Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ УСЛУГ ГИДРОПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ УСЛУГ ГИДРОПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ГИДРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ / ГЭС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидушкина Е.С., Ульянова В.В.

В статье рассмотрены осведомленность, предпочтения и спрос населения на услуги гидропромышленного туризма в Амурской области. Определены наиболее значимые для сотрудников ГЭС ожидания от туристских экскурсий и основные барьеры в принятии туристов на ГЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сидушкина Е.С., Ульянова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ УСЛУГ ГИДРОПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Таким образом, предложенный теоретический подход не только отражает значимость интеллектуального человеческого капитала предпенсионеров, но и позволяет глубже вникать в проблему его формирования и эффективного использования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.,НОРМА, 2001.- 431.с.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ Перевод с англ. под ред. С.К.Мордовина. - СПб.: Питер, 2004.- 832с. 7

Скурихина Т.Г., Федосеев А.Ю. Инновационное отражение интеллектуализации при формировании конкурентоспособности фирмы. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2004. - 140 с. Меотон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Пер. с англ. - М.: Дело, 2005. -720 с.

6.

9.

10.

Глухов В. В. Экономика знаний / В.В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003 - 276 с.

Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // - М: Поколение, 2007. - 368 с.

7. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. - СПб. Питер, 2001. - 288 с.

8. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2000. Рубинштейн М. Ф., Фирстенберг А. Р. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения : пер. с англ. М.: Инфра-М, 2003. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке : 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2010

Белкин В. Н. Теоретические основы исследования интеллектуального и человеческого капитала 11. / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, О. А. Антонова, Н.А. Лузин. - Екатеринбург: Из-во институт

экономики УрО РАН, Экономика региона - 2011. - №1. - С. 86 - 93. ., Bourdieu P. Esquisse d une théorie de la pratique, précédé de trois études d ethnologie kabyle. Genèvе:

Librairie Droz, 1972. 272 р. 13. Trosby D. Cultural Сapital // Journal of Cultural Economics. 1999. №23. Р. 3-12. 1 . Соболева И. В. Парадоксы измерения человеческого капитала: науч. докл. М.: Ин-т экономики РАН, 2009. 50 с

Забелина О.В. Человеческий капитал региона: проблемы сущности, структуры и оценки / О.В. 15. Забелина, Т.М. Козлова, А.В. Романюк // Статистика, экономика, информатика. Вестник УМО. - 2013. - №4.- С. 52-57.

Асланов Д.И. Человече с-кий капитал - важнейший фактор экономического роста // Из-вестия Уральского государствен-ного экономического университе-та. - 2010. - Т. 28. - № 2. - С. 71-75 Устинова К.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты //Проблемы современной экономики. - 2012.- №3 (43). - С. 252 - 257. Ярушев С.А. Становление и развитие карьеры как кадровая технология управления персоналом//Общество, экономика, управление. 2018. Том 3, № 1. С. 78-84.

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ УСЛУГ ГИДРОПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА

В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

16.

17.

18.

Сидушкина Е. С.

студент 1 курса магистратуры, факультет международных отношений Научный руководитель: Ульянова В.В. канд. пед. наук, доцент кафедры международного бизнеса и туризма ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»

Аннотация. В статье рассмотрены осведомленность, предпочтения и спрос населения на услуги гидропромышленного туризма в Амурской области. Определены наиболее значимые для сотрудников ГЭС ожидания от туристских экскурсий и основные барьеры в принятии туристов на ГЭС. Ключевые слова: промышленный туризм, гидропромышленный туризм, туризм, ГЭС.

Амурская область обладает большим гидрологическим потенциалом. Основная часть электроэнергии производится на Бурейской и Зейской ГЭС. В перспективе планируется строительство Нижне-Бурейской, Селемджинской и Гилюйской ГЭС. В настоящее время, стратегически важное значениев экономической деятельности районов размещения ГЭС приобретает развитие сферы услуг, основанной на максимальном применении местных ГЭС в промышленном туризме и отраслей экономики, связанных с обслуживанием туристского потока (питание, размещение, перевозки и другие).

Анализ научных исследований российских ученых [1, 2] позволил сделать вывод, что промышленный туризм рассматривается, как вид туристической деятельности, который востребован в России и за рубежом. В тоже время, в Амурской области, не изучена востребованность услуг гидропромышленного туризма, что свидетельствует об актуальности данной темы исследования. Для выявления осведомленности, предпочтений и спроса населения на услуги гидропромышленного туризма Амурской области нами были использованы общенаучные и специальные методы исследования. Проанализированы статистические данные, проводимые ЮНВТО по видам туризма, нормативные документы, регламентирующие развитие туризма в Амурской области, данные, содержащиеся в статьях по промышленному туризму, опубликованных в специализированных журналах «ТорАиШоп», «Малый бизнес: идеи, стартапы, интервью с предпринимателями»и данные, полученные в ходе социологического опроса, проведенного автором в 2020 г. в рамках научно-исследовательской практической работы с целью определения стратегии развития гидропромышленного туризма в Амурской области. В опросе приняли участие более 1000 жителей из разных районов Амурской области. В целевую группу анкетирования входили не только туристы, интересующиеся производством и историей районов гидростроительства, но и школьники, студенты профильных и не профильных факультетов, студенты сузов, рабочие, военнослужащие, бизнесмены, административные работники, служащие, безработные и пенсионеры.

