Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ФОНОСЕМАНТИКИ ДЕТСКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ФОНОСЕМАНТИКИ ДЕТСКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОСЕМАНТИКА / ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ / ЗВУКОСИМВОЛИЗМ / ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ / NURSERY RHYMES / PHONOSEMANTICS / SOUND DESCRIPTION / CHILDREN'S POETRY / SOUND SYMBOLISM / SOUND REPETITIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Егорова Анна Александровна

Рассматривается вопрос о воздействии фонетической организации на материале английских детских стихов. Дается описание экспериментального исследования на основе аудирования nursery rhymes. Выявляется эффективность влияния фоносемантических средств на восприятие детской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PERCEPTION OF PHONOSEMANTICS OF CHILDREN’S POETIC TEXT: EXPERIMENTAL STUDY

The article deals with the issue of the influence of the phonetic organization based on the material of the English nursery rhymes. There is described the experimental study on the basis of listening to nursery rhymes. There is revealed the efficiency of the influence of the phonosemantic means on the perception of the children’s poetry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ФОНОСЕМАНТИКИ ДЕТСКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

известия вгпу. филологические науки

https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0https://ros infostat.ru/invalidy/ (data obrashcheniya: 17.07.2020).

3. Kolichestvo invalidov v Rossii i razmer EDV [Elektronnyj resurs]. URL: https://rosinfostat.ru/inva lidy/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

4. Laboratoriya lingvistiki russkogo zhestovo-go yazyka Muzeya «Garazh» [Elektronnyj resurs]. URL: https://garagemca.org/ru/news/2020-06-29-all-rus sian-data-collection-for-garage-s-russian-sign-language-linguistics-laboratory (data obrashcheniya: 09.07.2020).

5. Ob ob#eme vladeniya navykami russkogo zhestovogo yazyka sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, zameshchayushchimi ot-del'nye dolzhnosti v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz Min-va vnutrennih del Ros. Federacii ot 15 iyunya 2015 g. № 681/587 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71021990/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

6. O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 24 noyab. 1995 g. № 181-FZ (dejstvuyushchaya redakciya ot 29 iyunya 2015 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/ (data obrashcheniya: 09.07.2020).

7. Saks O. Zrimye golosa / per. s angl. A.N. An-vaera. M. : AST, 2019.

8. Central'nyj nauchno-issledovatel'skij institut russkogo zhestovogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: https://cnii-jest.ru/ru/institut (data obrashche-niya: 09.07.2020).

Revealing of regional peculiarities of the modern Russian sign language in the context of the creation of its generally accepted norm

The article deals with the issue of the absence of the academic norm of the Russian sign language. There is described and analyzed the corresponding work of the linguists with the deaf in different cities of the Eastern Siberia as one of the stages of the work in the context of the research study of the regional peculiarities of the Russian sign language aimed at the following creation of the video version of the dictionary of gestures.

Key words: gestures, language, deaf, education, dictionary, dialect, norm.

(Статья поступила в редакцию 08.09.2020)

а.а. егорова

(иваново)

анализ восприятия фоносемантики детского поэтического текста: экспериментальное исследование

Рассматривается вопрос о воздействии фонетической организации на материале английских детских стихов. Дается описание экспериментального исследования на основе аудирования nursery rhymes. Выявляется эффективность влияния фоносемантических средств на восприятие детской поэзии.

Ключевые слова: фоносемантика, звукоизо-бразительность, детская поэзия, звукосимво-лизм, звуковые повторы, Nursery Rhymes.

Изучение функционирования звукоизо-бразительных средств в поэзии стало одним из актуальных фоносемантических направлений. Работы современных исследователей звуко-изобразительности в поэзии доказывают высокую роль фоносемантических средств в выразительности произведения, в воздействии на эмоции слушателя, передаче концептуально-эстетической информации, в актуализации языковой картины мира, в проявлении индивидуального авторского стиля [2-6].

В связи с вышесказанным представляется интересным рассмотрение воздействия фонетической организации на материале английских детских стихов. Исследование такого рода является актуальным как для фоносеман-тики, так и для лингводидактики.

В целях проверки степени влияния звуко-изобразительности на успешность восприятия поэтических текстов на слух было проведено экспериментальное исследование на основе аудирования. Для этого в текстах английских стихов nursery rhymes (NR) намеренно были пропущены звукоизобразительные (ЗИ) слова (звукоподражания - ЗП, звукосимволи-ческие слова - ЗС) и слова, участвующие в явлении звукового повтора (аллитерации, ассонанса или консонанса).

