Научная статья на тему 'Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России'

Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2011
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
розничная торговля / инфраструктура / ассортимент товаров / экономические методы / экономико-математические методы / нормативно-правовая база / государственное регулирование экономики / регионы России / инвестиционные проекты / Всемирная торговая организация / retail trade / infrastructure / range of goods / economic methods / economic-mathematical methods / normative-legal base / state regulation of economy / regions of Russia / investment projects / World Trade Organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихова Регина Рафаилевна

В статье рассмотрены методы регулирования розничной торговли. Дан анализ факторов, сдерживающих деловую активность розничных торговых сетей, в результате чего выявлены факторы, сдерживающие деловую активность розничных сетевых структур. Предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности внутренней торговли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салихова Регина Рафаилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF STATE POLICY ON FORMING THE COMPETITIVENESS OF RETAIL TRADE IN RUSSIA

The article considers the methods of retail trade regulation. The factors constraining the business activity of retail chains are analyzed, the factors constraining the business activity of retail networks are revealed. The activities are proposed that would contribute to improving the competitiveness of domestic trade of Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России»

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

УДК 339.37:339.137.2 Салихова Р. Р.

URL: http://hdl.handle.net/11435/2112 С. 92-101.

Р. Р. САЛИХОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель

Казанский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

г. Казань, Россия

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Цель: определить эффективность государственного регулирования розничной торговли и его влияние на формирование конкурентных преимуществ в розничной торговле.

Метод: логико-математический.

Результаты: в статье рассмотрены методы регулирования розничной торговли. Дан анализ факторов, сдерживающих деловую активность розничных торговых сетей, в результате чего выявлены факторы, сдерживающие деловую активность розничных сетевых структур. Предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности внутренней торговли России.

Научная новизна: заключается в построении эконометрической модели, включающей 8 факторов. В рамках модели определено влияние исследуемых факторов на изменение розничного товарооборота торговых сетей.

Практическая значимость: заключается в возможности применения полученных результатов с целью повышения эффективности деятельности розничных торговых предприятий и, как следствие, их конкурентоспособности.

Ключевые слова: розничная торговля; инфраструктура; ассортимент товаров; экономические методы; экономико-математические методы; нормативно-правовая база; государственное регулирование экономики; регионы России; инвестиционные проекты; Всемирная торговая организация.

Введение

Российская экономика представляет собой такую экономическую систему, где наряду с рыночным механизмом присутствует государственное регулирование, ориентированное на сглаживание негативных рыночных эффектов: антимонопольное регулирование, установление экологических норм, устранение отрицательных внешних эффектов, наличие достоверной информации и ее доступность для всех субъектов экономики, стандартизация качества, нормирование цен и тарифов на ряд товаров и т. д. Основная цель государственного регулирования экономики - обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, которое достигается посредством регулирования отраслевой и региональной структуры национальной экономики. Важно отметить, что отечественной экономике присуще гипертрофированное развитие как отраслевой, так и региональной структуры экономики, что в свою очередь является сдерживающим фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом.

Исследованиями в области государственного регулирования экономики занимались ряд отечественных и зарубежных исследователей, такие как:

П. Самуэльсон [1], Дж. Кейнс [2], Д. С. Львов [3], С.Фишер, Р Дорнбуш, Р Шмалензи [4], В. М. Со-колинский [5] и др.

Результаты исследования

Дифференциация социально-экономического развития регионов России сдерживает развитие отечественной торговли в целом. Характерным является динамичное развитие торговли в отдельных регионах России, что способствует их укрупнению и выделению в региональные торговые центры. К таким региональным торговым центрам можно отнести города: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Красноярск, Ростов-на-Дону и т. д. Открытие в Республике Татарстан торговологистического центра Новая Тура способствовало решению проблемы занятости не только для республики, но и для прилегающих Татарстану субъектов федерации. В 2012 г. в Республике Татарстан по сравнению с предыдущим годом произошло снижение уровня безработицы на 0,58 процентных пункта (уровень безработицы составил 4,12 %), при увеличении численности экономически активного населения на 9 тысяч человек (общая численность

92

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

экономически активного населения составляет 2 051 тысяч человек)1. Подобная тенденция сохраняется и в настоящее время.

Появление новых торговых центров, оптово-розничных торговых сетей способствует увеличению количества потребителей за счет близко расположенных субъектов России, что в свою очередь увеличивает доходы торговых предприятий, а значит, растут налоговые поступления в бюджет Республики. Оборот розничной торговли в РТ за январь-ноябрь 2013 г. увеличился на 103,4 % и составил 637 953,5 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года2.

