СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 331.101.3 A.A. СОЛОМЕИН
ББК 65.24 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Рассматривается вопрос влияния основ функционирования пенсионной системы на формирование трудовой мотивации. Раскрывается мотивационный потенциал системы государственного обязательного пенсионного страхования, а также выделяется ряд факторов, значительно ослабляющих реализацию ее мотивационной функции. Определяется степень воздействия дополнительного негосударственного пенсионного страхования, а именно дополнительных пенсионных программ, предлагаемых предприятиями, на мотивацию труда работников.
Ключевые слова: трудовая мотивация, пенсионная система, обязательное пенсионное страхование, мотивационный потенциал, дополнительное негосударственное пенсионное страхование, трудовая пенсия.
A.A. SOLOMEIN
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF PENSION SYSTEM FUNCTIONING BASES INFLUENCE ON FORMATION OF LABOUR MOTIVATION
The influence of pension system functioning bases on formation of labour motivation is considered. The motivational potential of state obligatory retirement insurance is revealed; also a number of factors that weaken considerably the implementation of its motivational function are marked out. The influence degree of additional non-state retirement insurance, namely additional pension schemes offered by enterprises, on employees' labour motivation is defined.
Keywords: labour motivation, pension system, obligatory retirement insurance, motivational potential, additional not-state retirement insurance, labour pension.
Проблемам пенсионного обеспечения в последние годы уделяется серьезное внимание исследователей как в силу проводимых в этой сфере преобразований, так и по причине важности самого института пенсионного обеспечения для всего населения. Однако чаще всего предметом научного анализа становятся финансовые и институциональные аспекты осуществляемой пен-
сионной реформы. Вопросы влияния основ функционирования пенсионной системы на формирование трудовой мотивации работников пока остаются малоизученными, хотя их актуальность несомненна. Такое влияние происходит в силу социально-экономической природы пенсии, которая является частью «отложенной» оплаты труда, замещающей доход в случае потери трудоспо-
собности. При этом пенсия — практически единственное средство жизнеобеспечения населения после прекращения трудовой деятельности. Поэтому, безусловно, вопрос формирования пенсии и повышения ее уровня должен являться одним из главных побудительных мотивов участия в трудовой деятельности.
Прослеживается очевидная зависимость формирования трудовой мотивации от действия принципов организации и характера финансирования системы пенсионного обеспечения. Так, например, в СССР существовала развитая распределительная пенсионная система, которая создавалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений. Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работника бесплатным. Государственная политика формировала такую модель поведения граждан, основой которой были их сильная зависимость от государства и отсутствие личной ответственности за собственное будущее [1, с. 5]. В сознании граждан утрачивалось понимание экономической взаимообусловленности размера пенсии и величины трудового вклада, что, в свою очередь, становилось фактором ослабления трудовой мотивации работников.
Одной из задач проводимой пенсионной реформы стало усиление зависимости пенсии от трудового вклада и, соответственно, способствование реализации мотивацион-ного потенциала пенсионного обеспечения через развитие системы пенсионного страхования. Современная российская пенсионная система перешла от распределительной системы к смешанной. Новая пенсионная система, так же как и предыдущая, основана на принципе солидарности поколений, однако современная пенсионная модель в значительной степени является страховой, и в ее рамках определение размера трудовой пенсии будет зависеть от таких параметров, как размер заработной платы (за весь период трудовой деятельности), объем уплаченных страховых взносов, продолжительность страхового стажа.
Рассмотрение уровней пенсионной системы, к которым относятся государственное обязательное пенсионное страхование и дополнительное негосударственное пенсионное страхование, а также составляющих
их элементов позволит определить влияние каждого из них на мотивацию формирования будущей пенсии работников.