При составлении корпуса материала для эксперимента за основу был взят признак наличия звукового повтора и ЗИ-слов. Он представлен воспроизведением 4 стихов (NR), от-

О Егорова А.А., 2020

язы1кознание

носящихся к разным малым жанрам английского детского фольклора, общей длительностью звучания 2 минуты 46 секунд.

Эксперимент проводился на базе общеобразовательных школ. Контингент испытуемых составил 106 школьников в возрасте 14-17 лет (учащиеся 8-11-х классов). Эксперимент намеренно проводился среди школьников, не являющихся носителями языка, поскольку ключевой задачей испытания было выявить влияние на восприятие в большей степени звуковой оболочки произведения, а не его смысловой нагрузки.

Испытуемым предстояло прослушать экспериментальные тексты и выполнить задание по заполнению пропусков в стихах. Ниже представлены стихи, вошедшие в экспериментальный материал, также обозначен жанр NR, к которому они относятся. Звуковые повторы выделены жирным шрифтом, ЗИ-лексика -курсивом. Тип ЗИ-слов определен по классификации ономатопов, разработанной С.В. Ворониным [1].

Стихотворение 1 (колыбельная песня) Hush a bye baby, on the tree top, When the wind blows the cradle will rock; When the bow breaks, the cradle will fall, And down will come baby, cradle and all.

hush - ЗП, чистошумовой континуант; wind - ЗС, мимеоэкстракинесемизм, колебательное движение;

blow - ЗС, фоноэкстракинесемизм, дуновение ртом;

rock - ЗС, мимеоэкстракинесемизм, колебательное движение;

break - ЗП, квазиинстант.

В стихотворении 1 следовало заполнить пропуски со следующими фоносемантически-ми явлениями:

_1_a bye, baby, on the tree_2_,

When the wind_3_, the cradle will _4_;

When the bough_5_; the cradle will _6_,

Down will come baby,_7_, and all.

ЗИ

аллит.

ЗИ + конс.

ЗИ + конс.

ЗИ + аллит. + конс.

конс.

аллит. + конс.

Стихотворение 2 (небылица) Hey diddle diddle, the cat and the fiddle, The cow jumped over the moon. The little dog laughed to see such fun And the dish ran away with the spoon!

hey - ЗС, фоноинтракинесемизм, ротогорло-вой, громкий крик;

diddle diddle - ЗС, фоноинтракинесемизм, на-певание без слов;

jump - ЗС, мимеоэкстракинесемизм, резкое движение;

laugh - ЗС, фоноинтракинесемизм, ротовой, смех.

В стихотворении 2 следовало заполнить пропуски со следующими фоносемантически-ми явлениями:

Hey diddle_1_, the cat and the_2_,

The cow_3_over the moon,

The little dog ____4___ to see such ___5___ ,

And the dish ran away with the_6_.

аллит.+ассон.+конс.

ЗИ+ассон.+конс.

ЗИ

ЗИ+аллит. ассон.

С т и х о т в о р е н и е 3 (рифмовка) Diddle diddle dumpling, my son John Went to bed with his trousers on, One shoe off, and one shoe on; Diddle diddle dumpling, my son John.

diddle diddle dumpling - ЗС, фоноинтракинесе-мизм, напевание без слов.

В стихотворении 3 следовало заполнить пропуски со следующими фоносемантически-ми явлениями:

_1_dumpling, my son John

Went to ___2___ with his trousers on, One shoe off, and one_3_on;

_4_dumpling, my son John.

ЗИ + аллит. + ассон. + конс. ассон.

аллит. + ассон.

ЗИ + аллит. + ассон. + конс.

Стихотворение 4 (детская песня) Little Tommy Tucker sings for his supper, What shall we give him? White bread and butter. How shall he cut it without a knife? How shall he marry without a wife?

little - ЗС, мимеоэкстракинесемизм, обозначение малого;

rat - ЗС, мимеоэкстракинесемизм, резкое движение.

В стихотворении 4 информантам следовало заполнить пропуски со следующими фоно-семантическими явлениями:

известия вгпу. филологические науки результаты экспериментального задания

Отрока Общее количество ответов Количество правильных ответов (%) Правильный ответ Фоносемантическое явление

^ихотворение 1

1 lo7 82 hush ЗИ

2 lo2 IG top аллит.