Отраслевой структуре экономики также присуще дифференцированное развитие, с выделением динамично развивающихся отраслей и менее развитых. Торговая отрасль тесно связана с другими отраслями экономики: машиностроением, строительством, сельским хозяйством, рынками информационных ресурсов, банковским сектором и снижение эффективности в одной из связанных с торговлей отраслей отрицательно сказывается на других отраслях экономики. Например, недоступность долгосрочных кредитов с низкими процентными ставками для торговых организаций влечет негативные последствия для рынка информационных ресурсов, машиностроения, сельского хозяйства и т. д. Таким образом, очевидным становится, что повышение конкурентоспособности торговли (за счет повышения уровня конкурентоспособности торговых организаций) позволяет экспортировать данную тенденцию на связанные с ней отрасли, что стало особенно актуальным в связи с вступлением России в ВТО.

Однако прослеживается и другая негативная тенденция. Введение эмбарго на ряд импортных продуктов затронул значительную часть российского продовольственного рынка. В осенний период изменение структуры продовольственного импорта сглаживал сезонный фактор, а также запасы продовольственных товаров по «старым» ценам. Например, повышение цен на ряд товаров (говядина, свинина) увеличил спрос на товары-субституты (курятину), что, в результате привели к ее дефициту.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.01.2015)

2 Социально-экономическое положение Республики Татарстан (январь-ноябрь 2013 г.). URL: http://cpei.tatarstan.ru/rus/ reviews.html (дата обращения: 23.01.2015)

В условиях инфляции спроса произошли изменения в потребительской корзине населения. На сегодняшний день одним из главных факторов выбора покупателя является цена товара. Так, расходы на продукты питания в октябре 2014 г. выросли на 17,5 % по сравнению с октябрем 2013 г.3

Мы разделяем позицию автора4, что существует несколько причин ускорения инфляции в результате продовольственного эмбарго. Снижение предложения товаров приводит к росту цен на них. В условиях недостаточного уровня конкуренции (характерного для российской экономики) продавцы и производители имеют склонность к повышению цен на товары. Также к причинам ускорения инфляции можно отнести увеличение транспортных расходов - товары поступают из более далеких регионов.

Конечно же, изменение потребительского спроса повлияло на деятельность торговых структур. Прослеживается тенденция увеличения собственных торговых марок в структуре товарооборота предприятия, что позволяет снизить расходы самих торговых предприятий и восполнить часть утерянного ассортимента (47 % россиян отмечают, что качество собственных торговых марок улучшилось)5.

Хотя выпуск товаров под собственными торговыми марками и позволяют снизить затраты торговых структур, но не позволяют решить проблему ускорения инфляционных процессов, одной из причин которой является увеличение издержек. Одно из направлений снижения издержек - развитие межотраслевых связей экономики.

Рассмотрим взаимосвязь разных отраслей экономики. Так, промышленность и сельское хозяйство поставляют в торговлю товары, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей населения; промышленность снабжает торговые организации материально-техническим оборудованием. Строительные организации создают объекты для хранения, изготовления и продажи товаров (склады, магазины, объекты общественного питания и т. п.), а также проводят ремонт этих объектов. Транспортные организации выполняют функции перевозки и доставки товаров. Организации связи предоставляют почтовые, телеграфно-телефонные, факсимильные, компьютерные, электронные услуги; выполняют ос-

3 URL: http://www.retail-news.ru (дата обращения: 03.02.2015)

4 Там же.

5 Там же.

93

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Рис. 1. Взаимосвязь торговли с другими отраслями экономики*

* Источник: составлено автором.

Fig. 1. Correlation of trade with other economy sectors*

* Source: compiled by the author.

новные функции доставки товаров населению при посылочной торговле. Рынок информационных ресурсов предлагает автоматизированные системы управления, а также методы их обслуживания. Банковский сектор предлагает программы кредитования. Схематично эту взаимосвязь можно представить в виде рис. 1.

Государство оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность торговых организаций (в совокупности образующих торговую отрасль). Создание условий для развития конкурентной среды, стимулирования конкурентоспособности розничной торговли (и торговых сетей, в частности) государство осуществляет посредством следующих организационно-экономических мер:

- проведения налоговой, финансовой, научно-технической, кредитно-денежной политики;

- разработки и применения в практической деятельности нормативно-правовой базы (федеральных законов, лицензирование отдельных видов деятельности, получение сертификатов качества и т. д.);

- разработка Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г., и реализация ее задач в регионах РФ.

Реализация государством обозначенных направлений экономической политики позволяет сглаживать циклические колебания, воздействовать на потребительский и инвестиционный спрос, поддерживать развитие приоритетных направлений в науке и тех-

нике, уменьшать налоговое бремя в период экономических спадов, развивать отечественную банковскую сферу и т. д.

