Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА'

АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
10
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ отечественных ПП / трудовые функции / ПП Loginom / ADVANTA / платформа EDAPP / веб-сервер WEB-СЕРВЕР APACHE / программно-аппаратный комплекс «Патриот» / система бизнес-моделирования Business Studio / проектирование webсервисов / интегрированная среда разработки.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гребенюк И. И., Гордеев А. Б.

Статья посвящена анализу внедрения отечественных программных продуктов в НИУ РАНХиГС, Приведены основные функции выпускников института по бакалавриату и магистратре ВУЗа. В таблицах приведен перечень отечественных ППП используемых в образовательном процессе вуза по специальности 09.04.03 «Прикладная информатика», а также приведена краткое обоснование выбора представленных в таблице 1 и 2 ППП. В статье описываются их краткая характеристика, их актуальность, эффективность использования в учебном процессе их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА»

сохранять фото и видеоматериалы выступлений коллектива.

К тому же просмотр с детьми записей выдающихся танцовщиков поможет выработке у них эстетического вкуса, послужит идеалом, к которому они будут стремиться. Записи репетиций/выступлений самих участников коллектива станет прекрасной подсказкой в учебном процессе, наглядно демонстрируя не только все промахи и недочеты в исполнении танцевальных движений, но и плюсы, возможно, находки, которые стоит запомнить и сделать обязательной частью танца.

Наиболее любимы воспитанниками игровые технологии, которые могут быть применены для любой возрастной группы учащихся. Игру можно сделать как неотъемлемой частью урока, так и полностью организовать урок в виде танцевальной/музыкальной игры. Такого рода технологии прекрасно развивают хореографические умения, качества и навыки детей, причем мышечные ощущения у них фиксируются и закрепляются гораздо легче, играючи.

Итак, внедрение инноваций в учебный процесс хореографического коллектива, по мнению педагога А.М. Агарковой, позволяет: «повысить качество обучения, расширить рамки осваиваемых образовательных результатов, сделать исполнение хореографических номеров более качественным, улучшить процесс активной самостоятельной творческой деятельности ребенка» [1].

Таким образом, использование инновационных методов, технологий и приемов в работе педагогов-хореографов сегодня является обязательным требованием времени, поскольку позволяет, как уже говорилось выше, улучшить посещаемость детьми танцевальных коллективов, повысив их мотивацию к занятиям, добиться большей эффективности занятий и, соответственно, повысить уровень достижений коллектива.

Список использованной литературы:

1. Агаркова А.М. Инновационные формы и методы работы в хореографическом коллективе [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/37LYyM (Дата обращения 29.12.2023).

2. Гаврилова Л.Ю. Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38Yzhg (Дата обращения 05.02.2024)

© Барташова Е.Ю., 2024

УДК 378.1

Гребенюк И.И.

Доцент, кандидат технических наук, НИУ РАНХиГС

г. Нижний Новгород, РФ Гордеев А.Б. Преподаватель к.т.н. НИУ РАНХиГС г. Нижний Новгород, РФ

АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

Аннотация

Статья посвящена анализу внедрения отечественных программных продуктов в НИУ РАНХиГС, Приведены основные функции выпускников института по бакалавриату и магистратре ВУЗа. В таблицах приведен перечень отечественных ППП используемых в образовательном процессе вуза по специальности 09.04.03 «Прикладная информатика», а также приведена краткое обоснование выбора

представленных в таблице 1 и 2 ППП. В статье описываются их краткая характеристика, их актуальность, эффективность использования в учебном процессе их достоинства и недостатки.

Ключевые слова

анализ отечественных ПП, трудовые функции, ПП Loginom, ADVANTA, платформа EDAPP, веб-сервер WEB-CEPBEP APACHE, программно-аппаратный комплекс «Патриот», система бизнес-моделирования Business Studio, проектирование web- сервисов, интегрированная среда разработки.

Grebenyuk I. I.

Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, NRU RANHiGS

Nizhny Novgorod, Russian Federation Gordeev A. B.

Lecturer, Candidate of Technical Sciences, NRU RANHiGS Nizhny Novgorod, Russian Federation

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF DOMESTIC APPLIED SOFTWARE PRODUCTS

Annotation

The article is devoted to the analysis of the introduction of domestic software products in the RANEPA National Research University, the main functions of graduates of the Institute for bachelor's and master's degrees of the university are given. The tables provide a list of domestic PPP used in the educational process of the university in the specialty 09.04.03 "Applied Informatics", as well as a brief justification for the selection of PPP presented in Tables 1 and 2. The article describes their brief characteristics, their relevance, the effectiveness of their use in the educational process, their advantages and disadvantages.

Keywords

аnalysis of domestic PP, labor functions, Loginom PP, ADVANTA, EDAPP platform, APACHE WEB server, Patriot hardware and software complex, business modeling system Business Studio, web services design,

integrated development environment.

В Нижегородском институте управление РАНХиГС происходит обучение по специальностям. Переход на отечественные прикладные программные продукты (ППП) юридического, экономического и управленческого профилей был произведен в 2022 - 2023 г. Переход технических специальностей планируется в 2024 - 2025 годах.

Анализ и выбор отечественных ППП происходил в три этапа. На первом этапе совместно с работодателями были определены трудовые функции выпускников института:

1. Магистратура специальность 09.04.03 «Прикладная информатика»:

• управление работами по сопровождению и проектами создания (модификации) информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;

• разработка инструментов и методов проектирования бизнес-процессов заказчика в рамках управления работами по сопровождению и проектами создания (модификации) ИС;

• разработка инструментов и методов адаптации бизнес-процессов заказчика к возможностям ИС в рамках управления работами по сопровождению и проектами создания (модификации) ИС;

• организационное и технологическое обеспечение разработки баз данных ИС в рамках управления работами по сопровождению и проектами создания (модификации) ИС.

2. Баклавриат специальность 09.03.03 «Прикладная информатика»:

• определение первоначальных требований заказчика к ИС и возможности их реализации в ИС на этапе предконтрактных работ;

• документирование существующих бизнес-процессов организации заказчика (реверс-инжиниринг бизнес-процессов организации);

• разработка модели бизнес-процессов заказчика;

• адаптация бизнес-процессов заказчика к возможностям ИС;

• выявление требований к ИС;

• разработка архитектуры ИС;

• разработка прототипов ИС;

• разработка баз данных ИС;

• оптимизация работы ИС.

Второй этап предусматривал анализ структуры и содержание рабочих программ дисциплин, на основании которого были определены требования, предъявляемые к ППП.

На третьем этапе используя демоверсии программ представленных ^-компаниями разработчиков был произведен выбор ППП используемых в учебном процессе института. Результаты данного этапа представлены (см. табл. 1 и 2.).

Таблица 1

Перечень отечественных ППП используемых в образовательном процессе вуза по специальности

09.04.03 «Прикладная информатика»

Учебная дисциплина Используемое ППП Рекомендуемое отечественное ППП

Математическое моделирование Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений Стохастическое моделирование Loginom

Управление внедрением IT-проектов OpenProj Microsoft Office Project ADVANTA

Информационные технологии в образовании Python EdApp Python

Тенденции развития Web- пространства Amazon Web Services, Google AppEngine Web-сервер Apache

Информационные технологии в образовании Python EdApp Python

Разработка баз знаний и экспертных систем Prolog

Системный анализ в области информационных технологий Prolog Loginom

Обеспечение устойчивой работы информационных систем Active Directory Программно-аппаратный комплекс «Патриот»

Информационные системы управления предприятием ERWin Business Studio 3.5

Технологии межведомственного электронного взаимодействия АИСТКМВ АИС ТКМВ

Проектирование Web-сервисов информационных систем Visual Studio.net АСМО-графический редактор