В системе государственного обязательного пенсионного страхования мотивацион-ная функция возложена на такие ее элементы, как страховая и накопительная части пенсии. Формирование страховой части трудовой пенсии представляет собой ключевой элемент в новой пенсионной системе. Источниками финансирования страховой части являются страховые взносы, которые перечисляются в бюджет Пенсионного фонда России. Поступившие страховые платежи персонифицируются и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед застрахованными лицами на их индивидуальных лицевых счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам, тем самым реализуется принцип солидарности поколений.
Каждый работающий должен четко представлять, что размер страховой части его будущей пенсии непосредственно зависит от размера его заработной платы и чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи и, следовательно, размер будущей пенсии. Однако практика проведения пенсионной реформы показала недостаточную степень информированности работающих граждан в данном вопросе, что снижает мотивационный потенциал страхового элемента пенсионной системы.
Другим важным направлением проводимой пенсионной реформы стало формирование накопительной части трудовой пенсии, предполагающее отчисление части страховых пенсионных взносов для лиц, родившихся позднее 1967 г. Средства, направляемые на накопительную часть пенсии, должны инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, который также будет зачисляться на личные пенсионные счета граждан.
Предполагалось, что переход к накопительной пенсионной системе будет способствовать повышению интереса работников к формированию своей будущей пенсии, поскольку одной из основных целей пенсионной реформы являлось стимулирование граждан к самостоятельному накоплению
на будущую пенсию через негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании. К сожалению, несмотря на появившиеся новые возможности личного формирования пенсии, подавляющее большинство будущих пенсионеров остаются пассивными участниками накопительной пенсионной системы и 88,5% всех пенсионных накоплений находятся преимущественно в управлении государственной управляющей компании [5]. К причинам низкой активности граждан в накопительной пенсионной системе необходимо отнести недостаточную информированность населения о возможностях, которые предоставляет им накопительный компонент пенсии, а также недоверие к тому, что частные финансовые институты смогут сохранить накопленные на старость средства.
Однако существует и более серьезная причина неэффективности функционирования современного накопительного элемента пенсии. По долгосрочным прогнозам, доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии для лиц, которые в полном объеме участвуют в накопительной пенсионной системе, к 2050 г. не превысит 15%, что не позволяет говорить о формировании в будущем весомого накопительного элемента [3, с. 63]. Общие тенденции пенсионного обеспечения также не внушают оптимизма. Так, в последние годы наблюдается постепенное падение коэффициента замещения (отношение размера средней пенсии к величине средней зарплаты по стране). Данный коэффициент в 2007 г. составил 23%, и в будущем планируется только его
снижение. Даже с учетом преобразований, которые затронут пенсионную систему с 2010 г., получается, что к 2030 г. отношение среднего размера трудовой пенсии к среднему размеру заработной платы составит 21,5%, в 2050 г. — 20,3% [4, с. 9]. Все это также не позволяет говорить о реализации мотивационного потенциала системой государственного обязательного пенсионного страхования в целом и ее накопительным элементом в частности.
Таким образом, на сегодняшний день существует ряд серьезных факторов, значительно ослабляющих реализацию мотива-ционной функции системой государственного обязательного пенсионного страхования (рис.).
Помимо государственной системы пенсионного страхования определенную роль в увеличении размеров будущей пенсии нынешних работников должна сыграть система дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Необходимость развития дополнительного пенсионного страхования очевидна по ряду причин. О некоторых из них, таких как невозможность значительно увеличить размер пенсии лишь за счет усилий государства, а также слабая заинтересованность работников в накоплении будущей пенсии, уже говорилось ранее. Другой причиной является надвигающийся дефицит рабочей силы, который может привести к тому, что социальные пакеты (включая корпоративные пенсионные программы) могут стать важным средством борьбы за квалифицированные кадры и одним из основных факторов трудовой мотивации.
