Научная статья на тему 'Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях'

Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
480
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАГРУЗКА ВЕРФЕЙ / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ / STATE INVESTMENT PROGRAM / FISHING FLEET / RUSSIAN SHIPBUILDING ENTERPRISES / PORTFOLIO OF ORDERS FOR SHIPYARDS / PLACING ORDERS FOR THE CONSTRUCTION OF FISHING VESSELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ольга Эриковна, Бабчук Евгений Викторович, Крулев Андрей Александрович

Объект и цель научной работы. Целью работы является анализ выполнения государственной инвестиционной программы в части загрузки отечественных верфей строительством современных рыбопромысловых судов. Материалы и методы. Информационное сопровождение выполнялось по методике встроенного обслуживания, включающей определение круга первичных и вторичных информационных источников, выявляемых путем релевантных запросов, организацию доступа к фактографическим базам данных и библиометрический анализ публикаций. Основные результаты. Выполнен анализ реализации государственной программы по строительству современных рыбопромысловых судов на российских верфях. Разработаны конкретные предложения по размещению потенциальных заказов на строительство рыбопромысловых судов, обеспечивающие оптимизацию загрузки судостроительных предприятий, участвующих в инвестиционной программе, и представляющие практический интерес для Федеральных органов исполнительной власти, ответственных за ее реализацию (Минпромторг России, Росрыболовство, Минвостокразвития), а также для организаций и предприятий, занимающихся проектированием и строительством современных рыбопромысловых судов, а также для рыбопромысловых компаний-инвесторов строительства. Заключение. Результаты работы должны являться основой для определения оптимального размещения потенциальных заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях, чтообеспечит повышение эффективности реализации государственной программы строительства современных отечественных судов рыбопромыслового флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Ольга Эриковна, Бабчук Евгений Викторович, Крулев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of implementation of the state investment program and prospects for the construction of fishing fleet vessels in Russian shipbuilding enterprises

Object and purpose of research. This paper analyzes implementation of the state investment program in terms of ongoing fishing vessel construction projects at Russian shipyards. Materials and methods. Information support was performed by using the builtin service methodology, which includes determining the range of primary and secondary information sources identified by relevant queries, accessing to factual data-base, and bibliometric analysis of publications. Main results. This paper describes the analysis of implementation of the state program for the construction of modern fishing vessels at Russian shipyards. Specific proposals have been developed for placing potential orders for the construction of fishing vessels to optimize the portfolio of orders for Russian shipyards participating in the investment program and are of practical interest to Federal Executive authorities responsible for its implementation (Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, Rosrybolovstvo, and Minvostokrazvitiya), as well as for organizations and enterprises engaged in the design and construction of modern fishing vessels, and for fishery companies that invest in construction. Conclusion. The results of the work should be the basis for determining the optimal placement of potential orders for the construction of fishing vessels in Russian shipbuilding enterprises, which will increase the ffectiveness of the state program for the construction of modern Russian fishing vessels.

Текст научной работы на тему «Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях»

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-391-219-230 УДК 629.5.011, 629.128

О.Э. Алексеева, Е.В. Бабчук, А. А. Крулёв

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Объект и цель научной работы. Целью работы является анализ выполнения государственной инвестиционной программы в части загрузки отечественных верфей строительством современных рыбопромысловых судов. Материалы и методы. Информационное сопровождение выполнялось по методике встроенного обслуживания, включающей определение круга первичных и вторичных информационных источников, выявляемых путем релевантных запросов, организацию доступа к фактографическим базам данных и библиометрический анализ публикаций. Основные результаты. Выполнен анализ реализации государственной программы по строительству современных рыбопромысловых судов на российских верфях. Разработаны конкретные предложения по размещению потенциальных заказов на строительство рыбопромысловых судов, обеспечивающие оптимизацию загрузки судостроительных предприятий, участвующих в инвестиционной программе, и представляющие практический интерес для Федеральных органов исполнительной власти, ответственных за ее реализацию (Минпромторг России, Росрыболовство, Минвосто-кразвития), а также для организаций и предприятий, занимающихся проектированием и строительством современных рыбопромысловых судов, а также для рыбопромысловых компаний-инвесторов строительства.

Заключение. Результаты работы должны являться основой для определения оптимального размещения потенциальных заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях, что обеспечит повышение эффективности реализации государственной программы строительства современных отечественных судов рыбопромыслового флота.

Ключевые слова: государственная инвестиционная программа, рыбопромысловый флот, отечественные судостроительные предприятия, загрузка верфей, размещение заказов на строительство рыбопромысловых судов. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-391-219-230 UDC 629.5.011, 629.128

O. Alekseeva, E. Babchuk, A. Krulev

Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia

ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE INVESTMENT PROGRAM AND PROSPECTS FOR THE CONSTRUCTION OF FISHING FLEET VESSELS IN RUSSIAN SHIPBUILDING ENTERPRISES

Object and purpose of research. This paper analyzes implementation of the state investment program in terms of ongoing fishing vessel construction projects at Russian shipyards.

Materials and methods. Information support was performed by using the built-in service methodology, which includes determining the range of primary and secondary information sources identified by relevant queries, accessing to factual database, and bibliometric analysis of publications.

Для цитирования: Алексеева О.Э., Бабчук Е.В., Крулёв А.А. Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях. Труды Крыловского государственного научного центра. 2020; 1(391): 219-230.

For citations: Alekseeva O., Babchuk E., Krulev A. Analysis of implementation of the state investment program and prospects for the construction of fishing fleet vessels in Russian shipbuilding enterprises. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; 1(391): 219-230 (in Russian).

