Научная статья на тему 'Анализ военно-политической обстановки на западных рубежах российской империи и состояние русской армии в середине XVIII в'

Анализ военно-политической обстановки на западных рубежах российской империи и состояние русской армии в середине XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
XVIII В / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / ФРАНЦИЯ / АНГЛИЯ / ПРУССИЯ / АВСТРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда В.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты внешнеполитической деятельности правительства Елизаветы Петровны и факторы, определившие военно-политическую обстановку в середине XVIII в. странах Европы, граничащих с западными и юго-западными регионами российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE POLITICAL AND MILITARY SITUATION ON THE WESTERN BORDERS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND THE RUSSIAN ARMY IN THE MIDDLE OF THE XVIII CENTURY

This article discusses some aspects of foreign policy activities of the government of Elizabeth, and the factors that determined the military-political situation in the mid-eighteenth century Europe, bordering the Western and South-Western regions of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Анализ военно-политической обстановки на западных рубежах российской империи и состояние русской армии в середине XVIII в»

HISTORICAL SCIENCES

АНАЛИЗ ВОЕННО-ПОЛИТИ ЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ РУБЕЖАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В СЕРЕДИНЕ XVIII В

Бенда В.Н.

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, кандидат исторических наук, доцент, доцент межфакультетской кафедры истории

THE ANALYSIS OF THE POLITICAL AND MILITARY SITUATION ON THE WESTERN BORDERS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND THE RUSSIAN ARMY IN THE MIDDLE OF THE

XVIII CENTURY

Benda V.N.

Leningrad state University them. A. S. Pushkin, candidate of historical Sciences, associate Professor, interfaculty Department of history

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты внешнеполитической деятельности правительства Елизаветы Петровны и факторы, определившие военно-политическую обстановку в середине XVIII в. странах Европы, граничащих с западными и юго-западными регионами российского государства.

ABSTRACT

This article discusses some aspects of foreign policy activities of the government of Elizabeth, and the factors that determined the military-political situation in the mid-eighteenth century Europe, bordering the Western and South-Western regions of the Russian state.

Ключевые слова: XVIII в., военно-политическая обстановка, внешняя политика, Россия, Франция, Англия, Пруссия, Австрия.

Keywords: the XVIII century the military-political situation, foreign policy, Russia, France, England, Prussia, Austria.

В середине XVIII столетия, в Европе сложилась довольно сложная и напряженная международная обстановка, определявшаяся столкновением интересов на театре европейской политики ведущих государств Европейского континента, реализующими собственные задачи внутренней и внешней политики.

Так, например, указанный период, характеризовался продолжительным противоборством между Англией и Францией за обладание превосходством на морях и во французских колониях Северной Америки и Ост-Индии. При этом, в планах Англия отчетливо прослеживалось стремление образовать антифранцузскую коалицию, втянуть Францию в войну на Европейском континенте, чтобы ослабить своего соперника в экономическом и военном отношении. В дальнейшем, английское правительство, воспользовавшись втянутостью своего противника в европейскую войну, рассчитывало использовать этот момент для захвата огромных внеевропейских владений Франции.

Далее отметим, что в начале 40-х гг. XVIII в. на Европейском континенте активную роль стала играть быстро набравшая военную силу Пруссия,

превратившаяся в крупную державу и проводившую захватническую политику на востоке Европы.

Прусский король Фридрих II при вступлении на престол в 1740 г. унаследовал от своего отца Фридриха-Вильгельма I королевство с населением в 2240000 человек, территория которого была около 2000 квадратных миль. Армия Пруссии на тот момент насчитывала около 72-76 тысяч человек, из которых примерно 26 тысяч были иностранными наемниками [9,С.4-5]. Тогдашние владения прусского короля в Восточной и Западной Пруссии были разобщены. Так, например, в центре находились Бранденбургская провинция со столицей всего государства - Берлином. За р.Эльбой находились небольшие прусские владения, на которых еще и находились владения мелких германских князей. На Севере прусские земли граничили со шведской Померанией, на востоке, на расстоянии нескольких сот верст от Берлина находилась Восточная Пруссия. Через полосность и беззащитность прусских владений, а также бедность государства в экономическом отношении (доходы государства не превышали 7,4 млн. талеров[9,С.4] -В.Б.), побуждали Фридриха II так или иначе разре-

шить эту проблему и тем самым покончить с невыгодным и невыносимым с политической точки зрения положением Пруссии.

