Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголев Алексей Николаевич

В статье на основе анализа научных взглядов ученых исследован зарубежный опыт деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений министерства внутренних дел и определены возможности его использования в Российской Федерации. Отмечено, что применение зарубежного опыта позволит вывести деятельность экспертно-криминалистических учреждений Министерства внутренних дел на новый уровень путем повышения эффективности и профессиональности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щеголев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POSSIBILITIES OF APPLYING FOREIGN EXPERIENCE IN THE ACTIVITIES OF SCIENTIFIC RESEARCH FORENSIC STRUCTURES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article on the basis of the analysis of scientific views of scientists foreign experience of activity of expert-forensic scientific institutions of the Ministry of Internal Affairs is investigated and possibilities of its use in the Russian Federation are determined. It is noted that application of foreign experience will allow to deduce activity of expert-criminalistic institutions of the Ministry of Internal Affairs on a new level by increasing efficiency and professionalism of their activity.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_115

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Analysis of the Possibility of Application of Foreign Experience in the Activity of Scientific-Research Forensic Structures of the Ministry of Internal Affairs in the Russian Federation ЩЕГОЛЕВ Алексей Николаевич,

преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики

Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, майор полиции. 355047, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-т Кулакова, 43. E-mail: a75shc@mail.ru; SHCHEGOLEV Alexey Nikolaevich,

Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics

Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police major. 43 Kulakov Ave., Stavropol Territory, 355047, Russia. E-mail: a75shc@mail.ru

Краткая аннотация. В статье на основе анализа научных взглядов ученых исследован зарубежный опыт деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений министерства внутренних дел и определены возможности его использования в Российской Федерации. Отмечено, что применение зарубежного опыта позволит вывести деятельность экспертно-криминалистических учреждений Министерства внутренних дел на новый уровень путем повышения эффективности и профессиональности их деятельности.

Abstract. In article on the basis of the analysis of scientific views of scientists foreign experience of activity of expert-forensic scientific institutions of the Ministry of Internal Affairs is investigated and possibilities of its use in the Russian Federation are determined. It is noted that application of foreign experience will allow to deduce activity of expert-criminalistic institutions of the Ministry of Internal Affairs on a new level by increasing efficiency and professionalism of their activity.

Ключевые слова: экспертно-криминалистические учреждения, судебно-экспертные учреждения, Министерство внутренних дел, полицейская система, зарубежный криминалистический опыт.

Keywords: forensic science institutions, forensic science institutions, Ministry of Interior, police system, foreign forensic experience.

Для цитирования: Щеголев А.Н. Анализ возможностей применения зарубежного опыта деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических структур Министерства внутренних дел в Российской Федерации//Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 115-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_115

For citation: Shchegolev A.N. Analysis of the Possibility of Application of Foreign Experience in the Activity of Scientific-Research Forensic Structures of the Ministry of Internal Affairs in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 115-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_115.

Статья поступила в редакцию: 18.08.2022

Постановка проблемы. Усиление глобализационных процессов в мире обуславливает преобразование различных сфер жизнедеятельности общества, одной из которых есть право. На сегодняшний день границы между правоотношениями национального и международного характера все больше стираются, что вызывает изменение и расширение тех или других институтов. Однако реализация процесса внедрения в национальную правовую систему нетипичных норм или категорий, которые приемлемы в правовых системах иностранных государств, обуславливает необходимость исследования зарубежного опыта в той или иной отрасли, в частности, в аспекте деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений министерства внутренних дел (далее - МВД). Кроме того, требует изучения вопроса возможностей использования отдельных аспектов указанного опыта в пределах РФ. Исследование зарубежного опыта в области деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД позволит как основательнее и шире рассмотреть проблематику работы указанных ведомств, так и выделить те моменты, которые на сегодняшний день нуждаются в усовершенствовании.

Состояние исследования. Отдельные аспекты зарубежного опыта деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений рассматривались в научных трудах Аверина А.В., Говорина Н.В., Иванова Е.С., Сидоровой А.Д, Смирновой С.А. .и многих других. Однако, несмотря на немалое количество научных разработок, единого комплексного исследования зарубежного опыта деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД нет.

Целью статьи является рассмотрение зарубежного опыта деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД и определить возможности его использование в РФ.

Изложение основного материала. Распад Советского Союза, в состав которого входила территория нашего государства, обусловил появление большого количества независимых стран, имеющих много общих черт, в частности, в правовой отрасли. Поэтому анализ зарубежного опыта деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД целесообразно начинать с рассмотрения стран СНГ, поскольку правовые системы этих государств похожи на национальную.