Main results. This paper describes the analysis of implementation of the state program for the construction of modern fishing vessels at Russian shipyards. Specific proposals have been developed for placing potential orders for the construction of fishing vessels to optimize the portfolio of orders for Russian shipyards participating in the investment program and are of practical interest to Federal Executive authorities responsible for its implementation (Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, Rosrybolovstvo, and Minvostokrazvitiya), as well as for organizations and enterprises engaged in the design and construction of modern fishing vessels, and for fishery companies that invest in construction.

Conclusion. The results of the work should be the basis for determining the optimal placement of potential orders for the construction of fishing vessels in Russian shipbuilding enterprises, which will increase the effectiveness of the state program for the construction of modern Russian fishing vessels.

Keywords: state investment program, fishing fleet, Russian shipbuilding enterprises, portfolio of orders for shipyards, placing orders for the construction of fishing vessels. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Введение

Introduction

Морские природные ресурсы являются основой развития многих высокотехнологичных зарубежных экономик, поскольку помимо решения задач продовольственной программы обеспечивают развитие смежных отраслей. Например, в Норвегии морская индустрия составляет около 12 % от экономики всей страны. В США биоресурсы экономической зоны направлены на развитие собственного судостроения. Страны, эффективно использующие и контролирующие наибольший объем биоресурсов, могут доминировать не только в области продовольственной безопасности, но и в развитии ряда отраслей экономик, таких как пищевая промышленность, здравоохранение, аквакультура, фармакология и медицина.

Рыболовный флот СССР был самым большим по количеству судов крупнотоннажного флота за счет строительства сотен единиц серий судов, которые не строились нигде в мире, но качество этого флота существенно уступало западным образцам. Минрыбхоз СССР обеспечивал план по добыче биоресурсов только за счет постоянного увеличения количества крупнотоннажных траулеров-

заводов, что считается экстенсивным путем развития производства. Показатели экономической эффективности строящегося судна и работы рыболовного флота в целом не были определяющими, поскольку объем дотаций в обеспечение работы этого флота не ограничивался. Сегодня уровень потребления рыбной продукции падает (рис. 1), поэтому государственная политика нацелена на увеличение потребления полезных биоресурсов путем создания эффективного добывающего флота [1, 3, 9].

В настоящее время требования к промысловому флоту и потребность в современном флоте определяется экономическими показателями эффективности отдельно взятого судна. На мировом потребительском рынке отмечается увеличение востребованности рыбной продукции (рис. 2), что говорит об актуальности постройки рыбопромысловых судов нового поколения во всем мире.

На сегодняшний день определена ориентировочная потребность в судах российского рыбопромыслового флота до 2035 г. в целях обеспечения добычи биоресурсов на уровне последних лет, возможно, с небольшой динамикой (рис. 3).

При подготовке аналитического обзора с целью наиболее эффективной и оперативной работы с раз-

Рис. 1. График потребления рыбы и рыбопродукции на душу населения, кг/год (по данным Росстата)

Fig. 1. Fish consumption and fish products per capita, kg/year (according to Rosstat)

личными информационными источниками в состав рабочей группы специалистов научного подразделения были включены работники научно-технической библиотеки. В условиях совершенствования информационно-коммуникационных технологий, сопровождаемого стремительным ростом объемов текстов в электронной среде, потребовалось использование современных методов системного и контент-анализа медиатекстов.

Для обзора заказов на строительство судов на отечественных судостроительных предприятиях после согласования с участниками проекта значимых релевантных терминов и подбора их лингвистических и морфологических вариантов, осуществлялся обзор профильных новостных интернет-ресурсов [8-16], а также отечественных и зарубежных периодических изданий.

С использованием методов классификации, контент-анализа и библиометрического метода (выявление взаимосвязей публикаций на основе цитирования) выполнялось библиографическое (подготовка библиографических справок) и документное (выдача документов во временное пользование, электронная доставка копий документов) обслуживание с использованием ведущих мировых наукометрических реферативных и полнотекстовых баз данных и электронных библиотек. Фактографическое обслуживание по вопросам загрузки отечественных и зарубежных верфей, выполнялось с помощью специализированных баз данных и справочных изданий:

■ Clarkson Intelligence Network;

■ World Ship Database;

■ ISL Shipping Statistics & Market Review.

Специалисты Крыловского государственного

научного центра проводили переговоры с целью получения оперативной информации с представителями судостроительных предприятий в рамках

800

700

прогноз роста среднедушевого потребления рыбы в мире с 2015 по 2050 г., кг/ чел.

Рис. 2. График потребления рыбы в мире (по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН)

Fig. 2. Fish consumption in the world

профильных мероприятий, таких как Международный рыбопромышленный форум, выставка «Нева», также велась и деловая переписка с представителями верфей и инвесторами (группа сопровождения строительства от рыбопромысловых компаний), Минпромторгом России и Федеральным агентством по рыболовству.

По оценкам Росрыболовства, к 2025 г. с учетом совокупного объема строительства в рамках инвестиционной квоты, аукционного механизма и программы субсидирования части затрат будет обновлено порядка 40 % мощности добывающего флота. В рамках реализации механизма квот будет обновлено 65 % мощностей флота в Северном рыбохо-зяйственном бассейне, и 25-30 % - в Дальневосточном.

Рис. 3. График планируемой реализации рыбопромысловых судов на отечественных верфях, в ед.