Фридрих II решил проводить и так называемую «королевскую политику», для чего, не теряя времени, решил с помощью армии заявить свои претензии в первую очередь на силезские княжества, захватив которые, он рассчитывал увеличить могущество своего государства и окончательно разрешить вопрос о Юлих-Бергском наследстве. Такое направление «королевской политики» Фридриха, неизбежно приводило его к противостоянию с Австрией.

Исходя из вышеизложенного, можно полагать, что внешняя политика Пруссии в середине XVIII в. определялась решением следующих задач: во-первых, обеспечение независимого положения прусского государства от Польши и Швеции; во-вторых, приобретение господства на Балтийском море, т.е. лишение последних так сказать «яблока раздора»; в-третьих, создание экономически и политически округленного государство путем приобретения других восточноэльбских колоний, именно Померании и Силезии, с захватом которых под управление Пруссии попадала бы вся область р. Одер[16,С.138] и устанавливалось господство Пруссии во всей Германии; в-четвертых, разгром Австрии, обеспечение своего влияния в Австрии, путем возведения на престол своего ставленника.

Между Пруссией и Австрией шла ожесточенная борьба за господство в Германии.

Если кратко охарактеризовать австрийское государство, то его территория составляла примерно 10 тысяч квадратных миль, с населением около 12-13 млн. человек. Ежегодные доходы Австрии составляли примерно 20 млн. талеров. По совету знаменитого полководца принца Евгения Са-войского, предполагалось довести численность австрийской армии до 180000 человек, но из-за финансовых проблем вновь набранные в австрийскую армию 40 тыс.человек были распу-щены[9,С.8].

Положение Австрии к середине XVIII столетия отягощалось войной Австрии с Турцией. После смерти Евгения Савойского в военных делах Австрии наступил полный хаос, приведший к нарушению управляемости армией и резкому падению её боеготовности. При таком положении дел, Австрия вынуждена была заключить невыгодный для неё мир с Оттоманской Портой, по которому Австрия уступала Турции Сербию с Белградом и австрийскую часть Боснии и Валахии. После завершения этой войны, австрийская армия, понеся большие потери, находилась в плачевном положении. Её численность не превышала 82 тысяч человек, морально-психологическое состояние которых, было надломлено поражением Австрии в войне с Турцией.

Таким образом, в политическом отношении Австрия признавалась наряду с другими государствами Европы одной из самых могущественных держав. Тем более, что, на основании вышеприведенных характеристик социально-экономического

положения, казалось бы, ни о каком сравнении между ней и Пруссией не могло идти речи. Но, в военном отношении, распределение сил было как раз не в пользу Австрии. Опять же, международное положение Австрии в середине XVIII в. было неблагоприятным из-за того, что сразу после смерти австрийского императора Карла VI, в Европе нашлось немало охотников поучаствовать в дележе австрийского наследства. Это обстоятельство как нельзя лучше способствовало реализации планов молодого прусского короля Фридриха II.

Воспользовавшись своим выгодным положением и заключив союзы с другими претендентами на части наследства Карла VI, Фридриху II удалось в ходе так называемых «силезких» войн отторгнуть от Австрии Силезию и графство Глац. Это позволило Фридриху увеличить общую территорию своего государства примерно на 600-700 кв. миль и численность населения на 1,25-1,5 млн. человек. Благодаря этому, Фридрих II смог довести численность своей армии до 155-160 тысяч человек и приготовиться к новым столкновениям с другими государствами Европы, т.к. мирные договоры - дрезденский в 1747 г. и аахенский в 1748 г., были выгодны только Пруссии[9,С.9]. Другие участники этих войн, вынуждены были присоединиться к этим договорам только из-за невозможности продолжать дальше боевые действия, или же, ожидания более благоприятных времен для вступления в войну против Пруссии.