В частности, в указанном контексте следует отметить опыт Белоруссии.

Главной особенностью деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД Республики Беларусь является то, что сегодня в указанной стране отсутствует единый нормативно-правовой акт, который регулировал бы судебно-экспертную деятельность вообще. То есть в наличии ситуация, когда разные вопросы назначения и производства судебных экспертиз регулируются и Гражданско-процессуальным кодексом Республики Беларусь, и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, и Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также многочисленными подзаконными актами [16].

Необходимо отметить, что система судебно-экспертных учреждений Республики Беларусь является достаточно разветвленной. Занимаются экспертной деятельностью следующие уполномоченные: Государственное учреждение «Центр судебной экспертизы и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь»; государственная служба медицинских судебных экспертиз; таможенные лаборатории Государственного таможенного комитета; экспертно-криминалистические лаборатории Министерства обороны Республики Беларусь и т.д. Собственные экспертно-криминалистические учреждения также предусмотрены в структуре Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в частности Государственный экспертно-криминалистический центр МВД. Уместно отметить высокий уровень эффективности деятельности указанной системы экспертных подразделений. Как отмечает Н.А. Корниенко, в последние годы значимость и актуальность использования специальных знаний правоохранительными органами подчеркивается потребностью в проведении судебно-криминалистических экспертиз. Это связано с тем, что использование специальных знаний в отрасли судебной экспертизы, основанных на современных достижениях науки и техники, повышает эффективность раскрытие и расследование преступлений, а также судопроизводства [6].

Кроме того, положительным считаем опыт Республики Беларусь относительно объединения судебно-экспертных учреждений в единую государственную структуру, в которые также вошли экспертно-криминалистические подразделения МВД. В частности, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. №202, с целью усовершенствования государственной судебно-экспертной деятельности, усиления защиты прав и законных интересов граждан, организаций в уголовном, административном, гражданском в и хозяйственном процессе было решено создать Государственный комитет судебных экспертиз на базе: экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; Государственной службы медицинских судебных экспертиз; Государственного учреждения «80 центральная военно-судебно-медицинская лаборатория» Министерства обороны Республики Беларусь; экспертных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [15]

Описанный уровень централизации судебно-экспертных учреждений носит положительный характер, поскольку он наиболее точно отвечает основным принципам деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений, а также максимально обеспечивает их независимость от любого внешнего вмешательства. Учитывая указанное, считаем необходимым принять во внимание опыт Республики Беларусь по вопросу создания единого органа в области организации и координации судебно-экспертной деятельности [13].

В свою очередь, служащие Экспертно-криминалистического отдела МВД Кыргызской Республики создали компьютерную программу Car Edit, предназначенную для экранного моделирования в процессе осмотра места дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) типовых следственных ситуаций ДТП с последующим выведением масштабируемого изображения на принтере. С помощью удобного, пользовательского интерфейса следователь дознания имеет возможность изобразить на плане по осмотру места ДТП дорожное полотно или перекресток, расставить условные обозначения объектов (дорожные знаки, светофоры, зеленые насаждения и тому подобное). С помощью «Электронной рулетки» следователь имеет возможность измерить расстояния между объектами и оценить их взаимную видимость с учетом сложившейся ситуации. Программа Car Edit позволяет создать и пополнить базы данных автотранспортных средств, перекрестков и участков дорог, что существенно сокращает время на оформление процессуальных документов, связанных с фиксацией места ДТП [5].

Реформирование полицейской системы Грузии также оказало существенное влияние на развитие организации деятельности и материально-технической базы научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД. Так, в работе Главного экспертного управления сегодня активно и эффективно используются инновационные технологии. В частности, К.М. Худолей констатирует, что с 2011 г. грузинские эксперты используют современную компьютерную программу распознавания (идентификации) фотоснимков и видеоизображений, результаты чего имеют большое значение для доказывания события преступления, а также виновности личности в его совершении [14]. В связи с введением в Грузии суда присяжных

значительное внимание уделяется подготовке приложений к экспертным выводам в виде демонстрируемого иллюстративного/графического материала в судебном заседании (в формате мультимедийной презентации), обеспечивающем объективное восприятие присяжными материалов следствия [9].

Опыт вышеприведенных стран в области организации работы научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД является положительным для перенимания и внедрения его в РФ, ведь он отражает повышение уровня эффективности работы экспертных учреждений в случае включения в их деятельность новейших технологий.

