Научная статья на тему 'Анализ влияния территориального маркетинга на развитие муниципального самоуправления'

Анализ влияния территориального маркетинга на развитие муниципального самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коржева Ирина Юрьевна

Статья раскрывает основные вопросы, которые при применении территориального маркетинга помогут вывести муниципальные образования на новый этап развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article opens the basic questions which at application of territorial marketing will help to deduce municipal unions on a new stage of development.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния территориального маркетинга на развитие муниципального самоуправления»

состоит в отрыве процесса обеспечения конкурентоспособности объекта от его реального состояния. Коррекция затрагивает процесс разработки стратегии роста конкурентоспособности, адекватный не только реальному состоянию объекта конкурентоспособности, но и так же совершенствованию организационных воздействий на основе поступающей информации.

3. Несмотря на то, что в целом результат достигнут, сохранение подобной тенденции может спровоцировать более серьезную проблему, выражающуюся в отказе от новых перспектив развития из-за «несовременности технологической базы» и в конечном счете в потере конкурентного преимущества. Корректирующие мероприятия направлены на совершенствование информационного обмена.

4. Полная недееспособность механизма развития, проявляющаяся в переоценке собственных возможностей, в выборе не достижимых целей или в несоответствующих реальному состоянию методов достижения целей. Кроме того, результатом подобного варианта могут являться просчеты в информационном взаимодействии, ресурсооб-мене, адекватной оценке.

Заканчивая изложение материала, хотелось бы акцентировать внимание на том, что повышение технологической конкурентоспособности машиностроительных предприятий зависит не только от желания и возможностей самих хозяйствующих субъектов, но и от поддержки со стороны государства и региональных органов власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваганов А. Инновационная матрица // «Независимая газета — наука». 24.01.2007.

2. Григорьев А.К. Задачи станкостроительной фирмы в решении вопросов технологического перевооружения производства // Индустрия. 2006 № 2.

3. Егорова Н.Е., Котляр Э.А. Стратегии эк роста // Экономическая наука современной России. 2006. № 3.

4. Кудинов А.А., Ступин Н.Д. Техническое перевооружение — ключевая проблема развития предприятий // Машиностроитель № 11. 2003.

5. Кукукина И.Г., Малкова Т.Б. Инвестиционная активность как свойство развития систем теплоэнергетики региона. Международная конференция «Инновационное развитие экономики: те-

ория и практика». Материалы конференции. Часть I. Ярославль: ЯрГУ. 2005. С. 48-50.

6. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. 2007. №8.

7. Моисеев Н.Н. Универсум, Информация, Общество. М. 2001

8. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. Доклад ГУ-ВШЭ // Вопросы экономики. 2007. № 3.

9. Рыгалин Д.Б. Кластерный подход в формировании инновационной политики территорий / / Инвестрегион. 2006. № 2.

10. Симаранов С.Ю. Российская промышленность и инновации // Инновации. 2005. № 5.

Коржева И.Ю.

Анализ влияния территориального маркетинга на развитие муниципального самоуправления

Территория Российской Федерации огромна и многообразна, она обладает обширными природными ресурсами, являющимся главным международным конкурентным преимуществом. В России обеспеченность природными ресурсами в рас-

чете на одного жителя в пять раз выше, чем в США и в девятнадцать раз больше, чем в Западной Европе.

До распада СССР Россия имела свободный доступ практически ко всем видам минерально-

сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, обеспечивая самодостаточный характер экономики, хотя и в условиях значительных энергетических затрат на их добычу и переработку.

В настоящее время Российская Федерация лишилась доступа к 30-40% основных видов минерального сырья. Из-за нарушения межотраслевого баланса и недостатков государственного регулирования цены на отдельные виды ресурсов стали превышать мировые, что сделало их добычу нерентабельной.

