Научная статья на тему 'Этапы, методы и средства конфигурирования информационных систем'

Этапы, методы и средства конфигурирования информационных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2653
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SOFTWARE DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / КОНФИГУРИРОВАНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ / IMPLEMENTATION / ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ / OBJECT MODEL / CUSTOMIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вичугова А.А.

В статье рассмотрены основные приемы программной настройки информационных систем при их адаптации к области внедрения. Описаны методы и технологии настройки различных компонентов информационно-программного обеспечения, выполнено формальное описание их структуры и взаимовлияния. Приведены практические примеры представления объектной модели информационной системы, элементов политики управления пользователями, проанализированы аспекты проектирования интерфейсов и расширения функциональных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вичугова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages, methods and tools for customization information systems

This material is oriented to people interested in information technologies. The paper tells the basic techniques of information systems’ software configuration to customize them for the field of implementation. The main object of study is the data model of typical corporative information system. The basic method for analysis and data presentation is object-oriented approach. There methods and technologies to tune up the different software components are described according to the formal description of their structure and interaction. The article is illustrated by UML-diagrams, tables and visual schemes of object model’s elements. There are practical examples of the popular modern information systems are presented. The elements of user management policy’s rules are discussed. The aspects of the interfaces’ design and tools to enhance information systems’ functionality are analyzed. Some attention is paid for COM-technology as a method to deal interaction between desktop information systems based on Windows-platform. There is a discussion of the criteria to choose tools for software development in case of realization new functions. There typical list of obligatory and optional components and services of multiuser corporative information system is presented. This material could be used as the practical guide to prepare for processes of software design and implementation.

Текст научной работы на тему «Этапы, методы и средства конфигурирования информационных систем»

Vol. 10. No. 3 (57). 2015

А. А. Вичугова, канд. техн. наук, Томский политехнический университет, vichugovaaa@tpu.ru

Этапы, методы и средства конфигурирования информационных систем

В статье рассмотрены основные приемы программной настройки информационных систем при их адаптации к области внедрения . Описаны методы и технологии настройки различных компонентов информационно-программного обеспечения, выполнено формальное описание их структуры и взаимовлияния . Приведены практические примеры представления объектной модели информационной системы, элементов политики управления пользователями, проанализированы аспекты проектирования интерфейсов и расширения функциональных возможностей .

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, информационные системы, конфигурирование, внедрение, объектная модель .

введение

В аспекте практического применения информационная система (ИС) — это средство автоматизированной обработки, анализа и хранения контекстных данных определенной предметной области [1]. Понятие ИС носит комплексный характер и предполагает совокупность различных видов обеспечения (информационного, программного, аппаратного, документацион-ного, организационного, математического), предназначенного для решения бизнес-задач в едином контексте.

Для того чтобы ИС выполняла свое основное предназначение по сокращению временных и трудовых ресурсов при обработке данных, она должна быть корректно спроектирована, разработана и внедрена. Проблемы адаптации ИС к специфике области внедрения являются ключевыми факторами, обусловливающими эффективность применения информационных технологий в качестве инструментов решения прикладных задач [1-3]. Реализация жизненного цикла ИС выполняется с использованием целого ряда технических и организационных инструментов, характер которых определяется спецификой решаемых задач.

При этом вопрос фактического внедрения ИС определяется степенью ее адаптации к отраслевой или корпоративной специфике, что отражается на процессах проектирования, реализации и эксплуатации.

объектная модель конфигурируемой информационной системы

Настройку существующей ИС под особенности области внедрения принято называть ее конфигурированием, включающим следующие действия:

• изменение объектной модели;

• определение авторизаций пользователей;

• настройка интерфейса;

• создание типовых объектов данных — справочников, шаблонов, отчетов, процессов и т. д.;

• настройка вариантов развертывания и взаимодействия программных компонентов, определение параметров системных служб, сервисов и т. д.

Таким образом, на каждом этапе конфигурирования выполняется работа по созданию или изменению определенной части информационного и программного обеспе-

88

Том 10. № 3 (57). 2015

чения ИС. Соответствие этапов конфигурирования ИС и обрабатываемых при этом объектов показано в табл. 1 и на рис. 1.

