня крупнейшими операторами на рынке выставочных услуг являются две российские компании — группа компаний ITE и Выставочное объединение «РЕСТЭК». При этом группа компаний ITE в 2014 г. вошла в пятерку мировых лидеров по объему выручки от организации выставочных мероприятий, попав в ежегодный аналитический отчет о состоянии мирового рынка выставочных услуг (Globex Market Report), представленный AMR International. Группа компаний ITE, согласно исследованию Globex Market Report, прочно занимает лидирующие позиции с долей в 22 % на российском рынке выставочных услуг. Следует отметить, что, по данным этого отчета, российский рынок выставочных услуг вырос в 2013 г. более чем на 8 % по сравнению с предыдущим периодом и является в настоящее время 6-м по объему рынком экспоуслуг в мире [20].
Мы хотели бы сослаться на данные Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), которые дают некое обобщенное представление об инфраструктуре и емкости выставочного рынка в России. Так, по данным РСВЯ, общий объем выставочных площадей еще недостаточно велик и едва достигает 600 тыс. кв. м, при этом, по подсчетам AMR International, объем выставочных площадей в России примерно в 4 раза больше — 2,7 млн кв. м, но в любом случае заметно меньше, чем в странах с более развитым рынком подобных услуг: в США, по оценкам, порядка 41 млн кв. м выставочных площадей, в Китае — 13 млн, в Германии — 9 млн, во Франции — 6 млн [6].
Эффективное создание и функционирование выставочного бизнеса во всем мире невозможно без выстроенной системы его нормативного регулирования. В международной практике организация выставочно-ярмарочной деятельности — довольно сложный процесс, именно поэтому существует большое разнообразие документов и организаций, которые в той или иной степени определяют основные правила ведения данного бизнеса. В большинстве сран конгрессно-выставочная деятельность активно поддерживается государством, однако все еще нет единого подхода к ее законодательному регулированию.
В ряду международных актов выделим следующие.
1. Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках, описывающая вопросы проведения всемирных выставок, в ряду прочего в данной конвенции описаны права и обязанности организаторов
Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова
81
и участников выставок, предложена классификация выставочной деятельности и возможная периодичность всемирных выставок.
2. В рамках Европейского Союза как регулирующий документ используется Объяснительное сообщение Комиссии европейских сообществ «О применении правил Единого рынка к сектору ярмарок и выставок», в котором отмечается, что выставки и ярмарки представляют собой сектор активной экономической деятельности в Европейском сообществе и каждое государство — член ЕС вправе создавать условия проведения выставочно-ярмарочных мероприятий и механизм участия в них экспонентов при условии их соответствия положениям Римского договора о свободе движения товаров, капиталов и услуг в рамках ЕС и принципам функционирования Единого рынка [13].
3. На пространстве государств — участников СНГ действует «Соглашение о развитии выставочноярмарочной и конгрессной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26 мая 1995 г., уточненное и дополненное в Минске в 2008 г. [8].
4. Кроме международных и региональных соглашений на национальном уровне разрабатываются и применяются нормативные и правовые документы, специально регламентирующие конгрессно-выставочную деятельность. Так, в США разработано два законодательных акта: «Об участии Соединенных Штатов в международных выставках» и «О торговых ярмарках»; в Италии действует «Рамочный закон о выставочной отрасли»; во Франции — ордонанс «О выставочно-ярмарочных мероприятиях» [2]. В Испании принят закон «Об упорядочении выставочной деятельности Автономной области Мадрида». В Германии, несмотря на ее ведущие позиции в данной сфере деятельности, не предусмотрено государственного регулирования выставочного бизнеса. Тем не менее действует документ, который назван «Самодисциплинирующие правила» (Добровольный кодекс профессиональной этики). В рамках этого документа подробно описаны подходы к типологии ярмарок и выставок, содержатся базовые определения [7].
К основным организациям, которые занимаются вопросами регулирования конгрессно-выставочной деятельности на международных и национальных рынках, относятся следующие.
1. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), созданная в 1925 г. В настоящее время она насчитывает 635 членов из 228 городов, 85 стран.
2. Международное бюро выставок, созданное в 1931 г. для наблюдения за выполнением Парижской конвенции 1928 г. и успешно функционирующее до сих пор.
3. Одной из ведущих в сфере организации международных мероприятий, самой крупной профессиональной ассоциацией на рынке международных встреч является Международная ассоциация конгрессов и конференций (ICCA), объединяющая в своей структуре авиакомпании, профессиональных организаторов конгрессов, конференций и выставок, отели, агентства, занимающиеся бизнестуризмом, и многие другие структуры. Эта организация насчитывает свыше 1 тыс. членов из 90 стран мира.
4. На пространстве СНГ в рамках соглашения о развитии выставочной деятельности был создан постоянно действующий Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности стран — участниц СНГ, основными функциями которого являются разработка и осуществление мер по развитию и поддержке выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в государствах — членах СНГ и содействие продвижению на международный рынок научно-технических, инновационных разработок, ноу-хау, товарной продукции и ряд других функций, призванных обеспечить поступательное развитие этого рынка в СНГ [8].