З ЮЗ 4o blows ЗИ + конс.

4 97 51 rock ЗИ + конс.

5 9З З8 bend ЗИ + аллит. + конс

б loo o fall конс.

7 lo5 59 cradle аллит. + конс.

^ихотворение 2

1 lo5 51 diddle ЗИ + аллит. + ассон. + конс.

2 loo 68 fiddle ассон. + конс.

З 99 44 jumped ЗИ

4 99 ll laughed ЗИ + аллит.

5 97 бб fun ассон.

б 87 82 spoon -

^ихотворение З

1 lo6 Sl diddle-diddle ЗИ + аллит. + ассон. + конс.

2 lo6 l3 bed ассон.

З 97 11 shoe аллит. + ассон.

4 97 12 diddle-diddle ЗИ + аллит. + ассон. + конс.

^ихотворение 4

1 lo6 89 Tommy аллит.

2 lo5 Sl supper аллит.

З lo2 18 bread аллит.

4 9З l2 cut ЗП

5 lo5 94 wife аллит.

Little_1_Tucker sings for his_2_

What shall we give him?

White _3_and butter.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

How shall he_4_it without a knife?

How shall he marry without a_5_?

1. аллит.

2. аллит.

3. ЗИ

4. аллит.

5. аллит.

Результаты эксперимента представлены в таблице выше.

Анализ ответов испытуемых показал, что большинство участников эксперимента спра-

языкознание

вились с заданием: 58% информантов верно заполнили пропуски в экспериментальных текстах. В таблице выделены курсивом слова, которые не были представлены среди вариантов ответов, информантам следовало самим записать верный ответ в колонке «ваш вариант». Результаты анализа ответов показали, что это задание вызвало затруднения. Процент участников, которым удалось самостоятельно зафиксировать пропущенное слово правильно, невысок.

В процентном соотношении больше всего правильных ответов было получено от информантов при выполнении задания в стихотворении 4 (72%). Наиболее сложным, судя по количеству верных ответов (46%), оказалось стихотворение 3, но в данном тексте задание было усложнено тем, что в двух пропусках нужно было записать свой вариант (слова shoe и diddle diddle). С этим заданием справились 11% испытуемых. Б0льшая часть испытуемых (46%) вместо слова shoe выбрали из предложенных вариантов слово sock. Во втором случае вместо diddle diddle информантами были выбраны созвучные слова: little little (51%), либо fiddle fiddle (31%). Прием звукового повтора в данном случае «помог» частично дать верный ответ.

Следует отметить, что большинство правильных ответов информантов связано с использованием аллитерации. Например, это касается слов wife, supper, Tommy в стихотворении 4. В третьем пропуске также присутствует прием аллитерации (bread and butter). Информанты, которые затруднились в выборе собственного варианта, выбрали слово bun (38%), которое также участвует в явлении звукового повтора [b]. В стихотворении 1 прием аллитерации встречается во фразе tree top, в стихотворении 2 - little dog laughed. В данных случаях также наблюдается высокий процент верных ответов.

Отметим, что в большинстве случаев при неверном ответе испытуемый подбирал созвучное слово или слово, содержащее какой-либо схожий звук. Например, в стихотворении 1 вместо слова rock 36% информантов выбрали слово stop, которое, во-первых, также является ономатопом из класса инстантов, во-вторых, также содержит звук [d]. В этом же стихотворении вместо fall 68% испытуемых выбрали flow, которое обладает сходным звуковым составом ([f], [l]).

Интересно отметить, что в стихотворении 2 один из пропусков не содержит каких-

либо фоносемантических явлений, тем не менее рифма moon - spoon помогла информантам выбрать верный ответ.

Анкетирование показало, что, отвечая на вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе слов?» - 61% информантов отметил, что ориентировались на звучание, 36% опирались на догадку. Таким образом, большая часть информантов выполняла предложенное задание с опорой на звуковую организацию поэтических текстов.

Эксперимент показал, что фоносеманти-ка детской поэзии играет значительную роль в процессе успешного восприятия устной речи на слух и ее запоминания. Звуковые повторы и звукоизобразительная лексика, созвучия и рифма в английском стихотворении способствуют успешному усвоению звучащего материала школьниками, не являющимися носителями английского языка.