Итак, центральным ядром ИС и основным объектом настройки в процессе конфигурирования является ее модель данных (объектная модель), которая реализует ее бизнес-логику и определяет поведение остальных объектов конфигурации. Объектная модель ИС отражает важные для разрабатываемой системы понятия и объекты реального мира, прагматику прикладной области (терминология и смысл, назначение объектов), описывает структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции и взаимовлияние.

С 80-х годов XX в. и по настоящее время объектно-ориентированный подход является основным при проектировании и реализации программного обеспечения [4-7]. В соответствии с этим подходом объектная модель является абстрактным понятием и отображается в виде графических схем формальных нотаций (UML, IDEF и т. д.), а на практике реализуется в виде программного обеспечения ИС.

При проектировании ИС ее объектную модель принято представлять в виде формальной UML-диаграммы классов. При практической настройке модели, особенно в корпоративных ИС, понятие класс заменяется термином «справочник». Справочник — хранилище сущностей в едином

Таблица 1. Этапы и объекты конфигурирования Table 1. Stages and objects of configuring

Этап конфигурирования Объект конфигурирования

Изменение объектной модели Объектная модель (модель данных) ИС

Определение авториза-ций пользователей Пользователи

Настройка интерфейса Графический интерфейс: формы ввода, пункты меню, карточки объектов

Создание типовых объектов данных Справочники, отчеты, шаблоны, диаграммы процессов

Расширение функциональных возможностей Программная реализация функциональных модулей и дополнительных возможностей, в том числе интеграции с другими ИС (ПО)

Настройка вариантов развертывания и взаимодействия программных компонентов Параметры системных служб и сервисов

Рис. 1. Объекты конфигурирования ИС и их взаимовлияние Fig. 1. Objects of information systems' configuring and their interaction

89

Vol. 10. No. 3 (57). 2015

контексте, совокупность объектов с однотипным набором характеристик и методов их обработки, а также шаблонами визуализации.

Контекст (смысловое наполнение) определяет структуру представления данных в виде справочника. Таким образом, справочник представляет собой класс, а элементы (записи) справочника — объекты класса. Заданная в справочнике структура представления данных определяет хранящиеся в нем объекты. В наглядном виде хранение данных реализуется с помощью графических форм, характерных для справочника и его отдельного элемента. Посредством таких графических форм реализуется доступ к данным, определенный авторизация-ми пользователей. На рис. 2 показана схема взаимодействия элементов объектной модели ИС и их взаимовлияние.

Фактически адаптация объектной модели ИС к специфике предметной области в процессе ее конфигурирования сводится к выполнению следующих действий:

1) создание новых и изменение существующих справочников: добавление/удаление атрибутов и методов;

2) установка связей и иерархии между справочниками;

3) определение порядка и шаблона нумерации (наименования) элемента справочника;

4) разработка графических форм отображения справочника и его элемента;

5) назначение авторизаций (прав пользователей) на справочники и их элементы;

6) наполнение справочника известными данными, например справочник городов, должностей, пользователей и т. д. При большом объеме записей целесообразно выполнять этот процесс автоматически путем загрузки набора данных из файла или других ИС, например заполнение справочника «Пользователи» путем импорта из Active Directory.

Все перечисленные действия выполняются на основе формальных отображений объектной модели ИС в виде UML-диаграмм классов и объектов. Однако на практике справочная документация по настройке ИС описывает ее объектную модель в наглядных графических схемах, схематично показывающих взаимодействие функциональных элементов, например, как в случае веб-

Рис. 2. Элементы объектной модели ИС и их взаимовлияние Fig. 2. Elements of information systems' object model and their interaction

Том 10. № 3 (57). 2015

системы управления проектами Адванта, показанной на рис. 3 [8].

Управление пользователями

Управление пользователями является неотъемлемой задачей конфигурирования ИС и направлено главным образом на определение и настройку прав доступа к данным в соответствии с принятыми правилами.