Также важен опыт стран Балтии в сфере координации и обеспечения деятельности научно-исследовательских экс-пертно-криминалистических учреждений МВД, к примеру, Литовской Республики. Как отмечает Ш.М. Хазиев [12], в Литве действует институциональная судебно-экспертная система, поскольку большинство судебных экспертиз проводятся четырьмя основными государственными учреждениями: 1) Судебно-экспертным научным центром Литвы Министерства юстиции; 2) Судебно-экспертный научный центр литовской полиции; 3) Государственной судебно-экспертной медицинской службой; 4) Государственной судебно-экспертной психиатрической службой Министерства здравоохранения Литовской Республики.

Регулирование судебно-экспертной деятельности в органах МВД осуществляется посредством процессуальных законов и Закона о судебной экспертизе. Согласно указанным нормативно-правовым актов, с целью управления описываемой системой государственных ведомств создан Координационный совет судебно-экспертной деятельности и реестр судебных экспертов. Первый орган является учреждением публичного права, ответственным не только за участие в разработке стратегий судебной экспертизы и координации судебно-экспертной деятельности, а за рассмотрение заявлений о возможном нарушении этических правил работы экспертов. А реестр судебных экспертов создан для учета лиц, которые имеют право осуществлять экспертную деятельность в разных органах, в том числе в экспертно-криминалистических учреждениях МВС.

Таким образом, литовская модель управления судебно-экспертными органами также отличается большим уровнем централизации, ведь ее координация осуществляется общими всем экспертных учреждений независимыми органами. Указанный формат характеризуется целым рядом положительных моментов, например, содействие гармонизации судебных экспертиз, стандартизации методик, аккредитации и появлению минимальных стандартов по квалификации и компетенции судебного эксперта; внедрение в судебно-экспертную практику стандартов ЕС и т.д.

Анализируя опыт стран Европы, целесообразно привести в пример практику построения и деятельности научно-исследовательских экспертных учреждений Великобритании. Деятельность полиции в данной стране обеспечивается большим количеством центральных и региональных органов, к которым, в частности, относятся: Служба судебной экспертизы, Полицейский отдел научного развития, Научно-исследовательский отдел [11]. Кроме того, Экспертно-криминалистическая служба, действующая в системе МВД Великобритании, является важным органом в работе британской полиции по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Основными задачами Службы является предоставление профессиональной помощи в процессе раскрытия и расследования преступлений, а также проведение судебных экспертиз и исследований для полиции Англии и Уэльса. Сотрудники Экспертно-криминалистической службы принимают участие в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях, проводят экспертизы и исследования для 43 региональных полицейских подразделений Англии и Уэльса, а также Королевской прокуратуры, таможенной и акцизной служб, других правоохранительных органов. Указанная Служба оказывает услуги частным компаниям как в стране, так и за границей [8].

Следует также отметить, что экспертно-криминалистические учреждения входят в систему МВД или подчиняются полицейским органам в большинстве других европейских стран. Достаточно основательно указанный аспект был исследован И.Э. Никитиной, которая указала на то, что упомянутая модель деятельности научно-исследовательских экспертных учреждений МВД на сегодняшний день действует в Греции, Италии, Польше, Австрии, Франции, Хорватии, Чехии, Латвии, Румынии, Норвегии, Германии и т.д. [7] Однако указанный аспект является не единственной интересной особенностью организации работы экспертных учреждений МВД в странах Европы. Следует отметить, что в последние годы на территории многих европейских государств усилились интеграционные процессы в области экспертной деятельности. Ярким доказательством является создание Европейской сети криминалистических научных учреждений. Так, С.В. Томин и В.Д. Юрчишин отмечают, что к началу XXI в. судебные эксперты стран мира не имеют своей профессиональной международной организации, такой как, например, Interpol. Однако схожую роль в масштабе Европы могла бы взять на себя Европейская сеть криминалистических научных учреждений (далее - ENFSI), которая существует уже 20 лет и является, пожалуй, наиболее авторитетным учреждением, которое объеди-

няет судебных экспертов Европы. В ее состав входят судебно-экспертные учреждения большинства стран Европы и количество участников организации постоянно растет [1].

Отметим, что начало деятельности ENFSI началось в 1992 г., когда руководителями западноевропейских правительственных судебно-экспертных учреждений и лабораторий было принято решение на проведение ежегодных собраний для обсуждения проблемных вопросов судебной экспертизы и криминалистики, взаимно интересных всем сторонам. Первая встреча была проведена в Нидерландах в 1993 г. Вторая встреча состоялась в 1994 г. в Швеции, на ней представителями европейских судебно-экспертных учреждений был принят временный Меморандум о договоренности. Участниками встречи был сделан вывод о том, что членство в ENFSI будет открытым для любой страны Европы [10].