Австрия, униженная Пруссией и закончившая войну с одними потерями, не смирилась с этими потерями, считала вышеупомянутые мирные договоры лишь временным перемирием и мечтала о реванше. Военно-политическая обстановка, сложившаяся в Европе в конце первой - начале второй половины XVIII столетия, благоприятствовала Австрии, т.к. быстрое усиление и возвышение Пруссии вызывало недовольство у большинства европейских государств в т.ч. и у России, от которой успешной реализации планов Фридриха II исходила наибольшая угроза.

В реализации своих устремлений, Австрия рассчитывала на поддержку Франции, которая не желала усиления Пруссии в Центральной Европе. Франция, ведя борьбу с Англией за колонии, ставила перед собой цель ослабить Пруссию и этим воспрепятствовать ее агрессивному продвижению на запад.

Австрия преследовала цель добиться полного поражения Пруссии, отнять у Пруссии ранее захваченные ею территории, закрепить свое превосходство в Германии и путем двойственной политики по отношению к России добиться ослабления последней.

Это выглядит довольно странным и труднообъяснимым после всего того, что было сделано русским государством для поддержки Австрии. Напомним, что в 1735 г. русский корпус войск, во главе с генералом П.П.Ласси, с целью поддержки Австрии, которая вела войну с Францией, совершил марш в направлении реки Рейн. В 1748 г. корпус русской армии уже под командованием генерал-

фельдцейхмейстера В.А.Репнина, опять же, в целях поддержки Австрии в так называемой войне за австрийское наследство 1740-1748 гг. (в некоторых источниках она называется «восьмилетней» - В.Б.), снова совершил марш и дошел до берегов реки Рейн. Ну, и наконец, одной из причин участия России в Семилетней войне с Пруссией, опять же, было оказание помощи Австрии[14,С.149].

Особо отметим тот факт, что не только австрийская «тайная дипломатия» носила антирусский характер, но и Франция принимала решительные меры к тому, чтобы не допустить усиления России, и вместе с тем препятствовала ей в закреплении достигнутых успехов, о чем речь пойдет ниже. В докладе российского канцлера графа Бестужева_Рюмина на имя императрицы Елизаветы Петровны, поданным в сентябре 1745 г. французская политика по отношению к Россию характеризуется следующим образом: «... Франция ничего более не желает, как Ваше Императорское Величество какими либо замешательствами утесненной видеть, дабы надеяться на ваше непринятие в участии в нынешних европейских, особенно германских делах.. ,»[3,С.84]. Об этом же говорит и французский король Людовик XV, который уже в ходе Семилетней войны писал, что «.надо опасаться слишком больших успехов России в этой войне» [5,С.265].

Напомним, что в конце первой половины XVIII в. Франция находилась в состоянии войны с Австрией, Англией и Голландией. В этом противоборстве Австрия настойчиво требовала от России оказания ей военной помощи, к которой за помощью обратилась и Англия.

Между Англией и Россией был заключен союзный договор, в соответствии с которым, для скорейшего завершения войны и заключения мира, Россия брала на себя обязательство послать в Германию вспомогательный корпус русский войск численностью от 30000 до 36000 человек, содержание которого брала на себя Англия. Русский вспомогательный корпус по командованием генерал-фельдцейхмейстера В.А.Репнина летом 1748 г. прибыл во Франконию, и, не вступив ни разу ни в один бой, способствовал заключению в октябре 1748 г. Ахенского мирного договора между Англией м Голландией с одной стороны и Францией с дру-гой[6,С.112-113]. Союзница России - Австрия, присоединилась к этому договору в ноябре 1748 г.