Совершенствование законодательной базы является одним из направлений государственного регулирования торговли. Появление новых методов, форматов торговли повлияло на изменения отраслевой нормативно-правовой базы (так, приняты Федеральные законы «О защите конкуренции», «О защите прав потребителей», «Об основах государственного регулирования торговой отрасли» и т. д.)6.

Экономические методы государственного регулирования предполагают разработку государственных проектов, программ кредитования, предоставление льгот, субсидий, дотаций, проведение эффективной налоговой политики. Посредством налоговой политики государство воздействует на деловую актив-

6 О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЗ от 26.07.2006 (ред. от 04.06.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163965/ (дата обращения: 23.01.2015); О защите прав потребителей: Федеральный закон Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 (ред. от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/popular/ consumerism/ (дата обращения: 23.01.2015); Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 381-ФЗ от 28.12.2009. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=173647 (дата обращения: 23.01.2015)

94

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

ность торговых организаций. Например, снижение налоговой ставки в 2010 г. с 24 до 20 % по налогу на прибыль способствовало формированию финансовых ресурсов торговых организаций и их инвестирование в основную деятельность.

Кредитно-денежная политика государства влияет на потребительский спрос. Снижение ставки рефинансирования, уменьшение резервной доли коммерческих банков в Центральном банке РФ, способствуют удешевлению кредита, стимулируя потребительский спрос на приобретение товаров длительного пользования. Например, увеличение денежной массы в обращении посредством эмиссии денежных средств приводит к росту цен на товары и услуги, что, в свою очередь, снижает потребительский спрос.

Одной из актуальных проблем развития торговли является отсутствие лояльных программ кредитования, отвечающих современным условиям. В настоящее время срок предоставления заемных ресурсов для торговых организаций не превышает 3 лет. По нашему мнению, отсутствие программ кредитования, стимулирующих развитие торговой отрасли, является сдерживающим фактором ее развития, существенно снижающим эффективность функционирования и, соответственно, негативно влияет на конкурентоспособность. В США, например, реализуются следующие мероприятия в целях развития торговой отрасли: налоговые каникулы для компаний, субсидирование процентных ставок по кредиту, предоставление отсрочки при выплате налогов на имущество.

Среди организационных мер государственного регулирования торговой отрасли важно отметить принятие Минпромторгом РФ Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г., в которой определены приоритетные задачи развития: повышение эффективности регулирования сектора торговли, реализация региональных программ развития торговли, стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров, стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли. Но что не менее важно, аналогичные программы были приняты и в регионах. Региональные программы развития торговли направлены, в первую очередь, на развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие современных форматов торговли, увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. На наш взгляд, среди недостатков региональных программ развития торговли

важно отметить отсутствие методов стимулирования потребительского спроса, алгоритма развития торговли в удаленных и малых населенных пунктах.

Развитая инфраструктура является ключевым элементом устойчивого роста и расширения возможностей международной торговли, что стало особенно актуальным в связи с вступлением России в ВТО и усилением глобализации [6]. Для повышения конкурентоспособности и роста эффективности современной торговой отрасли необходимо развивать транспортно-логистическое звено: специализированные виды транспорта, доработку товарной массы, ее подготовку и доведение до конечного потребителя, а также систему делового обслуживания, финансовое обеспечение субъектов торговли.

Однако, несмотря на проводимые государством мероприятия, направленные на развитие торговой отрасли, повышение конкурентоспособности торговых организаций, в том числе розничных торговых сетей, по-прежнему наблюдается рост некоторых факторов, сдерживающих деловую активность. К таким факторам можно отнести: высокий процент коммерческого кредита в общем объеме оборота, высокая арендная плата, недостаток торговых и складских помещений [7].

Эффективность государственного стимулирования конкурентоспособности розничных торговых сетей можно определить посредством нахождения факторов, оказывающих наибольшее влияние на их деловую активность. Динамика изменения данных факторов за последние 12 лет представлена в табл. 1.

Для проведения оценки воспользуемся эконометрической моделью множественной линейной регрессии. Модель влияния факторов, сдерживающих деловую активность торговых организаций, на долю оборота розничных торговых сетей в структуре совокупного оборота торговой отрасли, можно записать в следующем виде:

Э = f (к„, Kd, Kf, Ka, Kn, Kr, Kas, K), (1)

где Kd - высокий уровень налогов; Kd - недостаточных платежеспособный спрос; Kf- недостаток собственных финансовых средств; Ka - высокая арендная плата; Kn -высокие транспортные расходы; Kas - высокая ставка коммерческого кредита; Kas - недостаточный ассортимент; К. - недостаток торговых и складских помещений.

