Научная статья на тему 'Анализ внутренних и внешних рисков региональных розничных торговых сетей'

Анализ внутренних и внешних рисков региональных розничных торговых сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / МАКСИМИЗАЦИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ВНУТРЕННЫЕ РИСКИ / ВНЕШНИЕ РИСКИ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / FACTORS OF RISK / MAXIMILIZATION OF MEETING NEEDS / INTERNAL RISKS / EXTERNAL RISKS / RISKMANAGEMENT / RETAIL TRADE NETWORK / ОМИЛҳОИ ТАВАККАЛ / МАКСИМИЛАТСИЯИ ЦОНЕЪГАРДОНИИ ТАЛАБОТ / ТАВАККАЛ-МЕНЕЦМЕНТ / ТАВАККАЛҳОИ ДОХИЛӣ / ТАВАККАЛҳОИ БЕРУНА / ШАБАКАҳОИ САВДОИ ЧАКАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Факеров Х.Н., Валеева Ю.С.

Рассмотрены основы функционирования розничных торговых сетей. Проведен анализ внутренних и внешних рисков региональных розничных торговых сетей. Для выявления многомерной взаимосвязи факторов внешней среды и торговой отрасли использованы методы корреляционного анализа. Выявлены тенденции изменения внешних и внутренних факторов риска развития торговой отрасли, учитывая долю организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий и долю занятых в торговле в общей численности занятых в экономике Российской Федерации, а также запасы, затраты на оплату труда, коммерческие расходы и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Установлено, что основное направление региональных розничных торговых сетей заключается не только в максимизации удовлетворения потребностей человека в высококачественной продукции, но и в качестве их услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Internal and External Risks of Regional Retail Trade Networks

The article dwells on the grounds of retail trade network functioning. The authors conducted an analysis of internal and external risks of regional retail trade networks. For elicitation of multiaspectal mutual connection of the factors relating to outward milieu and trading branch methods of correlative analysis were resorted to. The elicited tendencies associated with the change of internal and external risky factors referring to trade branch development have been revealed due to the following moments being taken into account: share of organizations' retail trade with commercial enterprises included, proportion of those ones engaged in commerce in relation to all those participating in the economy of Russian Federation, stocks, expenditures for labour payment, commercial expenses, coefficiency of being provided with one 's own resources. It is established that the principal trend of regional retail trade networks lies not only in maximization of meeting people's needs in high quality produce, but in a quality of services either.

Текст научной работы на тему «Анализ внутренних и внешних рисков региональных розничных торговых сетей»

УДК 339.3 ББК 65.422.2

Факеров Хамидуллохон Нуриддинович,

д.э.н., профессор, ректор ТГУК (Таджикистан, Душанбе) Валеева Юлия Сергеевна,

к.э.н., профессор Казанского кооперативного института (Россия, Татарстан, Казань)

Фацеров ^амидуллохон Нуриддинович,

д.и.и., профессор, ректори ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе) Валеева Юлия Сергеевна, н.и.и., профессори Донишкадаи кооперативии Казон (Русия, Казон)

Fakerov Khamidullokhon Nuriddinovich,

Dr. of Economy, Professor of the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Dushanbe) Valeyev Yuliya Sergeevna, candidate of economy sciences, Professor of Kazan Cooperative Institute (Russian Federation, Tatarstan, Kazan)

Ключевые слова: факторы риска, максимизация удовлетворения потребностей, риск-менеджмент, внутренние риски, внешние риски, розничные торговые сети Рассмотрены основы функционирования розничных торговых сетей. Проведен анализ внутренних и внешних рисков региональных розничных торговых сетей. Для выявления многомерной взаимосвязи факторов внешней среды и торговой отрасли использованы методы корреляционного анализа. Выявлены тенденции изменения внешних и внутренних факторов риска развития торговой отрасли, учитывая долю организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий и долю занятых в торговле в общей численности занятых в экономике Российской Федерации, а также запасы, затраты на оплату труда, коммерческие расходы и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Установлено, что основное направление региональных розничных торговых сетей заключается не только в максимизации удовлетворения потребностей человека в высококачественной продукции, но и в качестве их услуг.