Основные факторы ослабления мотивационной составляющей системы государственного обязательного пенсионного страхования
С целью изучения влияния на трудовую мотивацию корпоративных пенсионных программ нами в 2009 г. на трех крупных предприятиях г. Иркутска различной отраслевой принадлежности (энергетики, нефтедобычи, транспорта) был проведен экспертный опрос представителей администрации и анкетный опрос сотрудников (выборочная совокупность составила около 600 чел.). По мнению экспертов, участие в корпоративных пенсионных программах теоретически может стать одним из факторов трудовой мотивации. Однако на практике данная мотивация наиболее очевидно проявляется у работников предпенсионного и пенсионного возраста, тогда как работники наиболее активного трудоспособного возраста в меньшей степени предрасположены к участию в корпоративных пенсионных программах и не рассматривают их в качестве значимого фактора трудовой мотивации. Такая тенденция подтверждается данными анкетного опроса (табл.).
Степень важности наличия дополнительной
пенсионной программы на предприятии при выборе основного места работы, % от числа опрошенных
Вариант Возраст респондентов
ответа До 29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и старше
Для меня 22,7 35,1 41,2 60,7
это важно
Для меня 44,8 48,8 38,9 23,1
это не
имеет
принципи-
ального
значения
Для меня 15,6 8,3 4,0 6,8
это совер-
шенно не
важно
Затруд- 16,9 7,8 15,9 9,4
няюсь
ответить
Полученные результаты свидетельствуют о том, что система дополнительного негосударственного пенсионного страхования еще далеко не в полной мере задействовала свои возможности по формированию трудовой мотивации, поскольку наиболее «ценная» часть трудового потенциала предприятия наименее мотивирована участием в корпоративных пенсионных программах, высказывая сомнение в их возможности обеспечить в дальнейшем достойный уровень пенсии.
Анализ функционирования государственного обязательного пенсионного страхования и дополнительного негосударственного пенсионного страхования позволяет сделать вывод о том, что в нынешнем виде они не являются значимым фактором формирования трудовой мотивации. В такой ситуации необходим комплекс мер, направленный на усиление мотивационного потенциала всех уровней и элементов системы пенсионного страхования. Со стороны государства одной из таких мер можно считать недавнее принятие федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ [2], согласно которому государство обязуется софинансировать дополнительные пенсионные накопления граждан. Однако практика реализации программ пенсионного страхования как на обязательном, так и на добровольном уровне показывает, что наряду с финансовым ресурсом серьезную значимость в усилении влияния на мотивационный потенциал пенсионной системы приобретают ресурсы информированности граждан и их доверия к финансовым институтам, обеспечивающим сохранность и приумножение пенсионных накоплений.
Список использованной литературы
1. Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы: аналит. докл. / Независимый институт социальной политики. М., 2005.
2. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон от 30 апр. 2008 г. № 56-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы. 2008. № 12.
4. Соловьев А.К. Долгосрочный прогноз развития пенсионной системы России // Вестник государственного социального страхования. 2008. № 12.
5. Якушев Е.Л. Основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.p-a-c.ru.
Bibliography (transliterated)
1. Maleva T.M., Sinyavskaya O.V. Pensionnaya reforma v Rossii: istoriya, rezul'taty, perspectivy: analit. dokl. / Nezavisimyi institut sotsial'noy politiki. M., 2005.
2. O dopolnitel'nykh strakhovykh vznosakh na nakopitel'nuyu chast' trudovoy pensii i gosudarstven-noy podderzhke formirovaniya pensionnykh nakopleniy: feder. zakon ot 30 apr. 2008 g. № 56-FZ [Electronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Consul'tant Plyus».
3. Solov'ev A.K. Dolgosrochnoe planirovanie razvitiya pensionnoy sistemy na osnove actuarnykh raschetov // Finansy. 2008. № 12.
4. Solov'ev A.K. Dolgosrochnyi prognoz razvitiya pensionnoy sistemy Rossii // Vestnik gosudarstven-nogo sotsial'nogo strakhovaniya. 2008. № 12.
5. Yakushev E.L. Osnovnye tendentsii razvitiya negosudarstvennykh pensionnykh fondov v Rossiyskoy Federatsii [Electronnyi resurs]. URL: http://www.p-a-c.ru.