Оценочное уравнение множественной регрессии, определяющее степень влияния факторов, сдерживающих деловую активность розничных торговых сетей, имеет следующий вид:

y = b0 + blxl + b2x2 + b3x3 + b4x4 + b5x5 +b6x6 + b7x7 + b8x8 (2)

95

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Таблица 1

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность торговых предприятий*

Table 1. Assessment of the factors limiting business activity of trade enterprises*

№ / No. Год / Year Высокий уровень налогов, % / High levels of taxes, % Недостаточный платежеспособный спрос, % / Insufficient payable demand, % Недостаток собственных финансовых средств, % / Deficit of own finance, % Высокая арендная плата, % / High rent, % Высокие транспортные расходы, % / High transportation expenses, % Высокий процент коммерческого кредита, % / High rate of commercial crediting, % Недостаточный ассортимент, % / Insufficient assortment, % Недостаток торговых, складских помещений, % / Deficit of trading and storing premises

1 2000 69 62 63 24 38 19 15 3

2 2005 50 56 49 30 33 24 16 9

3 2006 48 53 45 30 32 24 13 11

4 2007 46 49 44 31 31 23 13 12

5 2008 43 46 39 30 31 24 11 10

6 2009 40 57 40 29 24 25 12 8

7 2012 42 54 38 28 24 24 11 8

*Источник: составлено автором по данным Российского статистического ежегодника1. * Source: compiled by the author with the data of the Russian Statistical Yearbook.

где y - эффективность государственного регулирования и стимулирования конкурентоспособности розничных торговых сетей (результативный показатель), x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, xs - факторы, сдерживающие деловую активность розничных торговых сетей, b0, b1, b2, b3, b4, b5, b6, b7, bs - параметры уравнений множественной регрессии.

Решение заданного уравнения множественной регрессии предполагает ввод еще одной переменной Y - доля оборота розничных торговых сетей в совокупном обороте торговой отрасли (выражает эффективность государственного стимулирования конкурентоспособности розничных торговых сетей). Для достоверности получения коэффициентов регрессии применим пакет MS EXCEL. Расчетную таблицу для составления матрицы представим в виде табл. 2 (исходя из возможностеY совмещения М0 EXCEL и MS WORD).

Далее формируем числовые матрицы, имеющие следующий вид:

' n X x. X A. X A. X x4 X A X a. X x7 X *8. '

X x1. X X A.A. X A A. X x1 x4 X AA X aa X x1 x7 X AA

X 4. X AA X 4 X x2 x3 X x2 x4 X A A X AA. X x2 x7 X ЯL,Я8,

X X AA X AA. Xx32 X x3 x4 X AA X AA X x3 x7 X AA

X x4. X A A X x4 x2 X AA. X x4 X x4 x5 X x4 x6 X x4 x7 X A A

X x5. X A.A X x5 x2 X AA. X x5 x4 X X AA X x5 x7 X AA

X x. X A.A X x6 x2 X AA. X x6 x4 X AA X яL, X x6 x7 X AA

X x7 . X x7 x1 X x7 x2 X x7 x3 X x7 x4 X x7 x5 X x7 x6 X xi X AA

,X A X x8 x1 X x8 x2 X x8 x3 X x8 x4 X x8 x5 X x8 x6 X x8 x7 X

X 'Y

X у. )

X xi.y.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X x2,y,

X x3.y.

X x*y, . X x5.y.

X x6.y.

X x.y.

X x8,y,y

После преобразования числовых матриц через функции пакета MS EXCEL (МОБР (n; Xx2 ) и МУМНОЖ (элементы обратной матрицы; элементы вектора X 'Y) определим нахождение вектора оценок b, который имеет следующий вид:

Таким образом, уравнение регрессии в натуральном масштабе имеет вид:

Y с -1,44 е 0,5x1 е 0,09x2 - 2,13x3 е 5x4 - 4,19x5 е (3) е 1,88x6 - 0,69x7 - 0,31x8.

По итогам проведенных расчетов мы выявили, что при повышении значений негативных факторов (недостаток торговых и складских помещений, недостаточный ассортимент, высокие транспортные расходы, недостаток собственных финансовых средств на 1 %) происходит снижение оборота торговли.

Далее находим дисперсии и средние квадратические отклонения переменных. Для этого воспользуемся следующими формулами:

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.01.2015)

96

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Расчетная таблица для составления матрицы* Table 2. The calculation table for drawing up a matrix*

Таблица 2

Год / Фактор / Year / Factor x X X X X X X X Y X X X X X X X X XX X X X X XJ X X

2000 0,69 0,62 0,63 0,24 0,38 0,18 0,15 0,03 0,15 0,4278 0,4347 0,1656 0,2622 0,1242 0,1035 0,0207 0,1035 0,3906

2005 0,5 0,56 0,49 0,3 0,33 0,24 0,16 0,09 0,25 0,28 0,245 0,15 0,165 0,12 0,08 0,045 0,125 0,2744