Заметим, что Аахенский мирный договор никоим образом не устранил соперничество во взаимоотношениях Австрии и Пруссии, но, наоборот, только их обострил, т.к. австрийская императрица Мария Терезия не хотела мириться с потерей части территории её государства - Силезии, и, конечно же, мечтала о реванше, о чем мы говорили выше.

Необходимо заметить, что именно войны за так называемое австрийское наследство (17401748), определяли военно-политическую обстановку на европейском континенте в конце первой половины XVIII в., которая характеризовалась агрессивной политикой прусского короля, представлявшей опасность, в т.ч. и для России.

Пруссия создавала непосредственную угрозу русским владениям в Прибалтике. Россия, также считала, что политика и действия прусского короля в Турции (подстрекательство крымского хана и буджацкого султана к набегам на южные российские границы - В.Б.) [18,С.21] и Швеции носят антироссийских характер.

Можно полагать, что этими и другими обстоятельствами, в середине XVIII столетия окончательно определилась враждебная направленность российской внешней политики по отношению к Фридриху II.

Так следует полагать, потому что одной из главных задач российской внешней политики было стремление ослабить Пруссию в военном отношении и ограничить ее экспансионистские устремления. Предвидя, что столкновение с ней неизбежно, Россия готовилась к предстоящей войне. Правительство принимало меры к созданию союзов для отпора прусской агрессии. Так, еще в июне 1745 г. был заключен «Трактат оборонительного союза между Шведским и Российскими государствами» [18,С.403-408], а в мае 1746 г. между у Россией и Австрией был заключен союзный договор сроком на 25 лет[18,С.549-554]. Он обязывал в случае войны с Пруссией поддерживать друг друга. Договор содержал тайные статьи, определявшие желание вернуть «.силой оружия Силезию от Пруссии, в случае нападения сей державы на Австрию, Польшу или Россию» [6,С. 108-109].

Еще более определенно прослеживается «враждебность» во внешней политике России по отношению к Пруссии, в принятом в 1753 г. Правительствующим Сенатом «незыблемого постановления», согласно которого в своем противоборстве с Пруссией, Россия, видела свою задачу в том, чтобы оказывать сопротивление всякому дальнейшему росту прусского могущества, но, и, воспользовавшись первым удобным случаем, превосходящими силами подавить «бранденбургский дом» и вернуть его к «прежнему скромному положению» [16,С.146].

Для более полного понимания сути освещаемой проблемы, целесообразно кратко рассмотреть предысторию установления напряженных отношений между Россией и Пруссией.

Надо отметить, что, после восшествия в конце 1741 г. на престол дочери Петра Великого - Елизаветы, основные усилия её правительства в международных делах, были направлены на защиту того положения, которое заняла Российская империя в Северной Европе на берегах Балтийского моря. В начале царствования Елизаветы положение России в этом регионе пыталась поколебать Швеция, за которой стояла Франция. Разгром шведских сил, занятие русскими войсками Финляндии вынудил Швецию подписать с Россией в 1743 г. в Або мирный договор, больше игравший для России важное международное значение, чем какие либо конкретные выгоды приобретенные Россией. Победа России в русско-шведской войне (1741-1743 гг.) похоронила мечту французской дипломатии «...обрезать России крылья, чтобы она не вмешивалась в

чужие дела» [11,С.18]. Франция, являясь противницей русских интересов на всех театрах дипломатических действий, не имела сил и возможностей напрямую угрожать российским интересам. В этом плане Швеция оказалась не надежным союзником для Франции.

При тогдашнем географическом положении России и Пруссии, особо важное значение для обоих государств имела Курляндия. Курляндия имела для России немаловажное стратегическое значение. Приобретение Россией Курляндии, помимо выгод, получаемых Россией от расширения приморских границ в промышленном отношении, должно было завершить начатое Петром I разрешение так называемого Балтийского вопроса в пользу России. Более того, прочно владея Курляндией, Россия имела бы огромное влияние на Литву и Белоруссию.