Калидвожа^о: омилуои таваккал, максимилатсияи цонеъгардонии талабот, таваккал-менецмент, таваккалуои дохилй, таваккалуои беруна, шабакауои савдои чакана

Дар мацола асосуои фаъолияти шабакауои савдои чакана баррасй шудааст. Таулили таваккалуои дохилй ва берунй дар шабакауои минтацавии савдои чакана ба субут расонида шудааст. Барои ошкор сохтани робитаи мутацобилаи омилуои мууити дохила ва соуаи савдо усулуои таулили корреляционй мавриди истифода царор гирифтааст. Тамоюли тагйирёбии омилуои таваккали берунй ва дохилии соуаи савдо бо

АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РИСКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

TAX^MHMH TABAKKAX^OH fiOXHMHBy EEPYHAH IUAEAKA^OH MHHTA^ABHH CABROH HAKAHA

ANALYSIS OF INTERNAL AND EXTERNAL RISKS OF REGIONAL RETAIL TRADE NETWORKS

назардошти вазни циёсии ташкилотуои савдои чакана ва мщдори умумии кормандоне, ки дар соуаи савдо ва щтисодиёти Федератсияи Русия кор мекунанд, инчунин захирауо, хароцоти музди меунат ва тицоратй, коэффитсиенти таъмин будан бо воситауои худи ошкор карда шудаанд. Муцаррар гардидааст, ки самти фаъолияти шабакауои минтацавии савдои чакана на тануо барои максимилизатсияи цонеъ гардонидани талаботи инсон ба маусулоти баландсифат, балки ба сифати он низ нигаронида шудааст.

Key words: factors of risk, maximilization of meeting needs, internal risks, external risks, , risk-management, retail trade network

The article dwells on the grounds of retail trade network functioning. The authors conducted an analysis of internal and external risks of regional retail trade networks. For elicitation of multiaspectal mutual connection of the factors relating to outward milieu and trading branch methods of correlative analysis were resorted to. The elicited tendencies associated with the change of internal and external risky factors referring to trade branch development have been revealed due to the following moments being taken into account: share of organizations' retail trade with commercial enterprises included, proportion of those ones engaged in commerce in relation to all those participating in the economy of Russian Federation, stocks, expenditures for labour payment, commercial expenses, coefficiency of being provided with one s own resources. It is established that the principal trend of regional retail trade networks lies not only in maximization of meeting people's needs in high quality produce, but in a quality of services either.

В настоящее время сфера услуг розничной торговли занимает значительное место в экономике и в жизни общества. Основным направлением этой сферы является максимальное удовлетворение потребностей человека не только в высококачественной продукции, но и в услугах.

Специфика услуг розничной торговли состоит в том, что они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого данные услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения. В деятельности современных предприятий услуг розничной торговли имеются серьезные риски [1, с.95].

Риск предприятий торговли выражается в вероятности получения таких нежелательных результатов, как потеря прибыли, нереализованные запасы товаров, снижение эффективности капитальных вложений по сравнению с запланированным уровнем, возникновение убытков при заключении какой-либо сделки, сокращение ресурсной базы и т.д.

Обобщив имеющиеся классификационные признаки, авторы всю их совокупность разделили на две укрупненные группы: общие и специфические. Общие риски проявляются во всех сферах экономики и отраслях, но при этом не имеют зависимости от типа деятельности предприятий. Специфические же риски характеризуют особенности организации и управления предприятиями услуг розничной торговли, включая процессы

закупочной деятельности, реализации товаров и предпродажное и послепродажное обслуживание, специфику менеджмента и кадровых процессов.

Значимость риска в деятельности современных предприятий достаточно велика, а необходимость управления ими сегодня является неотъемлемой частью процесса менеджмента компании, стремящейся занять лидирующие позиции в своем рыночном сегменте [3, с.66].

В результате изучения организационно-экономических условий развития предприятий сферы услуг розничной торговли, в том числе по материалам региональных розничных продовольственных торговых сетей ООО «Бахетле-1» (44 торговых объекта) и торговой сети «ЭССЕН» ООО «Оптовик» (32 торговых объекта), установлено, что они имеют дело с двумя группами рисков: управляемыми и неуправляемыми. В связи с этим для предприятия важно проведение анализа и оценки влияния сформированных групп рисков на экономический результат торговой деятельности.

Для выявления многомерной взаимосвязи факторов внешней среды и торговой отрасли целесообразно применение методов корреляционного анализа [2, с. 112, 4, с.96]. Исходная информация для анализа взята из открытых официальных источников: базы данных Росстата, официальных сайтов и изданий, контролирующих и регулирующих органов (таблица 1).

