УДК 339.138
А.В. Катаев
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАРКЕТИНГА
Новые информационные технологии (НИТ) позволили во много раз повысить эффективность сбора, передачи, хранения и обработки информации практически во всех сферах маркетинговой деятельности. На основе НИТ созданы и развиваются новые формы маркетинговой деятельности - интерактивный маркетинг (ИМ), электронная торговля (ЭТ) и маркетинг по базам данных.
Предпосылками развития этих методов можно считать такие тенденции современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями, а также растущее значение степени применения НИТ.
На основе сравнительного анализа традиционных методов продвижения и распределения товаров с ИМ и ЭТ выделены основные достоинства применения последних, а именно:
- снижение затрат на маркетинг;
- возможность построения взаимоотношений с потребителями;
- достаточно быстрая скорость обмена информацией с потребителями;
- практически неограниченное рекламное электронное пространство;
- возможность применения как крупными, так и малыми фирмами;
- возможность быстрого приспособления к рыночным условиям.
С точки зрения потребителей, выделены следующие основные достоинства ИМ и ЭТ: получение более полной информации по компаниям и продуктам, скорость и удобство при осуществлении покупки (заказа), отсутствие прямого эмоционального воздействия со стороны продавца.
Помимо достоинств, ИМ и ЭТ обладают некоторыми недостатками, среди которых доминируют следующие:
1) ограниченность доступа потенциальных покупателей;
2) недостаточная систематизация и информационная перегруженность в глобальных сетях;
3) недостаточная безопасность и секретность данных.
Даже на основе предварительного анализа можно сделать вывод, что ИМ и ЭТ могут полностью вытеснить традиционные формы продвижения и распределения товаров на тех рынках, где покупатель стремится получить наиболее полную информацию по продуктам и быстро осуществить покупку, а продавец стремится наилучшим образом удовлетворить потребности потребителя и установить с ним долгосрочные отношения.