Поэтому, Пруссия, своими устремлениями к территориальному расширению за счет Польши, а также попытками распространить свое влияние на Курляндию, представляла для российских интересов в этом регионе несомненную угрозу. Тем более, что Россия видела со стороны Пруссии угрозу и для своей территориальной целостности в Остзейском крае.

Немаловажное значение для реализации внешнеполитических задач России, имело приобретение влияния на Польшу. Канцлер граф А.П. Бестужев-Рюмин в своем докладе на имя императрицы, характеризуя прусского короля как «хитрого, скрытного», писал, что если ему удастся в ходе войны с Польшей не только завладеть польскими территориями, но и посадить на польский престол нового короля, послушного воле и желаниям прусского короля, то Пруссия вполне способна подтолкнуть Польшу к антироссийским выступлениям. Поводом для этого могут послужить неразрешены территориальные споры между Польшей и Россией (претензии поляков на территорию Украины, Смоленск, Лифляндию - В.Б.). Далее Бестужев-Рюмин писал, что если не препятствовать прусскому королю во всех его предприятиях, направленных против России, то Россия может понести огромный ущерб и окончательно потерять Лифляндию[3,С.83].

Кстати, враждебная настроенность Елизаветы Петровны против прусского короля Фридриха II имела под собой и личные мотивы. Причинами этой вражды были оскорбительные высказывания и насмешки по отношении к Елизавете Петровне и её союзнице императрице священной Римской империи Марии Терезии, которые позволял себе Фридрих II с того времени, когда ему стало известно об их планах начать с ним войну. В разговорах и стихотворениях Фридрих высмеивал личностные качества императриц и их пороки. В частности, российская императрица Елизавета Петровна упоминалась как «спившаяся и неистовая царица». Елизавета Петровна так сильно была разгневана этими нелицеприятными выпадами Фридриха в её адрес, что поклялась о своей непримиримой к нему вражде[7,С.2].

Заметим, что дипломатические отношения России с Пруссией были прекращены еще задолго до начала войны 1756-1763 гг. Фридрих II, после неудачных попыток сделать своим союзником русского канцлера Бестужев-Рюмин, первый предпринял шаги к разрыву с Россией. Поводом для разрыва дипломатических отношений послужило неоказание внимания Фридрихом II на одном из официальных приемов российскому послу Гроссу. После этого он тут же был отозван и дипломатические отношения между Петербургом и Берлином с 1750 г. были разорваны[15,С.125]. Россия продолжила свой курс на сближение со своей старой союзницей Австрией.

Таким образом, основными задачами внешнеполитической деятельности России в середине XVIII в., протекавших на фоне быстрых темпов экономического и политического развития российского государства и усиления его военного могущества, являлись: во-первых, обеспечение целостности территории российского государства и безопасности его границ в Прибалтике; во-вторых, стремление ослабить Пруссию в военном отношении с целью ограничения устремлений прусского милитаризма, пытавшегося захватить славянские земли и установить господство на Балтийском море; в третьих, воюя вместе с Австрией против Пруссии, укрепить союз с Австрией против Турции и сделать его более действенным в борьбе России против Турции за возвращение исконно русских земель и за воссоединение украинских и белорусских народов[10,С.216;12,С.264].

Для реализации европейскими государствами своих внутренних и внешнеполитических задач, в начале второй половины XVIII столетия в Европе стали складываться две противоборствующие коалиции. Рассмотрим ход их образования.

Первоначально к Фридриху II с предложением заключить союз обратились одновременно Франция и Англия. Прусский король, помня о пассивности Франции во время «силезких» войн и поддавшись убеждению английской дипломатии в том, что якобы «.. .Россия находится в услужении» у Англии пошел на сближение с Англией. В январе 1756 г. Фридрих II заключил с английским королем Георгом II Вестминстерский трактат по которому Англия и Пруссия принимали на себя обязательства оказывать помощь друг другу в случае нападения на них, сохраняя при этом мир в Европе. Тем не менее, расчеты Пруссии и Англии не оправдались, т.к. заключенная в 1755 г. между Англией и Россией союзная конвенция (англо-русский субсидный договор - В.Б.) не состоялась[9,С.12].

