Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАКОМПАНИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАКОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ РИСК / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВЫРУЧКА / ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потехин И. Д.

В статье говорит о том, что для успешного ведения своей деятельности авиакомпании необходимо управлять всеми возникающими финансовыми рисками. В статье особое внимание уделено валютному риску, так как высокая волатильность валютного рынка оказывает негативное влияние на деятельность компании, в том числе на возможное снижение ее финансовых результатов деятельности в случае неблагоприятного изменения валютного курса. Данная тема актуальна и для предприятий аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CURRENCY RISK ON THE ACTIVITIES OF THE AIRLINE

The article says that for the successful conduct of its activities, the airline must manage all emerging financial risks. The article focuses on currency risk, as the high volatility of the foreign exchange market has a negative impact on the company's activities, including the possible reduction of its financial performance in the event of adverse changes in the exchange rate. This topic is relevant for aerospace enterprises.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАКОМПАНИИ»

УДК 336.6

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АВИАКОМПАНИИ

И. Д. Потехин Научный руководитель - Мартынова Т. А.

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ilya.potehin95@gmail.com

В статье говорит о том, что для успешного ведения своей деятельности авиакомпании необходимо управлять всеми возникающими финансовыми рисками. В статье особое внимание уделено валютному риску, так как высокая волатильность валютного рынка оказывает негативное влияние на деятельность компании, в том числе на возможное снижение ее финансовых результатов деятельности в случае неблагоприятного изменения валютного курса. Данная тема актуальна и для предприятий аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: валютный риск, финансовые результаты, выручка, заемный капитал.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CURRENCY RISK ON THE ACTIVITIES

OF THE AIRLINE

I.D. Potekhin Scientific supervisor -Martynova T. A.

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ilya.potehin95@gmail.com

The article says that for the successful conduct of its activities, the airline must manage all emerging financial risks. The article focuses on currency risk, as the high volatility of the foreign exchange market has a negative impact on the company's activities, including the possible reduction of its financial performance in the event of adverse changes in the exchange rate. This topic is relevant for aerospace enterprises.

Keywords: currency risk, financial results, revenue, loan capital.

В настоящее время наиболее значимую роль в деятельности компаний стали играть финансовые риски, которые возникают при осуществлении финансовых операций. Нестабильность политических, экономических и финансовых условий приводят к ухудшению деятельности многих компаний, так как любая компания в ходе ведения своей деятельности попадает под влияние внешней среды и, тем самым, подвергается воздействию определенных рисков, особо сильное влияние имеет валютный риск.

Высокая волатильность валютного рынка оказывает негативное влияние на деятельность компаний, в том числе на возможное снижение финансовых результатов компании в случае неблагоприятного изменения валютного курса.

Многие российские и иностранные ученые предлагали различные определения валютного риска, например, определение Каяшевой Е.В.: «Валютный риск представляет собой риск потерь в связи с неблагоприятным для экономического агента изменением курсов валют» [3].

Дмитриева М. А. в своих работах определяет, что валютный риск - это реализация одного или нескольких событий в связи с изменением курсов валют или действиями органов государствен-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

ной власти, объектом которых являются валютные ценности, приводящие к положительному или отрицательному изменению экономического положения субъекта предпринимательской деятельности [2].

Одной из наиболее актуальных проблем является оценка влияния валютного риска на финансовые результаты деятельности компаний. Валютному риску в той или иной степени подвержены все предприятия, компании и фирмы, но больше всего валютный риск оказывает влияние на компании, которые закупают товар (услуги) или заимствуют денежные средства в одной валюте, а продают в другой.

В работе объектом исследования является Группа «Аэрофлот» - современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России и один из лидеров европейского рынка авиаперевозок.

Как показал анализ, наиболее значимые финансовые риски ПАО «Аэрофлот» связаны с изменением курсов валют, стоимости авиакеросина (на российском и международных рынках) и процентных ставок. При этом данные риск-факторы, в первую очередь курс рубля по отношению к иностранным валютам и стоимость авиакеросина, связанная со стоимостью нефти, находятся во взаимосвязи друг с другом [1].

Компания подвержена воздействию валютного риска в отношении выручки, а также операций по закупкам и привлечению заемных средств, которые выражены в валюте, отличной от рубля. В основном валютный риск возникает по операциям в евро и долларах.

Проанализировав данные о выручке компании, можно прийти к заключению, что ПАО «Аэрофлот» зависит от колебания курса валют, т.к. имеют немалую долю выручки в иностранной валюте.

Надо отметить, что в целом, в структуре заемного капитала преобладают долгосрочные обязательства, доля которых составляет более 85%. При этом в долгосрочных обязательствах преобладает доля финансовой аренды в валюте, которая к 2017 году выросла с 59,1% до 81,9%, что говорит о высоком валютном риске, влияющем на компанию.