(по данным Росрыболовства и Минпромторга России)

Fig. 3. Contracted deliveries

of fishing vessels at Russian shipyards,

in units (according to Rosrybolovstvo

and Ministry of Industry

and Trade of the Russian Federation)

600

500

400

300

200

100 0

постройка судов по госпрограмме (ед.)

488

359^

294,

237^

184

85

132^

23 48.

680

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

9

600

500 400 300 200

По данным Минпромторга России, с учетом выбытия морально и физически устаревших судов потребность в рыбопромысловых судах составляет 271 ед., до 2025 г. планируется в случае продолжения государственных программ передать промысловикам до 212 ед., большинство из которых должны быть построены на отечественных судостроительных предприятиях.

В рамках реализуемой государственной инвестиционной программы Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса» (с изменениями на 27 марта 2019 г.) согласовано строительство 43 крупно- и средне-тоннажных судов рыбопромыслового флота. На ближайшую перспективу до 2023 г. запланировано строительство 33 судов, часть из которых находится в постройке, и до 2025 г. предполагается построить еще 11 судов на отечественных судостроительных предприятиях. Из указанных 43 проектов 18 судов планируется построить для Дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна, а 25 судов - для Северного бассейна. Объем инвестиций промысловиков в судостроительную отрасль составляет 166 млрд руб.

С октября 2019 г. начата реализация программы строительства судов-краболовов под реализуемые Росрыболовством «крабовые квоты». Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 86-ФЗ предусмотрен порядок распределения квот добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях. Под «крабовые квоты» планируется строительство 35 современных судов для добычи краба в Северном и Дальневосточном бассейнах.

Государственная программа по обновлению рыбопромыслового флота способствует развитию гражданского судостроения в том числе и на Дальнем Востоке. Совместным приказом Минпромторга России и Минвостокразвития России от 18 октября 2019 г. № 3886/143 промысловикам был предложен перечень верфей для возможного строительства судов-краболовов на Дальнем Востоке. Победителям крабовых аукционов по добыче в Дальневосточном бассейне рекомендованы для постройки следующие верфи:

■ ПАО «Находкинский судоремонтный завод»;

■ АО «Восточная верфь»;

■ ПАО «Славянский судоремонтный завод»;

■ ООО «Ливадийский ремонтно-судостроитель-ный завод»;

■ АО «Хабаровский судостроительный завод»;

■ ПАО «Амурский судостроительный завод»;

■ АО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»;

■ ООО «Судостроительный комплекс «Звезда»;

■ АО «Жатайская судоверфь».

Перечисленные судостроительные предприятия

имеют опыт постройки среднетоннажных судов, однако на многих дальневосточных верфях требуется значительная модернизация.

В рамках реализации государственной инвестиционной программы по «крабовым квотам», а также в целях создания дополнительного стимула строительства краболовов на дальневосточных верфях и в соответствии с указанием Президента РФ от 1 октября 2019 г. № Пр-2070 Минсельхозом России разработан проект Постановления Правительства РФ о предоставлении субсидий на возмещение промысловикам-инвесторам части затрат на строительство. Средняя оценочная стоимость строительства судов-краболовов составляет порядка 1,7 млрд рублей. Объем средств федерального бюджета для строительства одного судна из расчета планируемой компенсации 20 % затрат составит порядка 340 млн рублей. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.

Меры экономического стимулирования победителей крабовых аукционов к строительству новых судов на заводах Дальневосточного федерального округа рассматривались 23 декабря 2019 г. на заседании подкомиссии по вопросам развития рыбо-хозяйственного комплекса Дальнего Востока, где был поднят вопрос о возможности увеличения срока, который отводится на строительство судов под инвестквоты, до семи лет. Оценка данного предложения в настоящее время обсуждается в органах власти России, таких как Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Минвостокразвития, Федеральная антимонопольная служба [10].

Государственная программа по строительству рыбопромысловых судов одновременно нацелена также на развитие отечественного производства рыбопромыслового и перерабатывающего оборудования. Требования к инвестиционным проектам согласно Постановлению Правительства от 17 июля 2015 г. № 719 уже к 2025 г. предусматривают установку современного оборудования отечественного производства в полном объеме для признания судна построенным на отечественной верфи. Причем, рыбоперерабатывающее оборудование должно выпускать продукцию с высокой степенью переработки, т. е. это практически безотходное экологичное производство.

Следует отметить, что инвесторы при строительстве отечественного корпуса рыбопромыслового судна практически на 90 % выбирали зарубежное наполнение судового и рыбопромыслового оборудо-

вания. Из-за введенных санкций это в большинстве случаев привело к сложностям в поставках оборудования и удлинению графика строительства.

Представители рыбного бизнеса неоднократно отмечали сложность полного отказа от зарубежного оборудования, ссылаясь на неготовность российской промышленности выпускать продукцию мирового уровня. Однако отечественные промышленные предприятия в настоящее время активно продвигают свою продукцию на ежегодных Международных рыбопромышленных форумах и высказывают готовность к сотрудничеству с мировыми лидерами по перерабатывающему и промысловому оборудованию для рыбопромысловых судов [8].

Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть, в первую очередь, продолжение программ по импортозамещению в части промыслового оборудования, а также по локализации производства современного зарубежного оборудования на территории РФ [5, 6].

Очевидными преимуществами новых судов рыбопромыслового флота, строящихся по государственной инвестиционной программе, должны стать сокращение удельного потребления топлива, автоматизация перерабатывающего производства, использование более производительного промыслового и рыбоперерабатывающего оборудования, возможность эксплуатации судов в ледовых условиях -все это скажется на эффективности работы флота.

