Научная статья на тему 'Анализ влияния направленного воздействия средствами физической культуры и спорта в сочетании с методами психологической коррекции личности на преодоление антисоциальных проявлений в поведении подростков'

Анализ влияния направленного воздействия средствами физической культуры и спорта в сочетании с методами психологической коррекции личности на преодоление антисоциальных проявлений в поведении подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гнездилов М. А.

М.А. Гнездилов. Анализ влияния направленного воздействия средствами физической культуры и спорта в сочетании с методами психологической коррекции личности на преодоление антисоциальных проявлений в поведении подростков В данной работе освещены проблемы профилактики антисоциальных отклонений в поведении подростков. Анализируются состояние и причины подростковых антисоциальных проявлений. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних. Современная ситуация с подростками рассматривается с учетом существенных изменений криминологической обстановки в стране и условиях государственно-политических и социально-экономических преобразований последнего периода. На основе приведенных данных педагогический исследований осуществлен подбор средств и методов направленной педагогической коррекции антисоциальных проявлений в поведении подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гнездилов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.A. Gnezdilov. The Analysis of Influence by Means of Physical Training and Sports Combining the Methods of Psychological Corrections of Personality on Overcoming Antisocial Teenagers' Behavior This research work is devoted to the problems of the prophylactic of the antisocial teens turning aside behavior. In this research work the condition and reason of teens' disruptive behavior are under analysis. The foreign and native experience of the prophylactic of teens' disruptive behavior is considered. The contemporary situation with teenagers is considered to take into consideration the essential changes of criminal arranging in the country and state-political conditions and social-economic reorganization in the last period. The matching of the resource and methods pedagogical modification of antisocial teens' disruptive behavior was realized on the basis of leading up pedagogical investigations.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния направленного воздействия средствами физической культуры и спорта в сочетании с методами психологической коррекции личности на преодоление антисоциальных проявлений в поведении подростков»

УДК 796.01:61; 796.01:57

М.А. Гнездилов

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОЧЕТАНИИ С МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Анжеро-Судженский филиал Кемеровского государственного университета

Дети XXI в. попали в уникальную по своей сложности социально-психологическую ситуацию, когда в одночасье изменился государственный строй, идеологические ориентиры, жизненные ценности, нравственные нормы, оценка исторических факторов, событий, имен, явлений культуры. Это не могло не отразиться на них.

В условиях глобальных перемен, происходящих сегодня в России, идет перестройка психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Наиболее чувствительными к социальным и психологическим стрессам оказались подростки. Сегодня наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуе-мости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-пе-дагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения [1, 2].

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятых норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. При рассмотрении этого явления ряд авторов склоняется к тому, что первопричиной возникновения девиантного поведения являются пробле-

мы, связанные с физическим созреванием ребенка, снижением самооценки некоторых качеств и самоуважения, возникновением конфликтных ситуаций при обширных психических изменениях [3-7].

Специальные исследования показали, что приобщение к спиртным напиткам у детей начинается уже с 12 лет и к 15-16 годам становится традицией. Число старшеклассников, регулярно употребляющих спиртные напитки, достигает 40-48 %. В последнее время количество несовершеннолетних, совершивших преступления в нетрезвом виде, увеличилось на 79 %. Увеличивается удельный вес несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях (от 13 до 17 %) [2].

По данным МВД РФ на учете в органах внутренних дел состоит 425 тыс. несовершеннолетних. В подразделении по делам несовершеннолетних ГУВД Анжеро-Судженска количество подростков, стоящих на учете, за последние несколько лет постоянно увеличивается и на текущий период колеблется от 450 до 500 детей.

В связи с этим наше внимание привлекла проблема профилактики антисоциальных проявлений в поведении подростков на ранней стадии их возникновения.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 20 и 32 г. Анжеро-Судженска, которые, по мнению инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних ГУВД, находятся в районах повышенной криминогенности.