Таблица 1. Тенденции изменения внешних факторов риска развития торговой отрасли ООО « «Бахетле-1» и ООО «Оптовик» по укрупненным показателям за 2009-2013 гг._

Год Прибыль, млн руб. Уровень инфляции, % Доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприяти й в РФ, % Доля инвестиций в основной капитал торговой отрасли в общем объеме инвестиций, % Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % Доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике РФ Удельный вес убыточных предприятий розничной торговли в % от общего числа предприятий торговли в РФ Рентабельность проданных товаров, услуг в розничной торговле в % от общей рентабельности торговли в РФ

Y Х1 Х2 Х3 Х4 х5 Х6 Х7

ООО «Бахетле-1» - ООО «Оптовик»

2009 319,47 111,74 8,8 27,46 1,28 13 17,7 22,8 2,2

2010 157,21 191,38 8,78 25,44 1,27 12,5 17,8 21,1 2,6

2011 29,79 -11,97 6,1 25,6 1,57 12,7 18 27,1 1,8

2012 27,88 -(66,03) 6,58 25,03 1,29 10,9 18,1 23,2 1,7

2013 10 -16,06 6,45 24,93 1,61 11 18,2 22,5 1,3

В исследовании для анализа корреляционной зависимости выбраны пять факторов, в соответствии с особенностями Республики Татарстан, предположительно влияющие на уровень интенсивного развития (значения указанных индикаторов приведены в таблице 1):

- У - прибыль от продаж ООО «Бахетле-1», млн руб.;

- X1 - уровень инфляции, %;

- Х2 - доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в Российской Федерации, %;

- ХЗ - доля инвестиций в основной капитал торговой отрасли в общем объеме инвестиций, %;

- Х4 - доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %;

- Х5 - доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике Российской Федерации;

- Х6 - удельный вес убыточных предприятий розничной торговли в % от общего числа предприятий торговли в Российской Федерации;

- Х7 - рентабельность проданных товаров, услуг в розничной торговле в % от общей рентабельности торговли в Российской Федерации.

Для проведения корреляционного анализа использовался пакет «Statistika Trial 12.0».

Результаты корреляционного анализа, которые отражают взаимосвязь социально-экономических показателей и уровня инновационного потенциала, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляционная матрица воздействия внешних факторов риска на _экономический результат ООО «Бахетле-1» и ООО «Оптовик»*

Marked correlations are significant at p < ,05000

N=5 (Casewise deletion of missing data)

Y Xi X2 X3 X4 X5 X6 X7

ООО «Бахетле-1»

Yi 1,00 0,89 0,92 -0,63 0,70 -0,92 -0,36 0,69

Xi 0,89 1,00 0,64 -0,74 0,57 -0,89 -0,65 0,85

X2 0,92 0,64 1,00 -0,40 0,75 -0,82 -0,00 0,47

Хз -0,63 -0,74 -0,40 1,00 -0,23 0,66 0,54 -0,73

X4 0,70 0,57 0,75 -0,23 1,00 -0,86 0,22 0,71

Х5 -0,92 -0,89 -0,82 0,66 -0,86 1,00 0,23 -0,89

Хб -0,36 -0,65 -0,00 0,54 0,22 0,23 1,00 -0,35

Х7 0,69 0,85 0,47 -0,73 0,71 -0,89 -0,35 1,00

ООО «Оптовик»

Y2 1,00 0,81 0,88 -0,59 0,72 -0,93 -0,40 0,73

Xi 0,81 1,00 0,62 -0,70 0,61 -0,91 -0,55 0,88

Х2 0,88 0,62 1,00 -0,38 0,69 -0,76 -0,11 0,41

Хз -0,59 -0,70 -0,38 1,00 -0,31 0,57 0,44 -0,77

Х4 0,72 0,61 0,69 -0,31 1,00 -0,76 0,32 0,67

Х5 -0,93 -0,91 -0,76 0,57 -0,76 1,00 0,33 -0,80

Хб -0,40 -0,55 -0,11 0,44 0,32 0,33 1,00 -0,27

Х7 0,73 0,88 0,41 -0,77 0,67 -0,80 -0,27 1,00

*В программе «Statistika Trial 12.0» наиболее значимые коэффициенты корреляции отображаются красным цветом, менее значимые-черным

Основным результативным признаком выбрана прибыль от продаж таких организаций, как ООО «Бахетле-1» и ООО «Оптовик» ^2), а остальные показатели (Х1

...Х7) - факторные признаки, общие для исследуемых объектов. Корреляционный анализ позволил выявить внешние факторы, оказывающие наибольшее влияние на результативность деятельности ООО «Бахетле-1» и ООО «Оптовик». Так, статистически достоверным является влияние доли организаций розничной торговли на общее число торговых предприятий - коэффициент корреляции Пирсона составил 0,92 - 0,88.

Такие факторы, как уровень инфляции (0,89) и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (0,70), имеют положительную линейную корреляцию, которая показывает, что чем выше уровень данных показателей, тем большее влияние они оказывают на экономический результат деятельности исследуемых организаций. Влияние уровня рентабельности проданных товаров, услуг в розничной торговле также оказывает на них прямое воздействие (0,69).

Расчет корреляционной матрицы (рис. 1) выявил наиболее сильную положительную линейную связь между прибылью и долей предприятий розничной торговли в общем количестве предприятий на территории РФ (коэффициент корреляции +0,92).