Анализ полученных результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы. Среди объектов, которые предпочитают посещать респонденты, когда путешествуют, доминируют природные, промышленные, архитектурные и исторические. Большая часть респондентов (84 %) слышали о промышленном туризме, но назвать его виды затрудняются. Основными потребителями гидропромышленного туризма в Амурской области являются студенты высших учебных заведений профильных (96 % из опрошенных) и непрофильных (86% из опрошенных) факультетов, школьники (84 % из опрошенных), пенсионеры (48 % из опрошенных) и деловые люди (28 % из опрошенных) представляющие разные сферы деятельности. Более 80 % респондентов указали на аттрактивность экскурсий на ГЭС Амурской области, 72 % из опрошенных хотели бы посетить ГЭС области из них 68% желали бы принять участие в 122 туристской поездке на Бурейскую ГЭС и только 22 % на Зейскую ГЭС, это связано, прежде всего с ее удаленностью от административного центра области. Большинству респондентов (62 %) интересно увидеть не только плотину и водохранилище, но и узнать, как работает ГЭС, познакомиться с её геоэкологическими проблемами. Основные ожидания респондентов от организации экскурсии на ГЭС связаны с познавательным интересом (68 %) и развитием кругозора (54 %). Из форм организации познавательной деятельности на ГЭС респонденты предпочитают экскурсии с элементами мастер-классов и «живые уроки». Из дополнительных с экскурсией услуг респонденты выбрали прогулку на катере по водохранилищу (68 %), знакомство с уникальными природными ландшафтами, прохождение экологической тропы (52 %) и рыбалку (34 %). Анализ предпочитаемой стоимости экскурсии у респондентов на ГЭС, позволил установить, что она значительно меньше установленных цен в турагенствах. В результате опроса было выявлено, что большинство опрошенных граждан (96%) информированы о ГЭС Амурской области, знают о количестве действующих ГЭС в области, в каких районах они расположены, из каких частей состоят. Практически у всех респондентов (84%) затруднение вызвал вопрос о туристических фирмах, организующих туры на ГЭС Амурской области, что указывает на необходимость проведения фирмами маркетинговых мероприятий, направленных на презентацию гидропромышленных туров.

В процессе анкетирования нами были определены наиболее значимые для сотрудников ГЭС ожидания от туристских экскурсий и основные барьеры в принятии туристов. Большинство сотрудников ГЭС (84%) указали среди значимых ожиданий дополнительный доход от туристских услуг, 64% опрошенных считают, что это способ привлечения молодых специалистов, 52% опрошенных указали на повышение имиджа предприятия и рекламу производимой продукции, менее 1% опрошенных отметили улучшения качества производимой продукции, привлечение инвестиций, обмен профессиональным опытом. Среди основных препятствий в принятии туристов на ГЭС 90% опрошенных сотрудников указали на небезопасность производства для неподготовленных групп туристов и на то, что объект является режимным или стратегическим, 56% орошенных указали на отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов, 32% опрошенных считают, что экскурсии отвлекают работников от исполнения ими производственных задач, 12% опрошенных указывают на отсутствие специалистов для организации такого рода экскурсий, 6% опрошенных основной проблемой считают удаленность от административного центра и только 4% опрошенных связывают проблему с отсутствием интереса у туристов к объекту.

Таким образом, большинство из опрошенных граждан Амурской области осведомлены о гидропромышленном туризме, который востребован у 72 % респондентов. Опрошенные предпочитают для посещения Бурейскую ГЭС. Наряду с экскурсиями респондентам интересны природные объекты и разные формы деятельности, направленные на развитие кругозора. Гидропромышленный туризм может служить эффективным инструментом для развития не только экономики ГЭС, но и районов Амурской области в целом, развивая другие сектора экономики, связанные с обслуживанием туристского потока.

Список литературы

1. Медяник А.В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона / А.В.Медяник, С.В. Тарабановская // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2016. - № 18-3. - С.30-33.

2. Ясенок С.Н. Промышленный туризм в развитии территорий: от теории к практике / С.Н.Ясенок, Е.В. Аноприева // Материалы научно-практической интернет-конференции с международным участием в рамках V фестиваля туризма в г. Белгороде. - Белгород. - 2016. - С. 235-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.