Геополитическое положение нашей страны в недавнем прошлом претерпевало быстрые и весьма глубокие изменения, неоднократно ставившие ее перед необходимостью решать принципиальные проблемы внутренней перестройки экономики обеспечения своей национальной безопасности. Страна дробилась на отдельные неконтролируемые центром территории, регионы, муниципальные округа. Сепаратистские настроения в отдельных российских регионах усилились. Наиболее пиковую форму эта тенденция приобрела в Чеченской республике, территория которой в течение длительного времени не контролировалась Российской Федерацией. Регионы становились все менее привлекательными, повсюду царила разруха и упадок производств. Массовая культура отодвигалась на дальний план, уступая дорогу политическим расприям. Потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Значительная часть экономики стала контролироваться олигархическими или откровенно криминальными структурами. Создаваемые муниципальные образования были с явными неравноценными экономическими возможностями, что усугублялось несовершенством законодательной базы и неясностью в вопросах полномочий. Ряд регионов бывшего СССР был забыты и заброшены, все производства на данных территориях были закрыты, а предприятия разграблены, либо перешли из государственной собственности в частную. В связи с этим росло количество безработных и малоимущих. Усилились социальные болезни, обострился демографический кризис, рождаемость падала, смертность росла. Это привело к депопуляции населения в более привлекательные с экономической и социальной точки зрения районы. Из-за отсутствия экономической эффективности управления территориями и неравномерности освоения природных и иных территориальных ресурсов ряд регионов Крайнего Севера и Сибири стали деградировать. Практически вся территория бывшего СССР, стала местом экономической, информационной и культурно-кон-

фессиональной экспансии многих государств, что существенно уменьшило возможности влияния России. Все это привело к упадку страны в целом. Необходимо было начать поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже восемь лет Россия находится на пути подъема из глубокого кризиса. Многое было сделано за этот нелёгкий для страны период. Межнациональные и политические конфликты всячески тормозили этот процесс. Но правильно проводимая политика в Российской Федерации привела к тому, что на сегодняшний день государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире, а реальные доходы людей за восемь лет выросли в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Но и этого недостаточно.

Чтобы укрепить экономические и политические позиции в мире, государству необходимо полностью использовать все возможные ресурсы, и наиболее эффективно задействовать территории регионов и субъектов Российской Федерации, основываясь на накопленном опыте перейти к новому этапу развития страны. Например, по Дальнему Востоку существует федеральная целевая программа развития. В рамках этой программы там планируется проведение ряда крупных международных мероприятий. Но этого недостаточно, нужно поднимать промышленный комплекс, улучшать социальный сектор и инфраструктуру муниципальных образований, районов, регионов, страны. Остановить отток населения с Дальнего Востока и добиться того, чтобы люди сами были заинтересованы в проживании на данной территории. Необходимо создать условия качества жизни такие же, как на европейской части Российской Федерации. Для реализации этих планов необходимо провести глубокий территориальный маркетинг, повысить имидж, инвестиционную привлекательность и выделить приоритетные направления развития регионов.

Для современной России вышедшей на путь глубоких социально-экономических преобразований необходимы новые инструменты для эффективного реформирования, одним из которых является территориальный маркетинг. Он представляет собой, передовую идею, философию, разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы территории через ориентацию на потребности населения за счет лучшего использования имеющихся конкурентных преимуществ. Терри-

ториальный маркетинг, может оказывать влияние на создание платформы для экономической деятельности региональных предприятий, реализацию эффективных рыночных механизмов на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, анализировать большинство вопросов и давать на них ответы, касающиеся выделения первоочередных целей и задач муниципальных образований, региона в целом. Нужно научить руководителей регионального и местного уровня мыслить, таким образом, используя такую деловую философию активной предпринимательской деятельности, которая будет нацелена, на стремлении удовлетворить выявленные потребности населения, как на данной территории, так и за ее пределами. Благодаря проведению грамотного маркетинга территорий выявляются наиболее эффективные экономические пути развития муниципальных образований.

Маркетинг, это реклама, которая предназначена для увеличения инвестиций на развитие регионов, территорий и муниципальных образований. Он может быть частичным или общим. Частичный — рекламирует часть региона, а общий — весь регион в целом. Цель территориального маркетинга — улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития муниципальных образований, для принятия эффективных решений, направленных на создание и поддержание привлекательности и престижа муниципальных образований в целом, а также привлечения сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства.

Применение территориального маркетинга означает возможность муниципальных органов власти быть партнером для предпринимателей, способных не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально-экономическому развитию, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими. В этом смысле территориальный маркетинг можно представить как совместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах современного социально ориентированного маркетинга. В рамках территориального маркетинга муниципальные образования рассматриваются в виде товара, который должен формировать соответствующий имидж.

Для реализации этой цели необходимо:

• разработать и принять комплексную целевую программу регионального маркетинга, основной задачей которой является разработка стратегии достижения целей экономического развития муниципального образования;

• добиться от государства частичного финансирования программы развития региона;

• перераспределить ресурсы в пользу региональных отраслей и предприятий на федеральном и региональном уровне;

• создать все условия эффективного использования ресурсов данного региона;

• обеспечить целевую поддержку приоритетных отраслей и предприятий;

• повысить инвестиционную привлекательность региона;

• оказывать влияние активизирование предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику;

• развивать сырьевой и производственно-технологической базу традиционных отраслей хозяйствования и отраслей по переработке сырья и продукции, переходить на инновационный путь развития;

• вывести регион на частичное самообеспечение жизненно важными товарами народного потребления;

• создать условия для нормального проживания населения;

• повысить привлекательность региона для квалифицированной рабочей силы;

• рассматривать туристический и культурный потенциал региона, как источник дополнительного финансирования развития территории.