Анализ данных, представленных на диаграмме рассеяния, указывает на наличие положительной функциональной связи между двумя факторами: «прибыль» и «доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в РФ, %». Значит, в этом случае подтверждается прямая зависимость: чем больше доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в России, тем больше прибыль, извлекаемая из основного вида деятельности ООО «Бахетле-1».

Scatterplot: Прибыль, млн.руб. vs. Доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий

в РФ, % (Casewise MD deletion) Доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в РФ, % = 24,912 + ,00717 *

Прибыль, млн.руб. Correlation: r = ,91842

Mz I ZlZj^^^^tz

X: Прибыль, млн.руб. N = 5

Mean = 108,870000 Std.Dv. = 131,603020 Max. = 319,470000 Min. = 10,000000

Y: Доля организаций розничной торговли в обще N = 5

Mean = 25,692000 Std.Dv. = 1,026728 Max. = 27,460000 Min. = 24,930000

5S О X V X X

s м

з i ^ 8 а о

$ k

S ° § н

©

Сц

я «

S

Si

S а

с хо

ч

(D ^

С

28,5 28,0 27,5 27,0 26,5 26,0 25,5 25,0 24,5 24,0

-100 -50 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 0 2

Прибыль, млн.руб.

0,95 Conf.Int.

Рисунок 1. Диаграмма рассеяния влияния на прибыль ООО «Бахетле-1» фактора «Доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в РФ, %»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

Отрицательно коррелируют с прибылью такие внешние факторы, как:

- доля инвестиций в основной капитал торговой отрасли в общем объеме инвестиций, % - коэффициент корреляции минус 0,63;

- доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике Российской Федерации - коэффициент корреляции минус 0,92;

- удельный вес убыточных предприятий розничной торговли в % от общего числа предприятий торговли в Российской Федерации - коэффициент корреляции минус 0,36.

Такая ситуация говорит о наличии обратной связи между факторами и характеризует состояние отрасли, при котором любое увеличение названных факторов вызывает снижение экономического результата деятельности ООО «Бахетле-1».

Значение коэффициента корреляции, показывающего влияние инвестиций в основной капитал торговой отрасли в общем объеме инвестиций, показывает заметную обратную зависимость (минус 0,63).

Ситуацию можно охарактеризовать как двоякую, поскольку на федеральном уровне инвестирование вызывает неравенство, что отрицательно сказывается на развитии конкретной торговой компании. Поэтому для данного фактора важно, на какие именно цели направлены средства для инвестирования, и лишь затем - каким образом они оказывают влияние на экономический результат ООО «Бахетле-1».

На границе между слабой и средней зависимостью находится удельный вес убыточных предприятий розничной торговли в % от общего числа предприятий торговли в России (коэффициент корреляции -0,36).

Укрепление национальной валюты, с одной стороны, влияет на снижение ставки рефинансирования и, соответственно, ставок по кредитам, что вызывает уменьшение числа убыточных организаций. С другой стороны, появляется больше конкурентоспособных компаний, оказывающих услуги розничной торговли, тем самым усугубляя ситуацию в торговой отрасли в целом, что приводит к росту убыточных предприятий.

Обращает на себя внимание сильная отрицательная корреляция доли занятых в торговле с прибылью (-0,92).

На рисунке 2 представлена диаграмма рассеяния прибыли и доли занятых в торговле от общей численности занятых в экономике Российской Федерации. Выявленная отрицательная линейная зависимость говорит о наличии сильной обратной связи между данными факторами. Данная связь может быть охарактеризована следующим образом: рост численности занятых в торговле снижает прибыль от продаж, поскольку у предприятий услуг розничной торговли увеличиваются затраты на содержание и заработную плату дополнительно привлеченных работников.

С другой стороны, этот показатель также характеризует сильную обратную связь с уровнем инфляции. Наличие отрицательной корреляции говорит о том, что при увеличении числа занятых в торговой отрасли будут расти издержки, что в свою очередь приведет к росту инфляции, которая впоследствии может спровоцировать безработицу.

Scatterplot: Прибыль, млн.руб. vs. Доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике РФ

(Casewise MD deletion)

Доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике РФ = 18,118 - ,0015 * Прибыль, млн.

руб.

Correlation: r = -,9227

н.руб.

f g ю u о и

Н Н

о S

S

о^ К

О *

& S

4

2 0

18,4 18,3 18,2 18,1 18,0 17,9 17,8 17,7 17,6

X Прибы N = 5

Mean = 108,870000 Std.Dv. = 131,603020 Max. = 319,470000 Min. = 10,000000

Y: Доля N = 5 Mean = 17,960000 Std.Dv. = 0,207364 Max. = 18,200000 Min. = 17,700000

в торговле в %

17,5

-100 -50 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 0

Прибыль, млн.руб.

