Научная статья на тему 'Анализ влияния культуры в китайской семье на семейные отношения'

Анализ влияния культуры в китайской семье на семейные отношения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЈєКУЛЬТУРА / СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жэнь Линлин

Изучение китайской семьи является основной областью исследований для многих ученых. Ученые с различных сторон исследуют эту тему: культура, структура, родословная семьи и мн.др. аспекты. Содержание исследований непрерывно расширяется, методы исследования все время обновляются, вместе с этим углубляется понимание этой проблематики. Окинув взором исторический опыт развития современной цивилизации можно обнаружить огромное разнообразие факторов, влияющих на жизнедеятельность семьи и отношения в ней. Наиболее существенными, базовыми факторами являются политика, экономика, общество, фактор 4х главных культур, которые в свою очередь находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии между собой внутри. Культура играет наиважнейшую роль в жизни семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния культуры в китайской семье на семейные отношения»

Социо

югия №1 2018

Социология семьи

Ш WW

Анализ влияния культуры в китаискои семье на семеИные отношения

Жэнь Линлин

Изучение китайской семьи является основной областью исследований для многих ученых. Ученые с различных сторон исследуют эту тему: культура, структура, родословная семьи и мн.др. аспекты. Содержание исследований непрерывно расширяется, методы исследования все время обновляются, вместе с этим углубляется понимание этой проблематики. Окинув взором исторический опыт развития современной цивилизации можно обнаружить огромное разнообразие факторов, влияющих на жизнедеятельность семьи и отношения в ней. Наиболее существенными, базовыми факторами являются политика, экономика, общество, фактор 4-х главных культур, которые в свою очередь находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии между собой внутри. Культура играет наиважнейшую роль в жизни семьи.

Ключевые слова Jeкультура, семейная культура, культурная функция, семейные отношения

Lingling Ren

Analysis of family culture influence on family relationship The study of Chinese family is the main area for research of a lot of scientists nowadays. Family is studied from different parts: culture, its structure, family tree and many other sides. The content of study constantly enlarges, methods of research are renewed. As a result we start to understand the problems concerning family deeply. Taking into consideration the history of development of our current civilization, its past experience we can identify a great variety of factors influencing on family life and relationship within the family. The most essential and basic factors are politics, economics, society, 4 main factors of culture, which are in а tight interaction and mutual influence between each other. Culture plays a significant role in family being.

Key words: culture, family culture, functions of culture, family relationship.

Семья, повязанная кровными отношениями является наименьшей, но в то же время самой стабильной ячейкой общества. За многие тысячелетия культурно-исторического развития и накоплений культура китайской традиционной семьи приобрела богатое разносторонне самостоятельное содержание. Посредством семейных нравов, правил и воспитания обеспечивается преемственность поколений, это способы передачи семейного очага другим поколениям. С социологической точки зрения культура семьи, где царит гармония, является одним из основных показателей общественного прогресса, его баланса и благоприятного функционирования. С позиций семейного воспитания строительство гармоничных семейных культур является одним из важных путей способствующих становлению человека, его взрослению. Гармония в семье непосредственно тесно взаимосвязана с семейной культурой.

В данной статье рассматриваются исследования ученых в области изучения культуры традиционной китайской семьи в призме общественных изменений за последние годы, также исследуются семейная культура и взаимоотношения в семье и их взаимосвязь и многое другое. Также в центре внимания оказываются проблемы формирования семейной культуры, его функции и влияние на отношения в семье, проводится описание и обзор теории на данную тему.

Понятие семейной культуры подразумевает сформированный и развитый относительно стабильный образ жизни, традиции, стиль, нравы, маральные нормы в наследственном процессе несколько поколений в одной семье, а также как надо относиться к людям в обществе.[1] В понятии семейная культура присутствуют два важных компонента: духовная и материальная культура. Так, духовная культура включает в себя

Р-пПй

отношения между членами семьи, способы семейного воспитания, атмосфера в семье, семейные духи, домоуправление. Материальная культура включает домашний этикет, одеяния, гигиену, пищу и многое др. Взаимная любовь и уважение в семье, равенство и демократия являются сокровенными чаяниями каждого человека, к тому же являются основой гармонии и стабильности в семейных отношениях.