Сегодня более 20 судостроительных предприятий имеют достаточный опыт строительства судов рыбопромыслового флота. Однако в большинстве своем строительство рассчитано в основном на формирование корпуса [2].

Все заказчики-промысловики в рамках государственной программы выбирали современные, хорошо зарекомендовавшие себя зарубежные проекты, которые были адаптированы российскими конструкторами для строительства корпуса на отечественных верфях.

На основе анализа строительства судов рыбопромыслового флота за последние 28 лет авторами представлены отечественные судостроительные предприятия, имеющие опыт и компетенции в строительстве судов рыбопромыслового флота:

■ ООО «Роскор» (г. Находка);

■ ООО «Ливадийский ремонтно-судостроитель-ный завод» (п. Ливадия Приморский край);

■ ОАО «Находкинский судоремонтный завод» (г. Находка);

■ ОАО «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре);

■ АО «Хабаровский судостроительный завод» (г. Хабаровск);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ АО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» (г. Благовещенск);

■ ООО «Сретенский судостроительный завод» (пгт. Кокуй, Забайкальский край);

■ АО «Азовская судоверфь» (г. Азов, Ростовская обл.);

■ ОАО «Сосновский судостроительный завод» (г. Сосновка, Кировская обл.)

■ ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького (г. Зеленодольск, Татарстан)»;

■ ООО «Балаковский судостроительно-судо-ремонтный завод» (г. Балаково Саратовская обл.);

■ ООО «Рыбинская верфь» (г. Рыбинск, Ярославская обл.);

■ АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская обл.);

■ ПАО «Ярославский судостроительный завод» (г. Ярославль);

■ ООО «Верфь братьев Нобель» (г. Рыбинск, Ярославская обл.);

■ ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс» (г. Пермь);

■ АО «ЦС «Звездочка» (г. Северодвинск, Архангельская обл.);

■ ПАО «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург);

■ ПАО «Выборгский судостроительный завод» (г. Выборг, Ленинградская обл.);

■ АО «Судостроительный завод «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург);

■ АО «ПСЗ «Янтарь» (г. Калининград);

■ АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

В настоящее время на части этих предприятий

уже идет активное строительство современных рыбопромысловых судов по государственной инвестиционной программе:

■ ОАО «Адмиралтейские верфи» реализует строительство серии из 10 больших рыболовных морозильных траулеров (БРМТ, проект СТ-192) для дальневосточной «Русской рыбопромышленной компании»;

■ ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»: 3 кошельковых траулера-сейнера (СРТС, проект 8К-3101Я), 1 большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Ленинец» (проект 5670 WSD) построен и уже доставлен заказчику (Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина) на Камчатку;

■ ОАО «Северная верфь»: 3 ярусолова-процессора (проект МТ1112ХЬ); 6 траулеров-процессоров (проект 170701);

■ ПАО «Выборгский судостроительный завод»: 4 БМРТ (проект КМТ01) для ОАО «Архангельский траловый флот»; 4 средних рыболовных морозильных траулера (СРМТ, проект КМТ 02);

■ ОАО судостроительный завод «Пелла»: 3 СРМТ (проект 3095); 2 СРМТ (проект 1701);

■ ОАО судостроительный завод «Вымпел»: 1 малый траулер-рефрижератор (проект Т-30). Кроме вышеперечисленных судов, строящихся

на российских верфях, ряд предприятий судостроительной отрасли, расположенных от Калининграда до Владивостока, ведут строительство малых рыболовецких ботов.

Близки к подписанию контракта на строительство 2 среднетоннажных траулеров (58 м) компания «ФЭСТ» (г. Мурманск) и Ярославский судостроительный завод.

АО «Окская верфь» в г. Навашино подписала соглашение о намерениях на строительство 6 трау-леров-свежьевиков проекта СРТР38М для АО «Рыбопромысловая фирма «Вариант» (г. Мурманск).

В ходе Восточного экономического форума в 2019 г. ООО «Антей», ПАО «Находкинский судоремонтный завод» и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта заключили соглашение о реализации проекта по строительству промысловых судов. Документ предполагает строительство серии высокопроизводительных рыболовных судов, запланированный объем инвестиций в проект - 10 млрд рублей. Данный заказ под «крабовые квоты» предполагает создание серии из 8 судов-краболовов по новому проекту, который в данный момент разрабатывается инженерами Находкинского судоремонтного завода при участии специалистов «Антея». В настоящее время планируется и модернизация верфи для строительства серии краболовов за счет увеличения грузоподъемности слипа минимум до 2 тыс. т.

В конечном итоге размещение заказов на строительство рыбопромыслового флота лежит полностью на заказчике-инвесторе, который вправе выбирать производственную площадку, где будет проводиться строительство судна по выбранному самим владельцем проекту. Выбор проекта обусловлен, прежде всего, экономической составляющей, а именно эффективностью ведения промысла в том или ином регионе Мирового океана.

Анализируя наиболее перспективные типоразмеры судов рыбопромыслового флота и возможно-

сти их строительства на отечественных судостроительных предприятиях с учетом текущей судостроительной программы предприятия, географического месторасположения и района эксплуатации судна, а также с учетом имеющегося опыта и технологических возможностей завода-строителя, были выработаны предложения по размещению потенциально возможных заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях и дана экспертная оценка возможностей предприятий на ближайшие 5 лет. Заводы-строители, загрузка которых в настоящий момент превышает 80 % от потенциальных возможностей не принимались в расчет в связи с высокой загрузкой до 2023 г. (таблица).

