Научная статья на тему 'Применение зарубежного опыта проектирования тунцеловных судов на современных отечественных судостроительных предприятиях'

Применение зарубежного опыта проектирования тунцеловных судов на современных отечественных судостроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
604
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОТ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА / ТУНЕЦ / ТУНЦЕЛОВЫ / СЕЙНЕРЫ / ТУНЦЕЛОВНЫЕ СЕЙНЕРЫ / ДОБЫЧА ТУНЦА / THE FLEET OF THE FISHING INDUSTRY / FISHING VESSELS / TUNA / TUNA FISH / SEINERS / TUNA SEINERS / TUNA PRODUCTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Дектярев А.В., Уколов О.В.

В работе обоснована необходимость пополнения отечественного флота рыбной промышленности новыми судами-тунцеловами. Указаны экономические особенности промысла различного вида тунца. Представлено исследование недостатков проектов тунцеловных судов, построенных в 60-90-е годы прошлого века в трех разных географических областях: СССР, Европе и Азии. Выявлены основные проблемы, на которые следует обратить внимание российским судостроительным конструкторским бюро и судостроительным предприятиям при разработке проектов судов подобного типа. Проведено статистическое исследование различных параметров судов на предмет их прототипирования друг относительно друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE DESIGN OF MODERN TUNA VESSELS IN DOMESTIC SHIPYARDS

The work present a necessity to the domestic fleet of the fishing industry with new tuna ships is substantiated. The economic features of fishing for various species of tuna are indicated. A study of the shortcomings of the drafts of tuna boats built in the 1960s-1990s has been presented in three different geographic areas: the USSR, Europe and Asia. The main problems are identified, which should be paid attention to the Russian shipbuilding design bureau and shipbuilding enterprises when developing projects of this type. A statistical study of the various parameters of the courts for their prototyping with respect to each other has been carried out.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного опыта проектирования тунцеловных судов на современных отечественных судостроительных предприятиях»

УДК 629.12.011

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУНЦЕЛОВНЫХ СУДОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

А.В. Дектярев, магистрант,

nwasanches@mail.ru О.В. Уколов, магистрант, Ukolow1995@yandex .ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

В работе обоснована необходимость пополнения отечественного флота рыбной промышленности новыми судами-тунцеловами. Указаны экономические особенности промысла различного вида тунца. Представлено исследование недостатков проектов тунцеловных судов, построенных в 60-90-е годы прошлого века в трех разных географических областях: СССР, Европе и Азии. Выявлены основные проблемы, на которые следует обратить внимание российским судостроительным конструкторским бюро и судостроительным предприятиям при разработке проектов судов подобного типа. Проведено статистическое исследование различных параметров судов на предмет их прототипирования друг относительно друга.

флот рыбной промышленности, рыбопромысловые суда, тунец, тунцеловы, сейнеры, тунцеловные сейнеры, добыча тунца

В виду нынешней экономико-политической ситуации в стране флот рыбной промышленности переживает явную регрессию как в количественном плане, так и по отношению к отдельным видам рыбодобывающих и рыбообрабатывающих судов. На сегодняшний день в аспекте продовольственной безопасности рыбная промышленность занимает второе место после сельского хозяйства. К примеру, в 1980-х годах объем уловов СССР составлял 10,4 млн. т, годовое потребление продуктов рыбопроизводства на душу населения - 22 кг. Сейчас же эта цифра составляет порядка 8 кг [1].

Несмотря на динамику ухудшения общего состояния рыбопромыслового флота, можно утверждать, что отечественное обеспечение населения морской и пресноводной рыбой все же имеет место быть. Однако вопрос состоит больше не в обеспечении соответствующего объема рыбной продукции, а в ее разнообразии. В добавок можно ставить вопрос об импорте рыбных масс за рубеж для дополнительного улучшения экономического баланса страны.

В таком ключе восстановление тунцеловного флота является актуальной задачей на данный момент. Тунец - весьма востребованный рыбный продукт на рынке. Доля его вылова, по сравнению с мировым рыбным промыслом, составляет 14 %. По статистическим исследованиям, больше вылова только у сельди (15 %) и трески (24 %) [2]. Стоимость одного из его самых дешевых и распространенных видов - полосатого тунца - составляет около 2 тыс. долл. США за метрическую тонну, а годовой глобальный улов колеблется в районе 1015 млрд. долл. США.

К сожалению, в нашей стране многие виды тунцов, например, альбакор, синий и большеглазый, стоимостью около 10-15 долл. США за кг, являются редким деликатесом [3]. Наибольшее распространение как во времена существования Советского Союза, так и в наши дни получили желтоперый и полосатый тунцы (около 2 долл. США за кг).