5. Помимо этого большую активность в деле развития международных контактов в сфере конгрес-сно-выставочных мероприятий проявляют такие структуры, как: Международная ассоциация конгрес-сных и туристических бюро (IACVB), одна из старейших организаций, основанная в 1914 г., в настоящее время организация насчитывает 410 членов из 32 стран мира; Международная ассоциация распорядителей деловых встреч (MPI) — ассоциация, объединяющая специалистов — организаторов мероприятий различного масштаба, а также представителей организаций — поставщиков услуг для этой сферы бизнеса (гостиниц, авиакомпаний, ресторанов и т. д.), насчитывает сегодня около 15 тыс. членов; Международная ассоциация конгресс-центров (AIPC), участниками которой являются 120 ведущих конгресс-центров из 43 стран; Международная ассоциация организаторов выставок (IAEM), собравшая в своих рядах более 3200 участников и ряд других правительственных и неправительственных организаций.
82
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
6. В России в числе наиболее влиятельных организаций следует назвать Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), основными задачами которого являются продвижение отечественной продукции на рынки различных стран, содействие развитию торговых и экономических связей, обеспечение прозрачности российского выставочного рынка, анализ законодательства с целью совершенствования нормативной и правовой базы конгрессно-выставочной деятельности.
Следует отметить, что в России до сих пор поле регулирования конгрессно-выставочной сферы находится на этапе становления. В 2014 г. была одобрена Концепция развития выставочноярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и утвержден план мероприятий по ее реализации [14]. При этом актуальным остается вопрос о разработке и принятии федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, который должен стать основой правового регулирования отрасли на национальном рынке, определить порядок отношений межу всеми участниками рынка, а также зафиксировать роль государства в его развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.П. Выставочная деятельность: лидерство и Marketing Mix в цифровую эпоху // Инициативы XXI века. Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал. URL: http://www.ini21.ru/ about/
2. Аналитические материалы для Парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки». М., 2014. URL: http://rusraport.ru/tpp/2014/2/20
3. Выставки как двигатель российской торговли // Торгово-промышленные ведомости. Тематический дневник. URL: http://politobzor.net/show-14968-vystavki-kak-dvigatel-rossiyskoy-torgovli.html
4. Выставочная деятельность: лицом к инвесторам // Промышленник России. 2012. Май. URL: http://promros. ru/magazine/2012/may/vystavochnaya-deyatelnost-licom-k-investoram.phtml
5. Выставочный бизнес России и других стран. URL: http://expomap.ru/artide_info.php/articles_id/40/artide/ vystavochnyi-biznes-rossii-i-drugih-stran
6. Грибцова Ю. Выставочный бизнес постепенно восстанавливается // Ведомости. 2013. 27 марта. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/10472421/pokazhut_vsem
7. О состоянии нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности и путях ее совершенствования. Портал Торгово-промышленной палаты РФ. URL: http://www.tpprf.ru/ru/exhibition_activity/coordination/ framework/state/
8. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://vvcentre.ru/mgs/
9. Педыч Л.П. Управление конгрессной деятельностью как фактором инновационного развития региона. URL: http://doc2all.ru/article/18102012_95895_pedych
10. Портал ИнформЭКСПО. URL: http://www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=1065
11. Портал Международного агентства стратегического консалтинга компаний (AMR International). URL: http://www.amrinternational.com/
12. Портал «Международные туристские выставки». URL: http://travelexhibition.ru/ index/
13. Портал российского союза выставок и ярмарок. Объяснительное сообщение Комиссии европейских сообществ «О применении правил Единого рынка к сектору ярмарок и выставок» —98/с143/02. URL: http://www.uefexpo.ru/?id=62448
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
15. России есть куда расти: индустрия встреч и ее потенциал развития. URL: http://expocom.ru/ news/rossii-est-kuda-rasti-industriya-vstrech-i-ee-potentsial-razvitiya/
16. Российские города в международных туристических рейтингах 2014. Портал Центра гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/05/23/6783
17. Смородова Л. Выставки России: прибыль растет, площадь сокращается... // Экспо-ведомости. 2014. № 1. С. 10-11.
18. Хорева Л.В., Федорова Е.В. Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дести-наций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма // Известия СПбГЭУ. 2013. № 1. С. 39-46.
19. ICCA Statistics Report 2013. Country & City Rankings. International Association Meetings Market. URL: http://www.iccaworld.com/npps/story.cfm?nppage=3537
Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова
83
20. ITE вошла в пятерку лидеров мирового выставочного рынка. URL: http://www.ite-russia.ru/ru-RU/office/ news/21122.aspx
21. The World Factbook — CIA. URL: https://www.cia.gov/...world-factbook/.../us.htm]
22. URL: http://www.loftprojectetagi.ru/