Научная статья на тему 'Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клиникопсихологические характеристики студентов старших курсов ВУЗа'

Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клиникопсихологические характеристики студентов старших курсов ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
588
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
СУИЦИДОЛОГИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / ВЕРА В БОГА / SUICIDOLOGY / AUTOAGGRESSION / YOUNG PEOPLE / FAITH IN GOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меринов А.В., Байкова М.А.

Работа посвящена изучению вопроса о влиянии «веры в Бога» на антивитальный профиль индивида. Была исследована группа студентов, отрицательно ответивших на вопрос анкеты «Верите ли вы в Бога?» без учета половой принадлежности (847 человек, из которых 669 составили девушки и 178 юноши), а также с учетом гендерного разделения для более детального выявления антивитальных феноменов внутри групп. Так как существует устойчивое житейское мнение, что вера в Бога защищает человека от суицидального поведения, а также его несуицидальных эквивалентов, то логичным становится предположение о том, что отсутствие таковой способствует активизации суицидального радикала личности, и увеличивает ее общую аутоагрессивность. При осуществлении исследования авторы исходили из этой гипотезы, которая подтвердилась его результатами. В исследовании было выяснено, что верующих респондентов реже посещают суицидальные мысли, по сравнению с неверующими (22% и 30% соответственно); среди верующих юношей почти в три раза меньше количество молодых людей, имеющих парасуицид в анамнезе, по сравнению с неверующими (5% и 14% соответственно). Статистически значимых различий между группами верующих и неверующих девушек найдено не было. Также выяснено, что верующие в Бога респонденты имеют заметно меньшее количество предикторов аутоагрессии, что нашло более детальное отражение при исследовании гендерных особенностей внутри групп. В процессе исследования было установлено, что отсутствие веры в Бога плотно ассоциировано с различными антивитальными паттернами поведения и их предикторами, а также выявлено наличие гендерных отличий, характеризующих аутоагрессивный профиль, как верующих, так и неверующих молодых людей. Таким образом, указание респондентом на отсутствие / наличие «веры в Бога» может использоваться для оценки суицидального потенциала и устойчивости психо-эмоционального состояния индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the influence of the availability of faith in God on suicidological indicators and clinical-psychological characteristics of students of senior courses of the University

This work is devoted to the study of the influence of "Faith in God" on antivitality individual profile. A group of students has been investigated, a negative answer the questionnaire: «Do you believe in God?» excluding sex (847 persons, of whom 669 made girls and 178 boys), as well as the gender division for a more detailed identification of antivitality phenomena inside groups. Since there is a stable everyday view that faith in God protects a person from suicidal behavior it becomes a logical assumption that the lack of it contributes to the revitalization of suicidal radical personality and increases its overall autoagressive. In carrying out our research, we proceeded from the hypothesis that was confirmed by the results. In our study, it was found that the believers less likely to attend suicidal thoughts, compared to nonbelievers (22% and 30%, respectively); among the faithful young men is almost three times less than the number of young people who have a history of parasuicide, compared to nonbelievers (5% and 14%, respectively). There was no statistically significant difference between believers and unbelievers girls groups found. It is also found that respondents who believe in God have a significantly smaller number of predictors of autoaggression, which was reflected in a more detailed study of gender features within groups. During the research we have found that a lack of faith in God firmly associated with various antivitality patterns of behavior and their predictors, and revealed the existence of gender differences that characterize the autoaggressive profile of both believers and unbelievers of young people. Thus, an indication of the respondent in the absence / presence of «Faith in God» can be used to estimate the capacity and sustainability of suicidal psycho-emotional state of the individual.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клиникопсихологические характеристики студентов старших курсов ВУЗа»

УДК: 616.89-008

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛИЧИЯ ВЕРЫ В БОГА НА СУИЦИДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВУЗА

А.В. Меринов, М.А. Байкова

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань, Россия

Контактная информация:

Меринов Алексеи Владимирович - доктор медицинских наук, доцент. Место работы и должность: профессор кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390010, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Телефон: (491) 275-43-73, e-mail: merinovalex@gmail. com

Байкова Мария Александровна - клинический ординатор кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390010, г.Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: lentazzz111@gmail.com

Работа посвящена изучению вопроса о влиянии «веры в Бога» на антивитальный профиль индивида. Была исследована группа студентов, отрицательно ответивших на вопрос анкеты «Верите ли вы в Бога?» без учета половой принадлежности (847 человек, из которых 669 составили девушки и 178 - юноши), а также с учетом тендерного разделения для более детального выявления антивитальных феноменов внутри групп. Так как существует устойчивое житейское мнение, что вера в Бога защищает человека от суицидального поведения, а также его несуицидальных эквивалентов, то логичным становится предположение о том, что отсутствие таковой способствует активизации суицидального радикала личности, и увеличивает ее общую аутоагрессивность. При осуществлении исследования авторы исходили из этой гипотезы, которая подтвердилась его результатами. В исследовании было выяснено, что верующих респондентов реже посещают суицидальные мысли, по сравнению с неверующими (22% и 30% соответственно); среди верующих юношей почти в три раза меньше количество молодых людей, имеющих парасуицид в анамнезе, по сравнению с неверующими (5% и 14% соответственно). Статистически значимых различий между группами верующих и неверующих девушек найдено не было. Также выяснено, что верующие в Бога респонденты имеют заметно меньшее количество предикторов аутоагрессии, что нашло более детальное отражение при исследовании гендерных особенностей внутри групп. В процессе исследования было установлено, что отсутствие веры в Бога плотно ассоциировано с различными антивитальными паттернами поведения и их предикторами, а также выявлено наличие гендерных отличий, характеризующих аутоагрессивный профиль, как верующих, так и неверующих молодых людей. Таким образом, указание респондентом на отсутствие / наличие «веры в Бога» может использоваться для оценки суицидального потенциала и устойчивости психо-эмоционального состояния индивида.