В 1999 г. был принят Устав ENFSI, в котором находилась закрепленная цель деятельности организации, структура, принципы развития и т.д. Основное направление деятельности ENFSI - достижение мирового уровня судебной экспертизы, которая обеспечивается следующими принципами:

- членство в ENFSI объединяет производственные, научные и методические возможности судебно-экспертных учреждений;

- расширение членства в ENFSI закрепляет доверие в эту организацию со стороны правоохранительных структур и судов;

- организованно устанавливаются и всячески поддерживаются деловые отношения с другими организациями, деятельность которых связана с криминалистикой и судебной экспертизой;

- всячески поощряется деятельность всех учреждений-членов ENFSI, активно внедряющих в экспертную практику современные методики исследований, международные стандарты и обеспечивают высокую компетентность экспертов по отдельным родам и видам деятельности [3].

Следовательно, создание единой сети экспертных учреждений является эффективной и действенной формой международного сотрудничества, ведь она предполагает взаимную поддержку и объединение возможностей экспертных учреждений разных стран с целью общего усовершенствования экспертно-криминалистической деятельности.

Кроме того, актуальность и действенность указанной модели сотрудничества подтверждается тем фактом, что единая сеть экспертных учреждений была создана не только в Европе. В контексте следует отметить деятельность Азиатской судебно-экспертной сети, созданной в 2006 г. Главной целью построения упомянутой Сети стало повышение уровня судебно-экспертной науки и практики в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, а также обеспечение координации научных исследований в области экспертизы по уголовному судопроизводству [4].

Основными направлениями сотрудничества являются:

- аккредитация судебно-экспертных лабораторий по международным стандартам качества;

- усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников судебно-экспертных учреждений путем обучения экспертным специальностям, организация курсов повышения квалификации, стажировки, проведение аттестации, участие в семинарах и т.п.;

- проведение методической работы (создание единой научно-методической основы экспертного исследования, методическое рецензирование выводов, информационный обмен методической и справочной литературой);

- организация научно-исследовательской работы, в частности, координация разработки новых экспертных методик, апробация и внедрение полученных результатов [2].

Таким образом, мы провели анализ зарубежных моделей организации, нормативного обеспечения и деятельности научно-исследовательских экспертно-криминалистических учреждений МВД, в процессе которого был рассмотрен опыт как постсоветских государств, в частности Республики Беларусь, Грузии, Кыргызстана, так и европейских стран: Великобритании, Литовской Республики и т.д. На основе полученной информации приходим к выводу, что приемлемыми и необходимыми для внедрения на территории РФ являются следующие аспекты деятельности экспертных учреждений МВД:

- расширение нормативно-правовой базы в части регламента задач и функций экспертно-криминалистических учреждений МВД;

- внедрение в деятельность испытуемых ведомств новейших информационных технологий по примеру таких стран, как Грузия, Кыргызстан и т.п.;

- централизация и объединение экспертных учреждений МВД с другими подобными ведомствами путем создания единой независимой структуры, осуществляющей судебно-экспертную деятельность, а также создание самостоятельных

обособленных ведомств, которые будут контролировать процесс ее производства.

На наш взгляд, использование зарубежного опыта позволит вывести деятельность экспертно-криминалистических учреждений МВД РФ на новый уровень путем повышения эффективности и профессиональности их деятельности.

Библиография:

1. Аверина А.В. Роль Интерпола в международном сотрудничестве в сфере судебной экспертизы // Юридическая техника. 2022. № 16. С. 584-586.

2. Говорина Н.В. Основные аспекты деятельности Европейской сети судебно-экспертных учреждений на современном этапе // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. № 14. С. 116-120.

3. Замараева Н.А., Свирава Т.Н. Возможности обмена знаниями и опытом в рамках экспертных рабочих групп европейской сети судебно-экспертных учреждений (ENFSI) // Криминалистика-наука без границ: традиции и новации. 2019. № 3. С. 85-88.

4. Иванова Е.С. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности: стратегия, цели и задачи // Актуальные проблемы расследования преступлений. 2020. № 2. С. 104-107.

5. Кенжесариев А.К. Судебно-экспертная деятельность в Кыргызской республике // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее. 2020. С. 164-166.

6. Корниенко Н.А. История организации государственной экспертной службы в России и становление отечественной криминалистики. Криминалист. 2020. № 2. С. 60-69.

7. Никитина И.Э. Современные тенденции развития сотрудничества государств по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности // Новации юридической науки и практики как фактор гармонизации взаимоотношений личности, общества и государства. 2017. С. 35-42.