Уже при заключении Англией союзной конвенции с Россией, английская внешняя политика носила двойственной характер. Почти одновременно с подписанием конвенции английское правительство в тайне заключило в январе 1756 г. с Пруссией Уайтхоллский союзный договор, направленный против Франции.

Этот союз вызвал изменение расстановки сил в Европе и вынудил Австрию пойти на сближение с Францией, бывшей до этого ее непримиримым

врагом. В конце весны 1756 г. в Версале был заключен австро-французский оборонительный союз.

Сближение Пруссии и Англии заставило Россию пойти на разрыв с последней. 31 декабря 1756 г. (11 января 1757 г.) Россия присоединилась к Версальскому договору и заключила с Австрией Петербургский союзный договор 1757 г. [10,С.216] с целью возвращения Австрии Силезии с графством Глац и передачи России Восточной Пруссии с правом обменять ее на Курляндию и Симега-лию[9,С.12].

К лету 1756 г., т.е. накануне Семилетней войны, развязанной Пруссией в 1756 г., Пруссия была окружена со всех сторон коалицией своих врагов.

Образовались две противостоящие друг другу коалиции, которые преследовали самые различные цели. С одной стороны: Пруссия и Англия, с другой: Австрия, Франция, Россия и присоединившиеся к ним позднее Швеция и Саксония. Цели одного члена коалиции не только не совпадали с целями его союзника, но зачастую были прямо противоположны (особенно в австро-франко-русской коалиции - В.Б.).

Напомним, что Англия и Франция воевали, главным образом, из-за колоний. Пруссия вела войну за расширение своих владений в Германии, захват территорий Польши, Чехии, Саксонии, Курляндии, оттеснение России от Балтийского моря. Австрия стремилась добиться разгрома Пруссии, территориального вознаграждения и возвращения Силезии и Глаца. Вступая в войну, Россия надеялась устранить реальную угрозу со стороны Прус-

сии в отношении своих западных границ в Прибалтике. Саксония и Швеция рассчитывали на территориальные приобретения. Последняя, в частности, желала получить прусскую Померанию.

Конечно же, внутренние противоречия не могли не сказаться на единстве планов войны и на самом ходе войны. Фридрих II, обладая сведениями о планах своих противников и их неготовности к ведению войны, решил предугадать их нападение на Пруссию и в конце августа 1756 г. вторгся в Саксонию, тем самым начав Семилетнюю войну.

Обратим внимание еще на один важный момент, характеризующий военно-политическую обстановку в Европе. Англия, проводившая, как правило, всегда двойственную политику и любившая, используя образное выражение «загребать жар чужими руками», с началом Семилетней войны успешно выполнила одну из важнейших своих внешнеполитических задач на тот момент - Франции была втянута в европейскую войну.

Для решения своих внешнеполитических задач и для защиты своих интересов правительствам противоборствующих государств, в т.ч. и России, нужны были многочисленные, хорошо организованные, укомплектованные и обеспеченные всеми необходимыми видами довольствия вооруженные силы.

Характеризуя состояние вооруженных сил противоборствующих коалиций перед началом Семилетней войны, заметим, что, по общему количеству личного состава в армии, лидирующее положение занимала Россия, что видно из нижеприведенной таблицы[15,С.9] (см. таблицу 1).

Таблица 1

Общее количество личного состава в армиях Европейских государств накануне Семилетней

войны

Названия государств Общее количество личного состава в тысячах

Пруссия 142-145

Англия 91179

Франция 211753

Саксония 18000

Польша 16837

Австрия 139000

Дания 33946

Голландия 39637

Россия 331422

В «Военно-статистическом сборнике» приведены более подробные и точные данные об общем количестве личного состава русской армии в 1756

г. и количестве личного состава по тем или иным родам и видам войск (см. таблицу 2)[8,С.40].