Ключевые слова: суицидология, аутоагрессия, молодые люди, вера в Бога.

В европейско-христианской традиции вера постулирует некую особую связь человека с Богом и переживание этой связи, основанной на субъективном опыте, а также имеющим для испытывающего его индивида исключительную очевидность и достоверность. Проблема веры неуклонно встает перед любым человеком, и здесь необходимо учитывать, что понятие «веры в Бога», сама «вера» может транслироваться лишь от человека к человеку. То есть, это понятие и его принятие происходит, как правило, из семьи, а также, активно акцептируется россиянами посредством просветительской работы Русской Православной Церкви, СМИ, фольклора, посло-

виц и поговорок. Один из постулатов христианской веры гласит, что самоубийство - это тягчайший грех, который невозможно простить или отпустить на этой земле, ибо Церковь отпускает всякий грех лишь при покаянии. И здесь, в проблеме самоубийства, возникает не только невозможность исповедания самоубийцей, но и сочетание таких грехов, как факта убийства (самого себя), неверия или маловерия; уныния, отчаяния, через которые самоубийца отказывается «нести свой крест». Таким образом, он выражает сомнение в спасительном промысле Божием и ставит себя на его место, вынося вердикт своему земному существованию.

Известно, что самоубийство является самым крайним проявлением аутоагрессивного поведения [1]. Существует и ряд других, несуицидальных аутоагрессивных феноменов [1-3], по-сути, имеющих ту же антивитальную направленность и лишь внешне, своей относительно приемлемой социальной «траекторией», кажущихся не столь одиозными, не вступающими в очевидный конфликт с традиционными общественно-религиозными установками. Безусловно, вера в Бога, традиционно рассматривается суицидологами как выраженная прови-тальная установка, которая чаще принимается за таковую «априори», как само собой разумеющийся факт. Каких-либо серьезных исследований данной темы, однозначно подводящих под данный вопрос серьезную эмпирико-доказательную базу, особенно в отношении рассматриваемой нами группы молодых людей и девушек (студентов ВУЗа), не проводилось. В данном контексте настораживают два момента. Первое, это крайне высокий суицидальный потенциал именно этой группы [3, 4]. И второе, что наличие внешней атрибутики веры, в частности, ношения креста, пусть редкого, но посещения церковных служб, являются частыми находками при изучении завершенных суицидальных попыток [4].

Таким образом, целью исследования являлось выяснение влияние веры в Бога на антивитальность юношей и девушек, обучающихся в ВУЗе, изучение отличия между группами в отношении суицидологически значимых личностно-психологических характеристик верующих и неверующих молодых людей, а так же гендерную специфичность обнаруженных особенностей.

Материал и методы.

Для получения ответов на поставленные вопросы обследовано 959 студентов ВУЗа, из них положительно ответивших на вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» было 847 человек (669 девушек и 178 юношей), ответивших отрицательно - 112 (63 и 49 соответственно).

Дизайн исследования подразумевал три серии сравнений. Для этого все исследуемые респонденты были условно разделены на шесть групп. В первые две вошли все верующие, и, соответственно, не верующие студенты, без учета их пола, то есть, за группообра-зующий фактор принималось только наличие

или отсутствие веры в Бога. Данная серия условно оценивала глобальное влияние религиозных установок на молодых людей данного возрастного среза. Следующие две, - составили верующие и неверующие девушки (ВД и НВД соответственно), с целью изучения влияния рассматриваемого фактора на про- и антисуицидальные «системы» девушек. Две оставшиеся группы - составили верующие и неверующие юноши (ВЮ и НВЮ), также для изучения гендерных особенностей влияния веры в Бога на аутоагрессивный потенциал респондентов.

Возраст в первых двух группах составил 21,17±0,09 года для верующих и 20,38±0,17 года для неверующих респондентов. Во второй серии сравнения - 20,92±0,40 года для ВД и 20,71±0,18 года для НВД; в третьей серии -21,61±0,14 года для ВЮ и 21,27±0,20 года для НВЮ. Обследованные респонденты были сопоставимы по основным социально - демографическим показателям, единственным значимым различием в группах являлось наличие либо отсутствие веры в Бога.

В качестве диагностического инструмента использовался опросник для выявления ауто-агрессивных паттернов и их предикторов в прошлом и настоящем [3].

Для оценки показателей личностно - психологического профиля были использованы тест преобладающих механизмов психологических защит (LSI) Плутчека-Келлермана-Конте, тест Mini-Mult (сокращённый вариант MMPI), а также опросник для диагностики специфики переживания гнева State Anger Inventory -STAXI, а также тест-опросник «Шкала предписаний» [3, 8].