На предварительном этапе тестированию были подвергнуты 79 испытуемых. Изучались: психоэмоциональное состояние, показатели учебной деятельности, сферы интересов и потребностей, взаимоотношения со сверстниками и педагогами, на основании которых были выявлены отклонения у 46 % обследуемых подростков. В результате были определены группы «благополучных» (контрольная гр., п=42) и подростков, имеющих склонности к антисоциальным проявлениям (экспериментальная гр., п=37).

Результаты анализа физического развития показали отсутствие межгрупповых различий в росте и весе (Р > 0.05) (табл. 1).

Таблица 1

Показатель физического развития X ± m Р

со II n 1 1 4 Ы

Рост 149.74 ± 1.68 152.83 ± 1.29 > 0.05

Вес 49.70 ± 2.35 50.90 ± 1.85 > 0.05

Тестирование физической подготовленности на начальном этапе показало наличие различий в развитии скоростно-силовых качеств и выносливости (Р < 0.05). Однако тест на определение уровня развития силовых качеств, силовой выносливости и гибкости не выявил достоверных межгрупповых различий (Р> 0.05) (табл. 2).

Таким образом, результаты изучения физической подготовленности учащихся выявили лучший уровень развития двигательных качеств у «благополучных» подростков в сравнении с антисоциальной группой; как в одной, так и в другой группе имеются разные уровни физической подготовки, но в нормативах, где требуется проявление волевых и силовых усилий, у дезадаптированных подростков наблюдается снижение результатов по сравнению с подростками имеющими положительный социальный статус, это связано с нежеланием проявлять волю, упорство в достижении хорошего результата.

Анализ специальной литературы (Зотов, Михеев, 1996; Крылов, 1993; Карбышева, 1996; Невский, 1985; Нуржанов, 1985; Мешина, 1985; Соловых, 1987; Сиваков, 1993 и др.) показал, что недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся ранней профилактики антисоциальных отклонений в поведении в условиях школ, расположенных в районах, отдаленных от центров досуга и спорта, в районах повышенной криминогенное™.

В специальных исследованиях отмечалось, что до настоящего времени в процессе внеурочных занятий программный материал по физическому воспитанию был в основном ориентирован на подростков, не имеющих отклонений как в психоэмоциональном, так и в педагогическом плане.

В связи с этим мы предположили, что направленное использование средств физической культуры и спорта, разработанных педагогических условий при использовании средств психологической коррекции, в условиях внеурочных занятий положительно повлияет на преодоление антисоциальных отклонений в поведении подростков 13-15 лет.

Исходя из выделенных недостатков, для работы с подростками необходимы специальные учебновоспитательные приемы, в которых занятия физическими упражнениями необходимо рассматривать как основное средство коррекции и воспитания личности.

Основные направления:

- организация досуга подростков с учетом индивидуальных особенностей;

- оздоровительная система учебно-тренировочных занятий;

- адекватное применение физической нагрузки - малой и средней по объему, умеренной интенсивности, ЧСС не должна превышать 150-170 уд./ мин, так как они наиболее благоприятны для протекания психических процессов;

- адекватный подбор средств, методов и приемов физического воспитания, положительно влияющих на снижение уровня личностной тревожности, нейротизма, повышенной эмоциональной устойчивости, повышение мотивации к учебной, физкультурно-спортивной и общественной деятельности, формирование адекватной самооценки;

- психолого-педагогическая коррекция с использованием «Тренинга личностного роста с подростками», который создает условия для развития положительных личностных качеств.

Формы проведения занятий с подростками: индивидуальная, групповая, соревновательная, тренировочная, оздоровительная, нравственно-воспитательная, культурно-массовая.

Учитывались предпочтения подростков к различным видам спорта с учетом индивидуальных особенностей. Как выяснилось, это в основном спортивные игры, которые по своей психологической структуре наиболее сложные виды спорта, поскольку они основаны на коллективности действий игроков, на необходимости решать спортивные задачи не в одиночку, а согласованно с другими играющими. В этих видах спорта требуется быстрота и точность зрительного восприятия связанных с ходом игры объектов, способность координировать свои действия с действиями других игроков, а также такие социально важные психологические качества личности, как чувство коллективизма, дисциплинированность, моральноволевые качества. Все это делает эту группу физических упражнений наиболее важной для развития положительных сторон личности человека.