По официальным данным, добыча тунца в РФ прекратилась в 2000-м году, когда была предпринята попытка ремонта и модернизации остатков старых советских тунцеловных судов. С 60-х и до 2000-х годов численность флота тунцеловных судов в СССР составляла порядка 40 единиц [4]. При распаде Советского Союза часть из них, например, малые тунцеловные ярусники типа «Тунцелов», были проданы в Эстонию, большие сейнеры-тунцеловы типа «Родина» - в Китай, оставшиеся тунцеловные базы типа «Ленинский луч» пошли на металлолом. Сохранившиеся средние тунцеловные сейнеры типа «Тибия» недолгое время были приписаны к Калининграду и Владивостоку, но сейчас в составе рыбопромыслового флота РФ их нет.

Тунцеловные сейнера появились в 1950-х годах в США на базе удебных клипперов. И даже на сегодняшний день на современных тунцеловных судах можно заметить элементы архитектурно-конструктивного типа клипперов тех времен. Самые первые сейнеры-тунцеловы калифорнийского типа получили свое распространение не только в Соединенных штатах, но и в ряде многих европейских стран. Эскиз такого сейнера представлен на рис. 1

[5].

Рисунок 1 - Тунцеловный сейнер калифорнийского типа: 1 - воронье гнездо; 2 - грузовая стрела; 3 - спидбот; 4 - промысловая стрела; 5 - силовой блок; 6 - люк рыбного танка; 7 - кошельковая площадка; 8 - слип для спуска-подъема скифа; 9 - помещение рулевой машины; 10 - кладовая; 11 - цистерна пресной воды; 12 - топливный танк; 13 - рефрижераторное отделение; 14 - игла для стяжения колец; 15 - сейнерная лебедка; 16 - рыбный трюм; 17 - топливный бак; 18 - твиндек; 19 - жилые помещения; 20 - машинное отделение; 21 - носовое подруливающее устройство; 22 - рулевая рубка

Однако у подобных судов имелись некоторые существенные недостатки:

- проблемы с удифферентовкой из-за носового расположения машинного отделения

(МО);

- повышенный уровень шума и вибрации в надстройке из-за МО;

- большая протяженность валопровода и соответственное утяжеление судна;

- уменьшение полезных объемов.

Представленные недочеты в проектировании удалось со временем устранить путем модернизации тунцеловов, переноса МО в кормовую часть, исследованиям по части рыбодобывающего оборудования и появлению подвесных неводовыборочных лебедок и нейлоновых неводов.

Далее представлено статистической исследование судов-тунцеловов в трех различных географических локациях (СССР, Европа, Азия) и соответственно ведущим промысел в различных акваториях. Статистика подобрана согласно данным (таблица), имеющимся в [69].

Таблица - Статистика параметров отечественных и зарубежных судов-тунцеловов

Проект и год постройки L, м B, м Н, м Т, м М, т G, т V, Уз NT V, 3 м Производитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Отечественные тунцеловные суда

Малый тунцелов ярусник типа «Тунцелов 1» пр. 1331, 1986 г. 34,50 7,85 3,70 2,88 367 11 5 41 Рыбинская судоверфь, Рыбинск, СССР

Средний сейнер тунцеловный типа «Тибия» пр. 1348, 1986 г. 55,53 11,09 7,50 5,11 1488 265 14 8 361 ССЗ Ленинская кузница, Киев, СССР

Тунцеловное судно типа «Нереида» пр. 502А, 1966 г. 54,20 9,30 4,70 3,59 930 97 12 2 212 Хабаровский ССЗ им. Кирова, Хабаровск, СССР

Быстроходная промысловая мотолодка «Тунец» 4,62 1,92 0,71 0,75 80 ССЗ Ленинская кузница, Киев, СССР

Тунцеловная база типа «Ленинский Луч», 1965 г. 115,0 17,4 8,80 5,60 7160 1275 14 1 511 Hitachi, Mukaishima, Япония

Тунцеловное судно типа «Нора», 1956 г. 41,50 7,50 3,50 2,95 582 60 10 2 133 Hitachi, Mukaishima, Япония

Большой сейнер тунцеловный типа «Родина» пр. В-406, 1981 г. 85,00 15,00 9,20 5,95 4059 1040 15 3 1615 Stocznia Polnocha, Гданьск, Польша

Большой сейнер тунцеловный типа «Каури» пр. С-460, 79,80 13,50 8,90 6,25 3040 1500 15 18 1935 Astilleros de Huelva, Huelva, Испания

1993 г.