Обработка данных и их статистический анализ проводились на базе компьютерных программ: Microsoft Excel 2010 и STATISTICA 7.0. Применение статистических методов определения достоверности различий между изучаемыми группами также определялось характером распределения и типом исследуемых переменных. В случае нормального распределения признаков применялся t-критерий Стью-дента. В иных случаях применялись методы непараметрической статистики (использовались метод %2, а также %2 с поправкой Йетса). Нулевая гипотеза о сходстве двух групп по оцениваемому признаку отвергалась при уровне значимости р<0,05. Выборочные дескриптивные статистики представлены в виде M±m.

Таблица 1

Основные статистически значимые отличия в отношении суицидальных паттернов у неверующих респондентов в сравнении с верующими

Признак Респонденты, верующие в Бога (П=847) Респонденты, не имеющие веры в Бога (П=112) Значение P

Суицидальные мысли в течение последних двух лет 12% 20% 0,0335

Наличие суицидальных мыслей в анамнезе 22% 30% 0,047

Результат и их обсуждение.

Основные статистически значимые отличия в отношении суицидальных и несуицидальных аутоагрессивных паттернов, а также их предикторов, в прошлом и настоящем отражены в представленных ниже таблицах.

Рассмотрим изолированные отличия в отношении рассматриваемых суицидальных паттернов поведения в группах верующих и неверующих респондентов.

Из представленных в таблице 1 данных видно, что наличие веры в Бога «предохраняет» верующих респондентов от таких классических аутоагрессивных паттернов поведения, как «наличие суицидальных мыслей» в прошлом и в настоящем, что можно объяснить табуированием суицида в европейско - христианской традиции веры: «...Ибо проклят перед Богом [всякий] повешенный [на дереве]» Вт. 21:23. По остальным аутоагрессивным паттернам поведения статистически значимых различий между группами верующих и неверующих респондентов найдено не было. Несмотря на это, группа верующих респондентов, по таким показателям как «попытка суицида за последние два года», «ранее последних двух лет» и «попытка суицида в анамнезе вообще», оказалась более благополучной, чем группа неверующих респондентов (0% и 9%, 3% и 11%, 3% и 15% соответственно). В данном случае, при

Основные статистически значимые отличия в у неверующих юношей п

рассмотрении в совокупности полученных значений по классическим суицидальным паттернам, можно заключить, что при отсутствии веры в Бога суицидальные идеации обладают большей «токсичностью». Однако пока нет точных данных о количестве верующих или неверующих респондентов среди лиц закончивших свою жизнь посредством суицида в данной возрастной группе.

Рассмотрим изолированные отличия в отношении рассматриваемых паттернов и признаков в группах верующих и неверующих юношей.

В представленной таблице 2, более заметно влияние веры в Бога на классические ауто-агрессивные паттерны. Так группа НВЮ по наличию попытки суицида в последние два года отличается от ВЮ почти в четыре раза, а по остальным признакам - более чем в три.

Что касается ВД и НВД, то здесь не было обнаружено статистически значимых отличий суицидальных паттернов поведения между группами. На такие показатели как «попытка суицида в последние два года», «ранее последних двух лет», «попытка суицида в анамнезе вообще» в группе ВД были получены следующие значения соответственно: 4%, 7% и 8%; в то время как в группе НВД по тем же показателям были получены следующие значения: 2%, 5% и 6% соответственно.

Таблица 2

тношении суицидальных паттернов поведения сравнению с верующими

Признак ВЮ (П=178) НВЮ (п=49) Значение р

Суицидальная попытка в последние два года 3% 11% 0,0142

Суицидальная попытка в анамнезе 5% 14% 0,0257

Наличие суицидальных мыслей в последние два года 7% 22% 0,0023

По таким параметрам, как «наличие суицидальных мыслей в течение последних двух лет», «ранее двух лет», «наличие суицидальных мыслей в анамнезе вообще» в группах ВД и НВД были получены следующие значения: 14% и 17%, 20% и 25%, 23% и 33% (соответственно). Данные цифры показывают, что группы ВД и НВД по данным классическим аутоагрессивным паттернам поведения с учетом количества респонденток в данных группах не отличаются между собой. Однако некая, аналогичная обнаруженной в мужской группе, тенденция просматривается очевидно. Примечательно, что основной антивитальный потенциал в группе неверующих респондентов, составленной, как из НВЮ, так и из НВД по классическим аутоагрессивным паттернам поведения несут именно НВЮ. Меньшую «суи-цидальность» девушек можно объяснить устоявшейся в обществе социальной парадигмой, утверждающей женщину в роли жены, матери, хранительницы очага [7, 8].

Рассмотрим статистически значимые отличия в отношении рассматриваемых предикторов аутоагрессивного поведения в группах верующих и неверующих респондентов.

У неверующих респондентов отсутствие страха смерти, а также страх темноты в детстве (эквивалент страха смерти) сочетается с такими предикторами аутоагрессивного поведения, как переживание чувства одиночества, отсутствием четкого представления о смысле жизни, что, априори, делает группу более «восприимчивой» в отношении реализации аутоагрессив-

ных импульсов. Все это находит свое продолжение в данных, отражённых в таблице 6.