В ходе эксперимента было выявлено, что аллитерация - наиболее эффективное фоно-семантическое явление, способствующее восприятию английского звучащего поэтического текста. Тексты стихов и песен nursery rhymes могут успешно использоваться в качестве методического материала для развития навыков произношения, усвоения лексики, развития чувства ритма. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дальнейшее изучение детской поэзии в русле фоносеман-тики и фоностилистики.

список литературы

1. Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

2. Марухина С.А. Фоносемантические маркеры поэтического текста: на материале английского и французского языков: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2014.

3. Наумова Н.А. Актуализация английской языковой картины мира с помощью звукосимволи-ческих средств (на материале английской поэзии): дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2005.

4. Титова Е.А. Прагматический аспект передачи звукоизобразительных средств при переводе поэтических текстов (на материале английского и русского языков): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2006.

5. Фадеева Е.Н. Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля автора на примере поэтической речи ХХ в.: дис. ... канд. филол. наук. Тула, 2004.

6. Шадрина И.Н. Фоносемантическая доминанта как структурообразующий компонент текста перевода (экспериментальное исследование на

известия вгпу. филологические науки

материале русского и английского языков): дис. ...

канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2001.

* * *

1. Voronin S.V. Osnovy fonosemantiki. L.: Izd-vo LGU, 1982.

2. Maruhina S.A. Fonosemanticheskie markery poeticheskogo teksta: na materiale anglijskogo i francuzskogo yazykov: avtoreferat dis. ... kand. filol. nauk. Yaroslavl', 2014.

3. Naumova N.A. Aktualizaciya anglijskoj yazy-kovoj kartiny mira s pomoshch'yu zvuko-simvoliche-skih sredstv (na materiale anglijskoj poezii): dis. ... kand. filol. nauk. Saransk, 2005.

4. Titova E.A. Pragmaticheskij aspekt pereda-chi zvukoizobrazitel'nyh sredstv pri perevode poeti-cheskih tekstov (na materiale anglijskogo i russko-go yazykov): dis. ... kand. filol. nauk. Chelyabinsk, 2006.

5. Fadeeva E.N. Fonosemanticheskaya harakte-ristika individual'nogo stilya avtora na primere po-eticheskoj rechi XX v.: dis. ... kand. filol. nauk. Tula, 2004.

6. Shadrina I.N. Fonosemanticheskaya dominan-ta kak ctrukturoobrazuyushchij komponent teksta perevoda (eksperimental'noe issledovanie na materiale russkogo i anglijskogo yazykov): dis. ... kand. filol. nauk. Gorno-Altajsk, 2001.

Analysis of perception of phonosemantics of children's poetic text: experimental study

The article deals with the issue of the influence of the phonetic organization based on the material of the English nursery rhymes. There is described the experimental study on the basis of listening to nursery rhymes. There is revealed the efficiency of the influence of the phonosemantic means on the perception of the children's poetry.

Key words: phonosemantics, sound description, children's poetry, sound symbolism, sound repetitions, nursery rhymes.

(Статья поступила в редакцию 07.08.2020)

ЧЕнь шАоСюн

(Хучжоу, кнр)

неологизмы русского языка на основе Англоязычных заимствований

Рассматриваются неологизмы русского языка XXI в., возникшие в результате заимствований из английского. Результатом работы стало изучение семантических и словообразовательных особенностей данных лексических инноваций, определение их потенциала для неологизации языка. Подчеркивается, что изучение данной темы имеет лингводидактиче-скую значимость при изучении русского языка как иностранного.

Ключевые слова: неологизм, заимствование, деривация, словообразовательный неологизм, семантический неологизм.

Мир ХХ1 в. представляет собой мозаику, в которой сочетаются совершенно несовместимые, полюсные проявления. Даже в пределах одного государства активный научно-технический прогресс может соседствовать с традиционным жизненным укладом и примитивными способами ведения хозяйства, богатство - с нищетой, мирная размеренная жизнь -с существованием в условиях войны. При этом объединяющей чертой этого многообразия является стремительное распространение глобальных средств коммуникации, во всем мире революционными темпами увеличивается число активных пользователей информационных технологий (подразумеваем «совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях» [11]), которые стали одной из движущих сил происходящих в обществе изменений.

Интенсивные изменения в сфере глобальных средств коммуникации отражаются на языковой картине мира. С одной стороны, происходит формирование международного языкового сообщества на основе английского языка - в политике, торговле, науке, культуре, образовании и т. д. Вместе с тем непрерывно развиваются и конкурируют с ним сообщества на основе русского и китайского языков. С дру-

О Чень Шаосюн, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.