0,95 Conf.Int.

Рисунок 2. Диаграмма рассеяния влияния на прибыль ООО «Бахетле-1» фактора «доля занятых в

торговле в % от общей численности занятых в экономике РФ»

По итогам корреляционного анализа нами были исключены из числа внешних факторов риска, оказывающих влияние на формирование экономического результата, факторы, имеющие низкую отрицательную или положительную линейную корреляцию, а также факторы, корреляционная связь с которыми равняется нулю:

- доля инвестиций в основной капитал торговой отрасли в общем объеме инвестиций, % (-0,63);

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % (0,7);

- удельный вес убыточных предприятий розничной торговли в % от общего числа предприятий торговли в РФ (-0,36);

- рентабельность проданных товаров, услуг в розничной торговле в % от общей рентабельности торговли в РФ (0,69).

Остальные факторы сложились в следующую регрессионную модель (1): Y = -0,0836 + 41,12X1 + 65,2X2 - 104,02Хз, (1)

где: У - прибыль от продаж ООО «Бахетле-1», млн руб.;

- Х1 - уровень инфляции, %;

- Х2 - доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в

РФ, %;

- Х3- доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике РФ.

2

4

E2 = 65.2 nnn/: = 15.39.

E3 = -104.02 nnnr = -17.16

С целью расширения возможностей для содержательного анализа модели регрессии используются частные коэффициенты эластичности, которые определяются по формуле:

х 1

Е, = Ь — (2)

У

Частный коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов в среднем меняется признак-результат у с увеличением признака-фактора XJ на 1% от своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели.

5.24

Е1 = 41.12 77 76 = 2.77

Частный коэффициент эластичности |Е1 > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.

18.35 77.76

Частный коэффициент эластичности |Е2| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.

12.83 77.76

Частный коэффициент эластичности |Е3| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.

Коэффициент детерминации для полученного уравнения регрессии находится на уровне 0,99 - это говорит о том, что выбранные для модели факторы достаточно полно объясняют свое влияние на экономический результат деятельности ООО «Бахетле-1».

Более объективной является скорректированная оценка коэффициента детерминации: —1 1 п-1

R 2 = 1 - (1 - R2)-г (3)

—2 7-1

R 2 = 1 - (1 - 0.99)7-3-1 = 0 983.

Достоверность уравнения подтверждается сравнением расчетов коэффициентов с нормативными.

С целью проведения оценки влияния на экономический результат деятельности ООО «Бахетле-1» внутренних факторов риска, построим корреляционно-регрессионную модель, в которой в качестве объясняемых переменных последовательно рассмотрим чистую прибыль ^1), прибыль от продаж ^2), рентабельность продаж ^3), рентабельность капитала (таблица 3). В качестве объясняемых параметров приняты количественные измеряемые показатели финансового состояния ООО «Бахетле-1», а именно:

Х1 - основные средства предприятия, млн руб.;

Х2 - дебиторская задолженность, млн руб.;

Х3 - кредиторская задолженность, млн руб.;

Х4 - запасы, млн руб.;

Х5 - численность работников, чел.;

Х6 - затраты на оплату труда, млн руб.;

Х7 - коммерческие расходы, млн руб.;

Х8 - коэффициент капитализации прибыли; Х9 - коэффициент участия персонала в прибыли; Х10 - коэффициент текущей ликвидности;

Хц - коэффициент обеспеченности собственными средствами; Х12 - коэффициент оборачиваемости запасов.

По результатам корреляционного анализа влияния внутренних факторов риска на формирование экономического результата розничной торговой компании ООО «Бахетле-1» нами были выявлены случаи как положительной, так и отрицательной линейной корреляции.

Таблица 3. Корреляционный анализ воздействия внутренних факторов риска на _экономический результат ООО «Бахетле-1»*

Marked correlations are significant at p < ,05000 N=5 (Casewise deletion of missing data)

X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10 X11 X12

Y1 -0,16 0,88 0,20 0,99 0,82 0,94 -0,91 0,85 0,79 0,76 0,98 0,83

y2 0,15 -0,84 -0,20 -0,99 -0,79 -0,92 0,90 -0,82 -0,75 -0,71 -0,98 -0,82

Y3 0,13 -0,89 -0,24 -0,97 -0,86 -0,95 0,89 -0,84 -0,85 -0,82 -0,97 -0,80

Y4 -0,41 0,72 -0,04 0,95 0,67 0,84 -0,99 0,96 0,64 0,61 0,92 0,95

*В программе «Statistika Trial 12.0» наиболее значимые коэффициенты корреляции отображаются

красным цветом, менее значимые - черным.