Верующие респонденты чаще длительного чувства одиночества не испытывают: «Ты не один, если Бог с тобой», объяснение чему легко можно найти в ощущении постоянного присутствия высших сил, - это в свою очередь находит свое отражение в христианской традиции ношения креста, не просто как отличительного знака веры, но и как напоминания о том, что Господь неотступно находится рядом. Также у верующих респондентов велико ощущение того, что долготерпение будет вознаграждено. Данное чувство можно объяснить широко известной максимой: «Господь терпел и нам велел». Евангелие передает данное положение следующим образом: «... Претерпевший же до конца спасется» Мф. 10:22.

Высокие показатели страха смерти и страх темноты в детстве объяснимы страданиями, перенесенными Христом перед своей кончиной, о которых помнит каждый верующий человек, а так же тем, что последует после нее [7]. В европейско-христианской традиции веры за смертью заканчивает свое мирское существование лишь тело, а душе предстоит еще более пугающее путешествие по загробному миру. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Мытарства, которые осуществляет душа перед тем, как Великий Судья определит, куда же ее стоит отправить: в ад или в рай, описываются в религиозной литературе как «пугающие» и «ужасные».

Таблица 3

Основные статистически значимые отличия в отношении предикторов аутоагрессии у неверующих респондентов по сравнению с верующими

Признак Респонденты, верующие в Бога (п=847) Респонденты, не имеющие веры в Бога (п=112) Значение Р

Наличие страха темноты в детстве 48% 37% 0,0212

Наличие страха смерти 58% 37% 0,0326

Переживание чувства одиночества в течение последних лет 31% 41% 0,0352

Переживание чувства одиночества в течение жизни вообще 37% 49% 0,0129

Вера в то, что грешники попадают в ад 68% 9% 0,0001

Наличие смысла жизни 58% 46% 0,018

Вера в реинкарнацию или «Спасение души» 60% 30% 0,0001

Вера в то, что долгое терпение будет вознаграждено 71% 57% 0,002

Таблица 4

Основные статистически значимые отличия в отношении предикторов аутоагрессивного поведения у неверующих юношей по сравнению с верующими

Признак ВЮ (п=178) НВЮ (п=49) Значение Р

Страх темноты в детстве 37% 18% 0,0164

Чувства одиночества последние два года 26% 43% 0,0208

Наличие в роду долгожителей 69% 33% 0,004

Вера в то, что грешники попадают в ад 64% 10% 0,0000

Вера в реинкарнацию или Спасение души 63% 35% 0,0003

Способность нарушить нормы нравственности и морали 3% 55% 0,0404

Алкогольная зависимость у матери 0% 8% 0,0001

Далее рассмотрим таблицу, в которой представлены статистически значимые отличия в отношении рассматриваемых предикторов аутоагрессии в группах верующих и неверующих юношей. В таблице 4 нашли свое отражение похожие явления, представленные нами ранее в таблице 3.

Отдельно остановимся на том, что в группе НВЮ отмечается более низкое число долгожителей в роду. Можно предположить некую сценарность короткой жизни в группе [3, 9, 10]. Низкий процент юношей, верящих в реинкарнацию и Спасение, демонстрирует потенциальное концентрирование респондентов группы на жизни настоящей, жизни «здесь и сейчас», что может привести к увеличению уровня актуального стресса и, как следствие, различных попыток его снять [3].

В группе НВЮ процент способных нарушить мораль превышает таковой в группе ВЮ более, чем в 18 раз (55% и 3% соответственно).

Статистически значимые отличия в отнош у неверующих девушек

Любое действие, нарушающее нормы общепринятой морали, которая во многом опирается на библейские заповеди, либо осуждается, отвергается Богом и Церковью, обществом, либо являет собой ряд рискованных, нелицеприятных действий, возможно, влекущих за собой вредные для жизни и здоровья человека последствия. Еще одно интересное отличие между группами ВЮ и НВЮ - это наличие матери, страдающей от алкогольной зависимости (0% и 8% соответственно). Это отличие является важным для изучения антивитального сценария человека, особенно мужского пола, так как, в рамках теории трансактного анализа существует наблюдение, что «сценарий» передается ребенку родителем противоположного пола, и в данном случае мать, страдающая от алкогольной зависимости, может транслировать ребенку разрушающий его жизнь сценарий [9, 10].

Таблица 5

и предикторов аутоагрессивного поведения

сравнению с верующими

Признак ВД (п=669) НВД (п=63) Значение р

Родственник страдал психическим заболеванием 6% 13% 0,0336

Чувство одиночества 39% 54% 0,0182

Вера в то, что грешники попадают в ад 70% 8% 0,0001

Вера в то, что время умирать еще не скоро 57% 71% 0,0307

Наличие смысла жизни 57% 40% 0,0084

Вера в реинкарнацию или Спасение души 59% 27% 0,0001

Способность нарушить нормы нравственности и морали 26% 46% 0,0005

Вера в то, что долгое терпение будет вознаграждено 71% 52% 0,0024

призовет Господь». Опять же любопытной находкой явилось то, что, не смотря на то, что в группе НВД явно преобладают респондентки, способные нарушить нормы нравственности и морали, среди ВД таковых значительно больше, чем в аналогичной мужской группе.