Управление пользователями ИС включает следующие процессы:

• регистрация — процесс внесения субъекта в базу данных ИС;

• аутентификация — проверка подлинности пользователя, например, сравнение введенного пароля с паролем, хранимым в базе данных (БД);

• идентификация — выявление идентификатора субъекта в ИС выполняется в слу-

чае успешной аутентификации, т. е. при наличии запрашиваемого пользователя в ИС «Идентификация». Таким образом, достоверность идентификации полностью определяется уровнем достоверности выполненной аутентификации;

• авторизация — предоставление пользователю возможностей (прав), проверка и подтверждение наличия прав на выполнение определенных действий в ИС.

Процессы авторизации осуществляются под контролем политики управления пользователями — совокупности правил, методов и средств ограничения доступа различных категорий пользователей к разным видам данных, хранящимся в ИС. При формировании политики управления пользователями принято использовать следующие базовые модели:

• управление доступом на основе ролей — избирательное управление доступом,

Í

Структура базы данных

^Реквизит^^—►^Справочники^У"

Ы OLAP-кубы

Свойства объектов

Объекты

Связи

-Щ Шаблоны^

Дополнительные сервисы -

Общие настройки

Гостевые Показатели

системы

Г.

Управление безопасностью

Модули

Системный I протокол J

Электронная почта

Безопасность

Рис. 3. Функциональная схема взаимодействия элементов объектной модели веб-системы управления проектами Адванта Fig. 3. Functional scheme of project management web-system Advanta's object model's elements

and their interaction

91

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / JOURNAL OF APPLIED INFORMATICS

Vol. 10. No. 3 (57). 2015 '

при котором права субъектов на объекты группируются с учетом специфики их применения, образуя роли;

• мандатное управление — разграничение доступа, основанное на назначении метки конфиденциальности объектам ИС и выдаче официальных разрешений (допуска) субъектам на обращение к информации такого уровня конфиденциальности.

В современных ИС при формировании политики управления пользователями сочетают оба указанных подхода. На практике это реализуется формированием ролей и групп пользователей для последующего определения командных и индивидуальных авторизаций.

Роль — функциональные обязанности пользователя и соответствующие им возможности в ИС, например администратор, руководитель и т. д. Группа — объединение пользователей по контексту, например в рамках одного проекта.

Связь рассмотренных понятий показана на рис. 4 в виде UML-диаграммы классов.

В процессе конфигурирования ИС для наглядного отображения пользовательских возможностей используют матрицы авто-ризаций, которые в табличном виде пока-

зывают распределение прав субъектов ИС (пользователей, ролей, групп) к ее объектам (справочникам, их элементам и т. д.). Пример матрицы авторизаций для основных функций при работе с данными в ИС (соз-дание,чтение, редактирование и удаление, CRUD: Create-Read-Update-Delete) показан в табл. 2.

настройка пользовательского интерфейса

Взаимодействие пользователя с ИС реализуется средствами ее пользовательского интерфейса, объединяющего все ее элементы, обеспечивающие взаимодействие пользователя с системой:

• набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;

• используемая метафора (например, рабочий стол);

• визуальный дизайн экранов, включая цветовую схему и оформление (стиль) графических элементов;

• элементы управления (пункты меню, формы отображения объектов, кнопки, диалоговые окна и т. д.);

• навигация между блоками;

Рис. 4. Структура классов политики управления пользователями Fig. 4. The structure of user management policy's classes

Том 10. № 3 (57). 2015

Таблица 2. Матрица ролевых авторизаций на примере CRUD-операций Table 2. Matrix of role-based authorization for CRUD-operations

Роль пользователя Данные (элемент справочника, объект класса) Авторизации (права)

Создание (Create) Чтение (Read) Изменение (Update) Удаление (Delete)

Администратор Задание исполнителю + + + +

Руководитель + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитик + + + —

Программист + + + —

Дизайнер + + + —

Администратор Документ-регламент + + + +

Руководитель + + + +

Аналитик + + + —

Программист — + — —

Дизайнер — — — —

• средства ввода и вывода данных;

• представление данных, графическое отображение, форматы, коды;

• режимы, команды и диалоги, взаимодействия с пользователем;

• ситуационная поддержка принятия решений;

• документы, регламентирующие порядок использования ИС.