Программно-техническое обеспечение компьютерной безопасности Digital Security Гриф ИКС Линейка продуктов Dr.Web Enterprise Security Suite Сервис Dr.Web FixIt Система InfoWatch ARMA Система InfoWatch Traffic Monitor Системы обеспечения безопасности Кибер Протего

Современные среды разработки программного обеспечения GitHub Visual Studio Project Rider GitHub

Объектно-ориентированное программирование GitHub Visual Studio Project Rider GitHub

Таблица 2

Перечень отечественных ППП используемых в образовательном процессе вуза по специальности

09.03.03 «Прикладная информатика»

Учебная дисциплина Используемое ППП Рекомендуемое отечественное ППП

Математика Дискретная математика Физика Исследование операций и методы оптимизации Mathcad SMath Studio (ЭсМат Студио)

Теория вероятностей и математическая статистика SPSS, STATISTICA Stadia

Информационные системы и технологии MS Access Visual Studio.net ЛИНТЕР БАСТИОН АСМО-графический редактор

Информатика и программирование Python Python

Программирование Net - платформы .NET Core

Операционные системы Windows Windows и Astra Linus

Вычислительные системы, сети и телекоммуникации Cisco Packet Tracer GNS3, Eve-NG.

Базы данных Microsoft SQL АСМО-графический редактор, Progress SQL

Проектирование информационных систем Visual Studio.net Net - платформы АСМО-графический редактор .NET Core

Информационная безопасность Net - платформы .NET Core

Программная инженерия Visual Studio.net АСМО-графический редактор

Введение в специальность

Математические методы и модели в экономике AnyLogic BFG Simulation

Применение методов имитационного и агентного моделирования AnyLogic BFG Simulation

Теория и практика создания web-документа Amazon Web Services, Google AppEngine Web-сервер Apache

Основы функционального программирования Haskell

Офисные информационные технологии Microsoft Office Р7-офис

Предметно-ориентированные экономико-информационные системы 1С: Предприятие 1С: Предприятие

Управление 1Т-проектами Проектный практикум OpenProj Microsoft Office Project ADVANTA

Бухгалтерский учет и анализ 1С:Предприятие 1С:Предприятие

Лингвистическое обеспечение web-взаимодействия Amazon Web Services, Google AppEngine Web-сервер Apache

Методология и современные средства создания баз данных Visual Studio.net АСМО-графический редактор

Разработка web-приложений CMS Joomla 1С Битрикс: Управление сайтом CMS.S3 CMS Nethouse

Корпоративные информационные системы Microsoft Outlook Naumen Service Desk Яндекс.Почта VK WorkMail

Основы геоинформационных систем ArcGIS Аксиома ГИС

Интеллектуальные информационные системы Protege yEd Онто

Алгоритмы сортировки, поиска и сжатия данных Структуры данных и их использование в программировании Методы извлечения и обработки данных Многомерный анализ данных Loginom Studio Loginom Studio

Делопроизводство и документооборот Directum ELMA ECM+ «ДЕЛО» Directum ELMA ECM+ «ДЕЛО»

Системы электронного документооборота Directum ELMA ECM+ «ДЕЛО» Directum ELMA ECM+ «ДЕЛО»

Учебная дисциплина Используемое ППП Рекомендуемое отечественное ППП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление информационными Visual Studio.net АСМО-графический редактор

ресурсами

Управление внедрением Visual Studio.net АСМО-графический редактор

информационных систем на

предприятии

Информационные системы в маркетинге Marketing Analytic 5.0, "БЭСТ- "БЭСТ-Маркетинг"

Информационное обеспечение Маркетинг" ДА-система

маркетинга Бизнес-Прогноз и др.

Создание сервисов информационных Amazon Web Services, Google Web-сервер Apache

систем AppEngine

Источник: разработано автором

Произведем краткое обоснование выбора представленных в таблице 1 и 2 ППП.