Однако в целом отметим, что в отношении целого ряда суицидологически значимых предикторов, все рассмотренные верующие группы гораздо более благоприятны. Факт безверия в данных возрастных и гендерных группах плотно ассоциирован с целым рядом феноменов, позволяющих констатировать их более высокий аутоагрессивный потенциал.

Рассмотрим теперь изолированные отличия в отношении рассматриваемых паттернов в группах верующих и неверующих респондентов.

Среди статистически значимых несуицидальных аутоагрессивных паттернов в группе неверующих респондентов обращает на себя внимание больший процент молодых людей, у которых в анамнезе были переломы (у трети в количестве более двух), оперативные вмешательства.

Таблица 6

Статистически значимые отличия в отношении несуицидальных паттернов аутоагрессивного поведения у неверующих респондентов по сравнению с верующими

Признак Респонденты, верующие в Бога (n=847) Респонденты, не имеющие веры в Бога (n=112) Значение Р

Наличие перелома в анамнезе 20% 33% 0,0156

Оперативные вмешательства 20% 30% 0,0149

Злоупотребление алкоголем 6% 16% 0,026

Курение 22% 36% 0,002

Стал курить больше в последние два года 15% 25% 0,0061

Наличие опасного для жизни хобби 8% 14% 0,0241

Подвергался физическому или сексуальному насилию 5% 10% 0,0287

Братание 11% 17% 0,047

Прием наркотиков в последние два года 8% 16% 0,0084

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием наркотиков в течение жизни вообще 12% 19% 0,0375

Субъективная гетероагрессивность 18% 28% 0,0152

CAGE (положительный ответ на первый вопрос) 12% 23% 0,0007

CAGE (положительный ответ на второй вопрос) 7% 17% 0,0003

CAGE (положительный ответ на четвертый вопрос) 2% 5% 0,0149

В следующей таблице 5 представлены отличия в отношении рассматриваемых предикторов аутоагрессии среди верующих и неверующих девушек.

Говоря об отличиях по аналогичным показателям в женской группе, отметим, что для НВД больше характерно переживание одиночества (вероятно, гендерно объяснимое отличие - как результат желания к рассматриваемому возрасту иметь партнера). Группу логично характеризует отсутствие веры в Спасение или реинкарнацию, что уже анализировалось выше. Также в ней более, чем в два раза, выше процент девушек, у которых родственник страдал психическим заболеванием (в данном случае, речь идет именно о психиатрической патологии). Несколько неожиданным, но крайне любопытным фактом явилось то, что 71% НВД считает, что их время умирать настанет еще не скоро, однако при этом лишь 40% их них уверены в наличии смысла их жизни. Вероятно, в какой-то степени это может быть связано с православной установкой на то, что именно Бог определяет продолжительность индивидуальной жизни и человек умирает, когда «его

Таблица 7

Статистически значимые отличия в отношении несуицидальных паттернов аутоагрессивного поведения

у неверующих юношей по сравнению с верующими

Признак ВЮ (n=178) НВЮ (n=49) Значение p

Наличие несчастных случаев 13% 27% 0,0209

Братание 11% 24% 0,0182

Прием наркотиков в последние два года 8% 16% 0,0084

CAGE (положительный ответ на первый вопрос) 17% 37% 0,0036

CAGE (положительный ответ на второй вопрос) 10% 24% 0,0055

CAGE (положительный ответ на четвертый вопрос) 3% 10% 0,0491

Они чаще злоупотребляли алкоголем и наркотическими веществами, курили (часто с тенденцией к увеличению выкуриваемых сигарет). Кроме того, они же чаще имели опасные для жизни хобби, были жертвами физического или сексуального насилия («... искушая терпение Господа нашего»), обладали более высоким уровнем агрессивности, что нередко приводило к ответной (в том числе и физической агрессии в отношении их самих), что отражено в известной пословице: «Береженого и Бог бережет».

Отметим так же заслуживающие, на наш взгляд, внимание особенности ответов респондентов на вопросы теста CAGE. 23% респондентов, не имеющих веры в Бога, положительно ответили на первый вопрос теста CAGE («Вам когда-нибудь говорили, что вы должны меньше выпивать, или перестать пить?»), что почти в два раза больше, чем в группе верующих респондентов. Более чем в два раза высок процент молодых людей, положительно ответивших на второй и четвертый вопросы теста CAGE («Чувствовали ли вы когда-либо раздражение, если кто-то критиковал Вас за излишнее употребление спиртных напитков?» и «Вы когда-нибудь принимали алкоголь по утрам для улучшения самочувствия?»). С сожалением приходится констатировать, что в группе неверующих респондентов, гораздо выше риск существования или формирования алкогольной зависимости. Напомним, что, по мнению целого ряда авторов, данное заболевание является аутоагрессивным по своей сути [3, 5, 11, 12].

Многие авторы отмечали, что именно употребление алкоголя и наркотиков может яв-

ляться суррогатным способом успокоения от экзистенциальных кризисов [3, 5, 6, 9].

Таким образом, несуицидальный ауто-агрессивный полюс в неверующей группе был преимущественно представлен соматическим направлением саморазрушения, наличием аддитивных расстройств, а также различными видами рисковано-виктимного пути реализации антивитальных импульсов.

Рассмотрим теперь изолированные отличия в отношении рассматриваемых паттернов в группах верующих и неверующих юношей.