Принимая во внимание необходимость создания в относительно короткий временной интервал большого количества современных судов рыбопромыслового флота высокой технической сложности, заказчикам-инвесторам при заказе нового рыбопромыслового судна следует рассматривать весь спектр возможных направлений хода строительства судна:

■ строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях по имеющимся отечественным проектам;

■ строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях по имеющимся зарубежным проектам (приобретение лицензии);

■ строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях по новым проектам отечественной разработки;

■ строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях по специально разработанным зарубежным проектам;

■ смешанные варианты постройки (например, корпус судна - на российской верфи, доосна-щение специальным оборудованием - за рубежом, либо изготовление корпуса и монтаж судна - в России).

В результате комплексного анализа, проведенного в рамках недавно завершившейся научно-исследовательской работы «Разработка методологии контроля строительства судов рыбопромыслового флота», шифр «Мониторинг-РПФ», выполненной в рамках программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», были выработаны рекомендации по разработке предложений, направленных на оптимизацию размещения заказов на строительство отечественного рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях. Разработана

Строительство перспективных типоразмеров рыбопромысловых судов. Потенциальные возможности отечественного судостроительного комплекса

The construction of advanced typical sizes of fishing vessels. Potential opportunities of Russian shipbuilding

№ п/п Наименование предприятия Перспективные типоразмеры рыбопромысловых судов Кол-во, ед.

Северо-Западный федеральный округ

1 ПО «Севмаш» Большие рыбопромысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне и экспедиционного промысла в зоне иностранной ответственности (ЗИО) и Атлантике 5

2 ЦС «Звездочка» Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике 3

3 СФ «Алмаз» Большие рыбопромысловые суда для эксплуатации на Северном бассейне и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике до 3

4 Онежский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике до 3

5 Невский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике до 5

6 Средне-Невский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике до 3

Всего 22

Центральный федеральный округ и Поволжский федеральный округ

7 Сосновский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

8 Зеленодольский СЗ им. Горького Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 5-7

9 Окская судоверфь Средние рыбопромысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне до 5

10 «Нижегородский Теплоход» Малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

11 «Красное Сормово» Большие рыбопромысловые суда, а также средние рыбопромысловые суда Северного бассейна и экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике до 3

12 Балаковский СЗ Малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

13 Рыбинская верфь Малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

14 СЗ «Вымпел» Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

15 Ярославский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

16 Верфь братьев Нобель Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне 3-5

17 Верхнекамский судостроительный комплекс Малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Северном бассейне до 3

Всего 53

Таблица. Продолжение Table. Continuation

№ п/п Наименование предприятия Перспективные типоразмеры рыбопромысловых судов Кол-во, ед.

Южный Федеральный округ

18 Азовская судоверфь Малотоннажные рыбопромысловые суда для эксплуатации в Азово-Черноморском бассейне до 5-7

19 СЗ «Лотос» Средние рыбопромысловые суда для эксплуатации в Азово-Черноморском бассейне до 5

20 СЗ им. III Интернационала Малотоннажные рыбопромысловые суда для эксплуатации в Азово-Черноморском бассейне до 5

21 АСПО Средние рыбопромысловые суда для эксплуатации в Азово-Черноморском бассейне до 5-7

22 СЗ «Залив» Большие рыбопромысловые суда, а также средние рыбопромысловые суда экспедиционного промысла в ЗИО и Атлантике 3-5

23 СЗ «Море» Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации в Атлантике и Азово-Черноморском бассейне 3-5

24 Севморзавод им. С. Орджоникидзе Малотоннажные рыбопромысловые суда для эксплуатации в Азово-Черноморском бассейне до 3

Всего 37

Дальневосточный федеральный округ

25 Ливадийский СРЗ с ЛСЗ «Пелла») Малотоннажные рыбопромысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла 15

26 Восточная верфь Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла, экспедиционного промысла в ЗИО 7

27 Амурский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла, экспедиционного промысла в ЗИО 15

28 Находкинский СРЗ Средние и малотоннажные рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла 5

29 Дальзавод Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла, экспедиционного промысла в ЗИО 4-5

30 СЗ им. Октябрьской революции Малотоннажные рыбопромысловые суда для эксплуатации на Дальнем востоке в районах тихоокеанского промысла 6

31 Хабаровский СЗ Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на Дальнем Востоке в районах тихоокеанского промысла, экспедиционного промысла в ЗИО 7-8

32 «Роскор» Средние рыбопромысловые суда и малотоннажные промысловые суда для эксплуатации на ДВ в районах тихоокеанского промысла и экспедиционного промысла в ЗИО 4-5

Всего 66

Итого 178 ед.

последовательная цепочка показателей, с учетом которой потенциальный заказчик должен опираться на следующие индикаторы:

■ специализация судостроительных предприятий отрасли;

■ технические возможности судостроительного комплекса;

■ сроки выполнения, стоимость работ и условия кредитования;

■ загрузка предприятия на настоящий момент. Текущая судостроительная программа отечественных судостроительных предприятий;

■ географическое местоположение заводов по отношению к районам эксплуатации (в том числе с учетом удобства последующего сервисного обслуживания и ремонта/модернизации). При проведении мониторинга хода строительства рыбопромысловых судов по государственной программе на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области были выявлены следующие системные проблемы:

■ недостаточная модернизация производства и отсутствие необходимого количества высококвалифицированного персонала на верфях;

■ отсутствие большого опыта работы у групп надзора за ходом строительства со стороны инвестора, приводящее к задержкам в решении неотложных производственных вопросов;

■ сложность адаптации проектов для строительства на российских верфях, задержка предоставления документации от разработчика проекта, длительные сроки поставки санкционного оборудования, внесение изменений инвестором в тех-проект на стадии строительства серии судов;

■ отсутствие отечественных проектов современных рыбопромысловых судов, а также современного, отвечающего техническим требованиям отрасли, отечественного рыбопромыслового, рыбопоискового и рыбообрабатывающего оборудования с высокой производительностью. Представленные системные проблемы влекут за

собой отставание от запланированных графиков строительства.

