Научная статья на тему 'Анализ влияния социальных сетей на рост нарциссизма'

Анализ влияния социальных сетей на рост нарциссизма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1668
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НАРЦИССИЗМ / МЕДИА / FACEBOOK / SOCIAL NETWORKS / NARCISSISM / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чикалина В.А.

В статье анализируется связь между социальными сетями и ростом нарциссических черт у их пользователей. Рассматривается зависимость роста нарциссизма у человека от выбора им социальной сети и способа коммуникации с другими пользователями. На основе проведенного исследования делается вывод о влиянии социальных сетей на рост нарциссизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the impact of social networks on the growth of narcissism

The article analyzes the relationship between social networks and the growth of narcissistic traits among their users. The article considers the dependence of the growth of narcissism in a person on his choice of a social network and the method of communication with other users. Based on the study, it is concluded that social networks influence the growth of narcissism.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния социальных сетей на рост нарциссизма»

Анализ влияния социальных сетей на рост нарциссизма Analysis of the impact of social networks on the growth of narcissism

Чикалина В.А.

Студент 4 курса,

Филиал «САФУ имени М.В. Ломоносова» в г.Коряжме,

РФ, г.Коряжма e-mail: ms. chikalina@yandex. ru

Chikalina V.

4rdyear student,

Branch «NArFU named after M.V. Lomonosov» in Koryazhma,

Russia, Koryazhma e-mail: ms.chikalina@yandex. ru

Аннотация.

В статье анализируется связь между социальными сетями и ростом нарциссических черт у их пользователей. Рассматривается зависимость роста нарциссизма у человека от выбора им социальной сети и способа коммуникации с другими пользователями. На основе проведенного исследования делается вывод о влиянии социальных сетей на рост нарциссизма.

Annotation.

The article analyzes the relationship between social networks and the growth of narcissistic traits among their users. The article considers the dependence of the growth of narcissism in a person on his choice of a social network and the method of communication with other users. Based on the study, it is concluded that social networks influence the growth of narcissism.

Ключевые слова: социальные сети, нарциссизм, медиа, facebook.

Key words: social networks, narcissism, media, facebook.

В настоящее время существует большое количество различных социальных сетей, таких как, например, Facebook или Twitter, что в конечном итоге послужило источником предположений о том, что интенсивность использования этих платформ связана с ростом нарциссических черт у их пользователей. Социальные сети постепенно становятся неотъемлемой частью жизни миллиардов пользователей по всему миру.

Нарциссизм - это свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке, в большинстве случаев не соответствующей действительности [6]. На данный момент существует три типа нарциссизма: открытый, который требует восхищения собой; закрытый, который зависит от своего партнера, от его достижений; ядовитый, который требует не только восхищения собственной персоной, но и одновременно унижения за счет этого других. Нарциссические личности имеют глубокую потребность в чрезмерном внимании и восхищении, а социальные сети могут являться почти идеальной площадкой для привлечения внимания. Иногда даже беглый взгляд по странице или блогу в социальной сети покажет записи, в которых, по всей видимости, присутствует преувеличение достижений.

По данным We Are Social и Hootsuite на 2019 год количество уникальных мобильных пользователей в сравнении с прошлым годом увеличилось на 100 миллионов (2%), что означает, что теперь их численность составляет 5,11 миллиард. Так же агентства подсчитали и численность аудитории в социальных сетях, она составила 3,48 миллиард, что означает увеличение на 288 миллионов, то есть 9%. Аудитория социальных сетей значительно повзрослела в сравнении с 2018 годом, так как большую часть стали составлять люди в возрасте 30 лет. Количество проведенного времени разнится в зависимости от страны, так, например, самое малое время, а

именно 36 минут в день, в социальных сетях проводят жители Японии, а самое большое, то есть 4 часа 12 минут, жители Филиппин [5].

Самой популярной социальной сетью в мире на сегодня является Facebook, собрав 2,271 миллиарда пользователей. Почти преодолев порог в 2 миллиарда второе место занимает YouTube, а на третьем расположился WhatsApp, зарегистрированных пользователей в котором насчитывается 1,5 миллиарда. Тройка самых популярных социальных сетей в России немного отличается, разместив на первом, втором и третьем местах YouTube, VK и WhatsApp соответственно.