В группах ВЮ и НВЮ статистически значимые отличия обнаруживаются лишь по трем несуицидальным аутоагрессивным паттернам поведения, значения по которым отличаются в два и более раз, что вероятно отражает гендер-ный тип реализации аутоагрессивных импульсов [4].

В группе НВЮ в отношении результатов теста CAGE складывается похожая картина, как и в группе неверующих респондентов вообще. Однако субъективная оценка себя как злоупотребляющего алкоголем у юношей уже отсутствует - разница между группами отсутствует, при ещё пока, в целом, невысоких цифрах (порядка 7-10%). Что не может не настораживать в плане формирования защитной реакции - в виде исчезновения критики и вытеснения последствий приема алкоголя. Это подтверждается диссонансом в субъективной оценке себя как уже чрезмерно пьющего и результатами тестовой оценки формирования алкогольной зависимости [3].

При изучении аналогичных отличий у девушек, получены следующие результаты (табл. 8).

Таблица 8

Статистически значимые отличия в отношении несуицидальных паттернов аутоагрессивного поведения

у неверующих девушек по сравнению с верующими

Признак ВД (n=669) НВД (n=63) Значение p

Наличие оперативного вмешательства 19% 32% 0,0156

Стала курить больше 12% 22% 0,0199

Склонность к гетероагрессии последние два года 18% 29% 0,0425

Число переломов 0,19±0,02 0,35±0,17 0,0467

Как следует из данных, приведенных в таблице 8, группа ВД более благополучна, чем группа НВД, в отношении таких, традиционно женских, «соматизированных» путей реализации личностной аутоагрессивности [5, 6], как наличие оперативной патологии, агрессивному курению, гетероагрессивности, что логично коррелирует с возможностью нарушения норм морали и нравственности. Также число переломов у них per capita более чем в 1,5 раза выше, чем в группе сравнения.

Перейдем к анализу личностно-психологических характеристик респондентов в группах (табл. 9).

В группе неверующих респондентов выше показатели в отношении таких сценарных посланий [8-10], как: «Не будь близок», - люди с подобным сценарным предписанием получают запрет на физическую и/или эмоциональную близость, что может повлечь за собой замкнутость, одиночество; «Не будь здоров», - ребе-

нок, получивший такое предписание может решить, что для получения внимания ему стоит стать нездоровым, иначе говоря, заболеть. «Не будь нормальным», - в данном случае, получая такое послание, ребенок может решить стать безумным, таким образом выделиться из толпы.

«Не принадлежи», - люди, имеющие в своем «сценарном профиле» данное послание, чувствуют себя чужими в обществе. В контексте отношения к вере, полученные данные могут трактоваться, как «не принадлежи» Богу.

Что касается группы верующих респондентов, то среди них наиболее распространен такой механизм психологической защиты, как «Отрицание». Суть его заключается в том, что использующий его человек отрицает события или информацию, которую не может принять; при этом отрицаемый факт не воспринимается в качестве существующего и имеющего смысл.

Таблица 9

Статистически значимые отличия в отношении личностно-психологических характеристик у неверующих респондентов по сравнению с верующими

Признак Респонденты, верующие в Бога (n=847) Респонденты, не имеющие веры в Бога (n=112) Значение p

Послание «Не будь близок» 16,75±0,24 18,49±0,74 0,027537

Послание «Не будь здоров» 13,38±0,22 14,83±0,67 0,046212

Послание «Не принадлежи» 12,91±0,23 15,66±0,79 0,000167

Послание «Не будь нормальным» 13,52±0,20 14,91±0,62 0,036293

ЗПМ Отрицание 5,73±0,09 4,89±0,27 0,001457

ЗПМ Вытеснение 3,25±0,07 4,25±0,22 0,000004

ЗПМ Замещение 3,72±0,09 4,50±0,28 0,004478

ЗПМ Интеллектуализация 5,31±0,07 6,03±0,21 0,001601

TRATE-ANGER/T (агрессия как темперамент) 4,91±0,06 5,31±0,18 0,043174

AX/IN (аутоагрессия) 13,59±0,14 14,64±0,39 0,029095

Для верующих людей такой механизм защиты позволяет нивелировать неприемлемые чувства, эмоции, мысли, сомнения в существовании Бога [6, 7]. «Отрицание» позволяет идеализировать объект, не замечая его недостатков. Данный механизм не защищает от реальности, - можно отрицать неприемлемые эмоции, мысли, чувства, поступки, но от этого они не исчезают, не теряют своей актуальности, следовательно, ответственность за них, возможно, переложить на плечи Всевышнего.

Излюбленными защитными механизмами неверующих респондентов являются «вытеснение», «замещение», «интеллектуализация».

При «вытеснении» неприемлемая информация, мысли, события, чувства продолжают свое существование в бессознательном, но не перестают оказывать влияние на поведение человека [6].

Применение механизма «замещение» можно объяснить с позиции оценки антивитального профиля неверующих респондентов, у которых весьма велико разнообразие несуицидальных аутоагрессивных паттернов, которыми можно заменить суицид. «Интеллектуализация» не позволяет оценить в полной мере всю силу и значение своих эмоций, переводит их на абстрактный уровень. Комбинация такого защитного механизма со сценарными посланиями «Не принадлежи», «Не будь близок» порождает длительно испытываемое чувство одиночества и обостряет его, если таковое уже есть в виду проблем в межличностном взаимодействии. Это со своей стороны может породить суицидальные идеации, которые, допустимо, приемлемо заменить на один или несколько несуицидальных аутоагрессивных паттернов [3, 6].