Наличие положительной линейной связи говорит о том, что выбранные объясняемые переменные напрямую зависят от изменения параметров выявленных факторов. Так, выявлена прямая связь чистой прибыли компании ^1) с такими факторами, как: запасы (Х4) - коэффициент корреляции равен 0,99; затраты на оплату труда (Х6) - коэффициент корреляции равен 0,94; коэффициент обеспеченности собственными средствами (Х11) -коэффициент корреляции равен 0,98, что говорит о том, что чем выше значение данных показателей, тем выше чистая прибыль ООО «Бахетле-1». Напротив, отрицательная линейная корреляция чистой прибыли с коммерческими расходами (коэффициент корреляции -0,91) показывает наличие обратной связи, характерной для ситуации, когда рост коммерческих расходов вызывает снижение чистой прибыли компании.

Корреляционный анализ объясняемого показателя «прибыль от продаж» выявил наличие тесной положительной линейной корреляционной зависимости с коммерческими расходами (Х7) - коэффициент корреляции равен 0,90. Отрицательная линейная корреляционная зависимость данного показателя наблюдается со следующими образующими факторами: запасы (Х4) - коэффициент корреляции равен минус 0,99; затраты на оплату труда (Х6) - коэффициент корреляции равен минус 0,92; коэффициент обеспеченности собственными средствами (Х11) - коэффициент корреляции равен минус 0,98, что говорит о том, что чем выше значение данных показателей, тем ниже прибыль от продаж ООО «Бахетле-1».

При оценке корреляционной зависимости рентабельности продаж от предложенных образующих факторов (Х1 ... Х10) нами были определены факторы, оказывающие наибольшее влияние. Так, положительная линейная зависимость достигнута с коммер-

ческими расходами (Х7) - коэффициент корреляции равен 0,89; отрицательная линейная зависимость выявлена с такими факторами как: дебиторская задолженность (Х2) -коэффициент корреляции равен минус 0,89; запасы (Х4) - коэффициент корреляции равен минус 0,97; затраты на оплату труд (Х6) - коэффициент корреляции равен минус 0,95; коэффициент обеспеченности собственными средствами (Хц) - коэффициент корреляции равен минус 0,97.

Корреляционный анализ зависимости рентабельности капитала от предложенных образующих факторов (Х1 ... Х10) показал наличие положительной линейной зависимости с такими объясняющими параметрами, как:

- запасы (Х4) - коэффициент корреляции равен 0,95;

- коэффициент капитализации прибыли (Х8) - коэффициент корреляции равен 0,96;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами (Хц) - коэффициент корреляции равен 0,92;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коэффициент оборачиваемости запасов (Х^) - коэффициент корреляции равен 0,95;

- отрицательной линейной зависимости с фактором «коммерческие расходы» -коэффициент корреляции равен минус 0,99.

По итогам корреляционного анализа влияния внутренних факторов риска на экономический результат ООО «Бахетле-1» нами были исключены следующие объясняющие факторы: основные средства предприятия (коэффициент корреляции со всеми объясняемыми переменными находится в диапазоне от (-0,41; 0,15)), кредиторская задолженность (коэффициент корреляции со всеми объясняемыми переменными находится в диапазоне от (-0,24; 0,20)).

В результате полученных расчетов и с учетом статистической выборки по наиболее значимым объясняющим параметрам нами получены четыре уравнения множественной регрессии, позволяющие провести оценку влияния внутренних факторов риска на экономический результат ООО «Бахетле-1» ((4)-(7)):

Yl = 0,87-0,26X1 + 234,84X2 + 0,0553X3-126,55X4 (Я=0,99) (4)

Коэффициент детерминации: R2= 0,992 = 0,98. Связь сильная.

Y2 = -3,17 + 0,35X1-500,18X2+ 0,0225X3-2378,79X4 (Я2=0,97) (5)

Коэффициент детерминации: R2= 0,972 = 0,95. Связь сильная.

Yз = 0,000189-0,00285X1+ 0,0179X2-3,88X3-0,00202X4-4,05X5

(Яз=Ю0) (6)

Коэффициент детерминации: R2= 12 = 1. Связь сильная. Y4 = 0,000319 + 0,024X1-0,00717X2+ 7,01X3+ 330,89X4 + 7,14X5

(Я4=1,00) 2 2 (7)

Коэффициент детерминации: R2= 12 = 1. Связь сильная.

Выполним оценку достоверности приведенных уравнений множественной регрессии.

Оценка значимости уравнения множественной регрессии осуществляется путем проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициента детерминации, рассчитанного по данным генеральной совокупности: R2 или Ь1 = Ь2 =... = Ьт = 0 (гипотеза о незначимости уравнения регрессии, рассчитанного по данным генеральной совокупности).