Проект и год постройки L, м B, м Н, м Т, м М, т G, т V, уз NT V, 3 м Производитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Зарубежные тунцеловные суда

Тунцеловный сейнер типа «Joturo», 1966 г. 55,33 9,10 4,25 3,96 1114 (DW) 13 509 Hijos de J.Barreras, Виго, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Mero», 1966 г. 55,30 9,02 4,25 3,75 659 (DW) 13 555 Maritima de Axpe, Бильбао, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Castero», 1964 г. 55,28 9,05 4,25 3,58 13 576 Astilleros y Talleres Celaya, Бильбао, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Emperador», 1966 г. 55,25 9,02 4,25 3,75 659 (DW) 12 555 Astilleros del Cadagua, Бильбао, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Damero», 1966 г. 55,03 9,05 4,25 3,90 659 (DW) 13 555 Astilleros y Talleres Celaya, Бильбао, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Arigua», 1967 г. 52,02 9,02 4,25 3,93 670 (DW) 15 500 Juliana Gijonesa, Хихон, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Atun», 1962 г. 50,05 8,11 4,14 11 Indunaval, г. Бильбао, Испания

Тунцеловный сейнер типа «Jagua», 1970 г. 47,07 10,44 5,21 4,69 11 Astilleros Reunidos del Nervion, Бильбао, Испания

Tuna Purse Seiner NB-589 95,70 15,20 9,95 6,70 19 2594 Mar de Las Antillas, Испания

Траулер-тунцелов «Win Far Noigi» СТ7-0485, 1996 г. 53,30 8,70 3,75 12 477 Южная Корея

Проект и год постройки L, м B, м Н, м Т, м М, т G, т V, уз NT V, 3 м Производитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Зарубежные тунцеловные суда

Тунцеловный сейнер типа «Delfrn», 1962 г. 47,40 7,98 3,92 12 Usuki Tekkosho, Saiki, Япония

Tuna Long Liner & Reefer, 1988 г. 40,03 8,76 3,80 315 12 534 Япония

Tuna Liner and Reefer «Хой Сионг», 1996 г. 35,36 7,20 2,96 315 12 210 Япония, верфь Нагасима

Small Tuna Long Liner «Minituna», 1983 г. 18,00 3,50 1,40 18 Япония

Small Tuna Long Liner, 1976 г. 18,00 3,50 1,43 15 Япония

Примечание: L - максимальная длина судна, B - максимальная ширина судна, H - высота борта до главной палубы, T - средняя осадка, М - максимальное водоизмещение, G - грузоподъемность, V -максимальная скорость судна, N - количество трюмов, Vт - общий объем трюмов, Dw - дедвейт

Главная особенность тунцеловов - их скоростные характеристики. Скорость судна, идущего на промысел тунца, занимает одно из ведущих положений при его проектировании. Современные суда такого типа должны быть приспособлены к быстрому обнаружению, достижению и замету косяка, выборке невода и переработке улова, чтобы время между заметами было как можно более минимальным и не превышало 2 ч [10]. Исходя их статистических данных, средняя скорость судов СССР составляла 13,0, Испании - 13,3, Азии - 12 уз, что примерно соответствует одинаковым показателям. В расчет не берется перспективный проект быстроходной промысловой мотолодки «Тунец» [7], скорость которой составляла порядка 80 уз, но промышленное изготовление так и не началось.

Проблемой возрождения тунцеловного флота является то, что суда подобного типа одни из наиболее сложных в техническом и технологическом планах и, как следствие, более дорогостоящие по сравнению с другими промысловыми траулер-сейнерами подобного размерного ряда. Дороговизна себестоимости судна замедляет сроки его окупаемости и получения чистой прибыли. Этот фактор является одним из недостатков современных тунцеловов. Однако уже проводятся работы по его устранению - в последние годы появились суда, где обработка тунца идет во время промысла. Это сделано для того, чтобы получать филе тунца, которое на рынке стоит в несколько раз выше, чем необработанная продукция; повысить грузовместимость из-за погрузки в трюмы обработанной и разделанной рыбы; сократить энергопотребление судна вследствие более быстрого цикла заморозки филейной продукции и т. д. Вторым недостатком является большое количество промысловых механизмов, обуславливающих сложную систему промысловой схемы. В добавок к этому нередки случаи нарушения техники безопасности, например, при работе под высокорасположенным силовым блоком, положение которого, к тому же, может привести к потере остойчивости судна. Третий недостаток - сложность ведения промысла при неблагоприятных метеоусловиях, сопряженных с жесткими требованиями по ограничению