Молодых людей с отсутствием веры в Бога также отличают более высокие показатели тестовых значений TRATE-ANGER/T (агрессия как темперамент) и AX/IN (аутоагрессия), что гармонично дополняет обнаруженные нами отличия в суицидологическом профиле группы.

В первом случае, это особенность возбудимости нервной системы, определяющей способ взаимодействия человека с окружающей действительностью, и этой особенностью является агрессивность. В сочетании с вышеописанными защитными механизмами, применяемыми неверующими респондентами, неприемлемая в социуме агрессивность переводится в аутодеструкцию, что позволяет реализовать ее в полном объеме [5]. В то же время объяснить меньшую выраженность вышеописанных проявлений агрессии у верующих респондентов позволяет проповедование Церковью и Богом смирения. Иисус сказал: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» Мф. 5:39. Данное высказывание предписывает человеку на всякое зло отвечать добром, оставляя право вершить правосудие Богу.

Среди НВЮ также больше, чем среди ВЮ, число юношей с предписаниями «Не будь близок», «Не будь здоров», «Не принадлежи» и «Не будь собой». Родительское послание «Не будь собой», передаваемое родителем ребенку означает лишь несоответствие своего ребенка желаемому «идеалу» (по полу, способностям, фенотипу и т.д.). НВЮ так же предпочитают использовать «замещение», что рассмотрено выше.

Данные, касающиеся аналогичных характеристик женской группы, представлены в таблице 11.

Таблица 10

Статистически значимые отличия в отношении личностно - психологических характеристик у неверующих юношей по сравнению с верующими

Признак ВЮ (n=178) НВЮ (n=49) Значение p

Послание «Не будь близок» 16,19±0,51 19,23±1,16 0,041146

Послание «Не будь здоров» 12,37±0,47 15,68±1,13 0,011367

Послание «Не принадлежи» 12,74±0,51 15,60±1,13 0,043622

Послание «Не будь собой» 11,31±0,42 13,83±1,04 0,037194

ЗПМ Замещение 3,55±0,18 4,60±0,47 0,032264

Таблица 11

Статистически значимые отличия в отношении личностно -психологических характеристик у неверующих девушек по сравнению с верующими

Признак ВД (n=669) НВД (n=63) Значение p

TRATE - ANGER/T 4,91±0,21 5,44±0,25 0,0195

AX/IN 13,63±0,15 14,95±0,53 0,0164

AX/OUT 14,19±0,19 15,25±0,50 0,0247

Послание «Не принадлежи» 12,94±0,24 15,71±1,10 0,0021

ЗПМ Отрицание 5,68±0,10 4,29±0,31 0,0001

ЗПМ Вытеснение 3,01±0,10 3,54±0,29 0,035

ЗПМ Реактивное образование 3,43±0,10 2,81±0,22 0,014

При анализе данных представленной таблицы 11 можно отметить, что группа НВД, в целом, имеет более аутоагрессивный психологический «профиль». Их личностная агрессивность, выступающая составной частью темперамента, направляется как на себя, так и вовне. Что в первом случае согласуется с большинством, выявленных нами, клинико - суицидологических паттернов, во втором - с выраженной гетероагрессивностью респонденток, их склонностью к неоправданному риску, способностью в своем поведении и решениях с легкостью обходить общепризнанные рамки морали и нравственности.

Респондентки из группы НВД чаще обнаруживали родительское послание «Не принадлежи», суть которого рассматривалась выше. Преобладающим защитным психологическим механизмом, характеризующим именно НВД, является «Вытеснение». ВД чаще используют механизм «Отрицание», отвергая проблему как данность, а также «Реактивное образование», позволяющее подавить неприемлемое, негативное для личности чувство, при этом преобразовав его в псевдоположительное.

Выводы:

1. Вера в Бога является провитальным феноменом, вероятно, существенно снижающим потенциальную аутодеструктивную напряженность.

2. Отсутствие веры в Бога ассоциировано с различными антивитальными паттернами поведения и их предикторами в прошлом и настоящем, а также подразумевает весьма специфичный для суицидологии личностно - психологический профиль.

3. Наличие / отсутствие веры в Бога отражает заметные гендерные различия, что имеет важное значение для теории и практики в рамках как превентивной, так и поствентивной суицидологии.

4. Отсутствие веры в Бога, вероятно, выступает в качестве фактора, способствующего формированию алкогольной зависимости, что неразрывно связано с повышенной аутоагрес-сивностью рассматриваемой группы, с учетом аутодеструктивного этиопатогенеза алкогольной зависимости.

5. В целях профилактики суицидального поведения молодых людей обоего пола целесообразно использовать как медико - психологический ресурс, так и возможности религиозной парадигмы, вероятно, ресурсы которой при своевременном «получении» соответствующих провитальных посланий, весьма велики, что позволяет наметить пути эффективного взаимодействия, с разработкой эффективных программ предотвращения суицидального поведения.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: метод. рекомендации. - М., 1980. - 48 с.

