УДК 338.467
Кочева А.И. студент магистратуры 2 курса факультет управления ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»
Россия, г. Таганрог АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЬЮТИ СТУДИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ
КРАСОТЫ «ЭМИЛИИ А»)242
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития бизнеса в бьюти-индустрии. Специфика оказываемых услуг красоты детерминирует зависимость бизнеса бьюти-индустрии от состояния внешней среды. На примере деятельности студии красоты «Эмилии А» проведен PEST-анализ и исследуется «вероятность появления» и «сила влияния» факторов внешней среды. На основе данных анализа экспертных оценок показана иерархичность возможностей и угроз, определяющих потенциал развития организации.
Ключевые слова: PEST-анализ, возможности и угрозы, факторы внешней среды, бьюти-индустрия, экспертные оценки
Kocheva A.I. graduate student 2 courses 2nd year, Faculty of Management Taganrog Institute of Management and Economics
Russia, Taganrog ANALYSIS OF EXTERNAL FACTORS AFFECTING BEAUTY STUDIO'S ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF THE BEAUTY STUDIO
"EMILIA A")
Annotation. The article deals with the problems of business development in the beauty industry. The specificity of the services provided by beauty determines the dependence of the business of the beauty industry on the state of the external environment. On the example of the activity of the beauty studio "Emilia A ", a PEST analysis was conducted and the "likelihood of occurrence" and "the power of influence " of environmental factors are investigated. Based on the analysis of expert assessments, the hierarchy of opportunities and threats that determine the development potential of the organization is shown.
Key word's: PEST analysis, opportunities and threats, environmental factors, beauty industry, expert assessments
Бьюти-индустрия для российского рынка услуг является достаточно молодым направлением. Необходимо отметить, что особенности развития
242 Исследование выполнено при финансовой поддержке ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» в рамках научно-исследовательского проекта № 18-02 «Современные подходы и конкурентное развитие управленческой практики российских организаций в условиях социально-экономической нестабильности». Руководитель проекта: д-.р социол.наук, доцент, проф.кафедры управления И.А. Янкина.
бизнеса в бьюти-индустрии связаны с небольшим капиталовложением, зависимостью от моды, предпочитаемым стилем жизни и демографической ситуации в стране. Современная социально -экономическая ситуация и распространившиеся социокультурные ценности в стране значительно способствуют развитию рынка бьюти-услуг. Организация, вышедшая на этот рынок, должна осуществлять регулярный мониторинг внешней среды, т.к. растущие рынки всегда привлекательны для новых субъектов хозяйствования. В тоже время перманентные изменения в российской экономике приводят к необходимости изучать покупателей (клиентов). Поэтому совершенствование деятельности студии красоты «Эмилии А» (г.Таганрог), должно ориентироваться на анализ рынка и факторов внешней среды. Внешняя среда оказывает на подобные организации наиболее сильное влияние. Наиболее перспективным в этом плане является использование методики РББТ-анализа. Все выше указанное актуализирует исследования в данном направлении.
Цель - проведение анализа внешних факторов, влияющих на деятельность студии красоты «Эмилии А». Объектом исследования является совокупность факторы внешней среды, детерминирующие выбор стратегии деятельности студии красоты «Эмилии А». Основной методикой исследования является методика РББТ-анализа, проведенная с помощью экспертных оценок.
Обратимся к результатам исследования влияния факторов внешней среды, который проводился на основе методики РББТ-анализа
Студия «Эмилии А» действует на рынке бьюти индустрии г. Таганрога с 2017 года. Удачным дизайн, квалифицированный персонал и выгодное месторасположением обеспечили приток клиентов. Специализация организации в областях имиджевых услуг, обучающих профессиональных тренингов и продаж профессиональной косметики позволяла в течение последних трех лет занимать финансово устойчивые позиции. Однако в последнее время наблюдается рост числа конкурентов, обусловивших частичный отток клиентов. Для удержания своих позиций перед руководством студии «Эмилии А» встал вопрос об анализе факторов внешней среды в рамках РББТ-анализа. В связи с этим, согласно методике, РББТ-анализ проводился на основе экспертных оценок [1]. К опросу привлекались 5 экспертов, работающих в данной и смежной отрасли и клиенты организации. В результате анализа были выявлены следующие экономические факторы, которые, по мнению экспертов, существенно влияют на организацию: рост уровня инфляции в стране, падение спроса в виду снижения доходности населения, рост цен на косметические средства и аппаратуру, ужесточение конкурентной борьбы в связи с ростом числа конкурентов, угроза товара заменителей косметических услуг.
Среди политических факторов наибольшее влияние приписывается следующим: ужесточение санитарных норм, нестабильность политической и экономической ситуации в стране, государственный контроль и
регулирование бизнеса, изменение законодательства в области налогообложение и лицензирования.
К социальным факторам, определяющим деятельность организаций в данной отрасли, были отнесены: рост уровня запросов и качества жизни населения, потребительские предпочтения, мода; увеличение средней продолжительности жизни (благоприятная демографическая ситуация), изменение общепринятого стандарта красоты как следствие увеличение числа пользователей услугами салона.
Не менее важными для деятельности оказались технологические факторы: информация и коммуникации, влияние Интернета, достижения в области химии, медицине и косметологии,
Повторный опрос экспертов и систематизация полученных данных в ходе шкалирования по характеристикам «вероятность появления фактора» и «сила влияния фактора» (осуществлялось по 5-ти балльной шкале) позволили рассчитать общее влияние на компанию (произведение результатов балльной оценки по шкалам «вероятность появления фактора» и «сила влияния фактора»). На основе результатов вычислений было проведено ранжирование внешних факторов, влияющих на деятельность студии красоты «Эмилии А». Факторы, получившие наивысшие ранги, составляют совокупность возможностей, на которые нужно опираться при разработке стратегии деятельности организации. В их число вошли следующие: информация и коммуникации, влияние Интернета (общее влияние =+25); развитие технологий в бьюти-индустрии (общее влияние =+25); достижения в области химии, медицине и косметологии(общее влияние =+21,16); рост уровня запросов и качества жизни населения(общее влияние =+15, 64); потребительские предпочтения, мода (общее влияние =+12,8).
В качестве угроз были выделены факторы, получившие наименьшие ранги. К ним относятся: ужесточение конкурентной борьбы в связи с ростом числа конкурентов (-21); падение спроса в виду снижения доходности населения (-21,12); рост цен на косметические средства и аппаратуру (-22); изменение законодательства в области налогообложение и лицензирования (23).
Для нормального функционирования студии красоты «Эмилии А» необходимо разработать пути избегания выявленных особо опасных угроз, т.к. именно они будут предопределять её финансовое положение и конкурентоспособность. Для укрепления позиций на рынке руководство студии «Эмилии А» должно использовать выявленные возможности, открывающие перспективы для дальнейшего развития стратегического потенциала организации.
Использованные источники:
1. Янкина И.А. Роль экспертных оценок в процессе стратегического анализа // Экономика и социум. - 2015. - №2-5 (15). - С.1030-1033.