Также немаловажное значение имеет включение в занятия с подростками группы социального риска легкоатлетических упражнений, так как эта группа двигательной активности требует от подростка проявления волевых усилий, повышается уровень функциональных возможностей, вследствие этого уменьшается склонность к проявлению тревоги и депрессии.

Таблица 2

№ Тест Х±т Р

п=37 п=42

1 Тест Айзенка: Экстраверсия начало конец 18.19 ± 0.73 16.03 ± 0.88 Р < 0.05 14.90 ± 0.74 15.31 ± 0.68 Р > 0.05 < 0.05 > 0.05

Нейротизм начало конец 17.49 ± 0.73 15.03 ± 0.58 Р < 0.05 14.60 ± 0.82 14.90 ± 0.65 Р > 0.05 < 0.05 > 0.05

2 Тест Розенцвейга (Агрессивность): начало конец 13.59 ± 0.31 11.24 ± 0.30 Р < 0.05 10.64 ± 0.31 10.45 ± 0.37 Р > 0.05 < 0.05 > 0.05

3 Опросник Спилбергера (исследование тревожности): Ситуационная тревожность начало конец 2.83 ± 0.09 2.45 ± 0.08 Р < 0.05 2.63 ± 0.09 2.45 ± 0.09 Р < 0.05 > 0.05 > 0.05

Личностная тревожность начало конец 3.15 ± 0.07 2.64 ± 0.07 Р < 0.05 2.80 ± 0.11 2.60 ± 0.08 Р < 0.05 < 0.05 > 0.05

4 Психическая устойчивость (Анкета-«прогноз»): начало конец 4.65 ± 0.30 5.84 ± 0.17 Р < 0.05 6.52 ± 0.22 6.64 ± 0.15 Р > 0.05 < 0.05 < 0.05

Благоприятное воздействие на снижение психической напряженности оказывают упражнения на дыхание, растягивание.

Для подтверждения эффективности разработанных средств и методов психолого-педагогической коррекции антисоциальных проявлений у подростков нами был проведен сравнительный анализ полученных данных в обеих группах.

В результате анализа психоэмоционального состояния испытуемых выявлены положительные изменения в следующих показателях (табл. 2).

Так, значимые изменения произошли в контрольной группе: значительное снижение уровня агрессивности, личностной тревожности, психической устойчивости (Р < 0.05).

Сравнительный анализ показателей двух групп свидетельствует об отсутствии межгрупповых различий практически по всем рассматриваемым показателям за исключением ситуационной тревожности и психической устойчивости с достоверностью (Р > 0.05). Наличие данных изменений свидетельствует о положительном изменении психоэмоционального состояния подростков с антисоциальными проявлениями в поведении.

Анкетный опрос классных руководителей выявил повышение уровня общественной занятости в следующих направлениях:

- положительное отношение к учебной деятельности повысилось на 20.6 % (рис. 1);

- положительное отношение к воспитательным мероприятиям, проводимым как внутри школы, так и в городе, повысилось с 18.9 до 31.5 % (рис. 2);

- систематические нарушения дисциплины (непосещение занятий, поведение на занятиях) снизились с 67.6 до 33.1 % (рис. 3);

- потребность к курению, употреблению спиртных напитков и т.д. снизилась с 45.9 до 23 % (рис. 4);

- количество подростков, постоянно конфликтующих со сверстниками и педагогами, снизилось с 29.73 до 5.6 % (рис. 5).

Анализ учебной документации позволил выявить увеличение количества положительных оценок (4 и 5) по основным дисциплинам у подростков экспериментальной группы, что повысило качественную успеваемость по сравнению с предыдущим периодом с 23 до 42.6 % (рис. 6).

Значительные положительные изменения позволяют говорить об изменении социального статуса подростков, отнесенных нами к антисоциальной группе как внутри школы в отношениях с педагогами, так и вне ее в отношениях со сверстниками и родителями.

