- страховые взносы, штрафные санкции и пени:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.[3]
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.[5] Список использованной литературы
1.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" и "Налоги и налогообложение" / под редакцией Ю. И. Сигидова, А. И. Трубилина.- Москва, 2012. - Сер. Высшее образование.
2. Баранников А.А.Роль бухгалтерского учета и внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности организации / А.А.Баранников, Ю.И.Сигидов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 80. - С. 441-459.
3. Балансоведение: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Экономика" и специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / [Сигидов Ю. И. и др.] ; под ред. Ю. И. Сигидова. -Москва, 2011. - Сер. Национальное экономическое образование.
4. Сигидов Ю.И.Методические вопросы анализа состояния основных средств сельскохозяйственных организаций / Ю.И.Сигидов, А.С. Ткаченко // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2009. - № 11. - С. 46-51.
5. Адаменко А.А.Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение / А.А.Адаменко, М.С.Рыбянцева // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 11. - С. 54-62.
© Н.В. Еремина, С.С. Саркисян 2015
УДК 330.8
С.С. Саркисян, Студент 2 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский Государственный Аграрный Университет, г. Краснодар, РФ
Н.В. Ерёмина
Старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский Государственный Аграрный Университет, г. Краснодар, РФ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Аннотация
В данной статье раскрываются особенности расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Ключевые слова:
Социальное страхование, страховые взносы, принципы социального страхования.
Под законодательством в налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Система российского налогового законодательства это - взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными органами власти и содержащих налогово-правовые нормы. Поскольку налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации, оно включает три уровня нормативно-правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Состав налогового законодательства включает в себя: 1) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
2) Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах;
3) Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 1 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств в организации обязательны к применению. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер. Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами. [2]
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.[3]
Поскольку основные задачи всех звеньев системы едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" [4] и другими законодательными актами.
Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов. А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.[5] Также письмо МНС
РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555 "О налогообложении транспортных услуг". Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам. Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. N ФС-6-09/899 "О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте". В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов.[6] С 1 января 2003 года было введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (далее - ПБУ 18/02), основной целью которого является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.[7] Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Сигидов Ю.И.Автоматизация управленческого учета обязательств перед бюджетом по налогам / Ю.И.Сигидов, В.В.Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 10. - С. 83-87
3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" и "Налоги и налогообложение" / под редакцией Ю. И. Сигидова, А. И. Трубилина.- Москва, 2012. - Сер. Высшее образование
4. Сигидов Ю.И.Налоговые расчеты в системе управленческого учета / Ю.И.Сигидов, В.В.Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2014. - № 1. - С. 59-70.
5. Сигидов Ю.И.Теоретико-методический подход к формированию системы управленческого учета для целей налогообложения / Ю.И.Сигидов, Ю.А.Гапоненко, А.А.Баранников // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 89. - С. 1137-1156.
6. Башкатов В.В.Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В.Башкатов, Е.Е.Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 03. - С. 1023.
7. Першин С.П. Обоснованность налоговой выгоды как условие оптимизации налогообложения / С.П.Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 49. - С. 87-95.
© Н.В. Еремина, С.С. Саркисян, 2015
УДК 33
Т.А. Селиванова, К.э.н., доцент Факультет «Экономики и финансов» Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье проанализированы основные тенденции в сфере банковского кредитования предприятий реального сектора экономики России. Рассмотрены факторы и основные проблемы, влияющие на банковское кредитование реального сектора экономики. Выявлена зависимость развития кредитных отношений коммерческих банков с реальным сектором экономики, как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий заемщиков.
Ключевые слова
Реальный сектор экономики, банковское кредитование, банки, кредитный портфель.
В реальном секторе экономики формируются первичные финансовые ресурсы, а также начинаются процессы распределения вновь созданной стоимости, поэтому коммерческие банки особое внимание уделяют его кредитованию.
Кредитование реального сектора экономики зависит от динамики его развития, потребности в кредитных ресурсах, возможностей их предоставления банками и финансовое состояние заёмщиков.
На уровень экономического развития России в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: экономические санкции, как следствие, трудности фондирования банков и предприятий, а также удорожание ресурсной базы; снижение инвестиционного рейтинга России и инвестиционной активности, падение валютного курса рубля, рост инфляции и резкое повышение ключевой ставки Банком России.
По данным Министерства экономического развития, рост ВВП России за 2014 год составил 0,6%, в предыдущем году - 1,3%., инвестиции в основной капитал снизились на 2,4%. В то же время промышленное производство выросло на 1,4%, в 2013г. - на 1,7%, что в значительной степени обусловлено эффектом импортозамещения [5].
По итогам 2014 г., в целом по промышленности происходит незначительный рост объемов производства и производительности труда, снижение инвестиций в основной капитал, в связи с экономической неопределённостью, недостатком «длинных» ресурсов и ухудшением финансовых результатов деятельности предприятий (прежде всего, за счёт убыточного IV квартала 2014 г.), особенно сильным - в обрабатывающих производствах.
Деловую активность предприятий сдерживают: изношенность оборудования (износ основных фондов превышает 50%), ухудшение социально-экономической ситуации, недостаток финансовых ресурсов, недостаточный уровень инвестиций в производство, высокий уровень инфляции в стране, колебания курсов валют, снижение платежеспособности заёмщиков. Экономические санкции закрыли доступ предприятиям к дешевым финансовым ресурсам на международных рынках капитала.
В условиях необходимости ускоренного импортозамещения кредитование предприятий реального сектора экономики должно стать приоритетным направлением деятельности российских банков. Основная причина состоит в необходимости развития отечественного производства. Кроме того предприятия имеют более транспарентную финансовую отчетность и более надёжное обеспечение в виде залогов.
На протяжении последних трёх лет удельный вес кредитных вложений, предоставленных нефинансовым организациям, по отношению к ВВП постоянно растёт, так на 1.01.2015г. он увеличился до 41,6%, или на 7,6%, что свидетельствует об опережающих темпах роста кредитных вложений по сравнению с ВВП (таблица 1).