Для анализа и обработки бизнес-данных на базе методов визуального проектирования используется в учебном процессе всех специальностей института с 2023 года программный продукт (ПП) Loginom (рус. Лоджином). Данный ПП позволяет автоматизировать бизнес-процессы и кратно ускорить работу с данными. Платформа подходит как для аналитики самообслуживания (self-service BI), так и для построения масштабных отказоустойчивых корпоративных систем. Доступна в локальной и серверных версиях, а также в виде облачного сервиса.

В дисциплинах, связанных с проектированием бизнес процессов для всех специальностей используется программа ADVANTA — комплексная информационная система, которая покрывает все процессы проектного управления и автоматизирует работу всех участников проектов.

С помощью данного ПП студенты могут выполнить следующие проектные решения:

• строить иерархический реестр проектов, объектов контроля;

• производить паспортизацию проектов с гибкой настройкой реквизитов;

• строить полнофункциональную диаграмму Ганта;

• производить версионность базовых планов;

• производить управление финансами (БДР, БДДС), контрактами, ресурсами, рисками;

• производить проектный документооборот и согласования.

При изучении дисциплины «Информационные технологии в образовании» будем использовать платформу EDAPP с бесплатным конструктором курсов.

Несмотря на то, что платформа создавалась американскими производителями, но большинство функций в LMS бесплатные. Поскольку данный сервис является облачным, то установок программных приложений не требуется, для начала работы достаточно регистрации на платформе.

Основным достоинством данной платформы является удобный интерфейс, и конструктор, позволяющий создавать учебные курсы в игровой форме.

Основной недостаток данной платформы — это интерфейс на английском языке.

В дисциплинах, связанных с разработкой и проектированием web- сервисов рекомендуется использовать свободное программное обеспечение для размещения веб-сервера WEB-СЕРВЕР APACHE используемое многими IT-компаниями Российской Федерации.

Основными достоинствами данного программного обеспечения являются:

• программное обеспечение написано открытым исходным кодом;

• использует несколько конфигурационных файлов для управления веб-сервером;

• работает как на Windows, так и на всех Unix-подобных системах;

• работает на базе скриптовых или веб-ориентированных языков (PHP, Python, Tcl, Ruby, Perl, ASP).

Основным недостатком данного программного обеспечения является излишний функционал и

медленная скорость обработки запросов.

Практические и лабораторные работы по дисциплине «Обеспечение устойчивой работы

информационных систем» рекомендуется проводить на программно-аппаратном комплексе «Патриот». Комплекс обеспечивает весь необходимый функционал проведения занятий: почта, офисные приложения, антивирус, средства защиты информации. ^вместная работа над документами, внутренние мессенджеры, планировщик задач и календарь - всё для продуктивной и отлаженной работы.

Основным преимуществом данного программно-аппаратного комплекса является то, что современный и простой интерфейс позволяет разработать IT-сценарий органов власти и бизнеса на использование российского программного обеспечения и отечественных технологий.

Для дисциплин, связанных с проектированием ИC рекомендуется использовать систему бизнес-моделирования Business Studio разработанную ГК «^временные технологии управления» специально для поддержки полного цикла создания системы управления компанией: «Проектирование - Внедрение - Контроль - Aнализ». C помощью Business Studio создается база знаний о правилах выполнения бизнес-процессов, что позволяет достаточно легко справиться с этой ситуацией. Aпробация использования данного ПП в учебном процессе института была проведена в январе - мае 2024 г. при проведении практических занятий по дисциплине «Информационные системы управления предприятием».

Дополнительно к ПП Business Studio в учебном процессе, связанных с проектированием ИC рекомендуется использовать кроссплатформенное инструментальное средство для разработки графических схем «ACМО-графический редактор». Данный ППП реализует следующие основные функции:

- просмотр и конвертация графических схем в форматах Visio (*.vsdx, *.vsdm, *.vsd);

- просмотр библиотек в форматах Visio (*.vssx, *.vssm);

- экспорт схем в форматы Visio (*.vsdx), «ACМО-графический редактор» (*.aves), AutoCAD (*.dxf), Mapinfo (*.mif), *.pdf, *.svg, *.png;

- печать графических схем и чертежей со всеми необходимыми настройками;

- поиск объектов на схемах и в библиотеках;

- управление видимостью слоёв схем;

- масштабирование схем.