%

70

60

50

40

30

20

10

0

60.30

52.40

_____________2Q.60

0

начало | конец (n=37)

начало конец (n=42)

Рис. 1. Положительное отношение к учебе

33.1

О О

конец

(П=37)

началу конец (n=42)

Рис. 3. Нарушения дисциплины, пропуски занятий

%

80

70

60

50

40

30

20

10

0

%

50

40

30

20

10

0

71.4

69.3

31.5

18.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конец

(n=37)

конец

(n=42)

Рис. 2. Положительное отношение к воспитательным мероприятиям

45.9

30.7

23

7.1

начало конец (n=37)

начало конец (n=42)

Рис. 4. Негативные интересы и потребности

%

35

30

25

20

15

10

5

0

29.7

.2 .3 00 н 5

1 1 1—1

начало | конец (n=37) начало | конец (n=42)

Рис. 5. Конфликты между учащимися и преподавателями

Также были отмечены значимые изменения в показателях физической подготовленности (табл. 3).

Так, в группе подростков с антисоциальными отклонениями возросли показатели в тестах на определение силы, скоростных качеств выносливости с достоверностью (Р < 0.05) и отсутствие значимых изменений в показателях определения гибкости (табл. 1).

Анализ межгрупповых различий показал значительное улучшение результатов в группе подростков с антисоциальными отклонениями в силовых качествах, выносливости, скорости по отношению к группе благополучных детей с достоверностью (Р < 0.05) (табл. 1).

В результате комплексного изучения данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, были выявлены положительные изменения в учебной и общественной деятельности, отмечены значительные изменения в психоэмоциональном состоянии, выявлено увеличение в результатах тестирования на определение уровня развития физических качеств. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии комплекса предложенных нами средств и методов направленного педагогического воздействия на подростков с антисоциальными отклонениями в поведении.

Таким образом, можно утверждать, что направленное воздействие средств физической

Таблица 3

№ Тест Х±т Р

(п = 37) (п = 42)

1 Бег 30 м, с:

- начало 5.45 ± 0.07 5.62 ± 0.06 > 0.05

- конец 5.09 ± 0.05 5.33 ± 0.05 < 0.05

Р < 0.05 Р < 0.05

3 Прыжок в длину с места, см:

- начало 183.81 ± 2.74 166.31 ± 2.57 < 0.05

- конец 198.43 ± 2.50 184.60 ± 2.01 < 0.05

Р < 0.05 Р < 0.05

5 Подтягивание на перекладине, кол-во раз:

- начало 8.32 ± 0.91 6.14 ± 0.70 > 0.05

- конец 12.70 ± 0.79 8.40 ± 0.79 < 0.05

Р < 0.05 Р > 0.05

6 Бег 1000 м, с:

- начало 294.57 ± 5.45 283.41 ± 3.98 < 0.05

- конец 261.86 ± 3.01 278.07 ± 5.28 < 0.05

Р < 0.05 Р > 0.05

7 Челночный бег 4x10, с:

- начало 8.84 ± 0.10 8.87 ± 0.09 < 0.05

- конец 8.62 ± 0.06 8.39 ± 0.05 > 0.05

Р < 0.05 Р < 0.05

8 Наклон туловища из положения седа, см:

- начало 5.73 ± 1.05 1.35 ± 0.66 < 0.05

- конец 6.05 ± 0.93 3.67 ± 0.70 < 0.05

Р > 0.05 Р > 0.05

культуры и спорта (спортивные игры) в сочетании с методами психологической коррекции личности подростка (тренинг личностного роста подростка) положительно повлияло на преодоле-

ние антисоциальных отклонений в поведении, коррекции психоэмоционального и физического состояния.

Поступила в редакцию 26.12.2006

Литература

1. Бакаева А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004.

2. Гонев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. 3-е изд. М., 2004.

3. Арифова Е.К. Роль семьи в предупреждении асоциального и антисоциального поведения учащихся // Спорт для всех и профилактика правонарушений: I Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1991.

4. Карпец И.И. Трудное счастье. М.,1988.

5. Кон И.О. Открытие «Я». WL, 1978.

6. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопр. психол. 1988. № 3.

7. Рван А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Там же. 1981. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.