Мониторинг строительства современных рыбопромысловых судов позволяет сформулировать ряд системных предложений для успешного продолжения инвестиционной программы. Для стабильной и качественной работы по обновлению отечественного рыбопромыслового флота, прежде всего, требуются:

■ государственная программа модернизации и до-капитализации верфей, беспроцентные кредиты на строительство и модернизацию, долгосрочная программа по обеспечению стабильной загрузки

верфи на уровне Минпромторга России, АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и других судостроительных объединений;

■ дополнительные преференции для верфей по увеличению сроков строительства (более 1 года) с учетом обоснованных обстоятельств и согласования новых сроков графика строительства с заказчиком;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ увеличение количества судов в серии (более 5 штук) без значительных изменений в исходном техпроекте для оптимизации процесса строительства;

■ наличие у заказчика, приходящего на верфь, готового и продуманного техпроекта рыбопромыслового судна, который может быть адаптирован заводом для строительства;

■ создание информационной базы основного ти-поряда современных рыбопромысловых судов (проекты отечественной разработки) для оптимизации будущего строительства;

■ адаптация отраслевых стандартов, классификационных обществ к зарубежным проектам судов, а также оперативность в работе Российского морского регистра судоходства (РМРС) по строящимся современным рыбопромысловым судам с двойными регистровыми требованиями;

■ государственная поддержка образовательных программам по повышению квалификации основного производственного персонала;

■ государственная программа по локализации и импортозамещению судового и промыслового оборудования.

Опыт работы по программе строительства судов рыбопромыслового флота с привлечением инвестиционных квот показал, что необходимо предусмотреть своевременное внесение изменений в проекты. Для создания более гибкого механизма реализации государственной программы в Постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2019 г. № 1492 предусматривается возможность изменения сроков по отдельным этапам реализации инвестиционного проекта. В Постановлении прописан также порядок подготовки заключения о приемке объекта инвестиций. Данное Постановление было выпущено своевременно, что дало возможность успешно завершить проект на постройку первого рыбопромыслового судна «Ленинец» (кошельковый сейнер-траулер пр. 8К-3101Я) на «Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (рис. 4). Генеральный директор предприятия Эдуард Ефимов особо отмечал проблемы, вызывающие особое беспокойство рыболовецких компаний, связанные с шеф-монтажными, пуско-наладочными работами и ис-

пытаниями рыбоперерабатывающего и рыбопромыслового комплексов. Данные вопросы решались с привлечением к этим видам работ специалистов со стороны поставщиков оборудования [17].

В настоящее время, несмотря на сложности с согласованием технической документации в РМРС, головное судно уже передано заказчику - Рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина в г. Петропавловск-Камчатский, и полностью готово к добыче по квотам. Следует отметить, что в исходный инвестиционный проект по просьбе промысловиков были внесены изменения после ходовых испытаний головного судна. Обновленный сейнер-траулер данного проекта («Командор») в начале декабря 2019 г. передан заказчику. Третье судно («Ударник») проходит швартовные испытания.

В ходе реализации инвестиционных проектов инвесторы-промысловики активно сотрудничают с верфями. Для анализа проблем в отставании от первоначального графика строительства рыбопромысловых судов в декабре 2019 г. замглавы Росры-боловства Петр Савчук провел заседание профильной рабочей группы. На совещании было выявлено наибольшее отставание от графика строительства БМРТ (от 9 до 18 месяцев) у Выборгского судостроительного завода. Задержка в той или иной степени в выполнении корпусных работ и в подготовке рабочей конструкторской документации рыбопромысловых судов - на «Северной верфи» и заводе «Янтарь». Несущественное отставание (от 1 до 4 месяцев) -у «Адмиралтейских верфей» и «Пеллы».

Удлинение сроков строительства инвесторы и представители Росрыболовства также связывают с финансовыми задолженностями верфей, санкциями на поставку зарубежного оборудования, с адаптацией

технической документации, которую подготовили иностранные конструкторские бюро, к требованиям РМРС. В настоящее время при содействии Минпром-торга и ОСК планируется рассмотреть возможные меры господдержки по финансовому оздоровлению отечественных судостроительных предприятий.

Полученный опыт строительства современных судов и серийность строительства должны привести к уменьшению сроков и стоимости при дальнейшей реализации обновления российского рыбопромыслового флота. Новый опыт уравнивает возможности российских судостроительных предприятий при получении новых заказов с возможностями более «опытных» зарубежных верфей.

В настоящее время Правительством РФ принят проект Стратегии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. Кроме того, Минпромторгом России совместно с Росры-боловством разрабатывается программа субсидирования строительства на российских верфях судов среднетоннажного и малотоннажного рыбопромыслового флота. Размер государственной поддержки предварительно определен в 25 % от объема инвестиций в строительство судна.

Принимая во внимание потребности конкретного рыбопромыслового бассейна и бюджетные ограничения, количество принятых заявок на строительство судов может быть ограничено. Источником господдержки должна стать Стратегия развития судостроения РФ, а также государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».