Выделяют следующие основные задачи проектирования пользовательского интерфейса ИС:

1) определение метафоры;

2) разработка концепции дизайна и ее детальная реализация в элементах управления;

3) соблюдение баланса между интерактивными возможностями ИС и сложностью ее визуального интерфейса;

4) синхронизация точек внимания пользователя и функциональности ИС;

5) обеспечение эффективности и удобства использования.

Таким образом, главным критерием оценки пользовательского интерфейса является его соответствие следующим характеристикам: понятный, удобный, дружественный.

На практике в рамках конфигурирования ИС задача настройки ее пользовательского интерфейса сводится к работе над следующими элементами:

• пункты меню;

• графические формы представления справочников (классов) и их объектов;

• контекстное меню справочников (классов) и их объектов;

• ролевые сценарии по использованию ИС (инструкции, справочные руководства и т. д.).

Основная цель настройки пользовательского интерфейса при конфигурировании ИС — это реализация средств обеспечения ее функций согласно потребностям разных категорий пользователей. Таким образом, пользовательский интерфейс обеспечивает реализация ролевых авторизаций. В свою очередь, пользовательские авторизации, как и графические формы представления объектов системы, являются неотъемлемой частью ее объектной модели. На рис. 5 показан фрагмент объектной модели ИС, иллюстрирующий связь авторизаций и графических элементов управления пользовательского интерфейса представления данных.

создание типовых объектов данных

Корпоративные и отраслевые ИС ориентированы на применение в конкретной предметной области, например документооборот, финансовые расчеты и аналитика,

Vol. 10. No. 3 (57). 2015

+Назначить пользователю() +Задать категорию()

Тип

Название (Имя)

+Создать()

+Изменить()

+Удалить()

+Деактивировать()

+Активировать()

ТУ

Авторизация 1..

1..* -Название -Объект (класс объектов) системы

^Назначить субъектуО +Выполнить метод объекта() +Выполнить ОРУР-операцию над объектом()

г —«refines» — i 1 ^ 4

Пользователь

-Логин -Пароль

+Сбросить пароль() +Установить пароль() +Назначить роль() +Добавить в группу()

Графическая форма

Элемент управления

+Выбрать авторизацию() +Выполнить авторизацию()

Название Состояние

+Метод объекта() +Назначить авторизацию() +Применить авторизацию()

Элемент управления

+Функция элемента()

Кнопка Выпадающий список

-Картинка -Перечень данных

+Обработка нажатия() +Выбор значения()

+Добавить пользователя() +Назначить проект()

«uses»

Субъект

-Название

Объект

Роль

Группа

Категория

Рис. 5. Структура классов объектной модели ИС по реализации пользовательских авторизаций

над объектами через их графические формы Fig. 5. Structure of information system's object model's classes to realize users authorizations

for objects through their graphic forms

торговля, строительство и т. д. [1-3]. В каждой предметной области применения ИС существуют типовые объекты данных (записи справочников, отчеты, шаблоны документов, диаграммы процессов и т. д.), которые используются в качестве констант или как основа для создания новой информации.

Создание типовых объектов данных выполняется на этапе наполнения ИС контекстом в рамках тестирования и подготовки к эксплуатации. Эти действия могут быть выполнены автоматически и вручную. Автоматически, как правило, выполняется наполнение справочников путем импорта данных из других систем или заранее подготовленных файлов. Например, импорт пользователей из Active Directory, заполнение списка городов и т. д.

Создание типовых объектов данных, специфичных для организации или отрасли внедрения ИС, в большинстве случаев является длительной и трудоемкой задачей и требует предварительной подготовки. Например, при проектировании диаграммы автоматизации бизнес-процесса необходим его предварительный анализ и согласование изменений, генерации отчетов предшествует этап разработки шаблонов и привязки к объектной модели ИС и т. д.