Сегодня многие ученые интересуются тем, как семейная культура влияет на членов семьи, на взаимоотношения между ними, вплоть до того какое же влияние оно оказывает на общество в целом. Автор книги «Изменения в браке и семье» Чжан Дэцян отмечает, что брак и семья это носитель общественной культуры. Они представляют собой общественный и культурный результат сочетания двух различных полов. Семья и культура образуют одно целое и репрезентируют явление, при котором человек определенных культур образует семью, в которой царит определенная культура, где в то же время воспитывается новый индивид со своей культурой. [2] Автор, изучая возникновение китайского брака, отметил, что брачные узы - это продукт эволюции культур, а не результат идеологии индивидуализма и частной собственности. Автор подчеркивает, что суть брачных уз заключается не только в выполнении каких-либо обязательств, но его первичная функция состоит в формировании человечности, моральных качеств, человеческой этики, то есть в предотвращении кровосмешений. Брак представляет собой определенный способ построения человеком общественной культуры. Традиционные брачные церемонии, родительские поучения, родословная, представления о браке, нормы этикета, нравственные традиции и мн.др. представляют собой культуру семьи, и также являются отражениями общественной культуры. Они дают нам представления о психологии общественной культуры и определяют функции в обществе.

Китайская цивилизация соткана из понятий семьи, преемственности поколений и унаследовала многовековые традиции предков. Поэтому, в китайской традиционной культуре «цзя-фэн»1 играет очень важную роль. Цзэн Шицян в своем труде «Оберегайте цзяфэн» разъясняет что на самом деле означает «цзяфэн». Мы -китайцы часто говорим людям, что это сокро-

вищница семьи. Что мы имеем ввиду под этим термином? Есть очень много драгоценностей, редких, но какая из них сравнится с цзяфэн? Цзяфэн - это некая семья, некий семейный род, который унаследовал те самые сложно поддающиеся точной вербализации вещи, можно сказать, что это некие нравы или некий обычай. Цзяфэн представляет собой особо важную семейную реликвию. Говоря простым языком это мерило (норма).[3] Нравственность и моральное качество ребенка проявляется в его словах и поведениях. В Китае наша нравственность выражается не в следовании религиозным нормам, а в созданном мериле своими родителями и другими предками. Нельзя винить общество, школу в нравственном и моральном поведении ребенка, т.к. все закладывается в семье. А именно цзяфэн имеет фундаментальное значение в обучении и воспитании. Китайцы считают «Из сотни добродетелей самая важная - сыновнее почтение». Поэтому в передаче цзяфэна самое главное это сыновнее почтение. Профессор Цзэн Шицян утверждает что родительская любовь к своим детям это естественно, однако почтение детей к старшему поколению требует воспитания и осознания. В больших китайских семьях, где совместно проживают несколько поколений семьи ценности почтения к старшим прививаются взрослыми и устными наставлениями, и собственным примером поведения, чтобы ребенок привыкал к ситуации, и передавал свои навыки следующим. В современных условиях маленьких семей необходимо, чтобы в семье сосуществовали три поколения родственников, так как дети непосредственно смотрят на то, как родители обращаются к своим родителям и перенимают их поведение. Это один из самых реальных, доступных и удобных способов воспитания почтения. Если у родителя в сердце будут его родители, то и у детей в сердцах будут жить их родители.[4]

Если посмотреть на семью изнутри, то можно определить, что семейная культура имеет очень важное значение и приносит огромную пользу в становлении каждого члена семьи. Гэ Чэньхун в своей статье «Традиционная китайская семейная культура и её современные ценности» пишет, что концепт «семья» для китайцев содержит в себе весь смысл существования человека. Сущность понятия «семья» и его место в жизни человека давно уже не связывается с от-