Транслитерация:

1. Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Diagnostika suicidal'nogo povedenija: metod. rekomendacii. -M., 1980. - 48 s. (In Russ)

2. Меринов А.В. Аутоагрессивные и клинико-психологические характеристики парасуици-дальных мужчин с алкогольной зависимостью // Наркология. - 2011. - Том 10, № 8 (116). - С. 7277.

3. Меринов А.В. Аутоагрессивное поведение и оценка суицидального риска у больных алкогольной зависимостью и членов их семей: авто-реф. дисс. ... д-ра. мед. наук: 14.01.27; 14.01.06. -М., 2012. - 48 с.

4. Лукашук А.В., Меринов А.В. Клинико-суицидологическая и экспериментально-психологическая характеристики молодых людей, воспитанных в «алкогольных» семьях // Наука молодых (Eruditio Juvenium). - 2014. - № 4. - С. 82-87.

5. Сомкина О.Ю., Меринов А.В. Феномен ауто-агрессивного поведения и алкогольная зависимость (обзор литературы) [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. - 2014. - № 2 (5). Режим доступа: URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=80 (дата обращения: 22.05.2014).

6. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993. - С. 20-25.

7. Фрейд З. Моисей и монотеизм / В кн.: Основные принципы психоанализа. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 288 с.

8. Drego P. The cultural parent // Transactional analysis journal. - 1983. - Vol. 13. - P. 224-227.

9. Berne E. Transactional analysis in psychotherapy: a systematic individual and social psychiatry. - New York: Grove Press, 1961. - 318 p.

10. Berne E. What do you say after you say hello. - New York: Grove Press, 1972. - 318 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Родяшин Е.В., Зотов П.Б., Габсалямов И.Н., Уманский М.С. Алкоголь среди факторов смертности от внешних причин // Суицидология. -2010. - № 1. - С. 21-23.

12. Дегтярев В.А. Психологические факторы развития суицидального поведения у лиц с алкогольной зависимостью в экологически неблагоприятных районах Челябинской области // Тюменский медицинский журнал. - 2014. - Том 16, № 3. - С. 10-11.

2. Merinov A.V. Autoagressivnye i kliniko-psihologicheskie harakteristiki parasuicidal'nyh mu-zhchin s alkogol'noj zavisimost'ju // Narkologija. -2011. - Tom 10, № 8 (116). - S. 72-77. (In Russ)

3. Merinov A.V. Autoagressivnoe povedenie i ocenka suicidal'nogo riska u bol'nyh alkogol'noj zavisimost'ju i chlenov ih semej: avtoref. diss. ... d-ra. med. nauk: 14.01.27; 14.01.06. - M., 2012. - 48 s. (In Russ)

4. Lukashuk A.V., Merinov A.V. Kliniko-suicidologicheskaja i jeksperimen-tal'no-psihologicheskaja harakteristiki molodyh ljudej, vospitannyh v «alkogol'nyh» sem'jah // Nauka molodyh (Eruditio Juvenium). - 2014. - № 4. - S. 8287.

5. Somkina O.Ju., Merinov A.V. Fenomen autoagres-sivnogo povedenija i alkogol'naja zavisimost' (obzor literatury) [Jelektronnyj resurs] // Lichnost' v menja-jushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie: setevoj zhurn. - 2014. - № 2 (5). Rezhim dostupa: URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=80 (data obrashhenija: 22.05.2014). (In Russ)

6. Frejd A. Psihologija Ja i zashhitnye mehanizmy. -M.: Pedagogika, 1993. - S. 20-25. (In Russ)

7. Frejd Z. Moisej i monoteizm / V kn.: Osnovnye principy psihoanaliza. - M.: Reflbuk, Vakler, 1998. - 288 s. (In Russ)

8. Drego P. The cultural parent // Transactional analysis journal. - 1983. - Vol. 13. - P. 224-227.

9. Berne E. Transactional analysis in psychotherapy: a systematic individual and social psychiatry. - New York: Grove Press, 1961. - 318 p.

10. Berne E. What do you say after you say hello. -New York: Grove Press, 1972. - 318 p.

11. Rodjashin E.V., Zotov P.B., Gabsaljamov I.N., Umansky M.S. Alcohol is among the factors of mortality from external causes // Suicidology. - 2010. -№ 1. - P. 21-23. (In Russ)

12. Degtjarev V.A. Psihologicheskie faktory razvitija suicidal'nogo pove-denija u lic s alkogol'noj zavisimost'ju v jekologicheski neblagoprijatnyh rajonah Cheljabinskoj oblasti // Tyumen medical journal. -2014. - Vol. 16, № 3. - P. 10-11. (In Russ)

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE AVAILABILITY OF FAITH IN GOD ON SUICIDOLOGICAL INDICATORS AND CLINICAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF SENIOR COURSES OF THE UNIVERSITY

A.V. Merinov, M.A. Baykova

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia

This work is devoted to the study of the influence of "Faith in God" on antivitality individual profile. A group of students has been investigated, a negative answer the questionnaire: «Do you believe in God?» excluding sex (847 persons, of whom 669 made girls and 178 - boys), as well as the gender division for a more detailed identification of antivitality phenomena inside groups. Since there is a stable everyday view that faith in God protects a person from

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.