Помимо генерации документов на основе шаблонов, важнейшим этапом конфигурирования корпоративных ИС является разработка маршрутов движения данных и назначение заданий пользователям, т. е. автоматизация бизнес-процессов. Для этого формальные диаграммы, полученные в результате предварительного анализа деятельности предприятия, переводят в схемы потоков работ в рамках инструментария конфигурируемой ИС. Некоторые ИС позволяют формировать такие схемы автомати-зированно, например, при импортировании диаграмм процессов из системы бизнес-моделирования ARIS в систему управления предприятием SAP. Аналогично возможен импорт бизнес-процессов из Business Studio в СЭД DIRECTUM.

Также возможна разработка схем потоков работ в ручном режиме непосредственно в самой настраиваемой ИС. Как правило, для этого используется специальный встроенный модуль ИС — редактор бизнес-процессов. Он позволяет проектировать графические схемы процессов и автоматически переводит их в программный код для исполнения во внутренней среде ИС. В веб-платформенных ИС для этого в большинстве случаев используется XML-подобный

Том 10. № 3 (57). 2015

язык BPEL (Business Process Execution Language), который расширяет модель взаимодействия веб-сервисов и включает поддержку транзакций. Набор инструментов типового редактора бизнес-процессов включает не только готовые блоки для составления графических схем, но и возможность программирования этих блоков с целью задания дополнительных условий, проверок значений переменных и т. д.

Расширение функциональных возможностей ис

Важнейшей задачей конфигурирования ИС является расширение функциональных возможностей ее типовой поставки: добавление новых процедур обработки данных или модификация существующих, в частности интеграция различных ИС между собой. В настоящее время проблемы автоматизированного взаимодействия информационных систем являются одними из наиболее актуальных в ИТ-сфере, поскольку включают передачу и обработку данных на физическом и логико-семантических уровнях [9-11]. Решение этих задач также является частным случаем расширения функциональных возможностей ИС и реализуется на программном уровне с использованием встроенных в ИС или сторонних средств разработки.

В случае десктопных, а не веб-платформенных ИС их модули расширения представляют собой программы, исполняемые в рамках конфигурируемой ИС, или внешние динамически подключаемые библиотеки DLL (Dynamic Link Library). При использовании внутренних средств ИС на встроенном языке программирования в среде разработки выполняется написание и отладка программного кода, реализующего необходимые функциональные возможности. При этом разработчику необходимо соблюдать правила и парадигмы внутренней среды, например привязку функций к обработчикам событий, синтаксис встроенного языка и т. д.

Однако даже при наличии отладчика и других вспомогательных инструментов внутренней среды разработки на практике при написании программного кода, расширяющего функциональные возможности ИС, используют не встроенные редакторы, а специальные интегрированные среды разработки, IDE (Integrated Development Environment). В сторонних IDE реализуют программные модули расширения, которые затем сохраняются в виде DLL-библиотек. Обращение к этим DLL-библиотекам запускает выполнение разработанных программных функций расширения возможностей конфигурируемой ИС.

Фактически DLL-библиотека является внешним по отношению к конфигурируемой ИС подключаемым объектом, участком «неуправляемого кода». Это соответствует парадигме компонентно-ориентированного программирования, появившейся в 90-е годы XX в. Она предполагает использование компонентов — самостоятельных модулей программного кода, не зависящих от конкретного языка программирования и предназначенных для повторного использования.

Наиболее известной прикладной реализацией компонентно-ориентированного программирования является технология COM (Component Object Model, компонентная объектная модель), разработанная корпорацией Microsoft для использования в операционных системах (ОС) на платформе Windows.

В этой технологии программный код расширения функциональных возможностей конфигурируемой ИС представляет собой на логическом уровне совокупность COM-объектов, зарегистрированных в ОС, физически реализованных в виде DLL-библиотек. При этом модули расширения, разработанные с применением технологии COM, включают преобразование параметров функции в COM-объекты, обратное преобразование COM-объектов в процедурные параметры, и возвращение кода ошибки в вызывающую программу.

Vol. 10. No. 3 (5?). 2015

Одним из наиболее распространенных способов добавления дополнительных функциональных возможностей в ИС является назначение скриптов для пользовательских команд и для событий, возникающих при выполнении типовых операций в рамках работы с объектами, файлами, ав-торизациями пользователей, импорте/экспорте данных и т. д. Как правило, назначение скриптов для событий осуществляется с помощью встроенных инструментов разработки. Скрипты могут выполняться до события, после или вместо него.