Таблица 2

Состав и численность русской армии в 1756 г._

Полевые войска Гарнизонные войска Артиллерия Итого Особые войска (обсерваци-он- ный корпус, ландми-ли-ция, 8 гу-сар-ских полков, ка-заки и т.д. -В.Б.) Всего

Пехота Кавале-рия Пехота Кавале-рия

Батальонов Людей Полков Людей Батальонов Людей Полков Людей

6 138875 г- т 43200 65050 г- 8500 7275 262900 75454 338354

Приведем некоторые данные из других источников, характеризующие численный состав русской армии:

1. Всего в 78 полках полевой армии(3 кирасирских, 29 драгунских и 46 пехотных полков -В.Б.) было 5377 штаб и обер-офицеров, 29497 унтер-офицеров, капралов и других нижних чинов, 135838 рядовых, что в сумме составляло 170712 человек. Помимо этого, при полковой артиллерии состояло 1728 артиллерийских служащих. Общее количество личного состава в полевой действующей армии составляло 172440 человек[13,С.35].

2. Общее количество людей всех чинов в 20 остзейских и российских гарнизонах составляло 5210 человек[13,С.28].

3. Общая численность нерегулярных войск, по нашим подсчетам составляла примерно 27138 человек[13,С. 36-39].

4. Общая численность артиллерийских служащих полевой и осадной артиллерии составляла 2639 человек, из которых было 85 штаб и обер-офицеров, 636 унтер-офицеров, капралов, мастеровых и прочих чинов 1899 рядовых[13,С.41].

5. В полевом фурштате согласно штата, полагалось 2804 человека.

Есть и другие источники, содержащие фрагментарные сведения о численности Вооруженных силах Российской империи в начале второй половины XVШ в. Например, по данным Государственной Военной коллегии, на 21 июля 1755 г. в российской империи, полевых, гарнизонных, регулярных и не регулярных войск было следующее количество:

> в Лифляндской команде всех родов - 79404 человека;

> в Санкт-Петербурге и около него - 62032;

> в Финляндии - 17753;

> в Москве и других внутренних городах -31842;

> в Украине и других пограничных местах -35630.

Всего, кроме Сибири и других отдаленных мест - 226661 человек[4,С.65].

С учетом, того, что эти данные учтены без количества личного состава артиллерийского и инженерных корпусов, но с учетом заштатного личного

состава, общая численность русской армии составляла 287809 человек регулярных войск и 35623 человек нерегулярных войск[4,С.65].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно полагать, что одним из важнейших вопросов внешней политики России в середине XVIII в. была борьба за сохранение выходов в Балтийское море, на которые посягала сначала Швеция, а затем Пруссия. Участие России в начале второй половины XVIII в. в общеевропейской войне коалиционного типа, получившей в истории наименование Семилетней войны, в первую очередь, обуславливалось отстаиванием своих национальных интересов и потребовало от страны большого напряжения сил.

Характерными чертами Отечественной истории середины XVIII столетия, можно считать динамичную внешнюю политику и довольно высокий уровень военной активности, что стало своеобразным стимулом развития вооруженных сил российского государства, совершенствования их организационной структуры, разработки и принятия на вооружение новых образцов вооружения, развития теории и практики обучения и воспитания войск, качественному улучшению боевой подготовки личного состава и подразделений.

Анализ состояния русской армии в преддверии Семилетней войны, показывает, что императрица Елизавета Петровна в первые годы своего царствования не допускала каких либо кардинальных нововведений в области военного строительства, руководствуясь при этом тем правилом, предусматривающем восстановление в армии порядков, существовавших во времена царствования её отца -Петра Великого[2,Л.15-159;17,С.544-546]. Только в начале второй половины XVIII столетия сначала при Государственной военной коллегии была образована комиссия для обсуждения важных реформ в области военного дела, а затем 24 августа 1754 г. была учреждена аналогичная комиссия при Правительствующем Сенате, которая в начале 1755 г. была соединена с аналогичной комиссией, созданной при Военной коллегии[1,Л.13-13об.]. Но к началу Семилетней войны, свою работу, вышеозначенная комиссия завершить не успела. Тем не менее, работа комиссии принесла много полезного для развития русского военного дела.