2006 0,48 0,53 0,45 0,3 0,32 0,24 0,13 0,11 0,28 0,2544 0,216 0,144 0,1536 0,1152 0,0624 0,0528 0,1344 0,2385

2007 0,46 0,49 0,44 0,31 0,31 0,23 0,13 0,12 0,29 0,2254 0,2024 0,1426 0,1426 0,1058 0,0598 0,0552 0,1344 0,2156

2008 0,43 0,46 0,39 0,3 0,3 0,24 0,11 0,1 0,3 0,1978 0,1677 0,129 0,1333 0,1032 0,0473 0,043 0,129 0,1794

2009 0,4 0,57 0,4 0,29 0,29 0,25 0,12 0,05 0,314 0,228 0,16 0,116 0,096 0,1 0,048 0,02 0,1256 0,228

2012 0,42 0,54 0,38 0,28 0,28 0,24 0,11 0,08 0,33 0,2268 0,1596 0,1176 0,1008 0,1008 0,0462 0,0336 0,1386 0,2052

Сумма/ Total 3,38 3,77 3,18 2,02 2,13 1,62 0,91 0,58 1,914 1,8402 1,5854 0,9648 1,0535 0,7692 0,4472 0,2703 0,8895 1,7317

Среднее значение / Average valu 0,4828 0,5382 0,4542 0,2885 0,3042 0,2314 0,13 0,082 0,2734 0,2628 0,2264 0,1378 0,1505 0,1098 0,0638 0,0386 0,1270 0,2473

Год / Фактор / Year / Factor X X XX XV XV XX XY XX XX XX XV XX XY XV W XV XV XY XV

2000 0,1488 0,2356 0,1116 0,093 0,0186 0,093 0,1512 0,2394 0,1134 0,0945 0,0189 0,0945 0,0912 0,0432 0,036 0,0072 0,036 0,0684

2005 0,168 0,1848 0,1344 0,0896 0,0504 0,14 0,147 0,1617 0,1176 0,0784 0,0441 0,1225 0,099 0,072 0,048 0,027 0,075 0,092

2006 0,159 0,1696 0,1272 0,0689 0,0583 0,1484 0,135 0,144 0,108 0,0585 0,0495 0,126 0,096 0,072 0,039 0,033 0,084 0,0768

2007 0,1519 0,1519 0,1127 0,0637 0,0588 0,1421 0,1364 0,1364 0,1012 0,0572 0,0528 0,1276 0,0961 0,0713 0,0403 0,0372 0,0899 0,0713

2008 0,138 0,1426 0,1104 0,0506 0,046 0,138 0,117 0,1209 0,0936 0,0429 0,039 0,117 0,093 0,072 0,033 0,03 0,09 0,0744

2009 0,1653 0,1368 0,1425 0,0684 0,0285 0,17898 0,116 0,096 0,1 0,048 0,02 0,1256 0,0696 0,0725 0,0348 0,0145 0,091 0,06

2012 0,1512 0,1296 0,1296 0,0594 0,0432 0,1782 0,1064 0,0912 0,0912 0,0418 0,0304 0,1254 0,0672 0,0672 0,0308 0,0224 0,0924 0,0576

Сумма/ Total 1,0822 1,1509 0,8684 0,4936 0,3038 1,0186 0,909 0,9896 0,725 0,4213 0,2547 0,8386 0,6121 0,4702 0,2619 0,1713 0,5583 0,4877

Среднее значение / Average valu 0,1546 0,1644 0,1240 0,070 0,0434 0,1455 0,1298 0,1413 0,1035 0,060 0,036 0,1198 0,0874 0,0671 0,0374 0,0244 0,079 0,069

Год / Фактор / Year / Factor XV XV XY XX XV XY XX XY XY X12 X 2 X 32 X 4 X 52 X 62 X 7 X 82 Y2

2000 0,057 0,0114 0,057 0,027 0,0054 0,027 0,0045 0,0225 0,0045 0,4761 0,3744 0,3969 0,0576 0,1444 0,0324 0,0225 0,0009 0,0225

2005 0,0528 0,0297 0,0825 0,0384 0,0216 0,06 0,0144 0,04 0,0225 0,25 0,3136 0,2401 0,009 0,1089 0,0576 0,0256 0,0081 0,0625

2006 0,0416 0,0352 0,0896 0,0312 0,0264 0,0672 0,0143 0,0364 0,0308 0,2304 0,2809 0,2025 0,009 0,1024 0,0576 0,0169 0,0121 0,0784

2007 0,0403 0,0372 0,0899 0,0299 0,0276 0,0667 0,0156 0,0377 0,0348 0,2116 0,2401 0,1936 0,0961 0,0961 0,0529 0,0169 0,0144 0,0841

2008 0,0341 0,031 0,093 0,0264 0,024 0,072 0,011 0,033 0,03 0,1849 0,2116 0,1521 0,09 0,0961 0,0576 0,0121 0,01 0,09