Заключение

Conclusion

Актуальность реализации программы по обновлению отечественного рыбопромыслового флота и загрузке российских судостроительных предприятий подтверждает тот факт, что в Совете Федерации и в нижней палате Парламента созданы рабочие группы по наблюдению за строительством рыбопромысловых судов. Государственная инвестиционная программа - это «живой» проект гражданского судостроения.

В продолжение этой программы в настоящее время рассматриваются вопросы поддержки для промысловиков и судостроителей, связанные с таможенными процедурами, с налоговыми льготами, административными преференциями, строительством инфраструктуры, модернизацией дальневосточных верфей, участвующих в строительстве судов-краболовов.

Рис. 4. Сейнер-траулер «Ленинец» - первый реализованный инвестпроект под квоты

Fig. 4. Seiner-trawler "Leninets" - the first implemented investment project under quotas

Принятые в последние годы меры государственного регулирования, направленные на экономическую поддержку российского рыбопромыслового судостроения, призваны обеспечить не только обновление отечественного рыбопромыслового флота, но и создание дополнительных условий для загрузки предприятий судостроительными заказами, появление новых рабочих мест, улучшение реализации государственной продовольственной программы.

Библиографический список

1. Развитие рыбопромыслового судостроения // Судостроение. 2016. № 4(827). С. 65.

2. Александров М.В., Лисицкий В.В. Проблемы и перспективы развития промыслового судостроения в России // Судостроение. 2019. № 4(845). С. 20-22.

3. Судеревский А.Ф., Тютрюмов С.М. Перспективные решения для реализации государственной программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» // Труды Крыловского гос. научного центра. 2015. № 86(370). С. 221-242.

4. Кандрацкая П.В., Лекарев Г.В. Определение основных элементов и характеристик среднетоннажных рыболовных траулеров на начальных этапах проектирования // Актуальные вопросы проектирования, постройки и эксплуатации морских судов и сооружений: труды региональной научно-практической конференции. Севастополь, 2018. С. 125-131.

5. Соловьев А.С., Егоров Д.Н. Проблемы адаптации зарубежных проектов рыболовных судов к условиям российского судостроения // Морской вестник. 2016. № 4(60). С. 31-32.

6. ВайсманИ.Л., МашураИ.И. ОАО «Пелла» строит промысловые суда для обновления российского флота // Морской вестник. 2017. № 3(63). С. 1.

7. Методика расчета параметров оснастки разноглубинных тралов / ГабрюкВ.И., КудакаевВ.В., Габ-рюкЛ.А., БойцовА.Н. // Известия ТИНРО. 2018. Т. 195. С. 244-252.

8. Лисицкий В.В., СитниковЮ.А. об опыте работы с зарубежными проектами и создании собственных новых проектов КБ «Восток» // Судостроение. 2018. № 3. С. 9-11.

9. Зомба Г.А., Фивейский Я.И. «Пелла» осваивает серийное строительство морских промысловых судов // Морской вестник. 2018. № 1(65). С. 33-35.

10. Дальневосточным верфям помогут льготным кредитом для судостроительной «кработы» [Электронный ресурс] // Sudostroenie.info: [сетевое изд.]. 2019, 6 авг. URL: https://sudostroenie.info/novosti/27701.html (дата обращения: 10.08.2019).

11. Минпромторг рассмотрит меры поддержки Благовещенского судзавода (Амурская область) [Элек-

тронный ресурс] // ПортНьюс: [сайт]. 2019, 15 апр. URL: http://portnews.ru/news/275515/ (дата обращения: 16.08.2019).

12. Окская судоверфь построит шесть траулеров за 2 млрд рублей по отечественному проекту [Электронный ресурс] // Sudostroenie.info: [сетевое изд.]. 2017, 22 нояб. URL: https://sudostroenie.info/novosti/ 21183.html (дата обращения: 10.03.2019).

13. Шумских С.А. Мы готовы взяться за промысловые суда и новые проекты в машиностроении [Электронный ресурс]: интервью с директором по развитию Невского ССЗ / Беседовал А. Полунин // Sudostroenie.info: [сетевое изд.]. 2018, 6 нояб. URL: https://sudostroenie.info/ novosti/24884.html (дата обращения: 12.01.2019).

14. Дальневосточные верфи хотят сами строить краболовы [Электронный ресурс] // Корабел.ру: [сайт]. 2019, 9 авг. URL: https://www.korabel.ru/news/ comments/dalnevostochnye_verfi_hotyat_sami_stroit_ krabolovy.html (дата обращения: 29.09.2019).

15. Фомичева Е. Эксперты: «Потерянные судостроителями заказы - не самое страшное» [Электронный ресурс] // РБК: [сайт]. 2018, 7 янв. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/07/01/2019/5c33237c9a7947 753402dbef (дата обращения: 08.02.2019).

16. Адмиралтейские верфи порежут сталь для головного супертраулера в середине октября [Электронный ресурс] // Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации: [сайт]. 2018, 18 сент. URL: http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/3017/ (дата обращения: 28.10.2018).

17. «Квоты под киль» - не принуждение, а определение правил [Электронный ресурс] // Корабел.ру. [сайт]. 2017, 07 апр. URL: https://www.korabel.ru/news/ comments/kvoty_pod_kil_-_ne_prinuzhdenie_a_oprede-lenie_pravil.html (дата обращения 30.05.2019).

References

1. Development of fishing shipbuilding // Shipbuilding. 2016. No. 4(827). P. 65 (in Russian).

2. M. Alexandrov, V. Lisitsky. Problems and prospects of development of commercial shipbuilding in Russia. 2019. No. 4(845). pp. 20-22 (in Russian).