При наличии открытого интерфейса программирования приложений API {Application Program Interface) в большинстве современных ИС возможно использование внешних сред разработки для создания собственных DLL-библиотек на любом языке программирования. Поэтому на практике встроенные редакторы программного кода ИС нередко применяются только для вызовов функций DLL-библиотек, содержащих программный код модулей расширения ИС.

Через элементы графического интерфейса пользователя {кнопки, пункты меню и т. д.) происходит вызов программных скриптов, написанных на внутреннем языке программирования ИС во встроенном редакторе программного кода. Вызванный программный скрипт через API ИС обращается к файлу DLL-библиотеки модуля расширения ИС, который находится на компьютере пользователя и содержит описание дополнительных ее функций. Выполнение вызванной функции возвращает результат в ИС. Таким образом, наличие открытого API позволяет использовать уже существующие и зарегистрированные в реестре операционной системы COM-объекты, а также создавать новые.

Подобный способ расширения функциональных возможностей десктопной ИС с открытым API, работающей под управлением Microsoft Windows, является одним из наиболее популярных и применим к практически любым частным случаям [9; 10]. Поэтому основным вопросом при ис-

пользовании данного способа конфигурирования ИС является выбор среды разработки. Сегодня наиболее распространенными и мощными средами разработки ПО считаются мультилингвальные SharpDeveloper, MonoDeveloper, NetBeans, Eclipse, Microsoft Visual Studio и многие другие.

В случае веб-платформенных ИС расширение их функциональных возможностей реализуется, как правило, с помощью запуска дополнительных скриптов, исполняемых на стороне сервера или клиента, подключения специальных библиотек или использования сторонних веб-сервисов [11].

настройка компонентов развертывания и взаимодействия

Несмотря на превалирующую сегодня тенденцию перехода современных корпоративных ИС в сторону веб, большое количество используемых десктопных решений функционирует по принципу клиент-серверной архитектуры. При этом программные сервисы, службы и другие компоненты, обеспечивающие работу ИС, должны быть развернуты на сервере и на клиентской стороне. Как правило, на стороне сервера устанавливаются обязательные компоненты:

• система управления базой данных (СУБД);

• сервер сеансов, управляющий доступом к объектам ИС в зависимости от блокировок и свободных лицензий;

• служба рабочих маршрутов для формирования заданий пользователям и контроля их выполнения;

• файловые хранилища для хранения больших объемов данных;

• серверы репликации для синхронизации различных экземпляров БД в террито-риально-распределенной системе;

• сервер веб- и мобильного доступа для обеспечения доступа к ИС через веб-браузеры из любой точки мира или организации работы небольших удаленных офисов, в том числе с использованием мобильных устройств;

Том 10. № 3 (57). 2015

• портальные компоненты для обеспечения доступа к данным ИС через корпоративный портал, например на базе Microsoft Windows SharePoint Services, Microsoft SharePoint Portal Server или Microsoft Office SharePoint Server;

• различные специфические службы, например сканирования, ввода и преобразования объектов для их массового внесения в ИС и т. д.

На клиентские компьютеры в обязательном порядке устанавливается клиентское приложение ИС, реализующее графический интерфейс пользователя. Также на стороне клиента устанавливаются компоненты, зависящие от варианта поставки, например расширение для быстрой идентификации документов на основе бумажной копии с нанесенным штрих-кодом и т. д.

В случае взаимодействия служб ИС с программным и/или аппаратным обеспечением компьютера, на котором она установлена, необходимо выполнить соответствующие настройки, например внести сведения об используемых средствах ввода/вывода данных и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На практике, помимо установки программных компонент, обеспечивающих не-

посредственное функционирование ИС, выполняется развертывание служб администрирования и мониторинга системных параметров. Например, сервисы профай-линга, сохраняющие данные о работе системы (о выполняемых пользователями операциях или запросах к БД и времени их обработки). Эта и другая статистическая информация сохраняется в специальную БД профайлинга или в текстовые файлы (ло-ги) и затем используется администраторами и разработчиками для обработки технических проблем и улучшения работы ИС.