2009 0,0288 0,012 0,07536 0,03 0,0125 0,0785 0,006 0,03768 0,0157 0,16 0,3249 0,16 0,0841 0,0576 0,0525 0,0144 0,0025 0,0985

2012 0,0264 0,0192 0,0792 0,0264 0,0192 0,0792 0,0088 0,0363 0,0264 0,1764 0,2916 0,1444 0,0784 0,0576 0,0576 0,0121 0,0064 0,1089

Сумма/ Total 0,281 0,1757 0,5665 0,2093 0,1367 0,4506 0,0746 0,02435 0,1647 1,6894 2,0471 1,4896 0,5862 0,6631 0,3782 0,1205 0,0544 0,5449

Среднее значение / Average value 0,0401 0,0251 0,0809 0,0299 0,01952 0,0643 0,0106 0,0347 0,0235 0,2413 0,2944 0,2128 0,0837 0,0947 0,0540 0,0172 0,0077 0,0778

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

97

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

2 ___2 —2

a = X - x ? (4)

Q и Ч| 1 41 (5)

a x=7^ (6)

a г=7?. (7)

Таблица 3

Расчетная таблица дисперсий и среднеквадратических отклонений* Table 3. Calculation table of dispersions and mean square deviations*

a 2

У

0,0031 0,083 0,0048 0,0066 0,0005 0,0022 0,0005 0,0003 0,001

У

0,055 0,09 0,069 0,081 0,022 0,046 0,022 0,017 0,031

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

Вычислим стандартизированные коэффициенты регрессии по формуле (табл. 4):

a = b< —, j = 1, Р

a

(8)

Таблица 4

Расчет стандартизированных коэффициентов регрессии*

Table 4. Calculation of the standardized regression coefficients*

a «2 а3 a4 «5 «1 «7 a8

0,8181 0,1129 -3,1369 2 -3,5043 0,752 -0,2132 -0,1747

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

В результате построения эконометрической модели множественной линейной регрессии, было определено, что с увеличением уровня факторов (высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос, высокая арендная плата, высокая ставка коммерческого кредита) на единицу (aj значение результата (т. е. товарооборота розничной торговли) увеличивается на 0,8181 ъа , 0,1129 , 2 аа, 0,752 ъа соответственно. Таким образом, анализ показал, что фактор «высокая арендная плата» оказывает наибольшее влияние на динамику изменения товарооборота розничной торговли.

Для разработки мероприятий повышения эффективности государственного регулирования торговли сопоставим полученные результаты деятельности предприятий торговли с их нормативными значениями (табл. 5).

Таблица 5

Сопоставление нормативных и фактических показателей эффективности деятельности предприятия розничной торговли*

Table 5. Comparison of standard and actual indicators of efficiency of activity of the enterprise of retail trade*

Год / Year Товарооборот розничной торговли, трлн. руб. [4] / Goods turnover in retail trade, trillion rubles [4] Показатели / Indicators

Рентабельность активов/ Profitability of assets Коэффициент абсолютной ликвидности / Absolute liquidity coefficient Коэффициент текущей ликвидности / Current liquidity coefficient

Нормативное значение / Normative value Фактическое значение / Factual value Нормативное значение / Normative value Фактическое значение / Factual value Нормативное значение / Normative value Фактическое значение / Factual value

2012 21,32 (+5,9%) Ra > 15% 3,5% Кал > 0,2 - 0,5 0,107 Ктл > 2 1,247

2013 23, 67 (+3,9%) Ra > 15% 2,1% Кал > 0,2 - 0,5 0,092 Ктл > 2 1,161

* Источник: составлено автором по данным ЦБ РФ.

* Source: compiled by the author with the data of the Central Bank of the Russian Federation.

Запишем уравнение регрессии в стандартизированном масштабе:

ta = 0,8181 txl + 0,1129 tn - 3,1369 tx3 + 2 tx4 - 3,5043 tx5 +

+ 0,752 tx6 - 0,2132 tx7 - 0,1747 t*,. (9)

Проведем экономическую интерпретацию полученных коэффициентов регрессии.

Данные табл. 5 демонстрируют снижение показателей эффективности предприятий розничной торговли при существующем увеличении товарооборота отрасли (стоит учесть, что уровень инфляции за этот же период времени составил порядка 6,5 %7).

7 URL: http://www.rbk.ru (дата обращения: 23.01.2015).

98

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Рассмотрим проанализированные показатели более подробно с целью выделения государственных мероприятий, способствующих повышению эффективности регулирования розничной торговли [8-11].