Литература

1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. Сборная.Д.3312.

2. Архив ВИМАИВ и ВС). Ф.2. Оп. ШГФ (Штаб генерал-фельдцейхмейстер). Д. 3312.

3. Архив Князя Воронцова. Кн. 2. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко,1871. - 652 с.

4. Архив Князя Воронцова. Кн. 3. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко,1871. - 708 с.

5. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. (Очерки). - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1958. - 647 с.

6. Вейдемейер А.И. Царствование Елизаветы Петровны. ЧТ. - СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1834. - 153 с.

7. Вейдемейер А.И. Царствование Елизаветы Петровны. Ч.Н. - СПб.: Тип. Хинца,1834. - 151 с.

8. Военно-статистический сборник. Вып.^. Отдел II (Вооруженные силы). -СПб.: Военная типография Главного штаба, 1871. - 922 с.

9. Гейсман П.А. Краткий курс истории военного искусства в средние и новые века. Ч.Ш: История военного искусства в новые века в эпоху Фридриха Великого и Екатерины Великой. - СПб.: Тип. С.Н. Худекова,1896. - 331 с.

10. Золотарев В. А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. - Жуковский; М.: Кучково поле, 2002. - 736 с.

11. История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. Т.П. Правительствующий

Сенат в царствование Елизаветы Петровны и Петра Федоровича. - СПб.: Сенатская типография,1911. -860 с.

12. История Отечественной артиллерии. Т. 1. Кн. 2: Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). - М.: Воениз-дат, 1960. - 696 с.

13. Коробков Н.М. Материалы о действиях русской армии и флота в 1756-1762 гг. Семилетняя война. - М.: Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1948. - 915 с.

14. Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т.П. Задачи армии не связанные с русской национальной политикой. - СПб.: Тип. В. Безобразов и Ко,1910. - 552 с.

15. Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып.1. Поход Апраксина в Восточную Пруссию (1756-1757 гг.). - М.: Типография Окружного штаба, 1886. - 680 с.

16. Меринг Ф. Очерки по истории войн и военного искусства. - СПб.: Полигон, 1999. - 528 с.

17. Полное собрание законов Российской Империи. Первое собрание. (ПСЗ). СПб.: Типография II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. Т.11 (1740-1743). 988 с.

18. ПСЗ. СПб.: Типография II отделения собственной ЕИВ канцелярии, 1830. Т.12 (1744-1748). 960 с.

19. Сенатский архив. Т. IX. Протоколы Правительствующего Сената 1753-1756 г.г. - СПб.: типография Правительствующего Сената,1901. - 712 с.

ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ - НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЕЙСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Везуина М.А.

аспирант Кафедры теории и истории международных отношений, факультета гуманитарных и

социальных наук, Российского университета дружбы народов (г. Москва)

THE EVOLUTION OF THE EUROPEAN SECURITY AND DEFENSE POLICY - THE NEW ARCHITECTURE OF EUROPEAN SECURITY

Vezuina M.A.

graduate student of the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, People's Friendship University of Russia (Moscow )

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема развития Европейской политики безопасности и обороны. Несмотря на то, что это политика включает в себя актуальные и сложные проблемы, однако, мало известно о перспективах развития ЕПБО-ОВПБ и об эволюции этих концепций. Таким образом, в настоящей статье были разработаны две концепции европейской безопасности. Речь идет, в первую очередь, об Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), которая представляет собой отдельный раздел (раздел V) Маастрихтского договора и является одним из трех столпов европейского строительства, а, во-вторых, об Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО) - или, соответственно, Общей Европейской политике безопасности и обороны (ОЕПБО) - это концепция, которая постоянно преобразуется и является неотъемлемой частью ОВПБ. Чтобы понять становления и развития европейской безопасности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.