Для ее проверки используют F-критерий Фишера: чем ближе этот коэффициент к единице, тем больше уравнение регрессии объясняет поведение Y.

1) F-статистика. Критерий Фишера. Показатель «Чистая прибыль»:

2_ 330.36

R — 1 - - „ — 1 - 1 ч 1 пг т — 0.98

НУ, -У)2 1319502

Более объективной оценкой является скорректированный коэффициент

—2 7-1

детерминации (3): R 2 — 1 - (1 - 0.98)7-4-1 — 0.925.

2) F-статистика. Критерий Фишера. Показатель «Прибыль от продаж»: 2 s2e 4431.04

Т?2 = 1 --= 1 -=по;

R 1 - !(У - "у)2 1 - 86209.81 095

—2 7-1

Скорректированный коэффициент детерминации (3): R — 1 - (1 - 0.95)7 4 1 — 0.846

3) F-статистика. Критерий Фишера. Показатель «Рентабельность продаж»:

R2 — 1 - -

S2e

Ну, - У)2

_ 0.0104 ' — 1 - 33.12 — 1

7-1

Скорректированный коэффициент детерминации (3): R — 1 - (1 - 1)7 5 1 — 0.998.

4) F-статистика. Критерий Фишера. Показатель «Рентабельность капитала»: 2 s2e 0.00953

О2 — 1 -е- — 1 - — 1

R — 1 - !(У, - 7)2 — 1 - 421072 —

—2 7-1

Скорректированный коэффициент детерминации (3): О — 1 - (1 - 1)7 51 — 1.

Для сравнительной оценки влияния выявленных внутренних факторов риска используем два показателя: стандартизированный коэффициент регрессии (таблица 4) и коэффициент эластичности (таблица 5) [5, с.124, 6, 174].

Сопоставление интенсивности влияния параметров внутренних факторов риска на результирующие показатели ООО «Бахетле-1» и сравнение регрессионной связи и эластичности на уровне предприятия позволяют выявить некоторые особенности его развития.

Таблица 4. Оценка влияния внутренних факторов риска на основные показатели экономического результата ООО «Бахетле-1» (через стандартизированный

коэффициент регрессии)

Наименование фактора X Чистая прибыль (У0 Прибыль от продаж <У2) Рентабельнос ть продаж (Уз) Рентабельн ость капитала <У4)

значения стандартизированного коэф( регрессии рх№ шциента

1 2 3 4 5

Запасы (Х2) -1,803 0,943 2,479 -2,798

Затраты на оплату труда (Х3) 1,734 -1,445 -0,573 1,561

Коммерческие расходы (Х4) 0,816 0,129 -0,593 1,654

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (X6) -0,12 -0,879 -0,0765 -0,584

Таблица 5. Оценка влияния внутренних факторов риска на основные показатели экономического результата ООО «Бахетле-1» (через коэффициент эластичности)

Наименование фактора X Чистая прибыль (Y) Прибыль от продаж (Y2) Рентабельн ость продаж (Y3) Рентабельн ость капитала (Y4)

значения частного коэффициента эластичности Exiyi

1 2 3 4 5

Запасы (Х2) -2,43 2,08 -1,45 -3,49

Затраты на оплату труда (Х3) 2,22 -3,01 4,25 1,85

Коммерческие расходы (Х4) 1,06 0,27 -0,94 1,98

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Х6) 0,14 1,70 -0,99 0,64

Средний уровень запасов ООО «Бахетле-1» приводит к сокращению чистой прибыли компании, тем самым снижая экономическую эффективность торговой деятельности (1,803; -2,43). При этом наличие больших запасов гарантирует большие объемы продаж и, соответственно, - рост прибыли от продаж (0,943; 2,08). Напротив, чем выше затраты на оплату труда работников, тем больше возможностей для увеличения чистой прибыли (1,734; 2,22).

Однако превышение стандартизированного коэффициента регрессии говорит о том, что затраты на оплату труда используются нерационально. Тем самым может возникнуть риск перерасхода фонда оплаты труда. Рациональный рост коммерческих расходов (0,816; 1,06) также обеспечивает увеличение чистой прибыли ООО «Бахетле-1».

Не оказывает существенного влияния на формирование чистой прибыли коэффициент оборачиваемости собственного капитала компании (-0,12; 0,14). Однако стоит учесть, что снижение данного коэффициента может сказаться на обеспеченности торгового процесса и вызвать дополнительные убытки. Среди внутренних факторов риска, оказывающих воздействие на прибыль от продаж, высокую значимость имеют запасы (0,943; 2,08), затраты на оплату труда (-1,445; -3,01) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (-0,879; 1,70). Положительное влияние оказывает фактор «запасы», позволяющий обеспечивать бесперебойную торговлю.