8. Сидорова А.Д. Судебно-экспертная деятельность: зарубежный опыт // Современные проблемы агропромышленного комплекса. 2020. С. 79-81.

9. Смирнова С.А. Колдин В.Я. Судебно-экспертные технологии: современный облик и перспективы // Теория и практика судебной экспертизы. 2020. №14. С. 137-144.

10. Смирнова С.А. Роль Совета Европы в международном сотрудничестве российских и европейских судебно-экспертных организаций // Теория и практика судебной экспертизы. 2021. № 16. С. 59-68.

11. Усов А.И., Градусова О.Б. Использование вероятностно-статистических методов при оценке значимости результатов экспертного исследования в отечественной и зарубежной судебно-экспертной практике (сравнительный анализ) // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. № 13. С. 6-15.

12. Хазиев Ш.М. Теоретические основы и организация международного сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности: Дисс. докт. юрид. наук. М. 2016. 260 с.

13. Хаткевич Е.П., Куприянова А.А. Теоретические предпосылки изучения международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере судебно-экспертной деятельности // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2017. № 1. С. 111-116.

14. Худолей К.М. Конституционные принципы организации судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии // Вестник При-камского социального института. 2022. № 1. С. 50-54.

15. Швед А.И. Становление и развитие единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь // Право. 2016. № 5. С. 5-9.

16. Швед А.И. Судебно-экспертная деятельность в Беларуси: от создания ведомства к новациям сегодняшнего дня // Судебная экспертиза Беларуси. 2018. № 1. С.9-13.

References:

1. Averina A.V. The role of Interpol in international cooperation in the field of forensic examination // Legal technique. 2022. No. 16. pp. 584-586.

2. Govorina N.V. The main aspects of the European network of forensic institutions at the present stage // Theory and practice of forensic examination. 2019. No. 14. pp. 116-120.

3. Zamaraeva N.A., Svirava T.N. Opportunities for the exchange of knowledge and experience within the expert working groups of the European Network of Forensic Institutions (ENFSI) // Criminalistics-science without borders: traditions and innovations. 2019. No. 3. pp. 85-88.

4. Ivanova E.S. International cooperation in the field of forensic expertise: strategy, goals and objectives // Actual problems of crime investigation. 2020. No. 2. pp. 104-107.

5. Kenzhesariev A.K. Forensic expert activity in the Kyrgyz Republic // Forensic expertise: past, present and a look into the future. 2020. pp.

164-166.

6. Kornienko N.A. The history of the organization of the state expert service in Russia and the formation of domestic criminalistics. Criminalist. 2020. No. 2. pp. 60-69.

7. Nikitina I.E. Modern trends in the development of cooperation between states in the line of forensic and operational investigative activities // Innovations of legal science and practice as a factor in the harmonization of relations between the individual, society and the state. 2017. pp. 35-42.

8. Sidorova A.D. Forensic expert activity: foreign experience // Modern problems of agro-industrial complex. 2020. pp. 79-81.

9. Smirnova S.A. Koldin V.Ya. Forensic technologies: modern appearance and prospects // Theory and practice of forensic examination. 2020. No.14. pp. 137-144.

10. Smirnova S.A. The role of the Council of Europe in international cooperation between Russian and European forensic expert organizations // Theory and practice of forensic examination. 2021. No. 16. pp. 59-68.

11. Usov A.I., Gradusova O.B. The use of probabilistic and statistical methods in assessing the significance of the results of an expert study in domestic and foreign forensic practice (comparative analysis) // Theory and practice of forensic examination. 2018. No. 13. pp. 6-15.

12. Khaziev Sh.M. Theoretical foundations and organization of international cooperation in the field of forensic activity: Diss. doct. jurid. sciences. M. 2016. 260 p.

13. Khatkevich E.P., Kupriyanova A.A. Theoretical prerequisites for studying international cooperation of the Republic of Belarus in the field of forensic expertise // Questions of criminology, criminalistics and forensic examination. 2017. No. 1. pp. 111-116.

14. Khudoley K.M. Constitutional principles of the organization of judicial power in foreign CIS and Baltic countries // Bulletin of the Pri-Kama Social Institute. 2022. No. 1. pp. 50-54.

15. Shved A.I. Formation and development of a unified state policy in the field of forensic expertise in the Republic of Belarus // Pravo. 2016. No. 5. pp. 5-9.

16. Shved A.I. Forensic expert activity in Belarus: from the creation of the department to the innovations of today // Forensic examination of Belarus. 2018. No. 1. pp.9-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.