Социальные сети позволяют нам делится с нашей семьей, друзьями или коллегами жизненными событиями и ежедневными размышлениями. С их появлением связь людей по всему миру стала намного проще, однако, чрезмерное размещение фотографий, а в особенности тех, на которых запечатлен сам пользователь, может вызвать негативные последствия в виде преодоления порога нарциссического расстройства личности.

С ростом пользователей сети Facebook ученые проводят различные исследования о связи данной социальной сети с нарциссизмом. Результаты таких исследований постоянно показывают, что люди, которые набирают больше всего баллов по опроснику нарциссической личности, имеют большее количество друзей в Facebook, часто делятся фотографиями, на которых они запечатлены, и часто обновляют статус.

Увеличение аудитории социальных сетей позволяет ученым проводить все больше научных исследований, связанных с психическим здоровьем и поведением пользователей. Рост нарциссических черт был замечен еще в 1980-х и 1990-х годах, поколение которых в 2007 году было спорно названо американским психологом Джин Твенге поколением «Я». В своей книге «The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement» психолог сравнивает рост нарциссизма, исследование по поводу которого было проведено на 37 000 учащихся колледжа, с ростом ожирения в Америке с 1980 годов до настоящего времени [3]. Джин Твенге считает, что рост нарциссических черт среди молодого поколения — это еще одна «эпидемия», захватившая мир.

Одно из последних исследований в данной области было проведено исследователями из университета Суонси, находящегося в Великобритании, и Миланского университета, находящегося в Италии. В нем участвовали 74 человека, из которых 19 мужчин и 55 женщин, в возрасте от 18 до 34 лет в течение 4 месяцев. Участники исследования были учащимися на факультете психологии в университете Великобритании и были отобраны добровольно.

В начале исследования участникам было предложено самим оценить время провождения в интернете исключая часы работы, а также пройти онлайн-опросы NPI-40 (Narcissistic Personality Inventory) [8], состоящий из 40 вопросов, и PIUQ (Problematic Internet Use Questionnaire) [1], состоящий из 18 вопросов. По завершению 4 месяцев участники снова прошли онлайн-опросы и отправили их по электронной почте.

В результате среднее число дней в неделю, проведенных в интернете, составило 4,92, а среднее число часов в день 2,92. Все 74 участника отметили социальные сети как одну из причин использования интернета. На первом месте среди социальных сетей был отмечен Facebook, им пользовались 44 человека, на втором Instagram (17 человек), на третьем и четвертом Twitter и Snapchat (по 10 человек).

Данное исследование показало связь между начальными уровнями проблемного использования интернета (PIU) и последующими уровнями нарциссизма (NPI), однако, такая связь прослеживалась лишь у тех участников, которые в преимуществе использовали такие социальные сети как Facebook, Instagram и Snapchat. В среднем рост нарциссических черт у участников, использующих для обмена фото - и видео-контент, составил 25%. Участники, которые использовали в социальных сетях только вербальные сообщения, как например в Twitter, не были замечены в росте нарциссизма. Таким образом, из этого исследования можно сделать вывод, что

социальные сети имеют влияние на рост нарциссизма у их пользователей, но важную составляющую так же составляет и выбор социальной сети.

Второе исследование, на которое также стоит обратить внимание, проводили в том же 2018 году Тимо Гнамбс (Timo Gnambs) из института по изучению образовательных траекторий им. Лейбница и Маркус Аппель (Markus Appel) из университета Кобленца-Ландау. Было выявлено две цели для исследования. С одной стороны, исследователи стремились предоставить данные о взаимосвязи поведения в социальных сетях и нарциссизмом. Напротив, люди, страдающие закрытым нарциссизмом, который связан с неуверенностью, хрупкой оценкой и социальной изоляцией, не будут столь же ярко вести социальные сети, поэтому таких нарциссических личностей сложно будет выявить.

В исследовании приняли участие 25 631 из 16 разных стран. Около 50% составляли участники из Соединенных Штатов Америки, доля участников из Европы составила 21%, а из Азии 15%. Примерно 60% участников были женщинами, а возрастной диапазон колебался от 14 до 35 лет. Ученые использовали метааналитический подход и для анализа, за вычетом данных о возрасте и поле участников, использовали сведения о длительности (например, время, проведенное в социальных сетях в день), частоте (например, количество логинов, друзей или сообщений), длине текста (например, количество слов в профиле).