Два других фактора оказывают обратное воздействие, что выражается в снижении прибыли от продаж. Соответственно, затраты на оплату труда и коэффициент обеспеченности собственными средствами являются первостепенными факторами группы риска, способными оказывать отрицательное влияние на прибыль от продаж ООО «Бахетле-1».

Снижение обеспеченности предприятия собственными средствами говорит о вероятности наступления риска убыточности, что подтверждено наличием противоположного знака коэффициента эластичности фактора «коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами» (-0,879; 1,70).

На рентабельность продаж существенное влияние оказывает наличие запасов (2,479; -1,45). При этом наличие противоположных знаков между стандартизированным коэффициентом регрессии и коэффициентом эластичности говорит о том, что избыток

запасов может привести к убыточной торговой деятельности, образуя нерациональную загруженность складских помещений компании.

Рентабельность капитала снижается при увеличении запасов предприятия, о чем свидетельствует наличие отрицательной связи по обоим коэффициентам (-2,798; -3,49). И, напротив, она увеличивается при росте затрат на оплату труда (1,561; 1,85) и коммерческих расходов (1,654; 1,98). На рисунке 3 отображена диаграмма рассеяния, позволяющая наглядно оценить уровень связи каждого из вышеназванных параметров с объясняющими их величинами.

2000 -1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

-200 -

2000 -1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

-200 -

Чистая прибыль, млн. руб.

а) Параметр «Чистая прибыль»

2000 -1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200

Рентабельность продаж, %

Параметр «Рентабельность продаж»

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

-200 -

Прибыль от продаж, млн. руб.

б) Параметр «Прибыль от продаж»

Рентабельность капитала, %

в)

г) Параметр «Рентабельность капитала»

Рисунок 3 (а-г). Диаграмма рассеяния многократных переменных, влияющих на выбранные параметры, характеризующие экономический результат ООО «Бахетле-1» (2009-2013 гг.) Запасы, млн руб.

Затраты на оплату труда, млн руб. Коммерческие расходы, млн руб.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0

-200

100

150

0

100

0

4

5

В результате выполненной оценки воздействия внешних и внутренних факторов риска на экономический результат деятельности предприятий услуг розничной торговли ООО «Бахетле-1» нами были выявлены факторы, оказывающие наибольшее воздействие:

- внешние: доля организаций розничной торговли в общем числе торговых предприятий в Российской Федерации и доля занятых в торговле в % от общей численности занятых в экономике Российской Федерации;

- внутренние: запасы, затраты на оплату труда, коммерческие расходы и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Основываясь на результатах проведенной оценки, используем выявленные внешние и внутренние факторы риска при формировании концепции применения риск-менеджмента на предприятиях сферы услуг России.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Дзахмишева И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети //Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №3.-С.93-107.

2.Хованов, Н.В. Математические модели риска и неопределенности / Н.В. Хованов. [Текст] - СПб.: Питер, 1998. - 204 с.

3. Носков, С.В. Классификация управленческих решений в логистике [Текст] // Вестник Самар. гос. экон. ун-та. - 2012. - №3(89). - С.65-69.

4.Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. [Текст] - М. : Стандарты и качество, 2005. - 408 с.

5.Тихомиров, Н.П. Риск-анализ в экономике/ Н.П. Тихомиров, Т.М. Тихомирова. [Текст] - М. : Экономика, 2010. - 318 с.

6.Хохлов, Н.В. Управление риском / Н.В. Хохлов. [Текст] - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-239 с.

Reference Literature:

1. Dzakhmisheva, I.Sh. Mehtods of Assessment in Reference to Competitiveness of Services in Retail Trade Network //Marketing in Russia and abroad. - 2004, #3. - pp. 93 - 107.

2. Khovanov N. V. Mathematical Models of Risk and Uncertainties // N.V. Khovanov [Text}. -SPb.: Piter, 1998. - 204 pp.

3. Noskov S. V. Classification of Managerial Solutions in Logistics // Bulletin of Samara State University of Economics. 2012, #3 (89). - pp. 65 - 69.

4. Repin V. V. Process Approach to Management. Modelling of Business-Processes // V.V. Repin, V. G. Yeliferov. - M.: Standards and Quality, 2005. - 408 pp.

5. Tikhomirov N.P. Risk-Analysis in Economics // N.P. Tikhomirov, T.M. Tikhomirova. - M.: Economics, 2010. - 318 pp.

6. Khokhlov N. V. Management with Risk//N. V. Khokhlov. -M. : UNITY-DANA, 2007. - 239pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.