В целом территориальный маркетинг является малоразработанным экономическим инструментом, отдельные его стороны нашли отражение в теории и активно используются в практике не только за рубежом, но и стали применяться в нашей стране. Прежде всего, это относится к стратегическому направлению, связанному с привлечением инвесторов и туристов на основе создания и распространения позитивной картины территории, а потому получившему название маркетинга имиджа.

Стратегия развития муниципального образования основывается на определении текущего уровня развития, определении ресурсного потенциала, выявлении проблем и предложении способов их решения, реализации задач муниципального образования, соответствующих его целей. Необходимо объективно оценивать муниципальное образование по следующим критериям:

1. дать оценку ресурсного потенциала который является одним из важнейших этапов определения путей экономического развития территории. За время переходного периода российской экономики, время жёсткой зависимости государства от природных ресурсов и связанных с ними экспортно-ориентированных отраслей, сложилось ошибочное представление, что ресурсный потенциал территории измеряется исключительно, или преимущественно, величиной природных ресурсов. Вместе с тем, ресурсный потенциал — это комплексное понятие, включающее в себя не только развитие экономики и её природной базы, но и развитие социальной сферы и общественной жизни как фактора стабильности развития любой территории;

2. дать оценку уровня социально-экономического развития муниципального образования, который позволит определить, на какой стадии развития находится данное муниципальное образование, какие существуют возможности для решения задач муниципального образования, а также определить сильные и слабые стороны социально-экономического развития муниципального образования. Уровень социально-экономического развития муниципального образования оценивается по нескольким блокам: социально-демографический, муниципальное хозяйство, производственно-экономический, финансовый.

Нужно переделать законодательство таким образом, что бы муниципальные образования были вынуждены выйти на новый уровень развития, вынудить их развивать инфраструктуру, научить их мыслить по-новому. Необходимо уменьшить финансовую зависимость муниципальных образований от центра. Регионы должны рассчитывать, прежде всего, на свои силы.

Требуется изучение и анализ, с одной стороны, внутрирегиональных интересов и потребностей, а с другой стороны, оценка собственных возможностей их удовлетворения. Чтобы начать движение в этом направлении более эффективно, нужно обучать государственных и муниципальных чиновников территориальному маркетингу. Регионы сегодня стоят перед необходимостью проводить самостоятельную социально-экономическую политику. В связи с этим, возникает проблема формирования эффективной региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики и, как следствие, привлечение инвестиций. Должны быть чётко разработанные и осуществляемые планы развития территорий, опирающиеся не на федеральные фи-

нансовые ресурсы, а на использование и развитие местного потенциала, который должен базироваться на новых, рыночных механизмах сотрудничества различных структур. Региональный маркетинг является базой для разработки и реализации долгосрочных концепций комплексного развития экономики и социальной сферы муниципальных образований, при постепенном устранении негативных явлений и решения социально-экономических проблем. Это особенно актуально в связи с внедрением в нашей стране плана долгосрочного стратегического развития до 2020 года, в рамках которого до 2010 года в стране уже утвержден конкретный план развития, сверстан бюджет.

Модернизация экономики страны, региона, нужно начинать с малого - с модернизации муниципальных образований, так как они находятся в непосредственной близости к населению, а следовательно, не понаслышке знают о его нуждах и потребностях. Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной.

Необходимо поэтапно идти по пути инновационного развития, с привлечением высококлассных специалистов, которые должны в первую очередь выступить с идеями развития территории, основываясь на возможностях каждого муниципального образования (рис. 1).