3. A. Suderevsky, S. Tyutryumov. Innovative solutions for the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of the fishery complex" // Transactions of the Krylov State Research Centre. 2015. Issue 86(370). P. 221-242 (in Russian).

4. P. Kondrackaya, G. Lekarev. Definition of the main elements and characteristics of medium-tonnage fishing trawlers at the initial stages of design // Actual issues of design, construction and operation of marine vessels and structures: proceedings of the regional scientific and practical conference. Sevastopol, 2018. P. 125-131 (in Russian).

5. A. Solovyov, D. Egorov. Problems of adaptation of foreign projects of fishing vessels to the conditions of Russian shipbuilding // Morskoy Vestnik. 2016. No. 4(60). P. 31-32 (in Russian).

6. I. Weissman, I. Mashura. JSC "Pella" is building fishing vessels for the renovation of the Russian Navy // Morskoy Vestnik. 2017. No. 3(63). P. 1 (in Russian).

7. Calculation procedure of the equipment parameters for multi-depth trawls / V. Gabryuk, V. Kudakaev, L. Gab-ryuk, A. Boitsov // Izvestiya TINRO. 2018. Vol. 195. P. 244-252 (in Russian).

8. V. Lisitsky, Yu. Sitnikov. On the experience of working with foreign projects and creating own new projects of Vostok Design Bureau // Shipbuilding. 2018. No. 3. P. 9-11 (in Russian).

9. G. Zomba, Ya. Fiveysky. "Pella" develops serial construction of sea fishing vessels // Morskoy Vestnik. 2018. No. 1(65). P. 33-35 (in Russian).

10. Far Eastern shipyards will he subsidy for the shipbuilding "Kraboty" [electronic resource] // Sudo-stroenie.info: [online edition]. 2019, 6 Aug. URL: https://sudostroenie.info/novosti/27701.html (access date: 10.08.2019) (in Russian).

11. The Ministry of Industry and Trade will consider measures to support the Blagoveshchensk shipyard (Amur region) [electronic resource] // PortNews [website]. 2019, 15 Apr. URL: http://portnews.ru/news/ 275515/ (access date 16.08.2019) (in Russian).

12. Okskaya shipyard will build six trawlers for 2 billion rubles using Russian design project [electronic resource] // Sudostroenie. info [online edition]. 2017, 22 Nov. URL: https://sudostroenie.info/novosti/21183.html (access date: 10.03.2019) (in Russian).

13. S. Shumskikh. We are ready to bear down on fishing vessels and new projects in mechanical engineering [electronic resource]: Interview with the Director of development of the Repair Shipyard "Nevsky" / This interview was made by A. Polunin // Sudo-stroenie.info [online edition]. 2018, 6 Nov. URL: https://sudostroenie.info/ novosti/24884.html (access date: 12.01.2019) (in Russian).

14. Far Eastern shipyards want to build their own crabbers [electronic resource] // korabel.ru [website]. 2019, 9 Aug. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/ far eastern_verfi_hot_same_stroit_krabolovy_.html (access date: 29.09.2019) (in Russian).

15. E. Fomicheva. Experts: "The orders, that were lost by shipbuilders orders are not the worst things" [electronic resource] // RBC: [website]. 2018, 7 Jan. URL:

https://www.rbc.ru/spb_sz/07/01/2019/5c33237c9a7947 753402dbef (access date: 08.02.2019) (in Russian).

16. Admiralty shipyard will cut steel for the head super-trauler in mid-October [electronic resource] // Maritime Board affiliated to the government of the Russian Federation [website]. 2018, 18 Sept. URL: http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/3017/ (access date: 28.10.2018) (in Russian).

17. "Quotas under the keel" - is not a coercion, but the definition of rules [electronic resource] // korabel.ru [website]. 2017, 07 Apr. URL: https://www.korabel.ru/ news/comments/kvoty_pod_kil_-_ne_prinuzhdenie_a_ opredelenie_pravil.html (access date: 30.05.2019) (in Russian).

Сведения об авторах

Алексеева Ольга Эриковна, ведущий инженер отдела системной интеграции ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-48-68. E-mail: O_Alekseeva@ksrc.ru. Бабчук Евгений Викторович, и.о. начальника отдела прогнозирования развития гражданского судостроения, формирования и координации исполнения судостроительных программ ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-49-34. E-mail: E_Babchuk@ksrc.ru.

Крулёв Андрей Александрович, руководитель группы обработки научно-технической информации ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-45-41. E-mail: aa_krulev@ksrc.ru.

About the authors

Olga E. Alekseeva, Lead Engineer, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoe sh., St. Petersburg, post code: 196158, Russia. Tel.: +7 (812) 415-48-68. E-mail: O_Alekseeva@ksrc.ru.

Yevgeny V. Babchuk, Acting head of the Department for predicting the development of civil shipbuilding, formation and coordination of the execution of shipbuilding programs, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoe sh., St. Petersburg, post code: 196158, Russia. Tel.: +7 (812) 415-49-34. E-mail: E_Babchuk@ksrc.ru.

Andrey A. Krulev, Head of the scientific and technical information group, Krylov State Research Centre. Address: 44 Moskovskoe sh., St. Petersburg, post code: 196158, Russia. Tel.: +7 (812) 415-45-41. E-mail: aa_krulev@ksrc.ru.

Поступила / Received: 18.10.19 Принята в печать / Accepted: 12.03.20 © Коллектив авторов, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.