Рентабельность активов. Нормативное значение исследуемого показателя превышает фактическое в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,2 и 7,3 раза за 2012 и 2013 гг. соответственно. Показатель «рентабельность активов» характеризует эффективность использования активов предприятия. Если исходить из методики расчета данного показателя, то для достижения нормативного значения данного показателя необходим рост показателя «прибыль».

Коэффициент абсолютной ликвидности. Нормативное значение исследуемого показателя превышает фактическое в 1,8 и 2,1 раза за 2012 и 2013 гг. соответственно. Значение показателя ниже нормативного свидетельствует, что предприятия розничной торговли не в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств всех видов, а также средств, полученных от реализации ценных бумаг.

Коэффициент текущей ликвидности. Нормативное значение исследуемого показателя превышает фактическое в 0,6 и 0,72 раза за 2012 и 2013 гг. соответственно. Отклонение от норматива при расчете данного показателя незначительно, однако при дальнейшей тенденции уменьшения исследуемого показателя могут возникнуть финансовые риски, связанные с несостоятельностью предприятия стабильно оплачивать текущие счета.

Выводы

Таким образом, сопоставив нормативные и фактические показатели эффективности предприятий розничной торговли, а также проанализировав влияние факторов на изменение товарооборота розничной торговли, можно сделать определенные выводы:

Для увеличения проанализированных показателей эффективности предприятий розничной торговли, обязательным является рост показателя «прибыль» и снижение показателя «издержки обращения». С одной стороны, повышение эффективности деятельности (а в дальнейшем и конкурентоспособности) во многом зависит от внутренних ресурсов предприятия и их управления. Например, в качестве рекомендаций по сокращению издержек обращения можно рассмотреть эффективность проводимой ассортиментной политики торговых предприятий, которая подразумевает оптимальное соотношение между уровнем товарооборота и товарными запасами предприятий розничной торговли. Повышение эффективности

ассортиментной политики сделает возможным повышение такого показателя эффективности, как «рентабельность продаж».

С другой стороны, повышение эффективности деятельности (а в дальнейшем и конкурентоспособности), на наш взгляд, недостаточно рассматривать только на уровне торговых предприятий. Повышение конкурентоспособности розничной торговли также во многом зависит от эффективности государственного стимулирования развития всей отрасли. В качестве рекомендаций мы предлагаем установить эффективные межотраслевые связи торговли со смежными отраслями: сельским хозяйством, банковской сферой, промышленностью и т. д. Установление эффективных межотраслевых связей будет способствовать повышению конкурентоспособности не только торговой отрасли, но и отраслей, участвующих в продвижении товаров от производства к потреблению, что будет выступать фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Фактором, сдерживающим повышение конкурентоспособности розничной торговли, также является дифференциация регионального и внутрирегионального развития России. Одной из современных тенденций торговли в России является стремительное развитие отдельных региональных торговых центров, привлекающих потребителей не только из районов конкретного региона, но и близлежащих регионов, однако данная тенденция сдерживает развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах. Отметим, что при сохранении этой тенденции показатель «издержки обращения» именно в малых и отдаленных населенных пунктах будет оставаться по-прежнему на высоком уровне, снижая тем самым эффективность государственного регулирования. Поэтому одним из направлений развития торговли является ее равномерное развитие в районах и регионах страны.

Учитывая сказанное, предлагаем развитие не только межотраслевых связей смежных отраслей, но и развитие межрегиональных связей, например, строительство межрегионального торгово-логистического центра на базе отдаленных населенных пунктов, объединяющего несколько субъектов Российской Федерации. Реализация предложенного мероприятия позволит:

1. Согласно данным Российского статистического ежегодника, наибольший удельный вес в сегодняшней структуре издержек в торговле составляют «высокая арендная плата» - 19,1 %, расходы на приобретение сырья и материалов для производства и продажи

99

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

товаров - 8,2 %8. Данные статистического ежегодника подтверждают сделанные ранее нами выводы, что фактор «высокая арендная плата» оказывает наибольшее влияние на изменение товарооборота торговли. Таким образом, сокращение издержек позволит повысить показатель «эффективность государственного регулирования», так как эффективность как экономическая категория в общем виде представляет отношение «результат/затраты».

2. Сократить влияние фактора «высокая арендная плата» за счет строительства складских и торговых объектов и сокращения арендных платежей (статистические данные свидетельствуют о том, что в крупных городах России арендная плата в разы превышает этот же показатель в малых и отдаленных населенных пунктах).

3. Увеличить спрос на подготовку специалистов, обслуживающих данный центр. Это позволит привлечь молодых специалистов в отдаленные и малые населенные пункты, что также на сегодня является одной из актуальных проблем развития торговли (и других отраслей).

4. Развитие инфраструктуры торговли. Строительство торгово-логистического центра предполагает строительство дорожно-транспортных развязок, открытие финансово-кредитных учреждений, строительство торговых, складских помещений,

распределительных центров, что отразится на таком качественном показателе, как «обеспеченность населения торговыми объектами».