Социол

огия №1 2018

Социология семьи

дельным индивидом, а ассоциируется с понятием «корень». Семья - это то место, где мы растем, и где можно хранить наши сердца и тела. Большинство китайцев соглашаются с мнением, что тот, кто по жизни не создал семью, всегда чувствует себя неустроенным и не имеющим своего уголка.[5] Цянь Тунчжоу в своей статье посвященной современным ценностям китайской традиционной культуры семьи отмечает семейное воспитание детей, семейные нормы и цзяфэн становятся пережитком тысячелетней культуры, и что жизнь крепчает, растет самоуверенность, обновляется культура самосознания. Культура традиционной китайской семьи представляет собой огромный пласт знаний, которые могут послужить хорошим уроком в современном обществе. В основе понятия культуры традиционной китайской семьи лежать одно главное понятие «мир2» в понимании Конфуцианства, которая включает в себя любовь к родным и друзьям, заботу и обеспокоенность, почтение и гармонию и другие подобные возвышенные и глубокие мысли о семье. Говорят, если в семье царит мир, то все процветает. Девизы традиционной культуры китайской семьи такие как стремиться к единству, сохраняя имеющиеся различия, совещательность, являются главными источниками теории гармоничной культуры и во многом совпадают с сегодняшней культурой гармоничного мышления.[6] Некоторые ученые, которые вновь и вновь обращаются к проблеме ценностей семейной культуры в нравственном воспитании, полагают, что семья является местом хранения культуры общества. В функционально здоровой семье успешно формируются нравственные принципы, также успешно воспитываются психические, моральные и иные качества личности. Необходимо уделять внимание на условия формирования семейной культуры, а также знать что такая микроячейка общества как семья обладает функцией нравственности в воспитании.[7]

Ученый Синь Чжоу в своем труде «Содержание теории семейной культуры, факторы и её воспитательные функции» вновь затронул вопросы семейной культуры и относительно ее пользы в воспитании детей. Как оказалось оно имеет следующие преимущества: 1) является ценностным ориентиром; 2) исправляет поведение детей; 3) имеет пользу в воспитании духовных качеств детей; 4) имеет пользу в форми-

ровании психики индивида; 5) приносит пользу в отсеивании индивидом лишней ненужной поступающей извне информации.[8] Что касается материальной стороны семейной культуры, культуры поведения и культуры сознания, то они все входят в структуру семейной культуры и образуют три части сферы нравственной составляющей и они напрямую или косвенно, доминантно или рецессивно влияют на формирование индивида, его взросление. Если говорить строго, то семейное воспитание включает в себя взаимовлияющие отношения всех членов семьи. В этом отношении наибольшее влияние оказывает семейная культура на малолетних членов семьи предоставляя им ценностные ориентиры, показывая им образцы и нормы поведения, воспитывая духовных качеств, формируя структуру их психики, и наконец развивая умение фильтрации поступающей информации. Кроме того говоря о семейной культуре необходимо учитывать как внутреннюю, так и внешнюю стороны. Чэнь Шэн в своей статье « Акцент на строительство семейной культуры» с трех сторон определил общественные функции семейной культуры: 1) образовательная функция, т.е. оно представляет собой точку концентрации нравов и обычаев многих народов, их понятий красоты и нравственности. 2) Увеселительную функцию, т.е. формирует характер людей, приносит радость в жизни людей. 3) Направляющая функция, т.е. прививает позитивные привычки людям, что является наиболее базовой функци-ей.[9]

Нормы и правила этики родственных отношений в семейной культуре является основным и важнейшим компонентом семейной культуры и включает в себя нормы общения родителей и детей, мужа и жены, старших и младших. Общение родителей и детей подразумевает «фу цы цзы сяо»3, воспитание родителями детей, забота, образование детей; отношения между мужем и женой подразумевают справедливость мужа и мягкость жены, трудолюбие и рачительность по хозяйству, разделение печалей и радостей; отношения в векторе стар-млад предполагает соблюдение субординации, терпимость стара и скромности со стороны млада. Гармония семьи - это гармония общества. «Жэнь4», «И5», «Ли6», «Чжи7», «Синь8» и множество другие подобные возвышенные понятия на сегодня являются приоритетом и необходи-

ма

мостью гармоничного общества. В обществе широкую популярность получило правило «Из сотни добродетелей самая важная - сыновнее почтение», «старик в семье что драгоценность в доме» и другие пословицы поговорки подчеркивают важность почтения.