Прежде всего, нужно обратится к институтам, проводящим маркетинговые исследования для досконального изучения территории, выявления и оценки имеющихся ресурсов, учету и сведению воедино потребностей и определение возможных путей социально-экономического развития. Сбор данных о маркетинговой среде, предполагает, прежде всего, анализ потенциальных рынков сбыта. При этом наиболее важными свойствами рынка являются:

• географическое положение;

• емкость;

• нужды, потребности, вкусы покупателей;

• товарная структура;

• фирменная структура и острота конкуренции;

• конъюнктура и ее прогноз на ближайшее время;

• долгосрочные тенденции развития;

Нужно на основе реальной ситуации выдвинуть

идеи для эффективного экономического и социального развития муниципального образования. Установить приоритетность и отобрать наиболее привлекательные идеи развития, которые будут учитывать миссию, цели и ресурсы территории, для того чтобы в максимальной степени отвечать требованиям населения. Следующим шагом должна быть раз-

Предложение возможных идей развития муниципального образования

Ж

Отбор возможных идей развития муниципального образования

Ж

Разработка и проверка концепций с целью успешного выявления приоритетных направлений

Ж

Проведение маркетинговой стратегии развития муниципального образования

Ж

Коммерческий анализ, оценка коммерческой привлекательности предложения

Ж

Разработка целевой комплексной программы развития муниципального образования

Ж

Реализация целевой комплексной программы развития муниципального образования

Рис. 1. Схема основных этапов процесса разработки концепции развития муниципального образования.

работка и проверка идей территориального развития. На этом этапе составляется подробное описание идей, намечая потенциальные выгоды для муниципального образования. Затем, концепции проверяются на заинтересованности населения в развитии того или иного сектора, возможности привлечения трудовых, материальных и природных ресурсов. После этого можно приступить к разработке исходной маркетинговой стратегии, описывающей предварительные представления о целевых рынках, планируемом позиционировании этапов развития и дополнительной бюджетной обеспеченности связанной с реализацией плана развития муниципального образования. Коммерческий анализ — оценка коммерческой привлекательности предложения, задача, которая требует подсчета общих ожидаемых издержек программы развития и соотношения этих издержек с любыми денежными и неденежными выгодами муниципального об-

разования, т.е. ожидаемые результаты, оценка социально-экономической эффективности. После завершения коммерческого анализа можно приступать к разработке целевой комплексной программы развития муниципального образования, к программным мероприятиям и механизмам реализации. До этого момента идея комплексного развития существует только на словах. Итак, целевая программа разработана, и можно приступить к ее реализации в реальных рыночных условиях. По сути, любая целевая программа является важным рычагом воздействия на экономику и позволяет комплексно и системно решать проблемы экономической и социальной политики региона на тех направлениях, где другие способы неэффективны и неприемлемы. Она является основным и эффективно действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития территориальной экономики. Но ненужно за-

бывать, что реализация целевой программы — это, прежде всего достижение целей, а не освоение целевых средств, иначе происходит подмена цели средствами ее достижения, и система исполнения целевой программы начинает «пробуксовывать», работать более на себя, чем на цель.

Создание притягательности, привлекательности муниципального образования — вот, главная цель проведения территориального маркетинга, которая дает возможность повысить такие показатели, как:

• повышение уровня жизни;

• создание новых рабочих мест и обеспечение занятости;

• повышение уровня образования, профессиональной подготовки;

• развитие культуры и международного сотрудничества;

• повышение конкурентоспособности и товарного выхода продукции местного производства на основе развития традиционных, сопряженных и новых отраслей;

• восстановление природных ресурсов;

• развитие инновационного потенциала;

• снижение ресурсной зависимости территорий;

• повышение доходности местных бюджетов;

• формированию рыночной инфраструктуры.

Муниципальные образования имеют существенные различия между собой по величинам ресурсного производства, делового и интеллектуального потенциалов, поэтому они должны проводить самостоятельную политику по региональному маркетингу и другим проблемам. Сбалансированное территориальное развитие ведет к развитию всей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крнституция Российской Федерации. М.: 1993.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета. 2003. 8 окт. № 202.

3. Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций / Пер. с англ. Под ред. С.Г.Божук. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

4. Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. М.: Норма, 2007. 320 с.

Андреев П. А.

Направления повышения конкурентоспособности

компаний-производителей строительных материалов

На сегодняшний день в арсенале производителей строительных и отделочных материалов имеется большое количество способов и приемов, с помощью которых они могут конкурировать друг с другом. Назовем основные факторы конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, это соотношение качества и стоимости строительных материалов. Важнейшие составляющие. Как правило, именно они в первую очередь рассматриваются компаниями производителями. В большинстве случаев производитель

придерживается определенного ценового сегмента, который, в свою очередь, диктует уже требования к качеству продукции. Таким образом, если это высший ценовой сегмент, то и качество, скорее всего, будет на высоком уровне. Средний ценовой сегмент — средний уровень качества, низший ценовой сегмент — низкий уровень качества. В случае с одними сегментами материалов (например, интерьерные материалы), производители имеют существенные возможности для изменения цены и качества продукта, в других же сег-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.