Список литературы

1. Самуэльсон П. Экономика: в 2-х т. М., 1993. 740 с.

2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.

3. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1995. 864 с.

5. Соколинский В.М. Психологические основы экономики: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 1999. 215 с.

6. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / под ред. Л.П. Дашкова. М.: Дашков и К, 2009. 268 с.

7. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

8. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник / под ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА-М, 2010. 314 с.

9. Портнова Т.А. Стратегия борьбы с бедностью // Экономика и право. 2002. № 2.

10. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. М.: Эксмо, 2008. 416 с.

11. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996. 351 с.

В редакцию материал поступил 15.10.14 © Салихова Р.Р., 2015

Информация об авторе

Салихова Регина Рафаилевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Казанский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Адрес: 420111, г Казань, ул. Кремлевская, 25, тел.: (843) 292-66-07 E-mail: Regina_salihova@rambler.ru

Как цитировать статью: Салихова Р.Р. Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России // Актуальные вопросы экономики и права. 2015. № 2. С. 92-101.

8 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.01.2015).

100

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

R. R. SALIKHOVA,

PhD (Economics), Senior Lecturer

Kazan Institute (branch) of Russian Economics University named after G.V Plekhanov, Kazan, Russia

IMPACT OF STATE POLICY ON FORMING THE COMPETITIVENESS OF RETAIL TRADE IN RUSSIA

Objective: to estimate the efficiency of the state regulation of retail trade and its influence on the formation of competitive advantage in retailing.

Method: logical-mathematical.

Results: the article considers the methods of retail trade regulation. The factors constraining the business activity of retail chains are analyzed, the factors constraining the business activity of retail networks are revealed. The activities are proposed that would contribute to improving the competitiveness of domestic trade of Russia.

Scientific novelty: econometric model has been built that includes 8 factors. Within the model, the influence of the studied factors on retail chains turnover is defined.

Practical value: the possibility to apply the obtained results to increase the efficiency of retail trade enterprises and, consequently, their competitiveness.

Key words: retail trade; infrastructure; range of goods; economic methods; economic-mathematical methods; normative-legal base; state regulation of economy; regions of Russia; investment projects; World Trade Organization.

References

1. Samuel'son, P. Ekonomika: v 2-kh t (Economics: in 2 vol.). Moscow, 1993, 740 p.

2. Keins, J. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg (General theory of employment, interest and money). Moscow: Gelios ARV, 2002, 352 p.

3. L'vov, D.S. Ekonomika razvitiya (Economics of development). Moscow: Ekzamen, 2002, 512 p.

4. Fisher, S., Dornbush, R., Shmalenzi, R. Ekonomika (Economics). Moscow: Delo, 1995, 864 p.

5. Sokolinskiy,V.M. Psikhologicheskie osnovy ekonomiki: ucheb. posobie (Psychological bases of economy: tutorial). Moscow: YuNITI, 1999, 215 p.

6. Sinyaeva, I.M., Zemlyak, S.V., Sinyaev, V.V. Marketing v predprinimatel'skoi deyatel'nosti: uchebnik (Marketing in entrepreneurship: textbook). Moscow: Dashkov i K, 2009, 268 p.

7. Filosofova, T.G. Konkurentsiya i konkurentosposobnost': ucheb. posobie (Competition and competitiveness: tutorial). Moscow: YuNITI-DANA, 2007, 271 p.

8. Bragin, L.A. Ekonomika torgovogo predpriyatiya. Torgovoe delo: uchebnik (Economics of a trading enterprise. Trade: textbook). Moscow: INFRA-M, 2010, 314 p.

9. Portnova, T.A. Strategiya bor'by s bednost'yu (Strategy of struggling with poverty). Ekonomika ipravo, 2002, no. 2.

10. Titov, V.I. Ekonomika predpriyatiya: uchebnik (Economics of an enterprise: textbook). Moscow: Eksmo, 2008, 416 p.

11. Chemberlin, E. Teoriya monopolisticheskoi konkurentsii (Reorientatsiya teorii stoimosti) (Theory of monopolistic competition (Reorientation of the cost theory)). Moscow: Ekonomika, 1996, 351 p.

Received 15.10.14

Information about the author

Salikhova Regina Rafailevna, PhD (Economics), Senior Lecturer, Kazan Institute (branch) of Russian Economics University named after G.V. Plekhanov

Address: 25 Kremlyovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 292-66-07 E-mail: Regina_salihova@rambler.ru

For citation: Salikhova R.R. Impact of state policy on forming the competitiveness of retail trade in Russia. Aktual’niye problemy ekonomiki i prava, 2015, no. 2, pp. 92-101.

© Salikhova R. R., 2015

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.