средства конфигурирования

Как правило, набор средств конфигурирования ИС входит в ее типовую поставку и представляет собой совокупность редакторов или инструментов администратора. ПО для настройки структуры, состояния и поведения объектов ИС принято называть средствами конфигурирования. В табл. 3 приведены типовые инструменты настройки основных объектов конфигурирования ИС.

Название и особенности использования средств конфигурирования специфичны для каждой ИС. В частности, некоторые сред-

Таблица 3. Типовые средства конфигурирования Table 3. Typical configuration tools

Объект конфигурирования Средство конфигурирования

Объектная модель (модель данных) ИС • Редактор модели данных

Пользователи • Редактор модели данных • Редактор управления пользователями

Графический интерфейс: формы ввода, пункты меню, карточки объектов • Редактор модели данных • Редактор графических форм • Редактор пользовательского меню

Типовые объекты: справочники, отчеты, шаблоны, диаграммы процессов • Редактор модели данных • Редактор бизнес-процессов • Стороннее ПО (например, для создания шаблонов документов и т. д.)

Программная реализация функциональных модулей и дополнительных возможностей, в том числе интеграции с другими ИС • Редактор модели данных • Внутренняя среда разработки • Редактор пользовательского меню

Параметры системных служб и сервисов • Интерфейс командной строки • Инструменты администратора (встроенные модули настройки ИС)

Vol. 10. No. 3 (5?). 2015

ства реализованы в виде отдельных утилит, другие представлены в виде компонент, встроенных в специальные пункты пользовательского интерфейса, и т. д. Однако почти все средства конфигурирования связаны с программным ядром ИС — ее объектной моделью. Поэтому практически во всех ИС инструменты настройки доступны для изменения только ограниченной категории пользователей, обладающих правами администратора.

Заключение

Рассмотренные методы и средства конфигурирования ИС подтверждают необходимость глубокого изучения ее объектной модели и принципов ее настройки для возможности использования в качестве гибкого инструмента адаптации разрабатываемого или существующего ПО к специфике области внедрения. Описанные этапы конфигурирования являются типовыми и выполняются практически во всех случаях проектирования ИС и подготовки ее к эксплуатации, независимо от конкретного приложения и технологических особенностей.

Список литературы

1. Вичугова А. А., Вичугов В. Н., Дмитриева Е. А., Цапко Г. П. Информационные технологии: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — 105 с.

2. Фомин В. И. Экономика информационного бизнеса и информационных систем: учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 248 с.

3. Горохова Н. Г. Совершенствование управления организацией на основе внедрения корпоративных информационных систем: монография. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. — 154 с.

4. Вичугова А. А. Методы и средства концептуального проектирования информационных систем: сравнительный анализ структурного и объектно-ориентированного подходов // Прикладная информатика. 2014. №. 1 (49). C. 56-65.

5. Гайсарян С. С. Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программ-

ных систем. URL: http://citforum.ru/programming/ oop_rsis/

6. Гвоздева Т. В., Баллод Б. А. Проектирование информационных систем. М.: Феникс, 2009. — 512 с.

7. Вичугова А. А., Вичугов В. Н., Цапко Г. П. Формальная модель структуры взаимосвязей разнотипных объектов проектирования // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 5. С. 164-169.

8. Веб-система управления проектами Адванта. URL: http://www.advanta-group.ru/

9. Горшков С. Интеграция корпоративных информационных систем с использованием семантических технологий // Бизнес и информационные технологии. 2013. № 25. URL: http://bit.samag.ru/ archive/article/1236

10. Вичугова А. А., Вичугов В. Н., Дмитриева Е. А., Цапко Г. П., Цапко С. Г. Методологические основы проектирования сложных наукоемких изделий и принципы построения интегрированной информационной среды на базе CALS-технологий: монография. Томск: ТПУ, 2013. — 180 c.

11. Ткаченко В. Веб-сервисы и облачные вычисления. URL: http://www.lessons-tva.info/archive/ nov032.html

References

1. Vichugova A. A., Vichugov V. N., Dmitrieva E. A., Tsapko G. P. Informatsionnie technologii: Uchebnoe posobie [Information technologies: A Textbook]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2012. 105 p.