Анализ отчета о движении денежных показал, что за анализируемый период компания получает положительный поток денежных средств, что приводит к увеличению денежных средств на конец года. Надо также отметить, что в 2016 и 2017 годах чистый денежный поток компании сократился за счет отрицательного влияния изменения курса валют.

Результаты анализа величины валютного риска компании, определенной исходя из номинальной стоимости финансовых инструментов показал, что за анализируемый период в активах в долларах США в основном представлена финансовая дебиторская задолженность. Обязательства компании в основном представлены обязательствами по финансовой аренде, а также финансовой кредиторской задолженностью номинированных в долларах США.

В целом, представленные обязательства в валюте превышают активы в валюте, несмотря на снижение обязательств в валюте в 2017 году. Следовательно, ПАО «Аэрофлот» подвержено большему влиянию изменения курса валют, особенно при росте курса доллара.

Компания также подвержена риску, связанному с влиянием колебаний рыночных процентных ставок на ее финансовые результаты и денежные потоки. Изменение процентных ставок в основном оказывает влияние на изменение стоимости привлечения кредитов и займов и на будущие денежные потоки (плавающая процентная ставка на кредиты и займы). В момент привлечения новых кредитов и займов, а также финансовой аренды руководство принимает решение исходя из предположения какая процентная ставка будет более выгодной для компании на весь период времени до момента погашения.

Анализ финансовых инструментов показал, что у ПАО «Аэрофлот» в основном представлены финансовые обязательства с плавающей процентной ставкой, включая займы и финансовый лизинг. За анализируемый период компания получила не возобновляемую кредитная линия в ПАО «Сбербанк» с плавающей ставкой. В ПАО «Совкомбанк» и ПАО Банк «ВТБ» компании была открыта кредитная линия с плавающей ставкой, которая может быть выбрана в разной валюте. Следовательно, подверженность компании процентному риску связана с изменением процентных ставок на рынке долгового капитала, что влияет на стоимость кредитов и займов, так в 2017 году шестимесячные ставки LIBOR выросли с 1,31 до 1,83%, а трехмесячные ставки LIBOR уве-

личились с 1,00 до 1,69% по сравнению с 2016 годом, что способствовало гашению задолженности компании.

Анализ структуры операционных затрат ПАО «Аэрофлот» показал, что более 25% затрат приходится на авиационное топливо. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на фоне динамики стоимости нефти и валютного курса, а также увеличением объема перевозок и налета часов.

Оценив влияние валютного риска на чистую прибыль ПАО «Аэрофлот», можно сделать вывод о значительном влиянии изменения валютного курса на чистую прибыль компании.

Таким образом, ПАО «Аэрофлот» подвержено валютному риску, так как значительный объем доходов и расходов зависит от колебания курса валюты по отношению к рублю, а именно:

компания получает выручку от продажи авиа - билетов. На большую часть международных рейсов цены на авиабилеты номинированы в евро;

затраты на авиатопливо, лизинговые платежи и техническое обслуживание (основные валютные затраты) - номинированы в долларах США и евро.

Таким образом, основная задача управления валютным риском - снизить влияние валютных риск-факторов на ПАО «Аэрофлот». Вследствие этого компании рекомендуется:

продолжать проводит политику сбалансированности поступлений и обязательств по каждой из валют;

использует инструменты финансового хеджирования валютных рисков; проводить диверсификацию долговых обязательств по валютам и долговым инструментам; заключать контракт с российской компанией «Ростех» на поставку воздушных судов, с целью снижения затрат на иностранный лизинг.

Надо отметить, то для снижения влияния валютного риска компания хеджирует валютный риск, возникающий по части будущей выручки, выраженной в долларах США, лизинговыми обязательствами, выраженными в той же валюте. Другими словами, компания использует обязательства по долгосрочной аренде, номинированные в долларах США, как инструменты хеджирования риска изменения курса доллара США в отношении выручки.

Таким образом, хеджирование, как метод уменьшения влияния валютного риска, является высокоэффективным, так как будущие оттоки денежных средств, связанные с погашением обязательств по финансовому лизингу, соответствуют будущим поступлениям денежных средств от захеджированной части выручки.

Библиографические ссылки

1. Годовой отчет ПАО «Аэрофлот». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru - Загл. с экрана (дата обращения 10.04.2019).

2. Дмитриева М.А. Валютный риск: от определения к классификации // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 15. - С. 2423-2436.

3. Каяшева, Е.В. Валютный риск: возможность его оценки и хеджирования в современных условиях // Финансы и кредит. - 2009. - № 27. - С. 70-81.

© Потехин И. Д., Мартынова Т. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.