В результате исследования были сделаны три вывода: во-первых, была выявлена общая связь между поведением в социальных сетях и, так называемым, открытым нарциссизмом. Во-вторых, была предоставлена детальная оценка связи между социальными сетями и нарциссизмом, в которой ожидаемо сильнее оказалась связь между социальными сетями и открытым нарциссизмом, нежели с закрытым нарциссизмом. В-третьих, благодаря метааналитическому подходу появилась возможность сравнить результаты из разных стран, что помогло сделать вывод о том, что нарциссические тенденции неравномерно распределены по всему миру, а иногда даже между этническими группами одной страны [2]. Итак, вывод из этого исследования заключается в том, что социальные сети в значительной степени влияют лишь на рост открытого нарциссизма.

Приведенные в пример выше исследования показывают, что предыдущие противоречивые исследования о влиянии социальных сетей на рост нарциссизма так же имеют место быть, так как каждое из исследований показало различные результаты. Рост нарциссических черт у пользователей может зависеть не только от выбора социальной сети, а также и от типа нарциссизма, который мог быть изначально присущ человеку, и еще многих факторов, которые могут повлиять на его рост.

Поведение человека с нарциссическим расстройством направлено на единственную цель -подтверждение собственной ценности [7]. Социальные сети в этом случае помогают человеку почувствовать себя защищенным, так как он может демонстрировать лишь те свои стороны, которые считает нужными, а также может фильтровать всю нежелательную критику о себе. Люди часто используют Facebook или Twitter, а также другие социальные сети, чтобы выглядеть более важными в глазах других людей, быть особенными и получать внимание. Пользователи выбирают наиболее привлекательные фотографии, чтобы делиться ими, выставляют о себе только ту информацию, которая будет выгодна. Но несмотря на то, что интерес к нарциссизму растет среди исследователей и общей популяции, нельзя говорить, что нынешнее поколение более нарциссично, чем предыдущее [7].

Так оказывают ли влияние социальные сети на рост нарциссических черт у их пользователей? Или они лишь являются идеальной средой для самовыражения нарциссов? Несомненно, социальные сети поощряют саморекламу, так как это является контентом, из которого и состоят социальные сети. Однако, нельзя дать однозначный ответ на данные вопросы, так как существует достаточно много факторов, влияющих на

психическое здоровье и поведение человека. В мире, где человек всегда готов к использованию мобильного устройства, где каждый телефон - это еще и камера, мы всегда находимся всего в нескольких кликах от публикации нашего следующего шага, поэтому предположение о том, что социальные медиа создали среду, способствующую росту нарциссизма - несомненно верное. Большинство поведенческих экспертов сходятся во мнении, что нарциссизм является не биологическим фактором, а социальным, поэтому одним из решений такой проблемы является прививание детям здорового чувства истинного самоуважения до того, как они повзрослеют и зарегистрируются в своей первой социальной сети.

Список используемой литературы:

1. Demetrovics Z., Szeredi B., Rosza S. The three-factor model of Internet addiction: the development of the Problematic Internet Use Questionnaire // Behavior Research Methods. -2008. - Vol. 40. - P. 563-573.

2. Gnambs T., Appel M. Narcissism and Social Networking Behavior: A Meta-Analysis // Journal of Personality. - 2018. - №86(2). - pp. 200-212.

3. Jean M. Twenge, W. Keith Campbell The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. - NY, USA: Atria Books, 2009. - 368 p.

4. Phil Reed, Nazli I. Bircek, Lisa A. Osborne, Caterina Vigano, Roberto Truzoli Visual Social Media Use Moderates the Relationship between Initial Problematic Internet Use and Later Narcissism // The Open Psychology Journal. - 2018. - №11. - P. 163-170.

5. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России // WebCanape URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 15.08.2019).

6. Нарциссизм // Вестник Психологии URL: https://psychologyjournal.ru/stories/nartsissizm/ (дата обращения: 17.08.2018).

7. Нарциссизм, современная культура и социальные сети // Психолог Ирина Ушкова URL: https://irinaushkova.ru/narcissizm-sovremennaya-kultura-i-so/ (дата обращения: 15.08.2019).

8. Нарциссический опросник личности // Психологическая диагностика URL: https://sites.google.com/site/test300m/npi40 (дата обращения: 15.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.