2. Fomin V. I. Ekonomika informatsionnogo biznesa I informatsionnih system: Uchebnoe posobie [Economics of information business and information systems: A Textbook]. Saint Petersburg, Saint Petersburg University of management and economics Publ., 2014. 248 p.

3. Gorochova N. Sovershenstvovanie upravleniya or-ganizarsiey na osnove vnedreniya korporativnih informatsionnih system: monographiya [Optimization of organization management based on the implementation of corporative information systems: мonography]. Moscow MSUP of Ivan Fedorov, 2012. 154 p.

4. Vichugova A. A. Metodi I sredstva konseptualnogo proektirovaniya informatsionnih system [Methods

Том 10. № 3 (б?). 2015

and tools to conceptual design of information systems]. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2014, no. 1 (49), pp. 56-65.

5. Gaisaryan S. S. Objektno-orintirovannie technolo-gii proektirovanya prikladnih programnih system [Object-oriented technologies to design application software systems]. URL: http://citforum.ru/pro-gramming/oop_rsis/ (accessed 18.03.2015).

6. Gvozdeva T. V., Ballod B. A. Proektirovanie infor-matsionnih system [Design of information systems]. Moscow, Feniks Publ, 2009. 512 p.

7. Vichugova A. A., Vichugov V. N., Tsapko G. P. For-malnaya model strukturi vzaimosvyazei raznotipnih objektovproektirovaniya [Formal model of structure of interaction between different design objects]. Iz-vestiya Tomskogo Politechnicheskogo Universite-ta — Bulliten of Tomsk Polytechnic University, 2013, vol. 322, no. 5, pp. 164-169.

8. Veb-sistema upravleniya proektami Advanta [Websystem for project management Advanta]. URL: http://www.advanta-group.ru/ (accessed 18.03.2015).

9. Gorshkov S. Integratsiya corporativnih informatsion-nih system s ispolzovaniem semanticheskih tech-nologiy [Integration of corporative information systems using semantic technologies]. Bizness i Infor-matsionnie Technologii — Business and Information Technologies, 2013, no. 25. URL: httpY/bit.samag. ru/archive/article/1236 (accessed 18.03.2015).

10. Vichugova A. A., Vichugov V. N., Dmitrieva E. A., Tsapko G. P., Tsapko S. G. Methodologicheskie osnovi proektirovaniya slojnih naukoemkih izdeliy I prinsipi postroeniya integrirovannoy informatsion-noy sredi na base CALS-technologiy: monographiya [Methodologycal basic to design complex products and princoples to develop integrated informational environment according CALS-technologies: monog-raphy]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University, 2013. 180 p.

11. Tkachenko V. Veb-servisi i oblachnie vichisleniya [Web-services and cloud computing]. URL: http:// www.lessons-tva.info/archive/nov032.html (accessed 18.03.2015).

A. Vichugova, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, vichugovaaa@tpu.ru

Stages, methods and tools for customization information systems

This material is oriented to people interested in information technologies. The paper tells the basic techniques of information systems' software configuration to customize them for the field of implementation. The main object of study is the data model of typical corporative information system. The basic method for analysis and data presentation is object-oriented approach. There methods and technologies to tune up the different software components are described according to the formal description of their structure and interaction. The article is illustrated by UML-diagrams, tables and visual schemes of object model's elements. There are practical examples of the popular modern information systems are presented. The elements of user management policy's rules are discussed. The aspects of the interfaces' design and tools to enhance information systems' functionality are analyzed. Some attention is paid for COM-technology as a method to deal interaction between desktop information systems based on Windows-platform. There is a discussion of the criteria to choose tools for software development in case of realization new functions. There typical list of obligatory and optional components and services of multiuser corporative information system is presented. This material could be used as the practical guide to prepare for processes of software design and implementation. Keywords: software development, information systems, implementation, customization, object model.

About author: A. Vichugova, PhD in Technique

For citation: Vichugova A. Stages, methods and tools for customization information systems. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2015, vol. 10, no. 3 (57), pp. 88-99 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.