Данные реализуемые функции позволяют студентам выполнить следующие практические задания:

- использовать многопользовательский режим работы для совместной работы над схемами -одновременное редактирование одной схемы несколькими пользователями;

- производить настройку прав доступа пользователей, ролей и подразделений;

- хранение схем и библиотек в распределённой базе данных, настройка механизма репликации;

- привязку элементов схем к объектам базы данных, отображение данных на схеме, переходы к схемам и данным;

- формирование топологии соединений графических элементов;

- ведение версий схем, согласование схем;

- использовать средства разработки - редактор форм, отчётов, запросов, встроенный язык JavaScript.

Aпробация использования данного инструментального средства будет произведена в 2024 - 2025

учебном году по дисциплинам «Методология и современные средства создания баз данных» и «Проектирование информационных систем» на 2 и 3 курсах бакалавриата.

При проведении практических занятий по дисциплине «Информационная безопасность» рекомендуется использовать программные комплексы Cyber Protego, Dr.Web FixIt, InfoWatch ARMA Management Console и InfoWatch Traffic Monito.

C помощью Cyber Protego студенты могут получить практический опыт по выполнению следующих операций:

- создавать DLP-политику, основанную на автоматическом принятии решений DLP-системой по результатам анализа содержимого;

- использовать высокопроизводительные инструменты мониторинга и анализа уязвимости IT-системы;

- создавать интерактивные графические и статистические отчеты по централизованному архиву событий, включая Досье пользователя и Граф связей;

- производить контроль доступа пользователей к периферийным устройствам и портам. Формировать различные варианты белых списков.

Dr.Web FixI t- облачный сервис для удалённой диагностики инцидентов информационной безопасности и устранения их последствий. В отличие от продуктов, предназначенных для обнаружения уже известных (или похожих на известные) вредоносных программ с помощью вирусных баз, Dr.Web FixIt позволяет выявлять новейшие вредоносные программы, а также программы, используемые для целевых атак и не выявляемые никакими иными инструментами.

Данный ПП используется студентами для проведения ретроспективного анализа состояния защиты системы, прослеживания во времени ситуацию и поведение критических сервисов и программ.

InfoWatch ARMA Management Console позволяет своевременно обнаружить и заблокировать угрозы, настроить автоматическое реагирование на инциденты, а также осуществлять централизованное управление и обновление продуктов комплексной системы InfoWatch ARMA.

InfoWatch Traffic Monitor - DLP-система нового поколения. С помощью технологий искусственного интеллекта предотвращает утечки конфиденциальной информации, прогнозирует риски и повышает уровень автоматизации работы службы ИБ в условиях быстрых изменений. Сертифицированное российское ПО.

В отличие от обычных DLP, Traffic Monitor не просто собирает информацию о трафике, а анализирует файлы и суть переписки, информационные потоки и поведение сотрудников. Таким образом, позволяет предотвратить инциденты, связанные с человеческим фактором и целенаправленными атаками, даже на стадии их подготовки.

В учебном процессе связанного с программированием рекомендуется использовать интегрированную среду разработки Project Rider. В отличие от формально схожей с ней по функциональности Microsoft Visual Studio, данная среда является кроссплатформенной - она работает не только под OC Windows, но и под OS X и Linux.

© Гребенюк И.И., Гордеев А.Б., 2024

УДК 336

Кутепова В.В.

учитель начальных классов г. Старый Оскол, РФ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация

Актуальность. Цель. Метод. Результат. Вывод. Ключевые слова:

методика критического мышления, экологический аспект, логическая цепочка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.