деятельности малых и средних судов при определенной балльности волнения; при этом на указанный фактор оказывает влияние еще и наличие дополнительных вспомогательных плавсредств, таких как рабочие боты, спидботы, скифы и т. д. Четвертым недостатком можно назвать малые объемы грузовых трюмов и узкую направленность судна, влияющие на невозможность хранения случайного ценного прилова во время замета. Пятый недостаток -использование на тунцеловах в качестве поисковых средств вертолетов с отдельным местом для их хранения (отдельные места занимают емкости с топливом). Также стоит отметить, что наша страна не имеет представительств в таких организациях, как «Комиссия по сохранению и управлению далеко мигрирующих рыб в западной и центральной частях Тихого океана», «Южно-Тихоокеанский форум», «Всемирная организация кошелькового промысла тунца». Без наличия подобного международного регулирования, даже при наличии современного тунцеловного флота, у отечественного промысла не будет квот на свою деятельность.

ВЫВОДЫ

Для того чтобы отечественным судостроительным предприятиям и конструктор-ским бюро добиться успехов в проектировании тунцеловных судов с наиболее высокими, чем у конкурентов, технико-экономическими характеристиками, необходимо уже на первых этапах разработки проектов предусматривать и устранять следующие недостатки, выявленные статистическими исследованиями судов-тунцеловов различных стран из трех разных полушарий (СССР, Европа, Азия):

- предусмотреть возможность обработки улова в море;

- облегчить промысловую схему;

- провести мероприятия по наиболее возможному облегчению условий работы при неудовлетворительных погодных условиях;

- уменьшить количество вспомогательных плавсредств;

- повысить производительность системы выгрузки;

- предусмотреть возможность хранения других видов рыбы при их случайном вылове во время замета, при этом ориентироваться на место дислокации и промысла судна и видов рыб, обитающих там;

- использовать как поисковые средства дроны или современную спутниковую или навигационную коммуникацию, вместо громоздких вертолетов.

Данные недостатки можно избежать, во-первых, путем более грамотных организационно-технических мероприятий, направленных на разработку принципиально новых проектов судов-тунцеловов. Во-вторых, привлечением опытных кадров, работавших в 60-90-е годы на советских тунцеловах. И, в-третьих, при вовлечении государства в данную проблематику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Россия теряет право ловить тунца? // Правда.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravda.ru/economics/materials/22-05-2008/268801-tunec-0/

2. Перспективы российского тунцового промысла // FishNews. [Электронный ресурс]. - URL: http://fishnews.ru/news/21409

3. Гурдин, К. На пути тунца / К. Гурдин // Аргументы недели. - 27.02.2014. - Ст. № 7

(399).

4. Почему в России не ловят тунца // Правда.ру. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravda.ru/economics/agriculture/fishery/16-03-2016/1295293-brukhis-0/

5. Белкин, С. И. Тунцовый промысел: вчера, сегодня, завтра / С. И. Белкин // Рыбное хозяйство. - 1991. - № 5.

6. Флот рыбной промышленности социалистических стран // soviet-trawler. [Электронный ресурс]. - URL: http://soviet-trawler.narod.ru/index_r.html

7. Быстроходная промысловая мотолодка «Тунец» // Катера и яхты. - 1984. - № 108.

8. Траулер тунцелов с возможностью переоборудования под ярусолов и другой во Владивостоке // Farpost.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.farpost.ru/vladivostok/water/others/trauler-tuncelov-s-vozmozhnostju-pereoborudovanij a-pod-j arusolov-i-drugoj -56641614.html

9. Каталог морских судов, выставленных на продажу // Kapitanoff.ru. [Электронный ресурс]. - URL: http://kapitanoff.ru/suda.html

10. Белкин, С. И. Кошельковый промысел тунца в Тихом океане: вчера, сегодня, завтра / С. И. Белкин // Рыбное хозяйство. - 1991. - №2. - С. 65-71.

THE USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE DESIGN OF MODERN TUNA VESSELS

IN DOMESTIC SHIPYARDS

A.V. Dektyarev Graduate Student, nwasanches@mail.ru O.V. Ukolov, Graduate Student, Ukolow1995@yandex.ru Kaliningrad State Technical University

The work present a necessity to the domestic fleet of the fishing industry with new tuna ships is substantiated. The economic features of fishing for various species of tuna are indicated. A study of the shortcomings of the drafts of tuna boats built in the 1960s-1990s has been presented in three different geographic areas: the USSR, Europe and Asia. The main problems are identified, which should be paid attention to the Russian shipbuilding design bureau and shipbuilding enterprises when developing projects of this type. A statistical study of the various parameters of the courts for their prototyping with respect to each other has been carried out.

the fleet of the fishing industry, fishing vessels, tuna, tuna fish, seiners, tuna seiners, tuna production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.