Функции семейной культуры сформировались в условиях тесного взаимодействия семьи, общества и индивида. Целью семейной культуры является удовлетворение потребностей растущих по мере развития человека, в тоже время способствовать общественному прогрессу и утверждению гармонии в нем. В деле принесения пользы обществу семейная культура показывает образец красоты, гармонии и стабильности в отношениях и продвигает эту идеологию в общество. Это важнейшая роль для семейной культуры. Что касается влияния на людей, то семейная культура предстает в роли «магнитного поля, которое притягивает все жизненные силы, дух», тем самым повышая морально-нравственные качества членов семьи, усиливая сплоченность семьи.

Для того чтобы в семейной культуре отражалось отношение членов семьи к жизни, их сердечность, ответственность к выполняемым обязательствам, признательность к обществу, гармония необходимо чтобы каждая семья искренне усердствовала в этом направлении, занимала активную жизненную позицию по ведению здорового полного оптимизма образа жизни, мыслила прогрессивно, готовила в семье все условия для развития гармонии. Нелегко устанавливать гармонию и процветание в семье. Для этого необходима любящая забота и грамотное управление в семье, а также стараться жить в симбиозе.

Литература

1. Мяо Цзяньдун. Семейная педагогика. Издательство высшего образования, Пекин, 2009 г. С.122.

2. Чжан Дэцян. Изменения в браке и семье. Издательство Ланьчжоуского университета, Ланьчжоу, 1993г. С.10.

3. Цзэн Шицян. Оберегайте цзяфэн. Издательство Сианя, Сиань, 2015г. С.3-11.

4. Смотри выше.С.64-71.

5. Гэ Чэньхун. Традиционная китайская семейная культура и её современные ценности. 2009г.

http://theory.people.com.cn/GB/49157/ 4916579070274.htm!. 20.03.2018г.

6. Цянь Тунчжоу. Современные ценности китайской традиционной культуры семьи и её изменение. Вестник Хэнаньского технологического университета, Чжэнчжоу, 06.2016г. С. 183184.

7. Хуан Гуйхуа. Ценности нравственного воспитания культуры семьи. Вестник северозападного второго национального института, 2005 г.№ 4.

8. Синь Чжоу. Содержание теории семейной культуры, факторы и её воспитательные функции. Журнал образования Гуанчжоу, 1993г. N0 5.

9. Чэнь Шэн. Акцент на строительство семейной культуры. Нравственность и цивилизация, 1994 г. N0 4.

Ссылки:

1 Цзяфэн-семейный клан формировала стабильный образ жизни, традиционные привычки и моральный мировоззрение.

2 Хэ, гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный, соответствующий, подходящий, умеренный, гармонировать с окружающим, вторить, подпевать, умиротворять, итог, сумма. По Л. С. Переломову: «единство через разномыслие». См. https://ru.wikipedia.org/ ш1к1/%00%9А%00%ВЕ%00%ВР%Р1%84 %01%83%01%86%00%В8%00%В0%00%В0 %01%81%01%82%00%В2%00%ВЕ. 20.03.2018г.

3 Идиома описывает любящих и добрых родителей и относящихся к ним с уважением детей.

4 Жэнь, человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек, ядро плода, сердцевина.

5 И, долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга, смысл, значение, суть, дружеские отношения.

6 Ли, церемония, поклонение, этикет, приличия, культурность как основа конфуцианского мировоззрения, подношение, подарок.

7 Чжи, мудрость, ум, знание, стратагема, умудрённость, понимание.

8 Синь, искренность, вера, доверие, верный, подлинный, действительный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.